Решение Ленинградского областного суда
от 17 декабря 2009 г. N 3-204/2009
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,
с участием прокурора - Бобковой Г.Г.,
при секретаре Лебедевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям С. о признании недействующими Приложений 8 и 17 Областного закона от 10.03.2004 г. N 17-оз "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципальных образований Всеволожский район и Выборгский район и муниципальных образований в их составе" в части и об обязании Законодательного собрания Ленинградской области привести Приложения 8 и 17 Областного закона N 17-оз от 10.03.2004 года "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципальных образований Всеволожский район и Выборгский район и муниципальных образований в их составе" в соответствие с федеральным законодательством,
установил:
С. обратился в Ленинградский областной суд с заявлениями о признании недействующими Приложений 8 и 17 Областного закона от 10.03.2004 г. N 17-оз "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципальных образований Всеволожский район и Выборгский район и муниципальных образований в их составе" в части отнесения деревни Кавголово к муниципальному образованию "Токсовское городское поселение" и об обязании Законодательного собрания Ленинградской области привести Приложения 8 и 17 Областного закона N 17-оз от 10.03.2004 года "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципальных образований Всеволожский район и Выборгский район и муниципальных образований в их составе" в соответствие с федеральным законодательством.
По мнению заявителя, при утверждении Приложений 8 и 17 Областным законом N 17-оз от 10.03.2004 г. (содержащих картографическое описание границ Токсовского городского поселения и Агалатовского сельского поселения) нарушены требования статей 10, 12, 24, 25, 83, 85 Федерального закона N 131-ФЗ от 6.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части обязанности по учету мнения населения при изменении границ муниципальных образований и включению деревни Кавголово в состав муниципального образования "Токсовское городское поселение". При принятии оспариваемого Областного закона нарушены положения Областного закона N 9-оз от 17.04.1996 года "Об административно-территориальном устройстве" (действующим до 25.05.2008 г.), Областного закона N 93-оз от 31.07.2008 года "Об установлении границ и правового режима пригородной зоны поселка городского типа Токсово муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области", а также - традиционно сложившаяся система местного самоуправления в муниципальном образовании "Агалатовское сельское поселение".
Права заявителя реализованы в границах муниципального образования "Агалатовское сельское поселение"; вопросы местного значения деревни Кавголово финансируются из бюджета муниципального образования "Агалатовское сельское поселение"; местные налоги уплачиваются в бюджет названного муниципального образования; избирательные права заявителей реализуются в границах муниципального образования "Агалатовское сельское поселение". Факт отнесения деревни Кавголово к муниципальному образованию "Агалатовское сельское поселение" отражен в официальном справочнике, опубликованном в 2007 году. Мнение жителей деревни Кавголово отражено в неоднократных обращениях к депутатам Законодательного собрания Ленинградской области, к Губернатору Ленинградской области.
В связи с ошибкой, допущенной в Областном законе 17-оз от 10.03.2004 г. в части установления административной границы между указанными выше муниципальными образованиями, прокурором Ленинградской области был принесен протест, который Постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от 25.02.2009 г. признан обоснованным. Однако, соответствующие нормы в соответствие с федеральным законодательством приведены не были.
В уточнениях к заявлению, представленных в судебное заседание 16 декабря 2009 года, заявитель просит:
1.признать недействующими Приложения 8 и 17 Областного закона от 10.03.2004 г. N 17-оз "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципальных образований Всеволожский район и Выборгский район и муниципальных образований в их составе", а именно в части:
абзаца 6 Приложения 8 к указанному закону, определяющего границы Токсовского городского поселения во Всеволожском районе по смежеству с Агалатовским сельским поселением, и абзаца 5 Приложения 17 к указанному закону, определяющего границы Агалатовского сельского поселения во Всеволожском районе по смежеству с Токсовским городским поселением;
2.обязать Законодательное собрание Ленинградской области привести Приложения 8 и 17 Областного закона от 10.03.2004 г. N 17-оз "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципальных образований Всеволожский район и Выборгский район и муниципальных образований в их составе" в соответствии с федеральным законодательством, устранив допущенные нарушения в картографическом описании границ Токсовского городского поселения во Всеволожском районе по смежеству с Агалатовским сельским поселением и границ Агалатовского сельского поселения во Всеволожском районе по смежеству с Токсовским городским поселением.
В уточнении к заявлению отражено, что исторически деревня Кавголово входила в состав Вартемягской волости, что не учтено при принятии Областного закона 17-оз в оспариваемой части и привело к нарушению подпункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона 131-ФЗ от 6.10.2003 г., которым предусмотрено, что при установлении и изменении границ муниципальных образований обязательно учитываются исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. Отнесение деревни Кавголово к муниципальному образованию "Токсовское городское поселение" лишает жителей деревни возможности на бесплатное проведение газопроводов до жилых домов, приведет к увеличению размеров земельного налога.
