Решение Ленинградского областного суда
от 11 июня 2010 г. N 3-61/2010
Определением Верховного Суда РФ от 11.08.2010 г. N 33-Г10-8 данное решение оставлено без изменения
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,
с участием прокурора - Бобковой Г.Г.,
при секретаре - Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Ленинградской области о признании недействующими абзаца 2 пункта 1.5 Постановления Правительства Ленинградской области от 11.12.2008 г. N 390 "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области" (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области от 03.03.2010 г. N 44) в части, а также Приложений 1 и 2 к Правилам обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области,
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "...абзаца 2 пункта 1.5 Постановления Правительства Ленинградской области от 11.12.2008 г. N 390..." имеется в виду "...абзаца 2 пункта 1.5 Правил обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области..."
установил:
заместитель прокурора Ленинградской области обратился в Ленинградский областной суд с заявлением о признании недействующими с момента вынесения решения абзаца 2 пункта 1.5 Постановления Правительства Ленинградской области от 11.12.2008 г. N 390 "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области" (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области от 03.03.2010 г. N 44) в части слов "по формам согласно приложениям 1 и 2 к настоящим Правилам" и Приложений 1 и 2 Правил обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области. В обоснование требований указано, что оспариваемыми нормами утверждены формы договоров обязательного медицинского страхования, что согласно статье 4 Закона Российской Федерации N 1499-1 от 28.06.1991 г. является компетенцией Российской Федерации. Типовые формы договоров обязательного медицинского страхования утверждены Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации N 1018 от 11.10.1993 г. "О мерах по выполнению закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Формы договоров обязательного медицинского страхования граждан, утвержденные Постановлением Правительства Ленинградской области N 390 от 11.12.2008 г., по форме и содержанию не соответствуют типовым договорам, утвержденным названным выше Постановлением Совета Министров (Правительства) Российской Федерации N 1018 от 11.10.1993 г. Таким образом, Постановление Правительства Ленинградской области N 390 от 11.12.2008 г. в оспариваемой части принято с превышением компетенции. По существу, из текста заявления следует, что прокурором оспаривается пункт 1.5 Правил обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области, утвержденных указанным выше Постановлением Правительства Ленинградской области от 11.12.2008 г. N 390 "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области" (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области от 03.03.2010 г. N 44) в приведенной выше части и Приложения 1 и 2 к названным Правилам.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Бобкова Г.Г. просит заявление прокурора удовлетворить по изложенным в нем основаниям, считает, что оспариваемым нормативным правовым актом Правительство Ленинградской области утвердило именно типовые формы договоров обязательного медицинского страхования (что следует из анализа текста Постановления, Правил и Приложений к ним), чем вышло за пределы имеющихся полномочий. Утвержденные Правительством Ленинградской области формы договора обязательного медицинского страхования не соответствуют формам, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 1018 от 11.10.1993 г.
В письменных возражениях представитель Правительства Ленинградской области А. просит отказать в удовлетворении заявления прокурора; считает, что формы, утвержденные в оспариваемом постановлении, носят рекомендательный характер, что подтверждается и имеющейся судебной практикой. В федеральном законодательстве отсутствуют нормы, запрещающие утверждение на территории субъектов Российской Федерации форм договоров обязательного медицинского страхования. Обращает внимание на то, что с 1 января 2010 года изменен порядок уплаты страховых взносов, но Постановление Совета Министров-Правительства Российской Федерации N 1018 от 11.10.1993 г. не приведено в соответствие с действующим федеральным законодательством. Названным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации устанавливаются лишь общие требования к Правилам обязательного медицинского страхования, утверждаемым органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Правительства Ленинградской области А. просит отказать в удовлетворении заявления прокурора, считает его необоснованным по приведенным в возражениях основаниям.
Изучив материалы дела, заслушав участвующего в деле прокурора Бобкову Г.Г., а также представителя Правительства Ленинградской области А., исследовав и оценив представленные доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
11 декабря 2008 года принято Постановление Правительства Ленинградской области N 390 "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области". Постановлением Правительства Ленинградской области N 44 от 03.03.2010 г. внесены изменения в указанное выше Постановление Правительства Ленинградской области N 390 от 11.12.2008 г. Приведенные постановления опубликованы в официальных изданиях Ленинградской области - в Вестниках Правительства Ленинградской области от 26.12.2008 г. и от 12.04.2010 г. Постановление Правительства Ленинградской области N 390 от 11.12.2008 г. (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области N 44 от 03.03.2010 г.) вступило в силу и является действующим.
Оспариваемым постановлением утверждены Правила обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области, состоящие из 6 разделов и нескольких приложений.
Абзацем 2 пункта 1.5 Правил обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области, утвержденных Постановлением Правительства Ленинградской области N 390 от 11.12.2008 г., предусмотрено, что Ленинградский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее - ЛОФОМС) осуществляет обязательное медицинское страхование граждан через свои филиалы, а также через страховые медицинские организации, заключившие договор обязательного медицинского страхования работающих граждан и договор обязательного медицинского страхования неработающих граждан по формам согласно приложениям 1 и 2 к настоящим Правилам.
