Решение Ленинградского областного суда
от 21 ноября 2008 г. N 3-158\08
Ленинградский областной суд в составе:
Председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,
С участием прокурора Марченко А.В.
При секретаре Лебедевой Т.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора о признании недействующими пунктов 1, 2 и 3 Постановления Правительства Ленинградской области N 258 от 17.10.2007г. "О внесении изменений в Постановления Правительства Ленинградской области N 494 от 26.12.2007г. "О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством РФ существующей сети особо охраняемых природных территорий Ленинградской области "....",
установил:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Ленинградский областной суд с заявлением о признании недействующим пункта 1 Постановления Правительства Ленинградской области N 258 от 17.10.2007г. "О внесении изменений в Постановление Правительства Ленинградской области от 26.12.1996г. N 494 "О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством РФ существующей сети особо охраняемых природных территорий Ленинградской области" с момента опубликования (14 ноября 2007 года).
Постановлением Правительства Ленинградской области N 494 от 26.12.1996г. утвержден Паспорт особо охраняемой природной территории Ленинградской области "Озеро Красное". Документы, обосновывающие статус природного объекта, получили положительное заключение государственной экологической экспертизы N 37 от 14.01.1999 г.
Пунктом 1 Постановления Правительства Ленинградской области N 258 от 17.10.2007г. внесены изменения в Паспорт особо охраняемой природной территории Ленинградской области "Озеро Красное" и увеличена площадь памятника природы "Озеро Красное" и акватория озера.
В нарушение п.5 ст.12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" вносимые изменения не проходили государственную экологическую экспертизу.
В заявлении от 30 октября 2008 года прокурор уточнил заявленные требования и просит признать недействующими пункты 1 и 2 названного Постановления Правительства Ленинградской области от 17.10.2007г. N 258 с момента опубликования (14 ноября 2007 года).
Постановлением Правительства Ленинградской области N 494 от 26.12.1996г. утверждено Положение о государственном природном комплексном заказнике "Белый камень". Документы, обосновывающие статус природного объекта, получили положительное заключение государственной экологической экспертизы N 37 от 14.01.1999г.
Абзацем 2 пункта 1 и пунктом 2 Постановления Правительства Ленинградской области N 258 от 17.10.2007г. увеличена площадь заказника, внесены изменения в Положение о государственном природном комплексном заказнике "Белый камень". Также пунктом 2 указанного Постановления внесены изменения в Положение о государственном природном комплексном заказнике "Белый камень", территория заказника разделена на земельные участки с интенсивным природопользованием и участки с особым режимом охраны. В новой редакции Положения (Приложение 1 к Постановлению Правительства Ленинградской области N 258 от 17.10.2007г.) отсутствует прямой запрет на отвод земель под любое строительство, распашку, организацию садоводств и огородничеств, другие виды промышленного, сельскохозяйственного и социального использования в государственном и частном секторах.
Однако, материалы, обосновывающие внесенные изменения, в нарушение ст.12 ФЗ "Об экологической экспертизе" положительное заключение экологической экспертизы не получили.
В заявлении от 6 ноября 2008 года прокурор просит признать недействующими пункты 1 и 2 Постановления Правительства Ленинградской области N 258 от 17.10.2007г. "О внесении изменений в Постановление Правительства Ленинградской области N 494 от 26.12.1996 г. "О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством РФ существующей сети особо охраняемых природных территорий Ленинградской области" по тем же основаниям , которые изложены в предыдущих заявлениях.
В дополнительном заявлении от 20 ноября 2008 года Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор просит признать недействующими пункты 1, 2, 3 Постановления Правительства Ленинградской области N 258 от 17.10.2007г. с момента вступления в силу решения суда.
В обоснование заявления указано, что пунктами 1, 2 и 3 Постановления Правительства Ленинградской области N 258 от 17.10.2007г. увеличена площадь заказника "Белый камень" и особо охраняемой природной территории (ООПТ) "Озеро Красное", внесены изменения в Положение о государственном природном комплексном заказнике " Белый камень" и Паспорт ООПТ "Озеро Красное" (Приложения 1 и 2 соответственно).