В судебном заседании С. просит удовлетворить заявления по изложенным в нем основаниях, поддерживает и уточненное заявление. Считает, что его права нарушены обжалуемыми областными нормами, так как при изменении границ не было учтено мнение населения. Полагает, что деревня Кавголово относилась к Вартемягской волости, о том, что деревня стала входить в муниципальное образование "Токсовское городское поселение" узнали случайно. Участвовали в муниципальных выборах в 2005 году в Совет депутатов муниципального образования "Агалатовское сельское поселение", принимали участие в выборах от соответствующего округа Агалатовского сельского поселения депутата Законодательного собрания Ленинградской области. Когда узнали о строительстве в центре Кавголово свиноводческого комплекса, обратились в муниципальное образование "Агалатовское сельское поселение", жителям порекомендовали обратиться в муниципальное образование "Токсовское городское поселение", так как деревня относится к последнему муниципальному образованию. На сходе мнения жителей деревни Кавголово разделились, часть жителей высказалась за то, чтобы остаться в составе муниципального образования "Токсовское городское поселение", часть жителей - возражала. Считает, что его права будут нарушены, так как при вхождении деревни Кавголово в состав муниципального образования "Токсовское городское поселение" будут увеличены соответствующие тарифы. Отмечает, что разработка Генплана производится из бюджета муниципального образования "Агалатовское сельское поселение", программа по газификации деревни Кавголово также осуществляется за счет бюджета Агалатовского сельского поселения (в то время как газификация в МО "Токсовское городское поселение" производилась бы на общих основаниях, то есть за счет жителей).Жители деревни Кавголово получали паспорта в МО "Агалатовское сельское поселение".
В судебном заседании представитель заявителя Б. просит удовлетворить заявление С., считает, что при установлении границ вновь образованных муниципальных образований в части включения деревни Кавголово в муниципальное образование "Токсовское городское поселение" областной закон N 17-оз принят с нарушением требований пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ от 6.10.2003 г., так как не были учтены исторически сложившиеся территории. Представленными по делу доказательствами подтверждено, что исторически деревня Кавголово входила в состав Вартемягской волости. Представитель муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" подтвердил, что при описании границ названных муниципальных образований допущена техническая ошибка, на что было обращено внимание прокурора в протесте. Оспариваемые нормы нарушают права заявителя, так как лишат его права на бесплатную газификацию в границах муниципального образования "Агалатовское сельское поселение", приведут к увеличению размеров налогов и коммунальных платежей. Обжалуемые нормы нарушают избирательные права заявителя, реализованные ранее в границах муниципального образования "Агалатовское сельское поселение".
В судебном заседании представитель заявителя Я. просит удовлетворить заявление С. в части пункта 1 требований (в части пункта 2 требований оставляет вопрос на усмотрение суда), считает, что в материалах дела достаточно данных, подтверждающих, что деревня Кавголово исторически связана с Вартемягской волостью. Поэтому областной закон в обжалуемой части принят с нарушением пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ и нарушает права заявителя (в части газификации, электроснабжения, размера земельного налога). Возражения представителя Законодательного собрания Ленинградской области опровергаются показаниями свидетелей, допрошенных в судебном заседании. Ссылка на проведение выборов в 2005 году и в 2007 году с нарушением законодательства необоснованна, так как итоги выборов не оспорены. В связи с технической ошибкой прокурором был внесен протест, который удовлетворен Законодательным собранием Ленинградской области. Протест не отозван и подлежит удовлетворению.
В письменном возражении представитель Законодательного собрания Ленинградской области просит в удовлетворении заявления С. отказать, отмечает, что оспариваемым Областным законом 17-оз в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ от 6.10.2003 г. впервые образованы муниципальное образование "Агалатовское сельское поселение" и муниципальное образование "Токсовское городское поселение" и установлены границы названных муниципальных образований, что подтверждено решением Ленинградского областного суда от 23.08.2004 г. Установление же границ вновь образованных в соответствии с требованиями названного Федерального закона N 131-ФЗ от 6.10.2003 г. муниципальных образований являлось исключительным полномочием Законодательного собрания Ленинградской области, которое реализовалось в полном соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона 131-ФЗ от 6.10.2003 г. По мнению представителя заинтересованного лица заявитель смешивает разные понятия, а именно: "административно-территориальное устройство" и "муниципально-территориальное устройство", которые регулируются различными нормативными правовыми актами. Доводы заявителя, по существу, сводятся к требованию об изменении границ муниципального образования, что противоречит положениям Федерального закона N 131-ФЗ от 6.10.2003 г.
