Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 8 декабря 2010 г. N 33-16583/2010
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Селезневой Е.Н. Судей
Сопраньковой Т.Г. Ничковой С.С. При секретаре
Игумновой Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 08 декабря 2010 года кассационное представление прокурора Пушкинского района Санкт-Петербурга на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 октября 2010 года, состоявшееся по иску прокурора Пушкинского района Санкт-Петербурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГОУ основная образовательная школа NПушкинского района Санкт-Петербурга, ГОУ средняя образовательная школа Nи к ГОУ основная общеобразовательная школа N об обязании совершить определенные действия,
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н.,
Объяснения представителей ответчиков, представителя Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, прокурора, поддержавшего доводы кассационного представления,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Прокурор Пушкинского района Санкт-Петербурга, действуя в защиту неопределенного круга лиц, в порядке, предусмотренном статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в Пушкинский районный суд с иском к ГОУ основная общеобразовательная школа Nоб обязании в срок до 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу разработать и представить на утверждение (согласование) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также разработать и утвердить паспорт опасных отходов по отработанным люминесцентным лампам, в срок до 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу организовать подготовку ответственных за экологию работников, получить соответствующие свидетельства и сертификаты.
Исковые требования обоснованы тем, что в результате профессиональной деятельности ответчика образуются отходы производства и потребления, а именно отходы от эксплуатируемых нежилых помещений: люминесцентные лампы, коммунальный мусор от уборки помещений и пр., - однако согласованные лимиты (разрешение) на размещение отходов на 2010 год, а также разработанный проект нормативов образования отходов и лимитов на их использование, размещение и паспорта опасных отходов, ответственный за экологию работник у ответчика отсутствуют.
Аналогичные иски были предъявлены к ГОУ основная образовательная школа NПушкинского района Санкт-Петербурга, ГОУ средняя образовательная школа N.
Определением Пушкинского районного суда от 13 сентября 2010 года гражданские дела по указанным искам были объединены в одно производство.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 октября 2010 года в удовлетворении исковых требований прокурора было отказано.
В кассационном представлении прокурором Пушкинского района Санкт-Петербурга ставится вопрос об отмене указанного решения суда как постановленного в нарушении норм материального права и при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и о вынесении нового решения об удовлетворении требований прокурора.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, не находит оснований к отмене решения суда, отвечающего требованиям закона.
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора суд исходил из того, что ответчики не осуществляют деятельность в области обращения с отходами, в связи с чем на них не может быть возложена обязанность, предусмотренная Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" от 24 августа 1998 года N 89-ФЗ по разработке и представлению на утверждение (согласование) проекта нормативов обращения отходов и лимитов на их размещение, а также по разработке и утверждению паспорта отходов.
С указанными выводами районного суда соглашается и судебная коллегия по гражданским делам в связи со следующим.
Статья 58 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, в соответствии со статьей 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Статьей 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами и области охраны окружающей среды.
В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе размещение отходов производства и потребления, а также иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно пункту 3 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, каковым является Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В преамбуле вышеуказанного нормативного правого акта указано, что он определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления и предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов.
В обоснование исковых требований прокурор ссылается на то обстоятельство, что указанные образовательные учреждения оказывают негативное воздействие на окружающую среду размещением опасных отходов от своей деятельности, которыми являются - люминесцентные лампы и коммунальный мусор от уборки помещений, что влечет несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно ответчики нарушили положения пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 года N 461 "О правилах разработки и утверждения норматива образования отходов и лимитов на их размещение", требования пунктов 2 и 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ, Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года N 511 "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды", также указывал на осуществление ответчиками деятельности, при осуществлении которой образуются опасные отходы, в отсутствие паспортов опасных отходов, отнесение опасных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды не подтверждено.
В силу статьи 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в целях уменьшения количества их образования.
Согласно статье 18 Закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предприятиям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации (п. п.3,4 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).
Названный порядок определен правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 года N 461 (далее - Правила).
Под лимитом на размещение отходов понимается предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. Норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (статья 1 закона N 89-ФЗ и пункт 3 Правил).
В силу пункта 4 Правил индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и предоставляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.
Таким образом, лимиты на размещение отходов должны быть установлены только тем индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, которые осуществляют деятельность по размещению отходов.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение или захоронение. При этом понятие хранения отходов законодатель определяет как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Захоронением является изоляция отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Пункт 7 статьи 12 указанного Закона устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Создание объектов размещения отходов предусматривает наличие специального разрешения органов исполнительной власти с определением места строительства на основе специальных исследований при положительном заключении государственной экологической экспертизы с последующей регистрацией объекта в государственном реестре.
С учетом вышеизложенного можно прийти к выводу о том, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
В соответствии с Уставом ГОУ основной общеобразовательной школы Nосновной целью его деятельности является обучение и развитие детей в соответствии с их индивидуальными особенностями (п. 1.3 Устава).