В нарушение п.5 ст.12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" материалы, обосновывающие внесенные изменения, не получили положительного заключения экологической экспертизы.
Пунктами 3, 5, 6 Положения о заказнике "Белый Камень" установлены границы, месторасположение и площадь заказника, пунктами 2, 4 установлен статус и профиль заказника, геологические показатели, пунктами 8, 9 -режим охраны, введен запрет на тот или иной вид хозяйственной деятельности на территории заказника.
Пунктами 3, 4, 5, 6 Паспорта "Озеро Красное" установлены границы, месторасположение и площадь территории ООПТ, статус и профиль ООПТ, ширина водоохраной# зоны озера, геологические показатели, пунктами 7, 8, 9 установлен режим охраны, введен запрет на тот или иной вид хозяйственной деятельности на территории ООПТ.
Положение о заказнике "Белый Камень" и Паспорт "Озеро Красное" являются нормативно-технической и инструктивно-методической документацией, реализация которой может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду. Проекты названной документации согласно п.1 ст.12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" подлежали государственной экологической экспертизе.
В ходе судебного разбирательства участвующий в деле прокурор Марченко А.В. просит удовлетворить требования прокурора, поддерживает последнее заявление прокурора.
Просит удовлетворить требования прокурора по тем основаниям, которые изложены в заявлении. Отмечает, что в новой редакции Положения о государственном природном комплексном заказнике "Белый Камень" (Приложение N 1 к Постановлению Правительства Ленинградской области N 258 от 17.10.2007г.) изменена не только площадь заказника, но изменены и пункты 3, 5, 6, 8.2 и 8.3, а именно: изменился режим охраны, территория заказника разделена на участки, отменены запреты на все виды хозяйственной деятельности.
В новой редакции Паспорта особо охраняемой природной территории Ленинградской области "Озеро Красное" (Приложение N 2 к Постановлению Правительства Ленинградской области N 258 от 17.10.2007г) изменена не только его площадь и акватория озера; указанная площадь зеркала озера не соответствует фактической; отсутствуют положения о режиме охраны, перечисленные в старой редакции пункта 13 Паспорта, в частности, не установлен запрет на рубку; изменен перечень землепользователей (п.9 новой редакции и п.15 старой редакции Паспорта).
Пункт 5 Паспорта "Озера Красное" в части установления ширины водоохраной# зоны озера не соответствует требованиям п.6 ст.65 Водного кодекса РФ.
В судебном заседании представитель Правительства Ленинградской области Яровая И.А. требования прокурора признала, указав, что 17 ноября 2008 года Правительством Ленинградской области принято Постановление N 365, которым признаны утратившими силу пункты 1-3 Постановления Правительства Ленинградской области N 258 от 17 октября 2007 года. Постановление Правительства Ленинградской области N 365 от 17.10.07 в ближайшее время будет опубликовано.
В письменном объяснении представитель Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области Т.А.Гладышева считала изложенные в заявлении прокурора доводы обоснованными, полагая, что Постановление Правительства Ленинградской области N 258 от 17.10.2007г. подлежало государственной экологической экспертизе. Обращает внимание суда на Постановление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N 6-П, п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 48 от 29.11.2007г.
В судебном заседании представитель Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области Т.А.Гладышева полагает требования прокурора обоснованными по существу.
Изучив материалы дела, заслушав участвующего в деле прокурора Марченко А.В. , представителя Правительства Ленинградской области Яровую И.А. представителя Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области Гладышеву Т.А., исследовав и оценив представленные доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
17 октября 2007 года Правительством Ленинградской области принято Постановление N 258 "О внесении изменений в Постановления Правительства Ленинградской области от 26 декабря 1996 года N 494 "О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством РФ существующей сети особо охраняемых природных территорий Ленинградской области" и от 26 декабря 2005 года N 336 "Об утверждении Примерного Положения о государственных природных заказниках регионального значения в Ленинградской области и Примерного Положения о памятниках природы регионального значения в Ленинградской области" (в дальнейшем Постановление Правительства Ленинградской области N 258 от 17.10.2007г. "О внесении изменений в Постановления Правительства Ленинградской области от 26 декабря 1996 года N 494 "О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством РФ существующей сети особо охраняемых природных территорий Ленинградской области"....").
