Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 17 января 2011 г. N 33-300/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Володкиной А.И.
судей Антоневич Н.Я. и Быханова А.В.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе СПб ГУ <...> на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 08 октября 2010 года по заявлению СПб ГУ <...> о признании незаконным и отмене предписания Государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге N 0505/368/25/3 от 05 апреля 2010 года.
Заслушав доклад судьи Володкиной А.И., объяснения представителя СПб ГУ <...> - Т., -
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Государственной инспекцией труда в городе Санкт-Петербурге (далее - ГИТ СПб, Инспекция) в СПб ГУ <...> <...> была проведена проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по результатам которой Государственным инспектором труда (по охране труда) ГИТ СПб П. 05.04.2010 г. составлен акт N <...> и вынесено предписание N <...> от 05.04.2010 г. об устранении нарушений трудового законодательства.
СПб ГУ <...> обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий Государственного инспектора труда (по охране труда) ГИТ СПб П., продлении до 01 января 2012 срока выполнения пунктов 1, 8, 11, 15 и 16 предписания N <...> ГИТ СПб от 05 апреля 2010 года, отмене указанного предписания.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 08 октября 2010 года требования СПб ГУ <...> удовлетворены частично. Срок выполнения пунктов 1, 8, 11, 15 и 16 предписания N <...> ГИТ СПб от 05 апреля 2010 года продлен до 01 января 2012 года, в остальной части требований - отказано.
СПб ГУ <...> в кассационной жалобе просит отменить решение суда в части отказа в признании недействительным предписания N <...> ГИТ СПб от 05 апреля 2010 года, указывая, что решение суда является незаконным и необоснованным.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 357 ТК РФ Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда.
Из материалов дела следует, что Приказом N 482 от 30.12.2009 г. Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации "О мерах по устранению нарушения трудового законодательства в сфере безопасности дорожного движения, выявленных при проведении проверок Генеральной прокуратурой Российской Федерации", в целях обеспечения надзора и контроля за соблюдением работодателями, осуществляющими деятельность по перевозке пассажиров и грузов, норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права приказано руководителям Гострудинспекций в субъектах Российской Федерации обеспечить в течение 2010 года проведение проверок соблюдения законодательства о труде и охране труда работодателями, осуществляющими экономическую деятельность с использованием автотранспортных средств.
В служебной записке на имя заместителя руководителя ГИТ СПб начальник отдела N 5 ГИТ СПб просит принять решение о проведении в соответствии с приказом N 482 от 30.12.2009 г. внеплановых проверок соблюдения законодательства о труде работодателей, осуществляющих экономическую деятельность с использованием автотранспортных средств, в том числе организаций, осуществляющих пассажирские перевозки согласно списку, включающему СПб ГУ <...>.
Распоряжением заместителя руководителя Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге N <...> от 12 марта 2010 г. начальнику отдела N 5 ГИТ СПб Б. и государственному инспектору труда (по охране труда) ГИТ СПб П. было поручено проведение внеплановой документарной проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в СПб ГУ <...> в период с 15 марта 2010 года по 09 апреля 2010 года.
В п. 10 указанного Распоряжения на проведение проверки от 12 марта 2010 года указаны правовые основания ее проведения, включая Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. N 58-ФЗ "О ратификации Конвенции 1947 г. об инспекции труда и протокол 1995 года к Конвенции 1917 года об инспекции труда, Конвенция 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенция 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде", ст. 356 - 357 Трудового кодекса РФ, "Положение о государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге", утвержденное приказом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 24.03.2005 г. N 166.
Запросом ГИТ СПб от 19.03.2010 г. N 10-2091-10-ЗП из СПб ГУ <...> были истребованы устав организации, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, сведения о виде экономической деятельности организации, штатное расписание, справка об общей численности работников и другие, необходимые для проведения проверки документы согласно списку (л.д. 26 - 28).
Все запрашиваемые документы, объяснения, информация, были в установленный срок представлены в Инспекцию.
По результатам проверки Государственным инспектором труда (по охране труда) ГИТ СПб П. 05.04.2010 г. был составлен акт N <...> и вынесено предписание N <...> от 05.04.2010 г. об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Из текста предписания следует, что Государственным инспектором труда (по охране труда) в ходе проверки СПб ГУ <...> были выявлены грубые нарушения государственных нормативных требований по охране труда, данные нарушения изложены инспектором в 19 пунктах (л.д. 14 - 17).
