Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 27 марта 2012 г. N 90 настоящее приложение дополнено приложением 18
Приложение 18
к Программе...
Подпрограмма
"Кадровое обеспечение задач строительства" региональной программы
"Стимулирование развития жилищного строительства на территории
Ленинградской области в 2011-2015 годах"
Паспорт подпрограммы
"Кадровое обеспечение задач строительства" региональной программы
"Стимулирование развития жилищного строительства на территории
Ленинградской области в 2011-2015 годах"
Полное наименование |
Подпрограмма "Кадровое обеспечение задач строительства" региональной программы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ленинградской области в 2011-2015 годах" (далее - Подпрограмма) |
Основания для разработки Подпрограммы |
Протокол заседания Экспертного совета по вопросам подготовки специалистов в строительной отрасли при Министерстве регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 года; приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 21 марта 2011 года N101 |
Цель и задачи Подпрограммы |
Цель Подпрограммы: кадровое обеспечение задач строительства региональной программы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ленинградской области в 2011-2015 годах". Задачи Подпрограммы: создание системы мониторинга потребностей регионального рынка труда в строительных кадрах; практическая реализация схемы и регламентов взаимодействия образовательных учреждений всех уровней образования независимо от ведомственной подчиненности и органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам подготовки, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов строительных специальностей; практическое взаимодействие с компаниями, производящими современные строительные материалы, и строительными компаниями, применяющими современные технологии в строительстве, в сфере начальной профессиональной подготовки, а также профессиональной переподготовки и повышения квалификации на базе учебных центров таких компаний, в том числе в малоэтажном строительстве при применении современных технологий; стимулирование образовательных учреждений в подготовке специалистов; стимулирование трудоустройства молодых специалистов и перехода специалистов, имеющих строительное образование, но занятых трудовой деятельностью по другим специальностям, на соответствующие должности в сфере строительства; повышение квалификации профессорско-преподавательского состава учебных заведений в соответствии с темпами совершенствования технологий проектирования и строительства зданий и сооружений |
Целевые показатели Подпрограммы |
В 2015 году по Ленинградской области: общее число специалистов строительных специальностей в сфере жилищного строительства, осуществляющих трудовую деятельность по специальности, - 38680 человек (при потребности в специалистах строительных специальностей для жилищного строительства - 38 167 человек); количество привлеченной иностранной рабочей силы в целях жилищного строительства - 6214 человек; годовой объем выпуска специалистов строительных специальностей - 965 человек*; количество учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов строительного профиля, - 15 |
Объемы и источники финансирования Подпрограммы |
Финансирование мероприятий Подпрограммы осуществляется за счет внебюджетных источников, а также средств областного бюджета Ленинградской области, предусмотренных на реализацию долгосрочных целевых программ развития профессионального образования** |
Ожидаемые результаты Подпрограммы |
Рост общего числа занятых в строительной отрасли, в том числе в отрасли жилищного строительства, к 2015 году по сравнению с 2010 годом в 1,6 раза; доля занятых в жилищном строительстве от общего количества занятых в строительстве - 50 процентов; стопроцентное трудоустройство выпускников строительных специальностей в 2015 году; рост доли выпускников, трудоустроенных в отрасль жилищного строительства, с 24,1 процента в 2010 году до 60,0 процента в 2015 году; привлечение иностранной рабочей силы для жилищного строительства; увеличение миграции специалистов из других регионов Российской Федерации для жилищного строительства с 18,2 процента в 2010 году до 29,0 процента в 2015 году |
Сроки разработки Подпрограммы |
2011 год |
Сроки и этапы реализации Подпрограммы |
2011-2015 годы (в один этап) |
Разработчик Подпрограммы |
Комитет по строительству Ленинградской области |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Подпрограмма
Поставленная региональной программой "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ленинградской области в 2011-2015 годах" задача ежегодного ввода жилья требует решения кадровых проблем в строительной отрасли, в том числе в отрасли жилищного строительства, путем обеспечения строительной сферы квалифицированными кадрами в необходимых объемах.
Подготовка рабочих кадров и специалистов для строительного комплекса Ленинградской области осуществляется в расположенных на территории 16 муниципальных образований Ленинградской области образовательных учреждениях профессионального образования (приложение 1 к Подпрограмме).
В учреждениях начального профессионального образования (далее также - НПО) и среднего профессионального образования (далее также - СПО) подготовка ведется по специальностям "токарь-универсал", "фрезеровщик-универсал", "мастер столярно-плотничных и паркетных работ", "мастер отделочных строительных работ", "мастер общестроительных работ", "монтажник технологического оборудования", "кровельщик", "слесарь", "электромонтажник электрических сетей и оборудования", "газоэлектросварщик".
Среди учреждений высшего профессионального образования (далее также - ВПО) специалистов в области строительства выпускает автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ленинградской области "Государственный институт экономики, финансов, права и технологий" (специальность среднего профессионального образования "строительство и эксплуатация зданий и сооружений").
Подготовка квалифицированных специалистов невозможна без современной учебно-производственной базы. В настоящее время все образовательные учреждения профессионального образования имеют оснащенные в соответствии с лицензионными требованиями мастерские, учебные кабинеты, лаборатории строительных машин и оборудования.
