Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1.
Анализ ситуации и обоснование целей и задач программы.
Настоящая программа является основным механизмом реализации муниципальной государственной политики в сфере образования и формирования системы образования района как единого образовательного комплекса.
Программа определяет стратегию и основные направления развития муниципальной системы образования Всеволожского района на 2011-2016 годы.
Основным приоритетом деятельности на всех уровнях управления образованием являлась реализация основных направлений Концепции модернизации российского образования, с 2009 - государственной стратегии инициативы "Наша новая школа".
В связи с этим деятельность Комитета по образованию Всеволожского района, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных учреждений строилась по направлениям:
1. Обновление содержания образования, индивидуализация и дифференциация образования с учетом потребностей разных групп населения, рынка труда, индивидуальных запросов, способностей и образовательных потребностей граждан.
2. Выявление и поддержка талантливых детей и молодежи, подготовка их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, решению социальных и экономических проблем страны и региона.
3. Создание и реализация комплексного межотраслевого подхода по сохранению, развитию здоровья, условий формирования здорового образа жизни, индивидуализации образования в соответствии с личными физическими и психолого-эмоциональными возможностями школьников.
4. Оказание социальной, профессиональной, адресной поддержки лучших педагогов области, привлечение в образование квалифицированных специалистов других отраслей, повышение престижа педагогического труда, развитие системы непрерывного образования, повышение квалификации педагогических кадров всех уровней в соответствии с задачами социально-экономического развития Всеволожского района и Ленинградской области.
5. Создание и развитие современной школьной инфраструктуры.
Принятие Программы развития системы образования Всеволожского района на 2011 - 2016 годы обусловлено возрастанием роли образовательной сферы в социально - экономическом развитии страны. Цель модернизации образования состоит в обеспечении конкурентоспособности на мировом уровне. Для этого необходимо внедрить в систему образования новые организационно - экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств; повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологии обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить их инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность.
1.1. Оценка и анализ исходной ситуации
В представленной записке приводится анализ ситуации, определяются концептуальные основы и принципы предстоящих действий по основным направлениям образования в районе.
Результатом участия Всеволожского района в региональной экспериментальной работе по направлению "Оптимизация сети образовательных учреждений", стала реорганизация учреждений системы образования в форме соединения муниципальных образовательных учреждений.
Объединение образовательных учреждений в единые социокультурные комплексы в пределах территорий городских и сельских поселений Всеволожского района с сохранением всех зданий и сооружений, на которых в настоящее время располагаются образовательные учреждения, оказало положительный эффект на воспитательно-образовательный процесс.
Создание Центров образования с открытием отделений по реализации программ дополнительного образования увеличило контингент обучающихся учреждений дополнительного образования и в целом обеспечило его доступность.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования до 2010 года в системе образования Всеволожского района обеспечено повышение доступности качественного образования разного уровня, создана вариативная сеть образовательных учреждений:
В настоящее время система образования Всеволожского муниципального района представлена 51 учреждениями (на 01.09.2009 г. - 88 образовательными учреждениями, на 01.09.2008 - 94 ОУ):
Дошкольные образовательные учреждения - 14
Общеобразовательные учреждения - 29
Учреждения дополнительного образования детей - 6
Учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи - 1
Районный методический центр - 1
Система дошкольного образования представлена 24 муниципальными образовательными учреждениями, в том числе:
- 14 дошкольными образовательными учреждениями,
- 10 дошкольными отделениями на базе общеобразовательных школ
Система дошкольного образования является гибкой многофункциональной сетью образовательных учреждений, которая предлагает широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребности семьи и общества.
В муниципальных учреждениях ежегодно воспитываются более 6 000 детей в возрасте от 1 года до 7 лет в группах различной направленности, в том числе:
- в группах общеразвивающей направленности (214 групп),
- в группах оздоровительной направленности (2 группы),
- в группах комбинированной направленности (1 группа),
- в группах компенсирующей направленности (61 группа).
В группах компенсирующей направленности созданы условия для пребывания в них детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей - инвалидов. В группах получают необходимую психолого-педагогическую поддержку и квалифицированную коррекцию дети с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, со сложным дефектом.
