Постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 19 сентября 2014 г. N 65-пг распоряжение мэра - председателя Правительства Санкт-Петербурга от 31 августа 1994 г. N 902-р, утверждавшее Правила подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт-Петербурге, признано утратившим силу
Комитет по энергетике и инженерному обеспечению
Правительства Санкт-Петербурга
Правила
подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург
2006
Информационные данные
1. Правила подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт-Петербурге утверждены распоряжением мэра - председателя Правительства Санкт-Петербурга от 31.08.1994 N 902-р (с изменениями и дополнениями, протокол Городской МВК от 14.04.2006 N 11).
2. Новая редакция Правил подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт-Петербурге подготовлена отделом Городской межведомственной комиссии по подготовке и проведению отопительного сезона Комитета по энергетике и инженерному обеспечению.
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила обязательны для:
- всех исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, организаций, предприятий и учреждений Санкт-Петербурга, действующих в сфере ведения этих органов и имеющих на балансе в оперативном управлении, в хозяйственном ведении или аренде, обслуживании источники энергоснабжения, инженерные сооружения, коммуникации и здания;
- юридических лиц, независимо от объема вещных прав, осуществляющих отпуск, транспортировку или потребление энергоресурсов;
- строительно-монтажных, ремонтных и наладочных организаций, выполняющих строительство, монтаж, наладку и ремонт на объектах жилищно-коммунального и инженерно-энергетического комплекса Санкт-Петербурга.
1.2. Основной задачей всех предприятий, организаций и учреждений города при подготовке и проведении отопительного сезона является обеспечение устойчивого тепло-, водо-, электро-, газо- и топливоснабжения потребителей, поддержание необходимых параметров энергоносителей и нормативного температурного режима в зданиях с учетом их назначения и платежной дисциплины энергопотребления.
1.3. Ответственность за подготовку и проведение отопительного сезона устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
1.4. Весь комплекс мероприятий по подготовке и проведению отопительного сезона подразделяется на этапы:
- подготовка к отопительному сезону;
- опробование систем теплоснабжения и резервных топливных хозяйств в работе;
- периодическое протапливание;
- регулярное отопление;
- прохождение зимнего максимума энергетических нагрузок;
- завершение отопительного сезона и обеспечение горячего водоснабжения (ГВС) в межотопительный период.
1.5. При подготовке и проведении отопительного сезона необходимо руководствоваться нормативно-техническими документами в соответствии с приложением 20.
1.6. Общий контроль за подготовкой и проведением отопительного сезона в городе в целом осуществляется Городской межведомственной комиссией по подготовке и проведению отопительного сезона в Санкт-Петербурге (далее - Городская МВК).
1.7. Решения, принимаемые Городской МВК в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, предприятий, организаций и учреждений Санкт-Петербурга, действующих в сфере ведения этих органов и юридических лиц, независимо от объема вещных прав, осуществляющих отпуск, транспортировку или потребление энергоресурсов.
1.8. Координацию подготовки и проведения отопительного сезона в районах осуществляют районные межведомственные комиссии, действующие на основании положений о районных межведомственных комиссиях по подготовке и проведению отопительного сезона, утвержденных главами администраций районов Санкт-Петербурга и согласованных Городской МВК.
1.9. Взаимодействие оперативно-диспетчерских служб предприятий и организаций по вопросам энергообеспечения города определяется Положением (приложение 1).
1.10. Взаимоотношения энергоснабжающих организаций с потребителями (абонентами), определяются заключенным между ними договором и действующим законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
Граница ответственности между потребителем и энергоснабжающей организацией определяется их балансовой принадлежностью и фиксируется в прилагаемом к договору акте разграничения балансовой принадлежности инженерных сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
1.11. Предприятия-потребители должны обеспечивать:
своевременное и качественное техническое обслуживание и ремонт энергопотребляющих систем и инженерных сетей;
при заключении договора на техническое обслуживание и ремонт со специализированной организацией обеспечивает допуск ее персонала в любое время суток;
беспрепятственный допуск в любое время суток на территории и в помещения своих объектов представителей Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Санкт-Петербургу (Ростехнадзор по Санкт-Петербургу), Городской и районной МВК;
круглосуточный допуск на территорию предприятий персонала энергоснабжающих организаций для производства работ по ремонту и обслуживанию инженерных сетей и осмотра систем энергопотребления;
разработку и выполнение согласно договору на пользование тепловой энергией графиков ограничения и отключения теплопотребляющих установок при временном недостатке тепловой мощности или топлива на источниках теплоснабжения.
1.12. Государственный энергетический надзор за работой предприятий - потребителей тепловой и электрической энергии и выполнением Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил устройства электроустановок осуществляет территориальный орган Ростехнадзора.
1.13. Организация, ответственная за содержание территории, на которой находятся инженерные коммуникации, обязана:
- осуществлять контроль за содержанием охранных зон инженерных сетей, обеспечивать круглосуточный доступ для обслуживания и ремонта инженерных коммуникаций, проходящих по ее территории;
- не допускать, в пределах охранных зон инженерных сетей и сооружений возведение каких-либо построек, складирование материалов, устройства свалок, посадки деревьев, кустарников и т.п.;
- обеспечивать снос несанкционированных построек и посаженных в охранных зонах деревьев и кустарников по требованию владельца инженерных коммуникаций, за собственный счет, либо за счет собственных средств юридических лиц, допустивших нарушение;
- принимать в соответствии с действующим законодательством меры к лицам, допустившим устройство в охранной зоне инженерных коммуникаций постоянных или временных предприятий торговли, парковки транспорта, рекламных щитов и т.д.;
- компенсировать все материальные потери, связанные с восстановлением или переносом сооружений из охранной зоны инженерных коммуникаций, а также все материальные потери, связанные с задержкой начала производства аварийных или плановых работ из-за наличия несанкционированных сооружений.
