Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу комитета по культуре
Ленинградской области
от 12 мая 2011 г. N 15
Порядок
организации историко-культурных заповедников регионального значения
1. Общие положения
1.1. Нижеприведенные термины и понятия используются в следующем значении:
Историко-культурный заповедник регионального значения (далее - заповедник) - достопримечательное место, целостный историко-культурный и природный комплекс с особым правовым режимом содержания, на территории которого обеспечивается охрана, сохранение, изучение и популяризация достопримечательного места регионального значения, объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, расположенных на данной территории;
Достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории автономного округа, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.
Предмет(ы) охраны объекта культурного наследия - особенности объекта (материальные элементы, а также качества и характеристики), являющиеся носителями историко-культурной ценности и послужившие основанием для включения его в реестр, подлежащие обязательному сохранению.
Территория объекта (выявленного объекта) культурного наследия - особо охраняемый земельный участок, исторически и функционально связанный с объектом (выявленным объектом) культурного наследия и являющийся его неотъемлемой частью, граница которого устанавливается на основе исторических границ и с учетом предметов охраны.
1.2. При разработке научно-проектной документации, выполненной в отношении заповедника, необходимо руководствоваться Градостроительным кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия, законами и иными нормативными правовыми актами Ленинградской области в области охраны объектов культурного наследия, федеральными градостроительными нормативами и правилами в области охраны объектов культурного наследия, градостроительными нормативами и правилами Ленинградской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
1.3. К заповеднику может быть отнесено достопримечательное место регионального значения в случае установления, в результате проведения государственной историко-культурной экспертизы, его особой историко-культурной значимости и наличия историко-культурной и природной целостности.
1.4. Порядок организации заповедника включает в себя подготовку документов, обосновывающих отнесение достопримечательного места регионального значения к историко-культурному заповеднику регионального значения, порядок представления в Правительство Ленинградской области документов об организации заповедника, а также состав документов, необходимых для принятия Правительством Ленинградской области решения об отнесении достопримечательного места регионального значения к историко-культурному заповеднику регионального значения.
При необходимости установления особого режима содержания достопримечательного места регионального значения, представляющего собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, специально уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия субъекта РФ - Комитетом по культуре Ленинградской области, далее - Комитет (Департаментом государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия Комитета по культуре Ленинградской области, далее - Департамент) организуется проведение государственной историко-культурной экспертизы.
1.5. Государственная историко-культурная экспертиза документов, обосновывающих отнесение достопримечательного места регионального значения к историко-культурному заповеднику регионального значения, осуществляется в установленном Комитетом порядке.
1.6. Земли в границах достопримечательного места регионального значения, в отношении которого принято решение об отнесении к заповеднику, относятся к землям историко-культурного назначения. Земли в границах заповедника являются землями, ограниченными в обороте, и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. На территории заповедника (в том числе и в пределах земель поселений, полностью или частично вошедших в состав заповедника) устанавливаются режимы, определяющие правовой регламент земельных участков в границах данного заповедника и обеспечивающие сохранение его целостности как историко-культурного и природного комплекса.
1.7. Режимы, установленные на территории заповедника, обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
1.8. На территории заповедника запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб объектам культурного наследия, исторической, культурной и природной среде и которая не соответствует целям и задачам сохранения культурного наследия. На территории заповедника осуществляется хозяйственная деятельность, не противоречащая режиму содержания заповедника.
1.9. В состав заповедника могут входить зоны охраны объектов культурного наследия, а также объекты недвижимости, включая лесные и сельскохозяйственные угодья, поселения, водные объекты.
1.10. Градостроительная деятельность на территории заповедника подлежит особому регулированию. Эти особенности должны быть отражены в требованиях к градостроительной документации, регулирующей развитие территории заповедника и его застройку, обеспечивающей сохранение исторической планировки и застройки поселений, полностью или частично включаемых в границы заповедника, сохранение масштабности и типовых форм зданий и сооружений, исторического ландшафта, развитие традиционных форм хозяйствования на территории заповедника.
2. Порядок и форма обращения граждан и организаций по вопросу
организации историко-культурного заповедника регионального значения
2.1. Научно-проектная документация, обосновывающая организацию заповедника (далее - научно-проектная документация) разрабатывается на основании задания на ее разработку (Приложение N 2), выдаваемого Департаментом по заявлению заказчика (Приложение N 1) и на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, подтверждающей целесообразность отнесения достопримечательного места к историко-культурному заповеднику.
