Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 24 августа 2011 г. N 13000
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Быханова А.В.
судей
Ильинской Л.В. и Гавриловой Н.В.
при секретаре
Линчевской М.Г.
рассмотрела в судебном заседании 24 августа 2011 года дело N 2-1363/2011 по кассационной жалобе УПФР в Пушкинском районе Санкт-Петербурга на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 06 июня 2011 года по иску Гунич А.М. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Пушкинском районе Санкт-Петербурга об обязании включить период работы в специальный трудовой стаж и о признании права на досрочную трудовую пенсию.
Заслушав доклад судьи Быханова А.В., объяснения истицы и её представителя - Самойловой Е.В. (доверенность N... от 08.04.2011 года сроком на один год), представителя ответчика - Чернецовой А.Г. (доверенность N... от 03.05.2011 года сроком на один год), судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Гунич A.M. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Пушкинском районе Санкт-Петербурга об обязании включить в специальный трудовой стаж периодов ее работы: со 02.07.1988 года по 31.08.1988 года - в должности музыкального воспитателя ГДОУ N 2, с 01.09.1988 года по 19.02.1990 года - в должности музыкального воспитателя ГДОУ N 28, с 20.02.1990 года по 12.06.1990 года и с 13.06.1991 года по 06.10.1992 года - период отпуска по уходу за ребенком во время работы в должности музыкального руководителя ГДОУ N 28, и о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением суда от 06.06.2011 года исковые требования удовлетворены.
Суд обязал Управление Пенсионного фонда РФ в Пушкинском районе Санкт-Петербурга включить в специальный трудовой стаж Гунич А.М. период работы со 02.07.1988 года по 31.08.1988 года - в должности музыкального воспитателя ГДОУ N 2, с 01.09.1988 года по 19.02.1990 года - в должности музыкального воспитателя ГДОУ N 28, с 20.02.1990 года по 12.06.1990 года и с 13.06.1991 года по 06.10.1992 года - период отпуска по уходу за ребенком в период работы в должности музыкального руководителя ГДОУ N 28.
Одновременно суд возложил обязанность на Управление Пенсионного фонда РФ в Пушкинском районе Санкт-Петербурга назначить Гунич А.М. досрочно трудовую пенсию по возрасту по правилам п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", начиная с даты подачи заявления, а именно с 26.10.2010 года.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Судебная коллегия, проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсия в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, независимо от их возраста устанавливается при выслуге не менее 25 лет.
В соответствии со Списками должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи педагогической деятельность в школах и других учреждениях для детей, Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 должность "музыкального воспитателя" не указана в списках, в Списках указана должность "музыкального руководителя".
Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" обязанность по установлению тождества профессий, должностей и организаций возложена на Министерство труда и социального развития РФ.
Постановлением Минтруда РФ от 23.06.2003 N 39 было установлено тождество наименований должностей музыкального работника и музыкального руководителя. Тождество в отношении должности музыкального воспитателя не устанавливалось.
Согласно письму ГУ "Централизованная бухгалтерия администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга" на основании приказа министра просвещения СССР от 31.12.1971 года N 103 о типовых штатах детских школьных учреждений, в дошкольных учреждениях была предусмотрена должность "музыкального руководителя".
Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 17.05.1960 за N 662 было утверждено разъяснение "О порядке применения перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" (Приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), в соответствии с которым пенсии следует назначать в детских садах "музыкальным руководителям (музыкальным работникам)" как руководителям-воспитателям и воспитателям.
Из материалов дела усматривается, что решением Управления Пенсионного фонда РФ в Пушкинском районе Санкт-Петербурга от 25.01.2011 года и впоследствии исправленном решением от 10.05.2011 года Гунич A.M. было отказано в назначении досрочно трудовой пенсии по старости в связи с тем, что ее специальный трудовой стаж на дату обращения составляет 21 год 05 месяцев 22 дня и является недостаточным для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
В специальный стаж не были включены периоды: со 02.07.1988 года по 31.08.1988 года - в должности музыкального воспитателя ГДОУ N 2 и с 01.09.1988 года по 19.02.1990 года - в должности музыкального воспитателя ГДОУ N 28, в связи с тем, что должность "музыкальный воспитатель" не предусмотрена Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельность в школах и других учреждениях для детей, с 20.02.1990 года по 12.06.1990 года и с 13.06.1991 года по 06.10.1992 года - период отпуска по уходу за ребенком во время работы в должности "музыкального руководителя" ГДОУ N 28, так как отсутствует выполнение нормы рабочего времени.
