Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 8 июня 2011 г. N 33-8416
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Кутыева О.О.,
судей
Петровой Ю.Ю. и Параевой В.С.,
при секретаре
Байбаковой Т.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 апреля 2011 года по делу N 2-593/11по иску природоохранного прокурора Санкт-Петербурга в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 1" об обязании провести ревизию эксплуатируемых очистных сооружений.
Заслушав доклад судьи Кутыева О.О., объяснения представителя ОАО "ТГК-1" Родионова С.А., действующего на основании доверенности от 01.01.2011 сроком по 31.12.2011, поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения природоохранного прокурора Санкт-Петербурга Пыхтыревой Ю.В., полагавшей, что постановленное судом решение является законным и обоснованным, объяснения представителя Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному ФО Савиной Е.В., действующей на основании доверенности от 15.02.2011 сроком на 1 год, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО "ТГК-1" об обязании провести ревизию эксплуатируемых очистных сооружений, указав в обоснование заявленных требований, что в ходе проверки ОАО "ТГК-1" природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга выявлены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и водного законодательства, в частности, при отборе проб из контрольного колодца, первого за территорией предприятия, установлено превышение концентрации загрязняющих веществ по 9 загрязняющим веществам из 20, из чего сделан вывод и неэффективной работы очистных сооружений филиала "Невский" ОАО "ТГК-1".
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 апреля 2011 года исковые требования природоохранного прокурора Санкт-Петербурга удовлетворены.
В соответствии с постановленным решением ОАО "ТГК-1" обязано в 90-дневный срок со дня вступления решения в законную силу провести ревизию эксплуатируемых очистных сооружений мазутного хозяйства ТЭЦ-14 филиала "Невский".
В кассационной жалобе ОАО "ТГК-1" ставит вопрос об отмене указанного решения, ссылаясь на то, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, заслушав мнение явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Судом первой инстанции установлено, что проверкой, проведенной природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга в порядке надзора, выявлены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и водного законодательства в деятельности ОАО "ТГК-1" при осуществлении деятельности Первомайской теплоэлектроцентрали (ТЭЦ-14) филиала "Невский" ОАО "ТГК-1", расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>.
Так, установлено, что Первомайская теплоэлектроцентраль (ТЭЦ-14) филиала "Невский" ОАО "ТГК-1" осуществляет пользование Невской Губой Финского залива через выпуск N..., расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>.
18.11.2010 специалистами ФГУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО" с участием природоохранной прокуратуры Санкт-Петербурга произведен отбор проб сточной воды на выпуске N... Первомайской теплоэлектроцентрали (ТЭЦ-14) филиала "Невский" ОАО "ТГК-1" - отбор из контрольного колодца, первого за территорией предприятия, выпуск в Невскую губу Финского залива.
По результатам проведенных анализов, согласно экспертному заключению N...-Э-10 от 30.11.2010, наблюдаются превышения концентраций загрязняющих веществ над установленными допустимыми концентрациями в пределах нормативов допустимых сбросов по 9 загрязняющим веществам из 20.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 1 ФЗ РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствии со ст. 3 указанного ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с п. 2 ст. 39 ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Частью 2 ст. 39 Водного кодекса РФ установлена обязанность собственников водных объектов и водопользователей при использовании водных объектов содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
Согласно п. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса (пункт 1); при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами (пункт 2).
Обращаясь в суд с иском, природоохранный прокурор Санкт-Петербурга указал на то, что в соответствии с анализом данных отбора проб в контрольном колодце имеются основания полагать, что очистные сооружения филиала "Невский" ОАО "ТКГ-1" работают неэффективно, а кроме того, Первомайская теплоэлектроцентраль (ТЭЦ-14) филиала "Невский" ОАО "ТГК-1", расположенная по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в феврале - декабре 2009 года допускало сброс сточных вод, содержащих загрязняющие вещества с превышением над установленными в разрешении на сброс N...-С-09/09, по железу общему, нефтепродуктам, алюминию, взвешенным веществам, меди; указанный факт подтвержден материалами Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному Федеральному Округу - постановлением о назначении административного наказания N ПВ-44/08-ПО/1 от 11.03.2010; протоколом отбора проб N...-ГК/В/10 от 18.11.2010, экспертным заключением ФГУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу" N...-Э-10 от ЗОЛ 1.2010, в связи с чем, с целью предотвращения негативного воздействия хозяйственной деятельности ОАО "ТКГ-1" на окружающую среду и ликвидацию ее последствий необходимо обязать ответчика провести ревизию очистных сооружений.
Разрешая спор по существу, и удовлетворяя требования природоохранного прокурора Санкт-Петербурга, суд первой инстанции исходил из того, что ревизия очистных сооружений, об обязании проведения которой заявлено истцом, необходима в целях выявления эффективности работы очистных сооружений, наличия неблагоприятных факторов в работе таких сооружений, принятия мер к более эффективной очистке, и поскольку ответчиком не представлено доказательств проведения ревизий для выявления эффективности работы этих очистных сооружений и возможности снижения уровня загрязнений, обязал ответчика провести ревизию, установив для этого разумный срок - в течение 90 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции.
Фактически, требования природоохранного прокурора направлены на устранение имеющих место нарушений природоохранного законодательства.
Согласно п. 8 ст. 3 ФЗ РФ от 27.07.2010 "О теплоснабжении" обеспечение экологической безопасности теплоснабжения является одним из основных принципов организации отношений в сфере теплоснабжения.
С целью обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности настоящего и будущих поколений жителей Санкт-Петербурга, воспроизводства природных ресурсов, сохранения биосферы, Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2007 N 1662 "Об экологической политике Санкт-Петербурга на 2008 - 2012 годы" утверждена Экологическая политика Санкт-Петербурга на 2008 - 2012 годы, в соответствии с п. 4 которой установлено, что в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду, поддержания оптимальных условий водопользования, качества поверхностных и подземных вод, отвечающего санитарным и экологическим требованиям, необходимо обеспечить сокращение сброса неочищенных сточных вод в водные объекты; уменьшение сбросов загрязняющих веществ в водные источники за счет строительства оборотных систем технического водоснабжения на теплоэлектроцентралях.
С учетом указанного, и вышеприведенных правовых норм, при наличии у природоохранного прокурора данных о сбросе филиалом ОАО "ТГК-1" производственных, хозяйственно-бытовых и поверхностных сточных вод в Большой бассейн Невской Губы общим выпуском с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ, при наличии данных об имевших место ранее нарушениях со стороны ОАО "ТГК-1" законодательства об охране окружающей среды, а также при отсутствии данных о проведении ОАО "ТКГ-1" ревизий очистных сооружений с целью установления эффективности их работы, иск природоохранного прокурора Санкт-Петербурга является обоснованным и правомерно удовлетворен судом первой инстанции.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения.
В настоящем случае обязание ответчика провести ревизию очистных сооружений не является мерой административного воздействия за какие-либо правонарушения, а продиктовано необходимостью предотвращения негативного воздействия хозяйственной деятельности ОАО "ТКГ-1" на окружающую среду, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание доводы кассационной жалобы ОАО "ТКГ-1" об отсутствии доказательств нарушения ОАО "ТГК-1" требований законодательства об охране окружающей среды.
Доводы кассационной жалобы ответчика не опровергают правильность выводов суда по существу рассмотренного спора и не содержат оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 апреля 2011 года оставить без изменения, поданную кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 8 июня 2011 г. N 33-8416
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)