Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Долгосрочная целевая программа
"Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий
Ленинградской области на 2011 - 2015 годы"
(утв. постановлением Правительства Ленинградской области
от 17 июня 2011 г. N 180)
26 ноября 2012 г., 25 ноября 2013 г.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 25 ноября 2013 г. N 427 Паспорт настоящего приложения изложен в новой редакции
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области на 2011 - 2015 годы"
Полное наименование |
Долгосрочная целевая программа "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа) |
Цель Программы |
Сохранение природной среды в Ленинградской области на основе долгосрочной стратегии развития и обеспечения функционирования региональной системы особо охраняемых природных территорий Ленинградской области |
Основные задачи Программы |
Проведение природоохранных мероприятий по сохранению особо охраняемых природных территорий, совершенствование системы управления, разработка и внедрение механизмов использования рекреационного потенциала, повышение уровня экологического воспитания и образования, в том числе: разработка и реализация научно обоснованных природоохранных мероприятий на особо охраняемых природных территориях в целях сохранения эталонов ландшафтов, экосистем, редких видов животных и растений, уникальных природных объектов на территории Ленинградской области; совершенствование нормативно-правовой базы особо охраняемых природных территорий; развитие инфраструктуры и совершенствование системы управления особо охраняемыми природными территориями; разработка и внедрение механизмов использования рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий и привлечения материальных и технических средств в особо охраняемые природные территории; оценка состояния природных компонентов особо охраняемых природных территорий; повышение уровня экологического воспитания и образования, культуры поведения на природе населения Ленинградской области; повышение внимания к сохранению охраняемых геологических, лесных и водных объектов на особо охраняемых природных территориях |
Разделы Программы |
Формирование нормативно-правовой базы особо охраняемых природных территорий Проведение природоохранных мероприятий на особо охраняемых природных территориях Развитие инфраструктуры и организация управления особо охраняемыми природными территориями Информационное обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий Развитие рекреации на особо охраняемых природных территориях Эколого-просветительская деятельность на особо охраняемых природных территориях |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе |
Общий объем финансирования Программы - 80390 тысяч рублей, в том числе: областной бюджет - 78390 тысяч рублей, прочие источники - 2000 тысяч рублей; 2011 год - 9225 тысяч рублей, в том числе: областной бюджет - 9180 тысяч рублей, прочие источники - 45 тысяч рублей; 2012 год - 17855 тысяч рублей, в том числе: областной бюджет - 17400 тысяч рублей, прочие источники - 455 тысяч рублей; 2013 год - 15900 тысяч рублей, в том числе: областной бюджет - 15400 тысяч рублей, прочие источники - 500 тысяч рублей; 2014 год - 18645 тысяч рублей, в том числе: областной бюджет - 18145 тысяч рублей, прочие источники - 500 тысяч рублей; 2015 год - 18765 тысяч рублей, в том числе: областной бюджет - 18265 тысяч рублей, прочие источники - 500 тысяч рублей |
Показатели эффективности Программы |
Социальная эффективность заключается: в сохранении уникальных и типичных природных комплексов на 40 особо охраняемых природных территориях регионального значения; в выполнении международных обязательств Российской Федерации, в том числе по сохранению пяти водно-болотных угодий международного значения на территории Ленинградской области, утвержденных Правительством Российской Федерации, четырех особо охраняемых природных территорий, включенных в международную систему охраняемых территорий Балтийского моря ХЕЛКОМ. Бюджетная эффективность Программы составит 1145 тысяч рублей. Экономическая эффективность Программы составит 20400 тысяч рублей |
Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы |
Оплата в 2011, 2014, 2015 годах не менее пяти экспертиз, в 2012 и 2013 годах - не менее двух экспертиз материалов и документации в сфере особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ); подготовка в 2011 году материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих создание регионального заказника "Устье реки Свирь" в составе водно-болотного угодья международного значения "Устье реки Свирь, включая государственный природный заповедник Нижне-Свирский", и проекта нормативного правового акта; подготовка в 2014 и 2015 годах не менее двух проектных материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих включение ООПТ Ленинградской области в сети особо охраняемых природных территорий международного значения РАМСАР, ХЕЛКОМ, ЭМЕРАЛЬД; обеспечение геодезического сопровождения установления границ планируемых к образованию ООПТ регионального значения во Всеволожском муниципальном районе Ленинградской области с определением координат поворотных точек границ не менее двух ООПТ; изготовление в 2012 году искусственных гнездовий и информационных знаков для поддержки ключевых орнитологических территорий не менее чем на 12 ООПТ Выборгского, Приозерского, Тосненского, Кировского муниципальных районов; установка в 2013 году искусственных гнездовий и информационных знаков не менее чем на 12 ООПТ Выборгского, Приозерского, Тосненского, Кировского муниципальных районов; разработка в 2012 году методических указаний по организации мест рекреации на ООПТ, подготовка методики и проекта правового акта; составление в 2013 году обзора литературных данных, нормативных правовых документов, документов и проектов территориального планирования, физико-географических условий для обоснования создания семи ООПТ регионального значения с разработкой предложений по местоположению, площади, границам ООПТ; оснащение 39 ООПТ Ленинградской области информационными щитами и аншлагами, в том числе: 2011 год - оснащение информационными щитами и аншлагами 15 памятников природы, 2012 год - оснащение информационными щитами и аншлагами пяти заказников в Лужском и Киришском муниципальных районах, изготовление информационных щитов и аншлагов для установки на 12 ООПТ в Выборгском, Приозерском, Тосненском, Кировском муниципальных районах, 2013 год - установка информационных щитов и аншлагов на 12 ООПТ в Выборгском, Приозерском, Тосненском, Кировском муниципальных районах, 2014 год - оснащение щитами и аншлагами шести ООПТ в Кингисеппском, Ломоносовском и Гатчинском муниципальных районах, 2015 год - оснащение информационными щитами и аншлагами природного парка "Вепсский лес"; проведение оценки состояния геологических памятников природы Ленинградской области и разработка мер по охране геологических объектов: 2012 год - пять ООПТ в Выборгском, Лужском, Гатчинском муниципальных районах, 2013 год - пять ООПТ в Подпорожском, Приозерском, Волховском, Кировском, Тосненском муниципальных районах; проведение оценки состояния лесных насаждений в заказниках Ленинградской области и разработка предложений по ведению лесохозяйственной деятельности: 2014 год - не менее 10 заказников в Кингисеппском, Киришском, Ломоносовском, Лужском муниципальных районах, 2015 год - не менее восьми заказников в Выборгском, Гатчинском, Приозерском муниципальных районах; обеспечение в 2011 году мониторинга нарушений режима особой охраны ООПТ, разработки и реализации мер, предупреждающих нарушения установленного режима, на 15 памятниках природы Ленинградской области; проведение к 2015 году мониторинга состояния охраняемых объектов, видов