В трудовой книжке Гунич A.M. указано, что она работала в должности "музыкального воспитателя" в период с 01.07.1988 года по 31.08.1988 года в ГДОУ N 2, с 01.09.1988 года по 25.01.1999 года - в ГДОУ N 28.
В карточках-справках ГДОУ N 28 за 1988 - 1996 года должность Гунич А.М. указывалась как "музыкальный воспитатель" так и "музыкальный руководитель".
Как следует из справки ГДОУ N 28, Гунич A.M. с 31.08.1988 года по 25.01.1999 года работала в учреждении в должности "музыкального руководителя"; в период работы выполнялась норма рабочего времени (педагогическая или учебная нагрузка), кроме отпуска по уходу за ребенком в период с 20.02.1990 года по 12.12.1992 года.
Приказами ГДОУ N 28 от 30.12.2010 N 117 и 118 были внесены изменения в трудовую книжку Гунич A.M. в части наименования должности, указано, что она была принята на должность "музыкального руководителя".
Суд, оценив все доказательства в их совокупности, обоснованно посчитал, что в спорные периоды работы должность Гунич A.M. была ошибочно названа "музыкальный воспитатель" вместо "музыкальный руководитель", так как такая должность не была предусмотрена Типовыми штатами, в Настоящее время в установленном порядке внесены изменения в трудовую книжку Гунич A.M.
Для подтверждения стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года N 173-Ф3, периоды работы до 01.11.1999 засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 463 (где должность "музыкального руководителя" не предусмотрена).
Однако согласно части 2 пункта 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет...", правила, утвержденные пунктом 1 этого постановления, по желанию гражданина могут применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 01.11.1999.
Согласно ст. 167 КЗОТ РФ, действовавшей в редакции до изменений, внесенных Законом РФ от 25.09.1992 года N 3543-1, дополнительный отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
В соответствии с п. 10 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны были предоставлять женщинам по их просьбе после окончания отпуска по беременности и родам дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 года N 235 "О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и других мероприятий по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" введен для работающих матерей, имеющих общий трудовой стаж не менее одного, а также для женщин, обучающихся с отрывом от производства, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. Одновременно работающие матери получили право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" от 22.08.1989 года N 667 с 01.12.1989 года было предоставлено право на получение дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, из которых полтора года являлись частично оплачиваемыми.
Согласно статьи 167 КЗОТ РФ в редакции Закона РФ от 25.09.1992 года N 3543-1 отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" (до 06.10.1992), с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности для досрочного назначения пенсии, действовала статья 167 КЗоТ РФ, предусматривавшая включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно п. 15 постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", согласно которому при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 29.10.2002 года установлено, что работа в должности музыкального руководителя засчитывается в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, независимо от времени, когда эта работа выполнялась.
Эти Правила введены в действие с ноября 2002, им не придано обратной силы, они действуют со дня введения их в действие, поэтому льготный стаж педагогических работников, в том числе и музыкальных руководителей, за предыдущий период времени должен исчисляться вне зависимости от выполнения нормы рабочего времени.
Таким образом, является обоснованным вывод суда о том, что в специальный стаж Гунич A.M. подлежит включению период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 20.02.1990 года по 06.10.1992 года.
Доводы кассационной жалобы, что право на досрочное пенсионное обеспечение у работников, работающих в должности музыкальный руководитель, появилось в соответствии со списками от 22.10.2002 года N 781, отклоняются как необоснованные, поскольку постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", действовавшим до 22.09.1993 года, и разъяснением государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 17.05.1960 за N 662 данного постановления, право на досрочную пенсию было признано за данной категорией работников.
Ссылка в кассационной жалобе, что право на назначение пенсии у истицы возникло с момента вступления решения суда в законную силу, является не состоятельной, поскольку отсутствие всех необходимых документов для назначения пенсии, не по вине истицы, не может нарушать ее право на назначение пенсии.
Иные доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов суда.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены судом, о чем в решении содержится мотивированный и аргументированный ответ, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 06 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 24 августа 2011 г. N 13000
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)