В возражениях на уточнение к заявлению представитель Законодательного собрания Ленинградской области просит отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что согласно Федеральному закону N 131-ФЗ при установлении новых границ вновь образованных муниципальных образований, образованных в связи с проведением муниципальной реформы, учет мнения населения не производится. Вхождение же деревень Агалатово и Кавголово в Вартемягскую волость свидетельствует лишь об историческом нахождении этих деревень на территории Ленинградской области (Всеволожского района). Из положений Федерального закона N 131-ФЗ не следует, что при создании вновь образованных муниципальных образований в порядке Главы 12 названного Федерального закона должны сохраняться ранее существующие административно-территориальные единицы. Областным законом N 17-оз исторически сложившаяся территория деревни Кавголово вошла в состав муниципального образования "Токсовское городское поселение", поэтому требования пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ от 6.10.2003 г. не нарушены. При установлении границ данных муниципальных образований областной законодатель исходил из требований статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ от 6.10.2003 г., из принципа транспортной доступности и инфраструктурных связей поселка Токсово и деревни Кавголово, несоответствия МО "Агалатовское сельское поселение" положениям пункта 7 части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ о пешей доступности административного центра для жителей деревни Кавголово. Оспариваемый областной закон не нарушает прав заявителя, его доводы по существу сводятся к обжалованию тех или иных действий или бездействий органов местного самоуправления. Иные доводы свидетельствуют о нарушении органами местного самоуправления и соответствующими должностными лицами избирательных прав, прав на осуществление местного самоуправления граждан, о нецелевом использовании бюджетных средств. Довод о том, что муниципальное образование "Агалатовское сельское поселение" является правопреемником Вартемягской волости, не соответствует части 10 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ от 6.10.2003 г. и фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Законодательного собрания Ленинградской области просит отказать в удовлетворении заявления по основаниям, изложенным в возражениях.
В письменном возражении представитель Губернатора Ленинградской области просит отказать в удовлетворении заявления. Проанализировав положения статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ от 6.10.2003 г., представитель указывает, что при установлении границ вновь образованных муниципальных образований учитывались политические, социально-экономические, управленческие, исторические и иные принципы формирования муниципальных образований и принимались во внимание принцип транспортной доступности и инфраструктурных связей поселка Токсово и деревни Кавголово. Установление же границ вновь образованных муниципальных образований согласно пункту 1 части 1 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ от 6.10.2003 г. относится к исключительной компетенции Законодательного собрания Ленинградской области. В связи с принятием обжалуемого областного закона какого-либо изменения исторически сложившихся земель населенных пунктов не произошло, установление границ вновь образованных муниципальных образований в границах отличных от ранее существовавших границ административного деления не затрагивало земель границ населенных пунктов.
В судебном заседании представитель Губернатора Ленинградской области просит отказать в удовлетворении заявления по приведенным основаниям, полагает, что по делу отсутствуют доказательства, подтверждающие факт нарушения прав заявителя обжалуемыми областными нормами.
В заключении участвующий в деле прокурор просит отказать в удовлетворении заявления С. Отмечает, что в настоящее время прокурором не усматривается наличие правовых оснований для обращения в суд с оспариванием положений Областного закона N 17-оз от 10.03.2004 г., несмотря на ранее принесенный протест. Участвующий в деле прокурор полагает, что Областным законом N 17-оз от 10.03.2004 г. созданы вновь образованные в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ муниципальные образования "Токсовское городское поселение" и "Агалатовское сельское поселение", установлены их границы. Данное обстоятельство подтверждается решением Ленинградского областного суда от 23.08.2004 г. Установление границ вновь образованных муниципальных образований относится к исключительной компетенции Законодательного собрания Ленинградской области согласно пункту 1 части 1 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ от 6.10.2003 г..Требования заявителя, изложенные в пункте 2, не основаны на положениях Главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав заявителя С., его представителей Б. и Я., представителя Законодательного собрания Ленинградской области, представителя Губернатора Ленинградской области., заключение участвующего в деле прокурора, а также показания свидетелей Б., Н., И., К., Н., исследовав и оценив представленные доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица могут быть признаны судом недействительными.
Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (часть 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
10 марта 2004 года принят Областной закон Ленинградской области N 17-оз "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципальных образований Всеволожский район и Выборгский район и муниципальных образований в их составе", опубликованный в официальном порядке и вступивший в законную силу.
В преамбуле Областного закона N 17-оз от 10.03.2004 г. отражено, что он принят в целях организации местного самоуправления на территории ленинградской области в соответствии с требованиями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 6.10.2003 г.
