Определение Ленинградского областного суда
от 23 марта 2011 г. N 33-1519/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Косарева И.Э.
судей Киреевой И.А., Эдвардс А.А.
при секретаре П.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Правительства Ленинградской области на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 21 декабря 2010 года, которым удовлетворены требования К.В., К.И., К.Ю., К.А. к администрации МО <...>, Правительству Ленинградской области в части обязания Правительства Ленинградской области предоставить жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по установленным нормам за счет средств федерального бюджета.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Киреевой И.А., объяснения представителя МО <...> - М., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
К.В., К.И., К.Ю., К.А. обратились в суд с требованиями к администрации МО <...>, Правительству Ленинградской области об обязании предоставить жилое помещение на семью из 4 человек для постоянного проживания в <...> по установленным нормам.
В обоснование исковых требований указали, что К.В. с августа 1981 года по июль 1998 года проходил военную службу в МО РФ. Последнее место службы - войсковая часть <...> <...>. Приказом Министра обороны РФ по личному составу N <...> от <...> досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас по подп. "а" п. 2 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с организационно-штатными мероприятиями). Приказом командира войсковой части <...> от <...> N <...> К.В. исключен с 25.07.1999 из списков личного состава части всех видов обеспечения. В настоящее время является пенсионером МО РФ. При увольнении с военной службы К.В. избрал местом постоянного жительства город <...> района Ленинградской области. Постановлением Главы МО <...> от <...> N <...> принят на учет по предоставлению жилой площади с составом семьи 4 человека (он, жена и двое детей). По настоящее время жилым помещением для постоянного проживания в <...> не обеспечены. Жилое помещение для постоянного проживания должно было быть предоставлено в течение трех месяцев. Считают, что непредоставлением жилого помещения для постоянного проживания в <...> нарушено их право на жилое помещение для постоянного проживания в избранном после увольнения с военной службы месте постоянного жительства.
Судом постановлено решение, которым требования в части обязания Правительства Ленинградской области предоставить К.В. на семью из четырех человек, включая К.И., К.Ю., К.А. жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по установленным нормам, за счет федерального бюджета удовлетворены. В части требований к Администрации МО <...> обеспечить жилым помещением для постоянного проживания - отказано.
В кассационной жалобе Правительство Ленинградской области, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного решения, просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, установленные судом обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, не доказаны. Выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Нарушен принцип самостоятельности бюджетов - ст. 31 Бюджетного кодекса РФ. К участию в деле в качестве соответчиков не привлечены ни Российская Федерация, ни Министерство Финансов РФ, тогда как исполнение решения Правительством Ленинградской области должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене законного и обоснованного решения, исходя из следующего.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
На основании п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент постановки К.В. на учет по предоставлению жилой площади, военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 15 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" (п. 2 в редакции ФЗ РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ) обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.04.2007 N 5-П, п. 2 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2) и 40, в той мере, в какой на их основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
Как установлено судом К.В. с 05.08.1981 состоял на действительной военной службе в Вооруженных Силах РФ.
На основании Приказа Министра обороны РФ от <...> N <...> К.В. уволен с действительной военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, имея общую продолжительность военной службы более 10 лет.
Приказом командира войсковой части N <...> от <...> N <...> исключен из личного состава части, снят со всех видов обеспечения.
Постановлением главы МО <...> от 09.11.1999 N <...> К.В. в составе семьи четыре человека: он, жена К.И., дочь К.Ю., сын К.А., принят на учет по предоставлению жилой площади по избранному месту жительства. На 15.10.2010 номер очереди - 35.
Удовлетворяя исковые требования, суд, установив обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, правильно исходил из того, что К.В. имеет право на обеспечение жилым помещением. Как военнослужащий, уволенный с военной службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет, мог обеспечиваться жильем либо посредством выдачи государственных жилищных сертификатов, либо в иных формах, в частности, посредством приобретения для него и его семьи жилого помещения федеральными органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета. При этом неисполнение законодателем на момент принятия решения обязанности по регулированию условий и порядка обеспечения жильем граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенных или подлежащих увольнению с военной службы, не может умалять права истцов на обеспечение жилым помещением, провозглашенного Конституцией РФ и федеральными законами.
Исходя из конституционных принципов равенства всех перед законом, гарантий сохранения социальной защиты граждан, учитывая правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.04.2007 г. N 5-П, исходя из того, что государство не может произвольно отказываться от выполнения своих публично-правовых обязательств, суд правомерно счел необходимым возложить обязанность по обеспечению жильем семьи К-ко за счет федерального бюджета на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки истца на учет - Правительство Ленинградской области.
В кассационной жалобе заявитель указывает, что судом не приняты во внимание изменения в ФЗ "О статусе военнослужащих" N ФЗ-76, внесенные ФЗ от 01.12.2008 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", с учетом которых К.В. следует обеспечивать жилым помещением, находящимся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилым помещением, переданным в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет.
Абз. 2 п. 2 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. Федерального закона от 01.12.2008 N 225-ФЗ) предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет. Указанным гражданам жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности или переданные из федеральной собственности в муниципальную собственность, предоставляются в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Данный довод кассационной жалобы необоснован, ввиду того, что Правительством Российской Федерации случаи и порядок для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на момент вынесения решения суда не разработан.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут послужить основанием к отмене законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно определил правоотношения сторон, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую правовую оценку исследованным доказательствам и постановил решение в соответствии с нормами материального права с соблюдением требований процессуального законодательства.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 360, 361, 362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 21 декабря 2010 года оставить без изменений, а кассационную жалобу <...> - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 23 марта 2011 г. N 33-1519/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)