Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 25 ноября 2009 г. N 352 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
Долгосрочная целевая программа "Социальная поддержка граждан
пожилого возраста и инвалидов в Ленинградской области" на 2009 - 2010 годы
(утв. постановлением Правительства Ленинградской области
от 30 марта 2009 года N 82)
25 ноября 2009 г.
Паспорт долгосрочной целевой программы
"Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов
в Ленинградской области" на 2009 - 2010 годы
Полное наименование |
Долгосрочная целевая программа "Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов в Ленинградской области" на 2009 - 2010 годы (далее - Программа) |
Цели Программы |
Создание условий для повышения качества жизни пожилых людей и инвалидов на основе обеспечения потребности в доступных и качественных социальных услугах; социальная реабилитация и общественная интеграция пожилых людей и инвалидов, содействие активному участию в жизни общества; государственная социальная поддержка пожилых людей и инвалидов |
Основные задачи Программы |
Создание условий для сохранения жизненной активности, реализации внутреннего потенциала граждан пожилого возраста и инвалидов; увеличение охвата инвалидов мерами социальной реабилитации, повышение эффективности их социальной реабилитации и интеграции в общество; создание и модернизация дополнительных 38 специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов; обеспечение государственной поддержки общественных организаций инвалидов; увеличение обеспеченности инвалидов техническими и вспомогательными средствами; усиление координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений по решению актуальных проблем жизнеобеспечения граждан пожилого возраста и инвалидов |
Разделы Программы |
Повышение благосостояния граждан пожилого возраста и инвалидов посредством оказания различных видов социальной помощи Социальная реабилитация и общественная интеграция инвалидов Содействие занятости граждан пожилого возраста и инвалидов Проведение организационно-методической работы |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе, с указанием источников финансирования (в действующих ценах года реализации Программы) |
Программа реализуется за счет средств областного бюджета. Общий объем финансирования - 7560,0 тыс. рублей, в том числе: 2009 год - 3780,0 тыс.рублей, 2010 год - 3780,0 тыс.рублей |
Показатели эффективности Программы |
Социальная эффективность: увеличение доли инвалидов, охваченных социально значимыми мероприятиями, от общего числа инвалидов (156000 человек) в 2009 году на 0,6 процента, в 2010 году - на 0,6 процента (с 24200 человек в 2008 году до 25123 человек в 2009 году и до 26026 человек в 2010 году); увеличение доли инвалидов, трудоустроенных на специальные рабочие места, от общего числа трудоустроенных инвалидов (900 человек) ежегодно на два процента (по 19 рабочих мест в год); увеличение доли инвалидов по слуху и зрению, обеспеченных техническими средствами реабилитации, от общего числа инвалидов по слуху и зрению (5290 человек) ежегодно на два процента (на 118 человек). Бюджетная эффективность: экономия средств в связи с сокращением затрат на социальную поддержку безработных инвалидов в результате их трудоустройства - 116,6 тыс.рублей ежегодно; возмещение затрат на профессиональное обучение инвалидов и получение дополнительных поступлений в федеральный бюджет и территориальные бюджеты через налогооблагаемую базу, образованную в результате трудоустройства 10 инвалидов после прохождения профессионального обучения на базе Санкт-Петербургского центра медико-социальной реабилитации для инвалидов по зрению, в размере 558,0 тыс. рублей ежегодно. Экономическая эффективность: улучшение материального положения 38 инвалидов в результате их трудоустройства на созданные или модернизированные специальные рабочие места: в 2009 году - 19 человек, в 2010 году - 19 человек (105,0 тыс.рублей на человека); улучшение материального положения в результате выплаты стипендии Губернатора Ленинградской области восьми студентов-инвалидов ежегодно (по 15 тыс. рублей на человека) |
Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы |
Выплата персональной стипендии 16 студентам-инвалидам (восемь человек ежегодно); охват мероприятиями по социальной реабилитации и общественной интеграции 1826 инвалидов, в том числе проведение медико-социальной реабилитации 20 инвалидов по зрению (2009 год - 923 человека, в том числе медико-социальная реабилитация 10 инвалидов, 2010 год - 903 человека, в том числе медико-социальная реабилитация 10 инвалидов); создание и модернизация 38 рабочих мест для инвалидов (по 19 мест ежегодно); размещение в средствах массовой информации 20 публикаций по проблемам граждан пожилого возраста и инвалидов (по 10 публикаций ежегодно) |
