Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
постановлением Губернатора
Ленинградской области
(в редакции постановления
Губернатора Ленинградской области
от 3 декабря 2008 года N 252-пг)
(приложение 2)
Положение
об организации эвакуации населения Ленинградской области при угрозе
и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет общие требования по организации планирования, проведения и обеспечения эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций, сложившихся в результате техногенных аварий, катастроф, стихийных или иных бедствий.
Эвакуация (отселение) населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах (вне зон действия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации).
1.2. В зависимости от времени и сроков проведения эвакуация населения может быть упреждающей (заблаговременной) и экстренной (безотлагательной). При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия проводится упреждающая эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон чрезвычайной ситуации).
Основанием для проведения упреждающей эвакуации населения является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.
Экстренная эвакуация проводится в случае возникновения чрезвычайной ситуации или нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей.
1.3. В зависимости от развития чрезвычайной ситуации и численности выводимого из зоны чрезвычайной ситуации населения установлены варианты эвакуации: локальная эвакуация, местная эвакуация, региональная эвакуация.
Локальная эвакуация проводится, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации ограничена пределами отдельных городских, сельских микрорайонов, сельских поселений и населенных пунктов, при этом численность эвакуируемого населения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается в примыкающих к зоне чрезвычайной ситуации населенных пунктах или в непострадавших районах города (вне зон действия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации).
Местная эвакуация проводится в случае, когда в зону чрезвычайной ситуации попадают отдельные районы крупных городов, муниципальные районы, городской округ, при этом численность эвакуируемого населения может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которые размещаются в безопасных районах, граничащих с зоной чрезвычайной ситуации.
Региональная эвакуация осуществляется в случае значительного распространения воздействия поражающих факторов, охватывающего территории одного или нескольких муниципальных районов с высокой плотностью населения, включающие крупные города.
В зависимости от степени охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, проводится общая эвакуация, которая предполагает вывод (вывоз) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации, или частичная эвакуация, которая предполагает вывод (вывоз) нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста и учащихся учебных заведений из зоны чрезвычайной ситуации.
1.4. Общее руководство эвакуацией населения в чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера осуществляют Губернатор Ленинградской области, главы администраций муниципальных образований, руководители организаций, учреждений и объектов экономики (независимо от форм собственности) через соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, в состав которых входят председатели эвакуационных и эвакуационно-приемных комиссий.
Непосредственная организация и проведение эвакуационных мероприятий возлагаются на эвакуационные комиссии (эвакуационные органы), создаваемые Губернатором Ленинградской области, главами администраций муниципальных образований и руководителями организаций, учреждений и объектов экономики заблаговременно в мирное время.
Право принятия решения о проведении эвакуации принадлежит Губернатору Ленинградской области и главам администраций муниципальных образований, на территории которых возникла или прогнозируется чрезвычайная ситуация.
В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по требованию начальника дежурной (диспетчерской) службы потенциально опасного объекта.
2. Планирование эвакуационных мероприятий
2.1. Организацию планирования, обеспечения и проведения эвакуационных мероприятий осуществляют эвакуационная комиссия Ленинградской области, эвакуационные и эвакуационно-приемные комиссии муниципальных образований, ведомств и объектов экономики совместно с территориальными органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Эвакуация населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера планируется и осуществляется по производственно-территориальному принципу, который предполагает вывод (вывоз) из зоны чрезвычайной ситуации рабочих, служащих, студентов и учащихся учебных заведений. Эвакуация населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания, организуется по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы.
В определенных случаях эвакуация может осуществляться по территориальному принципу, то есть непосредственно из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.
2.2. Население эвакуируется транспортом, в пешем порядке или комбинированным способом, основанным на выводе максимально возможного количества людей с одновременным вывозом остальной части населения имеющимся транспортом в наиболее сжатые сроки. Транспортом вывозятся люди, которые не могут передвигаться в пешем порядке.
