Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к долгосрочной муниципальной целевой
программе "Развитие системы образования
Всеволожского муниципального района
Ленинградской области на 2011-2016 годы"
Муниципальная целевая подпрограмма
"Кадры в системе образования Всеволожского муниципального
района Ленинградской области" на 2011 - 2016 годы
Нумерация разделов здесь и далее по тексту приводится в соответствии с источником
4. Паспорт муниципальной подпрограммы
Наименование Подпрограммы |
"Кадры в системе образования Всеволожского муниципального района Ленинградской области" на 2011-2016 годы (далее - Подпрограмма). |
Заказчик Подпрограммы |
Администрация Муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области |
Основания для разработки Подпрограммы |
Конституция Российской Федерации; Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2021 года Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 года. Концепция профильного обучения Базисный учебный план РФ Программа модернизации педагогического образования Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 Приоритетный национальный проект "Образование" Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Долгосрочная целевая программа "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2011-2015 годы" по подпрограмме "Развитие кадрового потенциала системы образования" по обеспечению жильем педагогических работников по договорам найма специализированного жилого помещения в 2011-2015 годах, утвержденной постановление Правительства Ленинградской области от 28.03.2011 N 71 |
Основные разработчики Подпрограммы |
Комитет по образованию администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области |
Исполнители подпрограммы |
Комитет по образованию администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области; МУ "Центр экономики и финансов бюджетных учреждений" МУ "Всеволожский районный методический центр"; муниципальные образовательные учреждения. |
Цель Подпрограммы |
Обеспечение муниципальной системы образования квалифицированными кадрами специалистов, обладающих компетенциями педагога нового поколения и предоставление качественных образовательных услуг с учетом потребностей района |
Задачи Подпрограммы |
1. Совершенствование системы морального стимулирования педагогического труда, в том числе, посредством развития конкурсного движения среди педагогов и руководителей образовательных учреждений. Выявление и поддержка лидеров образования. 2. Совершенствование системы материального стимулирования педагогического труда. 3. Разработка и реализация адресной системы мер социальной поддержки педагогов, в том числе обеспечение жильем. 4. Совершенствование муниципальной базы передового педагогического опыта и совершенствование системы его распространения; 5. Развитие системы наставничества и методической помощи молодым педагогам. 6. Организация тематических социологических и мониторинговых исследований для получения научно обоснованного прогноза потребности в педагогических кадрах 7. Формирование резерва руководящих педагогических кадров 8. Развитие у педагогов, зачисленных в резерв, управленческих навыков и умений, получение ими дополнительных знаний и повышение уровня специальной подготовки |
Сроки реализации Подпрограммы |
2011-2016 годы |
Объемы и источники финансирования Подпрограммы (с разбивкой по годам) |
Средства областного бюджета Ленинградской области и бюджета Муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области всего в 2011-2016 годах - 15 750 000 рублей в том числе: 2011 год - 750 000 руб. 2012 год - 3 000 000 руб. 2013 год - 3 000 000 руб. 2014 год - 3 000 000 руб. 2015 год - 3 000 000 руб. 2016 год - 3 000 000 руб. |
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы |
Обеспечение за 2011-2016 годы притока 193 молодых специалистов в образовательные учреждения района (2011г. - 27 чел., 2012г. - 31чел., 2013г. - 39 чел., 2014 г.- 30чел., 2015г.- 31 чел., 2016 г. - 35чел.). Обновление кадрового состава руководящих кадров образовательных учреждений (2011г. - на 11,8 % , 2012 г. - на 5,9 %, 2013г. - на 2%, 2014г.- на 2%, 2015г. - на 2 %, 2016г. - на 2%). Приобретение и строительство 435,4 квадратных метров жилья для 7 педагогических работников (из расчета рыночной стоимости одного квадратного метра жилья - 41 771,0 рублей) ( 2010 год - 1 чел., 2011 - 1 чел., 2012 - 1чел., 2013 - 1 чел., 2014 - 1 чел., 2015 - 1 чел., 2016- 1чел.); Наличие банка данных резерва руководящих кадров, прошедших обучение по программе переподготовки "Современный образовательный менеджмент". Изменение качества предоставляемых образовательных услуг |
Механизм реализации Подпрограммы |
К участию в реализации программы могут привлекаться Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, Ленинградский областной институт развития образования, Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области. Исполнение программы осуществляется на основе решений Координационного совета. Комитет по образованию, МУ "Всеволожский районный методический центр" и МУ "Центр экономики и финансов бюджетных учреждений" осуществляют координацию деятельности исполнителей программы, контроль за сроками выполнения мероприятий программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования в пределах бюджетной сметы. |
Контроль над реализацией Подпрограммы |