1.14. Земляные работы, связанные с вскрытием грунта и дорожных покрытий, должны вестись в соответствии с действующими Правилами производства работ при прокладке и переустройстве подземных инженерных сетей и сооружений, строительстве и ремонте дорожных покрытий и благоустройстве.
1.15. Все работы по устранению технологических нарушений на инженерных сетях, связанные с нарушением благоустройства, энергоснабжающим предприятиям и их подрядным организациям производить с предварительным уведомлением администраций районов Санкт-Петербурга.
1.16. Плановые работы на инженерных сетях могут производиться в течение всего года в соответствии с технической документацией, по графикам производства работ, согласованным с администрациями районов Санкт-Петербурга и Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению. При этом должны быть приняты меры по обеспечению энергоснабжения зданий, в соответствии с условиями договора.
1.17. При возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных технологическими нарушениями на инженерных сооружениях и коммуникациях, общее руководство по локализации и ликвидации их возлагается на Городскую и районные комиссии по чрезвычайным ситуациям в установленном порядке.
1.18. Организация, ответственная за содержание территории, на которой находятся инженерные коммуникации, жилищно-эксплуатационные службы, работники органов внутренних дел и Государственной инспекции безопасности дорожного движения при обнаружении технологического нарушения (вытекание горячей воды и выход пара на тепловых сетях, вытекание холодной воды на поверхность, образование провалов и т.п.):
- принимают меры по ограждению опасной зоны и предотвращению доступа посторонних лиц в зону технологического нарушения до прибытия аварийных служб, которые должны обеспечить выезд своих представителей в течение одного часа после уведомления;
- незамедлительно информируют обо всех происшествиях, связанных с повреждениями инженерных коммуникаций, соответствующие диспетчерские службы города.
1.19. Во всех подъездах жилых домов владельцами зданий должны быть оформлены таблички с указанием адресов и номеров телефонов для сообщения о технологических нарушениях работы систем инженерного обеспечения.
1.20. Для разработки плана подготовки объектов инженерно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства города к работе и эксплуатации в новом отопительном сезоне:
1.20.1. Все предприятия и организации, имеющие резервные топливные хозяйства, представляют до 1 апреля в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, в чьем ведении находятся или на территории района которого они расположены, планы по созданию запасов топлива по каждому виду топлива в натуральном выражении, с учетом создания максимального запаса топлива к началу отопительного сезона (на 1 октября) по форме приложения 5;
1.20.2. Все предприятия и организации (в том числе: ЖСК, ТСЖ и ЖК), имеющие на балансе, в оперативном управлении, хозяйственном ведении или аренде, обслуживании, источники энергоснабжения, инженерные сооружения, коммуникации и осуществляющие отпуск, транспортировку или потребление энергоресурсов, расположенные на территории района, представляют до 1 апреля в администрацию района планы подготовки своих хозяйств к отопительному сезону;
1.20.3. Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, в ведении которых находятся предприятия и организации, имеющие резервные топливные хозяйства, в том числе и администрации района Санкт-Петербурга на территории которых они расположены, представляют до 10 апреля в Комитет по энергетике и инженерному обеспечению планы по запасам топлива (по каждому виду топлива в натуральном выражении) по подведомственным организациям и организациям, с учетом создания максимального запаса топлива к началу отопительного сезона (на 1 октября), по форме приложения 5, с разбивкой по организациям;
1.20.4. Филиал "Невский" ОАО "ТГК-1", ГУП "ТЭК СПб", ЗАО "Лентеплоснаб", ООО "Петербургтеплоэнерго", ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", ОАО "Ленэнерго", ООО "ПетербургГаз", ООО "Обуховоэнерго", ОАО "НПО ЦКТИ им. И.И.Ползунова", ООО "Ижора-Энергосбыт" (ведущие энергоснабжающие организации Санкт-Петербурга) представляют до 10 апреля в КЭиИО (отдел Городской МВК) планы подготовки своих хозяйств к отопительному сезону и сведения по энергоисточникам и инженерным сетям;
1.20.5. Администрации районов по форме приложения 3, а другие исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, имеющие на балансе, в оперативном управлении, в хозяйственном ведении или аренде, в обслуживании источники энергоснабжения (тепло-, водо-, электро-и газоснабжения), инженерные сооружения, коммуникации и осуществляющие отпуск, транспортировку или потребление энергоресурсов, в произвольной форме представляют до 10 апреля в КЭиИО (отдел Городской МВК) сводные планы подготовки районов и своих хозяйств к отопительному сезону, а также в Комитет по энергетике и инженерному обеспечению запланированные в бюджете объемы потребляемых энергоресурсов;
1.20.6. Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга и ведущие энергоснабжающие организации представляют в КЭиИО (отдел Городской МВК) до 10 апреля справки по предварительным результатам прохождения отопительного сезона с указанием выявленных недостатков и конкретные предложения по их устранению.