Основания для разработки Программы |
Федеральный закон от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"; Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"; Федеральный закон от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года N 832 "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы"; областной закон от 29 ноября 2004 года N 97-оз "О социальном обслуживании населения в Ленинградской области"; постановление Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области" |
Разработчик Программы |
Комитет по социальной защите населения Ленинградской области |
Сроки разработки Программы |
2007 - 2008 годы |
Стоимость разработки Программы |
Без привлечения финансовых затрат |
Представитель заказчика (координатор) Программы |
Комитет по социальной защите населения Ленинградской области |
Участники Программы |
Комитет по социальной защите населения Ленинградской области комитет по труду и занятости населения Ленинградской области; комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области; администрации муниципальных образований Ленинградской области |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы |
Быстрова Зинаида Николаевна - председатель комитета по социальной защите населения Ленинградской области, тел.225-24-60 |
Система управления и контроль за выполнением Программы |
Контроль за выполнением мероприятий Программы, целевым использованием бюджетных средств администрациями муниципальных районов, городского округа осуществляет комитет по социальной защите населения Ленинградской области. Для осуществления оперативного контроля руководители служб и комитетов, участвующих в реализации Программы, представляют ежеквартально в комитет по социальной защите населения Ленинградской области отчет о выполнении мероприятий Программы. Комитет по социальной защите населения Ленинградской области представляет информацию о ходе реализации Программы ежеквартально в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и - ежегодно в Правительство Ленинградской области. Общий контроль за ходом реализации Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий социальные вопросы |
1. Анализ ситуации. Обоснование целей и задач Программы
Долгосрочная целевая программа "Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов в Ленинградской области" на 2009 - 2010 годы (далее - Программа) является продолжением ранее принятых в Ленинградской области региональных целевых программ "Старшее поколение Ленинградской области" на 2004 - 2008 годы" и "Социальная поддержка инвалидов Ленинградской области" на 2004 - 2008 годы.
В соответствии с федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года N 832 "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы" и областным законом от 29 ноября 2004 года N 97-оз "О социальном обслуживании населения в Ленинградской области" Программа определяет дальнейшее развитие социального обслуживания населения в современных условиях, в том числе повышение доступности и качества гарантированных Правительством Ленинградской области социальных услуг, создание системы социальной поддержки общественных организаций инвалидов и ветеранов Ленинградской области, обеспечение комплексных подходов к решению указанных задач, применение инновационных методов работы.
По состоянию на 1 января 2007 года каждый четвертый житель Ленинградской области находится в возрасте старше трудоспособного. В долгосрочной перспективе высокая доля пожилых людей в общей численности населения Ленинградской области сохранится.
Среди лиц 60 лет и старше возрастные группы от 70 до 74 лет составляют 20,6 процента, от 75 до 79 лет - 16,6 процента, от 80 лет и старше - 10,7 процента. В Бокситогорском, Волховском, Лужском, Подпорожском, Сланцевском районах, городах Пикалево и Волхове эти показатели значительно выше среднеобластных.
По данным, имеющимся в органах социальной защиты населения Ленинградской области, более 60 процентов граждан старше 70 лет нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах, в том числе 49000 человек в возрасте 80 лет и старше, 23000 одиноких пожилых граждан. До 40 процентов пациентов, находящихся на стационарном лечении в медицинских учреждениях, составляют лица пожилого возраста. Только 22 процента пожилых людей практически здоровы.
Об ухудшении здоровья пожилых людей свидетельствует рост числа граждан, впервые признанных инвалидами в пенсионном возрасте (таблица 1).
