Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Долгосрочная целевая программа
"Развитие и использование минерально-сырьевой базы
Ленинградской области в 2011-2015 годах"
(утв. постановлением Правительства Ленинградской области
от 22 июля 2011 г. N 231)
17 декабря 2012 г., 5 декабря 2013 г.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 5 декабря 2013 г. N 442 в Паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
долгосрочной целевой программы
"Развитие и использование минерально-сырьевой базы
Ленинградской области в 2011-2015 годах"
Полное наименование |
Долгосрочная целевая программа "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2011-2015 годах" (далее - Программа) |
Цель Программы |
Обеспечение потребностей социально-экономического развития Ленинградской области в минерально-сырьевых ресурсах |
Основные задачи Программы |
Обеспечение сбалансированного соотношения между уровнем добычи и приростом запасов по наиболее востребованным видам полезных ископаемых; разведка и добыча полезных ископаемых на месторождениях с учетом требований охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; геолого-экологические исследования и внедрение новых технологий при добыче и переработке минерального сырья; экологическая оценка воздействия недропользования на окружающую среду, обращение с отходами горнодобывающей и перерабатывающей промышленности; информационное обеспечение управленческих решений, направленных на рациональное использование и охрану минерально-сырьевых ресурсов |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе, с указанием источников финансирования (в ценах года реализации Программы) |
Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета - 68327,0 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 13700,0 тыс. рублей; 2012 год - 13325,0 тыс. рублей; 2013 год - 12402,0 тыс. рублей; 2014 год - 14700,0 тыс. рублей; 2015 год - 14200,0 тыс. рублей |
Показатели эффективности Программы |
Ожидаемое восполнение промышленных запасов общераспространенных полезных ископаемых: строительного камня - не менее чем на 12,5 млн куб. м, песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 250,0 млн куб. м, в том числе по годам: 2011 год: строительного камня - не менее чем на 2,5 млн куб. м, песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 30,0 млн куб. м; 2012 год: строительного камня - не менее чем на 2,5 млн куб. м, песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 60,0 млн куб. м; 2013 год: строительного камня - не менее чем на 2,5 млн куб. м, песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 60,0 млн куб. м; 2014 год: строительного камня - не менее чем на 2,5 млн куб. м, песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 50,0 млн куб. м; 2015 год: строительного камня - не менее чем на 2,5 млн куб. м, песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 50,0 млн куб. м. Создание не менее 500 новых рабочих мест - 100 рабочих мест ежегодно. Бюджетная эффективность использования минерально-сырьевых ресурсов за счет увеличения доходов областного бюджета с вводимых в освоение новых месторождений: увеличение налога на добычу полезных ископаемых: 2011 год - на 3,0 млн рублей, 2012 год - на 3,0 млн рублей, 2013 год - на 3,0 млн рублей, 2014 год - на 3,0 млн рублей, 2015 год - на 3,0 млн рублей (налог на добычу в 2010 году составил 249,7 млн рублей, увеличение налога по отношению к 2009 году - 36,8 млн рублей); увеличение разовых платежей за пользование недрами: 2011 год - на 10,0 млн рублей, 2012 год - на 10,0 млн рублей, 2013 год - на 10,0 млн рублей, 2014 год на 10,0 млн рублей, 2015 год на 10,0 млн рублей (общая сумма разовых платежей в 2010 году составила 76,5 млн рублей) |
Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы |
1. Подключение к функционирующей территориально распределенной автоматизированной системе управления недропользованием ежегодно не менее пяти предприятий-недропользователей. Подготовка на основе получаемых с помощью системы информационно-аналитических материалов, обеспечивающих оперативную деятельность органов управления недропользованием, ежегодно не менее 30 аналитических справок о состоянии и перспективах развития минерально-сырьевой базы Ленинградской области. Ежегодное обновление базы данных автоматизированной информационной системы "Недропользование" (по 26 видам полезных ископаемых). Ежегодная актуализация 17 порайонных карт, характеризующих состояние недропользования в Ленинградской области, в том числе районов, прилегающих к Санкт-Петербургу. Разработка блока автоматизированной информационной системы "Исполнение государственных функций (предоставление государственных услуг)" согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Порядку разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденному постановлением Правительства Ленинградской области от 5 марта 2011 года N 42: создание модулей "Аукционы", "Лицензии", "Балансы и кадастры", "Экспертиза запасов", "Потери". 