На основании пункта 2.1 Устава основной деятельностью ГОУ основной общеобразовательной школы Nявляется реализация общеобразовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования различной направленности.
Аналогичные положения установлены в уставах ГОУ основная образовательная школа NПушкинского района Санкт-Петербурга и ГОУ средняя образовательная школа N.
Таким образом, невозможно прийти к выводу о том, что ответчики являются учреждениями, осуществляющими деятельность по размещению отходов, в связи с чем у них отсутствует обязанность по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. По мнению судебной коллегии, нельзя вынести суждение о том, что ответчики оказывают негативное воздействие на окружающую среду, поскольку они не осуществляют специализированной деятельности по обращению с отходами производства и потребления.
Указанные выводы суда также основываются на имеющихся в материалах дела договорах со специализированными организациями, на которых возложена обязанность по оказанию услуг в сфере обращения с отходами потребления.
Так, ДД.ММ.ГГГГ между ...(ЮрЛ1)... и ...(ЮрЛ2)... был заключен государственный контракт Nна оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизации лиминесцентных источников света, ртутьметрическому обследованию и демеркуризации место их хранения на объектах социальной сферы города, включая общеобразовательные школы, в соответствии с техническим заданием.
ДД.ММ.ГГГГ между ГОУ основная общеобразовательная школа NПушкинского района Санкт-Петербурга и ...(ЮрЛ3)... был заключен договор N, предметом которого является оказание услуг по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов от деятельности ГОУ.
В обязанности специализированной организации по указанному договору входит оказание предусмотренных договором услуг, транспортировка своим автотранспортом твердых коммунальных отходов для передачи организации, деятельность которой непосредственно связана с их размещением, передача твердых бытовых отходов заказчика организации, деятельность которой связана с их обращением, обеспечение выполнения необходимых мероприятий по охране окружающей среды.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ общеобразовательной школой Nбыл заключен договор с ...(ЮрЛ4)... на вывоз твердых бытовых отходов.
Выводы районного суда об отказе в удовлетворении требований прокурора об обязании ответчика разработать и представить на утверждение паспорт опасных отходов также являются обоснованными по следующим основаниям.
Статьей 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности с 1 по 5 класс.
В силу пункта 2 и 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-5 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02 декабря 2002 года N 785 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" был утвержден перечень образующих отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков, из которого усматривается, что приведенные в исковом заявлении отходы классифицируются следующим образом: 91201300 01 00 5 - отходы (мусор) от уборки территории помещений учебно-воспитательных учреждений; 92300000 00 00 0 - лампы (накаливания, люминесцентные, электронные и другие), последняя цифра кода (тринадцатая) используется для определения класса опасности для окружающей природной среды.
Таким образом, вышеуказанные отходы не могут быть отнесены к 1-4 классу опасности, в связи с чем не требуется паспортизация данных отходов в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов", приказом Министерства природных ресурсов России от 02 декабря 2002 года N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности того обстоятельства, что ответчики осуществляют деятельность по размещению отходов производства и потребления в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ, то есть занимаются специализированным размещением отходов в специально оборудованных местах, для создания которых в соответствии со статьей 12 Федерального закона N 89-ФЗ необходимо разрешение федеральных органов власти, и что основания для возложения на ответчиков обязанности разработать и представить на утверждение (согласование) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспорта опасных отходов отсутствуют.
Доводы кассационного представления о том, что ответчики занимаются накоплением отходов в помещениях школ, поскольку отработанные люминесцентные лампы, коммунальный мусор от уборки помещений хранятся у ответчиков вплоть до их вывоза, были проверены судом и не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения спора по существу.
Так, представители ответчиков в судебном заседании суда первой инстанции поясняли, что указанные лампы и мусор не складируются в помещении школ, а вывозятся специализированными организациями в порядке и сроки, обусловленные государственными контрактами, доказательств обратного прокурором не представлено.
Кроме того, временное помещение отходов, впоследствии вывозимых специализированными организациями, по мнению судебной коллегии, не является накоплением отходов в том смысле, который придан этому понятию Федеральным законом N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Ссылка на Постановление Правительства Российской федерации от 03 сентября 2010 года N 681, которым утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, не может быть положена в основу отмены состоявшегося по делу судебного решения, так как данный нормативный правовой акт устанавливает порядок обращения с отходами производства и потребления, указанными выше, и не предусматривает выполнения тех обязанностей ответчиками, которые прокурор указал в исковом заявлении.
Статьей 15 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности.
Ответственность за допуск работников к работе с отходами I-IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
Поскольку в процессе деятельности ответчиков отходы I-IV класса опасности не возникают, то и требовать назначения лиц, имеющих профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с такими отходами, законных оснований не имеется.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда по доводам кассационного представления не имеется.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 октября 2010 года оставить без изменения, а поданное кассационное представление - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 8 декабря 2010 г. N 33-16583/2010
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)