Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 16 декабря 2013 г. N 474 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Приложение
Долгосрочная целевая программа
"Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов
в Ленинградской области" на 2011 - 2013 годы
(утв. постановлением Правительства Ленинградской области
от 24 января 2011 г. N 8)
8 ноября 2011 г., 7 декабря 2012 г., 16 декабря 2013 г.
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка граждан пожилого
возраста и инвалидов в Ленинградской области" на 2011 - 2013 годы
Полное наименование |
Долгосрочная целевая программа "Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов в Ленинградской области" на 2011 - 2013 годы (далее - Программа) |
Цель Программы |
Формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей и инвалидов, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия в жизни общества |
Основные задачи Программы |
Совершенствование региональной нормативной правовой базы, направленной на повышение качества жизни пожилых людей и инвалидов; создание условий для повышения доступности и качества социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста на основе стандартизации, внедрения современных форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и индивидуального подхода; создание условий для сохранения жизненной активности, реализации внутреннего потенциала граждан пожилого возраста и инвалидов; увеличение охвата инвалидов мероприятиями, направленными на социальную реабилитацию и общественную интеграцию; увеличение обеспеченности граждан пожилого возраста и инвалидов техническими средствами реабилитации и вспомогательными средствами, предоставленными в том числе во временное пользование; расширение возможности использования пожилыми людьми и инвалидами спортивных, оздоровительных, рекреационных объектов и учреждений общего и профессионального образования; содействие занятости пожилых людей и повышение их конкурентоспособности на рынке труда Ленинградской области; развитие социального туризма; усиление межведомственного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений в решении актуальных проблем жизнеобеспечения граждан пожилого возраста и инвалидов; совершенствование профессиональной подготовки специалистов учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов |
Входящие в состав Программы разделы |
1. Нормативно-правовое обеспечение социальной защищенности пожилых людей и инвалидов 2. Организация деятельности по укреплению социальной защищенности пожилых людей и инвалидов 3. Меры по укреплению здоровья пожилых людей и инвалидов 4. Социальная реабилитация и общественная интеграция инвалидов 5. Меры по оптимизации среды жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов 6. Меры по совершенствованию коммуникационных связей и развитию интеллектуального потенциала пожилых людей и инвалидов 7. Организация свободного времени и культурного досуга пожилых людей и инвалидов 8. Кадровое обеспечение работы с пожилыми людьми и инвалидами 9. Научно-методическое и информационное сопровождение Программы |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе, с указанием источников финансирования |
Общий объем финансирования Программы - 26536,0 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 18231,0 тыс. рублей, местные бюджеты - 2055,0 тыс. рублей, прочие источники - 6250,0 тыс. рублей, из них: 2011 год - 7955,0 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 3780,0 тыс. рублей, местные бюджеты - 325,0 тыс. рублей, прочие источники - 3850,0 тыс. рублей; 2012 год - 9196,0 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 6731,0 тыс. рублей, местные бюджеты - 865,0 тыс. рублей, прочие источники - 1600,0 тыс. рублей; 2013 год - 9385,0 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 7720,0 тыс. рублей, местные бюджеты - 865,0 тыс. рублей, прочие источники - 800,0 тыс. рублей |
Показатели эффективности Программы |
Социальная эффективность: увеличение доли инвалидов, охваченных социально значимыми мероприятиями, от общего количества инвалидов (168000 чел.) на 0,9 проц. (1618 чел.) в 2011 году, на 24,8 проц. (41768 чел.) в 2012 году, на два проц. (3438 чел.) в 2013 году; увеличение доли пожилых людей, охваченных социально значимыми мероприятиями, от общего количества пожилых людей (384600 чел.) на 11,0 проц. (43313 чел.) в 2011 году, на 0,6 проц. (2600 чел.) в 2012 году, на 11,0 проц. (42450 чел.) в 2013 году; увеличение доли инвалидов по слуху и инвалидов по зрению, обеспеченных техническими средствами реабилитации, от общего количества инвалидов, имеющих право на получение технических средств реабилитации (5290 чел.), на 5,7 проц. (300 чел. ежегодно) в 2011 и 2012 годах, на 6,6 проц. (350 чел.) в 2013 году; увеличение доли специалистов органов социальной защиты населения, занимающихся вопросами социальной реабилитации инвалидов, прошедших курсы повышения квалификации в 2011 году, на 100 проц. (18 чел.) от общего количества специалистов органов социальной защиты населения, занимающихся вопросами социальной реабилитации инвалидов (18 чел. по состоянию на 1 августа 2011 года); увеличение доли специалистов учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов, прошедших обучение на тематических семинарах (совещаниях) по актуальным вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, от общего количества специалистов и руководителей учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов (1439 чел.) на 2,1 проц. (30 чел.) в 2011 году, на 4,2 проц. (60 чел.) в 2012 и 2013 годах; сокращение в 2012 году очереди на устройство в дома-интернаты для престарелых и инвалидов на 3 проц. (8 чел.); создание в муниципальных районах (городском округе) 18 пунктов безвозмездного предоставления во временное пользование технических средств реабилитации и предметов ухода за гражданами пожилого возраста; организация в 2011 году 21 мобильной бригады для оказания неотложных социальных и социально-медицинских услуг пожилым людям и инвалидам и обеспечение мобильных бригад автотранспортом; открытие 18 компьютерных классов (клубов) с учетом обслуживания ежегодно 700 пожилых людей (в 2011 году - в пяти муниципальных районах, в 2012 году - в 13 муниципальных районах (городском округе); организация размещения в 2011 году государственного заказа на оказание государственных услуг по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов на базе трех негосударственных (частных) учреждений социального обслуживания. Бюджетная эффективность: возмещение затрат через налогооблагаемую базу, образованную в результате трудоустройства 500 инвалидов: в 2011 году - 11 127,0 тыс. рублей, в 2012 году - 12 626,3 тыс. рублей, в 2013 году - 14 153,1 тыс. рублей; косвенная экономия бюджетных средств в 2012 и 2013 годах на содержание восьми человек из числа кандидатов в дома-интернаты для престарелых и инвалидов за счет устройства их в приемные семьи в 2012 году - 83004,8 руб., в 2013 году - 166009,6руб. Экономическая эффективность: улучшение материального положения восьми студентов-инвалидов ежегодно в результате выплаты стипендии Губернатора Ленинградской области: в 2011 году - в размере 15 000 рублей каждому, в 2012 году - 25 000 рублей каждому, в 2013 году - 25 000 рублей каждому; улучшение материального положения 2000 граждан пожилого возраста из числа социально незащищенных категорий населения ежегодно в результате оказания материальной помощи в размере 500 рублей каждому в рамках областной акции "Забота"; увеличение валового регионального продукта (ВРП) за счет трудоустройства 500 инвалидов: в 2011 году - 311 710 рублей, в 2012 году - 359 625 рублей, в 2013 году - 408 880 рублей |
Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы |
