Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Долгосрочная целевая программа
"Развитие цифрового телерадиовещания на территории
Ленинградской области" на 2009-2010 годы
(утв. постановлением Правительства Ленинградской области
от 30 октября 2009 г. N 326)
(в ред. постановления Правительства
Ленинградской области от 29 декабря 2010 г. N 379)
1. Анализ ситуации и обоснование целей и задач Программы
1.1. Анализ и оценка исходной ситуации
Состояние телерадиовещания как важнейшего средства массовой информации, направления и темпы его развития, имеющие первостепенное значение для социальной стабильности общества, экономической активности и духовного развития, находят отражение в решениях о разработке комплекса мер по формированию современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, принимаемых на федеральном и региональном уровне.
Указом Президента Российской Федерации от 24 июня 2009 года N 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах", распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1349-р "Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы", постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2009 года N 985 "О федеральной целевой программе "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы" определена основная цель развития цифрового телерадиовещания на территории Российской Федерации - обеспечение доступности социально значимых теле- и радиопрограмм для населения Российской Федерации.
Доступность социально значимых теле- и радиопрограмм для населения Ленинградской области определяется наличием сети распространения федеральных теле- и радиопрограмм от студий до абонентских приемников (телевизоров, радиоприемников) населения Ленинградской области и достаточным временем вещания и территорией распространения регионального телерадиовещания Ленинградской области.
В муниципальных образованиях и населенных пунктах Ленинградской области доступность для населения телевизионных каналов значительно дифференцирована. Всеволожский, Гатчинский и Ломоносовский муниципальные районы, прилегающие к Санкт-Петербургу, имеют возможность приема наибольшего количества телепрограмм. Выборгский, Кингисеппский, Лужский, Подпорожский и Тихвинский муниципальные районы охвачены 4-5 телепрограммами. Удаленные населенные пункты Бокситогорского, Лодейнопольского, Подпорожского и Тихвинского муниципальных районов принимают одну телепрограмму с неудовлетворительным качеством.
Указом Президента Российской Федерации от 24 июня 2009 года N 715 и постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2009 года N 985 определено, что в Ленинградской области в 2011 году в рамках первого мультиплекса будет обеспечено полномасштабное вещание в цифровом формате телеканалов "Россия-1", "Россия-2", "Россия-K", "Вести-24", "Первый канал", "Петербург-5 канал", "НТВ" и детско-юношеского канала. Вещание остальных каналов будет продолжено в аналоговом формате, так как расширение аналоговых сетей их распространения (строительство новых и увеличение мощности существующих передатчиков) не предусмотрено. Состав второго мультиплекса и его распространение, а также источники финансирования строительства цифровой сети не определены на федеральном уровне. Таким образом, федеральной целевой программой "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы" не предусматривается строительство эфирных сетей распространения иных телеканалов, в том числе и регионального телеканала Ленинградской области. Вместе с тем в настоящее время эфирный прием регионального телеканала Ленинградской области обеспечен менее чем на половине территории Ленинградской области.
Не менее важным для населения является обеспечение доступности приобретения приемных устройств цифрового телевидения. Государственная политика в области телерадиовещания должна предусматривать бесплатность не только получения, но и просмотра основных социально значимых теле- и радиопрограмм федерального и регионального уровня. Однако распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1349-р определено, что соответствующие приставки для приема цифрового телевидения население приобретает самостоятельно, что может вызвать в дальнейшем, при выключении аналогового телерадиовещания, определенную социальную напряженность.
Стоимость абонентского устройства для наземного эфирного цифрового телевидения находится в диапазоне 1500-3000 рублей, однако в настоящее время такие устройства массово не выпускаются и, соответственно, стоимость их будет более высокой. Это приведет к тому, что в условиях "раннего" включения цифрового телевещания на территории Ленинградской области не будет обеспечена финансовая доступность приставок для значительной части населения.
