Решение Ленинградского областного суда
от 28 мая 2009 г. N 3-77\2009
Ленинградский областной суд в составе:
Председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,
С участием прокурора Гавриловой Е.В.,
При секретаре Борисовой Ю.М.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Ленинградской области о признании недействующим пункта 3 Постановления Правительства Ленинградской области N 164 от 4 июля 2007 года (редакция от 24 октября 2008 года) и пунктов 1.7,3.1,4.1 Порядка заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области N 164 от 4 июля 2007 года,
установил:
Первый заместитель прокурора Ленинградской области обратился в суд с требованиями о признании недействующим пункта 3 Постановления Правительства Ленинградской области от 4 июля 2007 года N 164 (редакция от 24 октября 2008 года) "Об установлении порядка заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд" со дня его принятия и о признании недействующими пунктов 1.7,3.1,4.1 Порядка заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, утвержденного указанным выше Постановлением Правительства Ленинградской области.
В обоснование заявленных требований указано, что пункт 3 названного Постановления Правительства Ленинградской области содержит рекомендацию администрациям муниципальных районов и городского округа по ежегодному проведению расчетов потребностей в древесине и по представлению данных расчетов в соответствующие органы, что противоречит нормам Лесного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ N 406 от 26.06.2007г.
Пункты 1.7,3.1,4.1 Порядка заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, утвержденного указанным выше Постановлением и содержащие положения о соответствующих правомочиях лесхозов, лесничеств и других организаций (далее - уполномоченные лесохозяйственные организации), а пункт 3.1, содержащий также перечень документов, необходимых для предъявления и получения права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений и пункт 4.1. в части срока заключения договора купли-продажи лесных насаждений, не соответствуют пунктам 3, 13, 14, 15 Правил подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.06.2007г. N 406 и частям 3 и 5 статьи 77 Лесного кодекса РФ.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Гаврилова Е.В. просит удовлетворить заявление прокурора по изложенным в нем основаниям.
В судебном заседании представитель Правительства Ленинградской области Клабукова И.В. указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт был принят в соответствии со статьей 77 Лесного кодекса РФ и в рамках полномочий органов исполнительной власти субъекта РФ. После принятия Постановления Правительства РФ N 406 от 26.06.2007г. возникла коллизия. В настоящее время, учитывая сложившуюся судебную практику, вынуждены признать требования прокурора, протест прокурора на оспариваемый акт был удовлетворен.
В пункте 4.1 Порядка говорится не о сроке принятия решения, а о сроке заключения договора. Пункт 3 Постановления Правительства Ленинградской области N 164 от 4 июля 2007 года является только рекомендацией. От участия в судебных прениях представитель отказалась.
Изучив материалы дела, заслушав участвующего в деле прокурора Гаврилову Е.В., представителя Правительства Ленинградской области Клабукову И.В., исследовав и оценив представленные доказательства согласно ст.67 ГПК РФ в их совокупности, в том числе, показания свидетеля Васильева М.С., суд приходит к следующему.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
4 июля 2007 года принято Постановление Правительства Ленинградской области N 164 "Об утверждении Порядка заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд", опубликованное в официальном издании Ленинградской области - в Вестнике Правительства Ленинградской области N 52 от 13.08.2007г.
24 октября 2008 года Правительством Ленинградской области принято Постановление N 327 "О внесении изменений в Постановление Правительства Ленинградской области от 4 июля 2007 года N 164 "Об утверждении Порядка заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд", опубликованное в официальном издании Ленинградской области - в Вестнике Правительства Ленинградской области N 68 от 5.12.2008г.
Как следует из преамбулы Постановление Правительства Ленинградской области N 164 от 4 июля 2007 года (в редакции от 24.10.2008г.) принято в соответствии с пунктом 3 статьи 77 Лесного кодекса РФ и в целях регулирования отношений, возникающих при заключении гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
Пунктом 3 названного Постановления администрациям муниципальных районов и городского округа рекомендовано ежегодно осуществлять расчеты потребностей в древесине, необходимой для удовлетворения собственных нужд граждан для целей строительства, ремонта жилых домов, приусадебных построек, а также отопления, и в срок до 1 ноября представлять указанные расчеты в комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области.