Выдача задания осуществляется в порядке и в сроки, установленные Административным регламентом Комитета по культуре Ленинградской области "Выдача заданий и разрешений на работы по сохранению объектов (выявленных объектов) культурного наследия" (утв. приказом комитета по культуре Ленинградской области от 29.09.2009 N 77) с учетом специфики разрабатываемой документации.
В задании на разработку обязательно предусматривается необходимость проведения историко-культурной экспертизы научно-проектной документации, обосновывающей отнесение достопримечательного места к историко-культурным заповедникам.
2.2. Разработка научно-проектной документации осуществляется специализированными лицензированными организациями (далее - Исполнитель) на основе предоставленных заказчиком исходных данных, необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований (далее - историко-культурные исследования) и иных материалов по обоснованию.
2.3. Заказчик безвозмездно и до начала научно-проектных работ предоставляет Исполнителю следующие материалы:
- топогеодезическую подоснову в границах рассмотрения и в масштабах, соответствующих указанным в программе-задании масштабам выпускных чертежей в электронном и/или бумажном виде: 1 : 5000, 1 : 2000, 1 :500;
- официальную информацию по спискам объектов культурного наследия всех категорий и их территориям;
- материалы земельного кадастра в части границ владельческих участков на рассматриваемых территориях (при наличии данных).
2.4. Заказчик обеспечивает возможность ознакомления Исполнителя с имеющимися историко-архивными и историческими документами и материалами по объектам историко-культурного наследия, материалами утвержденных ранее проектов зон охраны, с иной ранее выполненной градостроительной документацией на рассматриваемой территории.
Работа с материалами закрытого характера должна осуществляться в соответствии с действующими нормативными документами.
3. Перечень документов, представляемых для решения вопроса
об организации историко-культурного заповедника регионального значения
3.1. Порядок организации заповедника включает в себя:
- обоснование отнесения достопримечательного места к заповеднику;
- установление границ территории, предметов охраны, режима содержания заповедника.
3.2. Научно-проектная документация должна содержать следующие материалы:
- обоснование отнесения достопримечательного места к историко-культурным заповедникам, включающее в себя правовое, историко-культурное, социально-экономическое, организационное и иные виды обоснований;
- фотодокументация, характеризующая достопримечательное место и его среду, отдельные объекты культурного наследия, прочие объекты, а также значение ансамбля, комплекса, территории, схема точек фотофиксации;
- схема расположения территории заповедника на территории муниципального образования (образований);
- историко-архитектурный опорный план заповедника с указанием границ территорий объектов культурного наследия, входящих в состав заповедника, утвержденных или проектируемых зонах охраны;
- планы поворотных точек границы территории заповедника;
- схема границ территории заповедника;
- описание предметов охраны заповедника;
- схема зонирования заповедника и режимы содержания каждой зоны.
3.3. Также должны быть приложены следующие документы:
- заключение государственной историко-культурной экспертизы, подтверждающей целесообразность отнесения достопримечательного места к историко-культурному заповеднику;
- документы, содержащие сведения о собственниках и пользователях объектов недвижимости, входящих в состав (находящихся в границах) достопримечательного места;
- учетные карточки и паспорта для каждого объекта культурного наследия, входящего в состав историко-культурного заповедника;
- учетная карточка и паспорт на историко-культурный заповедник.
3.4. Границы заповедника устанавливаются на основании историко-культурного опорного плана, в соответствии с исторически сложившимися границами земельных участков, выявленных в архивных документах описаниях владений, в том числе планов. Также учитываются материалы научных исследований, касающихся истории формирования территории, ее природных особенностей, учитывается современная градостроительная ситуация, иные документы и материалы. Историко-культурный опорный план выполняется на топографической основе в масштабе, соответствующем материалам территориального планирования области, муниципального образования (1:5000 - 1:2000 - 1:500).
Историко-культурный опорный план фиксирует все объекты культурного наследия, выявленные объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, с их территориями, а также границы существующих зон охраны. Фиксация указанных объектов основывается на материалах паспортов объектов культурного наследия, действующих проектов зон охраны, иных документах и материалах.
