Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
Концепция
развития и приведения в нормативное состояние
дорожных сооружений Санкт-Петербурга до 2015 года
Введение
Настоящая Концепция развития и приведения в нормативное состояние дорожных сооружений Санкт-Петербурга до 2015 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Государственной концепцией создания и развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.1999 N 438, Концепцией улучшения состояния мостовых сооружений на федеральной сети автомобильных дорог России (на период 2002-2010 годы), одобренной распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 25.12.2002 N ИС-1146-р и иными действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основные определения, используемые в Концепции
Для целей настоящей Концепции используются следующие понятия:
Дорожные сооружения - мосты, путепроводы, транспортные и пешеходные тоннели, набережные, расположенные на территории Санкт-Петербурга и находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга.
Транспортная инфраструктура - улично-дорожная сеть Санкт-Петербурга, комплекс дорожных сооружений, коммуникаций и устройств, необходимых для функционирования дорожных сооружений.
Нормативное состояние - состояние объектов транспортной инфраструктуры (дорожных сооружений) Санкт-Петербурга, характеризующееся следующими показателями:
количество дорожных сооружений, не соответствующих установленным нормам и правилам, не превышает 7 процентов от их общего количества в Санкт-Петербурге;
количество дорожных сооружений с грузоподъемностью 20 т и меньше не превышает 8 процентов от их общего количества в Санкт-Петербурге;
габариты всех дорожных сооружений соответствуют примыкающим к ним улицам;
все дорожные сооружения оборудованы ограждениями, отвечающими действующим требованиям безопасности;
ширина тротуаров соответствует интенсивности пешеходного движения.
Эксплуатация дорожных сооружений - содержание (обеспечение чистоты, надлежащего физического или технического состояния и безопасности), ремонт (устранение недостатков и неисправностей, модернизация и реставрация), обследование и испытание дорожных сооружений.
1. Состояние дорожных сооружений Санкт-Петербурга
Транспортная инфраструктура относится к числу важнейших систем жизнеобеспечения Санкт-Петербурга, от функционирования которой зависит качество жизни населения, эффективность работы отраслей экономики Санкт-Петербурга и возможности использования его градостроительного и социально-экономического потенциала. Транспортная инфраструктура влияет на формирование цен на рынке недвижимости, уровень экономической активности и направления вложения инвестиций.
Эффективное развитие транспортной инфраструктуры является важным условием повышения конкурентоспособности, общественной и инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга. Основополагающая роль транспортной инфраструктуры заключается в экономии времени, затрачиваемого на грузовые и пассажирские перевозки.
Улично-дорожная сеть вместе с дорожными сооружениями является опорным каркасом градостроительного развития территории Санкт-Петербурга.
Транспортную ситуацию усугубляют планировочно-градостроительные особенности Санкт-Петербурга, к которым относятся:
размещение на побережье Финского залива, по берегам р. Невы и ее рукавов, наличие глубоких вводов железных дорог, что требует большого количества дорожных сооружений для обеспечения транспортных связей;
наличие охранных зон объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, образующих уникальный исторический центр города, в связи с чем на данной территории существуют ограничения по ведению хозяйственной деятельности;
значительные диспропорции в размещении мест приложения труда и расселении работников: в центральных районах Санкт-Петербурга расположено 44 процента мест приложения труда, а 82 процента экономически активного населения проживает за их пределами. Данное обстоятельство обуславливает мощные центростремительные пассажирские и транспортные потоки, в связи с чем остро стоит вопрос повышения пропускной способности объектов транспортной инфраструктуры;
планировочные особенности Санкт-Петербурга отражаются на формировании улично-дорожной сети: разорванность транспортных связей водными преградами и железнодорожными линиями, радиально-дуговая структура улично-дорожной сети с острой нехваткой полноценных широтных и радиальных межрайонных связей; отсутствие сети магистралей скоростного и непрерывного движения, что предопределяет невозможность отвода транзитных по отношению к центру транспортных потоков за его пределы;
недостаточная ширина магистралей, острая нехватка мостовых переходов, транспортных развязок и внеуличных (подземных и надземных) пешеходных переходов.