Функционируют группы кратковременного пребывания для детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования и культуры, в том числе:
- в МОБУ ДОД "ДДЮТ" г. Всеволожска работает кружок "Занимайка",
- в МУ "КДЦ "Южный" г. Всеволожска - кружок "Подсолнушки",
- группы предшкольной подготовки открыты в общеобразовательных школах г. Всеволожска: МОУ "Лицей N1", МОУ "СОШ N 2", МОУ "СОШ N 3", МОУ "СОШ N 4".
В МУСО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" г. Всеволожска функционирует группа для детей дошкольного возраста.
Помимо муниципальных учреждений сеть учреждений дошкольного образования района представлена следующими учреждениями:
- 11 ведомственными дошкольными учреждениями, принадлежащими Министерству Обороны Российской Федерации, которые посещают более 1 000 детей,
- государственным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад компенсирующего вида" г. Всеволожска (46 воспитанников).
В последние годы развивается сеть негосударственных организаций, предоставляющих услуги дошкольного образования. Во Всеволожском районе функционирует группа домашнего пребывания для детей от 3 до 6 лет в г. Всеволожске и клуб семейного воспитания "В созвучии с природой ребенка" в д. Порошкино.
Сеть общеобразовательных учреждений Всеволожского района представлена следующими учреждениями:
N п/п |
Тип и вид учреждения |
Количество на 01.01.2011 |
1. |
Лицей |
1 |
2. |
Гимназия |
1 |
3. |
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов |
4 |
4. |
Средняя общеобразовательная школа В том числе "Центр образования" |
21 5 |
5. |
Основная общеобразовательная школа |
1 |
6. |
Открытая (сменная) общеобразовательная школа |
1 |
|
Итого: |
29 |
За период с 2006 года по 2010 год произошло увеличение контингента обучающихся общеобразовательных учреждений на 320 человек (2 %) за счет миграционных и демографических процессов.
год |
1-4 кл. |
5-9 кл. |
10-11 кл. |
итого |
||||||||
всего |
город |
село |
всего |
город |
село |
всего |
город |
село |
всего |
город |
село |
|
2006 |
5989 |
3988 |
2001 |
7574 |
5222 |
2352 |
2417 |
1742 |
675 |
15980 |
10756 |
5028 |
2007 |
6208 |
4162 |
2046 |
7390 |
5087 |
2303 |
2074 |
1546 |
528 |
15672 |
10795 |
4877 |
2008 |
6394 |
4279 |
2115 |
7592 |
5302 |
2290 |
1737 |
1283 |
454 |
15723 |
10864 |
4859 |
2009 |
6543 |
4369 |
2174 |
7703 |
5301 |
2402 |
1365 |
983 |
382 |
15611 |
10653 |
4958 |
2010 |
7054 |
4692 |
2362 |
7623 |
5210 |
2413 |
1483 |
1078 |
405 |
16300 |
11120 |
5180 |
В результате реорганизации сеть учреждений дополнительного образования детей в 2010 году представлена 6 учреждениями.
N п/п |
Тип и вид учреждения |
Количество на 01.01.2011 |
1. |
Детско-юношеская спортивная школа |
3 |
2. |
Центр (ЦИТ, ДООЦ "Островки") |
2 |
3. |
Дворец детского (юношеского) творчества |
1 |
|
Итого: |
6 |
Численность детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в образовательных учреждениях, составляет 16859 человек. Количество детей охваченных услугами дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности - 4760 чел.
Анализ состояния системы образования на основании приоритетных показателей дает возможность увидеть их количественные и качественные изменения, произошедшие за период реализации муниципальной "Программы развития образовательной системы МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области на 2006-2010 годы".
Качественные изменения:
В системе дошкольного образования:
Охват детей дошкольного возраста услугой дошкольного образования составляет по состоянию на 01.01.2011 года 58 %.
Данный показатель обеспечен за счет:
изменения функционального использования помещений в дошкольных образовательных учреждениях (дополнительно открыто 10 групп для детей дошкольного возраста на 172 места);
строительства новых зданий детских садов: в период с 2008 по 2010 год введено в эксплуатацию 2 дошкольных учреждения на 215 мест;
развития сети негосударственных учреждений дошкольного образования: в настоящее время функционирует 2 таких учреждения на 50 мест;
открытия групп кратковременного пребывания на базе образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и учреждений культуры на 260 мест.
Для удовлетворения потребностей населения в образовательных услугах в различном режиме функционируют 7 групп круглосуточного пребывания, 7 групп кратковременного пребывания (в том числе 5 адаптационных групп, обеспечивающих плавный переход ребенка к новому для него режиму детского сада и 2 группы вечернего пребывания для удовлетворения запроса со стороны работающих родителей).