Актуализация регионального законодательства, направленная на повышение качества жизни пожилых людей и инвалидов, подготовка 14 проектов нормативных правовых и правовых актов: в 2011 году - девять проектов, в 2012 году - пять проектов; разработка предложений по определению приоритетных направлений региональной социальной политики в отношении граждан старшего поколения и инвалидов в рамках деятельности межведомственной комиссии по делам граждан старшего поколения и инвалидов при Правительстве Ленинградской области; проведение не менее одного раза в год (по состоянию на 1 января) анализа социально-экономического положения пожилых людей (женщины в возрасте 55 лет и старше, мужчины: в возрасте - 60 лет и старше) - ежегодно; проведение мониторинга нуждаемости в социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов - ежегодно; проведение обследования с целью определения нуждаемости в социальных услугах и других видах помощи граждан пожилого возраста из числа социально незащищенных категорий населения, оказание по результатам обследования материальной помощи 6000 чел. в рамках областной акции "Забота" (2000 чел. ежегодно); предоставление оперативных консультаций и справочной информации по вопросам в сфере социальной защиты населения по рабочим дням (в часы работы органов социальной защиты населения) в рамках деятельности единой консультационно-информационной службы "Единый социальный телефон" - постоянно; организация оказания бытовых услуг на добровольной основе гражданам пожилого возраста и инвалидам в результате развития волонтерского движения и добровольческой деятельности: привлечение до 200 пожилых людей к реализации социальных (волонтерских) проектов (в 2011 году - 50 чел., в 2012 году - 200 чел., в 2013 году - 200 чел.); установление с 2011 года шефства над 300 пожилыми людьми, в том числе над 180 проживающими в домах-интернатах; установление с 2011 года шефства студентов АОУ ВПО "ЛГУ им. А. С. Пушкина" в восьми стационарных государственных учреждениях социального обслуживания; оказание различных видов разовой помощи 300 пожилым людям (в 2012 году - 150 чел., в 2013 году - 150 чел.); подготовка пяти врачей и 131 фельдшера для розничной продажи медикаментов (в 2011 году - один врач, 43 фельдшера, в 2012 году - два врача, 44 фельдшера, в 2013 году - два врача, 44 фельдшера); организация доставки льготных лекарственных препаратов в отдаленные населенные пункты фельдшерами фельдшерско-акушерских пунктов и сельских врачебных амбулаторий по выписанным рецептам - ежегодно; обеспечение лекарственными препаратами пожилых людей через службу социального обслуживания на дому (до 6000 чел.) - ежегодно; проведение диспансеризации граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в домах-интернатах (80 проц.), - ежегодно; разработка и внедрение инновационных моделей и технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе: в 2011 году - одна модель "Приемная семья для пожилых людей", в 2012 году - три модели "Приемная семья для пожилых людей", "Служба сиделок", "Тревожная кнопка", в 2013 году две модели - "Приемная семья для пожилых людей", "Тревожная кнопка"; охват пожилых людей и инвалидов мероприятиями, проводимыми в рамках Дня здоровья и активного долголетия (в 2012 году - 21 600 чел., в 2013 году - 21 600 чел.); обеспечение транспортной доставки граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в отдаленных населенных пунктах, в учреждения здравоохранения (100 проц. обратившихся ежегодно); обеспечение обследования граждан пожилого возраста и инвалидов по направлению медицинских работников передвижными амбулаториями (80 проц. ежегодно); обеспечение в 2011 году 21 мобильной бригады автотранспортом для оказания неотложных социальных и социально-медицинских услуг пожилым людям и инвалидам; организация на базе муниципальных учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов школ для родственников пожилых людей и инвалидов по уходу на дому и оказанию первой помощи - не менее одной школы в каждом муниципальном районе (городском округе) (в 2012 году - восемь школ, в 2013 году - 10 школ); организация работы не менее одного пункта безвозмездного предоставления во временное пользование технических средств реабилитации и предметов ухода за пожилыми людьми в каждом муниципальном районе (городском округе) (в 2011 году - шесть пунктов, в 2012 году - шесть пунктов, в 2013 году - шесть пунктов); участие физически активных пожилых людей в физкультурных массовых мероприятиях среди различных возрастных групп населения в соответствии с календарными планами проведения физкультурных и спортивных мероприятий в Ленинградской области на год ( 250 чел. ежегодно); проведение мероприятий по реабилитации инвалидов по общему заболеванию, охватывающих 3535 чел. (в 2011 году -500 чел., в 2012 году - 800 чел., в 2013 году - 2235 чел.); проведение мероприятий по реабилитации инвалидов по слуху и приобретение технических средств реабилитации, охватывающих 880 чел. (в 2011 и 2012 годах - 250 чел. ежегодно, в 2013 году - 380 чел.); проведение мероприятий по реабилитации инвалидов по зрению и приобретение технических средств реабилитации, охватывающих 1065 чел. (в 2011 и 2012 годах - 250 чел. ежегодно, в 2013 году - 565 чел.); проведение мероприятий по реабилитации инвалидов боевых действий, ветеранов войны (в 2011 году - 50 чел., в 2012 году - 100 чел, в 2013 году - 100 чел.); проведение летней и зимней олимпиады среди инвалидов, проживающих в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания населения (не менее 50 чел. ежегодно); проведение медико-социальной реабилитации 20 инвалидов по зрению, имеющих рекомендации индивидуальной программы реабилитации (10 чел. ежегодно); выплата стипендии Губернатора Ленинградской области 24 студентам-инвалидам, успешно обучающимся в государственных высших учебных заведениях (восемь чел. ежегодно); проведение не менее одного семинара для инвалидов, в том числе пожилого возраста, по вопросам получения поддержки при создании малых предприятий в Ленинградской области - ежегодно; разработка в 2011 году одной методики определения доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалида, согласованной со строительными нормами и правилами; обследование в 2013 году 360 объектов инфраструктуры (по 20 объектов в каждом муниципальном районе (городском округе) на предмет доступности для маломобильных групп населения; проведение научно-практических семинаров (конференций) по проблемам образования молодежи с ограниченными возможностями (не менее одной научно-практической конференции ежегодно); подготовка и издание в 2012 году сборника "Нормативно-правовое и организационное сопровождение интегрированного образования"; организация и проведение в 2012 году круглого стола по теме: "Основные подходы к формированию точек доступа к информационным ресурсам библиотек" с участием не менее 50 инвалидов; участие инвалидов в работе клубов по интересам (не менее 2000 чел. ежегодно); приспособление для доступа маломобильных групп населения 72 объектов социальной инфраструктуры (в 2011 году - 10 объектов, в 2012 году - 41 объект, в 2013 году - 21 объект); размещение на базе трех негосударственных (частных) учреждений социального обслуживания государственного заказа на оказание государственных услуг по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов - ежегодно; организация ярмарок и мини-ярмарок вакансий для граждан, относящихся к категории инвалидов (не менее 12 ярмарок и мини-ярмарок вакансий ежегодно); постоянное поддержание в актуальном состоянии банка вакансий для инвалидов; трудоустройство инвалидов (не менее 500 чел. ежегодно); оказание услуги по профессиональной ориентации инвалидов (не менее 900 чел. ежегодно); оказание услуги по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации инвалидов (100 чел. ежегодно.); организация курсов обучения пожилых людей навыкам пользования персональным компьютером и сетью Интернет в 18 муниципальных районах и городском округе (в 2011 году - в пяти муниципальных районах, в 2012 году - в 13 муниципальных районах (городском округе); создание интернет-клубов для пожилых людей и инвалидов в 13 государственных стационарных учреждениях социального обслуживания и в 20 муниципальных учреждениях социального обслуживания (в 2012 году - в шести государственных и 10 муниципальных учреждениях, 2013 году - в семи государственных и 10 муниципальных учреждениях); охват дополнительным профессиональным образованием граждан пожилого возраста (384 чел. ежегодно); разработка методических рекомендаций по организации обучения пожилых людей с учетом потенциала и достижений андрогогики (в 2012 году - 500 экземпляров, в 2013 году - 600 экземпляров); организация работы социально-просветительского проекта "Университет третьего возраста" в муниципальных