Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 28 февраля 2011 г. N 33-2991/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Рогачева И.А.
судей Вологдиной Т.И. и Пучинина Д.А.
с участием прокурора Кузьминой И.Д.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 февраля 2011 года кассационные жалобы М., Ш., А. Д.А. и С. на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 18 февраля 2011 года по делу N 2-1288/2011 по заявлению В. об отмене решений избирательной комиссии муниципального образования муниципального округа Малая Охта о регистрации М., Ш., А., Д.А. и С. кандидатами в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Малая Охта четвертого созыва по многомандатному избирательному округу N 106.
Заслушав доклад судьи Рогачева И.А., объяснения М., Ш., Д.А., С. и их представителя П., представляющего также А., поддержавших поданные жалобы, представителя В. - Д.Р., просившего оставить вынесенное по делу решение без изменения, представителя ИКМО МО Малая Охта З., полагавшего, что оснований для отмены решения не имеется, и заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Кузьминой И.Д., полагавшей, что жалобы удовлетворению не подлежат, судебная коллегия
установила:
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 18.02.2011 г. по настоящему делу удовлетворено заявление В., являющегося зарегистрированным кандидатом в депутаты Муниципального совета МО Малая Охта четвертого созыва по многомандатному избирательному округу N 106, повторные выборы в котором назначены на 13.03.2011 г. решением ИКМО МО Малая Охта от 13.12.2010 г. N 1.1.: отменены решение ИКМО МО Малая Охта от 02.02.2011 г. N 4.1. о регистрации кандидатом в депутаты М., N 4.1.2. о регистрации кандидатом в депутаты Ш., N 4.1.3. о регистрации кандидатом в депутаты А., N 4.1.4. о регистрации кандидатом в депутаты Д.А. и N 4.1.5. о регистрации кандидатом в депутаты С.
В кассационных жалобах заинтересованные лица, в отношении которых отменены решения об их регистрации кандидатами в депутаты, просят отменить вынесенное судом решение, считая его необоснованным и не соответствующим нормам избирательного законодательства, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления В.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, при вынесении которого суд правильно применил нормы материального права и дал правильную оценку фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 5 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 05.12.2006 г. N 225-ФЗ) в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.
Пунктом 6 ст. 76 Закона предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Кроме того, пунктом 7 той же статьи предусмотрена возможность отмены судом регистрации кандидата по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу.
Таким образом, понятия отмены решения о регистрации кандидата (списка кандидатов) и отмены регистрации кандидата не совпадают.
Предусмотренные законом основания для такой отмены различаются.
В частности, основанием для отмены решения о регистрации кандидата является, по смыслу п. 6 ст. 76 Закона, то, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктами 24 - 26 ст. 38 предусмотрены основания для отказа в регистрации кандидата, в регистрации списка кандидатов, в проведении референдума, а также для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов.
При этом в силу подпункта "в" п. 24 ст. 38 (в редакции Федерального закона от 05.12.2006 N 225-ФЗ) к числу оснований отказа в регистрации кандидата относится отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Исходя из этого установление обстоятельств, которые существовали и должны были быть известны к моменту принятия решения о регистрации кандидата и которые должны были повлечь отказ в регистрации, является основанием для отмены решения о регистрации.
В свою очередь, отмена регистрации кандидата в силу п. 7 ст. 76 Закона возможна в силу обстоятельств, которые либо возникли после регистрации, либо являются открывшимися, т.е. существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, и относятся к числу оснований для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных подпунктами "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона.
С учетом изложенного не могут быть признаны обоснованными доводы кассационных жалоб о том, что отмена решения о регистрации кандидата по мотивам нарушения при принятии этого решения требований пунктов 24 - 26 статьи 38 Закона возможна лишь при условиях, указанных в подпункте "а" п. 7 ст. 76.
Как установлено судом и не оспаривалось заинтересованными лицами, при подаче документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатами в депутаты М., Ш., А., Д.А. и С., среди них отсутствовали документы, предусмотренные пунктом 14.5 ст. 35 Федерального закона, который введен Федеральным законом от 01.07.2010 г. N 133-ФЗ, вступившим в силу 06.07.2010 г.:
- нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;
- нотариально удостоверенная копия устава политической партии, иного общественного объединения.
Данное обстоятельство в силу подпункта "в" п. 24 ст. 38 Закона являлось безусловным основанием к отказу в регистрации кандидатов в депутаты, исходя из чего принятое решение о регистрации было незаконным и подлежало отмене по заявлению другого зарегистрированного кандидата в соответствии с п. 6 ст. 76 Закона.
Тот факт, что указанное выше нарушение было обусловлено неосведомленностью граждан о внесении изменений в Федеральный закон и отсутствием соответствующих изменений в Законе Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" от 14.11.2008 г. N 681-118, не опровергает оснований к отмене решения о регистрации, как и факт представления недостающих документов в избирательную комиссию позднее, 12.02.2011 г., по окончании установленного срока выдвижения кандидатов в депутаты.
Не опровергают этих оснований и доводы жалоб о том, что при надлежащем исполнении своих обязанностей избирательной комиссией муниципального образования ею 02.02.2011 г. должны были быть приняты решения об отказе в регистрации кандидатами в депутаты М., Ш., А., Д.А. и С., после чего у них сохранилась бы возможность повторно подать документы о выдвижении с соблюдением всех необходимых требований.
Не имеется также оснований считать, что в связи с некомплектностью документов, представленных для регистрации, избирательная комиссия несла обязанность проинформировать об этом заявителей.
В соответствии с пунктом 1.1 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях..." при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдении требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
По смыслу этого положения закона оно распространяется только на случаи выявления неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов.
На это указывает и содержание Разъяснения порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1", "б.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", утвержденного Постановлением Центризбиркома РФ от 23.03.2007 г. N 203/1272-4.
Таким образом, вынесенное по настоящему делу решение соответствует закону и фактическим обстоятельствам дела, оснований для его отмены по доводам жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 18 февраля 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационные жалобы М., Ш., А., Д.А. и С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 28 февраля 2011 г. N 33-2991/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)