С целью решения актуальной задачи современного образования по обеспечению детям старшего дошкольного возраста "равных стартовых возможностей" при поступлении в школу сформировано три модели "предшкольной" подготовки: на базе общеобразовательной школы, учреждений дошкольного и дополнительного образования.
На 01.01.2011 года 77,0 % детей старшего дошкольного возраста охвачены услугами предшкольного образования.
Вместе с тем при значительной динамике демографических процессов и при постоянном увеличении численности детей дошкольного возраста на территории района проблема обеспечения населения услугами дошкольного образования становится особенно актуальной: на момент разработки проекта Программы очередь остронуждающихся детей в дошкольные учреждения составляет 1129 человек.
В системе общего (начального, основного, среднего (полного)) и дополнительного образования:
Совершенствование качества образовательного процесса обеспечивалось за счет использования современных образовательных технологий, развития вариативности образовательных программ. Основной задачей, стоящей перед системой образования Всеволожского района является укрепление лидерских позиций образования Всеволожского района в системе образования Ленинградской области. Это обязывает к активному включению в процессы модернизации всех сфер отрасли образования - от содержательной до финансово-хозяйственной.
В связи с обязательным введением в 2011/2012 учебном году новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в системе образования МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области в 2010/2011 учебном году в пилотном режиме на базе 12 общеобразовательных учреждений введены федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования.
Количество общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС |
Доля общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего образования, % |
Количество первых классов, реализующих ФГОС |
Доля в общем количестве первых классов,% |
Численность обучающихся первых классов, реализующих ФГОС |
Доля в общей численности обучающихся первых классов,% |
12 |
42,9 |
38 |
43,7 |
957 |
47,9 |
Вариативность образования на начальной ступени обучения общеобразовательных школ представлена следующими учебно-методическими комплектами, реализуемыми в первых классах:
"Самостоятельно сформированный комплект" - 16,1 %
"Школа России" - 40,2 %
"Классическая начальная школа" - 2,3 %
"Система Л.В.Занкова" - 11,5 %
"Начальная школа ХХ1 века" - 4,6 %
"Гармония" - 4,6 %
"Школа 2100" - 11,5 %
"Перспективная начальная школа" - 4,6 %
"Планета знаний" - 2,3 %
"Перспектива" - 2,3 %
Доступность качественного образования, создание условий для выбора индивидуальной траектории обучения (индивидуального образовательного маршрута) обеспечивались введением предпрофильной подготовки и профильного обучения на ступени основного и среднего (полного) общего образования.
Профильное обучение организовано в 16 общеобразовательных учреждениях, сформировано 44 класса - численность 828 человек - 56% от количества обучающихся третьей ступени (среднеобластной показатель - 52%)
Охват профильным обучением
На базе образовательного учреждения, реализующего один профиль (однопрофильная школа) |
На базе образовательного учреждения, реализующего несколько профилей (многопрофильная школа) |
||||||
Всего школ (ед. / % от кол-ва средних школ) |
Всего обучающихся (чел. / % от числа учащихся 10-11 классов) |
Всего школ (ед. / % от кол-ва средних школ) |
Всего обучающихся (чел. / % от числа учащихся 10-11 классов) |
||||
5/ 18,5 % |
104/12,5 % |
11/ 40,7 % |
724/ 87,4% |
||||
В том числе |
В том числе |
В том числе |
В том числе |
||||
город |
село |
город |
село |
город |
село |
город |
село |
4/14,8% |
1/3,7% |
83/10% |
21/ 2,5% |
8/ 29,6% |
3/11,1% |
645/ 77,9% |
79/ 9,5% |
Составной частью профильного обучения на старшей ступени школьного образования является предпрофильная подготовка обучающихся на второй ступени обучения (90%), которая реализуется в 26 школах, реализующих образовательную программу основного общего образования.
Отмечается недостаточный уровень реализации профильного обучения сельскими школами (4 учреждения из 16 с охватом учащихся 100 человек (14,8 %)). Поэтому одной из основных задач является открытие в каждой средней общеобразовательной школе профильных классов (групп), с предварительным изучением запроса родителей и обучающихся с целью профессиональной ориентации.