Из пункта 1.1. Порядка заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (с изменениями от 24 октября 2008 года), утвержденного приведенным выше Постановлением и опубликованного в качестве Приложения к данному Постановлению следует, что названный Порядок разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 77 Лесного кодекса РФ и регламентирует процедуру заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
В пункте 1.5 Порядка оговорено, что его действие распространяется на случаи заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности , на территории Ленинградской области.
Согласно пункту 1.7 данного Порядка заключение договоров купли-продажи лесных насаждений по решению комитета или уполномоченного органа местного самоуправления осуществляют соответствующие организации, уполномоченные осуществлять функции по ведению лесного хозяйства на соответствующих территориях,- лесхозы, лесничества и другие организации (уполномоченные лесохозяйственные организации).
Пунктом 3.1 приведенного Порядка предусмотрено, что для получения права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений без проведения аукциона граждане представляют в комитет через подведомственные комитету лесхозы (лесничества) или в администрацию соответствующего поселения заявление с указанием необходимого объема древесины и предполагаемого места ее заготовки, требуемых качественных показателей древесины, а также фамилии, имени, отчества гражданина, его адреса, данных документа, удостоверяющего личность, ходатайство администрации поселения (в случае представления заявления в комитет).
В случае подачи заявления на заготовку древесины для строительства, ремонта, реконструкции жилых домов и (или) хозяйственных построек к заявлению дополнительно прилагаются следующие документы:
для строительства жилого дома - копия правоустанавливающего документа на земельный участок и копия разрешения на строительство жилого дома на этом участке;
для ремонта жилого дома и (или) хозяйственных построек, пострадавших от пожаров или стихийных бедствий, - справка из территориального подразделения Главного управления МЧС России по Ленинградской области, подтверждающая факт повреждения дома и (или) хозяйственных построек пожаром или иным стихийным бедствием;
для текущего ремонта жилого дома и (или) хозяйственных построек - акт обследования состояния жилого дома и (или) хозяйственных построек.
Без предоставления перечисленных документов заявления на заготовку древесины от граждан не принимаются.
В соответствии с пунктом 4.1 данного Порядка договор купли-продажи лесных насаждений между гражданином (далее - покупатель) и соответствующей уполномоченной лесохозяйственной организацией (далее - продавец) подписывается сторонами в течение одного месяца со дня принятия решения о предоставлении права на заключение такого договора.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона 184-ФЗ от 6.10.99 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" предусмотрено, что деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), установлены подпунктом 60 пункта 2 статьи 26.3 упомянутого выше Федерального закона, а также статьей 82 Лесного кодекса РФ от 4.12.2006г. N 200-ФЗ. В их числе предусмотрено решение вопросов утверждения порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд.
Частью 3 статьи 77 того же Кодекса РФ установлено, что граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, определенном органами государственной власти субъектов РФ.
Частью 5 этой же нормы Лесного кодекса РФ закреплено положение о том, что порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждаются уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти.
26 июня 2007 года Правительством РФ принято Постановление N 406, которым утверждены Правила подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Правила), и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений.
В пункте 1 названных Правил отражено, что они устанавливают порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из пункта 3 Правил следует, что право на подготовку договора, а также на заключение договора в отмеченном порядке осуществляют органы, перечисленные в подпунктах "а"-"д".
В том числе, приведенной федеральной нормой предусмотрено, что подготовку договора и заключение договора в установленном пункте 3 порядке осуществляют:
органы государственной власти субъектов РФ - в отношении лесных насаждений, расположенных:
на землях, находящихся в собственности субъектов РФ;
на землях лесного фонда, в отношении которых осуществление полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, передано органам государственной власти субъектов РФ (подпункт "а");
органы местного самоуправления - в отношении лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований (подпункт "б").
