Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 11 апреля 2011 г. N 33-5015/2011
Судья: Сминова З.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Сопраньковой Т.Г.
судей Селезневой Е.Н., Ничковой С.С.
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-346/11 по кассационной жалобе С. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 февраля 2011 года по иску С. к <Государственный орган исполнительной власти субъекта> о признании права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или на приобретение жилого помещения и об обязании предоставить такую единовременную денежную выплату,
Заслушав доклад судьи Сопраньковой Т.Г.,
Выслушав объяснения представителей сторон,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
С. обратился в суд с иском к <Государственный орган исполнительной власти субъекта> о признании за ним права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или на приобретение жилого помещения и об обязании предоставить такую единовременную денежную выплату в сумме <...> рублей.
Требования истец мотивировал тем, что полагает себя нуждающимся в жилом помещении, поскольку временно по договоренности со своей дочерью С.О.А. проживает у нее в квартире, иного жилья не имеет. С. является участником Великой Отечественной войны. Истец считает, что в соответствии с положениями Федеральных законов РФ N 5 от 12.01.1995 года "О ветеранах", от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и Указа Президента РФ N 714 от 07.05.2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" имеет право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем либо получения единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 февраля 2011 года С. отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе С. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении его требований.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
Материалами дела установлено, что С. зарегистрирован и проживает с 05 июля 2005 года в <...>комнатной квартире, общей площадью 40,1 кв. м, расположенной по адресу: <...>.
Указанная квартира принадлежит на праве собственности дочери истца - С.О.А., зарегистрированной и проживающей в <...>.
10 марта 2010 года постановлением Администрации МО N <...> истец признан на основании п. 1 ч. 1 ст. 51, п. 2 ст. 52 ЖК РФ, пп. 4 п. 1 ст. 14 ФЗ "О ветеранах" N 5-фз от 12 января 1995 года нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; включен в список ветеранов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в соответствии с положениями ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 года, составом семьи - 1 человек.
25 мая 2010 года С. обратился в Администрацию <...> района с заявлением об обеспечении его жильем путем предоставления ему единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья в соответствии со ст. 2 Областного закона N 5-оз от 02.03.2010 года "Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 01 января 2005 года".
Согласно произведенному Администрацией расчету, размер субсидии на приобретение или строительство жилья для С. составил <...> рублей.
23 августа 2010 года состоялось заседание рабочей группы при <Государственный орган исполнительной власти субъекта> для организации работы по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании ФЗ "О ветеранах" от 12 января 1995 года и ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года, по итогам которой было принято решение отказать С. в предоставлении бюджетных средств, поскольку он был принят на учет в нарушение ст. 51 ЖК РФ, будучи обеспеченным общей площадью жилого помещения более учетной нормы; при этом главам администраций сельских и городских поселений Ленинградской области в соответствии со ст. 56 ЖК РФ рекомендовано рассмотреть вопрос о снятии с учета граждан, принятых на учет с нарушением законодательства.
На основании указанного решения 27 августа 2010 года Администрация <...> муниципального района направила в адрес истца сообщение об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилой площади.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" пп. 1 п. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, предоставляется в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Таким образом, за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями обеспечиваются ветераны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Вместе с тем, согласно предписаниям по исполнению Указа, при предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения компетентным органом должна быть проведена проверка обстоятельств нуждаемости лица в улучшении жилищных условий и наличия у него соответствующего права.
Разрешая спор по существу и отказывая С. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с учетом изложенных правовых норм, а также с учетом Областной целевой программы в жилищной сфере, принятой в соответствии с Законом Ленинградской области N 5-ОЗ от 02.03.2010 г. "Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 01.01.2005 г.", которая предусматривает государственное содействие Ленинградской области в виде финансовой поддержки за счет средств бюджета, правомерно пришел к выводу о том, что в настоящее время С. не является нуждающимся в предоставлении жилого помещения в соответствии со ст. 53 ЖК РФ, в связи с чем, у <Государственный орган исполнительной власти субъекта> не может возникнуть обязанности по обеспечению С. жилым помещением.
При этом судом первой инстанции были оценены доводы С. относительно того, что он не является членом семьи своей дочери С.О.А., проживает в ее квартире временно на основании договора найма.
Судом первой инстанции данные доводы признаны необоснованными.
Так, в силу ч. 1, 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Согласно п/п "а" п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" в отношении родителей и детей установление факта ведения ими общего хозяйства, оказания взаимной материальной и иной поддержки не требуется.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 13 указанного Постановления Пленума, с учетом положений п. 1 ст. 31 ЖК РФ отсутствие ведения общего хозяйства между собственником и лицом, вселенным им в спорное жилое помещение, либо прекращение ведения ими общего хозяйства само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения.
Таким образом, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, учитывая вышеназванную норму права, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные истцом в обоснование своих доводов доказательства, правильно пришел к выводу об отклонении довода С. относительно того, что он не является членом семьи своей дочери.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяют изложенную истцом позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.
Вместе с тем, следует отметить, что доводы кассационной жалобы истца содержат новые требования о признании незаконным решения <Государственный орган исполнительной власти субъекта> от 23 августа 2010 года (протокол заседания рабочей группы N <...>).
Как усматривается из материалов гражданского дела, данное требование С. предметом рассмотрения суда первой инстанции не являлось.
Согласно п. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Оснований, предусмотренных федеральным законом, позволяющих суду выйти за пределы заявленных требований, не имелось.
В том случае, если истец полагает, что решением <Государственный орган исполнительной власти субъекта> от 23 августа 2010 года (протокол заседания рабочей группы N <...>) были нарушены его права и законные интересы, то он вправе в порядке главы 25 ГПК РФ оспорить его.
При указанных обстоятельствах решение Смольнинского районного суда от 15 февраля 2011 года отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу С. - оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 11 апреля 2011 г. N 33-5015/2011
Текст кассационного определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)