Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 6
к распоряжению Комитета
от 30 декабря 2005 г. N 104-р
Методические рекомендации
по оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых
за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, подведомственных Комитету
экономического развития, промышленной политики и торговли
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по организации оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (далее - Методические рекомендации), подготовлены в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.12.2005 N 1959 "О системе оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга", определяют порядок оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, подведомственных Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли.
1.2. Методические рекомендации применяются при определении заработной платы руководителей, специалистов и иных служащих, а также рабочих, занимающих должности (профессии) в государственных учреждениях, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, подведомственных Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли (далее - государственные учреждения).
1.3. Для целей Методических рекомендаций применяются следующие понятия и термины:
базовая единица - величина, применяемая для исчисления базового оклада, устанавливаемая законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год;
базовый коэффициент - относительная величина, отражающая уровень образования руководителя, специалиста и служащего учреждения;
базовый оклад - размер оплаты труда руководителя, специалиста и служащего, рассчитанный как произведение базовой единицы на базовый коэффициент;
должностной оклад - месячный размер оплаты труда, зависящий от занимаемой должности;
тарифная ставка (оклад) - фиксированный размер оплаты труда рабочего за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени;
фонд оплаты труда (далее ФОТ) - фонд, складывающийся из фондов должностных окладов, тарифных ставок (окладов), фонда надбавок и доплат;
фонд должностных окладов (далее ФДО) - часть ФОТ, направляемая на выплату должностных окладов руководителей, специалистов и служащих учреждений с учетом повышающих коэффициентов и включающая сумму денежных выплат, направляемую на оплату труда рабочих государственных учреждений в соответствии с тарифными ставками (окладами);
фонд надбавок и доплат (далее ФНД) - часть ФОТ, направляемая на выплату доплат, надбавок и премий, предусмотренных системой оплаты труда работников государственных учреждений.
2. Основы организации и формирования оплаты труда работников
государственных учреждений
2.1. Организация оплаты труда работников государственных учреждений (далее - система оплаты труда), подведомственных Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (далее - государственные учреждения) основана:
- на соответствии системы оплаты труда действующему законодательству;
- на распространении системы оплаты труда на государственные учреждения, согласно приложению 1 к распоряжению;
- на учете особенностей оплаты труда работников государственных учреждений в соответствии со спецификой работы;
- на обеспечении зависимости размера заработной платы от квалификации работников, сложности выполняемых работ, количества и качества затраченного труда, а также масштаба и уровня управления государственным учреждением без ограничения заработной платы максимальным размером;
- на формировании стимулов, направленных на совершенствование профессионально-квалификационного уровня работников государственных учреждений;
- на отнесении государственных учреждений к группам по оплате труда руководителей, исходя из показателей, характеризующих особенности деятельности государственных учреждений;
- на сохранении и упорядочении доплат компенсационного характера в соответствии с трудовым законодательством, применении различных видов стимулирующих надбавок за высокие результаты и качество работы, а также премировании за высокие достижения в трудовой деятельности;
- на осуществлении единого порядка повышения тарифной ставки (оклада) рабочим, занятым на сложных (особо сложных) и ответственных (особо ответственных) работах.
2.2. Заработная плата работников государственных учреждений состоит из должностного оклада для руководителей, специалистов и служащих, тарифной ставки (оклада) для рабочих, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренных трудовым законодательством, премий, иных выплат.
2.3. Должностной оклад руководителя, специалиста и служащего государственного учреждения (далее - должностной оклад) определяется на основе базового оклада руководителя, специалиста и служащего (далее - базовый оклад) с учетом повышающих коэффициентов.
Порядок формирования и исчисления базового оклада установлен Законом Санкт-Петербурга от 12.10.2005 г. N531-74 "Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга).
2.4. Конкретные значения повышающих коэффициентов, учитывающие особенности труда работников государственных учреждений, определяются в пределах диапазона значений повышающих коэффициентов, предусмотренных Законом Санкт-Петербурга.
2.5. Размеры доплат и надбавок к должностным окладам и тарифным ставкам (окладам) работников государственных учреждений, а также порядок и условия применения этих доплат и надбавок устанавливаются данными учреждениями самостоятельно с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в пределах средств, направляемых на оплату труда.
2.6. Размер доплат и надбавок к должностному окладу руководителя государственного учреждения определяется Комитетом в соответствии с действующим законодательством.
3. Базовый оклад
3.1. Базовый оклад, предусмотренный для расчета должностного оклада руководителя, специалиста и служащего государственных учреждений, зависит от базовой единицы и базового коэффициента.