В процессе обучения используются электромонтажные, сварочные, столярные механические и сборочные мастерские, мастерские ручной обработки для отработки первичных навыков и строительные лаборатории, кабинеты материаловедения, технологии отделочных строительных работ, инженерной графики. В образовательных учреждениях оборудованы кабинеты охраны труда. В распоряжении преподавателей имеются интерактивные средства обучения и специальное оборудование.
В то же время, по оценкам комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, ресурсное оснащение базы практического обучения в 36 процентах образовательных учреждений профессионального образования устарело. Объемы финансирования, установившиеся на протяжении последних пяти лет, не позволяют своевременно обновлять инфраструктуру образовательной деятельности, приводить ее в соответствие с современными требованиями.
Отставание оснащения материально-технической и учебно-производственной базы от требований современного высокотехнологичного производства ведет не только к низкому качеству профессиональной подготовки. Образовательные учреждения профессионального образования (училища, техникумы, колледжи) теряют привлекательность для потенциальных абитуриентов - учащихся общеобразовательных школ.
Прием в учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования для обучения за счет средств бюджета Ленинградской области осуществляется в соответствии с региональным заказом на подготовку квалифицированных кадров для экономики Ленинградской области. Региональный заказ Ленинградской области на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием в области архитектуры и строительства не устанавливается.
Хорошие результаты в подготовке квалифицированных, социально востребованных и конкурентоспособных специалистов показывает государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Тихвинский промышленно- технологический техникум имени Е. И. Лебедева", где проводится обучение по четырем специальностям для отрасли строительства.
В 2008-2010 годах количество специалистов строительных специальностей, выпущенных учебными заведениями Ленинградской области, составило 2723 человека, в том числе НПО - 1061 человек, СПО - 1662 человека (таблица 1), профессиональную переподготовку прошли 2464 человека, в том числе в 2008 году - 554 человека, в 2009 году - 1094 человека, в 2010 году - 816 человек.
Таблица 1
Выпуск специалистов строительных специальностей в образовательных
учреждениях Ленинградской области в 2008-2010 годах
Уровень образования |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Начальное профессиональное образование |
298 чел. |
392 чел. |
371 чел. |
Среднее профессиональное образование |
654 чел. |
629 чел. |
379 чел. |
Итого |
952 чел. |
1021 чел. |
750 чел. |
Повышение квалификации специалистов начального и среднего профессионального образования осуществляется на базе Ленинградского областного государственного предприятия "Дорожный учебно-инженерный центр". За 2008-2010 годы повышение квалификации прошли 482 человека, в том числе в 2008 году - 266 человек, в 2009 году - 113 человек, в 2010 году - 103 человека.
В 2008-2010 годах на территории Ленинградской области введено 2979,1 тыс. кв. метров жилой площади (35099 квартир). В строительстве жилья и объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры было задействовано 141 259 специалистов различных строительных специальностей и уровня профессиональной подготовки (таблица 2).
Таблица 2
Количество специалистов в строительной отрасли Ленинградской области
в 2008-2010 годах
Уровень образования |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Количество специалистов - всего |
44 919 чел. |
48 499 чел. |
44 887 чел. |
с высшим профессиональным образованием |
4492 чел. |
4850 чел. |
4489 чел. |
со средним профессиональным образованием |
11 230 чел. |
12 125 чел. |
11 222 чел. |
с начальным профессиональным образованием |
24 256 чел. |
27 644 чел. |
24 687 чел. |
без профессионального образования |
4941 чел. |
3880 чел. |
4489 чел. |
Из общего количества специалистов |
|
|
|
специалисты - члены саморегулируемых организаций |
|
|
44 887 чел. |
специалисты, не состоящие в саморегулируемых организациях |
44 919 чел. |
48 499 чел. |
|
В структуре занятых в строительстве на территории Ленинградской области наибольшую долю (более 50 процентов) занимают специалисты с начальным профессиональным образованием и специалисты, работающие на должностях, к которым предъявляются требования знаний и навыков начального профессионального образования, но не имеющие такого образования (таблицы 3 и 4).
Таблица 3
Структура занятых в строительной сфере по уровню образования
в 2008-2010 годах
Уровень образования |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Высшее профессиональное образование |
9,8 проц. |
11,5 проц. |
10,0 проц. |
Среднее профессиональное образование |
29,0 проц. |
28,4 проц. |
25,0 проц. |
Начальное профессиональное образование |
50,0 проц. |
50,6 проц. |
55,0 проц. |
Среднее (полное) общее образование |
11,2 проц. |
9,5 проц. |
10,0 проц. |
Таблица 4
Структура распределения работников по профессиональным группам по виду деятельности "строительство" в 2010 году
Руководители |
Специалисты |
Другие служащие |
Рабочие |
Всего |
9,0 проц. |
23,0 проц. |
7,0 проц. |
61,0 проц. |
100,0 проц. |
В Ленинградской области зарегистрированы две саморегулируемые организации строительной направленности (далее также - СРО), в том числе одна в сфере строительства и одна - в сфере проектирования.
На базе Союза строительных организаций Ленинградской области "ЛенОблСоюзСтрой" учреждены некоммерческие партнерства "Проектировщики Северо-Запада" и "Строители Ленинградской области". Некоммерческие партнерства (далее - НП), получив статус саморегулируемых организаций, обеспечили легитимную деятельность ведущих строительных организаций Ленинградской области. Сейчас выдача свидетельств о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, ведется согласно Перечню видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденному приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 624.