Приложение 1 к Правилам обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области содержит форму договора обязательного медицинского страхования работающих граждан, а Приложение 2 к названным правилам содержит форму договора обязательного медицинского страхования неработающих граждан.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона 184-ФЗ от 06.10.99 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" предусмотрено, что деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Согласно статье 3 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утверждены Верховным Советом Российской федерации 22.07.1993 г. N 5487-1) законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, настоящих Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 г. "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации определены в Законе Российской Федерации N 1499-1 от 28.06.1991 г. "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". В статье 4 названного Закона Российской Федерации установлено, что медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования; форма типовых договоров обязательного и добровольного медицинского страхования, порядок и условия их заключения устанавливаются Советом Министров Российской Федерации.
В соответствии с приведенной федеральной нормой пунктом 2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 1018 от 11.10.1993 г. "О мерах выполнения закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" утверждены типовые договоры обязательного медицинского страхования работающих и неработающих граждан (Приложения 1 и 2).
Из текста пункта 1.5 Правил обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области N 390 от 11.12.2008 г. (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области N 44 от 03.03.2010 г.), следует, что абзацем 2 названного пункта утверждены, по существу, типовые, обязательные к исполнению всеми лицами, формы договоров обязательного медицинского страхования, приведенные в Приложениях 1 и 2. Довод представителя заинтересованного лица о том, что пункт 1.5 приведенных Правил носит рекомендательный характер не соответствует тексту пункта 1.5 указанных областных Правил.
Утвердив же типовые формы договоров обязательного медицинского страхования работающих и неработающих граждан в Ленинградской области, Правительство Ленинградской области вышло за пределы предоставленных ему федеральным и областным законодательством полномочий и урегулировало отношения, относящиеся к компетенции Российской Федерации, нарушив требования статьи 4 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", пункта 2 Постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации N 1018 от 11.10.1993 г.
Является обоснованным и утверждение прокурора о том, что типовые формы договоров обязательного медицинского страхования, приведенные в Приложениях 1 и 2 к Правилам обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области, отличаются от типовых договоров обязательного медицинского страхования граждан, утвержденных пунктом 2 Постановления Совета Министров - Правительством Российской Федерации N 1018 от 11.10.1993 г. как по форме, так и по содержанию. Так, раздел II и IV формы договора обязательного страхования работающих граждан, утвержденной областными Правилами, отличается от разделов II и IV типового договора обязательного медицинского страхования работающих граждан, утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 1018 от 11.10.1993 г. Разделы II, III, IV формы договора обязательного страхования неработающих граждан, утвержденной областными Правилами, отличаются по своему содержанию от соответствующих разделов типового договора обязательного медицинского страхования неработающих граждан, утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 1018 от 11.10.1993 г.
Таким образом, формы договоров обязательного медицинского страхования (работающих и неработающих) граждан в Ленинградской области, утвержденные областными Правилами, и по существу, не воспроизводят типовые договоры обязательного медицинского страхования, утвержденные Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 1018 от 11.10.1993 г.
По изложенным основаниям оспариваемые правовые нормы подлежат признанию недействующими, как принятые Правительством Ленинградской области с превышением своих полномочий, что согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48 от 29.11.2007 г., является достаточным основанием для признания оспариваемой правовой нормы недействующей.
При рассмотрении настоящего дела суд также учитывает и выводы экспертного заключения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 20.08.2009 г. на Постановление Правительства Ленинградской области N 390 от 11.12.2008 г.
Руководствуясь статьей 253 ГПК РФ, разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 48 от 29.11.2007 г., учитывая конкретные обстоятельства, тот факт, что Постановление Правительства Ленинградской области N 390 от 11.12.2008 г. применялось, суд считает, что оспариваемые нормы надлежит признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, а в части требований прокурора о признании недействующими оспариваемых норм с момента вынесения решения суда надлежит отказать.
В остальной части доводы и возражения представителя заинтересованного лица сводятся к неверному толкованию норм федерального и областного законодательства.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление заместителя прокурора Ленинградской области удовлетворить частично.
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу:
Абзац 2 пункта 1.5 Правил обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области, утвержденных Постановлением Правительства Ленинградской области от 11.12.2008 г. N 390 "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области" (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области от 03.03.2010 г. N 44) в части слов "по формам согласно приложениям 1 и 2 к настоящим Правилам";
Приложения 1 и 2 к Правилам обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области, утвержденным Постановлением Правительства Ленинградской области от 11.12.2008 г. N 390 "Об утверждении правил обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области" (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области от 03.03.2010 г. N 44).
В удовлетворении остальной части заявленных прокурором требований отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы и кассационного представления через Ленинградский областной суд в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья |
Е.Е. Морозкова |
Решение в окончательной форме изготовлено 17 июня 2010 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 11 июня 2010 г. N 3-61/2010
Текст решения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)
Определением Верховного Суда РФ от 11.08.2010 г. N 33-Г10-8 данное решение оставлено без изменения