Пунктом 1 статьи 1 названного Областного закона N 17-оз от 10.03.2004 г. установлены границы и наделено статусом городского поселения, в том числе и муниципальное образование "Токсовское городское поселение". Пунктом 2 статьи 2 Областного закона N 17-оз от 10.03.2004 г. установлены границы и наделено статусом сельского поселения, в том числе и муниципальное образование "Агалатовское сельское поселение". Из пунктов 1-3 статьи 3 Областного закона следует, что территории муниципального образования "Токсовское городское поселение" и муниципального образования "Агалатовское сельское поселение" входят в состав Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Приложение N 8 к Областному закону N 17-оз от 10.03.2004 г. содержит картографическое описание границ Токсовского городского поселения во Всеволожском районе. В данном Приложении N 8, в части 6 (абзаце 6) отмечено, что по смежеству с Агалатовским сельским поселением граница проходит далее на север по автодороге на Нижние Осельки - огибая населенный пункт Кавголово по западной границе - доходит до грунтовой дороги, пересекающей ее севернее населенного пункта Кавголово.
В Приложении N 17 к Областному закону N 17-оз от 10.03.2004 г. приводится картографическое описание границ Агалатовского сельского поселения во Всеволожском районе. В части 5 (абзаце 5) отражено, что по смежеству с Токсовским городским поселением граница проходит далее на юг по той же автодороге, огибая населенный пункт Кавголово по западной границе, до пересечения с автодорогой Токсово- Скотное.
Пунктом "н" статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые согласно части 5 данной нормы не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи.
Статьей 131 Конституции Российской Федерации определено, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций; изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
В соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ от 6.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации" местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях города федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11-13 названного Федерального закона.
Установление и изменение границ муниципальных образований производится с соблюдением правил, предусмотренных пунктами 1- 16 части 1 статьи 11 названного Федерального закона N 131-ФЗ от 6.10.2003 г. Так, в пункте 3 указанной федеральной нормы отражено, что территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.
Частью 3 статьи 12 Федерального закона N 131-ФЗ от 6.10.2003 г. определено, что изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.
Из положений части 3 статьи 83 приведенного Федерального закона N 131-ФЗ от 6.10.2003 г. следует, что положения статей 11 и 12 настоящего Федерального закона вступают в законную силу с момента опубликования и до 1 января 2006 года применяются исключительно к правоотношениям, возникающим в силу требований статей 84 и 85 настоящего Федерального закона.
В целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации до 1 марта 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района (пункт 1 части 1 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ от 6.10.2003 г.).
Решением Ленинградского областного суда от 23 августа 2004 года по гражданскому делу N 3-114/2004, вступившим в законную силу, установлено, что на момент вступления в силу Главы 12 Федерального закона N 131-ФЗ от 6.10.2003 г. самостоятельными муниципальными образованиями на территории Всеволожского административного района являлись "Сертолово", "Колтушская волость" и "Всеволожский район Ленинградской области".
Данные обстоятельства участниками процесса не оспариваются. Равно как в судебном заседании не оспаривался и тот факт, что муниципальные образования "Агалатовское сельское поселение" и "Токсовское городское поселение" являются вновь образованными муниципальными образованиями, образованными (с установлением их границ) Областным законом N 17-оз от 10.03.2004 г. на основании пункта 1 части 1 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ от 6.10.2003 г.
В первоначальных редакциях Уставов муниципальных образований "Агалатовское сельское поселение" и "Токсовское городское поселение", утвержденных решениями соответствующих Советов депутатов от 25 и от 28 ноября 2005 года не отражено, что деревня Кавголово является частью территории названных муниципальных образований.
В Уставе муниципального образования "Токсовское городское поселение" (утвержденного 28.11.2005 г.) имеется лишь ссылка на то, что границы муниципального образования установлены Областным законом N 17-оз от 10.03.2004 г. и перечислен ряд населенных пунктов, расположенных в границах муниципального образования.
Не содержатся указания о населенных пунктах, входящих в состав территории муниципального образования, о границах территории муниципального образования и в действующей редакции от 29.05.2009 г. Устава муниципального образования "Агалатовское сельское поселение".
В пункте 3 статьи 1 Устава муниципального образования "Токсовское городское поселение" (утвержденного решением Совета депутатов N 27 от 26.06.2009 г.) отмечено, что в границах территории данного муниципального образования, в том числе находится и деревня Кавголово. В статье 3 Устава содержится описание границ муниципального образования.