1.21. Отчеты по выполнению планов подготовки к отопительному сезону представляют:
1.21.1. Предприятия и организации, указанные в п.1.20.2., в администрации районов Санкт-Петербурга - не позднее 1 июля, 1 августа, 15 августа и 1 сентября;
1.21.2. Администрации районов Санкт-Петербурга по форме приложения 4 в КЭиИО (отдел Городской МВК) и Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга, другие исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, имеющие на балансе, в оперативном управлении, в хозяйственном ведении или аренде, обслуживании источники энергоснабжения (тепло-, водо-, электро- и газоснабжения), инженерные сооружения, коммуникации и осуществляющие отпуск, транспортировку или потребление энергоресурсов и ведущие энергоснабжающие организации по произвольной форме в КЭиИО (отдел Городской МВК) не позднее 3 июля, 3 августа, 18 августа и 3 сентября;
1.21.3. Все предприятия, указанные в п. 1.20.1., о выполнении заданий по созданию запасов топлива не позднее 3 числа отчетного месяца в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, в чьем ведении находятся или на территории района которого они расположены;
1.21.4. Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, указанные в п. 1.20.3., о выполнении заданий по созданию запасов топлива подведомственными организациями и организациями, находящихся на территории района, не позднее 3 числа после окончания отчетного срока в Комитет по энергетике и инженерному обеспечению по форме приложения 6.
1.21.5. Теплоснабжающими организациями не позднее 20 сентября и 5 октября в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга направляются адресные списки жилых домов, не имеющих актов проверки готовности объекта по состоянию на 15 сентября и 1 октября соответственно.
1.22. При невыполнении запланированных работ во время подготовки к отопительному сезону к отчету прилагается справка с указанием в ней причин невыполнения, виновных в срыве работ и новые сроки выполнения.
1.23. Финансирование расходов на проведение непредвиденных аварийно-восстановительных работ и создание аварийного запаса материалов осуществляется Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению и Жилищным комитетом в установленном порядке в пределах средств, предусмотренных в бюджете Санкт-Петербурга.
1.24. Комитету по энергетике и инженерному обеспечению при регистрации технических условий на строительство и реконструкцию объектов предусматривать установку приборов учета расходов тепла, воды, газа и электроэнергии.
Проектным организациям, заказчикам, независимо от форм собственности, включать в проектную документацию установку приборов учета расходов тепла, воды, газа и электроэнергии, а также проверять соответствие схемы категории надежности, согласно действующим нормативно-правовым документам.
1.25. Порядок введения ограничения или прекращения отпуска (отгрузки) топливно-энергетических ресурсов и перечень стратегических организаций, не подлежащих ограничению или прекращению отпуска топливно-энергетических ресурсов, определяются договором и действующим законодательством Российской Федерации.
1.26. Владелец или арендатор встроенных нежилых помещений (подвалов, чердаков, мансард и др.), по которым проходят инженерные коммуникации, при использовании эти помещения под склады или другие объекты, обязан обеспечить беспрепятственный доступ представителей специализированных организаций в течение 1 часа от времени, указанного в телефонограмме вызова организации, проводящей аварийно-восстановительные работы, и за счет собственных средств выполнить работы по выделению зоны для прохода и обеспечению свободного доступа для выполнения ремонта, технического обслуживания и осмотра инженерных сооружений и систем энергопотребления.
Владелец обязан следить за гидроизоляцией подвальных помещений и выполнять за свой счет мероприятия, исключающие попадание воды в подвальные помещения зданий.
Работы по оборудованию встроенных нежилых помещений, по которым проходят инженерные коммуникации, выполняются по техническим условиям владельца здания, согласованным с энергоснабжающей организацией.
1.27. Предоставление услуг по тепло-, водо-, газо-, электроснабжению и водоотведению должно осуществляться в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
1.28. Потребительские свойства и режим предоставления услуг должны соответствовать установленным нормативам.
1.29. Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга осуществляют контроль за подготовкой и проведением отопительного сезона в подведомственных организациях, предприятиях и учреждениях.
2. Подготовка к отопительному сезону
2.1. Подготовка к отопительному сезону включает:
- выявление недостатков по прошедшему отопительному сезону, разработка и выполнение мероприятий по устранению выявленных дефектов и нарушений;
- издание приказа (распоряжения) об итогах прошедшего отопительного сезона с утверждением плана мероприятий по подготовке инженерно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и других зданий социально-бытового назначения к новому отопительному сезону;
- заключение договоров с подрядными организациями, решение вопросов финансирования и материально-технического обеспечения;
- проведение необходимых работ на источниках теплоснабжения, в т.ч. осмотры и испытания котлов, сосудов, трубопроводов в соответствие с требованиями Ростехнадзора РФ;
- выполнение работ на инженерных сетях по реконструкции, капитальному и текущему ремонтам, испытаниям и промывкам, разработку графика отпуска тепла и гидравлического режима тепловых сетей;
- проведение работ по подготовке зданий, профилактике, ремонту и замене оборудования на инженерных системах;
- выполнение работ на системах водоснабжения источников теплоснабжения;
- подготовку топливных складов, выполнение ремонта инженерного оборудования резервных топливных хозяйств, систем топливоподачи, топливоприготовления, железнодорожных и автомобильных подъездных путей, противопожарного хозяйства;
- создание запланированных запасов топлива.
2.2. Работы на источниках теплоснабжения должны быть завершены:
- по ремонту и профилактике электро-, водо- и газовых коммуникаций, обеспечивающие включение в работу источников тепла - до 25 августа;
- для обеспечения нужд отопления в осенне-зимний период - до 1 сентября;
- для обеспечения нужд отопления в период прохождения зимнего максимума температур - до 15 ноября.