2.3. Планы эвакуации оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Ленинградской области, муниципальных образований, учреждений, организаций и объектов экономики. Эвакуационно-приемные комиссии муниципальных образований разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2.4. Планирование, обеспечение и проведение эвакуационных мероприятий осуществляются во взаимодействии с органами военного управления по следующим вопросам:
а) выделение транспортных средств для обеспечения перевозок эвакуируемого населения и уточнение маршрутов эвакуации;
б) выделение сил и средств для совместного регулирования движения на маршрутах эвакуации и обеспечение охраны общественного порядка на маршрутах эвакуации, в местах сбора и размещения эвакуируемого населения;
в) организация специальной разведки;
г) выделение сил и средств для целей инженерного обеспечения эвакуации, противорадиационной и противохимической защиты населения, проведения санитарно-противоэпидемических и лечебно-эвакуационных мероприятий;
д) использование военных городков, имущества (оборудования) для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения в безопасных районах;
е) организация вывода (вывоза) военнослужащих и членов их семей из зоны чрезвычайной ситуации, их размещение и первоочередное жизнеобеспечение в безопасных районах.
2.5. В жилищно-эксплуатационных органах по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и организациях, объектах экономики составляются эвакуационные списки населения, подлежащего эвакуации, которые являются основными документами для учета, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения. Члены семей рабочих и служащих, не работающие на производстве, включаются в списки по месту работы главы семьи. Эвакуационные списки уточняются при корректировке планов эвакуации и при введении режима повышенной готовности (при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации).
2.6. Для кратковременного размещения эвакуируемого населения используются служебно-бытовые помещения, клубы, пансионаты, лечебно-оздоровительные учреждения, туристические базы, дома отдыха и санатории. При недостатке пригодных для проживания площадей организуется строительство сборно-щитовых домиков и палаточных городков, обеспечивающих в любое время года временное проживание пострадавших. В этих целях заблаговременно определяются земельные участки, пополняются строительными материалами резервы материальных ресурсов, а также определяются строительные организации, на которые будет возложено строительство сборно-щитовых домиков и палаточных городков.
3. Эвакуационные органы
3.1. Планирование и организация эвакуации населения, размещение эвакуируемого населения и возвращение его после ликвидации чрезвычайной ситуации в места постоянного проживания возлагаются на комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению противопожарной безопасности Правительства Ленинградской области, соответствующие комиссии муниципальных образований, учреждений, организаций и объектов экономики, а непосредственное руководство эвакуационными мероприятиями осуществляют эвакуационные и эвакуационно-приемные комиссии, создаваемые для решения задач в военное время и работающие во взаимодействии с территориальными органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
3.2. Состав эвакуационных органов, предназначенных для выполнения эвакуационных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в мирное время, аналогичен составу эвакуационных органов, предназначенных для решения соответствующих задач в военное время.
3.3. Экстренная эвакуация населения из зоны чрезвычайной ситуации осуществляется без развертывания сборных эвакуационных пунктов, их функции осуществляют оперативные группы администраций муниципальных образований.
3.4. При возникновении чрезвычайной ситуации с выбросом радиоактивных веществ и прогнозируемым выбросом химических веществ на внешней границе зоны чрезвычайной ситуации развертываются промежуточные пункты эвакуации, на которых осуществляются учет, перерегистрация, дозиметрический и химический контроль, санитарная обработка эвакуируемых, специальная обработка зараженной техники и пересадка населения на незараженный транспорт для доставки к местам размещения в безопасные районы.
3.5. Эвакуационные органы в своей деятельности руководствуются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ленинградской области, методическими разработками МЧС России и рекомендациями Главного управления МЧС России по Ленинградской области.
Личный состав эвакуационных органов в мирное время проходит плановую подготовку в учебно-методическом центре по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Ленинградской области, на курсах гражданской обороны, совершенствует практические навыки на учениях и штабных тренировках по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
4. Эвакуация населения и его первоочередное жизнеобеспечение
4.1. Эвакуация населения из зоны чрезвычайной ситуации опреде
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.