растений и грибов, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Ленинградской области, их местообитаний, а также болотных комплексов на девяти ООПТ Ленинградской области: 2014 год - восемь заказников в Гатчинском, Кингисеппском, Ломоносовском, Тосненском муниципальных районах, 2015 год - природный парк "Вепсский лес"; обеспечение в 2015 году актуализации планов управления 40 ООПТ Ленинградской области; обеспечение к 2015 году благоустройства 13 ООПТ (ликвидация свалок, установка контейнеров и урн для мусора, скашивание травы и ремонт дорожно-тропиночной сети, сооружение и развитие коммуникационных сетей): 2011 год - заказники "Раковые озера", "Болото Ламмин-Суо", памятник природы "Саблинский", 2012 год - заказники "Лебяжий", "Кургальский", 2013 год - заказники "Котельский", "Дубравы у деревни Велькота", 2014 год - заказники "Гладышевский", "Березовые острова", "Выборгский", 2015 год - памятники природы "Староладожский", "Каньон реки Лава", заказник "Шалово-Перечицкий"; проведение экологического обследования состояния природных комплексов и объектов на островах Финского залива, входящих в состав ООПТ Ленинградской области: 2011 год - разработка методики экологического обследования и ее апробация при обследовании памятника природы "Остров Густой", 2012 год - заказник "Кургальский", 2013 год - заказник "Выборгский", 2014 и 2015 годы - заказник "Березовые острова"; количество посещений интернет-сайта ООПТ Ленинградской области - ежегодно не менее 12 тысяч при среднем времени посещения не менее 5,5 минуты; организация освещения в региональных средствах массовой информации природоохранной деятельности на ООПТ: 2011 год - одна телепередача, не менее двух статей в печатных изданиях, 2012 - 2015 годы - ежегодно не менее двух телепередач, не менее трех статей в печатных изданиях; изготовление и выпуск в 2012 году не менее 2000 информационных компакт-дисков по архивным материалам телепередач, посвященных ООПТ Ленинградской области, выпущенных в 2011 - 2012 годах, с цветной этикеткой, включающих не менее 10 сюжетов продолжительностью не менее 5 минут каждый; разработка к 2015 году проектов обустройства (места для отдыха и установки палаток, места стоянок автотранспорта, подъездные пути к ним) и обустройство ООПТ: 2011 год - разработка проектов обустройства памятников природы "Истоки реки Оредеж в урочище Донцо", "Радоновые источники и озера в поселке Лопухинка", заказников "Дубравы у деревни Велькота", "Череменецкий", "Выборгский", 2012 год: обеспечение обустройства памятников природы "Истоки реки Оредеж в урочище Донцо", "Радоновые источники и озера в поселке Лопухинка", заказников "Дубравы у деревни Велькота", "Череменецкий", "Выборгский", разработка проектов обустройства заказников "Лисинский", "Котельский", "Березовые острова", "Сяберский", памятников природы "Геологические обнажения девонских и ордовикских пород на реке Саба", "Геологические обнажения девона на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово", "Геологические обнажения девона и штольни на реке Оредеж у деревни Борщово (озеро Антоново)", "Обнажения девона на реке Оредеж у поселка Белогорка", 2013 год: обеспечение обустройства заказников "Лисинский", "Котельский", "Березовые острова", "Сяберский", памятников природы "Геологические обнажения девонских и ордовикских пород на реке Саба", "Геологические обнажения девона на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово", "Геологические обнажения девона и штольни на реке Оредеж у деревни Борщово (озеро Антоново)", "Обнажения девона на реке Оредеж у поселка Белогорка", разработка проектов обустройства заказников "Болото Ламмин-Суо", "Линдуловская роща", "Шалово-Перечицкий", памятников природы "Озеро Ястребиное", "Озеро Красное", 2014 год: обеспечение обустройства заказников "Болото Ламмин-Суо", "Линдуловская роща", "Шалово-Перечицкий", памятников природы "Озеро Ястребиное", "Озеро Красное", разработка проектов обустройства природного парка "Вепсский лес", памятников природы "Староладожский", "Каньон реки Лава", "Щелейки", заказников "Кургальский", "Лебяжий", "Болото Озерное", "Раковые озера", "Гладышевский", "Озеро Мелководное", 2015 год: проведение обустройства природного парка "Вепсский лес", памятников природы "Староладожский", "Каньон реки Лава", "Щелейки", заказников "Кургальский", "Лебяжий", "Болото Озерное", "Раковые озера", "Гладышевский", "Озеро Мелководное"; обеспечение в заказнике "Раковые озера" ремонта и оснащения в 2011 году одного гостевого дома, в 2012 году - одного эколого-просветительского центра, в 2013 году - одного гостевого дома, разборка второго гостевого дома, ремонт его фундамента, каркаса и кровли, в 2014 и 2015 годах - ремонт одного гостевого дома ежегодно; разработка в 2011 году проекта создания Парка флоры и фауны в заказнике "Раковые озера"; устройство в 2013 году в заказнике "Раковые озера" на базе Грибное пункта наблюдения за птицами и подхода к нему; обеспечение в 2 011 году обследования и разработки проекта ведения работ по ремонту здания Училищного дома для создания эколого-просветительского центра на территории памятника природы "Музей-усадьба Н.К. Рериха" (площадь - 2149 кв. м), в 2012 - 2015 годах - проведение работ по ремонту здания; обеспечение поддержки детских экологических экспедиций и детских экологических центров на ООПТ: 2011 год - одна экспедиция и один центр, 2012 - 2015 годы - не менее двух экспедиций и двух центров ежегодно; обеспечение подготовки и издания ежегодно не менее двух печатных изданий (книг, путеводителей, картографических материалов, брошюр и буклетов по ООПТ Ленинградской области на русском и английском языках) тиражом не менее 500 экземпляров; организация и проведение ежегодно не менее двух тематических семинаров по вопросам охраны и функционирования ООПТ Ленинградской области |
Основания для разработки Программы |
Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; постановление Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области" |
Разработчик Программы |
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области |
Сроки разработки Программы |
2010 - 2011 годы |
Стоимость разработки Программы |
Не требует финансовых затрат |
Представитель заказчика (координатор) Программы |
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области |
Участники Программы |
Органы местного самоуправления Ленинградской области; комитет по культуре Ленинградской области; комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области; государственные учреждения Ленинградской области; поставщики и подрядчики, определенные путем размещения государственного заказа в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы |
Эглит Алексей Альфредович - председатель комитета по природным ресурсам Ленинградской области, тел. 496-56-36 |
Управление и контроль за выполнением Программы |
Управление Программой осуществляет комитет по природным ресурсам Ленинградской области, который определяет порядок оперативного контроля и формы текущего контроля. Комитет по природным ресурсам Ленинградской области ежеквартально представляет в Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области информацию о ходе финансирования и выполнения мероприятий Программы и ежегодно - отчет в Правительство Ленинградской области. Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу |
1. Анализ ситуации, обоснование целей и задач Программы
Постановлением Правительства Ленинградской области от 25 ноября 2013 г. N 427 в раздел 1.1 настоящего приложения внесены изменения
1.1. Общая информация
Формирование национальных сетей особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), включающих федеральные, региональные и местные ООПТ, является важнейшим способом сохранения среды обитания человека.