3.2. Базовый коэффициент определяется в соответствии с Законом Санкт-Петербурга и на основании дипломов, аттестатов и других документов об образовании. При этом работникам, получившим диплом государственного образца о высшем, профессиональном образовании, коэффициент уровня образования устанавливается как лицам, имеющим высшее, профессиональное образование, а работникам, получившим диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании - как лицам, имеющим среднее профессиональное образование. Наличие у работников диплома государственного образца "бакалавр", "дипломированный специалист", "магистр" дает право на установление коэффициента уровня образования, предусмотренного для лиц, имеющих высшее, профессиональное образование и указанную квалификацию.
3.3. Размер базовой единицы, принимаемый для расчета должностных окладов и тарифных ставок (окладов) работников государственных учреждений, устанавливается в порядке, предусмотренном Законом Санкт-Петербурга.
4. Повышающие коэффициенты к базовому окладу
4.1. Повышающие коэффициенты к базовому окладу устанавливаются исходя из:
- стажа работы - коэффициент стажа работы;
- условий труда, типа и видов государственных учреждений - коэффициент специфики работы;
- квалификации - коэффициент квалификации;
- масштаба и сложности руководства - коэффициент масштаба управления;
- должности, занимаемой в системе управления - коэффициент уровня управления.
4.2. При определении коэффициента стажа работы (далее - коэффициент стажа) работникам государственных учреждений учитывается общий стаж работы. Основным документом для определения стажа работы является трудовая книжка.
Стаж работы, не подтвержденный записями в трудовой книжке, может быть установлен на основании справок, надлежаще оформленных, за подписью руководителей соответствующих учреждений, скрепленных печатью, выданных на основании документов, подтверждающих стаж работы по специальности (приказы, послужные и тарификационные списки, книги учета личного состава, табельные книги, архивные описи, учетные карточки членов профсоюза и пр.). Справки должны содержать данные о наименовании учреждения, о должности и времени работы в этой должности, о дате выдачи справки, а также сведения, на основании которых выдана справка о работе.
В случае утраты документов о стаже работы указанный стаж может быть установлен на основании справок с прежних мест работы или на основании письменных заявлений двух свидетелей, подписи которых должны быть удостоверены в нотариальном порядке. Свидетели могут подтвердить стаж только за период совместной работы.
В случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправление ее производится по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку, в порядке, предусмотренном Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N225 и Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. N69 "Об утверждении инструкции по заполнению трудовых книжек".
Коэффициенты стажа приведены в приложении 1 к распоряжению.
Абсолютный размер повышения базового оклада работника с учетом данного коэффициента исчисляется как произведение базового оклада на коэффициент стажа.
4.3. При определении коэффициента специфики работы учитываются тип, вид государственного учреждения, а также характер условий труда в указанных учреждениях.
4.3.1. Размер коэффициента специфики устанавливается в соответствии с Перечнем типов государственных учреждений с учетом специфики выполняемых ими видов работ, приведенным в приложении 2 к распоряжению.
Абсолютный размер повышения базового оклада с учетом данного коэффициента исчисляется как произведение базового оклада на коэффициент специфики.
4.4. При определении коэффициента квалификации руководителя и специалиста учитываются следующие основания:
- наличие ученой степени кандидата (доктора) наук, соответствующей профилю учреждения социальной защиты или выполняемой работе.
- соответствие имеющихся почетных званий СССР, Российской Федерации, установленных для работников различных отраслей, название которых начинается со слов "Народный", "Заслуженный", профилю учреждения или выполняемой работе.
В случае, когда работнику присвоено более одного почетного звания, коэффициент квалификации устанавливается по одному из них.
Работникам, имеющим почетное звание Российской Федерации (СССР), коэффициент квалификации устанавливается независимо от наличия квалификационной категории или ученой степени.
Решение о применении квалификационных категорий (высшая, первая, вторая категории) к должностям руководителей и специалистов государственных учреждений принимается самим государственным учреждением в соответствии с Законом Санкт-Петербурга.
Абсолютный размер повышения базового оклада с учетом данного коэффициента исчисляется как произведение базового оклада на коэффициент квалификации.
4.5. При определении коэффициента масштаба управления учитываются масштаб и сложность руководства государственным учреждением или его структурным подразделением.
Размеры коэффициента масштаба управления зависят от натуральных объемных показателей, в соответствии с которыми учреждение относится к той или иной группе по оплате труда руководителей государственных учреждений.
