Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Одобрена
постановлением Правительства
Ленинградской области
(приложение 1)
Концепция
содействия развитию институтов гражданского общества и защиты прав
человека в Ленинградской области на 2009-2011 годы
Концепция содействия развитию институтов гражданского общества и защиты прав человека в Ленинградской области на 2009 - 2011 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р), а также ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами в сфере демократического развития и защиты прав человека (Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о политических правах женщин, Декларацией прав ребенка, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах и др.)
Концепция содержит оценку состояния институтов гражданского общества в Ленинградской области и определяет основные цели взаимодействия гражданского общества и государства.
Для достижения максимального эффекта мероприятия по реализации Концепции осуществляются путем разработки и реализации долгосрочных целевых программ и координируются с мероприятиями стратегического планирования социально-экономического развития Ленинградской области и административной реформы в Ленинградской области.
В целях настоящей Концепции используются следующие понятия:
гражданское общество - совокупность существующих независимо от органов государственной власти общественных институтов, позволяющих обществу развивать экономические, культурные, политические и иные права всех его членов;
права человека - права, составляющие основу статуса личности в правовом государстве, считаемые прирожденными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности;
некоммерческая организация (далее - НКО) - организация, созданная в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" гражданами и (или) негосударственными юридическими лицами на добровольной основе для достижения общих целей, не связанных с получением доходов и распределением полученных доходов между участниками.
Мероприятия Концепции не распространяются на организации следующих организационно-правовых форм: потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, религиозные организации (объединения), негосударственные пенсионные фонды, объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, крестьянские (фермерские хозяйства), политические партии, а также некоммерческие организации, учредителями которых полностью или частично являются государственные или муниципальные учреждения.
1. Анализ состояния гражданского общества в Ленинградской области
По данным ежегодного доклада Общественной палаты Российской Федерации, в 2007 году Ленинградская область отнесена по уровню развития институтов гражданского общества к наиболее отстающим регионам Российской Федерации. Количество действующих НКО составило в Ленинградской области 3,6 на 1000 человек.
Основной причиной неразвитости институтов гражданского общества в Ленинградской области явилось отсутствие эффективной системы координации деятельности органов государственной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления и некоммерческих организаций, что привело к отстранению некоммерческого сектора от общественных процессов, а также к росту уровня негативного отношения населения к некоммерческим организациям. В настоящее время наблюдаются позитивные структурные изменения во взаимодействии Правительства Ленинградской области и общественных организаций. В апреле 2000 года образован Совет по культуре при Губернаторе Ленинградской области, в апреле 2002 года - консультативный совет по делам ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов при Губернаторе Ленинградской области, в июле 2005 года - молодежный совет при Губернаторе Ленинградской области, в декабре 2006 года - совет по межнациональным отношениям при Губернаторе Ленинградской области. Активно развивается сотрудничество органов исполнительной власти Ленинградской области с общественными организациями. Предложения общественных объединений рассматриваются комиссиями, департаментами и комитетами. В 2007 году в структуре Администрации Ленинградской области образован сектор по работе с партиями и общественными объединениями, целью которого является организация взаимодействия органов исполнительной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления с политическими партиями, профессиональными союзами, общественными организациями и объединениями, религиозными конфессиями.
Наиболее распространенной формой НКО в Ленинградской области являются общественные объединения: общественные организации, общественные движения, общественные фонды. Значительную часть общественных объединений представляют отделения (филиалы) всероссийских или областных организаций. Многие отделения не имеют юридической регистрации, однако играют большую роль в жизни муниципальных районов (организации инвалидов, ветеранов, граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС). Анализ данных о НКО Ленинградской области, в частности их фактического местоположения, показал, что общественные формирования функционируют в крупных городах Ленинградской области, в городских и сельских поселениях общественный сектор отсутствует или ограничен местными религиозными организациями.
Некоммерческий сектор в Ленинградской области в значительной степени разобщен и характеризуется отсутствием устойчивых связей между НКО, большинство из которых не имеет широкой общественной поддержки, постоянных источников финансирования и испытывает трудности с техническим обеспечением деятельности.
Кроме того, отсутствуют эффективные механизмы участия НКО в формировании устойчивой системы стратегического и тактического планирования и реализации задачи повышения качества жизни населения Ленинградской области.
2. Цели и задачи Концепции
Основными целями Концепции являются:
создание условий для развития системы институтов гражданского общества в Ленинградской области;
создание условий для обеспечения защиты прав и свобод человека в Ленинградской области;
повышение эффективности стратегического планирования социально-экономического развития Ленинградской области путем активизации взаимодействия органов государственной власти Ленинградской области и институтов гражданского общества.
Основными задачами Концепции являются:
совершенствование областного законодательства в части формирования условий для развития институтов гражданского общества;
обеспечение условий для реализации гражданских инициатив, в том числе в муниципальных образованиях Ленинградской области;
развитие форм и механизмов взаимодействия в негосударственном секторе;
совершенствование системы взаимодействия органов государственной власти Ленинградской области и институтов гражданского общества;
повышение степени информированности населения о механизмах реализации прав человека и гражданина на территории Ленинградской области;
создание условий для добровольной интеграции людей в союзы и объединения;
обеспечение участия граждан в решении общегосударственных и местных вопросов;
организация общественного контроля за обеспечением прав граждан в решении общегосударственных проблем;
утверждение общечеловеческих норм, ценностей и нравственных основ в обществе;
гармонизация взаимодействия власти, бизнеса и общества;
формирование условий для открытости и прозрачности в процессе принятия государственных решений.