Постановление Правительства Ленинградской области N 258 от 17 октября 2007 года опубликовано в Вестнике Правительства Ленинградской области N 69 от 14 ноября 2007 года и вступило в законную силу.
Пунктом 1 Постановления Правительства Ленинградской области N 258 от 17.10.2007г. предусмотрено:
Внести в перечень особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Ленинградской области регионального значения, утвержденный Постановлением Правительства Ленинградской области от 26 декабря 1996 года N 494 "О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством РФ существующей сети особо охраняемых природных территорий Ленинградской области", следующие изменения:
в строке 18 раздела 1 "Заказники" в графе "Площадь (гектаров)" цифры "3000" заменить цифрами "5616";
в строке 3 раздела 2 "Памятники природы" в графе "Площадь (гектаров)" слова "650, из них акватория озера -250" заменить словами "1390, в том числе акватория озера-913".
Пунктом 2 Постановления Правительства Ленинградской области N 258 от 17.10.2007г. в Положение о государственном природном комплексном заказнике "Белый камень", утвержденное Постановлением Правительства Ленинградской области от 26 декабря 1996 года N 494 "О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством РФ существующей сети особо охраняемых природных территорий Ленинградской области" внесены изменения, названное Положение изложено в редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению.
Пунктом 3 Постановления Правительства Ленинградской области N 258 от 17 октября 2007 года в Паспорт особо охраняемой природной территории Ленинградской области "Озеро Красное", утвержденный Постановлением Правительства Ленинградской области от 26 декабря 1996 года N 494 "О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством РФ существующей сети особо охраняемых природных территорий Ленинградской области" внесены изменения, Паспорт изложен в редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
Приложением 1 к данному Постановлению является Положение о государственном природном комплексном заказнике "Белый камень". В пункте 1 Положения отражено, что оно разработано в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" и Постановлением Правительства Ленинградской области от 26.12.2005 г. N 336 "Об утверждении Примерного положения о государственных природных заказника регионального значения в Ленинградской области и Примерного положения о памятниках природы регионального значения в Ленинградской области".
В абзаце 2 пункта 1 Положения отмечено, что государственный природный комплексный заказник "Белый камень" организован решением Леноблисполкома от 26.02.1979 г. N 94"О реорганизации охотничьих заказников местного значения".
В пункте 2 Положения указано, что заказник является особо охраняемой природной территорией регионального значения. В пункте 3 Положения определено местоположение заказника с перечислением занимаемых кварталов и выделов.
В пункте 4 отмечено, что профиль заказника - комплексный.
В пункте 4.1 перечислены цели организации Заказника, а в пункте 4.2 особо охраняемые виды.
Пунктом 5 Положения установлена площадь Заказника, в том числе, акватории - 5616 га.
Пунктом 6 определена общая протяженность границ Заказника, местонахождение и протяженность северной, восточной, южной и западной границ Заказника. Пунктом 7 определены органы, осуществляющие государственное управление и государственный контроль в сфере организации и функционирования Заказника.
Пункт 8 Положение предусматривает введение режима особой охраны для регулирования хозяйственной деятельности с зонированием территории:
земельные участки, включающие особо ценные природные комплексы и объекты, где запрещается любая хозяйственная деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов (подпункт 8.1 "а", "б", "в");
земельные участки с экстенсивным природопользованием, с указанием границ кварталов и выделов, их площадь (подпункт 8.2);
земельные участки интенсивного природопользования с указанием границ кварталов и выделов , их площадь (подпункт 8.3).
В последнем подпункте содержится оговорка о том, что земельные участки отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения и не предоставленные в частную собственность, могут находиться в собственности Ленинградской области.
Пунктом 9, 9.1 и 9.2 предусмотрено, что в границах земельных участков Заказника, включающих особо ценные природные комплексы и объекты запрещено совершение действий (перечисленных в подпункте 9.1) и разрешены мероприятия, указанные в подпункте 9.2. Рекомендуемые мероприятия содержатся в подпункте 9.3.