В целях взаимодействия с саморегулируемыми организациями и координации их деятельности, а также выработки рекомендаций, направленных на развитие саморегулирования в строительстве, создан Общественный совет по вопросам взаимодействия с саморегулируемыми организациями на территории Ленинградской области в сфере строительства, возглавляемый председателем комитета по строительству Ленинградской области.
С 2010 года в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" все строительные организации, действующие на территории Ленинградской области, являются членами СРО. Количество специалистов - членов СРО в 2010 году составило 44 887 человек.
Для успешного функционирования строительной отрасли в рамках системы саморегулирования особое внимание необходимо уделять соблюдению требований, предъявляемых законодательством к уровню аттестации персонала, в первую очередь специалистов инженерно-технического состава (повышение квалификации для СРО), а также линейных рабочих (допуск по электробезопасности, удостоверения для рабочих строительных специальностей).
По данным СРО НП "Строители Ленинградской области", в 2009 году повышение квалификации прошли специалисты 36 организаций, в 2010 году - 158 организаций, за 9 месяцев 2011 года - 92 организаций. Было выдано 1097 удостоверений. Наибольшее число специалистов обучалось по направлениям "общестроительные работы", "управление строительством", "инженерные сети", "монтаж и пусконаладка".
В сфере начального профессионального образования аттестация специалистов проводилась по профессиям "сварщик", "электрогазосварщик", "электромонтажник", "мастер отделочно-строительных работ", "монтажник технологического оборудования", "маляр", "арматурщик".
До 2015 года в сфере аттестации специалистов строительных специальностей запланированы основные мероприятия:
повышение квалификации специалистов, срок удостоверений о повышении квалификации которых истек;
повышение квалификации специалистов - новых партнеров СРО НП "Строители Ленинградской области".
Индикаторы кадрового обеспечения сферы жилищного строительства Ленинградской области, характеризующие кадровую обеспеченность осуществленных в 2008-2010 годах объемов капитального строительства, а также соотношение кадрового ресурса между категориями персонала и уровнями профессионального образования приведены в таблицах 5-7.
Таблица 5
Индикаторы кадрового обеспечения сферы жилищного строительства
Ленинградской области,
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Объем капитального строительства (кв. м) (S) |
908 000 |
1 030 700 |
1 043 500 |
Общее количество персонала организаций, осуществляющих жилищное строительство (N) |
20 214 |
24 251 |
24 688 |
в том числе: |
|
|
|
специалисты (N1) |
1819 |
2183 |
2222 |
линейный персонал (N2) |
6064 |
7275 |
7406 |
рабочие (N3) |
12 331 |
14 793 |
15 060 |
/ (интегральный) (S / N) |
44,9 |
42,5 |
42,3 |
/ (по категориям персонала, i - индекс категории) (S / Ni) |
|
|
|
специалисты (N1) |
499,2 |
472,1 |
469,6 |
линейный персонал (N2) |
149,7 |
141,7 |
140,9 |
рабочие (N3) |
73,6 |
69,7 |
69,3 |
Индикатор Кскп характеризует соотношение между различными категориями персонала отрасли жилищного строительства Ленинградской области.
Таблица 6
Индикатор соотношения кадрового ресурса между категориями
персонала,
Категория персонала |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Специалисты (N1) |
1 |
1 |
1 |
Линейный персонал (N2) |
3,3 |
3,3 |
3,3 |
Рабочие(N3) |
6,8 |
6,8 |
6,8 |
Индикатор Купо характеризует соотношение между различными уровнями профессионального образования персонала (нормировка производится по количеству работников с высшим профессиональным образованием).
Таблица 7
Индикатор соотношения кадрового ресурса между уровнями
профессионального образования,
Уровень образования |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Высшее профессиональное образование |
1 |
1 |
1 |
Среднее профессиональное образование |
3,0 |
2,5 |
2,5 |
Начальное профессиональное образование |
5,1 |
4,4 |
5,5 |
Среднее (полное) общее образование |
1,1 |
0,8 |
1,0 |
В Ленинградской области высоки показатели трудоустройства выпускников образовательных учреждений, имеющих строительные профессии и специальности и официально обратившихся в органы службы занятости населения. Более 90 процентов ежегодно выпускаемых специалистов находят работу в первый год после окончания учебного заведения (таблица 8).
Таблица 8
Показатели трудоустройства выпускников образовательных учреждений,
имеющих строительные профессии и специальности
Показатель |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Количество выпускников образовательных учреждений, имеющих строительные профессии и специальности, - человек |
1506 |
2115 |
1566 |
из них трудоустроено, человек |
1392 |
1956 |
1472 |
процентов |
92,4 |
92,5 |
94,0 |
в том числе в сферу жилищного строительства, процентов |
43,5 |
22,5 |
24,1 |
В 2010 году улучшилась ситуация, связанная с переподготовкой специалистов, признанных безработными. В 2008 году переподготовлено 31,7 процента от числа безработных, в 2009 году - 25,0 процента, в 2010 году - 45,8 процента.
Движение работников в строительных организациях Ленинградской области (принятие/выбытие) в 2008-2010 годах носило неравномерный характер (таблица 9). В 2008 году показатель выбытия работников составил 6760 человек, что в 4,4 раза больше, чем в 2009 году, и в 1,9 раза больше, чем в 2010 году. Это связано прежде всего с последствиями мирового финансово-экономического кризиса 2008 года. Более 70 процентов специалистов в 2008 году и более 80 процентов - в 2009-2010 годах выбыли из сферы строительства по собственному желанию.