2.3. Работы по планово-предупредительному ремонту резервного топливного хозяйства и создание запасов топлива должны быть завершены к 1 октября.
2.4. Срок представления в Комитет по энергетике и инженерному обеспечению актов готовности и технического опробования топливного хозяйства до 5 октября по форме приложения 12.
2.5. Регламентные работы, работы по текущему ремонту на тепловых сетях, вводах и внутридомовых системах теплоснабжения должны быть закончены до 1 сентября, при этом до 20 августа, в основном, должен быть обеспечен перевод горячего водоснабжения потребителей на подающие трубопроводы.
2.6. Тепловые сети в соответствии с действующей нормативно-технической документацией должны подвергаться гидравлическим испытаниям на прочность и плотность (опрессовка) и испытаниям на максимальную температуру.
Порядок проведения гидравлических испытаний тепловых сетей на прочность и плотность (опрессовка) и испытаний на максимальную температуру теплоносителя указан в приложении 7. По результатам испытаний составляются акты.
2.7. Все виды испытаний тепловых сетей проводятся отдельно. Во всех случаях должно быть обеспечено тщательное наблюдение за всеми точками тепловой сети, указанными в программе испытаний и оперативная связь между руководителями испытаний, отдельными исполнителями и потребителями.
2.8. Теплоснабжающие организации согласовывают с администрациями районов Санкт-Петербурга и Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению графики планового ремонта (останова) ТЭЦ, котельных и тепловых сетей, а также графики проведения испытаний тепловых сетей с последующим информированием ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", Жилищного комитета и Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга в срок до 1 мая.
2.9. Срок представления графиков на согласование в Комитет по энергетике и инженерному обеспечению и администрации районов:
- планового ремонта (останова) ТЭЦ, котельных - до 1 марта;
- ремонта и реконструкции тепловых сетей - до 1 марта;
- испытания на расчетную температуру - до 10 марта;
- гидравлических испытаний тепловых сетей на прочность и плотность (опрессовка) в конце отопительного сезона - до 15 апреля.
Срок согласования графиков - не более 2-х недель.
2.10. В графиках ремонта тепловых сетей и источников теплоснабжения может допускаться перерыв в подаче ГВС потребителям, по согласованию с администрациями районов, на срок не более 21 дня.
Отключения ГВС на больший срок или повторное отключение, связанное с реконструкцией, ремонтом и испытаниями источников теплоснабжения и тепловых сетей, согласовываются с администрациями районов Санкт-Петербурга и Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению, с последующим уведомлением ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга". Не допускать отключения ГВС в периоды с 20 мая по 10 июня и с 15 августа по 1 сентября.
2.11. Тепловые сети после монтажа, капитального ремонта и реконструкции должны подвергаться гидравлической промывке. После выполнения аварийных работ на теплотрассах теплоснабжающие организации обязаны производить гидропромывку данных участков сетей.
Объемы расхода сетевой воды на промывку систем центрального отопления, вентиляции и горячего водоснабжения зданий сетевой водой фиксируются по отдельному акту.
Промывка считается законченной, когда при осмотре отобранных проб при расходах воды представителями абонента и теплоснабжающей организации, цветность воды на сливе должна соответствовать цветности исходной воды.
Ответственность за качество промывки тепловых сетей возлагается на организации, эксплуатирующие эти сети, а систем центрального отопления, вентиляции и горячего водоснабжения зданий - на владельца тепловой энергоустановки.
2.12. Владельцы тепловых сетей, вводов, внутридомовых систем в срок до 30 апреля согласовывают с теплоснабжающими организациями графики их предъявления на готовность к отопительному сезону. Сроки подготовки сетей, вводов, внутридомовых систем должны быть увязаны с графиками ремонтов тепловых сетей и источников теплоснабжения. Согласованные графики предъявления объектов готовности к отопительному сезону представляются в администрации районов Санкт-Петербурга.
2.13. Потребители тепла в процессе подготовки к отопительному сезону проводят:
- по завершению отопительного сезона обследование технического состояния зданий и их инженерного оборудования с заполнением паспорта готовности объекта к работе в зимних условиях по результатам весеннего осмотра. Окончательно паспорт готовности объекта оформляется по результатам осеннего осмотра по форме приложения 11;
- работы по профилактике и ремонту внутридомовых систем, вводов и внутриквартальных сетей, которые предусматривают:
- необходимые работы по проведению профилактических мероприятий и устранению неисправностей и повреждений. Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок определяет необходимый объем ремонта для содержания в исправном и работоспособном состоянии оборудование систем центрального отопления, вентиляции и горячего водоснабжения зданий;
- механическую чистку или химическую промывку подогревателей;
- косметический ремонт помещений тепловых пунктов;
- ревизию или замену запорной арматуры теплопотребляющей установки или теплового ввода;
- промывку систем центрального отопления гидравлическим способом ежегодно и гидропневматическим способом 1 раз в 2 года (приложение 8);
- промывку внутриквартальных сетей и вводов, находящихся на балансе абонента;
- опрессовку домовых систем, элеваторных узлов и внутриквартальных сетей, находящихся на балансе абонента, на давление в соответствии с действующими Правилами;
- изготовление и установку диафрагм и сопел по расчетам, представленным теплоснабжающими организациями, с учетом результатов наладки в прошедшем отопительном сезоне. Установку выполняет потребитель тепла под контролем теплоснабжающей организации;
- утепление дверей, лестничных клеток, чердаков, подвалов, внутренней разводки, восстановление замков на дверях помещений тепловых пунктов, чердаков, водомерных узлов;
- создание нормального температурно-влажностного режима чердачных и подвальных помещений;
- утепление помещений водомерных узлов на водопроводных вводах;
- установку в соответствие с технической документацией в центральных тепловых пунктах, элеваторных узлах и тепловых пунктах, находящихся на балансе абонента, контрольно-измерительных приборов и приборов регулирования и учета отпуска тепла, выполнение работ, указанных в предписаниях территориального органа Ростехнадзора и энергоснабжающих организаций;
- опробование вводов электроснабжения жилых домов и домовых электрических сетей, включая проверку предохранителей и автоматических выключателей на соответствие проекту.
