Решение Ленинградского областного суда
от 12 мая 2009 г. N 3-66/2009
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 июля 2009 г. N 33-Г09-10 настоящее решение оставлено без изменения
Ленинградский областной суд в составе :
Председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,
С участием прокурора Ермолина О.В.,
При секретаре Борисовой Ю.М.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора о признании недействующими пункта 1.2 (в части), пункта 2.1 (в части), пункта 2.7 (в части), пункта 3.1.2 (в части), пунктов 3.2.9 и 3.2.10, пункта 4.2 (в части) Положения о Комитете по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области N 165 от 6 июня 2008 года,
установил:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Ленинградский областной суд с заявлением о признании недействующими ряда норм Положения о Комитете по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области N 165 от 6 июня 2008 года.
В последующих заявлениях от 5 мая 2009 года и от 12 мая 2009 года прокурор уточнил заявленные требования.В своих заявлениях прокурор просит признать недействующими с момента принятия:
пункт 1.2 в части слов "государственного лесного контроля и надзора";
пункт 2.1 в части слов "государственного лесного контроля и надзора";
пункт 2.7 в части слов "осуществление государственного лесного контроля и надзора";
абзац 1 пункта 3.1.2-"осуществление государственного лесного контроля и надзора на землях лесного фонда и в лесах, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций";
абзац 16 пункта 3.1.2-"осуществление государственного лесного контроля и надзора";
абзац 17 пункта 3.1.2-"установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор на территории Ленинградской области";
пункт 3.2.9 "осуществлять государственный лесной контроль и надзор на территории Ленинградской области за состоянием, защитой, воспроизводством и охраной лесов в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса расположены";
пункт 4.2 - в части слов: "утверждает перечень должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор на территории Ленинградской области", "о привлечении в установленном порядке к административной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства в сфере лесных отношений", "о приостановлении использования лесов, осуществляемого без наличия соответствующих разрешительных документов, в пределах определенных федеральными законами полномочий"
Положения о Комитете по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области N 165 от 6 июня 2008 года "Об утверждении Положения о Комитете по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области".
В обоснование заявленных требований указывает, что оспариваемые пункты Положения наделяют должностных лиц названного Положения полномочиями по осуществлению государственного лесного контроля, а пункты 2.1, 2.4, абзацы 2, 3 12 пункта 3.1.2, абзацы 8, 10 11 пункта 4.2 данного Положения наделяют этот же Комитет полномочиями по управлению природными ресурсами, по оказанию платных услуг в сфере природопользования, по осуществлению хозяйственной деятельности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка: вместо "абзацы 2, 3 12 пункта 3.1.2" следует читать "абзацы 2, 3, 12 пункта 3.1.2", вместо "абзацы 8, 10 11 пункта 4.2" следует читать "абзацы 8, 10, 11 пункта 4.2
Перечисленные полномочия осуществляются Комитетом посредством Департамента лесного комплекса и через подведомственные Комитету государственные учреждения Ленинградской области.
Проанализировав положения федерального законодательства, учитывая, что государственный лесной контроль является частью государственного экологического контроля, а совмещение функций государственного экологического контроля и функций хозяйственного использования природных ресурсов согласно статье 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды" запрещено, прокурор просит признать недействующими оспариваемые пункты указанного Положения.
В данном случае, прокурор усматривает и нарушение положений пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", установившего запрет наделения органов государственной власти субъектов РФ полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
По существу, прокурором оспариваются пункт 1.2 (в части слов), пункт 2.1. (в части слов), пункт 2.7(в части слов), абзацы 2, 17 и 18 пункта 3.1.2, пункты 3.2.9 , 3.2.10, абзацы 2 , 21, 23 пункта 4.2 Положения о Комитете по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области N 165 от 6 июня 2008 года "Об утверждении Положения о Комитете по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области".
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Ермолин О.В. просит удовлетворить заявление прокурора по изложенным в нем основаниям. Отмечает, что в федеральном законодательстве в рамках осуществления государственного экологического контроля отсутствует полномочие по приостановлению использования лесов, осуществляемого без наличия соответствующих разрешительных документов. Поэтому последний абзац пункта 4.2 Положения также должен быть признан недействующим.