2. Восполнение промышленных запасов общераспространенных полезных ископаемых: строительного камня - ежегодно не менее чем на 2,5 млн куб. м, песка строительного и песчано-гравийного материала - ежегодно не менее чем на 30,0 - 60,0 млн куб. м. 3. Выявление несоответствий данных об учтенных балансом месторождениях нераспределенного фонда (застройка, несоответствие качества сырья современным требованиям и т. д.), снятие утративших промышленное значение месторождений с балансового учета (до 30 объектов ежегодно) и постановка на баланс месторождений, запасы по которым были списаны по причинам, утратившим актуальность (до пяти объектов ежегодно). 4. Разработка и внедрение ежегодно не менее пяти типовых проектов организации и проведения мониторинга использования месторождений твердых общераспространенных полезных ископаемых по видам: пески и песчано-гравийный материал (с разделением на карьеры с отработкой сухих запасов песков и карьеры с отработкой обводненных запасов), глины, строительный камень, облицовочный камень, торф. 5. Кадастровая оценка стоимости не мене 50 участков недр ежегодно. 6. Разработка, составление и ежегодное пополнение кадастра проявлений и месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Оперативная подготовка на базе указанного кадастра ежегодно не менее 50 аналитических справок о состоянии и перспективах развития минерально-сырьевой базы Ленинградской области, а также заключений о безрудности, годовых отчетов, содержащих полную информацию о минерально-сырьевой базе Ленинградской области. 7. Проведение ежегодно не менее 20 походов по выбранным объектам для получения необходимых навыков с целью геологической профессиональной ориентации, организация и проведение с участием преподавателей и учащихся школ ежегодно не менее трех обучающих семинаров по профессиональной ориентации молодежи и пропаганде геологических знаний |
Основания для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах"; приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21 мая 2001 года N 433 "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации"; приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 июля 2008 года N 151 "Об утверждении Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья"; постановление Правительства Ленинградской области от 26 февраля 2004 года N 31 "Об утверждении Основ государственной политики Ленинградской области в сфере использования минерального сырья и недропользования"; постановление Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области" |
Разработчик Программы |
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области |
Срок разработки Программы |
2011 год |
Стоимость разработки Программы |
Не требует финансовых затрат |
Представитель заказчика (координатор) Программы |
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области |
Участники Программы |
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, комитет по строительству Ленинградской области, органы местного самоуправления |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы |
Эглит Алексей Альфредович - председатель комитета по природным ресурсам Ленинградской области, тел. 496-56-36 |
Система управления и контроль за выполнением Программы |
Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий вопросы агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса. Контроль за выполнением мероприятий Программы и целевым использованием финансовых средств осуществляет комитет по природным ресурсам Ленинградской области. Комитет по природным ресурсам Ленинградской области представляет информацию о ходе финансирования и выполнения мероприятий Программы ежеквартально в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и ежегодно - в Правительство Ленинградской области |
1. Оценка состояния минерально-сырьевой базы и обоснование
целей и задач Программы
В настоящее время в Ленинградской области 70 процентов минерально-сырьевого рынка формируют предприятия, производящие щебень из строительного камня. Рынок нерудных строительных материалов сформирован основными холдингами - вертикально интегрированными структурами ООО "Ленстройреконструкция" (в состав входят ООО "Всеволожское СМП", ЗАО "Гранит - Кузнечное", ООО "Победа-ЛСР", ООО "Цемент"), ЗАО "Ленстройкомплектация" (в состав входят ЗАО "Каменногорское карьероуправление" и ЗАО "Каменногорский комбинат нерудных материалов"), ЗАО "Производственное объединение "Возрождение" (в состав входят ЗАО "Выборгское карьероуправление", ООО "Выборгские граниты", ОАО "Кампес"), ООО "Гепард" (в состав входит ООО "ЦБИ"), ЗАО "Техностром" (в состав входит ЗАО "Семиозерское карьероуправление").
Важной отраслью минерально-сырьевого комплекса является производство флюса из известняка и цемента. Основными предприятиями этой отрасли являются ЗАО "БазэлЦемент - Пикалево", ОАО "Цесла", ЗАО "Пикалевский цемент", ООО "Цемент". На долю указанных холдингов приходится до 75 процентов добытого минерального сырья. В 2010 году предприятия не допустили снижения объемов добычи и своевременно выплачивали налог на добычу полезных ископаемых и арендную плату за пользование лесными участками из состава земель лесного фонда.