Отнесение государственных учреждений к группам по оплате труда руководителей производится в порядке и по показателям, предусмотренным в приложении 3 к распоряжению.
4.6. Для определения коэффициента масштаба управления руководителям всех уровней необходимо учитывать следующее:
4.6.1. Максимальный размер коэффициента масштаба управления устанавливается только руководителям государственных учреждений, отнесенных к типу учреждений, имеющих особый статус.
4.6.2. Коэффициент уровня управления определяется руководителем государственного учреждения в пределах указанного в приложении 4 к распоряжению диапазона значений с учетом мнения выборного профсоюзного органа.
Абсолютный размер повышения базового оклада руководителя с учетом данного коэффициента исчисляется как произведение базового оклада на коэффициент масштаба управления.
4.7. При установлении коэффициента уровня управления определяющим условием является должность, замещаемая в системе управления учреждением.
Уровни управления и соответствующие им должности и коэффициенты уровня управления приведены в приложении 4 к распоряжению.
Абсолютный размер повышения базового оклада руководителей государственных учреждений с учетом данного коэффициента исчисляется как произведение базового оклада на коэффициент уровня управления.
5. Порядок исчисления должностного оклада
5.1. Размер должностного оклада определяется по Схеме расчета должностных окладов руководителей, специалистов и служащих государственных учреждений в соответствии с Законом Санкт-Петербурга.
5.2. Размер должностного оклада руководителя (ДОрук) исчисляется по формуле:
, где
Бо - размер базового оклада;
- коэффициент специфики;
- коэффициент квалификации;
- коэффициент масштаба управления;
- коэффициент уровня управления.
5.3. Размер должностного оклада специалиста (ДОсп) исчисляется по формуле:
, где
- коэффициент стажа.
5.4. Размер должностного оклада служащего (ДОсл) исчисляется по формуле:
5.5. Изменение размеров должностных окладов работников государственных учреждений производится в случае:
- получения образования или восстановления документов об образовании - со дня представления соответствующего документа;
- увеличения стажа работника - со дня достижения соответствующего стажа, если подтверждающие документы находятся в учреждении, или со дня представления документа, подтверждающего стаж работника;
- присвоения почетных званий - со дня присвоения почетного звания. При этом днем присвоения является дата решения органа государственной власти, уполномоченного осуществлять присвоение почетных званий;
- присвоения квалификационной категории - с даты приказа органа (учреждения), при котором создана аттестационная комиссия;
- присуждения ученой степени кандидата наук - с даты решения диссертационного совета после принятия решения ВАК России о выдаче диплома;
- присуждения ученой степени доктора наук - с даты принятия решения ВАК России о выдаче диплома;
- изменения группы по оплате труда руководителей - со дня принятия решения органом управления по подчиненности государственного учреждения.
5.6. Изменение размера должностного оклада работника оформляется приказом по учреждению с указанием оснований повышения должностного оклада.
6. Оплата труда рабочих
6.1. При оплате труда рабочих государственных учреждений применяется тарифная сетка по оплате труда рабочих государственных учреждений, финансируемых за счет бюджета Санкт-Петербурга, установленная Законом Санкт-Петербурга.
6.2. Высококвалифицированным рабочим, постоянно занятым на важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работах, могут устанавливаться тарифные ставки (оклады) исходя из 7-8 разрядов оплаты труда тарифной сетки рабочих в соответствии с примерным перечнем профессий высококвалифицированных рабочих, постоянно занятых на важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работах (далее - Примерный перечень), согласно приложению 5 к распоряжению.
Для установления должностных окладов высококвалифицированным рабочим следует учитывать:
1. К высококвалифицированным рабочим относятся рабочие, тарифицированные не ниже 6 разряда согласно Общероссийскому классификатором# профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) и Единому тарифно-квалификационному справочнику (ЕТКС) и выполняющие работы, предусмотренные этим разрядом либо более высокой сложности. Рабочие, выполняющие такие работы, должны обладать не только профессиональными знаниями, соответствующими присвоенному или квалификационному разряду, но и ориентироваться в смежных профессиях, использовать передовой производственный опыт.
Рабочим, профессии которых не предусмотренным# Примерным перечнем, оплата труда может устанавливаться исходя из 7-8 разрядов тарифной сетки при условии выполнения ими качественно и в полном объеме работ по трем профилям, если по одной из них они имеют разряд не ниже 6.
2. На основе Примерного перечня в учреждениях разрабатывается Перечень профессий высококвалифицированных рабочих учреждения, которым может устанавливаться оплата труда в соответствии с 7-8 разрядами тарифной сетки (далее - Перечень).
