Решение Ленинградского областного суда
от 25 сентября 2009 г. N 3-135/2009
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,
с участием прокурора - Алферьевой М.В.,
при секретаре Борисовой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л. о признании незаконными и недействующими Приказа Комитета по социальной защите населения Ленинградской области N 55 от 27 апреля 2009 г. "О переводе мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан на ежемесячные денежные компенсации" и Временного Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и гражданам из подразделений особого риска, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, проживающих в Ленинградской области,
установил:
Л. обратился в суд с заявлением о признании незаконными и недействующими Приказа Комитета по социальной защите населения Ленинградской области N 55 от 27 апреля 2009 г. "О переводе мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан на ежемесячные денежные компенсации" и Временного Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и гражданам из подразделений особого риска, а также отдельным категориям граждан, утвержденного данным Приказом. Заявитель указал на то, что является инвалидом 2 группы. Обжалуемый приказ ущемляет его права. Введение компенсационных выплат вместо прямых льгот, а также выплата компенсации с момента обращения, как это предусмотрено Положением, противоречит статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ". В Приказе не отражен размер и круг лиц, получающих компенсации. Названный Приказ противоречит статье 8 Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" и ухудшает положение граждан.
В судебное заседание Л. не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие.
В письменном возражении заместитель председателя Комитета по социальной защите населения Ленинградской области просит в удовлетворении заявления отказать, отмечает, что оспариваемый Приказ принят в соответствии с нормами областного законодательства: статьей 2 Устава Ленинградской области, пунктами 1.1, 1.5, 3.7 Положения о Комитете по социальной защите населения Ленинградской области, нормами областного закона 130-оз от 30.12.2005 г. Из положений статей 3, 5, 28.1 Федерального закона 181-ФЗ следует, что Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, форма же оказания такой поддержки определяется нормативными правовыми актами субъектов РФ. Обязанность по принятию субъектами РФ названных нормативных правовых актов закреплена в Федеральном законе 185 -ФЗ от 21.07.2007 г. Установленный пунктом 5.3 срок выплаты компенсации на противоречит статье 155 Жилищного кодекса РФ. Обжалуемым приказом меняется только форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг установленным категориям граждан. Размер ранее предоставляемых мер социальной поддержки не уменьшается, а сохраняется без изменений в объеме 50 % оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральным законодательством. Что следует из пунктов 3.6 и 3.8 Временного Положения.
В судебном заседании представители Комитета по социальной защите населения Ленинградской области просят в удовлетворении заявления Л. отказать по доводам, изложенным в отзыве. Представители отмечают, что права заявителя данным Приказом не нарушаются. До 1 ноября 2009 года Приказ и Временное положение действуют только в Кировском муниципальном районе и в городе Сосновый Бор, а заявитель проживает в г. Приозерске. Таким образом, заявитель получает льготу в ранее действующем порядке. В соответствие с Приказом размер установленной федеральным законодательством льготы не меняется, изменяется лишь форма предоставления льготы.
Участвующий в деле прокурор просит в удовлетворении заявления отказать, считает, что обжалуемый Приказ принят Комитетом в рамках предоставленных законом полномочий и в соответствии со статьей 14 Федерального закона 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".Приказом установлена только иная форма предоставления льготы, размер предоставляемой льготы не меняется. Обжалуемый Приказ права заявителя не нарушает; на момент рассмотрения дела, заявитель получает льготы в старом порядке.
Изучив материалы дела, заслушав представителей Комитета по социальной защите населения Ленинградской области Ч. и Ш., заключение участвующего в деле прокурора, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (часть 1 статьи 253 ГПК РФ).
27 апреля 2009 года Комитетом по социальной защите населения Ленинградской области принят Приказ N 55 "О переводе мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан на ежемесячные денежные компенсации". Названный нормативный правовой акт (с Временным положением) опубликован в Вестнике Правительства Ленинградской области N 30 от 08.06.2009 г., вступил в силу и является действующим.