Поскольку полезные ископаемые в отличие от ряда других природных ресурсов (водные и лесные ресурсы, животный мир и др.) являются невозобновимым ресурсом и после полной отработки месторождения добывающее предприятие подлежит ликвидации или перепрофилированию, своевременное решение проблем развития минерально-сырьевой базы, в частности прироста разведанных запасов полезных ископаемых, востребованных на рынке, имеет не только экономическое, но и важное социальное значение.
Комплекс разведанных твердых полезных ископаемых Ленинградской области, используемых главным образом для производства строительных материалов, включает 26 наименований, из них основными необщераспространенными являются горючие сланцы, формовочные и стекольные пески, карбонатные породы для металлургии и цементного производства, цементные глины, а также 20 видов общераспространенных полезных ископаемых (пески, песчано-гравийный материал, облицовочный камень - гранитоиды, габброиды, кварциты, мрамор, строительный камень - гранитоиды, габброиды, кварциты, карбонатные породы для обжига на известь, кирпично-черепичные глины, минеральные краски, торф, сапропель и др.).
Обеспеченность разведанными запасами полезных ископаемых различается в зависимости от их вида и освоения месторождений. В связи с тем, что имеется острый дефицит разведанных запасов кондиционных песков и песчано-гравийного материала на участках недр вблизи строящихся и проектируемых объектов строительства федерального и областного значения, представляется целесообразным с учетом комплекса экологических, экономических и других факторов использовать морские пески. По большинству других видов полезных ископаемых обеспеченность, по предварительной оценке, могла бы считаться удовлетворительной, но во многих случаях их освоение затрудняется геологическими условиями, градостроительными и экологическими ограничениями, необходимостью больших затрат на создание инфраструктуры.
Для эффективного использования недр необходимо обеспечить сбалансированность соотношения между уровнем добычи и приростом запасов по наиболее востребованным видам полезных ископаемых.
В рамках долгосрочной целевой программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы" в 2008-2009 годах за счет средств областного бюджета обеспечен прирост запасов песков и песчано-гравийного материала в объеме 110 млн куб. метров, поставлено на государственный баланс 31 месторождение, в 2010 году - 11 месторождений с балансовыми запасами в объеме 58 млн куб. метров. Поисковые и оценочные работы были направлены на восполнение ранее выработанных запасов и расширение сырьевой базы действующих производств, на обеспечение минеральным сырьем объектов строительства, в том числе в Приозерском районе (автомобильная дорога Санкт-Петербург-Сортавала) - 15,0 млн куб. метров, в Тосненском районе (скоростная автомобильная дорога Москва-Санкт-Петербург) - 5,6 млн куб. метров, в Выборгском районе (КС "Портовая", железнодорожная линия Лосево-Каменногорск) - 23,0 млн куб. метров, в Бокситогорском, Волховском, Подпорожском районах (ремонт и содержание автомобильных дорог районов) - 14,4 млн куб. метров.
Ежегодный объем добычи общераспространенных полезных ископаемых в Ленинградской области составляет 25,0-30,0 млн куб. метров.
По данным Петростата, в сфере добычи полезных ископаемых индекс производства по полному кругу предприятий в 2010 году составил 112 процентов по сравнению с предыдущим годом, что связано с увеличением добычи нерудных строительных материалов.
Сравнительные показатели по видам полезных ископаемых приведены в таблице.
Вид полезного ископаемого |
|
Объем добычи |
|
Процентное соотношение |
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2010 год к 2008 году |
2010 год к 2009 году |
|
Строительный камень |
12 098 тыс. куб. м |
8854 тыс. куб. м |
9634 тыс. куб. м |
80 |
109 |
Пески, песчано-гравийный материал |
18 059 тыс. куб. м |
15 205 тыс. куб. м |
19 400 тыс. куб. м |
107 |
128 |
Облицовочный камень |
115 тыс. куб. м |
113 тыс. куб. м |
119 тыс. куб. м |
103 |
105 |
Глины кирпично-черепичные |
677 тыс. куб. м |
417 тыс. куб. м |
437 тыс. куб. м |
65 |
105 |
Итого |
30 949 тыс. куб. м |
24 589 тыс. куб. м |
29 590 тыс. куб. м |
96 |
120 |
Сырье для цементного производства, тыс. т |
2168 тыс. т |
2124 тыс. т |
3682 тыс. т |
170 |
173 |
Ежегодные объемы добычи полезных ископаемых находятся в прямой зависимости от емкости рынка строительных материалов. В период резкого роста темпов строительства в 2008 году возросло потребление щебня и кирпично-черепичных изделий. Горные предприятия работали с превышением проектных уровней добычи, что сказалось на общих объемах производства. В 2010 году показатели вышли на уровень 2007 года.