За организацию работ по подготовке систем теплопотребления зданий и тепловых сетей, находящихся на балансе абонента, и выполнение требований Правил техники безопасности отвечает ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок.
2.14. Приемка систем теплопотребления после выполнения работ, перечисленных в п. 2.13, оформляется промежуточным актом с учетом выявленных замечаний. При условии устранения замечаний по промежуточному акту, укомплектованности обученным и аттестованным персоналом, готовность объектов к теплоснабжению подтверждается двухсторонним актом по форме приложения 10. Объекты теплопотребления должны быть подготовлены к 1 сентября.
2.15. После подготовки систем отопления производится ее консервация заполнением сетевой водой с отключением от внешней сети, при необходимости - с установкой заглушек.
2.16. Включение систем теплопотребления без актов проверки готовности объекта теплоснабжающей организацией не допускается.
2.17. Вновь присоединяемые и реконструируемые теплопотребляющие установки потребителей должны соответствовать техническим условиям на подключение, выполнены в соответствии с проектной документацией, согласованной в установленном порядке с теплоснабжающей организацией и территориальным органом Ростехнадзора.
До пуска тепловых установок и тепловых сетей в эксплуатацию заказчик совместно с подрядной организацией проводит предусмотренные проектной документацией испытания, наладку и промывку в присутствии представителя теплоснабжающей организации и инспектора территориального органа Ростехнадзора.
2.18. Подготовку к отопительному сезону тепловых сетей, центральных тепловых пунктов, насосных, систем центрального отопления и горячего водоснабжения домов-новостроек, не принятых в эксплуатацию специализированными организациями, обеспечивают строительные организации. Все необходимые врезки в инженерные коммуникации должны быть выполнены до 1 октября.
2.19. Организация-поставщик природного газа, газораспределительная организация и Ростехнадзор по Санкт-Петербургу разрабатывают квартальные графики перевода потребителей на резервные виды топлива при похолоданиях, утверждают их в Комитете по энергетике и инженерному обеспечению за 25 суток до наступления квартала, на который они рассчитаны, и за 15 суток направляют на предприятия, задействованные в графиках.
2.20. Готовность энергоснабжающих организаций к работе в отопительном сезоне оценивается в соответствие с Положением об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период.
Готовность жилых и общественных зданий к эксплуатации в отопительном сезоне подтверждается паспортами (приложение 11), которые оформляются до 15 сентября на основании актов проверки готовности объекта теплоснабжающей организацией, ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", Управлением государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу и газораспределительной организацией (приложение 9).
3. Опробование систем теплоснабжения
3.1. С целью проверки готовности источников теплоснабжения, тепловых сетей к началу периодического отопления и выявления скрытых дефектов проводится опробование систем теплоснабжения. Графики опробования разрабатываются теплоснабжающими организациями и согласовываются до 1 сентября с администрациями районов Санкт-Петербурга, ГУ "Жилищное агентство", ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" и газораспределительной организацией.
3.2. Теплоснабжающие организации передают согласованные графики до 5 сентября в районные жилищные организации и жилищно-коммунальные службы ведомств.
3.3. Опробование систем теплоснабжения от ТЭЦ и котельных производится теплоснабжающей организацией по специальной программе (инструкции), согласованной с администрацией района Санкт-Петербурга.
В ходе опробования систем теплоснабжения производится замена консерванта и постановка всей системы теплоснабжения и теплопотребления под давление.
3.4. Выявленные в процессе опробования замечания по тепловым сетям, источникам теплоснабжения и потребителям должны быть устранены до начала периодического протапливания.
3.5. Включение на циркуляцию систем теплопотребления производится после выхода распоряжения о периодическом протапливании.
4. Периодическое протапливание
4.1. С учетом установившихся пониженных среднесуточных температур наружного воздуха и других неблагоприятных погодных факторов распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению объявляется периодическое протапливание, при котором допускается ограничение отпуска тепла и перерывы в теплоснабжении.
Временной период работы систем теплоснабжения в режиме периодического протапливания должен составлять не менее 5 календарных дней.
4.2. Теплоснабжающие организации направляют графики включения источников теплоснабжения в ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", газораспределительную организацию, Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга и Жилищный комитет.
4.3. Подключение потребителей на теплоснабжение осуществляется в следующем порядке:
- детские, лечебные, школьные учреждения, ПТУ, дома для престарелых и инвалидов;
- жилые здания, общежития, гостиницы;
- общественные здания, учебные заведения, театры, дома культуры;
- прочие здания.
4.4. Для оперативного контроля за ходом подключения зданий к источникам теплоснабжения, ежедневно, до подключения всех зданий, в КЭиИО (отдел Городской МВК) и Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга представляются справки:
- администрации районов Санкт-Петербурга по форме приложения 15;
- филиал "Невский" ОАО "ТГК-1", ГУП "ТЭК СПб", ЗАО "Лентеплоснаб" и ООО "Петербургтеплоэнерго" по форме приложения 16.