В настоящее время транспортная ситуация характеризуется как неудовлетворительная по следующим основным причинам:
скорость сообщения на большинстве магистралей общегородского значения в дневной период буднего дня не превышает 18-20 км/ч, сокращаясь в часы пик на наиболее загруженных участках до 5-8 км/ч;
количество перекрестков, на которых образуются заторы, увеличилось за последние 5 лет более чем на 30 процентов;
уровень развития улично-дорожной сети Санкт-Петербурга не соответствует резко выросшему уровню автомобилизации.
В сложившихся условиях Санкт-Петербург нуждается в развитой системе дорожных сооружений. Основное значение дорожных сооружений заключается в обеспечении единой улично-дорожной сети, оптимизации транспортных связей между районами, разделенными естественными и искусственными преградами, и сокращении затрат времени на передвижение.
При этом в большой степени транспортные проблемы Санкт-Петербурга связаны с чрезвычайно высоким процентом мостовых сооружений, имеющих неудовлетворительное техническое состояние. За последние 10 лет количество дорожных сооружений, требующих ремонта, продолжает расти. В настоящее время количество таких сооружений достигает 40 процентов.
Сохранение тенденции ухудшения состояния дорожных сооружений в Санкт-Петербурге приведет к ухудшению транспортной ситуации, необходимости перестройки сооружений и к значительным затратам финансовых ресурсов.
2. Цели и задачи Концепции
Целью настоящей Концепции является определение основных направлений деятельности по приведению в нормативное состояние дорожных сооружений Санкт-Петербурга до 2015 года.
Основными задачами реализации настоящей Концепции являются:
1. Развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение движения пассажиропотоков и грузопотоков, снижение транспортных издержек в экономике, в том числе:
строительство новых и реконструкция существующих мостовых переходов, тоннелей, путепроводов, набережных, обеспечивающих транспортные связи по направлениям концентрации наибольших транспортных потоков и повышение пропускной способности улично-дорожной сети;
изменение технической политики в области строительства и реконструкции дорожных сооружений с ориентацией на повышение их сроков службы (долговечности, надежности, транспортно-эксплуатационных показателей);
повышение транспортно-эксплуатационных характеристик существующих дорожных сооружений и увеличение их долговечности за счет проведения своевременного и качественного ремонта и реконструкции;
обеспечение регулярного выполнения комплекса работ по надзору и содержанию дорожных сооружений в целях обеспечения их соответствия установленным нормам и правилам;
применение новейших технологий строительства, реконструкции, ремонта и содержания объектов транспортной инфраструктуры;
реализация проектов строительства платных дорожных сооружений, привлечение частных инвестиций для строительства и эксплуатации данных сооружений на коммерческой основе;
совершенствование системы управления мостовым хозяйством, повышение эффективности ее функционирования за счет применения современных информационных технологий;
обеспечение стабильного финансирования дорожно-мостового хозяйства.
2. Повышение доступности, уровня и качества услуг транспортной инфраструктуры.
3. Повышение конкурентоспособности объектов транспортной инфраструктуры для населения.
4. Повышение безопасности движения транспортных средств, снижение негативного воздействия на состояние окружающей среды.
Результатом реализации настоящей Концепции станут повышение технического уровня и пропускной способности дорожных сооружений, увеличение их межремонтных сроков, рост скоростей движения, уменьшение пробега транспортных средств и времени перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом, сокращение потерь от дорожно-транспортных происшествий, снижение транспортных издержек, повышение эффективности бюджетных расходов на дорожно-мостовое хозяйство Санкт-Петербурга, уменьшение негативного воздействия транспортных средств на состояние окружающей среды.
3. Этапы реализации Концепции
Концепция рассчитана на 2006-2015 гг. и включает в себя два этапа.
На 1-м этапе (2006-2008 гг.) будут выполняться работы по улучшению транспортно-эксплуатационного состояния дорожных сооружений, надзору и содержанию дорожных сооружений. В результате проведения комплекса работ по ремонту и реконструкции дорожных сооружений будет уменьшено отставание по установленным срокам ремонтов дорожных сооружений, повышен их технический уровень и пропускная способность. Продолжится строительство объектов, обеспечивающих транспортные связи по направлениям концентрации мощных транспортных потоков.