Тот факт, что Комитет осуществляет функции хозяйственной деятельности следует не только из названных в заявлении пунктов Положения, но и подтверждается, по мнению прокурора, представленными документами, из которых следует, что непосредственно Комитет заключает договоры купли-продажи лесных насаждений, выступая в качестве продавца лесных насаждений.
Часть полномочий по осуществлению государственного экологического контроля передано Комитету государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, а часть полномочий по государственному экологическому контролю в части государственного лесного контроля передано Комитету по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, то есть полномочия искусственно разделены.
Нарушение требований части 2 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" усматривается именно в наличии совмещения функций, что приводит к нарушению принципа равноправия сторон при заключении соответствующих договоров.
В письменных возражениях представители Правительства Ленинградской области Яковлева Н.Н., Васильева Т.В. , Яровая И.А. просят отказать в удовлетворении требований, считая их необоснованными. Отмечают, что Комитетом не используется ни один из перечисленных в статье 25 Лесного кодекса РФ видов использования природных ресурсов; Комитет не является субъектом хозяйственной деятельности в рамках пункта 5 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции". Делегируемые Комитету полномочия установлены на основании федерального законодательства: подпункта "ж" пункта 1 статьи 1, подпункта 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона 184-ФЗ, подпункта 6 пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ и соответствуют требованиям Устава Ленинградской области. Данная позиция основана также на совокупном толковании статей 23, 81-84, 96 Лесного кодекса РФ.
В ходе судебного разбирательства представители Правительства Ленинградской области Васильева Т.В. и Яровая И.А. просят отказать в удовлетворении заявленных требований по изложенным в возражениях основаниям.
Представитель Правительства Ленинградской области Васильева Т.В. отмечает, что Комитет не занимается видами использования лесных ресурсов, перечисленными в статье 25 Лесного кодекса РФ.Поэтому не допущено нарушение статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".Прокурор в обоснование требований по неизвестным причинам не ссылается на норму аналогичного содержания, имеющуюся в Лесном кодексе РФ-статью 50.
Статьей 25 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что использование лесов представляет собой предпринимательскую деятельность.Под хозяйственной деятельностью следует понимать именно предпринимательскую деятельность, которую Комитет не осуществляет.Для исполнения своих полномочий согласно статье 26.11 Федерального закона 184-ФЗ органы государственной власти субъекта вправе создавать государственные унитарные предприятия и учреждения.
Согласно статьям 71,74,77 Лесного кодекса РФ органы государственной власти субъекта полномочны заключать договоры купли-продажи лесных участок, заниматься предоставлением лесных участков.Денежные средства, поступающие от заключенных договоров перечисляются в соответствующий бюджет.
В рамках статьи 83 Лесного кодекса РФ субъект РФ вправе создавать необходимое для данного субъекта количество уполномоченных органов. Процедура создания Комитета согласована с Федеральными органами.
Оспаривая Положение в части норм, предоставлющих должностным лицам полномочия по осуществлению государственного экологического контроля, прокурор по неизвестным причинам не оспаривает абзац 11 пункта 3.1.2 Положения об осуществлении отдельных переданных от РФ субъекту полномочий.
Прокурор путает полномочия субъекта РФ с полномочиями, переданными Российской Федерацией субъекту РФ. Неясно, почему оспаривается Положение именно в части осуществления государственного лесного контроля, а не в части заключения договоров, управления лесными ресурсами и др.
Изучив материалы дела, заслушав участвующего в деле прокурора Ермолина О.В., представителей Правительства Ленинградской области Васильеву Т.В., Яровую И.А., допросив в качестве свидетеля Степутенко С.М., исследовав и оценив представленные доказательства согласно ст.67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
6 июня 2008 года Правительством Ленинградской области принято Постановление N 165 "Об утверждении Положения о Комитете по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области". Пунктом 1 Постановления Правительства N 165 от 6.06.2008г. утверждено Положение о Комитете по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области согласно Приложению N 1.
Как следует из преамбулы указанное Постановление принято в соответствии с пунктом 5 статьи 38 Устава Ленинградской области, Постановлением Губернатора Ленинградской области N 82-пг от 25.04.2008г., в связи с образованием Комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка: вместо "пунктом 5 статьи 38" следует читать "подпунктом 5 пункта 1 статьи 38"
Постановление Правительства Ленинградской области N 165 от 6 июня 2008 года опубликовано в официальном издании Ленинградской области -Вестнике Правительства Ленинградской области N 28 от 16 июля 2008 года.