Таблица 9
Движение работников в строительных организациях Ленинградской области
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Принято работников, человек |
4650 |
1590 |
4480 |
в процентах к среднесписочной численности работников |
38 |
12 |
32 |
Выбыло работников, человек |
6760 |
1720 |
3390 |
в том числе: |
|
|
|
по собственному желанию |
5600 |
1260 |
2960 |
в связи с сокращением |
100 |
|
300 |
в процентах к среднесписочной численности работников |
56 |
13 |
24 |
Число вакантных рабочих мест на конец года, единиц |
20 |
140 |
200 |
Число рабочих мест, введенных дополнительно в течение года, единиц |
|
20 |
330 |
Миграция из других регионов |
4701 |
4520 |
4905 |
Миграция в другие регионы |
3591 |
4646 |
4607 |
Миграционное сальдо в строительной отрасли составило отрицательную величину в 2009 году: количество выехавших превысило количество приехавших для работы в строительной отрасли на 126 человек. Наибольший показатель миграционного прироста специалистов строительных профессий в экономику Ленинградской области наблюдался в 2008 году - 1110 человек.
Таблица 10
Миграция специалистов в жилищное строительство в 2008-2010 годах
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Внешняя миграция, процентов |
20,7 |
31,7 |
48,4 |
Внутренняя миграция, процентов |
22,2 |
20,0 |
18,2 |
Индикатор миграционной компоненты Кмигр характеризует общую и по категориям долю привлекаемой иностранной рабочей силы (нормировка производится по общему и по категориям персонала количеству работников) и представлен в динамике по годам в таблице 11.
Таблица 11
Индикатор миграционной компоненты кадрового обеспечения региональной
сферы жилищного строительства,
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Специалисты |
1 |
1 |
1 |
Линейный персонал |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
Рабочие |
9,2 |
9,2 |
9,2 |
Для кадрового обеспечения строительной отрасли за период 2008-2010 годов работодателями заявлено 25 884 вакансии рабочих профессий и 1693 вакансии служащих (таблица 12). За указанный период наблюдался рост потребности строительных организаций в специалистах рабочих профессий и служащих. Потребность в рабочих в 2010 году по сравнению с 2008 годом выросла на 38,1 процента, в служащих - на 3,6 процента.
Таблица 12
Вакансии в строительной отрасли Ленинградской области в 2008-2010 годах
Профессии |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Рабочие - всего |
7000 |
9216 |
9666 |
Постоянные |
4340 |
4055 |
6090 |
Временные |
2590 |
4977 |
3383 |
По совместительству |
70 |
184 |
193 |
Служащие - всего |
561 |
553 |
580 |
Постоянные |
482 |
315 |
441 |
Временные |
73 |
231 |
122 |
По совместительству |
6 |
7 |
17 |
Официальный спрос на рабочую силу в строительстве формировался за счет ищущих работу граждан, состоящих на учете в службе занятости населения. В целом по области на начало 2011 года спрос составил 440 вакансий НПО, 75 вакансий СПО, 34 вакансии ВПО.
Наиболее востребованными профессиями НПО оказались "арматурщик-бетонщик" - 6 вакансий, "каменщик" - 16 вакансий, "кровельщик" - 9 вакансий, "машинист экскаватора" - 19 вакансий, "электромонтажник электрических сетей и оборудования" - 24 вакансии, а также "изготовитель арматурных сеток и каркасов", "мастер столярно-плотничных и паркетных работ", "мастер общестроительных и отделочных работ", "машинист машин и оборудования в производстве цемента".
Среди профессий СПО большинство заявок в службу занятости населения поступило по специальностям "строительство и эксплуатация зданий и сооружений", "строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство", "строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов", "водоснабжение и водоотведение".
Среди специалистов с ВПО чаще всего искали работу по специальностям "промышленное и гражданское строительство", "гидротехническое строительство", "производство строительных материалов, изделий и конструкций".
Профессиональная подготовка взрослого населения и высвобождающихся работников по наиболее востребованным профессиям и специальностям осуществляется образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования, подведомственными комитету общего и профессионального образования Ленинградской области, по заявкам районных центров занятости населения и предприятий строительной отрасли.
В 2006-2010 годах достигнут существенный прогресс в сетевом взаимодействии образовательных учреждений профессионального образования Ленинградской области с субъектами экономической деятельности. Отбор и утверждение базовых предприятий на уровне Администрации Ленинградской области с участием Союза промышленников и предпринимателей Ленинградской области позволили довести показатель доли учреждений профессионального образования, имеющих договоры о совместном использовании ресурсов, в том числе с работодателями, до 100,0 процента. В дальнейшем сетевое взаимодействие предполагается вывести на качественно новый уровень за счет создания многопрофильных ресурсных центров, участия образовательных учреждений профессионального образования в формировании бизнес-инкубаторов, технопарков, учебно-научно-производственных комплексов, инновационных малых предприятий. Приоритет в совместном использовании ресурсов отдается основным средствам предприятий, участвующих в инновационных технологических процессах.