В пункте 10 оговорено, что объявление территории Заказником не влечет за собой изъятия земель. Пункты 11, 12, 13, 15 посвящены вопросам необходимости соблюдения режима особой охраны (в том числе, при разработке проектно-планировочной документации, при производстве работ) и ответственности за его нарушение.
Пунктом 14 Положения предусмотрено, что финансирование Заказника осуществляется за счет средств областного бюджета Ленинградской области и иных, не запрещенных действующим законодательством источников.
Согласно п.16 Положения внесение изменений в настоящее Положение, а также реорганизация и ликвидация Заказника осуществляются в порядке, установленном действующим законодательством.
Охрана Заказника и контроль за соблюдением установленного на его территории режима осуществляются соответствующим Комитетом и ЛОГУ "Управление по природным комплексам и объектам Ленинградской области".
Приложением N 2 к Постановлению Правительства Ленинградской области N 258 от 17.10.2007г. является Паспорт особо охраняемой природной территории (ООПТ) Ленинградской области "Озеро Красное".
В пунктах 1-3 Паспорта отражено, что озеро Красное имеет региональный статус, отражены его категория и вид, также цели его создания.
В пунктах 4 и 5 Паспорта указано его местонахождение, дано описание границ. В том числе отмечено, что ширина водоохраной# зоны составляет 200 м от береговой линии озера.
Согласно пункту 6 площадь территории 1390 га, в том числе акватория озера - 913 га. В этом же пункте дано краткое описание озера; отмечено, что площадь зеркала озера - 9, 13 кв. м; указана максимальная его ширина, площадь водосборного бассейна; дано описание поверхностных притоков и донных отложений озера.
В пункте 7 Паспорта отражены объекты охраны; в пункте 8 Паспорта перечислены действия, которые запрещено осуществлять на территории памятника природы.
Пункт 9 Паспорта содержит допустимые виды использования памятника природы и занимаемой им территории, а пункт 11 - рекомендуемые мероприятия.
Данная особо охраняемая территория находится в управлении Правительства Ленинградской области, его функционирование и охрана обеспечивается ЛОГУ "Управление по природным комплексам и объектам Ленинградской области" (пункт 10 Паспорта).
Постановлением Правительства Ленинградской области от 17 ноября 2008 года N 395 признаны утратившими силу пункты 1-3 Постановления Правительства Ленинградской области от 17 октября 2007 года N 258 "О внесении изменений в Постановления Правительства Ленинградской области от 26.12.1996г N 494 "О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством РФ существующей сети особо охраняемых природных территорий Ленинградской области".." .
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка: вместо "от 17 ноября 2008 года N 395" следует читать "от 17 ноября 2008 года N 365"
На момент рассмотрения дела судом Постановление Правительства Ленинградской области N 395 от 17.11 2008г не опубликовано и не вступило в законную силу, что участниками процесса не оспаривается.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка: вместо "Постановление Правительства Ленинградской области N 395 от 17.11 2008 г" следует читать "Постановление Правительства Ленинградской области N 365 от 17.11 2008 г."
Рассмотрев заявленные прокурором требования, суд приходит к выводу о том, что они, по существу, включают в себя и требования о признании недействующими Приложений NN 1 и 2 к Постановлению Правительства Ленинградской области N 258 от 17.10.2007г. При рассмотрении настоящих требований суд использует и полномочия, предоставленные ему ч.3 ст. 246, ст. 249 ГПК РФ и соответствующими разъяснениями, содержащимися в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 48 от 29.11.2007.
Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся природопользование, особо охраняемые природные территории.
В силу ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые согласно ч. 5 данной нормы не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и ч. 2 настоящей статьи.
Пунктом 1 ст.1 Федерального закона 184-ФЗ от 6.10.99 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995г. N 33-ФЗ определено, что особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Статьей 2 этого Закона установлены категории и виды особо охраняемых природных территорий; к ним, в том числе, относятся государственные природные заказники и памятники природы. Этой же нормой предусмотрено, что особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ; особо охраняемые природные территории регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов РФ.
Статьей 1 названного Федерального закона предусмотрено, что законодательство РФ об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Отношения в области экологической экспертизы регулирует Федеральный закон N 174-ФЗ от 23.11.1995 г. "Об экологической экспертизе".