3.5. Границы территории заповедника, схема зонирования заповедника и предметы охраны заповедника отображаются на сводной карте-схеме, которая также выполняется на топографической основе и в масштабе, совпадающем с масштабом историко-культурного опорного плана.
3.6. При определении трассировки границ необходимо опираться на хорошо видимые в натуре контуры природных и антропогенных объектов: берегов рек и других водных объектов, тальвегов оврагов, резких перепадов рельефа, опушек лесных массивов, а также дорог, ЛЭП, просек, границ застройки и т. д.
3.7. Границы земли заповедника могут не совпадать с границей достопримечательного места, территориями объектов культурного наследия и с границами существующих земельных участков, являющихся объектами гражданских правоотношений.
Описание границ заповедника дополняется планом поворотных точек границ территории заповедника.
3.8. Режим содержания заповедника направлен на обеспечение сохранности его составляющих, на обеспечение доступа граждан к подлежащим показу объектам культурного наследия, на организацию регулируемого туризма и отдыха посетителей заповедника, а также на предотвращение диссонирующего строительства и хозяйственной деятельности, способных нанести ущерб заповеднику.
Режим содержания заповедника включает в себя ограничения по застройке, к хозяйственному использованию территории и объектов заповедника.
3.9. В границах заповедника может быть установлен различный режим содержания частей его территории, в том числе:
а) режим, запрещающий любую хозяйственную деятельность, за исключением специальных мер, направленных на сохранение и популяризацию соответствующего достопримечательного места регионального значения;
б) режим, запрещающий новое строительство, за исключением специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию исторической среды;
в) режим, регулирующий застройку и хозяйственную деятельность;
г) иной режим, обеспечивающий соблюдение требований действующего законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
3.10. Предметами охраны заповедника являются:
а) культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования этнических общностей на территории области, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью и творчеством выдающихся деятелей культуры, науки, искусства, государственных деятелей;
б) пейзажи, представляющие ценность с историко-культурной и эстетической точки зрения;
в) расположенные на территории заповедника отдельные объекты культурного наследия и ансамбли, в том числе культурные слои и объекты археологического наследия, включая остатки построек древних городищ, селищ, стоянок, а также памятники природы и природные заказники;
г) места традиционного бытования народных художественных промыслов (территории, в пределах которых исторически сложились и развиваются в соответствии с самобытными традициями народные художественные промыслы, существуют его социально-бытовые инфраструктуры и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы);
д) места сосредоточения объектов индустриального (производственного) наследия (исторические заводские и фабричные комплексы, места добычи полезных ископаемых, транспортные узлы и системы и др.);
е) центры исторических поселений или хорошо сохранившиеся фрагменты градостроительной планировки и застройки исторических поселений, историческая планировочная структура, исторически сложившиеся транспортные пути и дороги;
ж) красные линии и линии застройки, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными), объемно-пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, архитектурный облик зданий и сооружений (масштаб, объем, структура, стиль, материал, цвет и декоративные элементы фасадов), различные функции исторического поселения, приобретенные им в процессе развития;
з) историческая ландшафтно-композиционная структура, видовые (обзорные) точки и видовые (визуальные) коридоры, с которых раскрываются панорамы, представляющие историческую или эстетическую ценность;
и) места совершения религиозных обрядов;
к) иные исторически ценные градоформирующие и природные объекты.
4. Перечень обязательных согласований при организации
историко-культурного заповедника регионального значения
4.1. Оформленная в установленном порядке научно-проектная документация представляется в Департамент с сопроводительным письмом-заявлением о ее согласовании или подготовке заключения.
Научно-проектная документация, обосновывающая отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам является объектом историко-культурной экспертизы. Историко-культурная экспертиза организуется Департаментом.
Оплата историко-культурной экспертизы осуществляется заказчиком.
Экспертный орган может потребовать от Заказчика предъявления также дополнительных материалов в соответствии с установленными правилами экспертизы. При наличии замечаний экспертного органа научно-проектная документация возвращается Заказчиком Исполнителю на доработку. Спорные вопросы по замечаниям экспертного органа решаются в порядке, устанавливаемом государственными органами охраны памятников истории и культуры.