Мониторинг финансово-хозяйственной деятельности указанных предприятий осуществляется комитетом по строительству Ленинградской области в соответствии с распоряжением Правительства Ленинградской области от 19 апреля 2010 года N 187-р "О системе мониторинга результатов финансово-экономической деятельности предприятий производственных отраслей, осуществляющих деятельность на территории Ленинградской области".
На территории Ленинградской области по состоянию на 1 января 2011 года действовало 208 лицензий на право пользования недрами с целью освоения месторождений полезных ископаемых, выданных 135 недропользователям, в том числе:
21 лицензия на разведку и добычу необщераспространенных полезных ископаемых (известняков, доломитов и глин, используемых в цементной промышленности, - девять лицензий, известняков для металлургической промышленности - две лицензии, песков формовочных - две лицензии, песков кварцевых для стекольной промышленности - пять лицензий, горючих сланцев, бокситов и фосфоритов - по одной лицензии);
24 лицензии на геологическое изучение, разведку и добычу песков и песчано-гравийного материала (выданы Департаментом по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу в 2010 году по результатам проведенных аукционов);
163 лицензии на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых (песков и песчано-гравийного материала - 87 лицензий, строительного и облицовочного камня - по 26 лицензий, глин для кирпично-черепичного производства - шесть лицензий, торфа - 17 лицензий, сапропеля - одна лицензия).
Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области осуществляется мониторинг выполнения лицензионных обязательств по участкам недр, содержащим общераспространенные полезные ископаемые.
К началу 2011 года на территории Ленинградской области к разрабатываемым отнесены 108 месторождений общераспространенных полезных ископаемых, 41 месторождение подготавливается к эксплуатации, на 14 проводятся геологоразведочные работы.
Существенные коррективы вносит переоценка ряда месторождений по критериям рыночной экономики, в ходе которой часть запасов переходит в забалансовые. При освоении месторождений не всегда подтверждается качество утвержденных запасов, например облицовочного камня, песков строительных и др. Часть месторождений, проявлений и перспективных площадей оказались застроенными, поскольку землеотводы предоставлялись без согласования с геологической службой и Ростехнадзором. По указанным причинам фактическое сокращение балансовых запасов полезных ископаемых достигает более 30 процентов.
Значительные площади занимают земли под накопленными отсевами и отходами как добывающих предприятий, так и предприятий других отраслей.
Техногенные факторы связаны с загрязнением среды пылью, воздействием на здания и сооружения сейсмических и воздушных ударных волн при добыче строительного камня.
В 2014 году по результатам выполнения мероприятий Программы (разработка и внедрение типовых проектов организации и проведения мониторинга использования месторождений твердых общераспространенных полезных ископаемых по видам: пески и песчано-гравийный материал (с разделением на карьеры с отработкой сухих запасов песков и карьеры с отработкой обводненных запасов), глины, строительный камень, облицовочный камень, торф; определение потенциала и перспектив вторичного использования и утилизации накопленных в ходе прямой хозяйственной деятельности отходов и попутных продуктов переработки; разработка технологических мероприятий по снижению опасных факторов техногенного воздействия взрывных работ и уменьшению потерь минерального сырья на горнодобывающих предприятиях Ленинградской области) будут решены задачи экологической оценки воздействия недропользования на окружающую среду, экономической и экологической оценки рекультивации земель и обращения с отходами горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, в Программу будут внесены дополнения в части предполагаемого экологического эффекта от реализации указанных мероприятий.
Исходя из оценки состояния минерально-сырьевой базы необходимо отметить следующие основные проблемы:
1. Несовершенство правового механизма, регулирующего отношения в сфере недропользования, не обеспечивающего оптимальное изъятие ренты в доход государства при использовании минеральных ресурсов. Отсутствие реальной экономической ответственности недропользователей за причинение государству ущерба при нерациональном использовании участков недр, за нарушение установленных лицензией условий недропользования, проектов отработки месторождений, стандартов и правил ведения добычных работ.
