Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ ситуации.
Обоснование целей и задач Программы
Анализ ситуации
Программа является продолжением ранее реализуемой в Ленинградской области региональной целевой программы "Научно-техническое и инновационное развитие Ленинградской области на 2004 - 2008 годы". В рамках выполненных работ определены приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Ленинградской области, с учетом которых осуществлялось финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для государственных нужд Ленинградской области. Осуществлялась подготовка специалистов по специальности "инноватика и менеджмент", оказывались консультационные услуги по разработке бизнес-планов и проведению технической экспертизы инновационных разработок, привлечено дополнительное финансирование, выделяемое на реализацию федеральных целевых программ. Вместе с тем некоторые задачи по развитию региональной инновационной системы остались нерешенными.
В соответствии с федеральными законами от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", от 25 декабря 2008 года N 284-ФЗ "О передаче прав на единые технологии", постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1999 года N 982 "Об использовании результатов научно-технической деятельности" настоящая Программа определяет развитие региональной инновационной системы, которая предусматривает обеспечение экономических, правовых и организационных условий при переходе Ленинградской области на инновационный путь развития на основе внедрения и коммерциализации современных разработок.
Ленинградская область имеет достаточно высокие научно-технические возможности, располагает высококвалифицированными научными и инженерными кадрами, имеет значительные природные ресурсы, большой потенциал внутреннего рынка.
Инновационный потенциал - это совокупность различных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности, то есть процесса, направленного на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.
Эффективное использование инновационного потенциала делает возможным переход к новым способам производства. Основой формирования инновационного потенциала является ресурсная составляющая, которая включает виды ресурсов, определяемые по функциональному назначению: материально-технические, информационные, финансовые, кадровые и другие. Так, материально-технические ресурсы в качестве вещественной основы определяют технико-технологическую базу инновационного потенциала, которая впоследствии окажет влияние на масштабы и темпы инновационной деятельности. Второй составляющей инновационного потенциала является результативная составляющая, отражающая конечный результат реализации имеющихся возможностей (в виде нового продукта, полученного в ходе осуществления инновационного процесса). Третья составляющая инновационного потенциала - внутренняя составляющая, обеспечивающая эффективность функционирования всех компонентов инновационного потенциала.
Величина инновационного потенциала является параметром, позволяющим оценивать возможности инновационной деятельности и определять стратегию инновационного развития. Поскольку от состояния инновационного потенциала зависят управленческие решения по выбору и реализации инновационной стратегии, необходима его комплексная оценка.
Инновационный потенциал региона представляет собой систему потенциалов: производственно-технологический, кадровый, информационный, финансовый, научно-технический, организационный, управленческий потенциалы, потенциал инновационной культуры, потребительский сегмент потенциала.
Производственно-технологический, кадровый, информационный и финансовый потенциалы относятся к ресурсной составляющей инновационного потенциала, от их количественного и качественного состава зависит функционирование системы инновационного потенциала в целом.
Инновационный потенциал представляет собой триединую структуру, включающую три обязательных блока:
субъекты, генерирующие инновации;
инновационные посредники;
потребители инноваций.
В свою очередь, под инновационным климатом региона следует понимать совокупность внешних факторов, прямо или косвенно влияющих на возможность реализации инновационного потенциала.
Важный ресурс инноваций - это кадровый потенциал, а именно персонал, занятый в исследованиях и разработках. Удельный вес исследователей, занятых в исследованиях и разработках, в общей численности занятых в экономике Ленинградской области составляет 0,8 процента (по данным Петростата).
Общая численность работников научных организаций Ленинградской области составляет около 10000 человек, в том числе выполняющих научные исследования и разработки - около 6500 человек, из них - 116 докторов наук и более 500 кандидатов наук. Основными направлениями работы научных организаций являются: ядерная энергетика и энергосбережение, ядерная физика, прикладная химия, биология и медицина, сельское хозяйство, приборостроение, в том числе лазерное и радиолокационное, рыбоводство, природоохранная деятельность, проектирование территорий, промышленных, жилых объектов и инженерной инфраструктуры.
На территории Ленинградской области расположено около 30 государственных академических и отраслевых институтов, научных центров и высших учебных заведений.
По итогам научной деятельности в 2008 году затраты на научные исследования и разработки составили более 3,0 млрд. рублей, из федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ на исследования и разработки направлено 450 млн. рублей.
Развитие экономики требует подготовки нового поколения исследователей и высококвалифицированных специалистов, готовых к участию в разработке новых видов высокотехнологичной продукции, а также к осуществлению инновационной деятельности в современных экономических условиях.