Разрешая спор, суд исходил из того, что внеплановая документарная проверка работодателей, осуществляющих экономическую деятельность с использованием автотранспортных средств, включая СПб ГУ <...>, была проведена ГИТ СПб на законных основаниях - по поручению Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основании Приказа N 482 от 30.12.2009 г. ГИТ СПб в пределах полномочий и прав, регламентированных статьями 356 - 357 ТК РФ, в соответствии с Федеральным законом от 11.04.1998 года N 58-ФЗ "О ратификации Конвенции 1947 г. об инспекции труда и протокол 1995 года к Конвенции 1917 года об инспекции труда, Конвенция 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенция 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде".
Оценивая принадлежность СПб ГУ <...>, осуществляющего экономическую деятельность с использованием автотранспортных средств, суд исходил из того, что Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 г. N 329-ст, в качестве классификационных признаков видов экономической деятельности ОКВЭД включает перечень классификационных группировок видов экономической деятельности и их описания; в соответствии с данным классификатором, код ОКВЭД 63.21.2 "Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность", присвоенный СПб ГУ <...>, входит в раздел "I Транспорт и связь"; штатное расписание СПб ГУ <...>, утвержденное приказом от 16.03.2010 г. N 45 (структурное подразделение п. 21.3) включает в себя 53 штатные единицы, в том числе водителей, исполнительных руководителей и специалистов, которые в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.1993 г. N 876 и приказом Министерства транспорта РФ и Министерства труда РФ от 11.03.1994 г. N 13/11 проходят специальную подготовку по программе "Организация и безопасность дорожного движения".
Обоснованность требований ГИТ СПб об устранении нарушений требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выявленных в ходе проверки, изложенных инспектором ГИТ СПб в 19 пунктах предписания N <...> от 05.04.2010 г. проверена и установлена судом в ходе рассмотрения дела, на основании представленных в дело доказательств, оцененных судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконными действий Государственного инспектора труда (по охране труда) ГИТ СПб П. и отмене предписания N <...> ГИТ СПб от 05 апреля 2010 года.
В то же время районный суд, удовлетворяя требования заявления СПб ГУ <...> в части продления срока для устранения нарушений, указанных в п.п. 1, 8, 11, 15, 16 Предписания до 01 января 2010 года, обоснованно исходил из того, что СПб ГУ <...> является бюджетной организацией, и устранение указанных нарушений потребует дополнительного финансирования, выделение которого возможно лишь при его включении в бюджет Санкт-Петербурга.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения вопроса о законности действий Государственного инспектора труда (по охране труда) ГИТ СПб П., обоснованности и законности предписания N <...> ГИТ СПб от 05 апреля 2010 года.
Доводы кассационной жалобы СПб ГУ <...> сводятся, по существу, к оспариванию законности проведения проверки в связи с отсутствием в приказе N 482 от 30.12.2009 г. Роструда указаний на проведение проверки в отношении данной конкретной организации, оспариванию правомерности отнесения данной организации к категории, попадающей под действие приказа, а также отсутствием каких-либо жалоб и претензий к организации со стороны контролирующих и надзирающих органов, включая прокуратуру.
Данные доводы кассационной жалобы являются несостоятельными и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, который в решении подробно излагает обстоятельства, послужившие для них основанием.
Доводы кассационной жалобы о составлении ГИТ СПб акта проверки ранее окончания установленного распоряжением заместителя руководителя Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге N <...> от 12 марта 2010 г. срока ее проведения не могут послужить основанием к отмене решения суда, поскольку данное распоряжение, устанавливая период времени, в течение которого должна быть проведена проверка, не устанавливает ее продолжительность.
Доводы кассационной жалобы СПб ГУ <...> о чинении ГИТ СПб препятствий в представлении возражений и документов по результатам проведенной проверки, не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку материалами дела не подтверждаются.
Все представленные по делу доказательства оценены судом первой инстанции по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Решение постановлено судом первой инстанции в соответствии с требованиями норм материального права при соблюдении требований процессуального законодательства и не может быть отменено по доводам кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 08 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу СПб ГУ <...> - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 17 января 2011 г. N 33-300/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)