Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 22 февраля 2011 г. N 33-2468/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Сопраньковой Т.Г.
судей Стешовиковой И.Г., Сальниковой В.Ю.
при секретаре Н.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-7196/10 по кассационной жалобе Администрации Приморского района Санкт-Петербурга на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 26 ноября 2010 года по иску военного прокурора 301 военной прокуратуры гарнизона в интересах В. к администрации <...> района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному учреждению "Жилищное агентство <...> района Санкт-Петербурга" о признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма,
заслушав доклад судьи Сопраньковой Т.Г.,
выслушав объяснения прокурора, представителей третьего лица, истца,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Спорным жилым помещением является <...>-комнатная квартира N <...>.
Военный прокурор 301 военной прокуратуры гарнизона обратился в Приморский районный суд с иском в защиту интересов В. к Администрации <...> района Санкт-Петербурга о признании права пользования за указанным жилым помещением, обязании администрации <...> района заключить с В. договор социального найма спорной квартиры.
В обоснование заявленных требований Военный прокурор 301 военной прокуратуры гарнизона указал, что В. является военнослужащим по контракту в пограничных органах ФСБ России. На заседании жилищной комиссии ГУ "П." распределило военнослужащему В. спорную квартиру, а впоследствии обратилось в администрацию <...> района Санкт-Петербурга с ходатайством о заключении с В. договора социального найма, однако администрацией района было отказано в заключении договора социального найма со ссылкой на то, что В. не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в <...> районе, а спорное жилое помещение находится не в федеральной собственности, а в собственности Санкт-Петербурга.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 26 ноября 2010 года суд признал за В. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <...>, обязал Администрацию <...> района Санкт-Петербурга издать распоряжение о заключении с В. договора социального найма на спорную квартиру, а также суд обязал Санкт-Петербургское государственное учреждение "Жилищное агентство <...> района Санкт-Петербурга" заключить с В. договор социального найма спорного жилого помещения.
В кассационной жалобе Администрация <...> района Санкт-Петербурга просит решение отменить, полагая его необоснованным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено, что В. с <...> года <...> РВК г. Ленинграда призван на военную службу.
В период с <...> по <...> В. проходил срочную службу в в/ч N <...>. Впоследствии с <...> по <...> был уволен в запас.
С <...> и по настоящее время В. проходит военную службу по контракту: до <...> в должности <...> в в/ч N <...>; с <...> по <...> в должности <...> в в/ч N <...>; с <...> по настоящее время - <...> в в/ч N <...>.
С <...> В. состоит в списке очередников на получение жилых помещений по войсковой части N <...> с составом семьи 1 человек (л.д. 98).
14 апреля 2009 года на заседании жилищной комиссии, было принято решение о распределении спорной квартиры в жилищную комиссию войсковой части N <...> для дальнейшего распределения между очередниками, нуждающимися в жилом помещении во внеочередном порядке (л.д. 22).
07 мая 2009 года ГУ "П." на заседании жилищной комиссии (протокол N <...> от 07.05.2009 г.) распределило военнослужащему В. <...>-комнатную квартиру по адресу: <...>. Указанное помещение было распределено истцу в связи с освобождением этой квартиры в ноябре 2009 года военнослужащим пограничных органов <...> М. и членами его семьи, которому ранее названное жилое помещение было предоставлено на основании распоряжения Жилищного комитета Мэрии Санкт-Петербурга N <...> от <...>.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положениями п.п. 32, 33, 37 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 80 от 15.02.2000, предусмотрено, что жилые помещения в домах государственного, муниципального жилищного фонда, закрепленные за Министерством обороны, предоставляются военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий); распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). При этом в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей; аналогичная норма содержится и в п. 5 статьи 15 вышеуказанного Федерального закона.
Данная правовая норма является императивной. За военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности к жилищному фонду субъекта Федерации.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что ранее спорное жилое помещение было предоставлено военнослужащему М., суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для предоставления спорного жилого помещения военнослужащему В.
При этом суд принял во внимание, что, несмотря на то, что спорное жилое помещение находится в собственности Санкт-Петербурга, вопросы обеспечения военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ, имеют общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами исполнительной власти соответствующего субъекта; законодатель предусмотрел такую форму обеспечения жильем военнослужащих как повторное заселение по правилам п. 5 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих".
При проверке наличия неопределенности в вопросе о соответствии Конституции РФ нормы п. 5 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" Конституционный Суд РФ в Определении от 25 декабря 2003 года N 453-О пришел к выводу об отсутствии такой неопределенности. При этом Конституционный Суд РФ отметил, что жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.
Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.
Таким образом, несмотря на то, что спорная квартира является собственностью субъекта Федерации, имеются законные основания для ее предоставления истице по делу.
Доводы кассационной жалобы Администрации <...> района в части того, что истец не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации района, не могут быть приняты, поскольку в силу п. 26 Инструкции о порядке обеспечениях жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений.
Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд первой инстанции при разрешении настоящего спора необоснованно сослался на положение п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку реализация права военнослужащих на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, не ставится названным законом в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному или муниципальному жилищному фонду; данная правовая норма является императивной.
В связи с изложенным следует признать, что предоставление военнослужащему жилого помещения из государственного или муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения является обязанностью соответствующей администрации.
Таким образом, основания для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 26 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Приморского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 22 февраля 2011 г. N 33-2468/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)