4.5. В течение 5 суток, после включения потребителей, теплоснабжающие организации и владельцы тепловых сетей проводят первичную регулировку оборудования и тепловых сетей, а владельцы зданий - регулировку внутридомовых систем и оборудования.
4.6. В ходе периодического протапливания проводится опробование резервных топливных хозяйств в работе.
4.7. Выявленные в процессе периодического протапливания замечания по тепловым сетям, источникам теплоснабжения и потребителям должны быть устранены до начала регулярного отопления.
4.8. Энергоснабжающие организации имеют право не подключать к периодическому протапливанию и регулярному отоплению потребителей, имеющих задолженность за потребленную тепловую энергию.
Решение о подключении потребителей, имеющих задолженность за потребленную тепловую энергию, финансируемых за счет средств городского и муниципального бюджетов, принимается Городской МВК.
4.9. При аварийных ситуациях теплоснабжающие организации действуют на основании Положения о взаимодействии оперативно-диспетчерского отдела КЭиИО и инженерных оперативно-диспетчерских служб организаций и предприятий по вопросам тепло-, электро-, газо- и водоснабжения Санкт-Петербурга (приложение 1).
5. Регулярное отопление
5.1. Регулярное отопление объявляется при установившейся среднесуточной температуре наружного воздуха +8°С и ниже в течение 5 суток или при неблагоприятном прогнозе о резком понижении температуры наружного воздуха распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению.
5.2. Для анализа работы, своевременного выявления и устранения нарушений режимов теплоснабжения потребитель ежедневно по рабочим дням представляет информацию о параметрах в контрольных точках, согласованных с теплоснабжающими организациями, в участки и районы тепловой сети.
5.3. Теплоснабжающие организации и владельцы тепловых сетей в течение месяца после начала регулярного отопления производят окончательную регулировку своего оборудования и тепловых сетей, а потребители тепла (владельцы зданий) - окончательную регулировку внутридомовых систем и оборудования. При необходимости теплоснабжающая организация производит перерасчет сопел и диафрагм. Работы по замене проводятся персоналом абонента под контролем представителей теплоснабжающих организаций.
5.4. В ходе отопительного сезона системы энергоснабжения (тепло-, водо-, электро- и газоснабжения) работают в одном из следующих режимов:
- нормальном - при среднесуточных температурах наружного воздуха до -15°С;
- усиленном - при среднесуточных температурах наружного воздуха от -15°С до -26°С;
- внерасчетном - при среднесуточных температурах наружного воздуха ниже -26°С.
При необходимости, усиленный режим может быть объявлен распоряжениями Комитета по энергетике и инженерному обеспечению и Жилищного комитета для всех исполнительных органов государственной власти и организаций Санкт-Петербурга, действующих в сфере ведения этих комитетов.
Данный пункт распространяется на потребителей, не имеющих задолженности за потребленные топливно-энергетические ресурсы и воду, кроме жилых домов и объектов социальной сферы.
5.5. Во время отопительного сезона энергоснабжающие организации обязаны:
согласно договору обеспечивать расчетные гидравлические и температурные параметры теплоносителя у потребителя, отклонения от расчетного температурного графика работы источника теплоснабжения допускаются по согласованию с Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению;
немедленно оповещать администрации районов, ОДО КЭиИО и аварийно-диспетчерские службы потребителей об аварийных отключениях и ограничениях в энергоснабжении, ухудшении качества горячей воды с указанием причин, принимаемых мерах и сроках устранения;
обеспечивать выезд на место своих представителей при аварийных ситуациях на инженерных сетях в течение 1 часа, при нарушениях от установленных режимов теплоснабжения - в течение 1 суток после получения информации от потребителя;
осуществлять контроль за технически исправным состоянием инженерных сетей и оборудования, находящихся на своем балансе;
производить работы по ликвидации дефектов на инженерных сетях в нормативные сроки (приложение 17). В необходимых случаях, работы должны производиться по графикам и программам производства работ, разработанным эксплуатационной организацией и согласованным с администрациями районов Санкт-Петербурга.
5.6. Во время прохождения отопительного сезона потребители тепла обязаны:
организовать прием претензий от населения и принимать меры по их устранению;
выполнять оперативные указания энергоснабжающих организаций в отношении режимов энергопотребления;
не допускать самовольных (без разрешения теплоснабжающих организаций) врезок, снятий или рассверловок диафрагм и сопел, постановок систем на проток и т.д.;
обеспечивать равномерный прогрев всех нагревательных приборов;
обеспечивать регулирование температуры горячей воды в системах горячего водоснабжения в пределах:
- присоединенных непосредственно к прямому и обратному трубопроводам открытых систем теплоснабжения 60-75°С;
- присоединенных к трубопроводам закрытой системы теплоснабжения через водоподогреватели 50-75°С;
оповещать население о причинах и длительности отключения или ограничения энергоснабжения, в том числе объявлениями на подъездах домов;
принимать незамедлительные меры по локализации и ликвидации технологических нарушений на инженерных сетях, находящихся на своем балансе, и осуществлять устранение аварий и инцидентов в системах инженерного обеспечения объектов жилищного фонда и других зданий социально-бытового назначения в нормативные сроки (приложения 17, 18);
обеспечить выезд своих представителей на подведомственные объекты, попадающие в зону отключения при технологическом нарушении, в течение 1 часа с момента оповещения;
при прекращении циркуляции сетевой воды, в период отрицательных температурах наружного воздуха, обеспечивать надежное опорожнение систем отопления для предотвращения их замораживания. Решение о необходимости дренирования теплоносителя из систем, должен принимать ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию теплопотребляющих установок и тепловых сетей, с предварительным уведомлением теплоснабжающей организации и по согласованию с администрацией района. Порядок опорожнения, а также допускаемая длительность отключения систем отопления без дренирования теплоносителя в зависимости от степени утепленности, аккумулирующей способности и конструкции отапливаемых зданий, должны быть определены инструкцией по эксплуатации с учетом местных условий (график продолжительности остывания зданий при отключении теплоснабжения (приложение 19);
проводить энергосберегающие мероприятия под руководством ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок.