20 октября 2008 г. прокурором Ленинградской области принесен протест на Областной закон от 10.03.2004 г. N 17-оз "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципальных образований Всеволожский район и Выборгский район и муниципальных образований в их составе" с требованием внести изменения в Приложения 8 и 17 названного Областного закона от 10.03.2004 г. N 17-оз в части установления административной границы между МО "Токсовское городское поселение" и МО "Агалатовское сельское поселение" вместо "огибая населенный пункт Кавголово по западной границе" на "огибая населенный пункт Кавголово по восточной границе".
20 февраля 2009 года прокурор Ленинградской области обратился с письмом к председателю Законодательного собрания Ленинградской области в котором, во изменение протеста, просил Приложения 8 и 17 Областного закона N 17-оз привести в соответствие с федеральным законодательством.
Постановлением Законодательного собрания Ленинградской области N 142 от 25 февраля 2009 года протест прокурора Ленинградской области был признан подлежащим удовлетворению.
Допрошенный в качестве свидетеля представитель муниципального образования "Агалатовское сельское поселение" Б. показала, что муниципальное образование является вновь образованным на основании Федерального закона N 131-ФЗ от 6.10.2003 г. До этого существовала Вартемягская волость Всеволожского района (административно-территориальная единица), в состав которой входила деревня Кавголово. Муниципальное образование "Агалатовское сельское поселение" является правопреемником Вартемягской волости. В Уставе муниципального образования это не отражено, но такой вывод следует из документов муниципалитета за период 2005 г.-2009 г. о финансировании деревни Кавголово, включая разрешение вопроса о ее газификации. При принятии Областного закона N 17-оз допущена путаница с границами, техническая ошибка. В Уставах муниципального образования от 2005 года и от 2009 года не отражено, что деревня Кавголово входит в состав территории муниципального образования и не отражен факт правопреемства от Вартемягской волости. Жители деревни Кавголово принимали участие в выборах в Совет депутатов муниципального образования "Агалатовское сельское поселение", равно как и формирование избирательных округов по выборам депутатов Законодательного собрания Ленинградской области в 2007 году производилось с учетом того, что деревня Кавголово входит в состав территории муниципального образования "Агалатовское сельское поселение". В 2009 году жители деревни Кавголово уже принимали участие в выборах Совета депутатов муниципального образования "Токсовское городское поселение".
В письме от 7 декабря 2009 года Глава администрации муниципального образования "Агалатовское сельское поселение" указал на то, что исторически и фактически, в соответствии со сложившимся административно-территориальным устройством Ленинградской области (Областной закон N 9-оз от 17.04.1996 г.) деревня Кавголово до принятия Областного закона N 17-оз входила в состав Вартемягской волости Всеволожского района (ранее Вартемягский сельский совет). В соответствии с административно-территориальным устройством формировался и бюджет муниципального образования, в котором предусматривались и расходы по деревне Кавголово (включая расходы по газификации). На основании Областного закона N 17-оз от 10.03.2004 г. деревня Кавголово входит в состав муниципального образования "Токсовское городское поселение", акт приемки-передачи соответствующих документов подписан 16 сентября 2009 года. К данному сообщению приложены решения Совета депутатов муниципального образования "Агалатовское сельское поселение" по вопросу формирования местного бюджета и газификации: N 40 от 27.07.2007 г.,N22 от 29.05.2009 г., N 36 от 30.05.2008 г., N 69 от 12.12.2008 г., N 22 от 29.05.2009 г. В приложении 10 к решению Совета депутатов муниципального образования "Агалатовское сельское поселение" N 69 от 12.12.2008 г. предусмотрено выделение денежных средств на проведение газификации деревни Кавголово. Выделение расходов на указанные цели предусмотрено и в Приложении N 10 к решению Совета депутатов муниципального образования "Агалатовское сельское поселение" N 22 от 29.05.2009 г. Согласно сообщению главы администрации муниципального образования "Агалатовское сельское поселение" депутату Законодательного собрания Ленинградской области Я. от 5.03.2009 года денежные средства по уплате земельного и имущественного налога по деревне Кавголово поступали с 2006 по 2008 год в бюджет муниципального образования "Агалатовское сельское поселение". Тарифы по платежам за коммунальное обслуживание в городских поселениях примерно на 20 % выше, чем в сельских поселениях.
В судебное заседание свидетелем Б. представлены: постановление Главы администрации муниципального образования N 5000 от 27.11.2007 г. с листком согласования, список граждан, жителей деревни Кавголово, которым будут проводиться работы по проектированию, изготовлению проектно-сметной документации, включая инженерно- геодезические изыскания на газопроводы, утвержденный Главой муниципального образования "Агалатовское сельское поселение", постановление Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района N 3 от 18.07.2005 г. о формировании схемы избирательных округов при проведении муниципальных выборов, справка об оплате муниципальных контрактов на проектирование и изготовление проектно-сметной документации на газопроводы, а также выписки из справочников 2002 года и 2007 года об административно-территориальном делении Ленинградской области, из последних следует, что деревня Кавголово относилась к Вартемягской волости.
