Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Обращение
депутатов Законодательного собрания Ленинградской области
к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации Б.В. Грызлову, Министру финансов Российской
Федерации А.Л. Кудрину и Министру транспорта Российской Федерации
И.Е. Левитину по вопросу софинансирования перевозок пассажиров
железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории
Ленинградской области из федерального бюджета
(утв. постановлением Законодательного собрания Ленинградской области
от 20 октября 2010 г. N 843)
Уважаемый Борис Вячеславович!
Уважаемый Алексей Леонидович!
Уважаемый Игорь Евгеньевич!
Приближается рубежный с точки зрения преобразований на железнодорожном транспорте 2011 год, когда планируется прекратить перекрестное финансирование убыточных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом пригородного сообщения за счет прибыли открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") и тем самым оставить регионам множество проблем, так и не решенных в ходе реформирования на железнодорожном транспорте.
К основным итогам реформ на пригородном железнодорожном транспорте в Ленинградской области следует отнести: сокращение на 30 процентов количества пригородных поездов, рост тарифа на перевозку пассажиров на 20 процентов, износ основных средств более 60 процентов и ожидаемые перевозчиком по итогам 2010 года убытки от пригородных перевозок в объеме около 1,7 млрд. рублей. При этом причины образования данных убытков далеко выходят за рамки государственного регулирования тарифов.
1. Перевозки пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Ленинградской области осуществляет субъект естественной монополии - открытое акционерное общество "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (далее - ОАО "СЗППК"), учредителями которого являются ОАО "РЖД" (74 процента уставного капитала) и Правительство Санкт-Петербурга (26 процентов уставного капитала).
При создании в 2004 году ОАО "СЗППК" не была наделена имуществом, необходимым для осуществления перевозочной деятельности (подвижным составом, вагонными депо, вокзалами с преимущественно пригородным движением, павильонами, платформами, кассовым оборудованием, другим имуществом, относящимся к пригородным перевозкам), как это предусматривалось Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 года N 384.
Как следствие, в структуре себестоимости перевозок ОАО "СЗППК" доля затрат на услуги сторонних организаций с учетом начисляемого на них налога на добавленную стоимость составляет 90 процентов, остальные 10 процентов - фонд заработной платы и социальные отчисления.
Оплата услуг ОАО "РЖД" составляет 84 процента себестоимости перевозок, осуществляемых ОАО "СЗППК", из них государством регулируются только тарифы на использование инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, формирующие 46 процентов себестоимости перевозок. Другие 38 процентов затрат ОАО "СЗППК" составляет арендная плата за использование вагонов, локомотивов, кассовых залов, оплата за услуги локомотивных бригад, техническое обслуживание, ремонт, экипировку подвижного состава по ценам, назначаемым монополистом - ОАО "РЖД". И лишь 6 процентов затрат на услуги сторонних организаций формируется с использованием рыночных механизмов.
Совершенно очевидно, что созданное в таком виде ОАО "СЗППК", полностью зависимое от ОАО "РЖД" и других частных компаний, не имеющее собственных ресурсов для снижения себестоимости перевозок и вследствие этого мотивированное на получение финансовой поддержки извне, является инструментом для получения средств региональных бюджетов в доходную часть ОАО "РЖД" и других организаций.
Правительством Ленинградской области из года в год утверждается заявляемый перевозчиком тариф на проезд пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения, соответствующий экономически обоснованному уровню затрат, в связи с чем из областного бюджета Ленинградской области компенсируются только потери в доходах перевозчика, возникающие вследствие предоставления льгот на проезд отдельных категорий граждан - жителей Ленинградской области. И также из года в год перевозчик формирует убытки, которые необоснованно предъявляет для оплаты из средств областного бюджета Ленинградской области.
Так, на 2010 год по обращению ОАО "СЗППК" Правительством Ленинградской области был установлен тариф на проезд пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на экономически обоснованном уровне - 1,5 руб./пасс.-км. Рост тарифа к уровню 2009 года составил в среднем 7 процентов. И снова ОАО "СЗППК" по итогам 2010 года прогнозирует убытки (около 1,7 млрд. рублей), возникшие в связи с изменением Минздравсоцразвития России условий проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения федеральных льготников, которым ранее предоставлялось право приобретать месячные абонементные билеты с возмещением их стоимости из федерального бюджета, а с января 2010 года возмещается только стоимость фактически совершенных поездок по разовым проездным документам.
Возникновение данных убытков не является следствием решений и действий региональной администрации. И, следовательно, Ленинградская область, не являясь соучредителем и собственником ОАО "СЗППК", не имея доли в данном предприятии, не обязана нести ответственность за отрицательные финансовые результаты его работы.
Решение подобных проблемных вопросов, возникающих в деятельности ОАО "СЗППК", лежит как в сфере компетенции ее учредителя - ОАО "РЖД", так и непосредственно в сфере компетенции и должностных обязанностей менеджмента ОАО "СЗППК".
При этом компанией не исчерпаны все возможности оптимизации затрат и роста доходов за счет рационализации сезонных и ежедневных графиков движения, варьирования составностью поездов, дифференциации тарифов в зависимости от расстояний поездки пассажиров, повышения собираемости платы за проезд пассажиров, получения прибыли от сопутствующих видов деятельности.