Таблица 1
Граждане старше трудоспособного возраста, впервые признанные инвалидами (в процентах # общего числа граждан, впервые признанных инвалидами) |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
59,5 |
64,2 |
67,8 |
Особым фактором социального риска является одиночество, негативно воздействующее на способность пожилых людей и инвалидов к самостоятельному обслуживанию и передвижению, отрицательно влияющее на психическое здоровье. Выборочное обследование, проведенное учреждениями социальной защиты населения Ленинградской области в ходе акции "Забота", показало, что потребность в посторонней помощи у одиноких пожилых людей в два раза выше, чем у проживающих в семьях.
Остаются нерешенными следующие вопросы: недоступность жилья для безопасного проживания, недостаточный уровень обеспеченности индивидуальными средствами реабилитации, компенсирующими снижение способности к самообслуживанию и передвижению.
Ограниченная возможность получения социально-медицинских услуг гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими в отдаленной сельской местности, вызывает ранний переход в стационарные учреждения социального обслуживания, что повышает бюджетные затраты.
На развитие социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, социальную и финансовую поддержку общественных организаций инвалидов и ветеранов Ленинградской области в рамках региональных целевых программ "Старшее поколение Ленинградской области" и "Социальная поддержка инвалидов Ленинградской области" за 2004 - 2008 годы израсходовано 57095,2 тысячи рублей, в том числе из средств областного бюджета - 43787,5 тысячи рублей.
Реализация программно-целевого подхода к вопросам организации социальной поддержки малообеспеченных пожилых людей и инвалидов в Ленинградской области позволила комплексно решать вопросы социальной поддержки указанных категорий граждан, повысить эффективность действующих учреждений, развить социальные услуги, мобилизовать усилия заинтересованных ведомств и организаций для решения этих проблем.
По-прежнему наиболее востребованными остаются услуги по социальному обслуживанию на дому.
Организация надомного обслуживания граждан пожилого возраста в 2004 - 2006 годах позволила продлить жизнь в домашних условиях и не направлять в дома-интернаты более 400 обслуживаемых граждан, ранее нуждающихся в услугах стационарных учреждений.
В настоящее время в связи с наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности, одним из приоритетных направлений социальной политики государства является проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество, предоставлению им равных возможностей для участия в экономической и общественной жизни.
С 2004 по 2006 год число инвалидов в Ленинградской области увеличилось на 8500 человек и по состоянию на 1 января 2007 года составляет 156000 человек (9,6 процента общей численности населения), что превышает аналогичный показатель по Российской Федерации (9,0 процента).
Индикатором здоровья населения Ленинградской области служит показатель первичной инвалидности. Число граждан, впервые признанных инвалидами, с 2004 года увеличилось на 1900 человек: в 2004 году, по данным службы медико-социальной экспертизы, впервые признаны инвалидами 14750 человек, в 2006 году - 16680 человек. Каждый третий из впервые признанных инвалидами находится в трудоспособном возрасте.
Выборочное изучение потребностей инвалидов в реабилитации показало, что потребность инвалидов в медицинской реабилитации высока и составляет 97 процентов, потребность в профессиональной реабилитации - 62 процента, в социальной реабилитации - 78 процентов.
Деятельность стационарных отделений и отделений социальной реабилитации в центрах социального обслуживания населения направлена на сохранение социальной активности инвалидов и граждан старшего поколения.
С 2004 по 2006 год количество социально-реабилитационных отделений в муниципальных центрах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов увеличилось с 13 до 17, количество мест - со 144 до 341. Ежегодно социально-реабилитационные услуги в отделениях получают более 2000 инвалидов. С 2006 года все принятые на реабилитацию инвалиды имеют индивидуальные программы реабилитации. За последние годы значительно расширился перечень реабилитационных мероприятий в социально-реабилитационных отделениях: социальное наблюдение, выявление проблем обслуживаемых инвалидов и помощь в их решении, терапия средой, проведение сеансов релаксации, создание групп поддержки, групповые тренинги, психологическая коррекция, трудотерапия, консультации специалистов и др.
Основной задачей органов и учреждений социальной защиты в работе с инвалидами является максимальное восстановление утраченных способностей инвалидов через обучение их самообслуживанию, социальной независимости, социальному общению с использованием современных технологий, социально-бытовой, социально-средовой, социально-психологической, социокультурной реабилитации.