2. Недостаточность государственного контроля за соблюдением условий недропользования, отсутствие необходимого уровня бюджетной и социальной эффективности использования минерального сырья (допускаются случаи безлицензионной добычи песков и песчано-гравийного материала вблизи строящихся федеральных и областных объектов).
3. Загрязнение атмосферы в связи с деятельностью предприятий по добыче строительного камня, негативное воздействие разработки карьеров строительного камня на окружающую природную среду, здания и сооружения, накопление отсевов и отходов.
Целью Программы является обеспечение потребности экономики Ленинградской области в минерально-сырьевых ресурсах.
Реализация Программы обеспечит решение следующих основных задач:
обеспечение сбалансированного соотношения между уровнем добычи и приростом запасов по наиболее востребованным видам полезных ископаемых;
разведка и добыча полезных ископаемых с учетом требований охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;
геолого-экологические исследования и внедрение новых технологий при добыче и переработке минерального сырья;
экологическая оценка воздействия недропользования на окружающую среду, обращение с отходами горнодобывающей и перерабатывающей промышленности;
информационное обеспечение управленческих решений, направленных на рациональное использование и охрану минерально-сырьевых ресурсов.
Программа носит самостоятельный характер и одновременно связана с долгосрочной целевой программой "Охрана окружающей среды Ленинградской области" в части, относящейся к геолого-экологическим проблемам, контролю за состоянием и охраной недр и подземных вод.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 5 декабря 2013 г. N 442 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Обоснование мероприятий Программы и расчет необходимого
ресурсного обеспечения
Расчет необходимого финансирования по объектам выполнен на основе проектно-сметной документации, составленной по нормативам Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Для обоснования объемов финансовых средств по новым объектам использованы предварительные сметно-финансовые расчеты. Предусмотренные объемы финансирования по этим объектам могут быть откорректированы в ходе уточнения геологических заданий и утверждения проектно-сметной документации.
Мероприятия Программы нацелены на рациональное использование и воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета - 68327,0 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 13700,0 тыс. рублей, 2012 год - 13325,0 тыс. рублей, 2013 год - 12402,0 тыс. рублей, 2014 год - 14700,0 тыс. рублей, 2015 год - 14200,0 тыс. рублей.
Планом мероприятий долгосрочной целевой программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2011-2015 годах" (далее - План мероприятий Программы) предусмотрены следующие основные мероприятия по разработке и совершенствованию автоматизированной системы недропользования (АИС) на основании приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 апреля 2003 года N 269 "Об Основных положениях Концепции создания единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды":
обеспечение функционирования территориально распределенных автоматизированных информационных систем "Недропользование", разработка блока принятия управленческих решений в сфере недропользования на основе имеющейся в системе информации, разработка блока "Исполнение государственных функций (предоставление государственных услуг)" согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Порядку разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) в Ленинградской области, утвержденному постановлением Правительства Ленинградской области от 5 марта 2011 года N 42: создание модулей "Аукционы", "Лицензии", "Балансы и кадастры", "Экспертиза запасов", "Потери", информационное обеспечение органов управления;
развитие и совершенствование минерально-сырьевой базы Ленинградской области для обеспечения потребностей объектов строительства, муниципальных образований в общераспространенных полезных ископаемых и выявление неперспективных участков недр (поисковые и геологоразведочные работы, методические работы);
инвентаризация нераспределенного фонда месторождений полезных ископаемых для оценки состояния месторождений общераспространенных полезных ископаемых в нераспределенном фонде с целью уточнения территориального баланса запасов (песков и песчано-гравийного материала, строительного и облицовочного камня, глин, торфа, сапропеля).
