Решение Санкт-Петербургского городского суда
от 13 мая 2010 г. N 3-130/10
Определением Верховного Суда РФ от 21 июля 2010 г. N 78-Г10-14 настоящее решение рассмотрено и оставлено без изменения
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
судьи Сухаревой С.И.,
с участием прокурора Токарь А.А.,
при секретаре П.М.
Рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Р.Л. об оспаривании абзаца 2 пункта 3.2 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки и коммунальных услуг в форме денежных выплат, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2009 года N 1258 "О реализации Закона Санкт-Петербурга "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге",
установил:
Р.Л. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением об оспаривании абзаца 2 пункта 3.2 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки и коммунальных услуг в форме денежных выплат, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2009 года N 1258 "О реализации Закона Санкт-Петербурга "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге" (далее Положения), ссылаясь на то, что оспариваемая норма противоречит п.п. 2 пункта 2 статьи 18 Федерального закона "О ветеранах", ст. 2, п. 5 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2009 года N 228-45 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге", п. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, Семейному кодексу РФ и нарушает ее права, гарантированные указанными законами, поскольку оспариваемый абзац 2 пункта 3.2 Положения установил ограничение количества членов семьи гражданина, имеющего право на социальную поддержку по оплате жилищно-коммунальных услуг, так как при определении количества членов семьи гражданина, имеющего право на денежные выплаты, учитываются только члены семьи, не имеющие права на денежные выплаты по самостоятельному основанию, что нарушает права заявителя, так как повлекло уменьшение размера предоставляемых льгот. (л.д. 2-3).
Заявитель Р.Л. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о дате и месте судебного разбирательства, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. (л.д. 3, 46).
Представитель Правительства Санкт-Петербурга К.А., действующий по доверенности от 14.01.2010 года N 07-125/16, явился в судебное заседание, против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям изложенным в письменном отзыве (л.д. 40-42), указав, что оспариваемый нормативно - правовой акт принят в соответствии с нормами федерального законодательства и законодательства Санкт-Петербурга; издан в пределах полномочий Правительства Санкт-Петербурга; права заявителя не нарушает, поскольку с момента вступления его в действие, с 01.01.2010 года, размер денежной выплаты Р.Л. превышает размер ранее предоставлявшихся льгот.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Токарь А.А., полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, суд находит заявленные требования необоснованными и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 18 Федерального закона "О ветеранах" лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), дополнительно предоставляются меры социальной поддержки по оплате в размере 50 процентов занимаемой жилой площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей лиц, указанных в данной статье, совместно с ними проживающими.
Законом Санкт-Петербурга от 21.05.2009 года N 228-45 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге" был утвержден перечень категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (п. 2 ст. 1), а также определена форма предоставления мер социальной поддержки в виде денежной выплаты (п. 1 ст. 1).
В утвержденный пунктом 2 статьи 1 названного закона перечень в числе иных льготников включены граждане, имеющие право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и др.; статьей 3 этого же Закона Санкт-Петербурга определены формулы расчета денежной выплаты, предоставляемой взамен натуральных льгот, отдельно для каждой категории льготников.
Согласно статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2009 года N 228-45 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге" гражданину, имеющему право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга, предоставляется денежная выплата по выбору гражданина по одному из оснований, указанных в статье 3 данного Закона Санкт-Петербурга.
Вышеназванным законом определено, что порядок предоставления денежных выплат в части, не урегулированной данным Законом Санкт-Петербурга, определяется Правительством Санкт-Петербурга (п. 4 ст. 4).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2009 года N 1258 "О реализации Закона Санкт-Петербурга "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге" утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат. Таким образом, оспариваемое (в части) Положение издано пределах компетенции Правительства Санкт-Петербурга.
Пунктом 3.2 (абзац 2) указанного Положения установлено, что при определении количества членов семьи гражданина, имеющего право на денежные выплаты, учитываются только члены семьи, не имеющие права на денежные выплаты по самостоятельному основанию.