На 2-м этапе (2009-2015 гг.) предусматривается:
проведение ежегодного полного комплекса работ по обеспечению сохранности дорожных сооружений и улучшению их транспортно-эксплуатационного состояния, надзору и содержанию дорожных сооружений;
приведение дорожных сооружений в нормативное состояние до 2015 года;
реконструкция существующих дорожных сооружений и ввод объектов нового строительства;
реализация проектов строительства платных дорожных сооружений, привлечение частных инвестиций для строительства и эксплуатации дорожных сооружений на коммерческой основе.
4. Основные направления реализации настоящей Концепции
4.1. Совершенствование системы содержания и надзора
за дорожными сооружениями
4.1.1. Основные цели и задачи системы содержания дорожных сооружений
Основными целями системы содержания дорожных сооружений являются:
обеспечение условий безопасности и непрерывности движения транспортных средств и пешеходов по дорожным сооружениям;
обеспечение условий судоходства, непрерывного безопасного движения транспортных средств и пешеходов под мостами и путепроводами;
обеспечение эксплуатационной надежности конструкций дорожных сооружений;
обеспечение грузоподъемности дорожных сооружений, соответствующей установленным нормам, а также условиям движения транспорта;
повышение долговечности конструкций дорожных сооружений до проектных показателей;
достижение нормативных межремонтных сроков службы конструкций дорожных сооружений;
повышение эффективности капиталовложений;
соблюдение эстетических требований к внешнему виду дорожных сооружений;
сохранение исторического облика дорожных сооружений, являющихся памятниками истории и культуры народов Российской Федерации.
Достижение указанных целей напрямую зависит от эффективности работы системы содержания дорожных сооружений и достигается в ходе реализации следующих задач:
получение достоверной информации о текущем техническом состоянии дорожных сооружений;
оперативное и достоверное определение требуемых объемов работ по летнему и зимнему содержанию, а также текущему ремонту дорожных сооружений;
объективно и нормативно обоснованное определение приоритетности проведения капитального ремонта и реконструкции дорожных сооружений;
внедрение гибкой системы комплексного планирования мероприятий по летнему и зимнему содержанию, текущему, капитальному ремонту и реконструкции, включающей эффективный механизм расчета и оптимизации соответствующих затрат в сопоставлении с достигаемым улучшением потребительских свойств дорожных сооружений;
контроль качества работ по летнему и зимнему содержанию, текущему, капитальному ремонту и реконструкции дорожных сооружений;
своевременное обеспечение выпуска проектно-сметной документации;
проведение объективной экспертизы проектной документации на новое строительство, капитальный ремонт и реконструкцию дорожных сооружений;
обеспечение своевременного обновления нормативной документации и регламентов на типовые работы по эксплуатации, а также индивидуальных регламентов на работы по эксплуатации уникальных дорожных сооружений;
назначение оптимальных режимов эксплуатации дорожных сооружений, в том числе по грузоподъемности, скорости движения, пропуску крупногабаритных и тяжеловесных грузов, проводке судов и другим параметрам;
хранение и пополнение архива документации на дорожные сооружения.
4.1.2. Совершенствование системы содержания дорожных сооружений
Существующая система эксплуатации дорожных сооружений предполагает наличие одной специализированной организации, осуществляющей функции по эксплуатации и надзору за дорожными сооружениями, что не отвечает требованиям рыночной экономики.
В рамках совершенствования системы содержания дорожных сооружений и в соответствии с приоритетными направлениями административной реформы необходимо ее изменение с созданием соответствующего рынка эксплуатационных услуг.
Все виды работ по содержанию, выполняемые в отношении дорожных сооружений, взаимосвязаны между собой. От своевременного и качественного выполнения одного вида работ зависит необходимость производства иного вида работ. Для обеспечения наибольшей эффективности системы содержания дорожных сооружений необходимо создание государственного учреждения, подведомственного Комитету по благоустройству и дорожному хозяйству и осуществляющего функции координирующего центра. В данном координирующем центре будет концентрироваться вся информация о дорожных сооружениях, информация по ранее выполненным в отношении конкретных дорожных сооружений работам, а также по их качеству и прогнозу развития повреждений, требующих ремонта.