Показатель выпуска аспирантов, используемый при сравнении уровней инновационного развития регионов, определяет состояние кадрового научного потенциала. В Ленинградской области указанный показатель имеет положительную динамику развития.
|
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Подготовка аспирантов, чел. |
39 |
32 |
27 |
51 |
79 |
110 |
93 |
94 |
86 |
Выпуск аспирантов, чел. |
10 |
13 |
11 |
3 |
13 |
7 |
14 |
22 |
18 |
Динамика внутренних текущих затрат на исследования и разработки в процентном отношении к валовому региональному продукту характеризует, с одной стороны, финансовые ресурсы субъектов, генерирующих инновации, с другой стороны - инновационную интенсивность.
|
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Внутренние текущие затраты на исследования и разработки, млн. руб. |
423 |
656 |
863 |
1156 |
1256 |
1570 |
1983 |
2489 |
3371 |
Отношение внутренних текущих затрат на исследования и разработки к валовому региональному продукту, проц. |
0,75 |
0,86 |
0,91 |
0,95 |
0,75 |
0,76 |
0,75 |
0,81 |
0,88 |
Количество полученных патентов на 10000 человек занятого населения характеризует изобретательскую активность жителей региона. В настоящее время в Ленинградской области указанный показатель составляет 1,25, что несколько ниже среднего уровня по Российской Федерации.
|
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Количество поданных заявок на изобретение |
243 |
209 |
167 |
143 |
140 |
135 |
153 |
119 |
131 |
Количество полученных патентов |
153 |
104 |
135 |
140 |
114 |
99 |
110 |
68 |
90 |
Количество полученных патентов на 10000 человек занятого населения, проц. |
0,9 |
0,6 |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
0,6 |
0,7 |
0,4 |
0,5 |
Показатель отражает результативность деятельности субъектов, генерирующих инновации, характеризует процесс коммерциализации научных достижений и относится к посредническим функциям, так как имеет прямое отношение к разработке новых организационно-финансовых форм, оптимизирующих процесс внедрения научных разработок в экономику региона.
Существенное значение для развития региона имеет показатель, характеризующий деятельность субъектов, генерирующих инновации, - число созданных передовых производственных технологий на 10000 предприятий. В настоящее время показатель имеет тенденцию к снижению.
|
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Число созданных передовых производственных технологий / показатель на 10000 предприятий, проц. |
7/ 2,24 |
- |
2/ 0,74 |
2/ 0,38 |
2/ 0,36 |
1/ 0,41 |
- |
3/ 0,65 |
2/ 0,50 |
Число использованных передовых производственных технологий / показатель на 10000 предприятий, проц. |
106/ 33,9 |
104/ 33,0 |
102/ 30,0 |
116/ 32,0 |
151/ 41,0 |
124/ 38,0 |
254/ 53,0 |
258/ 55,6 |
440/ 146,0 |
Одним из факторов, сдерживающих развитие инновационного потенциала Ленинградской области, является слабая активность предприятий в использовании инноваций. Причины низкой инновационной активности - дефицит денежных средств, трудности в получении кредитов, а также недостаточное развитие инновационной инфраструктуры, ее информационного и организационного аспектов (отсутствие систематической информации о научных разработках, недостаточность маркетинговых исследований, отсутствие или неразвитость посреднических структур, способствующих коммерциализации научных достижений).
Важным показателем, характеризующим субъектов - потребителей инноваций, является объем отгруженной инновационной продукции (работ, услуг) от общего объема отгруженной продукции (работ, услуг).
|
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Объем отгруженной инновационной продукции (работ, услуг) от общего объема отгруженной продукции (работ, услуг), проц. |
1,20 |
1,30 |
0,90 |
0,40 |
0,44 |
0,46 |
0,33 |
0,35 |
1,30 |
Таким образом, уровень развития кадрового потенциала, высокий удельный вес персонала, занимающегося научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельностью, являются основными факторами, способствующими инновационной привлекательности региона, в то же время отмечается снижение показателей патентования изобретений и создания новых технологий.
Основными причинами, сдерживающими развитие инновационной деятельности, являются экономические факторы (недостаток собственных средств и финансовой помощи со стороны государства, высокая стоимость нововведений), производственные факторы (низкий инновационный потенциал предприятий, недостаток квалифицированного персонала, невозможность вложения средств в профессиональную переподготовку работников), несовершенство законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих инновационную деятельность, недостаточное развитие инновационной инфраструктуры в целом, снижение спроса на инновационную продукцию, а также отсутствие эффективных механизмов распределения средств, выделяемых на развитие инновационной деятельности: выявление приоритетов инновационной политики, создание инфраструктуры, связывающей основные субъекты инновационной сферы (организации науки, бизнеса и государства).
В государственной инновационной политике большое значение приобретает стимулирование научно-исследовательской и технологической кооперации, создание инновационных центров по передаче новой технологии малому и среднему бизнесу, которые, как правило, функционируют на региональной основе.
Государственные структуры играют значительную роль в создании смешанной частно-государственной информационной инфраструктуры. К другим элементам инфраструктуры, ориентированным на стимулирование инновационных процессов, относятся региональные центры коммерческой реализации изобретений, осуществляющие маркетинговые мероприятия.
В единой государственной политике в части развития инноваций в последние годы делается акцент на оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В настоящее время стимулирование развития научно-инновационного комплекса является одним из приоритетных направлений государственной политики.
В Программе предусматривается решение задач пропаганды и популяризации инновационной деятельности, формирования имиджа Ленинградской области как территории инновационного развития, повышения уровня инновационной культуры.
1.2. Характеристика проблемы
Научно-технический и производственный потенциал, накопленный в Ленинградской области, позволяет осуществлять конкурентоспособные инновационные разработки.