Текущий контроль выполнения программы осуществляется Координационным советом и рабочей группой при Председателе Комитета по образованию. Промежуточный контроль - представление информации о ходе реализации муниципальной целевой программы Заместителю Главы администрации по здравоохранению и социальным вопросам осуществляет Комитет по образованию. Итоговый контроль - отчет о результатах выполнения программы на совещании при Главе администрации в ноябре 2016 года. |
5. Анализ исходного состояния системы образования
Законом РФ "Об образовании", Базисным учебным планом РФ, Концепцией модернизации образования на период до 2010 года предусматривается создание условий для автономного функционирования и развития муниципальных районных образовательных систем, наиболее полного раскрытия внутреннего потенциала учреждений образования в соответствии с их социально-экономическими, культурными и образовательными особенностями. Несмотря на существование различных подходов к построению образовательных моделей, практика доказывает общую закономерность: функционирование и развитие любого образовательного учреждения, управленческой структуры эффективно только при условии деятельности высокопрофессиональных кадров. Более того, в условиях вариативности подходов к осуществлению образовательного процесса, профессионализм педагогических и управленческих кадров начинает играть решающую роль в достижении главного результата - предоставление качественного образования.
В связи с этим, на современном этапе развития муниципальной системы образования значительное внимание необходимо уделить повышению эффективности работы с педагогическими и управленческими кадрами, которые становятся главным ресурсом, условием качественного образования.
Как подчеркивается в Концепции модернизации образования, повышение профессионализма педагогов, подготовка и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, - первостепенная задача, необходимое условие модернизации системы образования России.
Модернизация образования выступает фактором повышения профессиональной компетентности педагогов, активизации кадровой политики, определяя основные приоритеты образования в нашей стране, направления конструирования содержания образования и адекватных образовательных технологий, требования к личности выпускника. Исходя из этого, корректируются механизмы педагогической и управленческой деятельности, связанные с созданием принципиально новых подходов к организации и реализации образовательного процесса, в частности, с компетентным подходом.
Компетентность педагогических и управленческих кадров предусматривает не только обновление психолого-педагогических знаний, но и развитие умений решать новые образовательные задачи, формирование мотивационно-ценностного отношения к происходящим преобразованиям.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит выявить и задействовать факторы, обеспечивающие движение системы к цели в конкретной социокультурной и экономической ситуации в соответствии с потребностями системы образования Всеволожского муниципального района Ленинградской области в профессиональных кадрах.
Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, требует обновления и придания гуманитарно-личностной направленности профессиональной компетентности современного педагога. Профессиональная компетентность лежит в основе повышения квалификации педагогов и дополняется методической, социальной и личной компетентностью. В рамках подпрограммы "Педагогические кадры России" Федеральной программы развития образования предусматриваются меры по преодолению негативных тенденций в кадровом обеспечении образования, которые включают следующие основные направления:
- Повышение статуса педагогического работника
- Повышение профессионализма педагогических кадров
- Усиление государственной поддержки и стимулирования труда педагогических и управленческих работников образования.
Подпрограмма разработана Комитетом по образованию в целях формирования контингента высококвалифицированных, подготовленных к административной работе специалистов.
Своевременное выявление и успешная подготовка к работе будущих руководителей является сегодня важнейшим фактором успеха в построении образовательной системы. Поэтому стратегически важно создать систему подбора, развития и перемещения будущих руководителей (резерва) и разработать механизм управления этой системой.
Кадровая политика в области образования направлена на:
- развитие педагогической сферы в новых социально-экономических условиях, пополнение и обновление кадрового потенциала системы образования, повышение социального статуса и социальной защищенности педагогических и управленческих кадров,
- создание механизма целевой подготовки педагогических кадров образовательных учреждений Всеволожского района,
- сохранение в системе образования квалифицированных педагогических и управленческих кадров.
Основными принципами при разработке подпрограммы являлись:
- приоритет обеспечения условий поэтапной актуализации профессионализма педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования;
- переход к информационному управлению в развитии кадровых условий муниципальной системы образования, внедрение современных методик прогнозирования потребностей муниципальной системы образования в педагогических работниках и обеспечение условий для их своевременной подготовки;
- обеспечение компетентного подхода при подготовке выпускников.