Важное место в процессе реабилитации инвалидов занимает профессиональная реабилитация. Число инвалидов, обратившихся в службу занятости в поисках работы, увеличилось с 2618 человек в 2004 году до 3535 человек в 2006 году. По данным комитета по труду и занятости Ленинградской области, ежегодная расчетная численность трудоустроенных инвалидов составляет 900 человек.
В целях материальной поддержки, повышения творческой активности и целеустремленности в освоении профессии в 2004 году учреждена персональная стипендия Губернатора Ленинградской области для обучающихся в высших учебных заведениях студентов-инвалидов, достигших высоких результатов в учебе и общественной деятельности.
Вместе с тем вопросы социальной, медицинской и профессиональной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов требуют дальнейшего решения.
Остаются низкими показатели полной и частичной реабилитации инвалидов.
Актуальны вопросы профессиональной реабилитации инвалидов. В условиях увеличения спроса на рабочую силу только 15 процентов предлагаемых работодателями вакансий могут быть предложены инвалидам. Причины, затрудняющие трудоустройство инвалидов, - значительная отдаленность места работы от места жительства, отсутствие специальных рабочих мест на предприятиях, неподготовленность инфраструктуры предприятий.
Недостаточно развита спортивная и культурно-массовая работа среди пожилых людей и инвалидов.
В стадии становления находятся вопросы формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.
В поддержке государства нуждаются общественные организации инвалидов Ленинградской области.
Главным фактором, сдерживающим решение проблем инвалидов и людей с ограниченными возможностями, остается недостаточность финансирования.
Целями Программы являются:
создание условий для повышения качества жизни пожилых людей и инвалидов на основе обеспечения потребности в доступных и качественных социальных услугах;
социальная реабилитация и общественная интеграция пожилых людей и инвалидов, содействие активному участию в жизни общества;
государственная социальная поддержка пожилых людей и инвалидов.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
создание условий для сохранения жизненной активности, реализации внутреннего потенциала граждан пожилого возраста и инвалидов;
увеличение охвата инвалидов мерами социальной реабилитации, повышение эффективности их социальной реабилитации и интеграции в общество;
создание и модернизация дополнительных 38 специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
обеспечение государственной поддержки общественных организаций инвалидов;
увеличение обеспеченности инвалидов техническими и вспомогательными средствами;
усиление координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений в решении актуальных проблем жизнеобеспечения граждан пожилого возраста и инвалидов.
2. Обоснование мероприятий Программы и расчет
необходимого ресурсного обеспечения
Мероприятия Программы будут реализовываться за счет средств областного бюджета согласно Плану мероприятий долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов в Ленинградской области" на 2009 - 2010 годы (приложение 1 к Программе).
Объем финансирования Программы - 7560,0 тысячи рублей. Финансирование осуществляется по фактически сложившимся затратам за предыдущие годы.
Динамика финансирования долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов в Ленинградской области" на 2009 - 2010 годы приведена в приложении 2 к Программе.
Реализация мероприятий Программы предусматривает закупку товаров и услуг, которая будет производиться в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Для оценки эффективности Программы применены показатели государственной статистической отчетности по форме N 6-собес и показатели, утвержденные приказом комитета по труду и социальной защите населения Ленинградской области от 21 апреля 2006 года N 48 "О целевых показателях в сфере труда и социальной защиты населения Ленинградской области на 2006 - 2008 годы".
Значения целевых показателей результатов реализации Программы приведены в таблице 2.
Таблица 2
Целевые показатели |
2009 год |
2010 год |
По результатам реализации Программы |
1 |
2 |
3 |
4 |
Число инвалидов, охваченных социально значимыми мероприятиями, чел. |
923 |
903 |
1826 |
Процент от общего числа инвалидов (156000 чел.) |
0,6 |
0,6 |
1,2 |
Число инвалидов, трудоустроенных на специально созданные и модернизированные рабочие места, чел. |
19 |
19 |
38 |
Процент от общего числа трудоустроенных инвалидов (900 чел.) |
2,0 |
2,0 |
4,0 |
Число инвалидов по слуху и зрению, обеспеченных техническими средствами реабилитации, чел. |
118 |
118 |
236 |
Процент от общего числа инвалидов по слуху и зрению (5290 чел.) |
2,0 |
2,0 |
4,0 |
Расчет показателей эффективности мероприятий долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка граждан пожилого возраста # инвалидов в Ленинградской области" на 2009 - 2010 годы (приложение 3) осуществляется исходя из данных для расчета целевых показателей результатов реализации Программы по состоянию на 1 января 2007 года.