4.2. Оформленная в установленном порядке научно-проектная документация вместе с положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы направляется Заказчиком на рассмотрение в орган архитектуры и градостроительства Ленинградской области; в орган исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим регулирование в сфере экономической политики; в орган местного самоуправления муниципального образования (образований) Ленинградской области, на территории которого находится данный заповедник; в Департамент. Предлагаемые к утверждению границы и режимы содержания заповедника обсуждаются на Градостроительном совете при КГА Ленинградской области (далее - Совет), по результатам чего составляется Протокол заседания Совета.
4.3. По результатам Совета Заказчик предоставляет в Департамент оформленную в установленном порядке научно-проектную документацию вместе с положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы и протоколом заседания Совета и сопроводительное письмо-заявление о согласовании документации (Приложение N 3).
Регистрация заявления и рассмотрение документации осуществляются в порядке и в сроки, установленные Административным регламентом Комитета по культуре Ленинградской области "Согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, приемка указанных работ" (утвержден приказом комитета по культуре Ленинградской области от 29.09.2009 N 76) с учетом специфики разрабатываемой документации.
На согласование материалы предоставляются Заказчиком (физическое лицо, юридическое лицо, орган государственной власти и подведомственные ему организации (учреждения), орган местного самоуправления и подведомственные ему организации (учреждения)) или уполномоченным представителем заказчика при наличии доверенности. При направлении заявителем научно-проектной документации к сопроводительному письму-заявлению о согласовании научно-проектной документации (для физического лица - с указанием адреса проживания и, по возможности, контактным телефоном; для юридического лица - с указанием реквизитов) заявителем прилагаются:
4.3.1. Копия задания, выданного в соответствии с п. 2.1.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
4.5.2. Научно-проектная документация в необходимом объеме, выполненная лицензированной организацией.
4.3.3. Экспертное заключение.
4.3.4. Копия лицензии проектной организации, выполнявшей научно-проектную документацию.
4.3.5. Протокол заседания градостроительного Совета.
4.4. В результате рассмотрения научно-проектной документации может быть принято решение о ее согласовании (отказе в ее согласовании), оформляемое в виде письма. На сводной карте-схеме при принятии решения о согласовании проставляется штамп о согласовании, на котором указывается исходящий номер письма о согласовании.
В случае принятия решения об отказе в согласовании научно-проектной документации, она возвращается Заказчику, а в письме об отказе указываются причины отказа.
4.5. По результатам согласования Департаментом подготавливается проект постановления Правительства Ленинградской области об историко-культурном заповеднике регионального значения, границах его территории и режимах содержания, который подлежит согласованию со всеми заинтересованными Комитетами Ленинградской области в установленном порядке.
4.6. Составной частью проекта постановления в виде приложений являются следующие документы (материалы):
а) сведения о достопримечательном месте регионального значения, содержащиеся в Едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
б) сводная карта-схема территории историко-культурного заповедника, выполненная на основе проекта, обосновывающего границы, зонирование территории, режим содержания заповедника;
в) описание границ и планы поворотных точек границ территории заповедника;
г) описание режимов заповедника;
д) оформленное в установленном порядке заключение государственной историко-культурной экспертизы об обоснованности отнесения достопримечательного места регионального значения к историко-культурному заповеднику.
4.7. Правительство Ленинградской области принимает решение о создании историко-культурного заповедника регионального значения.
Решение об организации заповедника оформляется постановлением Правительства Ленинградской области, которым утверждается положение о конкретном заповеднике, описание границ заповедника и предметов охраны.
4.8. Сведения о наличии территории заповедника вносятся в установленном порядке в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации и в установленном порядке представляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости.
Ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающие на основании решения об установлении заповедника, подлежат государственной регистрации.
Департамент направляет копию решения об установлении границ заповедника в соответствующий орган местного самоуправления городского округа или муниципального района, на территории которого расположен заповедник.
Контроль за соблюдением режима содержания заповедника и сохранением объектов культурного наследия, расположенных на территории заповедника, осуществляет Департамент.
4.9. Учет и хранение всех полученных документов и материалов, связанных с установлением заповедника, осуществляется Департаментом в соответствии с правилами организации документооборота.
4.10. Информация об утвержденных границах заповедника, режимах содержания заповедника в обязательном порядке размещается в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Утвержденные границы заповедника, режимы содержания заповедника обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и Застройки, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке).