Из заявления Р.Л. следует, что член ее семьи не был учтен в качестве члена семьи заявителя при расчете размера денежных выплат как мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что сын заявительницы Р.С., зарегистрированный и проживающий с ней по одному адресу и являющийся инвалидом 2 группы, имеет право на денежные выплаты по самостоятельным основаниям, что подтверждается справками о расчете размера меры социальной поддержки по оплате ЖКУ, предоставляемой в форме денежной выплаты, согласно которым денежная выплата по оплате ЖКУ начисляется Р.С. по самостоятельному основанию: в соответствии с п. 3.1. ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2009 года N 228-45; Р.Л. указанная денежная выплата начисляется в соответствии с п. 5 ст. 3 названного закона Санкт-Петербурга (л.д. 24-38).; причем размер денежной выплаты как заявителю, так и членам ее семьи превышает размер льготы, получаемой ими до введение в действие оспариваемого (в части) Положения. Таким образом, доводы Р.Л. о том, что оспариваемая правовая норма нарушает ее права не нашли объективного подтверждения.
Исходя из системного толкования п. 3 ст. 28.1. Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 2 ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах", ст. 4 Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2009 года N 228-45 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге", при наличии у гражданина одновременно права на меры социальной поддержки, предусмотренные различными федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, меры социальной поддержки могут быть предоставлены только по одному из оснований по выбору гражданина, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами.
В случае, если при расчете размера денежных выплат Р.Л. как лицу, награжденному знаком "Жителю блокадного Ленинграда", будет учтен член ее семьи, имеющий право на денежные выплаты по самостоятельным основаниям, то меры социальной поддержки по оплате жилого помещения членам семьи будут предоставлены дважды (как льготным категориям граждан и как членам семьи лица, награжденного знаком "Жителю блокадного Ленинграда"), что не предусмотрено действующим законодательством.
Законом не предусмотрено право граждан пользоваться дважды одной льготой, на которую имеется право по разным основаниям (в частности пунктом 3 ст. 13 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному основанию).
Таким образом, если члены семьи лица, награжденного знаком "Жителю блокадного Ленинграда", не имели право на самостоятельные льготы по оплате занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), данную льготу они получали на основании п.п. 2 п. 2 ст. 18 Федерального закона "О ветеранах", а если имели - на основании собственного права на данную льготу.
Следовательно, доводы заявителя о том, что оспариваемое в части Положение противоречит п.п. 2 пункта 2 статьи 18 Федерального закона "О ветеранах" и ст. 2, п. 5 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2009 года N 228-45 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге" являются ошибочными.
Ссылки заявителя о противоречии оспариваемой правовой нормы части 1 статьи 31 ЖК РФ и семейному законодательству не могут быть приняты во внимание, поскольку оспариваемое (в части) Положение регулируют правоотношения в сфере порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, что не относится к предмету регулирования как ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, так и семейного законодательства. При таких обстоятельствах оспариваемая норма права не может противоречить упомянутым федеральным законам.
Таким образом, суд считает, что абзац 2 пункта 3.2 Положения не противоречит федеральному законодательству и законодательству Санкт-Петербурга; оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Санкт-Петербурга и не нарушает каких-либо прав и интересов заявителя.
При таком положении оснований для удовлетворения заявления Р.Л. не имеется.
Руководствуясь ст. 194 - 199, 252, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Р.Л. об оспаривании абзаца 2 пункта 3.2 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки и коммунальных услуг в форме денежных выплат, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2009 года N 1258 "О реализации Закона Санкт-Петербурга "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге", оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в 10-ти дневный срок в Верховный Суд Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья |
С.И. Сухарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 13 мая 2010 г. N 3-130/10
Текст решения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)
Определением Верховного Суда РФ от 21 июля 2010 г. N 78-Г10-14 настоящее решение рассмотрено и оставлено без изменения