В связи с этим в последние годы решались вопросы оснащения сельских школ современным учебно-лабораторным оборудованием. За счет средств региональной программы в сельские школы поставлено 5 комплектов учебного оборудования. Обеспечен подвоз учащихся к месту учебы и обратно. Школы района обслуживает 11 школьных автобусов.
Предоставление качественных образовательных слуг решаются посредством сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями дополнительного образования детей, использования в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий.
Участие 6 образовательных учреждений в региональном инновационном образовательном проекте "Реализация индивидуальных образовательных программ для учащихся при тьютерском сопровождении" позволило обеспечить системную и стабильную работу по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на домашнем обучении. С 2009 года в рамках реализации национального проекта "Образование" осуществляется проект "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов". В программу включено 29 детей, заявленных на обучение по 50 предметам. Для организации работы с детьми-инвалидами во всех школах определены учителя-координаторы. В рамках дополнительного образования учащиеся с ограниченными возможностями здоровья включены в работу информационно-образовательного центра "Русский музей: виртуальный филиал".
В учреждениях системы дополнительного образования реализуются образовательные программы восьми направленностей: научно-технической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, культурологической, естественно-научной.
Охват детей услугами дополнительного образования увеличился с 57% в 2008 до 79% в 2010 году.
Реализация приоритетного национального проекта "Образование" по направлению финансовой поддержки педагогических работников, осуществляющих функции классных руководителей, обеспечила повышение эффективности воспитательной функции образовательных учреждений. Результатом деятельности по данному направлению является сокращение по итогам 2010 года на 1,4 % количества преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Развивается детское общественное движение, активизируется социальная активность учащихся. Показатель включенности детей и подростков в детское общественное движение, органы ученического самоуправления составляет 80 % и 82 % соответственно.
Внутришкольным дополнительным образованием охвачено 47% школьников.
Детские и молодежные общественные объединения Всеволожского района принимают активное участие в областных и районных мероприятиях. К наиболее значимым результатам года можно отнести увеличение процента учащихся "группы риска", охваченных системой дополнительного образования до 65 %. В связи с этим уменьшилось количество неуспевающих до 13 чел. (0,08 %), В прошлом году - 26 чел. (0,3%) и количество детей, состоящих на учёте в ОДН.
В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования актуальной задачей становится обеспечение интеграции общего и дополнительного образования, создание условий для реализации программ дополнительного образования детей в рамках образовательной программы школы.
Работа по развитию данного направления должна стать приоритетом: необходимо разработать модели учебных планов, предусматривающих занятость школьников по программам дополнительного образования во второй половине дня, разработать муниципальные программы использования для этих целей ресурсов системы дополнительного образования детей.
Патриотическое воспитание школьников успешно реализуется в традиционных делах - военно-спортивной игре "Зарница", акции "Я - гражданин России", развитии детских общественных организации, в кадетских классах. В районе функционируют 17 кадетских классов в 9 общеобразовательных учреждениях. Оплата питания, форма кадетов, дополнительные образовательные услуги финансировались из муниципального бюджета.
Во Всеволожском районе работает Школа ученического актива, парламент старшеклассников, ученический пресс-центр, издаются районная и школьные газеты. Дублерская практика, как школа воспитания лидеров, используется в администрациях городских и сельских поселений.
В целях повышения качества условий реализации образовательных программ осуществляется обновление материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений. Качество работы системы образования обеспечивается социальной направленностью. Результатом серьезных финансовых вложений в систему образования из бюджета района стали позитивные тенденции по основным показателям деятельности. Финансировались муниципальные целевые программы по оснащению школ и детских садов водоочистными устройствами, приборами учёта расхода холодной, горячей воды, по переоснащению оборудования школьных столовых, установке автоматической пожарной сигнализации и других противопожарных мероприятий, информатизации, оздоровлению и отдыху детей и подростков, обеспечению школьников бесплатным питанием.
В системе образования создана ресурсная база в области информатизации образования, накоплен определенный опыт работы в области использования в образовательном процессе информационно коммуникационных технологий. Район в системе работает над ресурсным обеспечением процессов информатизации. Реализован проект "Обеспечение лицензионной поддержки программного (базового) пакета программного обеспечения для использования в образовательных учреждениях Российской Федерации в 2007-2009 годах" в рамках ПНПО. Все школы получили лицензионное программное обеспечение, в т.ч. и для фильтрации доступа к ресурсам Интернет, не совместимым с образовательными целями и задачами.