районах Ленинградской области, обучение в 2011 году 18 координаторов проекта; проведение в 2011 и 2013 годах в муниципальных районах и городском округе Ленинградской области мероприятий, посвященных Международному дню пожилых людей (в 2011 году - 40 000 чел., в 2013 году - 40 000 чел.); проведение в 2012 году в муниципальных районах и городском округе Ленинградской области мероприятий, посвященных Международному дню инвалидов, охватывающих 40 000 чел.; проведение выставки творчества пожилых людей и инвалидов (до 200 чел. ежегодно); проведение смотров-конкурсов "Ветеранское подворье", охватывающих до 210 чел. из числа пожилых людей; разработка и организация маршрутов социального туризма для пожилых людей за период реализации Программы (организация до трех маршрутов социального туризма); разработка и организация маршрутов социального туризма для инвалидов за период реализации Программы (организация до трех маршрутов социального туризма); разработка одного каталога "Социальный туризм в Ленинградской области" и тиражирование не менее 500 экземпляров; организация и проведение мероприятий, посвященных Дню полного снятия блокады Ленинграда, охватывающих 350 чел. ежегодно; организация и проведение областного праздника встречи ветеранов Ораниенбаумского плацдарма "Память сердца", охватывающего 400 чел. ежегодно; организация и проведение областного праздника встречи ветеранов "Лужский рубеж" и фестиваля "Музыка военных лет", охватывающих 3300 чел. ежегодно; организация и проведение областного фестиваля военной музыки в поселке "Рахья" Всеволожского района Ленинградской области, охватывающего 100 чел. ежегодно; проведение областного праздника, посвященного Международному дню пожилых людей в 2011 - 2012 годах, охватывающего не менее 450 чел. ежегодно; проведение областного мероприятия, посвященного Международному дню инвалидов, охватывающего 300 чел. ежегодно; проведение в 2011 году двух концертов классической музыки для пожилых людей и инвалидов (участие 600 чел. в каждом концерте); проведение в 2011 году трех концертов органной музыки для пожилых людей и инвалидов (участие 200 чел. в каждом концерте); повышение квалификации медицинских работников государственных стационарных учреждений социального обслуживания (50 чел. ежегодно); повышение квалификации в 2011 году 18 сотрудников органов социальной защиты населения; издание или приобретение методической литературы в количестве не менее 400 ед. (не менее 200 ед. ежегодно) в 2012 и 2013 годах; проведение среди работников 51 учреждения социального обслуживания населения областного конкурса на звание "Лучший социальный работник" (один конкурс ежегодно); участие в конкурсе среди учреждений социального обслуживания населения на звание "Лучшее учреждение социального обслуживания" (51 учреждение ежегодно); проведение заседаний экспертного совета по организации опытно-экспериментальной деятельности в сфере социального обслуживания населения (не менее трех заседаний ежегодно); разработка методических материалов по результатам работы опытно-экспериментальных площадок (в 2012 году - один методический материал, в 2013 году - один методический материал); информационная поддержка мероприятий Программы (не менее 10 публикаций в СМИ ежегодно); продолжение работы межведомственной комиссии по делам граждан старшего поколения и инвалидов при Правительстве Ленинградской области по разработке ежеквартально предложений по определению приоритетных направлений региональной социальной политики в отношении граждан старшего поколения и инвалидов; обращение в бизнес-структуры в целях дополнительного привлечения финансовых средств в размере до 5 проц. от ежегодного объема финансирования Программы за счет средств областного бюджета (ежегодно); организация и проведение фестиваля творчества "Университет третьего возраста" в 2013 году. |
Основания для разработки Программы |
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"; Федеральный закон от 2 августа 2005 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"; Перечень поручений Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N Пр-3464ГС; Перечень поручений Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N АЖ-П12-8307; областной закон от 29 ноября 2004 года N 97-оз "О социальном обслуживании населения в Ленинградской области"; постановление Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области"; постановление Правительства Ленинградской области от 18 июля 2011 года N 219 "Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций" |
Разработчик Программы |
Комитет по социальной защите населения Ленинградской области |
Срок разработки Программы |
2010 год |
Стоимость разработки Программы |
Не требует финансовых затрат |
Координатор Программы |
Комитет по социальной защите населения Ленинградской области |
Представители заказчика Программы |
Комитет по социальной защите населения Ленинградской области; комитет по здравоохранению Ленинградской области; комитет по культуре Ленинградской области; комитет общего и профессионального образования Ленинградской области; комитет по молодежной политике Ленинградской области; комитет по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области; комитет по труду и занятости населения Ленинградской области; комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области; комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области; комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области |
Участники Программы |
Администрации муниципальных районов (городского округа) Ленинградской области; региональные отделения общероссийских общественных организаций инвалидов и ветеранов; благотворительный фонд "Мир и гармония" |
Должность, телефон руководителя Программы |
Председатель комитета по социальной защите населения Ленинградской области, тел. 225-26-40 |
Система управления и контроль за ходом выполнением Программы |
Управление Программой осуществляет руководитель Программы - председатель комитета по социальной защите населения Ленинградской области, обеспечивающий целевое использование средств и представление отчетности об их расходовании. Для подготовки ежеквартального отчета о ходе выполнения Программы органы исполнительной власти Ленинградской области, являющиеся представителями заказчика Программы, администрации муниципальных районов и городского округа, участвующие в реализации Программы, ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в комитет по социальной защите населения Ленинградской области отчет о выполнении мероприятий Программы. Информация о ходе выполнения Программы представляется комитетом по социальной защите населения Ленинградской области ежеквартально в Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и ежегодно - в Правительство Ленинградской области. Контроль за ходом реализации Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий социальные вопросы |
По-видимому, в тексте таблицы допущена опечатка. Дату Федерального закона N 122-ФЗ следует читать как "от 2 августа 1995 г."
1. Анализ ситуации. Обоснование цели и задач Программы
1.1. Оценка и анализ исходной ситуации
Долгосрочная целевая программа "Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов в Ленинградской области" на 2011 - 2013 годы (далее - Программа) разработана во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N Пр-3464ГС и Перечня поручений Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N АЖ-П12-8307.
Программа является продолжением ранее принятой в Ленинградской области долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов в Ленинградской области" на 2009 - 2010 годы.
В соответствии с федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года N 832 "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы" и областным законом от 29 ноября 2004 года N 97-оз "О социальном обслуживании населения в Ленинградской области" Программа предусматривает дальнейшее развитие социального обслуживания в современных условиях в части повышения доступности и качества гарантированных Правительством Ленинградской области социальных услуг, продолжения функционирования системы социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов с использованием комплексного подхода к решению указанных задач и применением инновационных методов работы.