В Плане мероприятий Программы предусмотрены также следующие наиболее важные работы:
1) разработка и внедрение типовых проектов организации и проведения мониторинга использования месторождений твердых общераспространенных полезных ископаемых по видам: пески и песчано-гравийный материал (с разделением на карьеры с отработкой сухих запасов песков и карьеры с отработкой обводненных запасов), глины, строительный камень, облицовочный камень, торф. Основными задачами мониторинга использования месторождений твердых полезных ископаемых согласно приказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21 мая 2001 года N 433 "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации" являются:
информационное обеспечение управления государственным фондом недр и рационального недропользования;
получение данных о состоянии недр, их анализ и обработка; оценка состояния недр и прогнозирование его изменений, своевременное выявление и прогнозирование развития природных и техногенных процессов, влияющих на состояние недр; учет состояния недр по объектам недропользования; разработка, обеспечение реализации и анализ эффективности мероприятий по обеспечению экологически безопасного недропользования и охраны недр, а также по предотвращению или снижению негативного воздействия опасных геологических процессов;
регулярное информирование в установленном порядке органов государственной власти, организаций, недропользователей и других субъектов хозяйственной деятельности об изменениях состояния недр;
межведомственное взаимодействие и международное сотрудничество в сфере экологически безопасного природопользования;
2) кадастровая оценка стоимости минерально-сырьевой базы Ленинградской области, которая предполагает реализацию имущественных отношений, связанных с определением прав собственности, включающих стоимость сырья в недрах как недвижимого имущества. Согласно пункту 2 статьи 13.1 и статье 35 Закона Российской Федерации "О недрах", статьям 11 и 20 областного закона от 30 мая 2000 года N 13-оз "О порядке предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Ленинградской области" государственное регулирование отношений недропользования посредством лицензирования должно включать геолого-экономическую и стоимостную оценку объектов государственного фонда недр. При проведении органом государственной власти субъекта Российской Федерации аукционов на право пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых (пункт 2 статьи 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах", статья 11 областного закона от 30 мая 2000 года N 13-оз "О порядке предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Ленинградской области", пункт 2 статьи 2 областного закона от 12 мая 2010 года N 20-оз "О внесении изменения в областной закон "Об отдельных вопросах отчуждения недвижимого имущества, находящегося в собственности Ленинградской области или в собственности муниципальных образований Ленинградской области и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства"), особенно актуальна задача стоимостной оценки участков недр для определения минимального (стартового) размера платежа, с которого начнутся аукционные торги;
3) разработка, составление и ежегодное пополнение кадастра проявлений и месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Ленинградской области и разработка электронной версии кадастра, на базе которого планируется ежегодная оперативная подготовка аналитических справок о состоянии и перспективах развития минерально-сырьевой базы Ленинградской области, а также заключений о безрудности, годовых отчетов, содержащих полную информации о минерально-сырьевой базе Ленинградской области;
4) поисковые работы с целью выявления и оценки натуральных пигментов на территории Ленинградской области для подготовки минерально-сырьевой базы минеральных пигментов для завода художественных красок;
5) определение потенциала и перспектив вторичного использования и утилизации накопленных в ходе прямой хозяйственной деятельности отходов и попутных продуктов переработки путем оценки возможности использования отходов горнодобывающей и перерабатывающей промышленности (песков - отсевов при производстве щебня и др.);
6) разработка технологических мероприятий по снижению опасных факторов техногенного воздействия взрывных работ и уменьшению потерь минерального сырья на горнодобывающих предприятиях Ленинградской области посредством оценки и анализа параметров и видов воздействия горнодобывающих предприятий на окружающую среду, здания и сооружения, водные объекты, разработка рекомендаций по снижению отрицательного воздействия взрывных работ при отработке месторождений;
7) работы по профессиональной ориентации молодежи и пропаганде геологических знаний, включающие проведение совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации мероприятий, помогающих заинтересовать молодежь геологией, пропаганда геологических знаний путем проведения слета юных геологов, организации кружков юных геологов в школах Ленинградской области, проведения летних геологических экспедиций с учащимися, издания пособий для занятий в кружках юных геологов;
8) составление сводных стратиграфических корреляционных схем и опорных разрезов четвертичных и дочетвертичных образований Ленинградской области с целью увязки их с новой легендой ильменской серии (2002 год): составление опорных разрезов по скважинам, увязанных с новой легендой ильменской серии; составление сводных стратиграфических корреляционных схем; предлагается выполнение увязки ранее существовавших легенд с утвержденными в 2002 году.
3. Эффективность мероприятий Программы
За период реализации Программы ожидается восполнение промышленных запасов общераспространенных полезных ископаемых: строительного камня - не менее чем на 12,5 млн куб. м, песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 250 млн куб. м, в том числе по годам:
2011 год: строительного камня - не менее чем на 2,5 млн куб. м, песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 30 млн куб. м;
2012 год: строительного камня - не менее чем на 2,5 млн куб. м, песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 60 млн куб. м;
2013 год: строительного камня - не менее чем на 2,5 млн куб. м, песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 60 млн куб. м;
2014 год строительного камня - не менее чем на 2,5 млн куб. м, песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 50 млн куб. м;
2015 год - строительного камня - не менее чем на 2,5 млн куб. м, песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 50 млн куб. м.