Необходимо отметить, что в последние годы население Ленинградской области стало приобретать средства приема сигналов цифрового спутникового телевидения, предоставляемых ЗАО "Триколор", ЗАО "НТВ-Плюс" и иными компаниями. Однако указанные средства по своей стоимости (диапазон цен 4000-7000 рублей) и по размерам абонентской платы (диапазон платы 300-1000 рублей ежемесячно) недоступны для значительной части населения.
Не менее важной технической проблемой является совместная беспомеховая работа сетей цифрового и аналогового телевещания, которая будет существовать до 2015 года. Население удаленных районов Ленинградской области использует для приема сигналов аналогового телевидения активные антенны прямого усиления, не обладающие частотной избирательностью. Включение достаточно мощной сети цифровых телепередатчиков, расположенных равномерно по территории Ленинградской области, может привести к перегрузке активных антенн и, соответственно, невозможности для населения принимать программы аналогового телевидения. Подобные эффекты отмечались в Курганской области и Екатеринбурге при развертывании региональных сетей цифрового телевещания.
Право на доступ населения к информации обеспечивается не только общефедеральными телеканалами, но и региональными телепрограммами. Анализ возможности получения населением Ленинградской области актуальной социально значимой региональной информации показал, что ситуация в данной области характеризуется как неудовлетворительная. Ленинградская областная телепрограмма, создаваемая ОАО "Ленинградское областное телевидение" (далее - региональная телепрограмма ЛОТ), имеет лицензию на ежедневное эфирное вещание в период с 7.00 до 8.00. Несмотря на наличие значительного числа кабельных операторов связи, учредителями которых являются муниципальные образования, на территории Ленинградской области отсутствует сеть корреспондентских пунктов регионального телевидения и техническая возможность осуществлять перегон сюжетов в режиме реального времени, телевизионное оборудование, используемое для создания сюжетов и программ, устарело и физически изношено.
Возникают трудности с обоснованием попадания региональной телепрограммы ЛОТ во второй мультиплекс, сеть распространения которого также будет создаваться за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, анализ ситуации перехода на цифровое эфирное телевещание показывает, что основными проблемами являются отсутствие возможности охвата региональным телевещанием территории Ленинградской области, приема и просмотра населением Ленинградской области цифровых телепрограмм федеральных каналов, отсутствие корреспондентской сети регионального телевидения и возможности длительного вещания региональной телепрограммы ЛОТ.
1.2. Цели и задачи в сфере телерадиовещания до 2010 года
Основными целями развития телерадиовещания в Ленинградской области до 2010 года являются обеспечение конституционных прав и свобод человека, доступа к массовой информации, гарантированное предоставление обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов заданного качества общероссийских, региональных и местных телерадиопрограмм с улучшенным качеством приема и увеличения количества программ.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
обеспечение расширения регионального телевещания путем развития сетей распространения в иных средах передачи, в частности, - кабельных сетях и сетях передачи данных (IP-TV);
обеспечение возможности приема сигналов цифрового телевидения на аналоговые телеприемники, используемые населением, путем оснащения головных станций сетей кабельного телевидения соответствующими устройствами преобразования цифровых сигналов в аналоговые сигналы;
поддержка заинтересованности населения в приобретении приставок приема сигналов эфирного цифрового телевидения, в том числе расширение возможностей приставок на другие сферы, например, - обеспечение доступа к электронным государственным и муниципальным услугам;
обеспечение развития сети корреспондентских пунктов регионального телевидения путем создания каналов доступа и перегона программ и сюжетов между центральной студией региональной телепрограммы ЛОТ и корреспондентскими пунктами.
2.1. Финансирование мероприятий Программы
Реализация Программы рассчитана на 2009-2010 годы. Общий объем финансирования Программы - 152 120 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 88 500 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета - 42 120 тыс. рублей, за счет прочих источников - 21 500 тыс. рублей.
Для реализации Программы предусматривается финансирование за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и прочих источников (средств федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - ФГУП "РТРС") без привлечения средств местных бюджетов.