В целях развития системы профессионального образования постановлением Правительства Ленинградской области от 17 июня 2011 года N182 утверждена долгосрочная целевая программа "Региональная комплексная программа развития профессионального образования в Ленинградской области на 2011-2013 годы", предусматривающая повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке груда, а также разработку и внедрение новых форм взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования с работодателями, организации ресурсов в интересах улучшения качества подготовки рабочих кадров и специалистов для региональной экономики.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 8 мая 2014 г. N 165 постановление Правительства Ленинградской области от 17 июня 2011 г. N 182 признано утратившим силу
Долгосрочный прогноз потребности в рабочих кадрах и специалистах для экономики Ленинградской области, в том числе для строительства, осуществляет Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области. Формирование государственного регионального заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 30 июня 2011 года N197 "Об утверждении Порядка формирования объема и структуры приема в государственные образовательные учреждения профессионального образования Ленинградской области граждан, обучающихся за счет средств областного бюджета".
В работе по формированию государственного регионального заказа принимают участие все отраслевые органы исполнительной власти Ленинградской области, в том числе комитет по строительству Ленинградской области. Ежегодно проводится корректировка прогноза потребности в кадрах, разрабатываемого на пятилетний период Комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области. При этом учитываются данные о нетрудоустроенных выпускниках по конкретным профессиям, которые представляются комитетом по труду и занятости населения Ленинградской области, данные социологических опросов среди выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных школ о востребованности тех или иных профессий и специальностей.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 21 мая 2009 года N145 утверждено Положение о Ленинградском областном государственном заказе на подготовку специалистов для организаций Ленинградской области, в основу которого положен механизм целевой контрактной подготовки кадров с последующим закреплением подготовленных специалистов на предприятиях и в организациях области.
На основании указанного механизма осуществляется комплекс мероприятий государственного образовательного заказа Ленинградской области по подготовке квалифицированных специалистов с профессиональным образованием (преимущественно по инженерно-техническим специальностям) для предприятий и организаций Ленинградской области на контрактной целевой (возвратной) основе. Схема взаимодействия органов исполнительной власти и учреждений профессионального образования при формировании государственного заказа на подготовку кадров приведена в приложении 2 к Подпрограмме.
В соответствии с решением Государственного Совета Российской Федерации от 31 августа 2010 года и поручением Президента Российской Федерации от 9 сентября 2010 года разработана долгосрочная целевая программа "Региональная комплексная программа развития профессионального образования в Ленинградской области на 2011 - 2013 годы". Программа предусматривает обновление учебно-производственной базы образовательных учреждений профессионального образования, в том числе для ведения образовательной деятельности по строительным профессиям и специальностям.
Учебная и производственная практика является важнейшим элементом системы подготовки современного специалиста. Основная задача производственной практики - закрепление и совершенствование приобретенных в процессе обучения профессиональных умений и навыков обучающихся по изучаемой профессии, развитие общих и профессиональных компетенций, продолжение формирования профессионального мастерства по выполнению сложных видов работ, освоение современного оборудования, техники, средств малой механизации, автоматизации производственных процессов, овладение высокопроизводительными методами труда, освоение установленных норм выработки, адаптация обучающихся в условиях конкретных предприятий, учреждений, организаций, а также выполнение по итогам обучения выпускной практической квалификационной работы по профессии.
Практика по приобретению первичных профессиональных навыков проводится в мастерских и лабораториях образовательных учреждений. В ходе производственной практики, которая организована на базе образовательных учреждений, проводятся работы по косметическому ремонту собственных помещений.
Организация производственной практики на базе предприятий позволяет обучающимся закрепить полученные теоретические знания, приобрести практический опыт, познакомиться с новейшими технологиями, применяемыми в строительстве.
Многолетнее взаимодействие с предприятиями организовано в государственных автономных образовательных учреждениях среднего профессионального образования Ленинградской области "Киришский политехнический техникум", "Выборгский политехнический колледж "Александровский" и "Сосновоборский политехнический колледж", государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования Ленинградской области "Лодейнопольский техникум промышленных технологий", других образовательных учреждениях.
Среди предприятий-партнеров можно назвать МСУ-90, СМУ-1 (г. Сосновый Бор), открытое акционерное общество "Северное управление строительства", общества с ограниченной ответственностью "ЛАЭСэнергостроймонтаж", "Дорснаб", "СТК-Нева" (Тосненский район), "Северо-Западная строительная компания" (г. Лодейное Поле), "СтройБалтМонтаж" (г. Сланцы), закрытое акционерное общество "ЕвроАэроБетон", другие предприятия и организации.
Производственная практика организуется на основе договоров, которые образовательные учреждения заключают с предприятиями, организациями и учреждениями. В 2009/2010 учебном году образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования заключено 432 договора с работодателями на подготовку кадров, организацию практики. Договоры содержат обязательства по следующим направлениям:
выплата зарплаты обучающимся на практике - 81,9 процента;
дальнейшее трудоустройство выпускников - 60,6 процента;
согласование учебных планов и программ с работодателями - 85,2 процента;
участие работодателей в работе государственных аттестационных комиссий - 50,5 процента;
участие работодателей в профориентационной работе - 49,3 процента;
предоставление социального пакета трудоустроенным выпускникам - 42,8 процента;
организация стажировки преподавателей специальных дисциплин на базе предприятий - 21,1 процента.