Пунктом 13 данных Правил определено, что гражданин, заинтересованный в заготовке древесины для собственных нужд, подает в органы, указанные в пункте 3 настоящих Правил, заявление о заключении договора о купле-продаже лесных насаждений для собственных нужд, в котором указываются следующие сведения: фамилия, имя, отчество гражданина, его адрес, данные документа, удостоверяющего личность (подпункт "а"); наименование лесничества (лесопарка), в границах которого предполагается осуществлять куплю лесных насаждений (подпункт "б");требуемый объем древесины и ее качественные показатели (подпункт "в").
Заявление, указанное в пункте 13 настоящих Правил, рассматривается органами, указанными в пункте 3 настоящих Правил, в течение 15 календарных дней с даты его получения. По результатам рассмотрения выносится решение о подготовке проекта договора либо заявление возвращается гражданину по основаниям, перечисленным в подпунктах "а" и "б" (пункт 14 Правил).
В пункте 15 Правил содержится положение о том, что о принятом решении о подготовке проекта договора органы, указанные в пункте 3 настоящих Правил, информируют гражданина в письменной форме в течение 15 дней после принятия решения.
Согласно части 3 статьи 3, статьи 39 Устава Ленинградской области Правительство Ленинградской области является высшим исполнительным органом исполнительной власти Ленинградской области, входит в систему органов исполнительной власти Ленинградской области и принимает нормативные правовые акты в виде постановлений.
В статье 4 областного закона 108-оз от 28.06.2007г. "Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Ленинградской области" установлено, что порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений устанавливается Правительством Ленинградской области.
Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области является органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий Ленинградской области, в том числе, в сфере лесных отношений (пункты 1.2 и 4.2 Положения о комитете по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, утвержденное Постановлением Правительства Ленинградской области N 165 от 6.06.2008г.).
В судебном заседании, допрошенный в качестве свидетеля, ведущий специалист Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области Васильев М.С. показал, что пункт 3 Постановления Правительства Ленинградской области N 164 от 4.07.2007г. является рекомендацией, пункту 1.7 Порядка прокурор дает неверное толкование. На основании данной нормы лесхозы заключают договоры от имени Комитета и на основании доверенности, что не противоречит законодательству. Пункт 4.1 Порядка не противоречит федеральному законодательству в части установления срока заключения договора. Пункт 3.1 Порядка не противоречит федеральному закону 184-ФЗ, так как органы государственной власти субъекта вправе осуществлять свои полномочия через создаваемые ими организации и учреждения. Окончательно решения принимает Комитет. В судебное заседание представлены: копии доверенностей, выданные председателем названного выше Комитета руководителям лесничеств на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений с гражданами, копия договора от 23.12.2008г. купли-продажи лесных насаждений, заключенного Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области в лице директора лесничества-лесхоза с гражданином.
Исследовав перечисленные выше нормы федерального законодательства суд приходит к выводу о том, что органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать порядок заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в рамках части 3 статьи 77 Лесного кодекса РФ, но с соблюдением требований, содержащихся в части 5 названной федеральной нормы и в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.06.2007г. N 406 (принятых во исполнение требований части 5 статьи 77 Лесного кодекса РФ).
Сравнительный анализ пункта 1.7 оспариваемого Порядка и пункта 3. Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 406 от 26.06.2007г. показывает, что оспариваемой нормой лесхозы, лесничества и другие организации (далее - уполномоченные лесохозяйственные организации) уполномочены на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (расположенных на землях, находящихся в государственной и муниципальной собственности на территории Ленинградской области) гражданам для собственных нужд, что не соответствует приведенной выше федеральной норме, установившей, что заключение в таких случаях названного договора осуществляется непосредственно органами государственной власти или органами местного самоуправления, а не через уполномоченные органы.
Учитывая, что пункт 3.1 оспариваемого Порядка устанавливает, что граждане необходимые документы представляют через уполномоченные организации, то названный пункт в указанной части не соответствует требованиям пункта 3 отмеченных выше Правил, согласно которому граждане для заключения договоров купли-продажи лесных насаждений (расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Ленинградской области) для собственных нужд представляют заявление в органы государственной власти субъекта РФ или в органы местного самоуправления.