ООПТ регионального подчинения в Российской Федерации имеют значительную площадь и выполняют большой объем природоохранных задач.
Условиями формирования региональной системы ООПТ в Ленинградской области являются:
приоритетность решения задач по охране природы;
научная обоснованность ценности ООПТ, а также ее составных частей (зон) с природоохранной, рекреационной, ресурсной и познавательной точек зрения;
возможность обеспечения установленного положением (паспортом) данной ООПТ режима особой охраны независимо от уровня развития хозяйственной деятельности;
первоочередность поддержки ООПТ в наиболее населенных и освоенных в хозяйственном отношении районах Ленинградской области, где природоохранная, рекреационная и познавательная ценность природного комплекса или объекта особенно высока.
В настоящее время на территории Ленинградской области располагаются 46 ООПТ общей площадью 580319,8 гектара, в том числе:
две ООПТ федерального значения общей площадью 102015,0 гектара: государственный природный заповедник федерального значения "Нижне-Свирский" площадью 41615,0 гектара (в том числе 5000,0 гектара - акватория Ладожского озера), государственный природный заказник федерального значения "Мшинское болото" площадью 60400,0 гектара;
40 ООПТ регионального значения общей площадью 474027,2 гектара: природный парк "Вепсский лес" площадью 189100,0 гектара, 24 государственных природных заказника регионального значения общей площадью 278936,3 гектара, в том числе 102256,8 гектара - акватория Финского залива и 15 памятников природы регионального значения общей площадью 5990,9 гектара;
четыре ООПТ местного значения, зарегистрированные на территории Ленинградской области согласно реестру особо охраняемых природных территорий местного значения, общей площадью 4277,6 гектара.
Пять ООПТ Ленинградской области общей площадью 257189,7 гектара являются водно-болотными угодьями международного значения (сеть РАМСАР).
Четыре ООПТ Ленинградской области общей площадью 132884,7 гектара включены в систему охраняемых территорий Балтийского моря ХЕЛКОМ.
Одна ООПТ - заказник "Линдуловская роща" площадью 986,0 гектара входит в состав объекта всемирного наследия ЮНЕСКО "Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников".
Региональная целевая программа (с 2009 года - долгосрочная целевая программа), направленная на поддержку и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области, реализуется с 2004 года.
В рамках указанной программы в 2004 - 2010 годах:
выполнены природоохранные мероприятия в природном парке "Вепсский лес", в заказниках "Раковые озера", "Гладышевский", "Кургальский", "Болото Озерное", "Гряда Вярямянселькя", памятниках природы "Саблинский", "Озеро Ястребиное", "Река Рагуша", "Геологические обнажения девонских и ордовикских пород на реке Саба", "Геологические обнажения девона и штольни на реке Оредеж у деревни Борщово", "Геологические обнажения девона на реке Оредеж и у поселка Ям-Тесово", "Озеро Красное";
проведен мониторинг состояния природных комплексов и объектов, в том числе в природном парке "Вепсский лес", в заказниках "Выборгский", "Болото Озерное", "Дубравы у деревни Велькота", "Котельский", "Сяберский", "Череменецкий", "Белый камень", "Березовые острова", "Гладышевский", "Шалово-Перечицкий", памятниках природы "Река Рагуша", "Каньон реки Лава", "Щелейки";
проведено обустройство заказников "Кургальский", "Раковые озера", "Гладышевский", "Выборгский", "Болото Озерное", памятников природы "Озеро Ястребиное", "Саблинский", "Река Рагуша" (организованы места для палаточных стоянок и кострищ, разработаны и обустроены экологические тропы);
разработаны планы управления и обосновано зонирование 39 ООПТ; выполнены работы по поддержке популяции балтийского лосося в реке Гладышевка, оборудованию спуска к Тосненскому водопаду на территории памятника природы "Саблинский", натурному обследованию территории памятника природы "Река Рагуша";
разработана информационно-аналитическая система "ООПТ Ленинградской области" с детализацией картографических сведений о топографии, лесоустройстве и землепользовании, почвах, местоположении природных объектов, экологических громах и туристских маршрутах, объектах инфраструктуры ООПТ, зонировании территории по режиму охраны, местообитании редких видов растений и животных;
разработаны специализированные геоинформационные проекты для ООПТ "Вепсский лес", "Щелейки", "Староладожский", "Чистый мох", "Каньон реки Лада", "Дубравы у деревни Велькота", "Ракитинский", "Белый камень", "Лисинский", "Глебовское болото", "Истоки реки Оредеж в урочище Донцо", "Север Мшинского болота", "Радоновые источники и озера в поселке Лопухинка", "Остров Густой", "Озеро Красное", "Линдуловская роща", "Гостилицкий", "Обнажения девона на реке Оредеж у поселка Белогорка", "Геологические обнажения девонских и ордовикских пород на реке Саба", "Геологические обнажения девона на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово", "Геологические обнажения девона и штольни на реке Оредеж у деревни Борщово";
создан интернет-сайт ООПТ Ленинградской области по адресу www.paslo.ru. Число посещений сайта ежегодно составляет 16 тысяч при среднем времени посещения 5,5 минуты;
подготовлены и изданы с участием международных и российских научных организаций "Атлас биоразнообразия акватории Финского залива", книги "Заповедная природа Карельского перешейка", "Природный парк "Вепсский лес", "Красная книга почв Ленинградской области", "Природная среда и биологическое разнообразие архипелага "Березовые острова", фотоальбом "Саблино - неизвестная страна", a также более 20 буклетов по ООПТ Ленинградской области и иным ООПТ на русском и английском языках;
организованы новые ООПТ регионального значения - государственный природный комплексный заказник "Лебяжий" в Ломоносовском муниципальном районе, памятник природы "Музей-усадьба Н. К. Рериха" в Волосовском муниципальном районе, получена поддержка организации государственного заповедника "Ингерманландский", согласованы с федеральными органами государственной власти положения о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, в границах заказников "Кургальский" и "Лебяжий";