По состоянию на 1 января 2011 года численность граждан пожилого возраста в Ленинградской области составляет 384,6 тыс. человек. В долгосрочной перспективе высокая доля пожилых людей в структуре населения Ленинградской области сохранится.
Среди пожилых людей доля граждан старше 70 лет составляет 46 процентов. Наибольшая численность пожилых людей в Бокситогорском, Волховском, Лужском, Подпорожском, Сланцевском районах.
По данным, имеющимся в органах социальной защиты населения Ленинградской области, более 60 процентов граждан старше 70 лет нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах, в том числе 49 тыс. граждан в возрасте 80 лет и старше, 23 тыс. одиноких пожилых граждан.
До 40 процентов пациентов, находящихся на стационарном лечении в медицинских учреждениях, составляют лица пожилого возраста.
Особым фактором социального риска является одиночество, оказывающее негативное воздействие на способность пожилых людей и инвалидов к самостоятельному обслуживанию и передвижению и отрицательно влияющее на психическое здоровье граждан. Выборочное обследование, проведенное учреждениями социальной защиты населения Ленинградской области, показало, что потребность в посторонней помощи у одиноких пожилых людей в два раза выше, чем у проживающих в семьях.
Остаются нерешенными следующие проблемы: недоступность жилья для безопасного проживания, недостаточный уровень обеспеченности индивидуальными средствами реабилитации, компенсирующими снижение способности к самообслуживанию и передвижению.
Ограниченная возможность получения социально-медицинских услуг гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими в отдаленной сельской местности, вызывает ранний переход в стационарные учреждения социального обслуживания, что повышает бюджетные затраты.
На развитие социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в рамках долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов в Ленинградской области" на 2009 - 2010 годы из средств областного бюджета израсходовано 7560,0 тыс. рублей.
Реализация программно-целевого метода позволила комплексно решать вопросы социальной поддержки пожилых людей и инвалидов в Ленинградской области.
По-прежнему наиболее востребованными остаются услуги по социальному обслуживанию на дому.
Организация социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста в 2009 - 2010 годах позволила оставаться проживать в домашних условиях и не направлять в дома-интернаты более 400 обслуживаемых, ранее нуждающихся в услугах стационарных учреждений.
На современном этапе развития общества одним из приоритетных направлений социальной политики государства является проведение комплекса мер по интеграции инвалидов в общество, предоставлению им равных возможностей для участия в экономической и общественной жизни.
Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности.
По состоянию на 1 августа 2011 года численность инвалидов в Ленинградской области составляет 168 тыс. человек, или 10,4 процента от общей численности населения, что превышает аналогичный показатель по Российской Федерации (9 процентов).
В 2009 году, по данным службы медико-социальной экспертизы, впервые признаны инвалидами 14 750 человек, из них каждый третий - трудоспособного возраста.
Выборочное изучение потребностей инвалидов в реабилитации показало, что потребность инвалидов в медицинской реабилитации высока и составляет 97 процентов, потребность в профессиональной реабилитации - 62 процента, в социальной реабилитации - 78 процентов.
На сохранение социальной активности инвалидов и граждан старшего поколения направлена деятельность стационарных отделений и отделений социальной реабилитации в центрах социального обслуживания населения. За 2010 год отделениями обслужено свыше 5000 человек. Ежегодно социально-реабилитационные услуги в отделениях получают более 2,4 тыс. инвалидов. С 2006 года все принятые на реабилитацию инвалиды имеют индивидуальные программы реабилитации.
Особую группу среди инвалидов составляют инвалиды боевых действий, число которых по состоянию на 1 июля 2011 года составляет 548 человек, в основном это граждане трудоспособного возраста, нуждающиеся в специальных реабилитационных мероприятиях как на базе центров социального обслуживания населения, так и проводимых привлеченными организациями.
За последние годы в отделениях социальной реабилитации значительно расширился перечень реабилитационных мероприятий: социальное наблюдение, выявление проблем обслуживаемых инвалидов и помощь в их решении, терапия средой, проведение релаксации, создание групп поддержки, групповые тренинги, психологическая коррекция, трудотерапия, консультации специалистов. На базе двух отделений ведется опытно-экспериментальная работа, апробируются и внедряются современные технологии социальной реабилитации.
Основной задачей органов и учреждений социальной защиты в работе с инвалидами является максимальная компенсация нарушенных функций и интеграция инвалидов в общество через проведение мероприятий, направленных на восстановление способности к самообслуживанию, обретение социальной независимости, обучение социальному общению с использованием современных технологий, а также социально-бытовую, социально-средовую, социально-психологическую, социокультурную реабилитацию. Показатель социальной реабилитации инвалидов в Ленинградской области (по сравнению с 2006 годом) увеличился до 95 процентов.
Важное значение в процессе реабилитации инвалидов имеет профессиональная реабилитация.
Число инвалидов, обратившихся в 2010 году в службу занятости в поисках работы, составляет 3740 человек. По данным комитета по труду и занятости населения Ленинградской области, ежегодная расчетная численность трудоустроенных инвалидов - 900 человек.
В целях материальной поддержки, повышения творческой активности и целеустремленности в освоении профессии в 2004 году учреждена персональная стипендия Губернатора Ленинградской области для студентов-инвалидов, достигших высоких результатов в учебе и общественной деятельности. Ежегодно стипендию Губернатора Ленинградской области получают восемь студентов-инвалидов, обучающихся по очной форме обучения в государственных высших учебных заведениях.
Ежегодно в рамках реализации долгосрочных целевых программ в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов в Ленинградской области осуществляется взаимодействие с общественными организациями инвалидов Ленинградской области: Санкт-Петербургской региональной организацией общественной организации "Всероссийское общество глухих", Санкт-Петербургской региональной организацией Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых", Ленинградской областной организацией Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", которые проводят основную часть мероприятий, направленных на реабилитацию и общественную интеграцию инвалидов. В 2011 - 2013 годах к реализации мероприятий Программы планируется привлечь Ленинградскую областную организацию Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане.
В Ленинградской области стало традиционным проведение спортивных и культурно-массовых мероприятий:
областные соревнования по лыжным гонкам среди инвалидов;
туристический слет молодых инвалидов;
областной фестиваль творчества инвалидов;
областной фестиваль команд КВН для инвалидов;
областная спартакиада инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата;
областная олимпиада по шашкам и шахматам среди инвалидов;
праздничные мероприятия ко Дню Победы, Дню глухого человека, Международному дню инвалидов, Дню белой трости;
организация экскурсий с сурдопереводом.
Физкультурные и спортивные мероприятия среди инвалидов проводятся во взаимодействии с комитетом по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области.