Законодательство об экологической экспертизе основывается на соответствующих положениях Конституции РФ, Федерального закона "Об охране окружающей среды" и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также иных законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Полномочия Российской Федерации и субъектов РФ в области экологической экспертизы определены ст.ст. 5-6.1 настоящего Федерального закона.
Так, полномочие по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ в соответствии со ст. 6 Федерального закона 174-ФЗ от 23.11.1995г.
Согласно ст.12 Федерального закона 174-ФЗ от 23.11.1995г. объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются:
проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ(п.1);
объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы в случае внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В Постановлении Правительства Ленинградской области N 494 от 26 декабря 1996 г. "О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством РФ существующей сети особо охраняемых природных территорий Ленинградской области" отражено, что на основании действующего законодательства в 1995 г-1996г были выполнены работы по инвентаризации и анализу состояния природных комплексов, заказников и памятников природы, утвержденных решением Леноблисполкома от 29.03.1976г. N 145 "О создании заказников и признании памятниками природы ценных природных объектов на территории Ленинградской области".
В результате проведенных работ пунктом 1 названного Постановления Правительства Ленинградской области был утвержден перечень особо охраняемых природных территорий Ленинградской области в количестве 20 заказников и 13 памятников областного значения согласно приложению 1.
Пунктом 2 Постановления Правительства Ленинградской области N 494 от 26.12.1996г утверждены вновь положения, паспорта и границы особо охраняемых природных территорий в соответствии с перечнем согласно приложению 2.
В строке 18 Раздела 1 "Заказники" Приложения 1 был указан комплексный заказник Белый камень (Лужский район), площадью 3000 га.
В строке 3 раздела 2 "Памятники природы" был указан гидрологический и геологический памятник природы "Озеро Красное" площадью 650 га, из них акватория озера - 250.
В приложении N 2 содержится Положение о государственном природном заказнике "Белый камень" и Паспорт особо охраняемой природной территории Ленинградской области "Озеро Красное".
Постановление Правительства Ленинградской области N 494 от 26.12.1996г. получило положительное заключение государственной экологической экспертизы N 37 от 14.01.1999г., копия которого имеется в материалах дела.
Постановлением Правительства Ленинградской области N 336 от 26.12.2005г. утверждены Примерное положение о государственных природных заказниках регионального значения в Ленинградской области и Примерное положение о памятниках природы регионального значения в Ленинградской области.
В п. 22 Примерного положения о государственном природном заказнике регионального значения в Ленинградской области приведена примерная структура Положения о государственном природном заказнике регионального значения, а в п. 18 Примерного положения о памятниках природы регионального значения в Ленинградской области перечислены положения, которые должны быть отражены в Паспорте памятника природы регионального значения.
Согласно п.п. 10 и 11 Примерного Положения о государственном заказнике образование, а также изменение границ, реорганизация государственных природных заказников регионального значения осуществляется в том же порядке, что и их образование, а именно - Правительством Ленинградской области.
Согласно п.п. 8, 13 Примерного положения о памятниках природы регионального значения в Ленинградской области природные комплексы и объекты объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими - особо охраняемыми природными территориями регионального значения, а также изменение границ и режима особой охраны территорий памятников природы регионального значения производится Правительством Ленинградской области.
Исследовав пункт 1-3 Постановления Правительства Ленинградской области N 258 от 17.10.2007г., суд считает, что пункт 1 содержит нормы технического и правового характера, а пункты 2 и 3 утверждают документы нормативно-технического характера, которые подлежат государственной экологической экспертизе в силу п.1 ст.12 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
Исследовав Приложение N 1 к Постановлению Правительства Ленинградской области N 258 от 17.10.2007г. - Положение о государственном природном комплексном заказнике "Белый камень", содержащее, в том числе, и сведения о его статусе, местоположении (с указанием конкретных кварталов и выделов), профиле заказника, его целей, перечень особо охраняемых объектов, площадь и границы заказника, данные о зонировании территории, участки особого режима, запрещаемые, рекомендуемые и разрешаемые мероприятия, положения о правовом регулировании на территории заказника; порядок внесения изменений и ликвидации заказника, положения об охране заказника, суд считает, что названное Положение является нормативным правовым актом, содержащем нормативно-технические и инструктивно-методические положения, которое в силу п.1 ст.12 Федерального закона 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" подлежит государственной экологической экспертизе регионального уровня. Однако проект названного Положения в редакции Постановления Правительства Ленинградской области N 258 от 17.10.2007г. не прошел соответствующей экологической экспертизы.
