Решение Ленинградского областного суда
от 4 июля 2008 г. N 3-85/08
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шадриной Е.В.,
при секретаре Ивановой М.Г.,
с участием прокурора Бобковой Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Инженерно-технический центр" о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части приложения к приказу комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 19 октября 2007 года N 83-п,
установил:
19 октября 2007 года комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) издан приказ N 83-п "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод потребителям Ленинградской области, на 2008 год", текст которого опубликован в официальном издании Ленинградской области газете "Вести", N 218, 9 ноября 2007 года.
В настоящее время названный приказ действует в редакции приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 29 ноября 2007 года N 113-п, опубликованного в газете "Вести", N 253, 28 декабря 2007 года.
Настоящим приказом установлены и введены в действие с 1 января 2008 года предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, на 2008 год по муниципальным образованиям, действующие с 1 января 2008 года по 31 декабря 2008 года.
Согласно подпункту 17.4 пункта 7 приложения к приказу предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, по Тельмановскому сельскому поселению Тосненского района Ленинградской области установлен в размере 114,50%.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка: вместо "подпункту 17.4 пункта 7" следует читать "подпункту 17.4 пункта 17"
Открытое акционерное общество "Инженерно-технический центр" обратилось в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим подпункта 17.4 пункта 7 приложения к приказу комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 19 октября 2007 года N 83-п, ссылаясь на то, что решением тарифной комиссии администрации Тельмановского сельского поселения Ленинградской области от 10 июля 2007 года по результатам рассмотрения производственной программы общества и проверки обоснованности предоставленных расчетов утверждены тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ОАО "Инженерно-технический Центр" потребителям данного сельского поселения, на 2008 год в размере 17,82 руб./куб.м - на нужды населения и бюджетных организаций и в размере 19,98 руб./куб.м. - на нужды прочих потребителей и отмечено, что указанные тарифы превышают предельный индекс, установленный оспариваемой нормой приказа ЛенРТК.
По мнению заявителя, указанные обстоятельства являются основанием для установления комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области по Тельмановскому сельскому поселению предельного индекса выше, установленного по Ленинградской области. Кроме того, из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 288-О-П и информационного письма Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 8 сентября 2006 года СН-4251/5 следует, что допускается возможность установления предельного индекса по отдельному муниципальному образованию выше, установленного в среднем по субъекту Российской Федерации, в состав которого входит это муниципальное образование.
В связи с этим, заявитель считает, что оспариваемая норма противоречит части 3 статьи 4, статьям 7, 9 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организация коммунального комплекса", нарушает его права и законные интересы как организации коммунального комплекса в сфере предпринимательской деятельности, поскольку в результате ее принятия на ОАО "Инженерно-технический Центр" возлагается обязанность оказывать услуги водоотведения по тарифам, не обеспечивающим финансовые потребности общества, необходимые для реализации его производственной программы.
ОАО "Инженерно-технический центр" своего представителя в суд не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. В ходатайстве просит разбирательство дела отложить, в связи с занятостью представителя до 10 июля 2008 года в другом процессе. Доказательства наличия уважительных причин неявки не представлены. Судом причина неявки признана неуважительной и дело в соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.
Представитель комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области Мельников Н.Е., возражая против удовлетворения заявления, указал, что оспариваемая норма приказа от 19 октября 2007 года N 83-п не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя. Часть 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организация коммунального комплекса" не предусматривает обязанности органа регулирования субъекта Российской Федерации устанавливать предельный индекс с учетом производственных программ организаций коммунального комплекса, согласованных с органами тарифного регулирования муниципальных образований. Согласование производственной программы и установление тарифов на услуги ОАО "Инженерно-технический центр" к компетенции Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области не относится, в связи с чем, оспариваемая норма не подлежит проверке на соответствие статьям 7, 9 указанного Федерального закона.
Выслушав объяснения представителя комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области Мельникова Н.Е., заключение участвующего в деле прокурора Бобковой Г.Г., полагавшей в удовлетворении требований заявителя отказать, проанализировав действующее федеральное и областное законодательство, суд находит заявление открытого акционерного общества "Инженерно-технический центр" не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
В силу пункта "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации установление правовых основ единого рынка находится в ведении Российской Федерации.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных воды, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организация коммунального комплекса".
Согласно части 3 статьи 4 указанного Закона органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, устанавливают предельные индексы по муниципальным образованиям до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Указанные предельные индексы устанавливаются исходя из объемов производимых товаров и оказываемых услуг организаций коммунального комплекса с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также с учетом местных и иных особенностей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3, статьями 34, 40 закона Ленинградской области от 27 октября 1994 года N 6-оз "Устав Ленинградской области", пунктами 1.1, 1.3, подпунктом "б" пункта 3.2.2 положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 12 ноября 2004 года N 255, комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области и осуществляет государственное регулирование тарифов и контроль за порядком ценообразования на территории Ленинградской области. В рамках своих полномочий ЛенРТК принимает нормативные правовые акты Ленинградской области в форме приказов, а также правовые акты, имеющие ненормативный характер, в форме распоряжений. В сфере регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, ЛенРТК самостоятельно осуществляет полномочия по установлению предельных стоимостей (с учетом всех надбавок) коммунальных услуг по муниципальным районам в разрезе поселений и/или максимальных индексов изменения этих предельных стоимостей.