Но концепции развития пригородных перевозок и снижения их убыточности, согласованной учредителями (ОАО "РЖД", Правительством Санкт-Петербурга), органами исполнительной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации, в интересах которых выполняются перевозки, у компании нет.
Ленинградская область на 2011 год не намерена регулировать тариф на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения, и ОАО "СЗППК" должно самостоятельно устанавливать тариф. При этом Ленинградская область гарантирует выполнение в полном объеме взятых на себя обязательств по компенсации потерь в доходах перевозчика, возникающих вследствие предоставления льгот на проезд в поездах пригородного сообщения отдельных категорий граждан - жителей Ленинградской области.
2. Постоянный рост убытков от перевозок пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения, повышение тарифов на проезд пассажиров, частые изменения в расписании движения и отмены пригородных поездов приводят к перераспределению пассажиропотоков в пользу автомобильного транспорта и постепенному вытеснению ОАО "СЗППК" с рынка пассажирских перевозок пассажирскими автопредприятиями.
Сегодня железнодорожным транспортом пригородного сообщения регулярно пользуется не более 10 процентов населения Ленинградской области. Одна треть жителей Ленинградской области, проживающих в сельской местности, и около 200 тыс. человек, проживающих в отдаленных от центра Ленинградской области районах (Бокситогорском, Волосовском, Кингисеппском, Лодейнопольском, Подпорожском и Сланцевском), практически не пользуются железнодорожным транспортом пригородного сообщения в связи с его низкой территориальной и ценовой доступностью.
Автомобильными перевозчиками выполняется более 70 процентов пассажирских перевозок в регионе. Протяженность сети автомобильных дорог в 4,5 раза превышает протяженность железнодорожных линий и составляет более 11 тысяч километров. В Ленинградской области функционирует 888 маршрутов автомобильных пассажирских перевозок, обеспечивающих транспортную доступность к подавляющему большинству населенных пунктов. Перевозки на них осуществляют 59 автопредприятий при отсутствии каких-либо бюджетных дотаций. Наличие конкуренции и системы конкурсного отбора заставляет автомобильных пассажирских перевозчиков оперативно и гибко реагировать на изменение потребностей пассажиров, повышать качество предоставляемых услуг и держать тарифы ниже, чем на пригородном железнодорожном транспорте в среднем на 5-20 процентов.
В сложившихся условиях Правительство Ленинградской области при организации транспортного обслуживания населения отдает приоритет развитию автомобильных пассажирских перевозок, которые являются менее затратными для регионального бюджета. Так, например, на сумму, запрашиваемую ОАО "СЗППК" из областного бюджета Ленинградской области (около 1,7 млрд. рублей), возможно приобрести более 500 новых комфортабельных автобусов, что позволит кардинально решить проблему транспортного обслуживания населения на долгие годы.
В то же время следует отметить, что конкурентоспособность автомобильных перевозчиков по отношению к ОАО "СЗППК" во многом обусловлена тем, что затраты по содержанию и развитию автодорожной инфраструктуры несут федеральный, региональный и местные бюджеты.
Приказом ФСТ России от 14 августа 2009 года N 192-т/5 для Санкт-Петербурга и Ленинградской области установлен самый высокий в России тариф на использование инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (в 1,37 раза выше, чем в Москве и Московской области), что очевидно является следствием реализации на территории региона дорогостоящих федеральных проектов по организации высокоскоростного движения поездов и усилению подходов к морским портам. Однако перекладывание бремени компенсации затрат на реализацию указанных проектов на пользователей пригородным железнодорожным транспортом, значительная часть которых относится к социально малозащищенным слоям населения, является несправедливым.
Исключение из себестоимости пассажирских перевозок железнодорожным транспортом пригородного сообщения затрат на использование инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования могло бы существенно снизить экономически обоснованный уровень тарифа на перевозки пассажиров и сделать его конкурентоспособным по отношению к тарифам автомобильных перевозчиков.
Источником покрытия возникающих при этом расходов ОАО "РЖД" на содержание и развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, являющейся собственностью Российской Федерации, должен являться федеральный бюджет.
Оказание государственной поддержки развитию пригородных железнодорожных перевозок в регионах в такой форме (в отличие от дотирования убытков перевозчиков) могло бы обеспечить дальнейшее развитие межотраслевой конкуренции, использование рыночных механизмов при формировании тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения и, в конечном итоге, повышение доступности и качества транспортных услуг для населения.
С учетом изложенного Законодательное собрание Ленинградской области обращается к Вам с просьбой рассмотреть следующие предложения:
1) о наделении пригородных пассажирских компаний, являющихся дочерними обществами ОАО "РЖД", подвижным составом и вокзальными помещениями в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 года N 384;
2) об оказании финансовой поддержки железнодорожному транспорту пригородного сообщения посредством компенсации затрат пригородных перевозчиков на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования из федерального бюджета и направлении средств, выделяемых в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2010 года N 1322-р, непосредственно ОАО "РЖД";
3) об освобождении пригородных пассажирских компаний от налога на добавленную стоимость.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного собрания Ленинградской области от 20 октября 2010 г. N 843 "Об обращении депутатов Законодательного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.