На координирующий центр будут возложены функции координации работ по содержанию дорожных сооружений, а также функции по надзору за дорожными сооружениями, пропуску крупногабаритных и тяжеловесных грузов, разводке мостов и экспертизе проектов нового строительства, ремонта и реконструкции дорожных сооружений. Выполнение работ по содержанию и ремонту дорожных сооружений составит рынок эксплуатационных услуг, привлечение подрядных организаций на котором будет осуществляться в порядке размещения государственного заказа.
Совершенствование системы содержания дорожных сооружений обеспечит управление дорожными сооружениями как единым комплексом, позволит прогнозировать момент перехода технического состояния сооружений из одного состояния в другое, определять период сохранения работоспособности сооружений, что в итоге обеспечит рациональный подход в расходовании бюджетных средств, выделяемых на эксплуатацию дорожных сооружений.
4.1.3. Совершенствование системы надзора за дорожными сооружениями
Надзор за дорожными сооружениями возлагается на координирующий центр.
Система надзора включает в себя несколько видов осмотра, результаты которых образуют информацию о состоянии дорожных сооружений и их элементов. Данная информация необходима для оценки состояния дорожных сооружений и обеспечения эффективного выполнения работ в рамках государственного заказа.
Для успешной реализации настоящей Концепции требуется разработка информационно-аналитической системы нового поколения, включающей в себя данные о конструкциях, информацию о текущем техническом состоянии сооружений и прогнозах состояния на перспективу.
4.1.4. Совершенствование планирования ремонтных работ
дорожных сооружений
Ремонт дорожных сооружений в Санкт-Петербурге отличается целым рядом особенностей:
проведение работ по капитальному ремонту и реконструкции отдельных дорожных сооружений влияет или может оказать влияние на состояние зданий и сооружений, являющихся памятниками истории и культуры, охраняемыми государством. При производстве таких работ требуется выполнение мероприятий по обеспечению сохранности зданий - применение технологий, обеспечивающих минимальные динамические воздействия, и организация мониторинга за строительными конструкциями зданий;
при выполнении ремонта сооружений-памятников необходимо уделять особое внимание реставрации элементов декора и восстановлению их исторического архитектурного облика;
при капитальном ремонте отдельных дорожных сооружений возникает необходимость ограничения или прекращения движения, а также его отвода на период ремонта, в том числе путем возведения временных сооружений, что значительно увеличивает стоимость проведения ремонта и продолжительность выполнения работ;
в мостах и путепроводах размещается большое количество коммуникаций для жизнеобеспечения различных систем города. Это обстоятельство существенным образом усложняет работы по ремонту указанных дорожных сооружений.
Необходимость возведения временных сооружений и перекладки коммуникаций при производстве ремонта дорожных сооружений обуславливает необходимость формирования запаса конструкций и инвентаря многократного использования.
При производстве ремонтных работ следует учитывать возможность строительства новых дорожных сооружений, в случае возведения которых отпадет необходимость устранения дефектов сооружений, находящихся в неудовлетворительном состоянии.
Анализ развития современных экономических условий позволяет сделать вывод о необходимости перехода на современные методики планирования, при которых принятие решения о необходимости ремонта должно осуществляться только на основании технико-экономических расчетов, что обеспечивает рациональное использование ресурсов в условиях их острого дефицита.
4.2. Совершенствование нормативной базы
в сфере эксплуатации дорожных сооружений
Предусматриваемое в рамках настоящей Концепции совершенствование системы содержания и надзора дорожных сооружений возможно при условии создания комплекса нормативных методических документов, позволяющих правильно оценивать техническое состояние дорожных сооружений, принимать правильные решения и качественно реализовывать их.
Некоторые из данных документов уже разработаны и могут быть использованы в дальнейшей работе. В частности это документы, определяющие требования к:
проектированию и проектно-сметной документации;
определению грузоподъемности;
разводке мостов и пропуску речных судов;
изысканиям, приемке строительных работ;
использованию современных средств связи;
окраске металлических конструкций;
выбору конструкций ограждений;
выбору системы гидроизоляции мостов.
В то же время множество документов, от которых зависит успешная реализация настоящей Концепции и которые в полной степени отражали бы реальные условия эксплуатации дорожных сооружений, в настоящее время отсутствует.
