Решение Санкт-Петербургского городского суда
от 24 августа 2010 г. N 3-224/10
Определением Верховного Суда РФ от 24 ноября 2010 г. N 78-Г10-25 данное решение в части признания недействующими подпункта 1.2.11 и пункта 3.6 Положения о порядке организации и проведения конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок, утвержденного Распоряжением Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга от 26 февраля 2010 г. N 112-р, отменено, в указанной части вынесено новое решение, которым в удовлетворении заявления отказано
Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Травкиной О.Ю.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Производственного кооператива "Корма-Раф" об оспаривании законности в части Положения о порядке организации и проведения конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок, утвержденного Распоряжением Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга от 26 февраля 2010 г. N 112-р "О порядке организации и проведения конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок",
установил:
Распоряжением от 26 февраля 2010 года N 112-р Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок" утверждено Положение о порядке организации и проведения конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок.
Полагая отдельные пункты указанного Положения незаконными, заявитель - Производственный кооператив "Корма-Раф" обратился в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением об оспаривании законности данного Положения. Уточняя свои требования, заявитель просит суд признать недействующими с момента издания подпункт 1.2.11 в части слов "или группа маршрутов", пункт 1.7 и подпункт 1.7.1. и пункт 3.6 Положения.
В судебном заседании заявленные уточненные требования поддержали в полном объеме представители "Корма Раф" по доверенностям Ш. и Б., которые пояснили, что оспариваемые нормы противоречат Федеральному Закону "О защите конкуренции", Конституции РФ, Гражданскому Кодексу РФ.
Представитель Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга по доверенности М. полагал требования необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Травкиной О.Ю., полагавшей требования подлежащими удовлетворению частично, оценив собранные доказательства в совокупности, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично: подлежат признанию недействующими в части слов "или группа маршрутов" подпункта 1.2.11 Положения и подпункт 1.7.1 и пункт 3.6 Положения.
В части признания недействующим пункта 1.7 Положения суд не усматривает оснований.
Так, в ходе судебного разбирательства установлено, что изданное Распоряжение действует с момента официального опубликования в средствах массовой информации "Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга" N 12 от 05.04.2010 г.
Данным распоряжением утверждено Положение о порядке организации и проведения конкурсов на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок.
Указанный нормативный правовой акт принят в соответствии с компетенцией органа государственной власти - Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга по осуществлению нормативного регулирования пассажирских перевозок, и, в том числе, по регулированию порядка проведения конкурса, что предусмотрено Положением о Комитете по транспорту, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 года N 226. (п. 3.22 Положения) и Постановлением Правительством Санкт-Петербурга от 23.06.2009 г. N 683 "О мерах по реализации закона Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге".
Вместе с тем, являясь уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга по установлению порядка организации и проведения конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок, Комитет обязан реализовывать свои полномочия и при этом не нарушать действующее федеральное законодательство и не допускать нарушения прав и обязанностей хозяйствующих субъектов при принятии нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.
Положение определяет порядок организации и проведения конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок в Санкт-Петербурге и для целей настоящего Положения используются понятия, в частности согласно п.п. 1.2.11. предусмотрено понятие Лот-маршрут или группа маршрутов, выставляемые на конкурс. Таким образом, указанная норма допускает объединение в одном лоте группу маршрутов.
Между тем, объединение группы маршрутов является препятствием для участия в конкурсе, проводимом в обязательном порядке в отношении каждого маршрута. Из требований статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" и статьи 1 Гражданского Кодекса РФ вытекает требование равного доступа хозяйствующих субъектов к товарному рынку, в данном случае к рынку перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок Санкт-Петербурга. Указанное равенство провозглашено и основным законом Российской Федерации Конституцией РФ статьями 8 и 34.
Каждый маршрут является технически и юридически самостоятельным объектом, что в соответствии с п. 3 статьи 17 Закона о конкуренции исключает возможность включения в состав одного лота нескольких маршрутов.
В силу требований статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 08.02.2000 г. N 19-4 "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" уполномоченный орган организует для перевозчиков конкурс, по результатам которого им предоставляется право осуществления перевозок по каждому установленному в соответствии с настоящим Законом маршруту регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте. Таким образом совмещение маршрутов, а именно редакция Положения "или группа маршрутов" входит в противоречие указанных норм федерального законодательства и законодательства Санкт-Петербурга, в связи с чем однозначно нарушает права заявителя и подлежит признанию недействующим.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 08.02.2000 г. N 19-4"
Пункт 1.7 Положения предусматривает, что организация и выполнение перевозок на период до проведения конкурса осуществляется на основании договоров, заключаемых с Комитетом:
1.7.1. Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием пассажирского автомобильного транспорта - на срок не более одного года.
1.7.2. Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием городского электрического транспорта - на срок, определяемый Комитетом.