В рамках реализации Программы планируется проведение новых мероприятий:
мероприятие, посвященное годовщине вывода войск из Республики Афганистан и Дню защитника Отечества;
фестиваль военно-патриотической песни;
турнир по хоккею с шайбой среди ветеранов и инвалидов силовых структур, инвалидов войны, ветеранов боевых действий;
мероприятие, посвященное Международному дню инвалидов, для инвалидов боевых действий и военной травмы; организация и проведение экскурсий для инвалидов по общему заболеванию, инвалидов с нарушением функции зрения;
фестиваль художественного творчества инвалидов "Вместе мы можем больше!";
мероприятие, посвященное 25-летию образования Всероссийского общества инвалидов;
проведение занятий для инвалидов с нарушением функции слуха на жестовом языке по вопросам трудоустройства, правовой грамотности, здоровьесберегающих технологий и культурологии;
организация участия инвалидов с нарушением функции зрения в открытом реабилитационном фестивале авторов и исполнителей бардовской песни среди инвалидов по зрения "Струны Северной Пальмиры";
организация и проведение художественно-реабилитационного конкурса среди местных общественных организаций инвалидов с нарушением функции зрения;
организация индивидуальной подписки инвалидов боевых действий и военной травмы на газету "Побратим".
Актуальным является вопрос профессиональной реабилитации инвалидов. В условиях увеличения спроса на рабочую силу только 15 процентов предлагаемых работодателями вакансий могут быть предложены инвалидам. Причинами, затрудняющими трудоустройство части инвалидов, являются значительная отдаленность места работы от места жительства, неподготовленность инфраструктуры предприятий.
Недостаточно мер направлено на государственную поддержку общественных организаций инвалидов в целях их профессиональной и трудовой реабилитации, расширения номенклатуры предоставляемых инвалидам технических средств реабилитации и реабилитационных услуг, развития культурно-просветительской, художественно-творческой, спортивной и общественной активности инвалидов.
Необходимо продолжить спортивную и культурно-массовую работу среди пожилых людей и инвалидов, в том числе работу, проводимую общественными организациями инвалидов и ветеранов, традиционные мероприятия, а также работу межведомственной комиссии по делам граждан старшего поколения и инвалидов при Правительстве Ленинградской области по координации деятельности государственных, общественных, благотворительных организаций в интересах пожилых людей и инвалидов.
В числе актуальных вопросов - недоступность получения услуг социального обслуживания, в том числе на дому, для пожилых людей и инвалидов, проживающих в отдаленной сельской местности. В настоящее время мобильные бригады по предоставлению гражданам пожилого возраста и инвалидам социальных услуг на дому действуют в трех муниципальных районах.
В целях удовлетворения потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в транспортных услугах по доставке к социально значимым объектам (медицинские, реабилитационные учреждения) комитетом по социальной защите населения Ленинградской области совместно с комитетом по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области планируется разработать нормативный правовой акт Правительства Ленинградской области, регламентирующий оказание услуги "Социальное такси" и определяющий порядок оказания услуги транспортными организациями, квалификационные требования к транспортным организациям, порядок их отбора.
Главным фактором, сдерживающим решение проблем инвалидов и людей с ограниченными возможностями, остается недостаточность финансирования.
Комитетом по социальной защите населения Ленинградской области, органами социальной защиты населения муниципальных районов (городского округа) принимаются меры по привлечению финансирования из прочих источников для решения проблем граждан пожилого возраста и инвалидов. Средства организаций используются для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий. Планируется информирование бизнес-структур о возможности участия в мероприятиях Программы, привлекать средства организаций и частных лиц для решения задач Программы.
1.2. Основные цель и задачи Программы
Основная цель Программы - формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей и инвалидов, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия в жизни общества.
Основные задачи Программы:
совершенствование региональной нормативной правовой базы, направленной на повышение качества жизни пожилых людей и инвалидов;
создание условий для повышения доступности и качества социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста на основе стандартизации, внедрения современных форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и индивидуального подхода;
создание условий для сохранения жизненной активности, реализации внутреннего потенциала граждан пожилого возраста и инвалидов;
увеличение охвата инвалидов мероприятиями, направленными на социальную реабилитацию и общественную интеграцию;
увеличение обеспеченности граждан пожилого возраста и инвалидов техническими средствами реабилитации и вспомогательными средствами, предоставленными в том числе во временное пользование;
расширение возможности использования пожилыми людьми и инвалидами спортивных, оздоровительных, рекреационных объектов и учреждений общего и профессионального образования;
содействие занятости пожилых людей и повышение их конкурентоспособности на рынке труда Ленинградской области;
развитие социального туризма;
усиление межведомственного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений в решении актуальных проблем жизнеобеспечения граждан пожилого возраста и инвалидов;
совершенствование профессиональной подготовки специалистов учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов.
1.3. Связь Программы с другими социально-экономическими мероприятиями
Правительства Ленинградской области
Мероприятия Программы носят комплексный характер и разработаны с учетом прогноза социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2013 года и других долгосрочных целевых программ: "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Ленинградской области на 2011 - 2013 годы", "Культура Ленинградской области на 2011 - 2013 годы", "Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями пенсий по старости и по инвалидности в Ленинградской области, с участием субсидий, выделенных из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год".
2. Обоснование мероприятий Программы и расчет
необходимого ресурсного обеспечения
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, местных бюджетов и прочих источников.
Общий объем финансирования Программы - 26536,0 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 18231,0 тыс. рублей, местные бюджеты - 2055,0 тыс. рублей, прочие источники - 6250,0 тыс. рублей, из них:
2011 год - 7955,0 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 3780,0 тыс. рублей, местные бюджеты - 325,0 тыс. рублей, прочие источники - 3850,0 тыс. рублей;
2012 год - 9196,0 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 6731,0 тыс. рублей, местные бюджеты - 865,0 тыс. рублей, прочие источники - 1600,0 тыс. рублей;
2013 год - 9385,0 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 7720,0 тыс. рублей, местные бюджеты - 865,0 тыс. рублей, прочие источники - 800,0 тыс. рублей.
Перечень мероприятий Программы составлен с учетом предложений комитета по печати и связям с общественностью Ленинградской области, комитета по здравоохранению Ленинградской области, комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, комитета по культуре Ленинградской области, комитета по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области, комитета по молодежной политике Ленинградской области, комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области, комитета по труду и занятости населения Ленинградской области, комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области, администраций муниципальных районов (городского округа) Ленинградской области, Санкт-Петербургской региональной организации Общественной организации "Всероссийское общество глухих", Санкт-Петербургской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых", Ленинградской областной организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", Ленинградской областной организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане.
Расчет необходимого ресурсного обеспечения Программы произведен исходя из представленных коммерческих предложений организаций различных организационно-правовых форм, реализующих мероприятия, аналогичные представленным в Программе.
План мероприятий долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов в Ленинградской области" на 2011 - 2013 годы (далее - план мероприятий Программы), Информация о территориальной структуре финансирования долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов в Ленинградской области" на 2011 - 2013 годы, Динамика финансирования долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов в Ленинградской области" на 2011 - 2013 годы, Расчет показателей эффективности мероприятий долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов в Ленинградской области" на 2011 - 2013 годы приведены в приложениях 1 - 4 к Программе.