В течение 2006-2009 гг. необходимо разработать основополагающие для обеспечения сохранности дорожных сооружений документы, регулирующие отношения в сфере:
определения структуры работ по эксплуатации дорожных сооружений Санкт-Петербурга;
утверждения правил эксплуатации мостов и набережных Санкт-Петербурга;
осуществления надзора за дорожными сооружениями и оценки их состояния;
осуществления контроля качества работ по содержанию, ремонту и реконструкции дорожных сооружений;
определения нормы денежных затрат на содержание, учитывающие применение современных материалов, технологий, машин и оборудования, и ремонт дорожных сооружений;
определения планирования работ по ремонту и реконструкции.
4.3. Программа капитального ремонта и реконструкции
дорожных сооружений Санкт-Петербурга
Анализ существующего технического состояния мостовых сооружений и набережных позволяет сделать вывод о том, что за последние 5-10 лет недостаточное финансирование работ по содержанию и ремонту дорожных сооружений привело к тому, что в настоящее время более 30 процентов мостов и путепроводов и 16 процентов набережных требуют выполнения капитального ремонта.
Для приведения мостового хозяйства Санкт-Петербурга в нормативное состояние необходимо в кратчайшие сроки обеспечить финансирование и выполнение работ по капитальному ремонту и реконструкции дорожных сооружений. Для достижения показателей нормативного состояния необходимо ежегодно ремонтировать 12-15 мостовых сооружений и 2,0-2,5 км набережных.
На первом этапе реализации настоящей Концепции особое внимание необходимо уделить выполнению капитального ремонта и реконструкции мостовых сооружений и набережных, которые находятся в неудовлетворительном техническом состоянии или движение по которым закрыто либо являются серьезной помехой развития тех магистралей, на которых они расположены. Именно на этом этапе должна быть создана необходимая нормативно-методическая основа для успешной реализации настоящей Концепции.
Проведение капитального ремонта и реконструкции дорожных сооружений на втором этапе реализации настоящей Концепции необходимо осуществлять во взаимосвязи с ремонтом соответствующего участка уличных магистралей.
Одним из направлений развития дорожных сооружений является их использование в коммерческих целях. Капитальный ремонт деревянных мостов, расположенных в центральной части города в непосредственной близости от экскурсионных маршрутов и мест отдыха жителей Санкт-Петербурга, необходимо производить с учетом их возможного использования в коммерческих целях. В частности, такое выгодное с коммерческой точки зрения расположение мостов позволит после выполнения их капитального ремонта использовать прохожую часть мостов в качестве торговых и рекламных зон. Вырученные от коммерческого использования этих зон средства могут частично компенсировать затраченные на выполнение капитального ремонта средства.
Возможность коммерческого использования деревянных мостов, является одним из определяющих факторов в вопросе привлекательности данного вида сооружений с инвестиционной точки зрения.
План мероприятий по реализации настоящей Концепции приведен в приложении N 1. План мероприятий по реализации настоящей Концепции учитывает мероприятия, предусмотренные в Перечне приоритетных мероприятий по строительству и реконструкции объектов улично-дорожной сети Санкт-Петербурга на 2004-2008 гг., утвержденном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 217.
5. Оценка ожидаемой эффективности реализации Концепции
Реализация мероприятий настоящей Концепции позволит избежать разрушения дорожных сооружений, довести их транспортные характеристики до нормативных. Это обеспечит соответствие их характеристик пропускаемым в настоящее время транспортным потокам. Достижение указанного уровня транспортных характеристик позволит улучшить транспортную доступность многих районов Санкт-Петербурга и сократить эксплуатационные расходы пользователей дорожных сооружений за счет уменьшения пробега транспортных средств и увеличения их скорости движения.
Реализация мероприятий настоящей Концепции, помимо снижения эксплуатационных расходов, за счет улучшения условий движения по улично-дорожной сети приведет к уменьшению затрат времени пребывания в пути.
Движение транспортных потоков при условии реализации мероприятий настоящей Концепции будет происходить в более безопасных с точки зрения дорожного движения условиях, что позволит сократить число дорожно-транспортных происшествий.
Основной экономический эффект при реализации мероприятий настоящей Концепции возникает в результате снижения себестоимости перевозок и сокращения времени пребывания пассажиров в пути. Сводные показатели эффективности реализации мероприятий настоящей Концепции приведены в приложении N 2 настоящей Концепции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.