Достигнуты следующие результаты работы в соответствии с Концепцией информатизации управления системой образования Ленинградской области:
- Рабочие места руководителей общеобразовательных учреждений оснащены компьютерной техникой, имеющей доступ в Интернет.
- В общеобразовательные школы (100 %), в рамках целевых программ, поставлено оборудование для ЛВС и введено в эксплуатацию, что позволяет применять Аналитические Информационные Системы управления учреждения.
- Во все школы произведена поставка программного обеспечения АВЕРС "АРМ Директор". Создана единая муниципальная база данных.
- Используются средства коммуникации для получения и передачи управленческой документации по электронной почте. Все учреждения муниципальной системы образования имеют электронный почтовый адрес.
- Все школы имеют выход в Интернет. Использование Интернет-ресурсов направлено на обеспечение образовательной и информационной деятельности (электронная почта, поиск информации, участие в сетевых конкурсах, знакомство учащихся с Интернет-сервисами (обеспечение навыков), дистанционное обучение. Обеспечивается фильтрация доступа к сети Интернет.
- В 28 учреждениях разработаны и постоянно обновляются сайты, Центр информационных технологий проводит видео - конференции в системе Ленинградской областной корпоративной образовательной сети. За счет средств местного бюджета приобретены комплектующие к оборудованию и оплачиваются услуги связи - Интернет.
В данном направлении предстоит решить проблему организации единой локальной сети образовательных учреждений района на основе опто-волокна с входом в Ленинградскую областную корпоративную образовательную сеть (ЛОКОС).
Развитие кадрового потенциала системы образования рассматривается с учетом возрастного состава педагогических кадров.
19 % от общего контингента педагогических работников - пенсионного возраста. При этом, приток в систему образования молодых специалистов (2006 год - 20 человек, 2007 - 23 чел., 2008 - 29 чел., 2009 - 31 чел., 2010 - 23 чел.) незначительно влияет на обновление педагогического состава образовательных учреждений.
Образовательный процесс во Всеволожском районе обеспечивают более 1200 педагогов, из которых 27 - Заслуженных учителей России, 44 педагога - победители ПНПО. В 2010 году 2 педагога стали победителями ПНПО (из 9 педагогов Ленинградской области). Более 300 педагогических работников отмечены отраслевыми наградами Министерства образования и науки РФ. По состоянию на 01.09.2010 года численность учащихся всех общеобразовательных учреждений составляет 16468 человека. Число учеников, приходящихся на одного учителя - 15,8; на одного педагогического работника 14,5.
Во Всеволожском районе реализуется ряд мер, направленных на закрепление молодых специалистов в образовательных учреждениях: введена система многосторонних договоров (между выпускником образовательных учреждений профессионального педагогического образования, Комитетом по образованию и образовательным учреждением); за счет средств муниципального бюджета решается проблема обеспечения педагогических работников жильем:
2006 год - 6 квартир
2007 год - 1 квартира
2008 год - 6 квартир
2009 - 5 квартир
2010 год - 1 квартира
В 2010 году финансирование по программе "Кадры в системе образования Всеволожского муниципального района Ленинградской области на 2008-2010 годы" составило 1 000 000 рублей.
Ежегодно молодым специалистам, поступившим на работу в образовательные учреждения, выплачивается разовое пособие в размере 15 000 рублей; с 2009 года установлена социальная выплата молодому специалисту в размере 56 500 рублей (Постановление Правительства от 27 декабря 2007 года N 339 "О социальной поддержке молодых специалистов Ленинградской области"). Данное пособие будет выплачиваться по окончанию первого года работы, ежегодно, в течение 3-х лет, при условии продолжения работы в государственном (муниципальном) образовательном учреждении.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "28 декабря 2007 г."
Обеспечена поддержка общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.
- Проводятся выездные семинары для руководителей по изучению внедрения новых образовательных и воспитательных технологий в г. Москва, г.Вязники Владимирской области и в образовательные учреждения г.Санкт-Петербурга
- Традиционно проводится работа "Методического поезда" с участием педагогических работников Всеволожского района, использующих инновационные технологии.
- Создана сеть учебно-консультативных пунктов для педагогов.