В пункте 1.2 Положения о Комитете по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, утвержденном названным Постановлением Правительства Ленинградской области, указано, что данный Комитет является органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий Ленинградской области, в том числе, в сфере отношений государственного лесного контроля и надзора.
В настоящем пункте отражено, что Комитет является структурным подразделением Администрации Ленинградской области и входит в единую систему исполнительной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Ленинградской области.
Пунктом 2.1 названного Положения предусмотрено, что основными задачами Комитета является, в том числе, осуществление государственного лесного контроля и надзора.
Согласно пункту 2.7 данного Положения к основным задачам Комитета относится и обеспечение соблюдение лесного законодательства, осуществление государственного лесного контроля и надзора.
В Разделе 3 упомянутого Положения перечислены полномочия и права Комитета.
Так, в пункте 3.1.2 Положения отражено, что Комитет реализует следующие полномочия в сфере лесных отношений , среди которых:
осуществление государственного лесного контроля и надзора на землях лесного фонда и в лесах, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций (абзац 2);
осуществление государственного лесного контроля и надзора (абзац 17);
установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор на территории Ленинградской области (абзац 18).
Согласно пункту 3.2.9 названного Положения Комитет полномочен осуществлять государственный лесной контроль и надзор на территории Ленинградской области за состоянием, защитой, воспроизводством и охраной лесов в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Пунктом 3.2.10 данного Положения предусмотрено, что должностные лица Комитета, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор (государственные лесные инспектора) на территории Ленинградской области, наделены правами, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области, в том числе:
пресекать и предотвращать нарушение лесного законодательства,
осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства,
составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам, осуществляющим использование лесных участков,
давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки,
осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости - их задержание,
уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выявленных нарушениях,
предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах их компетенции;
привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих анализов, проб, осмотров и подготовки соответствующих заключений;
осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права.
К функциям Комитета в сфере лесных отношений, содержащимся в пункте 4.2 Раздела 4 данного Положения отнесены, в том числе:
утверждение перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор на территории Ленинградской области (абзац 2);
принятие решения о привлечении в установленном порядке к административной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства в сфере лесных отношений (абзац 21);
принятие решения о приостановлении использовании лесов, осуществляемого без наличия соответствующих разрешительных документов, в пределах определенных федеральными законами полномочий (абзац 23).
Одновременно к основным задачам Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области отнесено управление и рациональное использование природных ресурсов (пункты 2.1 и 2.4 указанного Положения).
Данным Положением Комитет наделен также полномочиями:
принимать участие в отношениях, регулируемых лесным законодательством на территории Ленинградской области (абзац 3 пункта 3.1.2);
обеспечивать право владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в собственности Ленинградской области (абзац 4 пункта 3.1.2);
организовывать предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов (абзац 13 пункта 3.1.2);
по размещению заказов на выполнение работ, оказание услуг по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоустройству (абзац 9 пункта 4.2);
заключать договоры аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности и собственности Ленинградской области (абзац 11 пункта 4.2);
заключать договоры купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности и собственности Ленинградской области (абзац 12 пункта 4.2).
В силу пунктов "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование, охрана окружающей среды, лесное законодательство. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона 184-ФЗ от 6.10.99 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" предусмотрено, что деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Понятие государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль), полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, полномочия соответствующих должностных лиц в сфере осуществления государственного экологического контроля определены статьями 1,5,6, 64-66 Федерального закона 7-ФЗ от 10.01.2002г. "Об охране окружающей среды".
В соответствии со статьями 2, частью 1 статьи 64 Федерального закона "Об охране окружающей среды" контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности. Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ (часть 1 статьи 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Как следует из приведенной нормы в рамках осуществления государственного экологического контроля перечень должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих названный контроль определяется в соответствии с законодательством субъектов РФ (часть 5).
Права и объем полномочий должностных лиц в области охраны окружающей среды (экологического контроля) определены статьей 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Частью 6 статью 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлен запрет на совмещение функции государственного контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) и функций хозяйственного использования природных ресурсов.