В представленных в суд обращениях Главы муниципального образования "Агалатовское сельское поселение" в органы государственной власти Ленинградской области указано, что исторически и фактически, в соответствии со сложившимся административно-территориальным делением Ленинградской области (что подтверждается соответствующими справочниками) деревня Кавголово относится к муниципальному образованию "Агалатовское сельское поселение". В соответствии с данным административно-территориальным делением формируется бюджет муниципального образования, адресные программы Ленинградской области, сформированы избирательные участки, разрабатывается проект Генерального плана. Утверждение границ в соответствие с Приложениями 8 и 17 к Областному закону N 17-оз приведет к негативным последствиям.
Допрошенный в качестве свидетеля представитель муниципального образования "Токсовское городское поселение" Н. показала, что названное муниципальное образование образовано впервые в 2004 году в соответствии с Областным законом N 17-оз на основании Федерального закона N 131-ФЗ. Совет депутатов первого созыва был избран в 2005 году и приступил к работе в полном объеме в 2006 году. Областным законом N 17-оз деревня Кавголово включена в состав территории муниципального образования "Токсовское городское поселение", как и озеро Кавголовское и железнодорожная станция Кавголово. Исторически указанные объекты составляют единое целое и относятся к Токсово. Ранее, деревня Кавголово входила в состав муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области". Расходы по деревне Кавголово финансируются из бюджета муниципального образования "Токсовское городское поселение". В действующем Уставе муниципального образования отражены его границы, а также то, что деревня Кавголово входит в состав территории муниципального образования. Жители деревни Кавголово пользуются социальной инфраструктурой поселения, газификация будет проводиться на общих основаниях.
В письме Главы муниципального образования "Токсовское городское поселение" от 3.12.2009 года указано, что до образования муниципального образования "Токсовское городское поселение" пос. Токсово, деревня Кавголово и другие населенные пункты поселения входили в состав муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области"; до 1 января 2006 года муниципального образования "Токсовское городское поселение" не существовало. В настоящее время деревня Кавголово входит в состав муниципального образования "Токсовское городское поселение".
В обращении в Законодательное собрание Ленинградской области от 29.12.2008 года, Глава муниципального образования и Глава администрации муниципального образования "Токсовское городское поселение" указали, что включение в состав территории муниципального образования деревни Кавголово имеет исторические предпосылки (озеро Кавголовское- деревня Кавголово- ж\д станция Кавголово- Кавголовский трамплин-Международные Кавголовские игры) и социально-экономический аспект ( в том числе единая трасса газопровода, единая трасса водовода, наличие социальной инфраструктуры дер.Рапполово).
Допрошенный в качестве свидетеля главный специалист отдела архитектуры и планировки Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" И. показал, что до принятия оспариваемого областного закона деревня Кавголово не была отнесена каким-либо нормативным правовым актом к какому-либо муниципальному образованию; муниципальные образования "Агалатовское сельское поселение" и "Токсовское городское поселение" образованы в связи с принятием Областного закона N 17-оз. До этого деревня Кавголово входила в Вартемягскую волость, которая являлась административно-территориальной единицей Всеволожского района (имелось описание волости на бумажном носителе). При описании границ в Областном законе N 17-оз допущена техническая ошибка по указанию сторон света в отношении деревни Кавголово, что повлекло ошибочное отнесение деревни Кавголово к муниципальному образованию "Токсовское городское поселение".
На запрос суда начальником Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" в ответе от 11.12.2009 года сообщено, что подготовка проекта описательной части к Областному закону N 17-оз проводилась Управлением. В силу ряда обстоятельств работниками Управления допущены ошибки, в том числе и технические ошибки при описании границы между муниципальным образованием "Агалатовское сельское поселение" и муниципальным образованием "Токсовское городское поселение" (дезориентация ее относительно сторон света), которые были обнаружены только в 2008 году при разработке генеральных планов поселений. До этого момента деревня Кавголово фактически входила в муниципальное образование "Агалатовское городское поселение" (по налогообложению, избирательным функциям, проведению газификации и прочим фактам). До 2004 года деревня Кавголово входила в состав территориального образования - Вартемягская волость муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" (справочники административно-территориального деления Ленинградской области издания 1997, 2002 года, составленные на основании Областного закона от 17.04.1996 года N 9-оз, справочник 2007 года).