изготовлены и установлены аншлаги и информационные щиты на территории заказников "Кургальский", "Гладышевский", "Раковые озера", "Озеро Мелководное", "Ракитинский", "Лебяжий", "Сяберский", "Белый камень", "Череменецкий", "Шалово-Перечицкий", "Гряда Вярямянселькя", памятников природы "Саблинский", "Озеро Ястребиное", "Озеро Красное", "Обнажения девона на реке Оредеж у поселка Белогорка", "Дубравы у деревни Велькота", "Геологические обнажения девонских и ордовикских пород на реке Саба", "Геологические обнажения девона и штольни на реке Оредеж у деревни Борщово", "Геологические обнажения девона на реке Оредеж и у поселка Ям-Тесово", "Щелейки", "Каньон реки Лава";
разработаны перспективные планы по использованию природного потенциала ООПТ Ленинградской области в организации туристско-экскурсионной, рекреационной, образовательной и воспитательной деятельности наиболее посещаемых ООПТ Ленинградской области (заказники "Кургальский", "Болото Озерное", "Гладышевский", "Раковые озера");
оказана поддержка в ежегодном проведении экологических экспедиций для учащихся Бокситогорского, Волосовского, Выборгского, Кингисеппского, Лужского, Подпорожского, Приозерского, Тихвинского районов Ленинградской области, городов Выборга и Приморска.
В ходе реализации российских и международных проектов на ООПТ привлечены инвестиции в размере 15 млн. рублей.
1.2. Основные направления функционирования системы
ООПТ в Ленинградской области
1.2.1. Охрана природных комплексов
Целью создания системы ООПТ Ленинградской области является сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и лечебно-оздоровительное значение.
К наиболее актуальным задачам сохранения природных комплексов и объектов на территории Ленинградской области относятся:
сохранение природных комплексов водной системы Онежское озеро - река Свирь - Ладожское озеро - река Нева - Финский залив;
сохранение эталонных участков коренных старовозрастных лесов;
сохранение экосистем верховых и переходных болот;
сохранение редких геологических объектов;
сохранение эталонов ландшафтов, представленных в регионе;
сохранение экосистем на местности со сложным микро- и мезорельефом;
сохранение экосистем приустьевых участков рек, маршей;
сохранение экосистем старовозрастных смешанных лесов с участием широколиственных пород;
сохранение пойменных лугов;
сохранение редких видов и уникальных природных объектов;
сохранение мест нереста лососевых рыб;
сохранение мест колониального гнездования птиц;
сохранение мест щенения тюленей;
сохранение путей миграции животных и мест их скопления;
сохранение "коридоров" между крупными ООПТ для поддержания процесса перераспределения особей различных видов растений и животных;
сохранение природных комплексов истоков крупных рек.
ООПТ и водно-болотные угодья международного значения, образованные в прибрежных зонах и на основных водотоках, впадающих в Финский залив и Ладожское озеро, включают все основные прибрежные экосистемы, в том числе песчаные и галечные пляжи, прибрежные заливные луга, песчаные и галечные отмели, луды и острова, дюны и береговые валы, прибрежную растительность - тростниковые заросли, псаммофитные сообщества, черноольховые леса, боры и ивняки, скальные растительные сообщества.
В настоящее время на ООПТ Ленинградской области представлены различные варианты эталонных участков старовозрастных сосняков, ельников, смешанных хвойно-лиственных лесов, смешанных лесов с участками широколиственных пород, черноольшанников.
ООПТ Ленинградской области включают болотные экосистемы, в том числе болота карельского типа - редкие болотные сообщества, находящиеся на южной границе своего распространения. В таежной зоне верховые болота представляют собой естественную среду обитания многих видов, так как почти все варианты лугов в этой зоне являются экосистемами антропогенного происхождения, поэтому значимость сохранения верховых и переходных болот на территории Ленинградской области для поддержания биологического разнообразия особенно велики.
Организация ООПТ в наиболее густо населенной и хозяйственно освоенной чисти территории Ленинградской области предоставляет местообитание сотням видов растений, грибов и животных, исчезнувших с других участков хозяйственно освоенного ландшафта. При этом ООПТ являются наиболее активно посещаемыми поселением уголками природы, используются в рекреационных и просветительских целях, представляют большую научную ценность и традиционно являются объектами научных исследований, результаты которых, в свою очередь, являются основой для управления ООПТ.
Существующая сеть ООПТ Ленинградской области постоянно совершенствуется, с применением современных картографических методов уточняются их границы и площади. Одной из наиболее важных задач является продолжение работы по уточнению режима особой охраны утвержденных ООПТ с учетом их зонирования, регулярной актуализации планов управления, подготовленных в предыдущие годы, мониторингу нарушений режима особой охраны ООПТ, разработке и реализации мер, предупреждающих нарушения установленного режима.
Для поддержки существующих ООПТ, сохранения природных комплексов и объектов, редких видов растений, грибов и животных, иных объектов особой охраны Программой предусматривается комплекс мероприятий, включающий оценку состояния геологических памятников природы Ленинградской области и разработку мер по их охране, оценку состояния лесных насаждений в заказниках Ленинградской области и разработку предложений по ведению лесохозяйственной деятельности на ООПТ Ленинградской области, экологическое обследование состоянии природных комплексов и объектов на островах Финского залива, входящих в состав ООПТ Ленинградской области, установку информационных щитов и аншлагов на ООПТ.
