Уважаемые руководители!
Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования стало изменение характера управления системой образования на всех его уровнях: от уровня образовательного учреждения до общероссийского. Государственно-общественный характер управления образовательным учреждением и системой образования в целом должны способствовать обеспечению открытости и прозрачности всей системы, согласованию образовательных запросов личности, общества и государства. Вовлечение гражданских институтов в управление образованием - это соответствие реальной ситуации в образовательном пространстве. Данное институциональное решение (включение внешних партнеров в деятельность по формированию образовательного пространства) диктуется логикой развития государства, общества, экономики. Активное расширение общественного участия в управлении образованием с целью повышения качества образования влияет на определение объективной роли школы в развитии социально-экономической ситуации в районе (городе, регионе), отношение к образованию как к инвестициям в будущее.
Как показал предварительный анализ ситуации, сложившейся в системе образования Санкт-Петербурга, в настоящее время в системе общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования функционируют:
- 564 педагогических совета;
- 419 советов образовательных учреждений;
- 246 общих собраний работников трудового коллектива;
- 381 попечительский совет;
- 101 родительский комитет;
- 11 благотворительных фондов.
Самой распространенной формой общественного управления являются педагогические советы - 31,9% от общего числа, попечительские советы, являясь наиболее эффективной формой государственно-общественного управления, составляют лишь 21,5%. В 2008-2009 учебном году Комитет по образованию планирует провести системный анализ эффективности деятельности органов государственно-общественного управления на уровне районной образовательной системы и образовательных учреждений. Дополнительно информируем, что продолжает работать городской ресурсный центр по теме "Создание системы государственно-общественного управления школой в условиях финансово-хозяйственной самостоятельности", созданный на базе ГОУ среднего (полного) образования школы N 207 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга, где ежемесячно проводятся открытые занятия для школьных администраторов и представителей родительской общественности.
В рамках деятельности по развитию общественного участия в управлении образованием и в соответствии с письмами министра образования и науки Российской Федерации от 19.05.2008 N МОН-П-1102 "О предложениях по внедрению новых организационно-правовых форм учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования" и Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования от 30.06.2008 N 03-1383 "О создании автономных образовательных учреждений" Комитет по образованию информирует об организации работы по созданию автономных учреждений.
Правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, основы управления автономными учреждениями, основы отношений автономных учреждений с их учредителями, с участниками гражданского оборота, ответственность автономных учреждений по своим обязательствам определяет Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений". Кроме того, подготовлены следующие документы:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2007 г. N 337 "О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения".
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 325 "Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения".
3. Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 261 "Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения".
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 684 "Об утверждении Правил опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества".
В настоящее время исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, в том числе и Комитетом по образованию, разрабатываются подзаконные акты, в которых регламентируется организация и деятельность автономных учреждений, условия и порядок формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, и порядок финансового обеспечения выполнения задания.
Организация автономных учреждений является одним из приоритетных направлений развития региональных систем образования, что обусловлено экономической целесообразностью и эффективностью управления этой новой организационно-правовой формы. В качестве основных отличительных черт автономных учреждений можно выделить следующие:
1. Большая хозяйственно-экономическая самостоятельность автономного учреждения (далее - АУ) по сравнению с бюджетным учреждением: доходы от собственной деятельности АУ вправе переводить на счета в кредитных организациях, что позволяет осуществлять свою финансовую деятельность, минуя казначейскую систему.
2. Большая самостоятельность в использовании имущества: имущество АУ закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. АУ не вправе без согласия учредителя распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными АУ за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Вместе с тем остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, АУ вправе распоряжаться самостоятельно. Собственник имущества АУ не имеет права на получение доходов от осуществления АУ деятельности и использования закрепленного за АУ имущества. Субсидиарная ответственность собственника ограничивается: собственник имущества АУ не несет ответственности по обязательствам АУ. Со своей стороны АУ не отвечает по обязательствам собственника своего имущества.
3. АУ с согласия своего учредителя вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качест
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организация автономных учреждений является одним из приоритетных направлений развития региональных систем образования, что обусловлено экономической целесообразностью и эффективностью управления этой новой организационно-правовой формы. В качестве основных отличительных черт автономных учреждений можно выделить следующие:
1. Большая хозяйственно-экономическая самостоятельность автономного учреждения по сравнению с бюджетным учреждением: доходы от собственной деятельности АУ вправе переводить на счета в кредитных организациях, что позволяет осуществлять свою финансовую деятельность, минуя казначейскую систему.
2. Большая самостоятельность в использовании имущества: имущество АУ закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. АУ не вправе без согласия учредителя распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными АУ за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Вместе с тем остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, АУ вправе распоряжаться самостоятельно.
3. АУ с согласия своего учредителя вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника.
4. Основным органом АУ является наблюдательный совет: к управлению АУ активно привлекаются гражданские институты и родительская общественность, реализуя тем самым принцип демократического, государственно-общественного характера управления образовательным учреждением.
Все перечисленное выше позволяет сделать управление АУ более мобильным и результативным.
Информационное письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 28 июля 2008 г. N 04-3138/08 "О расширении общественного участия в управлении образованием и новых организационно-правовых формах образовательных учреждений"
Текст письма официально опубликован не был