На основании приказа Комитета по образованию N 295 от 15.06.07 г. "О деятельности школ - победителей конкурса в рамках ПНПО по направлению "Поддержка инновационных образовательных программ" функционирует 9 ресурсных центров, деятельность которых строится в соответствии с Положением "Об организации экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования Всеволожского района" и направлена на приближение результатов экспериментального поиска к практике массовой школы, внедрение результатов экспериментальной работы в другие образовательные учреждения и освоение ими образцов новой образовательной практики.
Ресурсные центры работают по следующим направлениям:
N п/п |
Направления работы ресурсных центров |
1 |
МОУ "Лицей N 1" "Управление качеством образования" |
2 |
МОУ "СОШ с углубленным изучением отдельных предметов N 2" г.Всеволожска "Современные образовательные технологии". |
3 |
МОУ "СОШ с углубленным изучением отдельных предметов N 3" г.Всеволожска "Гражданско-правовое воспитание в системе воспитательной работы школы". |
4 |
МОУ "СОШ с углубленным изучением отдельных предметов N 6" г.Всеволожска "Управление качеством здоровьесберегающей образовательной среды". |
5 |
МОУ "Сертоловская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов N 6" "Развитие региональной системы непрерывного образования на основе интеграции учебно-воспитательной работы с работой школьного музея муниципального образовательного учреждения". |
6 |
МОУ "Щегловская СОШ" "Социальная практика обучающихся" |
7 |
МОУ "Агалатовская СОШ" "Полихудожественное развитие и воспитание". |
8 |
МОУ "СОШ N 5" г.Всеволожска "Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательной работе школы" |
9 |
МОУ "Ново-Девяткинская СОШ" "Информационные технологии в учебном процессе ( в деятельности учителя)" |
Деятельность ресурсных центров соответствовала предложенной тематике:
-дифференциация образовательных результатов;
-реальный опыт организации дистанционного обучения;
-использование инновационных информационно-коммуникативных технологий личностно-ориентированного образования и воспитания;
-создание воспитательной системы класса в школе 1 ступени (проблемы, находки, перспективы);
-использование ИКТ на уроках английского языка, математики, географии, изобразительного искусства, русского языка и литературы, во внеурочной и внеклассной деятельности;
-социальная практика обучающихся;
-внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс;
-развитие клубных форм внеурочной деятельности в условиях школьной воспитательной системы;
-совершенствование системы психологической поддержки школьников.
Ежегодно увеличивается количество педагогических работников, участвующих в мероприятиях профессионального мастерства.
30 педагогов ресурсных центров приняли участие в областной Ярмарке инноваций (в 2008/2009 учебном году -15), 13 педагогов ресурсных центров стали участниками муниципальной Ярмарки педагогических идей (в 2008/2009 учебном году -10).
Учителя-победители ПНПО ресурсных центров за год провели на базах других школ района 39 мастер-классов.
В Программу развития в рамках имеющихся бюджетных средств необходимо включить следующие мероприятия:
- при формировании резерва руководящих кадров муниципальных образовательных учреждений, предусматривать денежные средства на повышение квалификации резерва, в том числе по программе "Менеджмент в образовании";
- включить меры, направленные на усиление мотивации притока молодых специалистов и закрепляемости кадров в учреждениях. В том числе оказания муниципальной поддержки молодым специалистам в строительстве (реконструкции) и приобретении (аренде) жилья, не состоящим на очереди по улучшению жилищных условий, используя договорную систему предоставления жилья специализированного фонда муниципального образования на период их работы в муниципальных образовательных учреждениях.
Условия пребывания и обучения детей и подростков в образовательных учреждениях оказывают существенное воздействие на формирование их здоровья. Высокий уровень учебной нагрузки, не соответствующий функциональным и физиологическим возможностям организма в период его интенсивного роста и развития, способствует возникновению отклонений в здоровье детей. По данным углубленного медицинского осмотра школьников в 2009 году в структуре распространенности и заболеваемости у детей школьного возраста первое место занимают нарушения осанки (13,1%), снижения остроты зрения выявлено у 12,3 % обследованных детей. Избыток массы тела выявлен у 4,2% обследованных школьников, дефицит массы тела у 7,5%. В целом показатели результатов углубленных медицинских осмотров школьников в 2009 году по сравнению с предыдущим годом остаются на прежнем уровне.