3. Порядок финансирования мероприятий Программы
Средства областного бюджета направляются для реализации мероприятий Программы (пункты 2.5, 3.8, 7.4 и 7.5 плана мероприятий Программы) в муниципальные образования Ленинградской области в виде субсидий. Порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов (городского округа) на реализацию мероприятий долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов в Ленинградской области" на 2011 - 2013 годы и Распределение субсидий бюджетам муниципальных районов (городского округа) на реализацию мероприятий долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов в Ленинградской области" на 2011 - 2013 годы (пункты 2.5, 3.8, 7.4 и 7.5) приведены в приложениях 5 и 6 к Программе.
Средства областного бюджета для реализации в 2012 и 2013 годах пунктов 4.1 - 4.3 плана мероприятий Программы предоставляются в виде субсидий на государственную поддержку общественных организаций инвалидов, уставная деятельность которых направлена на защиту прав, решение социальных вопросов инвалидов в Ленинградской области для проведения комплекса мероприятий по реабилитации и общественной интеграции инвалидов в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 18 июля 2011 года N 219 "Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций" и Порядком предоставления субсидий на государственную поддержку общественных организаций инвалидов для проведения комплекса мероприятий по реабилитации и общественной интеграции инвалидов в рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов в Ленинградской области" на 2011 - 2013 годы (приложение 7 к Программе).
Мероприятия Программы, предусмотренные пунктами 4.4 - 7.16, реализуются комитетом по социальной защите населения Ленинградской области, комитетом по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области, комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области, комитетом по культуре Ленинградской области с учетом требования законодательства о размещении государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ленинградской области.
Финансирование мероприятий на реализацию пунктов 7.17 - 7.20 плана мероприятий Программы осуществляются за счет средств благотворительного фонда "Мир и гармония". Соглашение о намерениях по реализации Программы с указанием обязательств сторон, в том числе по объемам финансирования и по представлению отчетности, заключено между благотворительным фондом "Мир и гармония" и координатором Программы - комитетом по социальной защите населения Ленинградской области.
Объемы финансирования мероприятий Программы могут быть уточнены исходя из средств, предусматриваемых в областном бюджете и местных бюджетах на 2011 - 2013 годы.
4. Мероприятия Программы
План мероприятий Программы состоит из девяти разделов:
Раздел 1. Нормативно-правовое обеспечение социальной защищенности
пожилых людей и инвалидов
Предусматривается актуализация регионального законодательства, направленная на повышение качества жизни пожилых людей и инвалидов, подготовка 14 проектов нормативных правовых и правовых актов, в том числе по вопросам разработки и внедрения современных форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, регулирования участия родственников в уходе за пожилыми людьми и инвалидами, развития добровольческой деятельности и волонтерского движения в стационарных учреждениях социального обслуживания, стимулирования труда социальных работников, оказания транспортных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам.
Раздел 2. Организация деятельности по укреплению социальной
защищенности пожилых людей и инвалидов
Предусматриваются мероприятия, направленные на обеспечение жизнедеятельности и укрепление социальной защищенности пожилых людей и инвалидов.
Межведомственному взаимодействию по решению проблем пожилых людей и инвалидов будет способствовать деятельность межведомственной комиссии по делам граждан пожилого возраста и инвалидов при Правительстве Ленинградской области. В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N Пр-3464ГС планируется проведение ежегодного комплексного мониторинга социально-экономического положения граждан пожилого возраста и подготовка по результатам мониторинга ежегодной аналитической записки о положении пожилых людей в регионе, а также выявление пожилых людей, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании.
В целях оказания адресной материальной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации, планируется продолжить проведение ежегодной областной акции "Забота".
Оперативные консультации и справочную информацию по вопросам в сфере социальной защиты населения, в том числе для граждан пожилого возраста и инвалидов, планируется предоставлять в рамках деятельности единой социальной консультационно-информационной службы "Единый социальный телефон" в комитете по социальной защите населения Ленинградской области и в органах социальной защиты населения муниципальных районов.
Развитие добровольческой деятельности и волонтерского движения в целях оказания помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам будет осуществляться путем реализации социальных проектов и акций: "Нет забытых ветеранов", "Пожилым людям заботу молодежи", "Толерантность и милосердие" и других.
Раздел 3. Меры по укреплению здоровья пожилых людей и инвалидов
С целью организации работы по профилактике заболеваний предусматривается проведение диспансерных осмотров граждан пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания; организация доставки льготных лекарственных препаратов в отдаленные населенные пункты фельдшерами ФАП и сельских врачебных амбулаторий по выписанным рецептам; обеспечение транспортной доставки граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в отдаленных населенных пунктах, в учреждения здравоохранения; организация работы передвижных амбулаторий. В целях обеспечения пожилых людей лекарственными средствами планируется провести обучение врачей и фельдшеров для осуществления розничной продажи медикаментов, которое будет организовано комитетом по здравоохранению Ленинградской области.
Доставка на дом лекарственных препаратов будет осуществляться гражданам пожилого возраста и инвалидам, обслуживаемым отделениями социального обслуживания на дому.
Предусмотрены разработка и внедрение в пилотных районах современных форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: "Служба сиделок", служба экстренной социальной помощи на дому "Тревожная кнопка".
С целью пропаганды здорового образа жизни в муниципальных районах планируется организация для пожилых людей и инвалидов ежегодных Дней здоровья и активного долголетия.
Для оказания неотложных социальных услуг, медико-социальных и социально-реабилитационных услуг на мобильной основе, а также выявления нуждающихся в социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в отдаленных населенных пунктах сельской местности, планируется организация деятельности мобильных бригад и диспетчерской службы. Организация обеспечения мобильных бригад автотранспортом будет осуществляться в рамках долгосрочной целевой программы "Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности в Ленинградской области, с участием субсидий, выделенных из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год", утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 28 октября 2011 года N 352.
Во всех муниципальных районах (городском округе) на базе муниципальных учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов планируется организация школ для родственников пожилых людей и инвалидов по уходу на дому и оказанию первой помощи, а также актуализация деятельности пунктов безвозмездного предоставления во временное пользование технических средств реабилитации и предметов ухода за пожилыми людьми и инвалидами.
С целью поддержания физической и духовной активности граждан пожилого возраста предполагается организовать участие в массовых физкультурных мероприятиях среди различных возрастных групп населения в соответствии с ежегодными календарными планами проведения физкультурных и спортивных мероприятий Ленинградской области, которые будут организованы комитетом по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области.
Раздел 4. Социальная реабилитация и общественная интеграция инвалидов
Предусматриваются мероприятия по реабилитации и общественной интеграции инвалидов по общему заболеванию, инвалидов по зрению, инвалидов по слуху, а также инвалидов боевых действий и ветеранов войны:
областные соревнования по лыжным гонкам среди инвалидов;
туристический слет молодых инвалидов;
областная спартакиада молодых инвалидов с поражением опорно- двигательного аппарата;
областной фестиваль творчества инвалидов;
областной фестиваль команд КВН для инвалидов;
мероприятие, посвященное годовщине вывода войск из Республики Афганистан и памяти воинов-интернационалистов;
фестиваль военно-патриотической песни;
турнир по хоккею с шайбой среди ветеранов и инвалидов силовых структур, инвалидов войны, ветеранов боевых действий;
организация и проведение экскурсий для инвалидов по общему заболеванию, инвалидов с нарушением функции зрения;
мероприятие, посвященное 25-летию образования Всероссийского общества инвалидов;
проведение занятий для инвалидов с нарушением функции слуха на жестовом языке по вопросам трудоустройства, правовой грамотности, здоровьесберегающих технологий и культурологии;
организация участия инвалидов с нарушением функции зрения в открытом реабилитационном фестивале авторов и исполнителей бардовской песни среди инвалидов по зрения "Струны Северной Пальмиры";
организация и проведение художественно-реабилитационного конкурса среди местных общественных организаций инвалидов с нарушением функции зрения;
организация индивидуальной подписки инвалидов боевых действий и военной травмы на газету "Побратим";
фестиваль художественного творчества инвалидов "Вместе мы можем больше!";
другие мероприятия, проводимые комитетом по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области.