Среди проблем, возникающих при организации производственной практики, отмечаются следующие:
на практику в основном принимаются обучающиеся с 18 лет, в то время как в образовательные учреждения профессионального образования прием ведется с 15 лет;
не все предприятия заключают договоры, предусматривающие в период прохождения практики выплату заработной платы и предоставление соответствующих льгот;
в соответствии с графиком учебного процесса практика проводится в течение 2-3 дней в неделю, предприятиям же предпочтительнее "блочная" практика;
отсутствие достаточного количества квалифицированных наставников; ряд предприятий, с которыми образовательные учреждения длительное время работали по организации производственной практики, в настоящее время испытывают трудности и не готовы оказывать помощь в организации производственной практики.
В то же время накоплен положительный опыт взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования с организациями и предприятиями строительного комплекса.
Указанный опыт выражается в закреплении наставников за практикантами и выпускниками. Обучающиеся в государственном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования Ленинградской области "Профессиональное училище N23" на время прохождения производственной практики включаются в состав бригады, закрепляются на рабочих местах, работают под руководством наставников, им выплачивается заработная плата, выдается спецодежда.
Для обучающихся по строительным профессиям в государственном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования Ленинградской области "Профессиональный лицей N15" производственная практика проводится на строительных объектах, участках с современной технологией и организацией производства, высоким уровнем механизации строительных работ, безопасными условиями труда, прогрессивными методами хозяйствования. На период производственной практики учащиеся приказом по организации принимаются на работу на штатные рабочие места, производится оплата груда.
Большая работа по взаимодействию с предприятиями-работодателями организована администрацией государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ленинградской области "Сосновоборский политехнический колледж". Результатом работы является заключение договоров-соглашений с предприятиями, на основании которых обучающиеся получают дополнительную стипендию, а преподаватели специальных дисциплин и мастера производственного обучения - дополнительную оплату от предприятий. Не менее важным является и заключение договоров на переподготовку и повышение квалификации работников предприятий-работодателей на базе колледжа.
Интересный опыт взаимодействия с предприятиями внедряет государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ленинградской области "Тихвинский промышленно-технологический техникум имени Е. И. Лебедева". Здесь организован конкурс профессионального мастерства среди предприятий малого и среднего бизнеса по профессии "мастер столярно-плотничных и паркетных работ" в Тихвинском городском поселении.
Организация производственной практики во взаимодействии с предприятиями-работодателями имеет решающее значение для последующего трудоустройства выпускников и их успешной социализации.
Мероприятия Подпрограммы направлены в первую очередь на оперативное воздействие на рынок образовательных услуг и рынок труда с целью обеспечения строительного комплекса квалифицированными рабочими кадрами строительных профессий и специальностей в объемах, необходимых для выполнения поставленной региональной программой "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ленинградской области в 2011-2015 годах" задачи ежегодного ввода жилья.
Несмотря на то, что наличие в Ленинградской области специалистов основных строительных специальностей в настоящее время обеспечивает существующую потребность в кадрах, предъявляемую организациями строительного комплекса, в системе подготовки кадров отмечаются недостатки:
отсутствие мониторинга реальных потребностей в строительных кадрах и, как следствие, несоответствие спроса и предложения на строительном рынке труда;
значительное влияние на предпочтение первичного и повторного выбора или смены профессии (специальности) гражданами субъективных составляющих в виде престижа, моды, некомпетентности;
отсутствие детализирующего статистического учета миграционных процессов в строительной сфере.
В рамках совершенствования кадровой политики в строительном комплексе изучается возможность модернизации программ обучения, системы переподготовки и повышения квалификации специалистов, работников предприятий и организаций строительного комплекса под современные технологические и организационные потребности строительного комплекса.
Создание условий для новых форм прогнозирования потребности и подготовки кадров требует применения программно-целевого подхода к решению проблемы.
Основными рисками при этом являются длительность и сложность ведомственных согласований, процедур объективной экспертизы и мониторинга мероприятий Подпрограммы. В процессе реализации Подпрограммы возможны отклонения в достижении результатов из-за финансово-экономических изменений на рынке образования, а также в отрасли строительства.
II. Основная цель и задачи, сроки, этапы реализации и целевые
показатели Подпрограммы
Основная цель Подпрограммы - кадровое обеспечение задач строительства региональной программы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ленинградской области в 2011-2015 годах".
Основными задачами, направленными на достижение указанной цели, являются:
создание системы мониторинга потребностей регионального рынка труда в строительных кадрах;
практическая реализация схемы и регламентов взаимодействия образовательных учреждений всех уровней образования независимо от ведомственной подчиненности и органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам подготовки, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов строительных специальностей;
практическое взаимодействие с компаниями, производящими современные строительные материалы, и строительными компаниями, применяющими современные технологии в строительстве, в сфере начальной профессиональной подготовки, а также профессиональной переподготовки и повышения квалификации на базе учебных центров таких компаний, в том числе в малоэтажном строительстве при применении современных технологий;
стимулирование образовательных учреждений в подготовке специалистов;
стимулирование трудоустройства молодых специалистов и перехода специалистов, имеющих строительное образование, но занятых трудовой деятельностью по другим специальностям, на соответствующие должности в сфере строительства;
повышение квалификации профессорско-преподавательского состава учебных заведений в соответствии с темпами совершенствования технологий проектирования и строительства зданий и сооружений.
Создание системы мониторинга потребностей регионального рынка труда в строительных кадрах предусматривает:
составление прогноза потребности в рабочих кадрах и специалистах, разработку рекомендаций по направлениям подготовки специалистов и открытию новых специальностей для учебных заведений;
обеспечение своевременного обмена информацией между участниками Подпрограммы, способствование созданию единого информационного пространства по проблемам кадрового обеспечения строительных компаний.