Для решения проблем сохранения и укрепления здоровья детей формируется система научно-методического сопровождения детей и подростков в условиях образовательного процесса. Реализуются муниципальные целевые Программы "Обеспечение безопасности жизнедеятельности образовательных учреждений", "Целевая программа оздоровления, отдыха, и занятости детей и подростков "ЛЕТО - 2007-2010", "Охрана здоровья участников образовательного процесса". 27 муниципальных образовательных учреждений реализуют образовательные программы здоровьесберегающей направленности. Проводятся совещания, семинары, конференции по вопросам профилактической работы по злоупотреблению психоактивными веществами в образовательной среде; создаются условия для участия детей и подростков в спортивных соревнованиях, в учебные планы общеобразовательных учреждений вводится три часа физической культуры.
Совершенствуются условия организации в образовательных учреждениях питания обучающихся, во всех образовательных учреждений частично заменено технологическое и холодильное оборудование для пищеблоков. Горячим питанием охвачено 79 % (2006 год - 61,7 %, 2007 год - 75,5%, 2008год - 75%, 2009 год - 79%) учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений. В двух общеобразовательных школах горячее питание обучающихся организовано с использованием современных технологий ООО "Конкорд".
В рамках реализации мероприятий, предусмотренных программой "ЛЕТО", на территории района увеличено финансирование за счет различных источников в 2010 году до 34 млн. рублей ( 2006 год- 13,9 млн. рублей)
С 2007 года в районе работает загородный оздоровительный лагерь "Островки".
Решена задача обеспечения трудовых бригад питанием, заработной платой и доплатой через Центр занятости в порядке софинансирования.
В 2010 году проведены летние сборы кадетов на базе 9 образовательных учреждений с охватом 378 человек.
Общая сумма финансирования летних сборов кадетов из муниципального бюджета составила - 800 тыс. рублей.
Вопрос здоровья педагогов, как физического, так и психологического, требует комплексного подхода и организации широкой пиар - кампании, освещающей здоровый образ жизни как естественный и современный стиль. На это будет направлена деятельность формируемой в районе системы психолого-педагогического сопровождения и поддержки деятельности учителя, его включенности в системные процессы.
Новый акцент в этой работе определен в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа": ставится задача привития молодежи привычки к занятиям спортом, обеспечения сбалансированного питания, медицинского обслуживания, включающего своевременную диспансеризацию, усиления профилактической деятельности образовательных учреждений.
К безусловным достижениям образования Всеволожского муниципального района в период 2006-2010 годов следует отнести сформированную систему поддержки одаренных и талантливых учащихся, которая осуществляется в рамках реализации основных положений региональной Концепции "Создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных учащихся в Ленинградской области".
Всеволожский район на протяжении нескольких лет находился в числе лидеров в Ленинградской области по количеству учащихся, получивших премию Президента в рамках поддержки талантливой молодежи.
Реализуются следующие основные цели при создании системы поддержки и социальной защиты одаренных учащихся:
- обеспечение основных прав одаренных обучающихся на выбор видов и форм деятельности;
- создание оптимальных условий для выявления и развития любого вида одаренности и способностей обучающегося;
- развитие социального творчества одаренных обучающихся средствами дополнительного образования через совершенствование деятельности творческих объединений, создания на базе детских творческих объединений детских общественных организаций, расширение опыта самоуправления, социальной организации, поддержку детского движения во Всеволожском районе;
- повышение качества дополнительных образовательных услуг, путем расширения спектра разно-уровневых вариативных образовательных программ, в том числе через реализацию индивидуальных образовательных программ;
- осуществление организационных мероприятий по различным направлениям работы с одаренными учащимися, в том числе организационно-методическое обеспечение проведения районных предметных олимпиад;
- использование новейших информационных технологий, в перспективе создание единого информационного пространства, что позволит решить проблему территориальной разобщенности.
Традиционным стало проведение районного праздника "Парад звёзд" (церемония вручения премий главы администрации МО "Всеволожский муниципальный район" победителям предметных олимпиад. награждение проходит по блокам (победители и призеры Всероссийских олимпиад, победители и призеры областных олимпиад, победители районных олимпиад). Победителями и призерами областных олимпиад в 2010 году стали 31 человек; победителями районных олимпиад - 30 человек. Обязательным условием данного мероприятия является награждение учителей, подготовивших учащихся к олимпиадам. Победители и призеры областных и районных предметных олимпиад награждены премией на общую сумму 84000 рублей (2009 год - 75 500 рублей).
Ежегодную стипендию Главы администрации МО "Всеволожский муниципальный район" ЛО получают 20 одаренных учащихся 8-11 классов школ района.