Пунктом 13 Правил подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 406 от 26.06.2007г. предусмотрена обязанность гражданина (заинтересованного в заготовке древесины для собственных нужд) по предоставлению заявления с перечислением сведений, определенных подпунктами "а"-"в".
Пунктом 3.1 оспариваемого Порядка предусмотрена обязанность гражданина по предоставлению кроме данного заявления, также и ходатайства администрации поселения (часть 1), а в случаях, определенных в части второй данной нормы и иных документов.
В названной части пункт 3.1 оспариваемого Порядка противоречит пункту 13 указанных Правил, поскольку расширяет круг документов и сведений, по сравнению с федеральной нормой, которые гражданин должен представить для заключения договора. Между тем перечень сведений, которые гражданин должен представить, установленный пунктом 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 406 от 26.06.2007г., является исчерпывающим.
По изложенным же основаниям суд считает, что является неправомерным и указание в части 3 пункта 3.1 оспариваемого Порядка о том, что без предоставления перечисленных в пункте 3.1 документов, заявления на заготовку древесины от граждан не принимаются.
Пункт 4.1 оспариваемого Порядка в части установления права уполномоченных лесохозяйственных организаций на заключение с гражданами договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд не соответствует положениям указанного выше пункта 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 406 от 26.06.2007г., в котором отсутствует право на заключение настоящего договора через уполномоченные организации.
По изложенным основаниям пункты 1.7, 3.1 и 4.1 Порядка заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (утв.Постановлением Правительства Ленинградской области N 164 от 4.07.2007г. в редакции от 24.10.2008г.), как противоречащие частям 3 и 5 статьи 77 Лесного кодекса РФ, пунктам 3, 13 Правил подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 406 от 26.06.2007г., подлежат признанию недействующими.
Руководствуясь статьей 253 ГПК РФ, разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 48 от 29.11.2007г., учитывая конкретные обстоятельства, тот факт, что оспариваемые нормы применялись, суд считает возможным признать недействующими названные нормы приведенного Порядка заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Ленинградской области N 164 от 4.07.2007г.(в редакции от 24.10.2008г.) с момента вступления решения суда в законную силу, а в части требования прокурора о признании данных норм недействующими с момента принятия указанного Постановления - отказать.
Суд считает необоснованным утверждение прокурора о том, что пункт 4.1 названного Порядка в части установления срока для заключения договора противоречит требованиям пунктов 14 и 15 указанных Правил, поскольку упомянутыми пунктами Правил установлен не срок для заключения договора, а срок для рассмотрения заявления и принятия решения о заключении договора и срок для сообщения гражданину о принятом решении. Наличие прямого противоречия названным федеральным нормам суд не усматривает.
Пункт 3 Постановления Правительства Ленинградской области N 164 от 4 июля 2007 года (в редакции от 24 октября 2008 года) является рекомендацией и не содержит правовых норм (правил поведения) обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношении либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Поэтому, довод прокурора о том, что названный пункт оспариваемого Постановления подлежит признанию недействующим в порядке судебного нормоконтроля в рамках Главы 24 ГПК РФ, не может быть признан обоснованным и в указанной части требований прокурора надлежит отказать.
Показания свидетеля Васильева М.С., а также представленные по делу копии доверенностей и копия договора купли-продажи лесных насаждений не влияют на правовую оценку оспариваемых прокурором норм, поскольку касаются вопросов исполнения оспариваемых норм. В остальной части доводы свидетеля сводятся к неверному толкованию норм федерального законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление первого заместителя прокурора Ленинградской области удовлетворить частично.
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункты 1.7, 3.1, 4.1 Порядка заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области N 164 от 4 июля 2007 года (в редакции от 24.10.2008г).
В удовлетворении остальной части заявленных прокурором требований отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы и кассационного представления через Ленинградский областной суд в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья |
Е.Е. Морозкова |
Решение в окончательной форме изготовлено 29 мая 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 28 мая 2009 г. N 3-77\2009
Текст решения официально опубликован не был