В рамках раздела планируется организовать оказание услуг по сурдопереводу и обеспечению техническими средствами реабилитации (TCP) инвалидов по слуху и инвалидов по зрению, а также проведение курса медико-социальной реабилитации в 2011 - 2012 годах десяти инвалидам по зрению ежегодно, имеющим направление службы медико-социальной экспертизы в Санкт-Петербургское государственное учреждение "Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению".
В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2010 года N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" основную часть мероприятий раздела планируется реализовывать в рамках деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций - общественных организаций инвалидов.
С целью оказания содействия трудоустройству инвалидов и поощрения самозанятости планируется проведение семинаров для инвалидов, в том числе пожилого возраста, по вопросам получения финансовой и иной поддержки при создании малых предприятий в Ленинградской области. Мероприятие будет организовано комитетом по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области.
Для проверки соблюдения организациями и учреждениями независимо от организационно-правовых форм нормативных требований по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры планируется разработка соответствующей методики и проведение мониторинга, которые предусмотрены долгосрочной целевой программой "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Ленинградской области" на 2011 - 2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 27 декабря 2010 года N 366.
Для содействия созданию благоприятных условий успешной образовательной интеграции людей с ограниченными возможностями планируется проведение научно-практических семинаров и конференций для педагогических кадров, работников социальных служб, а также издание соответствующего методического сборника. Мероприятия будут организованы комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области.
Для муниципальных библиотек планируется обеспечивать методическое руководство по вопросам организации точек доступа к информационным ресурсам библиотек и социально значимой информации для инвалидов. Предусмотрена активизация и поддержание деятельности клубов по интересам различной направленности с участием граждан пожилого возраста и инвалидов. Мероприятия будут организованы комитетом по культуре Ленинградской области.
В разделе предусмотрена дополнительная мера социальной поддержки - выплата стипендии Губернатора Ленинградской области восьми студентам-инвалидам государственных высших учебных заведений ежегодно. Выплата стипендии производится на основании постановления Губернатора Ленинградской области от 15 декабря 2004 года N 188-пг "Об установлении персональной стипендии Губернатора Ленинградской области для студентов-инвалидов государственных высших учебных заведений".
Раздел 5. Меры по оптимизации среды жизнедеятельности
пожилых людей и инвалидов
Предусматривается разработка и представление в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов до 2020 года (подпункт "б" пункта 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N Пр-3464ГС).
С целью оптимизации среды жизнедеятельности для маломобильных групп населения, включая граждан пожилого возраста и инвалидов, предусмотрено проведение работ по оснащению 72 объектов социальной инфраструктуры специальными приспособлениями, обеспечивающими доступ к ним инвалидов, в рамках реализации долгосрочной целевой программой "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Ленинградской области" на 2011 - 2013 годы.
Разделом предусмотрены разработка и внедрение в пилотных районах Ленинградской области стационарзамещающей технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Приемная семья для пожилых людей и инвалидов".
Развитие государственно-частного партнерства в сфере социального обслуживания пожилых людей и инвалидов планируется осуществить в форме размещения государственного заказа по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов на базе негосударственных (частных) учреждений.
Раздел 6. Меры по совершенствованию коммуникационных связей
и развитию интеллектуального потенциала пожилых людей и инвалидов
С целью содействия занятости инвалидов и повышения их конкурентоспособности на рынке труда Ленинградской области предусматривается создание и функционирование специализированных банков вакансий для инвалидов, а также проведение ярмарок вакансий для инвалидов. Планируется продолжение работы по профессиональной ориентации инвалидов и содействию трудоустройству, в том числе организация профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации инвалидов. Мероприятия будут организованы комитетом по труду и занятости населения Ленинградской области в рамках деятельности службы занятости населения в муниципальных районах.
Для совершенствования коммуникационных связей граждан пожилого возраста предусмотрена организация курсов обучения компьютерной грамотности в муниципальных районах и открытие интернет-клубов в государственных стационарных и муниципальных учреждениях социального обслуживания.
Раздел 7. Организация свободного времени и культурного досуга
пожилых людей и инвалидов
Предусматривается разработка и внедрение с учетом современных достижений андрогогики образовательных программ дополнительного образования различной направленности, востребованных пожилыми людьми: навыки пользования сетью Интернет и другими современными информационно-телекоммуникационными технологиями, художественное творчество и декоративно-прикладное искусство, новые технологии ведения домашнего хозяйства и сельскохозяйственного производства, основы правовых знаний.
Для организации обучения пожилых людей с учетом их потенциала планируется разработка методических рекомендаций для преподавательского состава.
Мероприятия будут организованы на базе образовательных учреждений профессионального образования комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области.
Планируется реализация социально-просветительского проекта "Университет третьего возраста" во всех муниципальных районах и обучение координаторов проекта.
Предусматривается проведение мероприятий, посвященных Международному дню пожилых людей, Международному дню инвалидов в муниципальных образованиях, районных и областного смотров-конкурсов "Ветеранское подворье", организация традиционной ежегодной выставки творчества пожилых людей и инвалидов "Добрых рук мастерство".
Областные праздники, посвященные Международному дню пожилых людей и Международному дню инвалидов, и цикл музыкальных концертов планируется проводить за счет средств благотворительного фонда "Мир и гармония".
Для развития в Ленинградской области социального туризма планируется разработка маршрутов социального туризма с учетом особенностей жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов и организация для пожилых людей и инвалидов социальных туров. Результатом указанной деятельности станет разработка и тиражирование каталога "Социальный туризм в Ленинградской области". Мероприятия в сфере социального туризма будут организованы комитетом по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области.
В раздел также включены мероприятия, проводимые комитетом по культуре Ленинградской области в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Культура Ленинградской области на 2011 - 2013 годы", - праздники военной тематики с участием ветеранов войны, музыкальные фестивали др.
В 2013 году планируется провести фестиваль творчества "Университет третьего возраста".
Раздел 8. Кадровое обеспечение работы с пожилыми людьми и инвалидами
Предусматривается организация повышения квалификации специалистов органов и учреждений социальной защиты населения, медицинских работников государственных стационарных учреждений, организация обучающих семинаров по актуальным вопросам социальной работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами, разработка и издание справочных, методических и нормативных материалов, проведение областных конкурсов на звание "Лучший социальный работник" и на звание "Лучшее учреждение социального обслуживания", премирование социальных работников учреждений социального обслуживания в зависимости от выполнения целевых показателей бюджетирования, ориентированного на результат.