Оспаривая законность пункта 1.7. и подпункта 1.7.1. Положения заявитель указывает на то, что нормы ограничивают конкуренцию и в нарушении антимонопольного законодательства предусматривают приоритетное заключение договора без проведения конкурса и сконцентрировали за одной организацией - СПб ГУП "Пассажиравтотранс" право на заключение договоров, что является нарушением п.п. 4 п. 1 ст. 15 Закона о конкуренции и п. 3 ст. 16 Закона о конкуренции.
С доводами заявителей следует согласиться в части незаконности п.п.1.7.1 Положения.
Предусмотренный п.п.1.7.1 Положения порядок создает для конкретной организации - СПб ГУП "Пассажиравтотранс" преимущественное положение, предусматривает приоритетное заключение договора с конкретной коммерческой организацией без проведения торгов, чем нарушаются требования статьи 15 и 16 Закона о конкуренции, что влечет за собой признание указанной нормы недействующей.
Следует согласиться с позицией Комитета по транспорту, что ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" наделил правом органы государственной власти субъекта Российской Федерации в целях осуществления полномочий по решению вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом создавать государственные унитарные предприятия, государственные учреждения и другие организации.
Вместе с тем, указанное не означает возможность наделения полномочиями указанных предприятий и организаций функциями, нарушающими права и обязанности других субъектов, осуществляющих аналогичные полномочия в сфере решения вопросов организации транспортного обслуживания.
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие пассажирского автомобильного транспорта (СПб ГУП "Пассажиравтотранс") было утверждено распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 19.08.2003 г. N 381-ра с целью удовлетворения потребностей населения Санкт-Петербурга в пассажирских перевозках. Однако данный хозяйствующий субъект поставлен содержащимися п.п.1.7.1 Положения нормами в неравное положение с другими хозяйствующими субъектами, что прямо запрещено п. 8 ст. 4 Закона о конкуренции.
Что касается незаконности пункта 1.7 Положения по доводам заявителя, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований в этой части.
Пункт 1.7 представляет общее понятие, не является определяющим и регулирующим правила поведения субъектов, а поэтому не противоречит действующему законодательству и не нарушает права заявителя.
Далее, пункт 3 Положения предусматривает Проведение конкурса.
В частности согласно п.п. 3.6 комитет по собственной инициативе или в соответствии с запросом участников конкурса вправе внести изменения в конкурсную документацию не позднее чем за десять дней до дня окончания подачи заявок по согласованию с Комиссией. В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения опубликовываются организатором конкурса в средствах массовой информации и направляется заказными письмами всем участникам конкурса, которым была предоставлена конкурсная документация.
Таким образом, указанная норма наделяет Комитет полномочиями, которые могут привести к ограничению конкуренции. Право Комитета изменять конкурсную документацию в соответствии с запросом участника, то есть в интересах конкретного участника конкурса ставит других участников конкурса в неравное положение, ограничивает и исключает доступ хозяйствующих субъектов к участию в конкурсе.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.06.2006 года N 135-ФЗ органам государственной власти субъектов РФ запрещается принимать акты и(или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральным законом случаев принятия актов и(или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в связи с чем суд полагает, что п. 3.6 подлежит признанию недействующим, поскольку наделяет Комитет полномочиями, осуществление которых может привести к ограничению конкуренции на рынке перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок Санкт-Петербурга.
Доводы, изложенные представителем Комитета по транспорту в судебном заседании и в письменных отзывах суд полагает необоснованными и не позволяющими сделать вывод о законности оспариваемых норм.
Заявители имея право устанавливающие документы на право осуществления деятельности по перевозке обоснованно указывают на нарушение своих прав и обязанностей.
На основании изложенного, суд полагает, что имеются объективные основания для частичного удовлетворения заявленных требований.
Статья 253 ГПК РФ предоставляет суду право в случае установления, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу признавать нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В данном случае, суд полагает правильным признать недействующим оспариваемый нормативный правовой акт с момента вступления данного решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Производственного кооператива "Корма-Раф" об оспаривании законности в части Положения о порядке организации и проведения конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок, утвержденного Распоряжением Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга от 26 февраля 2010 г. N 112-р "О порядке организации и проведения конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок" удовлетворить частично.
Признать недействующим подпункт 1.2.11 Положения в части слов "или группа маршрутов" и признать недействующими подпункт 1.7.1 и пункт 3.6 Положения с момента вступления данного решения в законную силу.
В части признания недействующим пункта 1.7 Положения - отказать.
Сообщение о данном решении подлежит официальному опубликованию после вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья |
Т.А. Гунько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 24 августа 2010 г. N 3-224/10
Текст решения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)
Определением Верховного Суда РФ от 24 ноября 2010 г. N 78-Г10-25 данное решение в части признания недействующими подпункта 1.2.11 и пункта 3.6 Положения о порядке организации и проведения конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок, утвержденного Распоряжением Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга от 26 февраля 2010 г. N 112-р, отменено, в указанной части вынесено новое решение, которым в удовлетворении заявления отказано