Изучив Приложение N 2 к Постановлению Правительства Ленинградской области N 258 от 17.10.2007г.- Паспорт особо охраняемой природной территории Ленинградской области "Озеро Красное", в котором отражено наименование, назначение, его статус, местоположение, границы , категория и вид памятника природы, занимаемая им площадь, режим особой охраны, допустимые виды использования, режим охранной зоны, запрещаемые, рекомендуемые мероприятия, суд считает названный Паспорт нормативным правовым актом , содержащим нормативно-технические и инструктивно-методические положения, который в силу п.1 ст.12 Федерального закона 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" является объектом государственной экологической экспертизы. Однако проект названного Паспорта в редакции Постановления Правительства Ленинградской области N 258 от 17.10.2007 года не прошел соответствующей экологической экспертизы.
Проанализировав строку 18 Раздела 1 "Заказники" Приложения 1, Приложение 2 к Постановлению Правительства Ленинградской области N 494 от 26.12.1996г. и п.п.1 и 2 названного постановления, а также абзац 2 п.1 Постановления Правительства Ленинградской области N 258 от 17.10.2007г. суд считает обоснованным довод прокурора о том, что последней оспариваемой нормой увеличены размеры заказника "Белый камень" с 3000 га до 5616 га. Однако данное изменение объекта экологической экспертизы (Постановления Правительства Ленинградской области N 494 от 26.12.1996 и Приложения N 1 к нему в части регулирования заказника "Белый камень", Положения о государственном природном комплексном заказнике "Белый камень") в нарушение последнего абзаца п.5 ст.12 Федерального закона N 174-ФЗ от "Об экологической экспертизе" не прошло экологической экспертизы.
Проанализировав строку 3 раздела 2 "Памятники природы" Приложения 1, Приложение 2 к Постановлению Правительства Ленинградской области N 494 от 26.12.1996г., п.1 и п.2 названного постановления, а также абзац 3 п.1 Постановления Правительства Ленинградской области N 258 от 17.10.2007г. суд считает обоснованным и довод прокурора о том, что последней оспариваемой нормой увеличены размеры памятника природы "Озеро Красное" с 650 га , из них акватория озера - 250 га , до 1390 га ,в том числе акватория озера - 913 га. Однако данное изменение объекта экологической экспертизы (Постановления Правительства Ленинградской области N 494 от 26.12.1996г. и Приложения 1 к нему в части регулирования ООПТ "Озеро Красное", Паспорта особо охраняемой природной территории "Озеро Красное") в нарушение последнего абзаца п.5 ст.12 Федерального закона 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" также не прошло экологической экспертизы.
Изучив Положение о государственном природном заказнике "Белый камень", утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области N 494 от 26.12.1996г. (в редакции Постановлений Правительства Ленинградской области N 213 от 27.11.2002г., N 239 от 03.12.2003г., N 8 от 26.01.2005г.) и названное Положение в редакции Постановления Правительства Ленинградской области N 258 от 17.10.2007г. суд приходит к выводу о том, что в названное Положение (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области N 258 от 17.10.2007г) внесены изменения, в результате которых изменена не только площадь заказника (п.5 и п.6 соответственно), но и введено зонирование территории с выделением конкретных земельных участков с особым режимом охраны, с экстенсивным и интенсивным природопользованием (п.п.8.1-8.3), изменен объем запретительных мероприятий (п.9.1 и п.12 соответственно), объем разрешенных действий (п. 9.2 и п.12 соответственно), изменены рекомендуемые мероприятия (п.9.3 и п.12 соответственно).
Таким образом и непосредственно Положение о государственном природном комплексном заказнике "Белый камень", при изменении его редакции Постановлением Правительства Ленинградской области N 258 от 17.10.2007г. в соответствии с абзацем последним п.5 ст.12 Федерального закона 174-ФЗ должно было пройти государственную экологическую экспертизу, что сделано не было.