Перечень мероприятий определяется с учетом особенностей каждой ООПТ, режима охраны, местоположения, интенсивности антропогенной нагрузки.
1.2.2. Формирование нормативно-правовой базы ООПТ
Существующие сети региональных ООПТ базируются на федеральных законах, постановлениях Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий, землепользования, лесопользования, водных отношений, гражданском законодательстве и международных актах.
Основными документами в области охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий являются:
Конституция Российской Федерации,
Лесной кодекс Российской Федерации,
Земельный кодекс Российской Федерации,
Водный кодекс Российской Федерации,
Градостроительный кодекс Российской Федерации,
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях,
Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах",
Федеральный закон от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах",
Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях",
Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире",
Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе",
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации",
Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды",
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
Федеральный закон от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации",
Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
Международная конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 года),
Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция, 1971 год),
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 года),
Конвенция по защите природной морской среды района Балтийского моря (Хельсинкская конвенция, 1992 год).
Для регулирования отношений в сфере международного сотрудничества предусматривается разработка пяти положений о водно-болотных угодьях, двух положений об особо охраняемых природных территориях, включенных в сети особо охраняемых природных территорий международного значения РАМСАР, ХЕЛКОМ, ЭМЕРАЛЬД.
1.2.3. Информационное обеспечение ООПТ
В целях формирования государственных информационных и интернет-ресурсов в сфере ООПТ Ленинградской области необходимо продолжить развитие информационно-аналитической системы "ООПТ Ленинградской области", включающей автоматизированную систему ведения учета ООПТ Ленинградской области, материалы геоинформационных систем заказников и памятников природы Ленинградской области, элементы автоматизированной системы ведения Красной книги природы Ленинградской области, а также развитие интернет-сайта ООПТ Ленинградской области (www.paslo.ru).
Для проведения образовательной и просветительской деятельности в сети Интернет создан портал (www.paslo.ru), который содержит информацию об ООПТ Ленинградской области (включая карты, нормативные правовые документы и др.), разработаны и изданы мультимедийные электронные справочники по ООПТ для распространения в образовательных учреждениях, туристических и иных организациях, среди населения. Современные информационные технологии обеспечивают возможность доведения до потребителей просветительской и рекламной информации об ООПТ Ленинградской области.
Развитие информационных ресурсов ООПТ продолжится, в том числе включением в информационно-аналитическую систему "ООПТ Ленинградской области" материалов обследования островов Финского залива, расположенных в границах заказников регионального значения (материалы о состоянии флоры, фауны и ландшафтов, картографические материалы и др.).
Информирование населения Ленинградской области об ООПТ будет осуществляться путем издания книг, организации специальных телепередач, тематических семинаров, публикации в периодических изданиях.
1.2.4. Организация регламентированной рекреации
Рекреационный и эколого-просветительский потенциал ООПТ Ленинградской области обусловлен их уникальными природными ресурсами, а также развитой инфраструктурой и относительно высокой плотностью населения на прилегающих территориях.
Использование рекреационного потенциала ООПТ одновременно с повышением экологической грамотности населения - один из наиболее действенных и перспективных способов получения внебюджетных средств на поддержание ООПТ, снижающих расходы областного бюджета.
Организация регламентированной рекреации на ООПТ предусматривает регулирование нагрузок на территорию с целью недопущения негативного воздействия рекреации на охраняемые природные комплексы и объекты.
При оценке рекреационного потенциала ООПТ учитываются экологические, природоохранные и социально-экономические факторы конкретной территории.
Обеспечение доступности рекреационных возможностей ООПТ осуществляется путем обустройства мест приема и проживания посетителей, оборудования экологических троп, строительства эколого-просветительских центров, создания специально оборудованных территорий (парков), обеспечивающих наблюдение за объектами живой природы.
Наиболее перспективными для организации экскурсионной деятельности являются заказники "Раковые озера", "Березовые острова", "Выборгский", "Котельский", "Кургальский", "Гряда Вярямянселькя", "Сяберский", "Череменецкий", "Шалово-Перечицкий", "Чистый мох", природный парк "Вепсский лес", памятники природы "Река Рагуша", "Каньон реки Лава", "Саблинский", "Староладожский" и территории с геологическими обнажениями.
Целесообразным для организации стационарного отдыха и туризма является использование рекреационного потенциала следующих ООПТ: природный парк "Вепсский лес", заказники "Раковые озера", "Гладышевский", "Кургальский", "Выборгский", "Шалово-Перечицкий", "Болото Озерное", "Березовые острова".
Любой разрешенный режимом особой охраны вид рекреационной деятельности на ООПТ может осуществляться государственным учреждением либо юридическими лицами на основе договорных отношений с органами исполнительной власти Ленинградской области в соответствии с законодательством, регламентирующим функционирование ООПТ. При этом на ООПТ может осуществляться несколько видов деятельности одновременно, если это не противоречит установленному режиму охраны.
1.2.5. Развитие инфраструктуры и организация управления на ООПТ
Инфраструктура ООПТ должна содействовать охране природных комплексов и объектов и регулировать потоки посетителей таким образом, чтобы снизить антропогенное воздействие на территорию до допустимого уровня.
Программой предусмотрено благоустройство наиболее посещаемых ООПТ путем ликвидации мест несанкционированного размещения бытовых отходов, установки контейнеров и урн для мусора, скашивания травы, ремонта дорожно-тропиночной сети, сооружения и развития коммуникационных сетей.
В целях управления природоохранной и хозяйственной деятельностью на ООПТ разрабатываются основанные на современных требованиях планы управления территориями. Планы управления включают направления деятельности на ближайшие два-три года и на перспективу до десяти лет. По мере достижения поставленных целей планы управления территориями подлежат актуализации. Выполнение планов управления территориями обеспечивает предотвращение экологического ущерба, который может быть нанесен ООПТ при отсутствии мер по управлению природоохранной и хозяйственной деятельностью на территории.
1.2.6. Экологическое воспитание и просвещение
Повышение экологической грамотности населения Ленинградской области в сфере сохранения биологического разнообразия, уникальных природных комплексов и объектов на ООПТ осуществляется по основным направлениям: издательская деятельность и просветительская деятельность на ООПТ.
Эффективной формой пропаганды охраны природы и повышения уровня экологического образования населения является привлечение телевидения, а также организация специализированных экспозиций, которые посвящены природным особенностям ООПТ.