Изложенная позиция нашла отражение в ответе Всеволожскому городскому прокурору от 1.10.2008 года и соответственно в сообщениях Всеволожского городского прокурора от 17.09.2008 года и от 30.12.2008 года в прокуратуру Ленинградской области, и как следует из описательной части протеста прокурора Ленинградской области от 20 октября 2008 года, послужила основанием для принесения названного протеста.
Допрошенный в качестве свидетеля консультант Комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской области К. показал, что до принятия оспариваемого Областного закона деревня Кавголово входила в состав Вартемягской волости (административно-территориальной единицы). До 2004 года во Всеволожском районе Ленинградской области существовали следующие муниципальные образования: "Всеволожский район", "Сертолово", "Колтушская волость". До принятия областного закона N 17-оз описание границ Вартемягской волости отсутствовало. Границы муниципальных образований установлены оспариваемым областным законом на основании Федерального закона N 131-ФЗ. Понятия "административно-территориальное устройство" и "муниципальные образования" нетождественные. Приложений или картографических описаний в виде схем, карт к ранее действующему областному закону N 9-оз не было.
Допрошенный в качестве свидетеля представитель Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области Н. показал, что каких-либо нормативных правовых актов по вопросу отнесения деревни Кавголово к той или иной территории до принятия оспариваемого областного закона не было. Единственным нормативным правовым актом, определяющим границы муниципальных образований и отнесение деревни Кавголово к территории муниципального образования "Токсовское городское поселение" является оспариваемый областной закон. Схем территориального планирования Всеволожского муниципального района не имеется, ранее была схема районной планировки по Всеволожскому району. Существует и справочник административно-территориального деления Ленинградской области 2007 года.
В ответе председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 11 декабря 2009 года отмечено, что до 2004 года деревня Кавголово входила не менее 10 лет в состав Вартемягской волости, каким-либо нормативным актом, закрепляющим это положение, Комитет не располагает. Указанные сведения основаны на данных, содержащихся в справочнике административно-территориального деления Ленинградской области 2002 года. Агалатовское сельское поселение и Токсовское городское поселение образованы областным законом N 17-оз от 10.03.2004 г.
Исследовав и изучив представленные по делу доказательства в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, суд считает доводы представителей заявителя о том, что при принятии Областного закона N 17-оз от 10.03.2004 г. в оспариваемой части, а именно в части установления границ муниципальных образований "Агалатовское сельское поселение" и "Токсовское городское поселение" (в результате которого деревня Кавголово оказалась включенной в состав муниципального образования "Токсовское городское поселение") был нарушен пункт 3 части первой статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ от 6.10.2003 г., необоснованными.
Из положений статьи 11 названного Федерального закона N 131-ФЗ следует, что при установлении и при изменении границ муниципального образования должны учитываться все требования, содержащиеся в пунктах 1-16 части первой названной федеральной нормы, а не только требование, изложенное в пункте 3 данной нормы.
Нахождение деревни Кавголово до 2004 года в составе административно-территориальной единицы муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области"- Вартемягской волости (в состав которой также входило и Агалатово), что подтверждено представленными по делу доказательствами и не оспаривается участниками процесса, не свидетельствует автоматически о наличии исторически сложившейся общности территорий Агалатово и Кавголово в рамках требований пункта 3 части первой статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ, в котором отражено, что территорию поселения образуют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения, а не исторически сложившаяся общность каких-либо населенных пунктов.
Нахождение деревни Кавголово в составе Вартемягской волости не свидетельствует и об отсутствии каких-либо исторически сложившихся связей с иными населенными пунктами, в том числе и с поселком Токсово.
В этой связи следует отметить и то обстоятельство, что в состав территории муниципального образования "Токсовское городское поселение" включена не только деревня Кавголово (ее исторически сложившаяся территория), но и исторически сложившиеся территории озера Кавголовское и железнодорожной станции Кавголово.
По приведенным основаниям не может быть признана правильной и ссылка на ранее действовавший Областной закон N 9-оз от 17.04.1996 "Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области", в котором отсутствует норма, устанавливающая перечень населенных пунктов, входящих в состав Вартемягской волости. Допрошенные в судебном заседании свидетели Н., К., И. фактически подтвердили отсутствие каких-либо нормативных правовых актов об установлении границ административно-территориальной единицы - Вартемягская волость, за исключением указания перечня населенных пунктов, входящих в состав Вартемягской волости в справочниках административно-территориального деления Ленинградской области. Указание же в Справочниках административно-территориального деления Ленинградской области на включение деревни Кавголово в состав Вартемягской волости не является безусловным и достаточным доказательством, подтверждающим факт принятия Областного закона N 17-оз в оспариваемой части с нарушением требований пункта 3 части первой статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ.
Соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ от 6.10.2003 г. и позиция представителя заинтересованного лица, утверждавшего, что при установлении границы вновь образованных муниципальных образований названная федеральная норма не содержит требований об обязательном сохранении территорий ранее существовавших административно-территориальных единиц.
Утверждение заявителя и его представителей о том, что при установлении границ муниципальных образований была допущена техническая ошибка при описании границ (а также показания допрошенных свидетелей в данной части), что привело к нарушению требований федерального закона и к нарушению прав заявителя, не могут быть признаны правомерными, так как оспариваемым областным законом названные муниципальные образования были вновь образованы, а их границы установлены и описаны впервые.
Доводы заявителя и его представителей о финансировании расходов дер.Кавголово из бюджета муниципального образования "Агалатовское сельское поселение" (включая финансирование расходов на газификацию деревни), о проведении муниципальных выборов в 2005 году без учета требований Областного закона N 17-оз от 10.03.2004 г.( что не оспаривается участниками процесса) не означают, что данный закон принят с нарушением требований федерального законодательства.
С учетом изложенного и различный размер тарифов на коммунальные услуги, размер земельного налога в муниципальных образований "Агалатовское сельское поселение" и "Токсовское городское поселение" не является основанием для признания оспариваемых областных норм недействующими и не свидетельствует о нарушении прав заявителя.
Утверждение заявителя о том, что Областным законом N 17-оз от 10.03.2004 г. изменены границы указанных муниципальных образований и деревня Кавголово включена в состав муниципального образования "Токсовское городское поселение" без учета мнения населения, то есть с нарушением требований части 3 статьи 12 Федерального закона N 131-ФЗ, является необоснованным, так как судом установлено, что оспариваемым областным законом были установлены (но не изменены) границы вновь образованных муниципальных образований "Агалатовское сельское поселение" и "Токсовское городское поселение".
Таким образом, нарушений требований пункта 3 части 1 статьи 11, части 3 статьи 12, статей 83 и 85, а равно и иных норм Федерального закона N 131-ФЗ от 6.10.2003 г. при принятии Областного закона N 17-оз от 10.03.2004 г. в оспариваемой части допущено не было, права заявителя при принятии оспариваемого областного закона по делу не нарушены.
Довод представителей заявителя, показания свидетеля Б. в части ссылки на то, что муниципальное образование "Агалатовское сельское поселение" является правопреемником Вартемягской волости не соответствует требованиям части 10 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ и фактическим обстоятельствам дела.
По приведенным основаниям в удовлетворении требований Симакова С.А. в части признания недействующими абзаца 6 Приложения N 8 и абзаца 5 Приложения 17 к Областному закону N 17-оз от 10.03.2004 г. надлежит отказать. С учетом положений статьи 251 ГПК РФ, установленных по делу обстоятельств, а также полномочий суда, при рассмотрении дел в порядке, предусмотренном Главой 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, надлежит отказать и во второй части заявленных С. требований.
Суд также считает, что наличие протеста прокурора, признанного подлежащим удовлетворению Законодательным собранием Ленинградской области, с учетом изложенного выше обоснования, не является правовым основанием для признания оспариваемых областных норм недействующими. Суд учитывает, что на момент рассмотрения настоящего дела, как следует из заключения участвующего в деле прокурора, прокурор фактически не поддерживает принесенный протест, полагая, что правовых оснований для оспаривания Областного закона N 17-оз от 10.03.2004 г. не имеется.
Иные доводы заявителя и его представителей сводятся к неверному пониманию и толкованию норм федерального и областного законодательства.
Таким образом, в удовлетворении требований С. надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявлений С. о признании недействующими абзаца 6 Приложения 8, определяющего границы Токсовского городского поселения во Всеволожском районе по смежеству с Агалатовским сельским поселением и абзаца 5 Приложения 17, определяющего границы Агалатовского сельского поселения по смежеству с Токсовским городским поселением, Областного закона N 17-оз от 10 марта 2004 года "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципальных образований Всеволожский район и Выборгский район и муниципальных образований в их составе" и об обязании Законодательного собрания Ленинградской области привести Приложения 8 и 17 Областного закона N 17-оз от 10.03.2004 года "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципальных образований Всеволожский район и Выборгский район и муниципальных образований в их составе" в соответствие с федеральным законодательством, устранив допущенные нарушения в картографическом описании границ Токсовского городского поселения во Всеволожском районе по смежеству с Агалатовским сельским поселением и границ Агалатовского сельского поселения во Всеволожском районе по смежеству с Токсовским городским поселением, отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы и кассационного представления через Ленинградский областной суд в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья |
Е.Е. Морозкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 17 декабря 2009 г. N 3-204/2009
Текст решения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)