Реализация мероприятий Программы позволит повысить эффективность системы социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов.
Социальная эффективность:
увеличении# доли инвалидов, охваченных социально значимыми мероприятиями, от общего числа инвалидов (156000 человек) в 2009 году на 0,6 процентов, в 2010 году - на 0,6 процента (с 24200 человек в 2008 году до 25123 человек в 2009 году и до 26026 человек в 2010 году);
увеличении# доли инвалидов, трудоустроенных на специальные рабочие места, от общего числа трудоустроенных инвалидов (900 человек) ежегодно на два процента (по 19 рабочих мест в год);
увеличении# доли инвалидов по слуху и зрению, обеспеченных техническими средствами реабилитации, от общего числа инвалидов по слуху и зрению (5290 человек) ежегодно на два процента (на 118 человек).
Бюджетная эффективность:
экономия средств в связи с сокращением затрат на социальную поддержку безработных инвалидов в результате их трудоустройства - 116,6 тысячи рублей ежегодно;
возмещение затрат на профессиональное обучение инвалидов и получение дополнительных поступлений в федеральный бюджет и территориальные бюджеты через налогооблагаемую базу, образованную в результате трудоустройства 10 инвалидов после прохождения профессионального обучения на базе Санкт-Петербургского центра медико-социальной реабилитации для инвалидов по зрению, в размере 558,0 тысячи рублей ежегодно.
Экономическая эффективность:
улучшение материального положения 38 инвалидов в результате их трудоустройства на созданные или модернизированные специальные рабочие места: 2009 год - 19 человек, 2010 год - 19 человек (105,0 тысячи рублей на человека);
улучшение материального положения в результате выплаты стипендии Губернатора Ленинградской области восьми студентов-инвалидов ежегодно (по 15 тысяч рублей на человека).
3. Механизм реализации Программы
Основным исполнителем Программы является комитет по социальной защите населения Ленинградской области, соисполнителями - комитет по труду и занятости населения Ленинградской области, комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области, администрации муниципальных образований Ленинградской области, муниципальные учреждения социального обслуживания населения, предприятия и организации на основе конкурса.
Комитет по социальной защите населения Ленинградской области заключает договоры (соглашения) с администрациями муниципальных образований Ленинградской области на выполнение мероприятий с указанием обязательств сторон по их финансированию.
Выбор исполнителей наиболее значимых мероприятий Программы (поставка товаров и оказание услуг) осуществляется преимущественно на конкурсной основе. Предприятия - исполнители и соисполнители работ должны обладать практическим опытом, иметь сертификаты качества на продукцию и право проведения таких работ. Закупка товаров и услуг производится в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Условия конкурса определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации о проведении конкурсов в части исполнения федеральных программ и нормативными правовыми актами Ленинградской области в части исполнения целевых программ.
Комитет по социальной защите населения Ленинградской области обеспечивает выполнение Плана мероприятий Программы (ежегодная подготовка бюджетной заявки и внесение ее в установленном порядке для учета при формировании проектов прогнозов социально-экономического развития Ленинградской области и проекта областного бюджета Ленинградской области, контроль за использованием средств и выполнением мероприятий Программы, подготовка сводных аналитических записок по результатам выполнения Программы).
Для осуществления оперативного контроля руководители служб и комитетов Ленинградской области, участвующих в реализации Программы, представляют ежеквартально в комитет по социальной защите населения Ленинградской области отчет о реализации мероприятий Программы.
Комитет по социальной защите населения Ленинградской области представляет информацию о ходе реализации Программы ежеквартально в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и ежегодно - в Правительство Ленинградской области.
Общий контроль за ходом реализации Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий социальные вопросы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.