Традиционно проводится ряд праздничных мероприятий, направленных на поддержку талантливых детей: чествование выпускников общеобразовательных учреждений, награжденных золотой и серебряной медалью "За особые успехи в учении" (золотыми и серебряными медалями награждены: в 2008 году - 73 человека, 2009 год - 68 человек, 2010 год - 39 человек).
В результате: общее количество участников олимпиадного движения в 2009/2010 учебном году увеличилось по сравнению с 2006 годом на муниципальном уровне на 9,0 % от количества учащихся 7-11 классов (с 21 % до 30 %). За четыре года реализации Приоритетного национального проекта "Образование" талантливыми детьми получено 38 премии Президента Российской Федерации для государственной поддержки талантливой молодежи.
На следующем этапе развития муниципальной системы образования ставится задача создания многоуровневой системы работы с одаренными и талантливыми учащимися.
Школа должна стать центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни, обеспечивать не только усвоение знаний по конкретным дисциплинам, но и формировать умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Необходимо усиление воспитательной функции школы, направленной на раскрытие способностей каждого ученика, формирование социально-активной, патриотичной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, на обеспечение успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Необходимо разрабатывать приемлемые формы инклюзивного (включенного в общеобразовательные классы) образования детей с проблемами в развитии, обеспечить повышение квалификации специалистов, способных успешно работать в инклюзивных классах, а также специалистов осуществляющих дистанционное обучение таких учащихся.
Большое внимание будет уделено вопросу повышения квалификации педагогов, поскольку решение новых задач требует от учителя принципиально нового взгляда на свою профессиональную деятельность, повышения уровня профессиональной культуры. Прежде всего, перспективная задача развития у педагогов школ особых умений, связанных с определением траектории жизненного и профессионального пути каждого. В процессе становления личности учителя большую роль играет мастер-наставник.
Результаты участия в региональном эксперименте "Расширение государственного общественного участия в управлении образованием" показали преимущественно положительное влиянии Управляющих Советов на результаты деятельности образовательного учреждения:
- увеличение количества привлеченных к сотрудничеству физических и юридических лиц;
- интенсификация деятельности образовательного учреждения;
- привлечение финансовых средств из различных источников для активного стимулирования повышения качества знаний учащихся и реализации программы "Одаренные дети";
- положительная динамика в привлечении спонсорских средств;
- увеличение объема бюджетного финансирования;
-увеличение количества реализуемых программ основного и дополнительного образования;
- расширение социального партнерства;
- увеличение объема образовательных услуг, предоставляемых участникам образовательного процесса;
- повышение успеваемости, снижение количества правонарушений учащихся;
- повышение авторитета образовательного учреждения в социуме (усиление положительного отношения родителей, социума; прозрачность деятельности образовательного учреждения; активное участие общественности в воспитательных мероприятиях и т.д.).
На следующем этапе развития системы образования ставиться цель - создание в районе системы общественно-государственного управления образованием
При этом предстоит решать следующие задачи:
1. Развитие образовательного учреждения как центра взаимодействия с родителями, местным сообществом.
1. Создание инновационной среды, способствующей развитию общественно-государственного управления образованием и расширения самостоятельности образовательных учреждений;
2. Повышение информированности и компетентности общественности и руководителей образовательных учреждений в вопросах государственно-общественного управления, расширения самостоятельности школ, в том числе через различные формы повышения квалификации (очные, заочные, дистанционные);
3. Развитие разнообразных форм государственно-общественного управления образованием с учетом современных требований к качеству образования;
4. Разработка механизмов, обеспечивающих формирование системы государственно-общественного управления образованием;
5. Формирование организационной и нормативно-правовой основы расширения самостоятельности школ.
За 2006 - 2010 годы в районе введено в эксплуатацию три образовательных учреждения: детский сад на 75 место в д. Хаппо-Ое, средняя школа на 400 мест в п. Гарболово, дошкольное отделение МОУ "СОШ N7" на 140 мест в микрорайоне "Южный" г. Всеволожска.
В 2011 году планируется завершение строительства средней школы на 600 мест в микрорайоне "Южный" г. Всеволожска и детского сада на 100 мест по ул. Балашова в г. Всеволожске.
Таким образом, стратегические задачи развития системы образования во Всеволожском районе на перспективу определяются в рамках направлений инициативы "Наша новая школа".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.