5.7. Владельцы объектов и организации, имеющие свои инженерно-коммуникационные системы или находящиеся в зоне производства аварийно-восстановительных работ, обязаны обеспечить возможность производства работ в течение 1 часа от времени, указанного в телефонограмме вызова организации, проводящей аварийно-восстановительные работы.
5.8. Газораспределительная организация при необходимости вводит в действие ограничение подачи газа в соответствии с графиком оперативного регулирования.
5.9. Коммунально-бытовые и промышленные потребители обязаны:
- поддерживать резервные топливные хозяйства в работоспособном состоянии и готовности к эксплуатации в соответствии с установленным топливным режимом;
- соблюдать выполнение режимно-регулировочных мероприятий по сокращению потребления газа в соответствии с графиком оперативного регулирования;
- соблюдать выполнение режимно-регулировочных мероприятий по рациональному использованию питьевой воды.
6. Прохождение зимнего максимума
6.1. Зимний максимум определяется периодом среднемесячных отрицательных температур наружного воздуха.
6.2. До 1 ноября должен быть закончен ремонт оборудования, обеспечивающего прохождение зимнего максимума, устранены замечания и дефекты, выявленные с начала отопительного сезона, выполнена регулировка тепловых сетей и комплексное опробование систем, обеспечивающих работу оборудования на резервном топливе.
6.3. На базе районных МВК создаются постоянно-действующие группы по оперативному принятию мер для обеспечения устойчивой работы объектов топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства района.
6.4. С объявлением усиленного режима:
- уточняется схема оповещения, устанавливается дежурство ответственных работников энергоснабжающих, жилищно-эксплуатационных организаций и других потребителей, при необходимости с привлечением арендаторов;
- приводятся в готовность аварийно-восстановительные бригады в энергоснабжающих, жилищно-коммунальных организациях и предприятиях;
- персоналом потребителя организуются периодический обход и контроль за работой систем энергоснабжения, и состоянием утепленности зданий;
- на источниках энергоснабжения проверяется работа резервного и аварийного оборудования, наличие основного и резервного топлива, инструмента, материалов и запасных частей.
6.5. С объявлением внерасчетного режима в дополнение к п.6.4:
- во всех энергоснабжающих, жилищно-эксплуатационных организациях и предприятиях вводится круглосуточное дежурство лиц из руководящего состава;
- по распоряжению главы администрации района на предприятиях и в организациях вводится повышенная готовность вспомогательных аварийно-восстановительных бригад, обеспеченных механизмами и материалами для использования в аварийных ситуациях;
6.6. Необходимые мероприятия и действия персонала энергоснабжающих, жилищно-эксплуатационных организаций и потребителей тепла при усиленном и внерасчетном режимах должны быть указаны в местных инструкциях.
7. Завершение отопительного сезона и обеспечение
горячего водоснабжения в межотопительный период
7.1. Прекращение регулярного отопления и переход на периодическое протапливание объявляется при установившейся среднесуточной температуре наружного воздуха +8°С и выше в течение 5 суток или при прогнозе о резком повышении температуры наружного воздуха распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению.
7.2. Во время периодического протапливания:
- на источниках тепла с открытой системой теплоснабжения осуществляется максимально возможное сокращение циркуляции и обеспечивается надежное горячее водоснабжение в соответствии с санитарными нормами.
- при повышении среднесуточной температуры наружного воздуха +10°С и выше в течение 2 суток отопление зданий от теплоисточников подлежит отключению, системы отопления зданий остаются под давлением, обеспечивающим их заполнение. С учетом неблагоприятных погодных факторов системы отопления зданий, по распоряжению Комитета по энергетике и инженерному обеспечению, подлежат включению от теплоисточников в заданных режимах.
7.3. Окончание отопительного сезона объявляется при установившейся среднесуточной температуре наружного воздуха +10°С и выше в течение 3 суток, с учетом метеорологического прогноза, или при прогнозе о резком повышении температуры наружного воздуха по распоряжению Комитета по энергетике и инженерному обеспечению.
7.4. После окончания отопительного сезона потребители обязаны отключить систему центрального отопления задвижками (при необходимости - установкой заглушек), выполнить осушение и вентиляцию водоводяных подогревателей теплопотребляющих установок и обеспечить работу систем ГВС по летней схеме.
7.5. Владельцы центральных тепловых пунктов обязаны обеспечить работу циркуляционных линий горячего водоснабжения путем включения (устройства) перемычек между трубопроводами горячего водоснабжения.
7.6. В межотопительный период теплоснабжающие организации обеспечивают ГВС потребителей по утвержденной схеме работы оборудования источников тепла и тепловых сетей.
Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна отвечать требованиям СанПиН.
Перерывы в подаче горячей воды на время, необходимое для ремонта установок ГВС на источниках теплоснабжения, подготовки элеваторных узлов и внутридомовых систем не могут быть больше установленных и согласованных с администрациями районов сроков (графиков).
7.7. Для контроля за режимами ГВС в межотопительный период теплоснабжающие организации представляют до 1 мая в Комитет по энергетике и инженерному обеспечению графики режимов работы источников тепла.
7.8. Готовность источников теплоснабжения, тепловых сетей и потребителей для обеспечения ГВС в межотопительный период рассматривается на заседаниях районных межведомственных комиссий по подготовке и проведению отопительного сезона.
Заключение о готовности в целом по району за подписью главы (заместителя главы) администрации района представляется до 25 апреля в КЭиИО (отдел Городской МВК).
7.9. По результатам весеннего осмотра выявленные неисправности и замечания заносятся в паспорт готовности жилых и общественных зданий к эксплуатации в отопительном сезоне (приложение 11).
8. Ответственность энергоснабжающих организаций и потребителей
Ответственность энергоснабжающих организаций и потребителей определяются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга и условиями договоров на поставку энергоресурсов.
Принятые сокращения:
АДС - аварийно-диспетчерская служба;
АО-энерго - открытое акционерное общество энергетики и электрификации
АППЗ - автоматизированная противопожарная защита;
АСДУ - автоматизированная система диспетчерского управления;
АЧР - автоматика частотной загрузки;
ВУЗ - высшее учебное заведение;
ГАТИ - городская административно-техническая инспекция;
ГВС - горячее водоснабжение;
ГЖИ СПб - Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга;
ГИБДД - главная инспекция безопасности дорожного движения;
ГОУ НПО - государственное образовательное учреждение начального профессионального образования;
ГОУ СПО - государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования;
ГО и ЧС - Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Санкт-Петербурга;
ГРО - газораспределительная организация;
ГРП - газораспределительный пункт,
ГРС - газораспределительная станция;
ГРУ - газораспределительная установка;
ГУВД - главное управление внутренних дел;
ГУ "ЖА" - государственное учреждение "Жилищное агентство";
ГУП - государственное унитарное предприятие;
ГУП "ТЭК СПб" - государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга";
ГУ "ТУ Госстроя в СЗФО РФ" - Государственное учреждение "Территориальное управление Госстроя в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации";
ДСО - дирекция по содержанию общежитий;
ЖК - жилищный кооператив;
ЖКХ - жилищно-коммунальное хозяйство;
ЖКС - жилкомсервис;
ЖСК - жилищно-строительный кооператив;
ЗАО - закрытое акционерное общество;
ИДС ГУ "АВС" (ЖК) - информационная диспетчерская служба государственное учреждение "Аварийно-восстановительная служба" Жилищного комитета;
ИЭК - инженерно-энергетический комплекс;
КИПиА - контрольно-измерительные приборы и автоматика;
КЭ и ИО - Комитет по энергетике и инженерному обеспечению;
ЛВС - ленинградская высоковольтная сеть;
ЛКС - ленинградская кабельная сеть;
МВК - межведомственная комиссия по подготовке и проведению отопительного сезона в Санкт-Петербурге;
МЧС - министерство по чрезвычайным ситуациям;
ОАО - открытое акционерное общество;
ОАО "НПО ЦКТИ" - открытое акционерное общество "научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И.И.Ползунова";
ОДО КЭ и ИО - оперативно-диспетчерский отдел Комитета по энергетике и инженерному обеспечению
ОДС - оперативно-диспетчерская служба;
ОЗП - осенне-зимний период;
ОИК - оперативно-информационный комплекс;
ООО - открытое общество с ограниченной ответственностью;
ПА - противоаварийная автоматика;
ПС - подстанция;
ПУ - профессионально учреждение;
ПУЭ - правила устройства электроустановок;
РАО "ЕЭС России" - Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Единые энергетические системы России";
РАТИ - районная административно-техническая инспекция;
РГУ - региональное государственное учреждение;
РЗА - релейная защита автоматики;
РОСТЕХНАДЗОР - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
РФ - Российская Федерация;
Сан ПиН - санитарные правила и нормы;
САОН - специальная автоматика ограничения нагрузки;
САР - система автоматического регулирования;
"СО-ЦДУ ЕЭС России" ОДУ Северо-запада - "Системный оператор - Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы России" объединенное диспетчерское управление Северо-запада;
СЭС - санитарно-эпидемиологическая станция;
ТГК - территориальная генерирующая компания;
ТСЖ - товарищество собственников жилья;
ТЭЦ - тепловая электроцентраль;
ФГУП - Федеральное государственное унитарное предприятие;
ХВС - холодное водоснабжение;
ЦДС - центральная диспетчерская служба;
ЦО - центральное отопление;
ЦРДС - центральная режимно-диспетчерская служба;
ЦТП - центральный тепловой пункт;
ЦУКС - центр управления кризисных ситуаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правила подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт-Петербурге (Утверждены протоколом Городской межведомственной комиссии от 14 апреля 2006 г. N 11)
Текст правил официально опубликован не был
Постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 19 сентября 2014 г. N 65-пг распоряжение мэра - председателя Правительства Санкт-Петербурга от 31 августа 1994 г. N 902-р, утверждавшее Правила подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт-Петербурге, признано утратившим силу