Низкий удельный вес инновационно-активных предприятий Ленинградской области обусловлен состоянием инновационного климата, отсутствием областной поддержки инновационной деятельности, несформированностью целостной инновационной системы, способной обеспечить коммерциализацию инновационных разработок.
Основными причинами, вызывающими противоречие между существующим научно-техническим и инновационным потенциалом и результатами его функционирования, являются:
недостаточность законодательной и правовой базы инновационной деятельности;
отсутствие стимулов для внедрения инновационных разработок;
отсутствие квалифицированных кадров, способных осуществлять процессы внедрения инновационных разработок в реальный сектор экономики;
неразвитость инфраструктуры инновационной деятельности;
недостаток финансовых средств у хозяйствующих субъектов для внедрения современных технологий, что сдерживает освоение новых видов конкурентоспособной продукции;
низкий уровень развития информационно-консультативной системы поддержки участников инновационного процесса.
Указанные проблемы необходимо решать путем реализации соответствующих мероприятий в рамках единой программы. Перевод экономики на инновационный путь развития возможен лишь при условии комплексного реформирования научно-технической сферы - от фундаментальных исследований до производства наукоемкой продукции и выхода на внутренний и внешний рынки. Процесс реформирования включает создание инновационной системы с развитой инновационной инфраструктурой, обеспечивающей эффективную коммерциализацию научных разработок, модернизацию промышленности за счет использования инноваций. При этом значительная часть работы по созданию инновационной системы и стимулированию инновационной деятельности должна осуществляться на региональном уровне, располагающем наиболее полной информацией о состоянии предприятий и организаций.
Совершенствование механизмов государственной поддержки и регулирования реализации инновационных проектов позволит:
осуществить перевод экономики на инновационный путь развития;
эффективно использовать передовые производственные технологии; обеспечить участие малых высокотехнологичных предприятий в федеральных, региональных, межведомственных и отраслевых программах для реализации инновационных проектов;
повысить инвестиционную привлекательность предпринимательской деятельности в области инновационного предпринимательства путем пропаганды успехов и опыта работы в средствах массовой информации, формировать инновационную культуру населения;
повысить эффективность производства и конкурентоспособность продукции и услуг.
Программа предусматривает комплекс мер по дальнейшему развитию инновационной инфраструктуры, в том числе производственно-технологической, информационной и финансовой составляющих. В настоящее время инновационная инфраструктура включает представительства государственного учреждения "Агентство экономического развития Ленинградской области" в муниципальных образованиях Гатчинский район, г.Сосновый Бор, Всеволожский район, Волховский район, в которых осуществляют деятельность наиболее крупные научные организации Ленинградской области. Необходимо продолжить работу по образованию представительств на базе фондов поддержки малого предпринимательства. Основной задачей представительств является осуществление коммуникационной, аналитической и консалтинговой функций во взаимоотношениях между органами исполнительной власти, определяющими направления научно-технической политики, и бизнесом, реализующим инновационные проекты. Представительства обеспечат поддержку малых и средних предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, и окажут услуги по поиску, проведению квалифицированного отбора инновационных проектов, разработанных в целях модернизации и создания производств по выпуску конкурентоспособной продукции.
Реализация системного подхода будет способствовать дальнейшему развитию инновационной структуры путем тиражирования положительно зарекомендовавших себя объектов инфраструктуры, создаст недостающие звенья и сформирует методическое обеспечение функционирования системы. Скоординированные усилия органов государственной власти Ленинградской области, научных, инновационных и финансовых структур по созданию условий и механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ позволят поддержать региональную инновационную систему, которая обеспечит переход экономики Ленинградской области на инновационный путь развития.
Эффективность программно-целевого метода обусловлена его системным, интегрирующим характером, что позволит сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях привлечения талантливой молодежи в сферу науки и высоких технологий, достичь положительной динамики обновления кадрового состава в этой сфере в установленные Программой сроки.
1.3. Цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
создание экономических, правовых и организационных условий для развития инновационной деятельности, обеспечивающих устойчивую динамику экономического развития региона;
повышение конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятиями реального сектора экономики, за счет эффективного использования инновационных разработок;
обеспечение условий по привлечению кадров для работы в сфере инновационной деятельности;
создание условий для эффективного воспроизводства научных кадров и закрепления молодежи в сфере науки и высоких технологий, сохранения преемственности поколений.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
совершенствование подготовки и переподготовки кадров для работы в сфере инновационной деятельности;
содействие увеличению выпуска инновационной конкурентоспособной продукции, производимой предприятиями Ленинградской области;
развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и передачи результатов научно-технических разработок в реальный сектор экономики, дальнейшее содействие увеличению количества малых инновационных предприятий;
стимулирование спроса на новые технологии на предприятиях Ленинградской области;
совершенствование форм статистического мониторинга инновационного сектора экономики;
разработка региональной нормативной правовой базы, регулирующей государственную поддержку субъектов инновационной деятельности;
формирование имиджа Ленинградской области как территории инновационного развития, повышение уровня инновационной культуры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.