Раздел 9. Научно-методическое и информационное
сопровождение Программы
Предусматривается продолжение работы экспертного совета по организации опытно-экспериментальной деятельности в сфере социального обслуживания населения, разработка методических материалов по совершенствованию деятельности органов социальной защиты населения муниципальных районов (городского округа), проведение межведомственных совещаний, круглых столов по актуальным вопросам социальной работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами. Размещение информации по вопросам социальной защиты населения будет организовано на сайтах комитета по социальной защите населения Ленинградской области, органов и учреждений социальной защиты населения муниципальных районов (городского округа).
Информационное сопровождение мероприятий Программы предусмотрено с участием комитета по печати и связям с общественностью Ленинградской области.
5. Оценка предполагаемой эффективности Программы
Социальная эффективность:
увеличение доли инвалидов, охваченных социально значимыми мероприятиями, от общего количества инвалидов (168000 чел.) на 0,9 проц. (1618 чел.) в 2011 году, на 24,8 проц. (41768 чел.) в 2012 году, на два проц. (3438 чел.) в 2013 году;
увеличение доли пожилых людей, охваченных социально значимыми мероприятиями, от общего количества пожилых людей (384600 чел.) на 11,0 проц. (43313 чел.) в 2011 году, на 0,6 проц. (2600 чел.) в 2012 году, на 11,0 проц. (42450 чел.) в 2013 году;
увеличение доли инвалидов по слуху и инвалидов по зрению, обеспеченных техническими средствами реабилитации, от общего количества инвалидов, имеющих право на получение технических средств реабилитации (5290 чел.), на 5,7 проц. (300 чел. ежегодно) в 2011 и 2012 годах, на 6,6 проц. (350 чел.) в 2013 году;
увеличение доли специалистов органов социальной защиты населения, занимающихся вопросами социальной реабилитации инвалидов, прошедших курсы повышения квалификации в 2011 году, на 100 проц. (18 чел.) от общего количества специалистов органов социальной защиты населения, занимающихся вопросами социальной реабилитации инвалидов (18 чел. по состоянию на 1 августа 2011 года);
увеличение доли специалистов учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов, прошедших обучение на тематических семинарах (совещаниях) по актуальным вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, от общего количества специалистов и руководителей учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов (1439 чел.) на 2,1 проц. (30 чел.) в 2011 году, на 4,2 проц. (60 чел.) в 2012 и 2013 годах;
сокращение очереди на устройство в дома-интернаты для престарелых и инвалидов на 3,0 проц. (8 чел.) в 2012 году;
создание в муниципальных районах (городском округе) 18 пунктов безвозмездного предоставления во временное пользование технических средств реабилитации и предметов ухода за пожилыми людьми и инвалидами;
организация 21 мобильной бригады для оказания неотложных социальных и социально-медицинских услуг пожилым людям и инвалидам, обеспечение мобильных бригад автотранспортом в 2011 году;
открытие 18 компьютерных классов (клубов) с учетом обслуживания ежегодно 700 пожилых людей (в 2011 году - в пяти муниципальных районах, в 2012 году - в 13 муниципальных районах (городском округе);
организация размещения в 2011 году государственного заказа на оказание государственных услуг по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов на базе трех негосударственных (частных) учреждений социального обслуживания.
Бюджетная эффективность:
возмещение затрат через налогооблагаемую базу, образованную в результате трудоустройства 500 инвалидов: в 2011 году - 11 127,0 тыс. рублей, в 2012 году - 12 626,3 тыс. рублей, в 2013 году - 14 153,1 тыс. рублей;
косвенная экономия бюджетных средств в 2012 и 2013 годах на содержание восьми человек из числа кандидатов в дома-интернаты для престарелых и инвалидов за счет устройства их в приемные семьи в 2012 году - 83004,8 руб., в 2013 году- 166009,6 руб.
Экономическая эффективность:
улучшение материального положения восьми студентов-инвалидов ежегодно в результате выплаты стипендии Губернатора Ленинградской области (в 2011 году - в размере 15 000 рублей каждому, в 2012 и 2013 годах - 25 000 рублей каждому);
улучшение материального положения 2000 граждан пожилого возраста из числа социально незащищенных категорий населения в результате оказания материальной помощи в рамках областной акции "Забота" ежегодно в размере 500 рублей каждому;
увеличение валового регионального продукта (ВРП) в результате трудоустройства 500 инвалидов: в 2011 году - 311 710 рублей, в 2012 году - 359 625 рублей, в 2013 году - 408 880 рублей).
6. Состав, функции и полномочия участников Программы
Представителем заказчика (координатором) Программы является комитет по социальной защите населения Ленинградской области. Представители заказчика Программы - комитет по здравоохранению Ленинградской области, комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, комитет по культуре Ленинградской области, комитет по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области, комитет по молодежной политике Ленинградской области, комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области, комитет по труду и занятости населения Ленинградской области, комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области. Участниками Программы являются администрации муниципальных районов (городского округа) Ленинградской области, региональные отделения общероссийских общественных организаций инвалидов и ветеранов, благотворительный фонд "Мир и гармония".
При реализации мероприятий, предусмотренных пунктами 4.1 - 4.4 плана мероприятий Программы, участие общественных организаций инвалидов и ветеранов Ленинградской области - Ленинградской областной организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", Санкт-Петербургской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих", Санкт-Петербургской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых", Ленинградской областной организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане имеет организационный характер.
Комитет по социальной защите населения Ленинградской области заключает соглашения с администрациями муниципальных образований Ленинградской области на выполнение отдельных мероприятий Программы с указанием обязательств сторон по их финансированию, а также соглашения (договоры) о финансировании мероприятий Программы из прочих источников с благотворительными организациями.
Выбор исполнителей наиболее значимых мероприятий Программы (поставки товаров и оказание услуг) преимущественно осуществляется на конкурсной основе. Предприятия, выбираемые в качестве исполнителей и соисполнителей работ, должны обладать практическим опытом их проведения, иметь сертификаты качества на продукцию и право проведения работ. Закупка товаров и услуг будет производиться в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Комитет по социальной защите населения Ленинградской области, другие представители заказчика Программы осуществляют меры по полному и качественному выполнению плана мероприятий Программы (ежегодная подготовка бюджетной заявки и внесение заявки в установленном порядке для учета при формировании проектов прогнозов социально-экономического развития и областного бюджета Ленинградской области, контроль за использованием средств и выполнением мероприятий Программы, подготовка сводных аналитических записок по результатам выполнения Программы).
Управление Программой осуществляет руководитель Программы - председатель комитета по социальной защите населения Ленинградской области, обеспечивающий целевое использование средств и представление отчетности о расходовании средств.
Для подготовки ежеквартального отчета о ходе выполнения Программы органы исполнительной власти Ленинградской области, являющиеся представителями заказчика Программы, администрации муниципальных районов (городского округа), участвующие в реализации Программы, ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в комитет по социальной защите населения Ленинградской области отчет о выполнении мероприятий Программы.
Информация о ходе выполнения Программы представляется комитетом по социальной защите населения Ленинградской области ежеквартально в Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и ежегодно - в Правительство Ленинградской области.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий социальные вопросы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.