Из толкования понятий "природные ресурсы", "использование природных ресурсов", данного в статье 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" следует, что под хозяйственным использованием природных ресурсов (компонентов природной среды, природных объектов и природно-антропогенных объектов) надлежит понимать эксплуатацию природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной деятельности при использовании их в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеющих потребительскую ценность.
В названной норме Федерального закона также разъяснено, что к компонентам природной среды относятся, в том числе земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы.
В подпункте "л" пункта 3 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденных Постановлением Правительства РФ N 53 от 27.01.2009г. указано, что государственный лесной контроль и контроль является составной частью государственного экологического контроля.
В пунктах 8 и 9 названных Правил перечислены полномочия должностных лиц уполномоченных органов (перечни которых утверждаются Правительством РФ соответствующими органами субъектов РФ), осуществляемые ими в рамках государственного экологического контроля.
Пунктом 36 статьи 81 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относится установление порядка осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственного лесного контроля и надзора).Согласно пункту 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление государственного лесного контроля и надзора.
Круг полномочий, осуществляемых соответствующими должностными лицами в рамках государственного лесного контроля определен в статье 96 Лесного кодекса РФ и в пункте 8 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 394 от 22.06.2007г.
В части первой статьи 39 Устава Ленинградской области оговорено, что Правительство Ленинградской области принимает нормативные правовые акты в виде постановлений.
Согласно статье 3, 40 Устава Ленинградской области в систему органов государственной власти Ленинградской области входят, в том числе и отраслевые, территориальные и иные органы исполнительной власти Ленинградской области, входящие в состав Администрации Ленинградской области и формируемые Правительством Ленинградской области.
Из Постановления Правительства Ленинградской области N 350 от 29.12.2007г. (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области N 77 от 30.03.2009г.) "Об утверждении штатного расписания и Положения о Комитете государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области" следует, что в состав Администрации Ленинградской области кроме вышеназванного входит Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, осуществляющий в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий Ленинградской области в сфере государственного экологического контроля, государственного контроля за деятельностью в сфере обращения с отходами, государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, регионального государственного контроля за использованием водных объектов и охраны водных объектов, государственного контроля за использованием и охраной недр.
Допрошенный в качестве свидетеля главный специалист Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области Степутенко С.М. показал, что реально Комитет наделен не хозяйственными функциями, а административно-распорядительными полномочиями и организационно-распорядительными функциями. Комитет не наделен ни одним из видов хозяйственного использования лесов, предусмотренных Лесным кодексом РФ (статья 25).Комитету не предоставлено прав самостоятельного хозяйственного использования лесных участков. Проанализировав положения Лесного кодекса РФ, свидетель отмечает, что заключение Комитетом договоров аренды не может рассматриваться как использование природных ресурсов, равно как заключение договоров купли-продажи не является эксплуатацией природных ресурсов в процессе обычной хозяйственной деятельности и видом использования лесов.Комитет не ограничивает конкурентноспособность других хозяйствующих субъектов, требования статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" не нарушаются. За 2008 год Комитетом заключено более 100 договоров купли-продажи и аренды лесных участков (для рекреационных целей, для нужд охотохозяйств и т.д.), но все денежные средства поступают в соответствующие бюджеты. Комитет обеспечивает гражданско-правовые сделки, осуществляет обычную хозяйственную деятельность.
Сравнительный правовой анализ приведенных выше федеральных норм и оспариваемых прокурором норм Положения О комитете по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области N 165 от 6.06.2008г. позволяет сделать вывод о том, что названные оспариваемые нормы (пункт 1.2. /в части/, пункт 2.1/в части/, пункт 2.7/в части/, абзацы 2, 17, 18 пункта 3.1.2, пункты 3.2.9 и 3.2.10, абзацы 2, 21, 23 пункта 4.2 данного Положения) содержат конкретные полномочия должностных лиц Комитета в области реализации функции по осуществлению государственного лесного контроля и надзора, являющегося частью государственного экологического контроля.
Одновременно абзацами 11 и 12 пункта 4.2 названного Положения предусмотрено, что Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области обладает полномочиями по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений и по заключению договоров аренды лесных участков, что относится к хозяйственному использованию природных ресурсов согласно совокупному толкованию понятий, содержащихся в статье 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Таким образом, суд считает правомерным и обоснованным утверждение прокурора о том, что в нарушение части 6 статьи 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в Положении содержатся правовые нормы, предусматривающие права Комитета на реализации функции по осуществлению государственного экологического контроля в части государственного лесного контроля и функции хозяйственного использования природных ресурсов.