4.11. Сведения о границе организованного историко-культурного заповедника, режимах использования земель в границах данного заповедника направляются Департаментом в органы (организации), уполномоченные на ведение государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра и иных информационных систем, использующих (учитывающих) данную информацию, в порядке, установленном для ведения указанных информационных систем с учетом особенностей объектов культурного наследия как особого вида недвижимого имущества.
Приложения
Приложение N 1
|
Заместителю председателя Комитета по культуре Ленинградской области - начальнику департамента государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия |
|||||
|
|
|||||
|
от |
|
||||
|
(Ф. И. О./наименование юридического лица)* |
|||||
|
Адрес проживания (фактический адрес) |
|||||
|
|
|||||
|
|
|||||
|
Почтовый адрес (юридический адрес): |
|||||
|
|
|||||
|
Контактный телефон |
|
||||
(На бланке юридического лица, если заявитель юридическое лицо) |
|
|||||
Заявление | ||||||
Прошу рассмотреть и согласовать задание на выполнение научно-проектной | ||||||
документации, обосновывающей отнесение объекта культурного наследия |
|
|||||
| ||||||
(наименование и местонахождение объекта) | ||||||
к историко-культурным заповедникам |
|
|||||
|
(наименование и местонахождение объекта) |
|||||
Приложения: | ||||||
Дата заполнения |
Подпись |
|||||
- При подаче заявления законным представителем указываются реквизиты доверенности | ||||||
- При подаче заявления от имени юридического лица так же указывается Ф. И. О и должность представителя |
Приложение N 2
Согласовано |
|
Утверждаю |
||||||||||||||||||
Начальник департамента государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия Комитета по культуре Ленинградской области |
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
|
|
Заказчик |
||||||||||||||||||
(подпись, печать) |
|
|
||||||||||||||||||
" |
|
" |
|
201 |
|
г. |
|
подпись, печать |
||||||||||||
|
N |
|
|
" |
|
" |
|
201 |
|
г. |
||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
1. Основание для выполнения работы |
|
|||||||||||||||||||
2. Заказчик |
|
|||||||||||||||||||
3. Исполнитель |
|
|||||||||||||||||||
4. Границы рассмотрения и проектирования |
|
|||||||||||||||||||
5. Объект рассмотрения |
|
|||||||||||||||||||
6. Цель работы |
|
|||||||||||||||||||
7. Состав документации |
|
|||||||||||||||||||
8. Сроки разработки |
|
|||||||||||||||||||
9. Исходные материалы, предоставляемые заказчиком |
|
|||||||||||||||||||
10. Особые условия |
Проведения историко-культурной экспертизы научно-проектной документации, обосновывающей отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам |
|||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
(должность разработчика) |
|
(подпись) |
|
(фамилия, инициалы) |
Приложение N 3
|
Заместителю председателя Комитета по культуре Ленинградской области - начальнику департамента государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия |
||||
|
|
||||
|
от |
|
|||
|
(Ф. И. О./наименование юридического лица)* |
||||
|
Адрес проживания (фактический адрес) |
||||
|
|
||||
|
|
||||
|
Почтовый адрес (юридический адрес): |
||||
|
|
||||
|
Контактный телефон |
|
|||
(На бланке юридического лица, если заявитель юридическое лицо) |
|
||||
Заявление | |||||
Прошу согласовать научно-проектную документацию, обосновывающую отнесение | |||||
объекта культурного наследия |
|
||||
|
(наименование и местонахождение объекта) |
||||
к историко-культурным заповедникам. | |||||
Приложения: | |||||
1. Копия задания. | |||||
2. Научно-проектная документация в необходимом объеме, выполненная лицензированной организацией. | |||||
3. Заключение историко-культурной экспертизы. | |||||
4. Копия лицензии проектной организации, выполнявшей научно-проектную документацию. | |||||
5. Протокол заседания Совета. | |||||
Дата заполнения |
Подпись |
||||
- При подаче заявления законным представителем указываются реквизиты доверенности | |||||
- При подаче заявления от имени юридического лица так же указывается Ф. И. О. и должность представителя |
<< Назад |
||
Содержание Приказ Комитета по культуре Ленинградской области от 12 мая 2011 г. N 15 "Об утверждении порядка организации историко-культурных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.