Практическая реализация схемы и регламентов взаимодействия образовательных учреждений всех уровней образования независимо от ведомственной подчиненности и органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам подготовки, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов строительных специальностей включает:
формирование государственного заказа Ленинградской области по профессиям начального и среднего профессионального образования строительного профиля в соответствии с потребностями строительного комплекса Ленинградской области и заявками работодателей;
разработку эффективной модели договорных отношений между организациями работодателей и образовательными учреждениями;
создание цикла телепрограмм о деятельности государственных образовательных учреждений профессионального образования Ленинградской области с целью повышения имиджа рабочих профессий;
изготовление и распространение социальной рекламы для различных форм самореализации молодежи в Ленинградской области;
выпуск медиапродукции, ориентированной на поддержку профессионального выбора молодежи в пользу профессий строительного профиля; организацию системы конкурсов по отбору лучших образцов такой медиапродукции;
проведение ежегодного областного праздника "Фестиваль профессий"; создание региональной системы информирования абитуриентов при поступлении в образовательные учреждения профессионального образования, в том числе строительного профиля, осуществляющие образовательную деятельность на территории Ленинградской области, о трудоустройстве по выбранной ими профессии (специальности) выпускников предшествующих лет;
создание многопрофильных ресурсных центров по подготовке рабочих кадров и специалистов по укрупненным группам профессий на базе образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования совместно с базовыми предприятиями.
Практическое взаимодействие с компаниями, производящими современные строительные материалы, и строительными компаниями, применяющими современные технологии в строительстве, в сфере начальной профессиональной подготовки, а также профессиональной переподготовки и повышения квалификации на базе учебных центров таких компаний, в том числе в малоэтажном строительстве при применении современных технологий, строится на следующих принципах:
развитие практики совместной подготовки специалистов учреждениями начального и среднего профессионального образования с участием профильных отраслевых предприятий;
проведение ежегодного конкурса в сфере строительства по номинациям "Лучшая строительная организация года", "Лучший штукатур Ленинградской области", "Лучший каменщик Ленинградской области", "Лучший строительный мастер Ленинградской области" и конкурса-смотра "Лучшая строительная площадка Ленинградской области";
развитие системы наставничества для выпускников образовательных учреждений на базовых предприятиях Ленинградской области.
Стимулирование образовательных учреждений в подготовке специалистов осуществляется посредством ежегодного конкурса для образовательных учреждений в сфере строительства по номинациям:
"Лучшая программа развития образовательного учреждения профессионального образования";
"Лучшая инновационная образовательная программа, реализуемая в образовательном учреждении профессионального образования";
"Современные обучающие технологии в образовательном процессе учреждений профессионального образования".
Стимулирование трудоустройства молодых специалистов и перехода специалистов, имеющих строительное образование, но занятых трудовой деятельностью по другим специальностям, на соответствующие должности в сфере строительства предполагается осуществлять посредством:
организации и проведения областных конкурсов профессионального мастерства по профессиям "сварщик", "мастер столярно-плотничных и паркетных работ", "электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования";
проведения мероприятий по повышению привлекательности программ профессионального строительного образования, в том числе реализации учебных (элективных) курсов профориентационной направленности в рамках программ профильного обучения обучающихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений; организации издания и распространения в образовательных учреждениях Ленинградской области профориентационного сборника "Что делать выпускнику?" для выпускников общеобразовательных школ Ленинградской области и их родителей.
В целях решения задач Подпрограммы создается нормативная правовая и методическая база, необходимая для реализации мероприятий Подпрограммы.
Подпрограмма реализуется в течение 2011-2015 годов в один этап. После завершения срока реализации Подпрограммы действие ее механизмов пролонгируется на перспективу до 2020 года соответствующим нормативным правовым актом Ленинградской области.
Перечень целевых показателей подпрограммы "Кадровое обеспечение задач строительства" региональной программы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ленинградской области в 2011-2015 годах" приведен в приложении 3 к Подпрограмме.
Прогноз развития строительного комплекса Ленинградской области выполнен на основании фактических значений показателей за 2010 год в соответствии с Методикой проверки расчетных данных подпрограмм кадрового обеспечения задач строительства региональных программ развития жилищного строительства, рекомендованной Министерством регионального развития Российской Федерации (приложение 4 к Подпрограмме).
Прогнозные индикаторы развития строительного комплекса подлежат ежегодной корректировке в зависимости от достигнутых результатов за каждый год реализации Подпрограммы.
III. Мероприятия Подпрограммы
Решение задачи кадрового обеспечения задач строительства Ленинградской области обеспечивается через реализацию комплекса мер, направленных на развитие системы профессионального строительного образования, привлечения в строительную отрасль квалифицированных рабочих кадров и специалистов, повышения имиджа профессий строительного профиля.
Мероприятия Подпрограммы подразделяются на мероприятия нормативно-правового и методического обеспечения, мероприятия организационного и информационного обеспечения и другие мероприятия.
Реализация мероприятий Подпрограммы направлена на достижение значений целевых показателей, приведенных в приложении 3 к Подпрограмме.
План мероприятий подпрограммы "Кадровое обеспечение задач строительства" региональной программы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ленинградской области в 2011-2015 годах" приведен в приложении 5 к Подпрограмме.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Подпрограммы
Финансирование мероприятий Подпрограммы осуществляется за счет внебюджетных источников, а также средств областного бюджета Ленинградской области, предусмотренных на реализацию долгосрочных целевых программ развития профессионального образования.