Таким образом, комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области как орган исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющий функции государственного регулирования цен (тарифов), при принятии оспариваемой нормы действовал в пределах своей компетенции.
Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 11 апреля 2007 года N 68-э/5 установлены предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в среднем по субъектам Российской Федерации, в том числе, по Ленинградской области, - 114,5%.
Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий по установлению предельного уровня цен на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям в подпункте 17.4 приложения к приказу от 19 октября 2008 года N 83-п по Тельмановскому сельскому поселению Тосненского района Ленинградской области установлен тот же предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, что и Приказом ФСТ Российской Федерации от 11 апреля 2007 года N 68-э/5, - 114,5%.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 291-О-П и информационном письме Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 11 августа 2006 года N СН-4251/5, на которые ссылается заявитель, речь идет о возможности установления по муниципальным образованиям предельных индексов, отличных от предельного максимального индекса, устанавливаемого в среднем по субъекту Российской Федерации, но из них не следует безусловная обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации устанавливать по муниципальным образованиям предельный индекс, выше или ниже предельного индекса, устанавливаемого по субъекту Российской Федерации.
Кроме того, суд считает, что такая возможность допускается только при наличии законных оснований, то есть оснований, предусмотренных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Между тем, названный Федеральный закон, в том числе, его статьи 3, 4, 7, 9, которым, по мнению заявителя, противоречит оспариваемая норма, не предусматривает обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации при установлении предельного индекса по муниципальному образованию учитывать согласованную органом регулирования муниципального образования производственную программу конкретного юридического лица, оказывающего услуги по водоснабжению и водоотведению на территории данного муниципального образования.
Из материалов дела следует, что одним из основных видов деятельности ОАО "Инженерно-технический центр" является эксплуатация канализационных очистных сооружений (прием и очистка хозбытовых стоков). В границах Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области ОАО "Инженерно-технический центр" оказывает услуги по водоотведению и очистке стоков и при этом потребители поселения, обслуживаемые с использованием систем водоотведения общества, потребляют 100% услуги этой организации коммунального комплекса.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Согласно частям 2, 3 статьи 5 того же Закона регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, осуществляют органы регулирования муниципальных образований, которые согласовывают производственные программы организаций коммунального комплекса, устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
Регулирование тарифов ОАО "Инженерно-технический центр" осуществил орган регулирования муниципального образования, в данном случае - тарифная комиссия администрации Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области, которая, в том числе, согласовала производственную программу организации и установила тарифы на услуги организации по отводу сточной жидкости (канализации), оказываемые потребителям указанного поселения, на 2008 год. На эти обстоятельства указывает и ОАО "Инженерно-технический центр" в своем заявлении.
В связи с этим, доводы заявителя о том, что тарифной комиссией администрации Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области утверждены тарифы на оказываемые ОАО "Инженерно-технический центр" услуги, превышающие предельный индекс, установленный приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 19 октября 2007 года N 83-п по данному сельскому поселению, не могут быть приняты во внимание суда, поскольку касаются вопросов проверки применения оспариваемого нормативного правового акта и проводятся судом в ином порядке. По этим же основаниям судом в рамках настоящего дела не может быть проверено соблюдение органом регулирования муниципального образования требований статей 3, 7, 9 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" при установлении тарифов на услуги ОАО "Инженерно-технический центр".
На основании изложенного суд приходит к выводу, что установление оспариваемой заявителем нормой предельного индекса по Тельмановскому сельскому поселению Тосненского района Ленинградской области осуществлено в пределах компетенции Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, в соответствии с предельным индексом, установленным для Ленинградской области Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 11 апреля 2007 года N 68-э/5, не противоречит нормам федерального законодательства и не нарушает гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя, а потому заявление ОАО "Инженерно-технический центр" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-198, 251-253 ГПК РФ, суд
решил:
открытому акционерному обществу "Инженерно-технический центр" в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим подпункта 17.4 пункта 7 приложения к приказу комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 19 октября 2007 года N 83-п "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод потребителям Ленинградской области, на 2008 год" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме через Ленинградский областной суд.
Судья |
Е.В. Шадрина |
Решение принято в окончательной форме 9 июля 2008 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Открытое акционерное общество "Инженерно-технический центр" обратилось в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим подпункта 17.4 пункта 7 приложения к приказу комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 19 октября 2007 года N 83-п, ссылаясь на то, что решением тарифной комиссии администрации Тельмановского сельского поселения Ленинградской области от 10 июля 2007 года утверждены тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ОАО "Инженерно-технический Центр" потребителям данного сельского поселения, на 2008 год в размере 17,82 руб./куб.м - на нужды населения и бюджетных организаций и в размере 19,98 руб./куб.м. - на нужды прочих потребителей и отмечено, что указанные тарифы превышают предельный индекс, установленный оспариваемой нормой приказа ЛенРТК.
Суд отказал в удовлетворении заявления, поскольку установление оспариваемой заявителем нормой предельного индекса по Тельмановскому сельскому поселению Тосненского района Ленинградской области осуществлено в пределах компетенции Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, в соответствии с предельным индексом, установленным для Ленинградской области Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 11 апреля 2007 года N 68-э/5, не противоречит нормам федерального законодательства и не нарушает гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Решение Ленинградского областного суда от 4 июля 2008 г. N 3-85/08
Текст решения официально опубликован не был