Указанной подпрограммой определены основные направления кадрового обеспечения:
- определение обоснованной потребности учреждений образования в педагогических кадрах и источников возмещения;
- подготовка и переподготовка, повышение квалификации педагогических кадров на основе анализа потребности в кадрах;
- прогноз обеспечения кадрами общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования;
- совершенствование районной системы подготовки к проведению процедуры аттестации педагогических, и руководящих работников общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования;
- создание районной системы подбора, назначения и аттестации на должность управленческих кадров образования, подготовка кадрового резерва.
В 2008-2010 годах Комитетом по образованию администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Комитет по образованию) при участии муниципальных образовательных учреждений и иных заинтересованных структур осуществлялась реализация мероприятий по основным направлениям муниципальной целевой программы "Кадры в системе образования Всеволожского района Ленинградской области" на 2008-2010 годы, утвержденной Решением Совета депутатов МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 14.02.2008 года N 06 (далее - Программа).
Общие объемы финансирования по программе за 2008-2010 годы по бюджету Муниципального образования составили 4 500 443 рубля.
Разработана нормативно-правовая база для восполнения муниципальной системы образования педагогическими и руководящими кадрами и повышения престижа педагогической профессии в МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области.
Создан электронный банк данных по награждению педагогических и руководящих кадров, включающий в себя следующую информацию: фамилия, имя, отчество работника образовательного учреждения; занимаемая должность, вид награды (грамота Комитета по образованию, Почетная грамота администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, Почетная грамота Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, дата присвоения, N приказа (распоряжения) о присвоении и т.д.
Разработаны основные направления социальной поддержки педагогических кадров:
- реализация нормативно-правовых актов о защите педагогических и иных работников общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования в целях обеспечения для них условий труда и социальных гарантий на основе соответствующих актов Российской Федерации, Ленинградской области и МО "Всеволожский муниципальный район" ЛО;
- установление видов материальной поддержки педагогических и других работников системы образования, норм их оказания и льгот;
- развитие системы стимулов, обеспечивающих поддержку и совершенствование уровня профессионального мастерства педагогических, научно-педагогических и других работников системы образования.
Это должно было послужить механизмом повышения статуса педагогов и усиления их государственной поддержки, обеспечения специальной системы надбавок и доплат к ставкам заработной платы и должностным окладам педагогических работников муниципальных образовательных учреждений Всеволожского района, в том числе:
- доплат и надбавок стимулирующего характера за работу, не входящую в круг основных обязанностей (классное руководство, руководство кружками, методическими, цикловыми и предметными объединениями, заведование учебными кабинетами, проверка письменных работ);
- доплата молодым специалистам в течение трех лет;
- система премирования педагогических работников.
Во Всеволожском районе реализуется ряд мер, направленных на закрепление молодых специалистов в образовательных учреждениях: введена система многосторонних договоров (между выпускником образовательных учреждений профессионального педагогического образования, Комитетом по образованию и образовательным учреждением); за счет средств муниципального бюджета решается проблема обеспечение педагогических работников жильем:
2006 год - 6 квартир
2007 год - 1 квартира
2008 год - 6 квартир
2009 - 5 квартир
2010 год - 1 квартира
Образовательный процесс во Всеволожском районе обеспечивают более 1200 педагогов, из которых 27 - Заслуженных учителей России, 44 педагога - победители ПНПО. В 2010 году 2 педагога стали победителями ПНПО (из 9 педагогов Ленинградской области). Более 300 педагогических работников отмечены отраслевыми наградами Министерства образования и науки РФ. По состоянию на 01.09.2010 численность учащихся всех общеобразовательных учреждений составляет 16468 человека. Число учеников, приходящихся на одного учителя - 15,8; на одного педагогического работника 14,5.
Однако анализ кадрового состояния системы образования показывает, что разработанного комплекса мер на сегодняшний день недостаточно, ситуация в области административного руководства учреждениями образования требует особого внимания.
36% руководителей старше 55 лет, 20% руководителей находятся в предпенсионном возрасте, что составляет критическую массу с пенсионерами вместе 56%.
24% руководителей имеют стаж руководящей работы менее 3 лет.