3. Этапы реализации Концепции
Реализация Концепции включает два этапа.
На первом этапе (2009 - 2010 годы) планируется создание условий для развития системы институтов гражданского общества в Ленинградской области.
На втором этапе (2010 - 2011 годы) предполагается создание условий для обеспечения защиты прав и свобод человека в Ленинградской области с участием институтов гражданского общества.
4. Основные направления содействия развитию институтов гражданского
общества и защиты прав человека в Ленинградской области
4.1. Развитие институтов гражданского общества
4.1.1. Содействие развитию институтов гражданского общества в
Ленинградской области
Реализация государственной политики в сфере содействия развитию институтов гражданского общества в Ленинградской области включает:
разработку нормативных правовых актов, направленных на развитие и поддержку деятельности институтов гражданского общества;
создание условий по повышению эффективности деятельности НКО;
формирование позитивной информационной среды для поддержки и популяризации деятельности НКО.
Основными мероприятиями по реализации государственной политики в сфере содействия развитию институтов гражданского общества в Ленинградской области являются:
разработка проектов нормативных правовых актов, устанавливающих порядок предоставления грантов для НКО;
разработка и реализация обучающих программ в области эффективного управления НКО в государственных образовательных учреждениях Ленинградской области;
разработка региональной системы оценки эффективности деятельности НКО;
создание реестра некоммерческих организаций Ленинградской области;
создание координационного центра по подготовке и реализации актуальных программ и проектов некоммерческих организаций;
разработка и реализация программы взаимодействия власти, бизнеса и общества;
разработка и реализация программы развития благотворительности и волонтерства;
разработка проектов правовых актов, стимулирующих процесс создания и использования целевых капиталов некоммерческих организаций;
разработка проектов правовых актов, обеспечивающих участие институтов гражданского общества в разработке и общественной экспертизе докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, правовых актов Ленинградской области и правовых актов муниципальных образований.
4.1.2. Развитие международного сотрудничества институтов гражданского
общества в Ленинградской области
Реализация государственной политики в сфере развития международного сотрудничества институтов гражданского общества в Ленинградской области предполагает создание условий для интеграции институтов гражданского общества Ленинградской области в международные процессы.
Основными мероприятиями по реализации государственной политики в сфере развития международного сотрудничества институтов гражданского общества в Ленинградской области являются:
создание условий для развития сотрудничества институтов гражданского общества приграничных районов Ленинградской области путем обучения и участия в международных мероприятиях, конференциях и семинарах, включение в сетевые формы сотрудничества НКО региона Балтийского моря;
разработка международных соглашений о взаимодействии в области развития институтов гражданского общества и реализации совместных программ развития гражданского общества;
создание контактного информационного центра приграничного сотрудничества НКО.
4.1.3. Развитие информационного пространства в некоммерческом секторе
Ленинградской области
Реализация государственной политики в сфере развития информационного пространства в некоммерческом секторе Ленинградской области включает:
создание условий для развития информационного взаимодействия населения, НКО, средств массовой информации, органов государственной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления;
популяризацию деятельности НКО среди целевых групп населения.
Основными мероприятиями по реализации государственной политики в сфере развития информационного пространства в некоммерческом секторе Ленинградской области являются:
организация и освещение деятельности общественных совещательных органов при органах государственной власти Ленинградской области;
создание условий для реализации программ социальной рекламы на территории Ленинградской области.
4.2. Защита прав человека
Реализация государственной политики в сфере обеспечения защиты прав человека в Ленинградской области включает:
проведение политики, ориентированной на защиту основных прав человека;
повышение уровня политической культуры населения Ленинградской области;
повышение эффективности системы средств, процедур и механизмов, которыми жители Ленинградской области могут воспользоваться в случае нарушения основных прав;
сохранение устойчивости региональной политической системы.
Основными мероприятиями реализации государственной политики в сфере обеспечения защиты прав человека в Ленинградской области являются:
разработка образовательных программ в области защиты основных прав человека в рамках областной системы высшего и среднего образования;
внесение знания вопросов защиты основных прав человека в квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам,
необходимым для исполнения государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими должностных обязанностей;
разработка программы повышения квалификации в области основных прав для педагогических работников образовательных учреждений Ленинградской области;
проведение ежегодного областного конкурса на лучшую исследовательскую работу по проблемам защиты основных прав человека;
создание условий для распространения среди населения Ленинградской области учебных, практических материалов по вопросам защиты основных прав человека, а также международных, федеральных и областных правовых актов в сфере защиты прав человека;
разработка проекта областного закона "Об уполномоченном по правам человека в Ленинградской области";
создание системы общественного мониторинга соблюдения основных прав человека в Ленинградской области;
разработка и внедрение механизма отчетности органов исполнительной власти Ленинградской области перед общественностью;
проведение общероссийских и областных научно-практических и общественно-политических мероприятий, посвященных процессам формирования правового государства.
5. Механизмы реализации Концепции
Реализация Концепции осуществляется на основе принципов:
совершенствования областного законодательства;
укрепления механизмов взаимодействия органов государственной власти Ленинградской области и институтов гражданского общества;
государственного участия в финансировании институтов гражданского общества.
Органы исполнительной власти Ленинградской области обеспечивают участие некоммерческих организаций Ленинградской области в реализации мероприятий Концепции.
Мероприятия, требующие финансирования, реализуются за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на текущий финансовый год по долгосрочным (региональным) целевым программам, разработанным для реализации Концепции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.