Решение Санкт-Петербургского городского суда
от 16 марта 2011 г. N 3-14/11
Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Травкиной О.Ю.,
при секретаре Ковалевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью ФИО 8 "об оспаривании законности распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 237-р от 26.12.2008 г. в редакции от 04.10.2010 года "О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" в части включения в Приложение строк N 2660 и N 2661 Перечня, суд
установил:
Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от 26 декабря 2008 года N 237-р "О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге", действующим в Санкт-Петербурге в редакции с изменениями, внесенными Распоряжениями Комитета по управлению городским от 04.10.2010 г. утвержден перечень недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге (л.д. 10,том 1).
В частности, Распоряжением от 23.03.2009 г.N 26-р в указанное распоряжение внесены дополнения, в том числе в части включения в перечень нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>,<адрес>, арендуемых в настоящее время ООО "ФИО 9" -строка N 2660 и 2661 Перечня (л.д.12, том1).
Полагая, что названные помещение в строках 2660 и 2661 включены в перечень в нарушение статей 3, 4, 9 Федерального закона РФ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 159-ФЗ от 22.07.2008 года, в нарушение ст. 18 Федерального Закона РФ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" N 209-ФЗ от 24.07.2007 г., ст. 10 Гражданского Кодекса РФ и нарушают права и свободы заявителя на осуществление прав и реализацию преимущественного права заявителя на приобретение арендуемых нежилых помещений ООО "ФИО 10" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с данным заявлением.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности ФИО 4 поддержала заявленные требования и просила суд признать недействующим указанное Распоряжение в части включения в перечень нежилых помещений, расположенных по адресу <адрес> и обозначенных в Перечне под N 2660 и 2661.
При этом заявитель указал, что принятое КУГИ Санкт-Петербурга Распоряжение в оспариваемой части препятствует осуществить преимущественное право на приватизацию.
Представитель КУГИ Санкт-Петербурга по доверенности Воронин Б.А. полагал требования необоснованными и пояснил, что включение нежилых помещений по адресу <адрес>, арендуемых ООО "ФИО 11", в оспариваемый Перечень под N 2660 и 2661 является обоснованным, т.к. нежилые помещения, имеющие вход с улицы и расположенные на автомобильных дорогах, перечень которых определен Правительством Санкт-Петербурга, включены в перечень недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Основанием для включения спорных нежилых помещений в вышеуказанный перечень послужило включение Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.12.2008 г. N 1624 Невского проспекта в Перечень автомобильных дорог Санкт-Петербурга, применяемый в целях формирования перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга и не подлежащего приватизации.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Травкиной О.Ю., не усматривающей оснований для удовлетворения требований, оценив собранные доказательства в совокупности, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных ООО " ФИО 12" требований.
Так, судом установлено, что в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 4.1 данного закона установлено, что порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 названной статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Согласно пункту 4.2. данного закона государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.
Законом Санкт-Петербурга N 194-32 от 17.04.2008 года "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" к полномочиям правительства Санкт-Петербурга в области развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, отнесено формирование, утверждение, ведение, а также установление порядка ведения и опубликования перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, а также установление условий предоставления в аренду недвижимого имущества, включенного в указанный перечень.
Во исполнении данного закона Правительство Санкт-Петербурга приняло Постановление от 22.12.2008 г. N 1624 "О мерах реализации Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге".
Пунктом 1 Постановления утвержден Порядок ведения и опубликования перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, согласно Приложения 1.
Пунктом 3 данного Постановления на КУГИ возложена функция формирования, утверждения и ведения перечня перечисленного выше недвижимого имущества.
Учитывая возложенную компетенцию Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1589 были внесены соответствующие изменения в Положение о Комитете по управлению городским имуществом.
В соответствии с компетенцией и во исполнении Постановления правительства Санкт-Петербурга N 1624 от 22.12.2008 г (л.д.1,том 2) КУГИ издал распоряжение от 26.12.2008 N 237-р, (л.д. 8,том2), которым утвердил Перечень недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и ( или) в пользование на долгосрочной основе ( в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге. (л.д. 10, том 2), действующий с изменениями на 4.10.2010 г.