Перечень формируется с учетом мнения представительного (профсоюзного) органа работников учреждения и утверждается приказом государственного учреждению, согласованным с Комитетом экономического развития, промысленной политики и торговли.#
3. Оплата труда высококвалифицированных рабочих в соответствии с Перечнем может устанавливаться на срок не более одного года в пределах средств, направляемых на оплату труда работников.
4. Изменение разряда оплаты труда работникам, указанным в Перечне, является изменением существенных условий трудового договора и осуществляется в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.
5. При формировании Перечня можно использовать аналогичные перечни, применяемые в отраслевых системах оплаты труда работников бюджетной сферы (здравоохранение, образование, культура и др.).
6. Перечень пересматривается ежегодно в период проведения в государственном учреждении тарификации.
Изменения, дополнения, вносимые в Перечень, утверждаются в порядке, предусмотренном для принятия Перечня.
7. Система доплат компенсационного характера
7.1. Доплаты за совмещение профессий (должностей), выполнение обязанностей временного отсутствующего работника.
Размеры указанных доплат определяются по соглашению сторон трудового договора в пределах утвержденного фонда оплаты труда.
7.2. В государственном учреждении могут устанавливаться доплаты за особые условия труда, не предусмотренные коэффициентом специфики работы, в размере до 10% базового оклада в соответствии с приказом государственного учреждения, изданным с учетом мнения выборного профсоюзного органа указанного учреждения.
8. Выплаты стимулирующего характера
8.1. К выплатам стимулирующего характера относятся надбавка водителям автотранспорта - за классность в соответствии с действующим законодательством.
8.2. В государственных учреждениях могут устанавливаться и иные виды стимулирующих надбавок в соответствии с локальным нормативным актом, коллективным договором, соглашением.
8.3. Надбавки начисляются на должностной оклад, тарифную ставку (оклад) работников.
В случаях, когда надбавки к должностным окладам, тарифным ставкам (окладам) устанавливаются в процентах, абсолютный размер каждой надбавки исчисляется без учета доплат и надбавок.
8.4. При определении размера надбавок, порядка и условий их применения учитывается мнение выборного профсоюзного органа государственного учреждения, если коллективным договором, соглашением не предусмотрено иное.
8.5. Премирование работников государственного учреждения осуществляется в пределах выделенного фонда оплаты труда, а также за счет средств, полученных государственным учреждением от предпринимательской деятельности, в соответствии с Положением о премировании, согласованным с профсоюзным органом работников государственного учреждения.
8.6. Руководителям государственных учреждений надбавки и премии за счет средств бюджета Санкт-Петербурга устанавливаются решением исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, в ведении которого находится государственное учреждение.
9. Порядок формирования и расходования фонда оплаты труда
9.1. Фонд оплаты труда работников государственных учреждений формируется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и состоит из фонда должностных окладов руководителей, специалистов и служащих, фонда тарифных ставок рабочих (далее - ФДО), а также фонда надбавок и доплат (далее - ФНД).
9.2. При формировании ФДО руководителей, специалистов и служащих расчет средств по вакантным должностям производится исходя из величины, равной произведению базовой единицы на коэффициент 1.20; по вакантным профессиям рабочих; учитывается тарифная ставка (оклад).
9.3. Фонд надбавок и доплат определяется государственным учреждением в пределах средств, направляемых на оплату труда.
9.4. Средства ФНД направляются на выплату надбавок и доплат компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренных Методическими рекомендациями, коллективным договором, локальным нормативным актом.
9.5. Средства ФДО направляются на выплату должностных окладов руководителей, специалистов и служащих, а также тарифных ставок рабочих с учетом их повышений в случаях, предусмотренных Законом Санкт-Петербурга.
10. Другие вопросы оплаты труда
10.1. Должностные оклады, тарифные ставки (оклады) работников, с которыми в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, заключен трудовой договор о работе по совместительству, устанавливаются в размерах, предусмотренных для аналогичных категорий работников, для которых данное учреждение является местом основной работы.
10.2. Определение размеров заработной платы по основной должности и по должности, занимаемой на условиях совместительства, осуществляется раздельно по каждой из должностей.
10.3. Государственные учреждения разрабатывает# Положение об оплате труда работников соответствующего учреждения с учетом мнения выборного профсоюзного органа работников учреждения.
Указанное Положение может быть включено в коллективный договор государственного учреждения в качестве приложения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.