Согласно преамбуле Приказа, он принят во исполнения поручения Президента РФ от 23.02.2007 г. NПр-294 (пункт 2) и в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В пункте 1 указанного Приказа отражено, что перевод на предоставление мер социальной поддержки в денежной форме в виде ежемесячных денежных компенсаций части расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых определенным категориям граждан (подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и гражданам из подразделений особого риска, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, проживающих в Ленинградской области) осуществляется с 1 ноября 2009 года.
В пункте 2 настоящего Приказа отмечено, что эксперимент по переводу на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячных денежных компенсаций части расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным гражданам вводится с 1 июля 2009 года по согласованию с главами администраций муниципальных образований Кировский муниципальный район и город Сосновый Бор.
Пунктом 3 названного Приказа утверждено Временное положение о порядке назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и гражданам из подразделений особого риска, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, проживающих в Ленинградской области, которое приложено к Приказу.
Пункт 4 (содержащий подпункты 4.1-4.2). пункт 5, пункт 6 (содержащий подпункты 6.1-6.2) Приказа фиксируют различные поручения отделам Комитета, пункт 7 Приказа содержит рекомендацию Комитету по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, в пункте 8 содержится оговорка о контроле за исполнением Приказа. Названные пункты Приказа, по существу, не обжалуются.
Обжалуемое Временное положение содержит шесть разделов: общие положения (1), право на получение ежемесячной денежной компенсации (2), порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации (3), средства на ежемесячную денежную компенсацию (4), регламент технологического процесса организации выплаты ежемесячной денежной компенсации (5), заключительные положения (6).
Во втором разделе оговорено, что право на получение ежемесячной денежной компенсации имеют граждане, проживающие на территории Ленинградской области из числа лиц, указанных в перечисленных в данном разделе федеральных законах, то есть, фактически, определен круг лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации.
В пункте 3.3 раздела N 3 Временного положения определено, какие документы необходимо представить в уполномоченный орган для назначения ежемесячной денежной компенсацию Согласно пункту 3.4 данного раздела Временного положения ежемесячная денежная компенсация назначается с месяца обращения в уполномоченный орган с документами, указанными в пункте 3.3 настоящего Положения, но не ранее месяца возникновения права на ее получение.
Пунктом 3.6 указанного раздела Временного положения гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Положения, получавшим меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ленинградской области до перевода на ежемесячные денежные компенсации,, ежемесячная денежная компенсация назначается с месяца прекращения организациями жилищно-коммунального хозяйства предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде 50% скидки.
Организации жилищно-коммунального хозяйства производят расчет размера ежемесячной денежной компенсации гражданам, включенным в списки, представленные уполномоченным органом (в электронном виде)/пункт 3.8 Временного положения/.
Пунктом "ж" статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.
В силу ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые согласно ч. 5 данной нормы не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и ч. 2 настоящей статьи.
Действующий в настоящее время Жилищный кодекс РФ не устанавливает жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан, а нормы статьи 160 Жилищного кодекса РФ предусматривают возможность предоставления в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов для отдельных категорий граждан.
Согласно статье 8 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" законодательство Российской Федерации состоит из соответствующих положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Из предпоследнего абзаца статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" следует, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 % на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
В статье 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В абзаце 8 названной федеральной нормы предусмотрено, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, а органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предписано осуществить необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в том числе, по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим Постановлением.
Кроме этого, обязанность по принятию субъектами РФ нормативных правовых актов, устанавливающих предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме, предусмотрена статьей 14 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Пунктом 2 статьи 153 Федерального закона 122-ФЗ от 22.08.2004 г. предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены требования о том, что при изменении порядка реализации льгот и выплат, предоставляющихся отдельным категориям граждан в натуральной форме, не может быть уменьшен совокупный размер финансирования соответствующих льгот и выплат, а условия предоставления ухудшены.