Утверждение данного Перечня находится в компетенции КУГИ Санкт-Петербурга и при осуществлении формирования, утверждения и ведения Перечня КУГИ обязано руководствоваться нормативными правовыми актами субъекта РФ Санкт-Петербурга. Поскольку Федеральным законом N 209-ФЗ от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (п. 4.1, 4.2 ) и абз. 2 пп. " г" п. 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" установлены ограничения прав субъектов малого и среднего предпринимательства.
Установлено судом, что в соответствии с требованиями абзаца 2 пп. "г" п. 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" в перечень недвижимого имущества включаются нежилые помещения, имеющие вход с улицы и расположенные на автомобильных дорогах, перечень которых определяется Постановлением Санкт-Петербурга (л.д.6,том 2), КУГИ включил в перечень под N 2660 и 2661 нежилые помещения, арендуемые заявителем, имеющие вход с Невского проспекта Санкт-Петербурга (л.д. 200,том 2).
В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22 декабря 2008 N 1624 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге", действующего в редакции Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25.05.2009 N 581 утвержден Перечень автомобильных дорог Санкт-Петербурга, применяемый в целях формирования перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, согласно приложения 2.(л.д. 5,6 том2) ).В этот Перечень включены 22 автомобильные дороги, в том числе Невский проспект Санкт-Петербурга включен в перечень автомобильных дорог.
Таким образом, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга прямо предусмотрены определенные ограничения, путем утверждения Перечня.
При этом суд отмечает, что ограничения, которыми дано право пользоваться КУГИ при формировании Перечня, касаются нежилых помещений, имеющих вход с улицы и расположенных на автомобильных дорогах.
Согласно представленных документов, договора аренды <...> от <дата> (л.д. 20,том 1) описательный адрес нежилых помещений, арендуемых ООО " ФИО 13" является <адрес>, который включен вышеуказанный Перечень.
Объективно установлено в ходе судебного разбирательства, что включение в Перечень, утвержденный Распоряжением КУГИ объектов под N 2660 и 2661 соответствует требованиям Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге".
Доводы заявителя о нарушении преимущественного права на приобретение нежилых помещений в собственность суд полагает несостоятельными, поскольку этим доводам дана оценка Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области. ООО "ФИО 14" обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга об отказе в реализации преимущественного права приобретения арендуемых помещений 2-Н и 4-Н, расположенных по адресу: <адрес> В удовлетворении требований отказано решением от 25.10.2010 г. (л.д.129,том1).
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения. (л.д. 132,133,том1).
Более того, заслуживают внимания доводы представителя КУГИ о том, что оснований для реализации заявителем преимущественного права приобретения в собственность помещения 2Н не имеется ввиду того, что заявителем арендуется лишь часть этого помещения. Действительно, предметом аренды по договору от <дата> N...-А153147 является часть нежилого помещения 2Н площадью 214 кв. м., в то время как общая площадь этого помещения составляет 340,6 кв. м., что является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета по правилам Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Ссылка заявителя на имеющиеся факты исключения объектов недвижимости из Перечня для отдельных организаций представляется необоснованной, поскольку пунктом 7 Приложения 1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22.12.2008 г. N 1624 предусмотрена возможность исключения объектов из Перечня и основания для такого исключения.
При этом, суд обращает внимание на то, что заявитель не обращался к компетентному органу-КУГИ с заявлением об исключении объектов недвижимости под N 2660 и 2661 из Перечня и возможность такого обращения, при наличии оснований, может быть реализована.
На основании изложенного, суд полагает правовую позицию заявителей, изложенную как письменно на л.д.1-7, том 1 и л.д. 202-206, том 2, так и устно в ходе судебного разбирательства необоснованной, не имеющей оснований для удовлетворения требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, ст.ст. 251-253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Общества с ограниченной ответственностью "ФИО 15" об оспаривании законности распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 237-р от 26.12.2008 г. в редакции от 04.10.2010 г. "О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" в части включения в Приложение строк N 2660 и N 2661 Перечня оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья |
Т.А. Гунько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 16 марта 2011 г. N 3-14/11
Текст решения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)