Анализируя реализацию муниципальной целевой программы "Кадры в системе образования_" за период 2008-2010 годов необходимо рассмотреть возможность включения в рамках имеющихся бюджетных средств в подпрограмму следующих мероприятий:
- при формировании резерва руководящих кадров муниципальных образовательных учреждений, предусматривать денежные средства на повышение квалификации резерва, в том числе его обучения по программе "Менеджмент в образовании";
- включить меры, направленные на усиление мотивации притока молодых специалистов и закрепляемости кадров в учреждениях бюджетной сферы района в части оказания муниципальной поддержки молодым специалистам в строительстве (реконструкции) и приобретении (аренде) жилья не состоящим на очереди по улучшению жилищных условий, используя договорную систему предоставления жилья специализированного фонда муниципального образования на период их работы в муниципальных образовательных учреждениях.
6. Анализ кадровых условий муниципальной системы образования
Для определения проблем, подлежащих программной разработке, проведен анализ кадровых условий муниципальной системы образования.
Численность и состав работников системы образования МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области следующий:
|
Школы |
ДОУ |
УДОД |
Итого |
||
Город |
Село |
Итого |
Город |
Город |
||
Всего: из них |
904 |
619 |
1523 |
1813 |
513 |
3849 |
Руководящие работники |
124 |
93 |
217 |
120 |
81 |
418 |
В т.ч.директора |
17 |
18 |
35 |
32 |
8 |
75 |
Педагогические работники, в т.ч. |
709 |
437 |
1146 |
735 |
277 |
2 158 |
Учителя (воспитатели, педагоги доп.образов.) |
649 |
377 |
1026 |
554 |
114 |
1649 |
Учебно-вспомогательный персонал |
63 |
71 |
134 |
333 |
47 |
514 |
Обслуживающий персонал |
8 |
18 |
26 |
576 |
108 |
710 |
Численность педагогических работников общеобразовательных учреждений имеющих квалификацию:
Категория: |
Город |
Село |
Итого |
Высшая |
379 |
196 |
575 |
Первая |
235 |
182 |
417 |
Вторая |
105 |
67 |
172 |
Не имеют категории |
185 |
174 |
359 |
Из общей численности педагогических работников имеют образование:
|
Город |
Село |
Итого по школам: |
ДОУ |
УДОД |
Итого |
Высшее профессиональное образование, |
749 |
466 |
1215 |
439 |
308 |
1962 |
Из них педагогическое |
655 |
390 |
1045 |
328 |
228 |
1601 |
Среднее профессиональное образование |
148 |
130 |
278 |
1104 |
130 |
1512 |
Из них педагогическое |
82 |
65 |
147 |
411 |
41 |
599 |
Начальное профессиональное образование |
0 |
7 |
7 |
66 |
25 |
98 |
Средняя (полная) школа |
7 |
15 |
22 |
- |
48 |
70 |
Из общей численности педагогических работников общеобразовательных учреждений имеют стаж работы:
|
Город |
Село |
Итого по школам |
Менее 2 лет |
64 |
38 |
102 |
От 2 до 5 лет |
67 |
36 |
103 |
От 5 до 10 |
75 |
65 |
140 |
От 10 до 20 |
197 |
142 |
339 |
Более 20 |
501 |
338 |
839 |
Из общей численности педагогических работников общеобразовательных учреждений находятся в возрасте:
|
Город |
Село |
Итого по школам |
Моложе 25 лет |
55 |
37 |
92 |
От 25 до 35 |
114 |
92 |
206 |
От 35 до 55 |
509 |
332 |
841 |
Пенсионного возраста |
226 |
158 |
384 |
Из них женщины пенсионного возраста |
197 |
136 |
333 |
Наблюдается тенденция старения педагогических коллективов и руководящего состава, нет заинтересованности молодых специалистов перспективами педагогической деятельности, удовлетворенности условиями труда и оплаты, а это приводит к тому, что педагогические коллективы испытывают трудности в осуществлении задач обновления содержания образования, развития инновационных форм деятельности.
В связи с этим необходимо предусмотреть развитие мер социальной поддержки работников муниципальной системы образования для закрепления в образовательных учреждениях района педагогических кадров и привлечения молодых специалистов в систему образования района.
Необходимо взаимодействие педагогических коллективов образовательных учреждений района и профессиональная адаптация молодых специалистов (начинающаяся в период их обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального педагогического образования в процессе педагогической практики, продолжающаяся после их трудоустройства в образовательные учреждения). В связи с этим необходимо обеспечить совместную деятел
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.