Дополнительным источником финансирования мероприятий Подпрограммы могут являться средства федерального бюджета, предусматриваемые на софинансирование долгосрочных целевых программ развития профессионального образования в Ленинградской области в установленном законодательством порядке.
V. Управление реализацией Подпрограммы
Механизм реализации Подпрограммы предусматривает согласованное нормативно-правовое, финансовое и организационное обеспечение реализации комплекса мероприятий Подпрограммы на уровне органов исполнительной власти Ленинградской области, законодательной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления муниципальных образований и городского округа.
Мониторинг реализации Подпрограммы осуществляет государственный заказчик Подпрограммы, управление реализацией Подпрограммы - Координационный совет при Губернаторе Ленинградской области, который:
обеспечивает согласованность действий ответственных исполнителей Подпрограммы;
рассматривает проблемные ситуации, возникающие между ответственными исполнителями в процессе реализации Подпрограммы;
формирует предложения по принятию нормативных правовых актов, необходимых для реализации Подпрограммы.
VI. Оценка эффективности реализации Подпрограммы
Социальная эффективность Подпрограммы определяется достижением значений целевых показателей годового объема ввода жилья, установленных региональной программой "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ленинградской области в 2011-2015 годах".
Эффективность реализации Подпрограммы определяется ежегодно на основании оценки фактических значений целевых показателей Подпрограммы, приведенных в приложении 3 к Подпрограмме, а также оценивается на основании достижения прогнозных индикаторов развития сферы жилищного строительства Ленинградской области (таблицы 13-16).
Реализация Подпрограммы позволит обеспечить планируемые объемы и повышение качества жилищного строительства на территории Ленинградской области.
Основные ожидаемые результаты реализации Подпрограммы: рост общего числа занятых в строительной отрасли, в том числе в отрасли жилищного строительства, к 2015 году по сравнению с 2010 годом в 1,6 раза;
доля занятых в жилищном строительстве от общего количества занятых в строительстве - 50 процентов;
стопроцентное трудоустройство выпускников строительных специальностей в 2015 году;
рост доли выпускников, трудоустроенных в отрасль жилищного строительства, с 24,1 процента в 2010 году до 60,0 процента в 2015 году;
привлечение иностранной рабочей силы для жилищного строительства; увеличение миграции специалистов из других регионов Российской Федерации для жилищного строительства с 18,2 процента в 2010 году до 29,0 процента в 2015 году.
Прогнозные индикаторы развития сферы жилищного строительства
Ленинградской области***
Таблица 13
Индикаторы кадрового обеспечения сферы жилищного строительства
Ленинградской области,
|
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Объем капитального строительства (кв. м) (S) |
1 076 000 |
1 136 000 |
1 204 000 |
1 385 000 |
1 650 000 |
Общее количество персонала организаций, осуществляющих жилищное строительство (N) |
25 342 |
26 461 |
28 761 |
32 749 |
38 680 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
специалисты (N1) |
2281 |
2381 |
2588 |
2947 |
3481 |
линейный персонал (N2) |
7603 |
7938 |
8628 |
9825 |
11 604 |
рабочие (N3) |
15 459 |
16 141 |
17 544 |
19 977 |
23 595 |
/ (интегральный) (S / N) |
42,3 |
42,9 |
41,9 |
42,3 |
42,7 |
/ (по категориям персонала, i - индекс категории) (S / N) |
|
|
|
|
|
специалисты (N1) |
470,0 |
477,0 |
465,1 |
469,9 |
474,0 |
линейный персонал (N2) |
141,0 |
143,1 |
139,5 |
141,0 |
142,2 |
рабочие(N3) |
69,3 |
70,4 |
68,6 |
69,3 |
69,9 |
Таблица 14
Индикатор соотношения кадрового ресурса между категориями
персонала,
Категория персонала |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Специалисты (N1) |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Линейный персонал (N2) |
3,3 |
3,3 |
3,3 |
3,3 |
3,3 |
Рабочие(N3) |
6,8 |
6,8 |
6,8 |
6,8 |
6,8 |
Таблица 15
Индикатор соотношения кадрового ресурса между уровнями
профессионального образования,
Уровень образования |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Высшее профессиональное образование |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Среднее профессиональное образование |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
Начальное профессиональное образование |
5,5 |
5,5 |
5,5 |
5,5 |
5,5 |
Среднее (полное) общее образование |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Таблица 16
Индикатор миграционной компоненты кадрового обеспечения региональной сферы жилищного строительства,
Категория персонала |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Специалисты |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Линейный персонал |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
Рабочие |
9,2 |
9,2 |
9,2 |
9,2 |
9,2 |
___________
* Количество выпускаемых специалистов строительных специальностей без учета профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Подлежит уточнению по итогам размещения ежегодного государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
** Дополнительным источником финансирования мероприятий Подпрограммы могут являться средства федерального бюджета, предусматриваемые на софинансирование долгосрочных целевых программ развития профессионального образования в Ленинградской области в установленном законодательством порядке.
*** При составлении прогноза выдержано соотношение между кадровыми ресурсами, сложившееся по состоянию на 2010 год. В дальнейшем предусматривается корректировка в зависимости от фактически достигнутых значений по результатам каждого года реализации Подпрограммы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.