Для проведения экспозиций, выставок, семинаров на ключевых ООПТ Ленинградской области созданы центры экологического просвещения (заказник "Раковые озера", памятник природы "Саблинский", природный парк "Вепсский лес"). Программой предусматривается организация эколого-просветительского центра на территории памятника природы "Музей-усадьба Н. К. Рериха" в Волосовском районе Ленинградской области.
1.2.7. Научные исследования
На ООПТ Ленинградской области расположены базы и станции научно-исследовательских организаций: Гидрологическая станция института озероведения (памятник природы "Озеро Красное"), Научно-исследовательская база Государственного научно-исследовательского института озерного и речного рыбного хозяйства (комплексный заказник "Сяберский"), Болотная станция государственного гидрологического института (заказник "Болото Ламмин-Суо"), Научно-исследовательский стационар Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства (природный парк "Вепсский лес"), Болотная станция Ботанического института имени В. Л. Комарова (комплексный заказник "Чистый мох"), учебная и научная база Санкт-Петербургской лесотехнической академии (заказник "Лисинский"), база Санкт-Петербургского горного института (памятник природы "Саблинский").
Специалистами в течение многих десятилетий ведутся стационарные исследования на ООПТ "Раковые озера", "Озеро Мелководное", "Мшинское Болото", "Выборгский", "Березовые острова" и других. Накопленный научный потенциал позволяет использовать имеющуюся информацию при проектировании изменений в режимах охраны ООПТ.
Программой предусматривается получение данных по фактическому состоянию природной среды ООПТ, подготовка рекомендации по сохранению геологических объектов, лесных насаждений, природных комплексов и объектов, редких видов животных и растений.
1.3. Обоснование необходимости программно-целевой проработки
вопросов поддержки и развития ООПТ
Разнообразие природных комплексов и объектов Ленинградской области, нуждающихся в особой охране, рост интенсивности хозяйственной деятельности и ее влияния на состояние существующей системы ООПТ, усиление неорганизованной рекреации на ООПТ требуют комплексного решения задач сохранения ООПТ, развития их инфраструктуры, регламентации использования рекреационного потенциала.
Реализация Программы позволит поддерживать единство системы ООПТ Ленинградской области, совершенствовать работу по нормативному правовому обеспечению, расширению системы ООПТ, функционированию ООПТ, сохранению и восстановлению объектов животного и растительного мира.
Разработка механизмов использования рекреационного потенциала ООПТ и применение их на практике позволит привлечь инвесторов и перейти к частичному самофинансированию государственных учреждений по обеспечению функционирования ООПТ. Природоохранные мероприятия и развитие инфраструктуры на некоторых ООПТ должны осуществляться с участием средств инвесторов - организаций, заинтересованных в использовании рекреационного потенциала ООПТ.
Программа предусматривает выполнение комплекса производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных, научно-исследовательских и иных мероприятий, согласованных по ресурсам и срокам, обеспечивающих эффективное решение задач сохранения ООПТ.
Поддержка и развитие региональной системы ООПТ является одним из приоритетных направлений охраны окружающей среды.
Реализация Программы обеспечит функционирование существующей системы ООПТ, сохранение природных объектов и комплексов, охраняемых видов животных, растений и грибов, будет содействовать наиболее эффективному организационному и финансовому обеспечению функционирования и развития системы ООПТ, создаст предпосылки для эффективного экономического использования рекреационного и научного потенциалов ООПТ.
1.4. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является сохранение природной среды в Ленинградской области путем создания долгосрочной стратегии развития и обеспечения функционирования региональной системы ООПТ Ленинградской области.
Основными задачами Программы являются проведение природоохранных мероприятий по сохранению ООПТ, совершенствование системы управления, разработка и внедрение механизмов использования рекреационного потенциала, повышение уровня экологического воспитания и образования, в том числе:
разработка и реализация научно обоснованных природоохранных мероприятий на ООПТ в целях сохранения эталонов ландшафтов, экосистем, редких видов животных и растений, уникальных природных объектов на территории Ленинградской области;
совершенствование нормативно-правовой базы ООПТ;
развитие инфраструктуры и совершенствование системы управления ООПТ;
разработка и внедрение механизмов использования рекреационного потенциала ООПТ и привлечения материальных и технических средств для поддержки и развития ООПТ;
оценка состояния природных компонентов ООПТ;
повышение уровня экологического воспитания и образования, культуры поведения на природе населения Ленинградской области;
повышение внимания к сохранению охраняемых геологических, лесных и водных объектов на ООПТ.
1.5. Связь Программы с другими
социально-экономическими программами
Программа носит самостоятельный характер и одновременно связана с другими долгосрочными целевыми программами, прежде всего с долгосрочной целевой программой "Охрана окружающей среды Ленинградской области" на 2009 - 2010 годы, а также с долгосрочной целевой программой "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2010 - 2015 годы".
2. Обоснование мероприятий и расчет необходимого
ресурсного обеспечения Программы
2.1. Потребность в финансовых ресурсах
Потребность в финансовых ресурсах на поддержку и развитие системы ООПТ определена на основании предложений природоохранных организаций и опыта работы комитета по природным ресурсам Ленинградской области по организации природоохранной деятельности в Ленинградской области с учетом первоочередных задач по сохранению природных объектов и комплексов на региональных ООПТ Ленинградской области.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета Ленинградской области и иных источников в соответствии с законодательством. Объемы привлеченных средств иных источников учитываются в отчетных материалах по завершении выполнения мероприятий Программы.
План мероприятий долгосрочной целевой программы "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области на 2011-2015 годы", Информация о территориальной структуре финансирования долгосрочной целевой программы "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области на 2011 - 2015 годы", Динамика финансирования долгосрочной целевой программы "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области на 2011 - 2015 годы", Перечень целевых показателей долгосрочной целевой программы "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области на 2011-2015 годы" приведены в приложениях 1 - 4 к Программе.
Перечень особо охраняемых природных территорий международного, федерального и регионального значения, образованных в Ленинградской области, Сведения об учете особо охраняемых природных территорий местного значения, образованных в Ленинградской области, приведены в приложениях 5 и 6 к Программе.
План мероприятий Программы построен по принципу блоков, в блоки объединены мероприятия на ООПТ, для реализации которых исполнителем (Победителем конкурса) могут быть применены одинаковые методы решения задач. Мероприятия Программы ориентированы на конкретные ООПТ Ленинградской области.