В рамках подпункта 24 пункта 2, пункта 6 статьи 26.3 Федерального закона 184-ФЗ от 6.10.1999 г. в Ленинградской области принят и действует областной закон N 130-оз от 30.12.2005 г. "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере социальной защиты населения", статьей 4 которого предусмотрены полномочия органа исполнительной власти Ленинградской области в сфере социальной защиты населения (полномочия по изданию нормативных правовых актов, по предоставлению разъяснений, оказанию методической помощи, осуществление контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий).
Согласно пункту 3 статьи 3, статьи 40 Устава Ленинградской области, пункту 1.1 Положения о Комитете по социальной защите населения Ленинградской области, названный Комитет является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим регулирование в сфере социальной защиты населения. Комитет принимает нормативные правовые акты Ленинградской области в форме приказов (пункт 1.5 Положения).
Из приведенных выше федеральных и областных норм следует, что Комитет по социальной защите населения Ленинградской области принял оспариваемый нормативный правовой акт, действуя в рамках своей компетенции.
Довод заявителя о том, что оспариваемый Приказ и утвержденное им Временное положение в части введения компенсационных выплат противоречит статье 17 Федерального закона 181-ФЗ от 24.11.1995 г. и статье 8 Федерального закона "О порядке введения в действие Жилищного кодекса РФ" не соответствует положениям статьи 28.2 названного федерального закона, которым предусмотрено, что форма предоставления мер социальной поддержки определяется органами государственной власти субъектов РФ. Равно как и утверждение о противоречии пункта 3.4 Временного положения требованиям статье 17 Федерального закона 181-ФЗ от 24.11.1995 г. не учитывает положения пункта 3.6 Временного положения, из которой следует, что гражданам, ранее получавшим меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде 50 % скидки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, денежная компенсация назначается с месяца прекращения предоставления названной выше скидки.
Учитывая требования статьи 153 Федерального закона 112-ФЗ от 22.08.2004 г., судом при обозрении областных законов N 184-оз от 14.12.2007 г. "Об областном бюджете Ленинградской области на 2008 года и на плановый период 2009 года", N 152-оз от 27.12.2008 г. "Об областном бюджете Ленинградской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 года" установлено, что финансирование соответствующих статей областного бюджета увеличивается ежегодно, что непосредственно влияет на фактическое начисление компенсации в размере, предусмотренном статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "статьи 153 Федерального закона 112-ФЗ от 22 августа 2004 года" имеется в виду "статьи 153 Федерального закона 122-ФЗ от 22 августа 2004 года"
Нормы, определяющие круг лиц, имеющих право на получение упомянутой выше льготы , ее размер, установлены разделом N 2, пунктом 3.6 Временного положения, утвержденного Приказом Комитета по социальной защите населения Ленинградской области N 55 от 27.04.2009 г..Какой-либо иной размер денежной компенсации, отличный от размера льготы, установленной статьей 17 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 г., обжалуемым нормативным правовым актом не устанавливается.
При рассмотрении настоящего дела суд также учитывает, что заявитель проживает в г. П., в котором новый порядок предоставления льготы путем денежной компенсации, предусмотренный обжалуемым нормативным правовым актом, будет введен в действие только с 1 ноября 2009 года. Таким образом оспариваемый нормативный правовой акт, на момент рассмотрения дела , интересы заявителя не затрагивает.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что обжалуемый нормативный правовой акт не нарушает каких-либо прав заявителя.
В остальной части доводы заявителя сводятся к неверному пониманию и толкованию положений федерального и областного законодательства.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Л. о признании незаконными и недействующими Приказа Комитета по социальной защите населения Ленинградской области N 55 от 27 апреля 2009 г. "О переводе мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан на ежемесячные денежные компенсации" и Временного Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и гражданам из подразделений особого риска, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, проживающих в Ленинградской области, отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы и кассационного представления через Ленинградский областной суд в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья |
Е.Е. Морозкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 25 сентября 2009 г. N 3-135/2009
Текст решения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)