Изучив паспорт особо охраняемой природной территории Ленинградской области (ООПТ) "Озеро Красное", утвержденный Постановлением Правительства Ленинградской области N 494 от 26.12.1996г. (в редакции Постановлений Правительства Ленинградской области от 27.11.2002г. N 213 , от 03.12.2003г. N 239) и названный Паспорт в редакции Постановления Правительства Ленинградской области N 258 от 17.10.2007г. суд также считает , что в названном Паспорте изменена не только площадь памятника природы (п.6 и п.5 соответственно), но и режим охраны памятника (п.п.8, 9, 11 и п.13 соответственно), изменен перечень землепользователей (пункт 9 и пункт 15 соответственно).
Поэтому и непосредственно Паспорт ООПТ "Озеро Красное", при изменении его редакции Постановлением Правительства Ленинградской области N 258 от 17.10.2007г. в соответствии с последним абзацем п.5 ст.12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" должен был пройти государственную экологическую экспертизу, что сделано не было.
Суд также считает, что ширина водоохраной# зоны озера - 200м не соответствует требованиям ч.6 ст.65 Водного кодекса РФ. Согласно последней федеральной нормы ширина водоохраной# зоны озера составляет 50 метров.
Суд учитывает также, что в пункте 6 Паспорта ООПТ "Озеро Красное" в редакции Постановления Правительства Ленинградской области N 258 от 17.10.2007г. отмечено, что площадь зеркала озера составляет 9,13 кв.км. Однако из ответа Невско-Ладожского бассейнового водного управления N р6-18-663 от 22.02.2008г. следует, что площадь зеркала озера иная - 8,8 кв.км.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том , что подлежит признанию недействующими, как не соответствующие п.п.1, 5 ст.12 Федерального закона "Об экологической экспертизе", ч.6 ст.65 Водного кодекса РФ, пункты 1, 2, 3 Постановления Правительства Ленинградской области N 258 от 17.10.2007 и Приложение N 1 и Приложение N 2 к данному постановлению.
Руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, разъяснениями, содержащимся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 48 от 29.11.2007г., учитывая конкретные обстоятельства, тот факт, что нормы оспариваемых нормативных правовых актов применялись, суд считает возможным признать перечисленные оспариваемые нормы недействующими именно с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункты 1, 2 и 3 Постановления Правительства Ленинградской области N 258 от 17.10.2007г. "О внесении изменений в Постановления Правительства Ленинградской области N 494 от 26.12.1996г. "О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством РФ существующей сети особо охраняемых природных территорий Ленинградской области"...".
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Приложение N 1 и Приложение N 2 к Постановлению Правительства Ленинградской области N 258 от 17.10.2007г. "О внесении изменений в Постановления Правительства Ленинградской области N 494 от 26.12.1996г. "О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством РФ существующей сети особо охраняемых природных территорий Ленинградской области" ...".
Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы и кассационного представления через Ленинградский областной суд в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме
Судья |
Е.Е. Морозкова |
Решение в окончательной форме изготовлено 1 декабря 2008г
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ленинградский областной суд удовлетворил заявление Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора о признании недействующим пунктов 1, 2, 3 постановления Правительства Ленинградской области N 258 от 17 октября 2007 г. "О внесении изменений в Постановление Правительства Ленинградской области от 26.12.1996г. N 494 "О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством РФ существующей сети особо охраняемых природных территорий Ленинградской области".
Оспариваемыми нормами изменены Паспорт особо охраняемой природной территории Ленинградской области "Озеро Красное" и увеличена площадь памятника природы "Озеро Красное" и акватория озера; увеличена площадь заказника "Белый камень" и внесены изменения в Положение о государственном природном комплексном заказнике "Белый камень".
Заявление прокурора удовлетворено, поскольку в нарушение п.5 ст.12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" вносимые изменения не проходили государственную экологическую экспертизу.
Решение Ленинградского областного суда от 21 ноября 2008 г. N 3-158\08
Текст решения официально опубликован не был