Расходы на проведение проектных работ по созданию сети корреспондентских пунктов и дооборудованию центральной студии региональной телепрограммы ЛОТ рассчитаны исходя из расценок ведущих проектно-исследовательских организаций отрасли "Связь" и составляют не более 5-7 процентов от общего объема финансовых средств, предполагаемых к освоению в ходе реализации Программы. Предлагаемые на проектные работы затраты в объеме 12 500 тыс. рублей составляют 3 процента общего объема финансирования.
Затраты на оборудование 8 корреспондентских пунктов на базе операторов кабельного телевидения (по одному пункту в каждом муниципальном образовании второго уровня) и на дооборудование центральной студии региональной телепрограммы ЛОТ определены в размере 27 420 тыс. рублей. Указанный объем финансирования соответствует сложившемуся уровню цен для современной аппаратуры создания телепрограмм, врезки сюжетов, редактирования и иных необходимых операций. Кроме того, в состав оборудования корреспондентских пунктов включаются технические средства модернизации головных станций сетей кабельного телевидения, предназначенные для преобразования сигналов наземного эфирного цифрового телевидения в аналоговый формат.
Общий объем капитальных затрат по Программе - 109 420 тыс. рублей.
Операционные ежегодные затраты на аренду каналов передачи данных запланированы исходя из протяженности каналов от центральной студии региональной телепрограммы ЛОТ до каждого корреспондентского пункта и пропускной способности каналов не менее 155 Мбит/с, а также объема передаваемых данных. Усредненный объем финансирования аренды одного канала передачи данных составляет не более 550 тыс. рублей, что соответствует в среднем 80 процентам от сложившихся цен по региону. Суммарно на аренду 4 каналов (один канал в каждом муниципальном образовании второго уровня) планируются финансовые средства в объеме 2200 тыс. рублей в год.
Кроме мероприятий, проведение которых требует финансирования за счет средств областного бюджета, Программой предусмотрено проведение мероприятий, финансируемых из иных источников.
Строительство сети наземного цифрового эфирного телевещания планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета и за счет средств ФГУП "РТРС" в рамках федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы". В рамках Программы запланировано проведение мероприятия по содействию ФГУП "РТРС" в части оформления соответствующих разрешительных документов, а также мероприятия по заключению соглашения с ФГУП "Радиочастотный центр Северо-Западного федерального округа" и Управлением Роскомнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по обеспечению беспомеховой совместной работы цифрового и аналогового телевидения на территории Ленинградской области.
Для обеспечения расширения вещания областного телевидения в рамках Программы запланировано проведение мероприятия по содействию ОАО "ЛОТ" в получении лицензии на ежесуточное вещание в кабельных сетях и сетях передачи данных на территории Ленинградской области в объеме не менее 20 часов в сутки.
Для поддержки заинтересованности населения в приобретении приемных устройств цифрового телевидения Программой предусмотрено мероприятие по созданию пилотной зоны и отработке применения многофункциональных приставок, проводимое совместно с ЗАО "Телта" за счет указанной организации.
2.2. Мероприятия по реализации Программы
В целях реализации Программы необходимо:
разработать проект создания сети корреспондентских пунктов ОАО "ЛОТ" на базе операторов кабельного телевидения на территории муниципальных образований Ленинградской области исходя из плановых затрат - 12 500 тыс. рублей;создать техническую систему подготовки и выпуска программ регионального телевещания, включая ряд местных муниципальных телепрограмм, на основе сети корреспондентских пунктов ОАО "ЛОТ" и каналов связи для перегона сюжетов, программ и местных вставок исходя из плановых суммарных затрат в объеме 42 120 тыс. рублей;
внести в уставный капитал ОАО "ЛОТ" имущество, приобретаемое для подготовки и выпуска программ регионального телевещания, с последующим увеличением доли Ленинградской области в уставном капитале ОАО "ЛОТ";
содействовать в части сокращения сроков оформления разрешительной документации, оформление которой находится в полномочиях Ленинградской области, для строительства сети распространения наземного эфирного цифрового телерадиовещания на территории Ленинградской области, проводимого ФГУП "РТРС" в рамках федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы" (не требует финансовых затрат);
выработать механизм обеспечения беспомеховой совместной работы сетей аналогового и цифрового наземного эфирного телерадиовещания на территории Ленинградской области путем заключения соответствующих соглашений о взаимодействии с ФГУП "Радиочастотный центр Северо-Западного федерального округа" и Управлением Роскомнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (не требует финансовых затрат);
содействовать ОАО "ЛОТ" в получении лицензии на ежесуточное вещание в кабельных сетях и сетях передачи данных на территории Ленинградской области в объеме не менее 20 часов в сутки (не требует финансовых затрат);
изыскать на основе соглашения с ЗАО "Телта" пути повышения функциональности абонентских устройств для приема сигналов цифрового телевидения на аналоговые телевизоры в целях поддержки заинтересованности населения Ленинградской области в их приобретении и снижения стоимости абонентских устройств (не требует финансовых затрат).