По изложенному основанию заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению, а оспариваемые прокурором нормы названного Положения должны быть признаны недействующими.
Суд считает также правильным утверждение прокурора о том, что в федеральном законодательстве отсутствует правомочие должностных лиц уполномоченных органов (действующих в рамках государственного экологического контроля) по приостановлению использования лесов.
В тоже время, суд не усматривает наличие правовых оснований полагать, что оспариваемые нормы подлежат признанию недействующими по основаниям части 2 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" или статьи 50 Лесного кодекса РФ, поскольку наличие совмещенных в нарушение части 6 статьи 65 Лесного кодекса РФ функций по государственному экологическому контролю и по хозяйственному использованию природных ресурсов не может оказать прямого влияния или привести к явному недопущению, ограничению, устранению конкуренции в области использования лесов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка: вместо "части 6 статьи 65 Лесного кодекса РФ" следует читать "части 6 статьи 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды"
Доводы представителей Правительства Ленинградской области о тождественности понятий "предпринимательская деятельность" и "хозяйственная деятельность" не соответствуют определениям указанных понятий, данным соответственно в статье 2 Гражданского кодекса РФ и в статье 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды".Используемое представителями толкование не соответствует совокупному разъяснению терминов в области охраны окружающей среды, приведенному и закрепленному в статье 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Ссылки представителей Правительства Ленинградской области на то, что Комитет не занимается видами использования лесов, перечисленными в статье 25 Лесного кодекса РФ и, следовательно, не обладает полномочиями по их хозяйственному использованию является необоснованным.
В статье 25 Лесного кодекса РФ перечислены только виды использования лесов и назван один из способов их использования-предпринимательская деятельность. Совокупный анализ норм Главы 2 Лесного кодекса РФ, имеющей наименование: Использование лесов, позволяет сделать вывод, что леса используются в соответствии с приведенными видами путем осуществления предпринимательской или иной деятельности (например, статьи 33, 35, 37, 40, 41,47 Лесного кодекса РФ).
В остальной части доводы представителей Правительства Ленинградской области сводятся к неверному толкованию норм федерального законодательства, а приведенные нормы федерального законодательства не отменяют требования части 6 статьи 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Руководствуясь статьей 253 ГПК РФ, разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 48 от 29.11.2007г., учитывая конкретные обстоятельства, тот факт, что Положение о Комитете по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, утвержденное Постановлением Правительства Ленинградской области N 165 от 6.06.2008г. применялось, суд считает возможным признать недействующими оспариваемые прокурором нормы названного Положения с момента вступления решения суда в законную силу, а в части требования прокурора о признании данных норм недействующими с момента принятия указанного Постановления - отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявления Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу:
пункт 1.2 в части слов "государственного лесного контроля и надзора";
пункт 2.1 в части слов "государственного лесного контроля и надзора";
пункт 2.7 в части слов "осуществление государственного лесного контроля и надзора";
абзац 2 пункта 3.1.2-"осуществление государственного лесного контроля и надзора на землях лесного фонда и в лесах, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций":
абзац 17 пункта 3.1.2-"осуществление государственного лесного контроля и надзора";
абзац 18 пункта 3.1.2-"установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор на территории Ленинградской области";
абзац 2 пункта 4.2-"утверждает перечень должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор на территории Ленинградской области";
абзац 21 пункт 4.2 - "о привлечении в установленном порядке к административной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства в сфере лесных отношений";
абзац 23 пункта 4.2 -"о приостановлении использования лесов, осуществляемого без наличия соответствующих разрешительных документов, в пределах определенных федеральными законами полномочий"
Положения о Комитете по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области N 165 от 6 июня 2008 года "Об утверждении Положения о Комитете по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области".
В остальной части заявленных прокурором требований отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы и кассационного представления через Ленинградский областной суд в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья |
Е.Е. Морозкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 12 мая 2009 г. N 3-66\2009
Текст решения официально опубликован не был
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 июля 2009 г. N 33-Г09-10 настоящее решение оставлено без изменения