Информация о территориальной структуре финансирования Программы может корректироваться по итогам проведения конкурсных процедур.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 25 ноября 2013 г. N 427 раздел 2.2 настоящего приложения изложен в новой редакции
2.2. Ожидаемые результаты реализации Программы
Мероприятия Программы разработаны на основе анализа существующей системы ООПТ Ленинградской области. Социальная эффективность Программы заключается: в сохранении уникальных и типичных природных комплексов на 40 ООПТ Ленинградской области, в выполнении международных обязательств Российской Федерации, в том числе по сохранению пяти водно-болотных угодий международного значения на территории Ленинградской области, утвержденных Правительством Российской Федерации, четырех особо охраняемых природных территорий, включенных в международную систему охраняемых территорий Балтийского моря ХЕЛКОМ.
Бюджетная эффективность Программы рассчитана в соответствии с Методикой оценки экономической и бюджетной эффективности долгосрочной целевой программы "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области на 2011 - 2015 годы", основанной на аналогичных методиках, применяемых в федеральных целевых программах (приложение 7 к Программе).
Вклад в формирование бюджета в результате реализации Программы включает средства, поступающие от оплаты государственной экологической экспертизы и повышения стоимости активов (изготовление информационных щитов и аншлагов, формирование государственных информационных и интернет-ресурсов, ремонт и оснащение эколого-просветительского центра и гостевых домов в заказнике "Раковые озера", ремонт здания Училищного дома для создания эколого-просветительского центра на территории памятника природы "Музей-усадьба Н.К. Рериха").
Бюджетная эффективность Программы составит 1145 тысяч рублей.
Экономическая эффективность Программы определяется увеличением значения валового внутреннего продукта, оцениваемого как предотвращенный экологический ущерб ООПТ Ленинградской области, который может быть нанесен при антропогенном воздействии на охраняемые объекты. Расчет предотвращенного ущерба приведен в таблице 1 приложения 7 к Программе.
Расчет экономической и бюджетной эффективности долгосрочной целевой программы "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области на 2011 - 2015 годы" приведен в таблице 2 приложения 7 к Программе.
Экономическая эффективность Программы составит 20400 тысяч рублей.
Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы:
оплата в 2011, 2014, 2015 годах не менее пяти экспертиз, в 2012 и 2013 годах - не менее двух экспертиз материалов и документации в сфере ООПТ;
подготовка в 2011 году материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих создание регионального заказника "Устье реки Свирь" в составе водно-болотного угодья международного значения "Устье реки Свирь, включая государственный природный заповедник Нижне-Свирский", и проекта нормативного правового акта;
подготовка в 2014 и 2015 годах не менее двух проектных материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих включение ООПТ Ленинградской области в сети особо охраняемых природных территорий международного значения РАМСАР, ХЕЛКОМ, ЭМЕРАЛЬД;
подготовка в 2013 году материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих создание не менее пяти ООПТ регионального значения во Всеволожском муниципальном районе Ленинградской области, а также проекта нормативного правового акта;
изготовление в 2012 году искусственных гнездовий и информационных знаков для поддержки ключевых орнитологических территорий не менее чем на 12 ООПТ Выборгского, Приозерского, Тосненского, Кировского муниципальных районов;
установка в 2013 году искусственных гнездовий и информационных знаков не менее чем на 12 ООПТ Выборгского, Приозерского, Тосненского, Кировского муниципальных районов;
разработка в 2012 году методических указаний по организации мест рекреации на ООПТ, подготовка методики и проекта правового акта;
обеспечение геодезического сопровождения установления границ планируемых к образованию ООПТ регионального значения во Всеволожском муниципальном районе Ленинградской области с определением координат поворотных точек границ не менее двух ООПТ;
оснащение 39 ООПТ Ленинградской области информационными щитами и аншлагами, в том числе:
2011 год - оснащение информационными щитами и аншлагами 15 памятников природы,
2012 год - оснащение информационными щитами и аншлагами пяти заказников в Лужском и Киришском муниципальных районах, изготовление информационных щитов и аншлагов для установки на 12 ООПТ в Выборгском, Приозерском, Тосненском, Кировском муниципальном районах,
2013 год - установка информационных щитов и аншлагов на 12 ООПТ в Выборгском, Приозерском, Тосненском, Кировском муниципальных районах,
2014 год - оснащение щитами и аншлагами шести ООПТ в Кингисеппском, Ломоносовском и Гатчинском муниципальных районах,
2015 год - оснащение информационными щитами и аншлагами природного парка "Вепсский лес";
проведение оценки состояния геологических памятников природы Ленинградской области и разработка мер по охране геологических объектов:
2012 год - пять ООПТ в Выборгском, Лужском, Гатчинском муниципальных районах,
2013 год - пять ООПТ в Подпорожском, Приозерском, Волховском, Кировском, Тосненском муниципальных районах;
проведение оценки состояния лесных насаждений в заказниках Ленинградской области и разработка предложений по ведению лесохозяйственной деятельности:
2014 год - не менее 10 заказников в Кингисеппском, Киришском, Ломоносовском, Лужском муниципальных районах,
2015 год - не менее восьми заказников в Выборгском, Гатчинском, Приозерском муниципальных районах;
обеспечение в 2011 году мониторинга нарушений режима особой охраны ООПТ, разработки и реализации мер, предупреждающих нарушения установленного режима, на 15 памятниках природы Ленинградской области;
проведение к 2015 году мониторинга состояния охраняемых объектов, видов растений и грибов, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Ленинградской области, их местообитаний, а также болотных комплексов на девяти ООПТ Ленинградской области:
год - восемь заказников в Гатчинском, Кингисеппском, Ломоносовском, Тосненском муниципальных районах,
год - природный парк "Вепсский лес";
обеспечение в 2015 году актуализации планов управления 40 ООПТ Ленинградской области;
обеспечение к 2015 году благоустройства 13 ООПТ (ликвидация свалок, установка контейнеров и урн для мусора, скашивание травы и ремонт дорожно-тропиночной сети, сооружение и развитие коммуникационных сетей):
2011 год - заказники "Раковые озера", "Болото Ламмин-Суо", памятник природы "Саблинский",
2012 год - заказники "Лебяжий", "Кургальский",
2013 год - заказники "Котельский", "Дубравы у деревни Велькота",
2014 год - заказники "Гладышевский", "Березовые острова", "Выборгский",