Решение вопросов о принадлежности собственности Ленинградской области, созданной в результате реализации Программы, будет осуществляться по мере создания объектов в соответствии с действующим законодательством.
3. Оценка эффективности Программы
Мероприятия Программы направлены на обеспечение конституционных прав граждан на получение информации, повышение культурного уровня жизни и формирование полноценного гражданского общества, получение жителями Ленинградской области равного доступа к источникам информации вне зависимости от места проживания.
В 2009 году будут проведены работы по созданию проекта строительства сети корреспонденских# пунктов на территории Ленинградской области. В 2010 году начнется строительство сети корреспонденских# пунктов для распространения сигналов Ленинградской областной телекомпании. Для распространения региональной телевизионной программы "ЛОТ" в цифровом формате Программой предусматривается создание в районных центрах корреспондентских пунктов на базе студий муниципального телевидения. К концу 2010 года планируется создать 8 респондентских пунктов. Количество и расположение корреспондентских пунктов будет уточнено в указанном проекте. Предусматривается соединение создаваемых корреспондентских пунктов с центральной телевизионной студией телекомпании "ЛОТ", которая будет модернизирована.
Реализация федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы" обеспечит привлечение инвестиций в Ленинградскую область и повлияет на увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, а также позволит увеличить количество квалифицированных рабочих мест и повысить уровень жизни населения Ленинградской области. Хозяйственная деятельность созданных в ходе реализации Программы объектов связи позволит увеличить объем налоговых поступлений в виде налога на имущество, налога на прибыль, единого социального налога, налога на деятельность физических лиц не менее чем на 0,5 млн рублей ежемесячно, что составит 6,0 млн рублей в год после полной реализации мероприятий Программы. Кроме того, информированность населения приведет к увеличению активности в хозяйственной и бытовой деятельности, вовлечению большего числа жителей региона в процесс социально-экономического развития Ленинградской области.
В ходе реализации Программы увеличится акционерный капитал Ленинградской области в ОАО "ЛОТ", что позволит активнее влиять на принятие телекомпанией решений и участвовать в формировании информационной политики.
4. Состав, функции и полномочия участников Программы
Заказчиком Программы является Правительство Ленинградской области, представителем заказчика - комитет по телекоммуникациям и информатизации Ленинградской области.
Распорядитель (получатель) бюджетных средств - комитет по телекоммуникациям и информатизации Ленинградской области.
Участниками Программы являются филиал федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" "Санкт-Петербургский региональный центр" - основной исполнитель по реализации развития цифрового телерадиовещания на территории Российской Федерации на основании Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2009 года N 715 и другие предприятия, определяемые конкурсными процедурами.
Формами управления и контроля за реализацией Программы являются:
организация производственных совещаний с составлением протоколов;
оформление отчетной документации;
представление комитетом по телекоммуникациям и информатизации Ленинградской области отчетов о ходе реализации Программы в Правительство Ленинградской области;
представление ежеквартальных отчетов о ходе реализации Программы в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.