Программой предусматривается создание не менее 500 новых рабочих мест - по 100 рабочих мест ежегодно.
Ожидается повышение бюджетной эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов за счет дополнительных доходов областного бюджета с вводимых в освоение новых месторождений (по опыту предыдущих работ):
увеличение налога на добычу полезных ископаемых: 2011 год - на 3,0 млн рублей, 2012 год - на 3,0 млн рублей, 2013 год - на 3,0 млн рублей, 2014 год - на 3,0 млн рублей, 2015 год - на 3,0 млн рублей (налог на добычу в 2010 году составил 249,7 млн рублей, увеличение налога по отношению к 2009 году - 36,8 млн рублей);
увеличение разовых платежей за пользование недрами: 2011 год - на 10,0 млн рублей, 2012 год - на 10,0 млн рублей, 2013 год - на 10,0 млн рублей, 2014 год - на 10,0 млн рублей, 2015 год - на 10,0 млн рублей (общая сумма разовых платежей в 2010 году составила 76,5 млн рублей).
При пользовании недрами уплачиваются налог на добычу полезных ископаемых, разовые платежи за пользование недрами, окончательный размер которых устанавливается по результатам аукционов, сбор за участие в аукционе и другие налоги и сборы, установленные действующим законодательством.
За 2010 год в бюджет Ленинградской области поступили налоги на добычу полезных ископаемых на общую сумму 249,7 млн рублей при плане 215,0 млн рублей, то есть 116 процентов по отношению к плановым показателям. По сравнению с 2009 годом увеличилось поступление налога на 36,8 млн рублей, или на 17,3 процента.
Общая сумма разовых платежей за пользование недрами, подлежащая перечислению в бюджет Ленинградской области по итогам состоявшихся в декабре 2010 года 12 аукционов, составила 76,5 млн рублей. На аукционы были выставлены объекты, геологическое изучение которых проводилось за счет средств областного бюджета (для сравнения: затраты на финансирование объектов Программы с 2011 по 2015 год составят 71,85 млн рублей).
Затраты на реализацию мероприятий Программы определены с учетом опыта предыдущих работ. Объемы и направления финансирования пункта 1.2 (Развитие и совершенствование минерально-сырьевой базы Ленинградской области для обеспечения потребностей объектов строительства, муниципальных образований в общераспространенных полезных ископаемых и выявление неперспективных участков недр (поисковые и геологоразведочные работы, методические работы) Плана мероприятий Программы определяются ежегодно в соответствии с поступающими от муниципальных образований заявками и потребностью в минеральном сырье объектов строительства.
План мероприятий долгосрочной целевой программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2011-2015 годах" и Динамика финансирования долгосрочной целевой программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2011-2015 годах" приведены в приложениях 1 и 2 к Программе.
4. Состав, функции и полномочия участников Программы
Управление Программой осуществляет представитель заказчика - комитет по природным ресурсам Ленинградской области, являющийся главным распорядителем бюджетных средств. Руководитель Программы - председатель комитета по природным ресурсам Ленинградской области.
Представитель заказчика обеспечивает целевое использование средств и систематический отчет об их расходовании.
Работы выполняются на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых представителем заказчика в установленном законодательством порядке.
Ответственность исполнителя и заказчика регламентируется условиями заключаемых сторонами государственных контрактов (договоров).
Организация контроля за выполнением Программы осуществляется в соответствии с утвержденным порядком контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области и включает представление ежеквартального отчета о ходе выполнения Программы в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и возложение общего контроля за реализацией Программы на вице-губернатора Ленинградской области, курирующего вопросы агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса.
Взаимодействие между участниками Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области".
Исполнители мероприятий Программы заключают контракты и договоры на выполнение конкретных работ с представителем заказчика в соответствии с его полномочиями. Привлечение для реализации Программы поставщиков и подрядчиков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Порядок текущего контроля определяется комитетом по природным ресурсам Ленинградской области по согласованию с комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области. Формы текущего контроля определяются комитетом по природным ресурсам Ленинградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.