2015 год - памятники природы "Староладожский", "Каньон реки Лава", заказник "Шалово-Перечицкий";
проведение экологического обследования состояния природных комплексов и объектов на островах Финского залива, входящих в состав ООПТ Ленинградской области:
2011 год - разработка методики экологического обследования и ее апробация при обследовании памятника природы "Остров Густой",
2012 год - заказник "Кургальский",
2013 год - заказник "Выборгский",
2014 и 2015 годы - заказник "Березовые острова";
количество посещений интернет-сайта ООПТ Ленинградской области - ежегодно не менее 12 тысяч при среднем времени посещения не менее 5,5 минуты;
организация освещения в региональных средствах массовой информации природоохранной деятельности на ООПТ:
2011 год - одна телепередача, не менее двух статей в печатных изданиях,
2012 - 2015 годы - ежегодно не менее двух телепередач, не менее трех статей в печатных изданиях;
изготовление и выпуск в 2012 году не менее 2000 информационных компакт-дисков по архивным материалам телепередач, посвященных ООПТ Ленинградской области, выпущенных в 2011 - 2012 годах, с цветной этикеткой, включающих не менее 10 сюжетов продолжительностью не менее 5 минут каждый;
разработка к 2015 году проектов обустройства (места для отдыха и установки палаток, места стоянок автотранспорта, подъезд к ним) и обустройство ООПТ:
2011 год - разработка проектов обустройства памятников природы "Истоки реки Оредеж в урочище Донцо", "Радоновые источники и озера в поселке Лопухинка", заказников "Дубравы у деревни Велькота", "Череменецкий", "Выборгский",
2012 год - обеспечение обустройства памятников природы "Истоки реки Оредеж в урочище Донцо", "Радоновые источники и озера в поселке Лопухинка", заказников "Дубравы у деревни Велькота", "Череменецкий", "Выборгский"; разработка проектов обустройства заказников "Лисинский", "Котельский", "Березовые острова", "Сяберский", памятников природы "Геологические обнажения девонских и ордовикских пород на реке Саба", "Геологические обнажения девона на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово", "Геологические обнажения девона и штольни на реке Оредеж у деревни Борщово (озеро Антоново)", "Обнажения девона на реке Оредеж у поселка Белогорка",
2013 год - обеспечение об устройства заказников "Лисинский", "Котельский", "Березовые острова", "Сяберский", памятников природы "Геологические обнажения девонских и ордовикских пород на реке Саба", "Геологические обнажения девона на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово", "Геологические обнажения девона и штольни на реке Оредеж у деревни Борщово (озеро Антоново)", "Обнажения девона на реке Оредеж у поселка Белогорка"; разработка проектов обустройства заказников "Болото Ламмин-Суо", "Линдуловская роща", "Шалово-Перечицкий", памятников природы "Озеро Ястребиное", "Озеро Красное",
2014 год - обеспечение обустройства заказников "Болото Ламмин-Суо", "Линдуловская роща", "Шалово-Перечицкий", памятников природы "Озеро Ястребиное", "Озеро Красное"; разработка проектов обустройства природного парка "Вепсский лес", памятников природы "Староладожский", "Каньон реки Лава", "Щелейки", заказников "Кургальский", "Лебяжий", "Болото Озерное", "Раковые озера", "Гладышевский", "Озеро Мелководное",
2015 год - проведение обустройства природного парка "Вепсский лес", памятников природы "Староладожский", "Каньон реки Лава", "Щелейки", заказников "Кургальский", "Лебяжий", "Болото Озерное", "Раковые озера", "Гладышевский", "Озеро Мелководное";
обеспечение в заказнике "Раковые озера" ремонта и оснащения в 2011 году одного гостевого дома, в 2012 году - одного эколого-просветительского центра, в 2013 году - одного гостевого дома, разборка второго гостевого дома, ремонт его фундамента, каркаса и кровли, в 2014 и 2015 годах - ремонт одного гостевого дома ежегодно;
разработка в 2011 году проекта создания Парка флоры и фауны в заказнике "Раковые озера";
устройство в 2013 году в заказнике "Раковые озера" на базе Грибное пункта наблюдения за птицами и подхода к нему;
обеспечение в 2011 году обследования и разработки проекта ведения работ по ремонту здания Училищного дома для создания эколого-просветительского центра на территории памятника природы "Музей-усадьба Н.К. Рериха" (площадь - 2149 кв. м), в 2012 - 2015 годах - проведение работ по ремонту здания;
обеспечение поддержки детских экологических экспедиций и детских экологических центров на ООПТ:
2011 год - одна экспедиция и один центр,
2012 - 2015 годы - не менее двух экспедиций и двух центров ежегодно;
обеспечение подготовки и издания ежегодно не менее двух печатных изданий (книг, путеводителей, картографических материалов, брошюр и буклетов) по ООПТ Ленинградской области на русском и английском языках тиражом не менее 500 экземпляров;
организация и проведение ежегодно не менее двух тематических семинаров по вопросам охраны и функционирования ООПТ Ленинградской области.".
3. Состав, функции и полномочия участников Программы
Участниками Программы являются комитет по природным ресурсам Ленинградской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области, комитет по культуре Ленинградской области, комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области, государственные учреждения Ленинградской области, поставщики и подрядчики, определенные путем размещения государственного заказа в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Управление Программой осуществляет представитель заказчика Программы - комитет по природным ресурсам Ленинградской области, являющийся главным распорядителем бюджетных средств. Руководителем Программы является председатель комитета по природным ресурсам Ленинградской области.
Оперативное управление реализацией Программы осуществляет уполномоченное государственное учреждение Ленинградской области, которое обеспечивает целевое использование средств и отчетность по использованию средств.
Работы в рамках реализации Программы выполняются на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых уполномоченным государственным учреждением Ленинградской области в установленном законодательством порядке.
Привлечение поставщиков и подрядчиков для реализации мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Ответственность исполнителя и заказчика регламентируется условиями государственных контрактов (договоров).
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляется в соответствии с Порядком разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209.
Порядок оперативного контроля и формы текущего контроля определяются комитетом по природным ресурсам Ленинградской области.
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области представляет отчет о ходе выполнения Программы ежеквартально в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и ежегодно - в Правительство Ленинградской области.
Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.