Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Порядок подготовки и оформления правовых актов администрации
3.1. Администрация на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Санкт-Петербурга, правовых актов Правительства и Губернатора Санкт-Петербурга издает следующие правовые акты:
3.1.1. Распоряжения администрации - нормативные правовые акты по вопросам, нормативное регулирование которых в соответствии с федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законами Санкт-Петербурга, правовыми актами Правительства и Губернатора Санкт-Петербурга отнесено к компетенции администрации, или индивидуальные правовые акты по вопросам, отнесенным к компетенции администрации.
3.1.2. Приказы администрации - нормативные или индивидуальные правовые акты по вопросам внутренней организации работы администрации.
Распоряжением Администрации Кировского района Санкт-Петербурга от 13 февраля 2012 г. N 216-р пункт 3.1 настоящего приложения дополнен подпунктом 3.1.3
3.1.3. Под нормативными правовыми актами понимаются акты, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этими актами.
Под индивидуальными правовыми актами понимаются акты, устанавливающие, изменяющие или прекращающие права и обязанности конкретных лиц.
3.2. Проекты правовых актов администрации (далее - проект) разрабатываются структурными подразделениями администрации на основании поручений главы администрации, заместителей главы администрации либо по собственной инициативе.
3.3. Для подготовки проектов главой администрации могут создаваться рабочие группы для осуществления правовой, экономической или иной экспертизы вопросов, относящихся к его компетенции.
3.4. Правом направления проектов правовых актов на согласование обладают заместители главы администрации в соответствии с распределением обязанностей.
3.5. Проект должен отвечать следующим требованиям:
3.5.1. Объем проекта, как правило, не должен превышать трех листов. Каждый лист проекта и приложений к нему должен быть завизирован с обратной стороны руководителем разработчика проекта с указанием даты визирования.
3.5.2. В случае если объем проекта с приложениями составляет пять и более листов, проект с приложениями должен быть прошит и пронумерован. Визирование такого проекта осуществляется на оборотной стороне последнего листа.
3.5.3. Проект должен быть оформлен в соответствии с Инструкцией по делопроизводству и удовлетворять требованиям действующих государственных стандартов.
3.5.4. Проект должен иметь краткое название (заголовок, отвечающий на вопрос "о чем?") и текст.
3.5.5. Структура проекта должна обеспечивать логическое развитие содержания и соответствовать предмету правового регулирования. Текст проекта может иметь вводную, распорядительную и заключительную части.
3.5.6. Проекты, направленные на регулирование широкой сферы общественных отношений, могут содержать преамбулу (вступительную часть), в которой излагаются цели, мотивы принятия правового акта, а также предмет правового регулирования. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.
3.5.7. Проект может не иметь вступительной части, если содержание распоряжения не нуждается в пояснении.
3.5.8. Содержание правовых норм должно быть логически последовательным и содержательно определенным, не допускающим различного понимания и толкования содержащихся в них положений. Текст проекта должен устанавливать механизм реализации содержащихся в нем положений (дозволения, запреты, санкции), быть логичным, лаконичным, ясным, точным, соответствовать действующим правилам орфографии и пунктуации.
3.5.9. В проекте должны правильно использоваться официально установленные наименования, общеизвестные термины. Текст проекта не должен быть перегружен специальными, узкопрофессиональными терминами, а также иностранной терминологией. Не допускается использование в проекте эмоционально-экспрессивных языковых средств, образных сравнений (эпитетов, метафор, гипербол и др.).
3.5.10. Положения проекта оформляются, как правило, в виде статей или пунктов, имеющих единую (сквозную) нумерацию арабскими цифрами. Статьи могут разделяться на части и пункты. Пункты могут разделяться на подпункты, обозначаемые арабскими цифрами.
3.5.11. Значительные по объему тексты могут разделяться на главы или разделы, имеющие нумерацию и наименование. Разделы и главы нумеруются арабскими цифрами.
3.5.12. Проекты не должны противоречить изданным ранее правовым актам или дублировать их, если при этом не изменяется или не отменяется ранее изданный акт. Проект, содержащий положения об отмене правового акта, должен содержать нормы о признании утратившими силу правовых актов и (или) отдельных положений правовых актов, изменяющих отменяемый правовой акт.
3.5.13. Если правовые акты администрации принимаются на основании, в развитие или во исполнение Конституции Российской Федерации, правовых актов Президента Российской Федерации или федеральных органов государственной власти, Устава Санкт-Петербурга, законов Санкт-Петербурга, правовых актов Правительства Санкт-Петербурга, Губернатора Санкт-Петербурга, то вводная часть проекта должна содержать ссылку на соответствующий правовой акт с указанием его наименования, даты принятия и номера. При подготовке и проведении согласования такого проекта к нему должны прилагаться копии правовых актов, на которые делаются ссылки, объемом не более трех страниц. Если объем указанных копий превышает три страницы, то к проекту прилагают копии частей (глав, статей) правовых актов (с указанием вида акта, его наименования, даты принятия и номера).
3.5.14. Распорядительная часть текста проекта обязательно должна содержать:
конкретные задания исполнителям с указанием точных сроков их исполнения. При длительных сроках исполнения необходимо указывать промежуточные (контрольные) сроки;
точное наименование организаций - исполнителей задания. Фамилии руководителей организаций указывать не следует, должностное лицо в качестве исполнителя может быть указано только в случае, если выполнение возлагается на него лично;
поручения о контроле исполнения правового акта или его отдельных пунктов с указанием, на кого возложен контроль.
Контроль исполнения правового акта возлагается на главу администрации или заместителя главы администрации в соответствии с распределением обязанностей или временным возложением обязанностей на заместителей главы администрации.
3.5.15. Текст пунктов распорядительной части излагается в повелительной форме ("Обязать", "Поручить" и т.п.).
3.5.16. Заключительная часть текста проекта может содержать:
переходные положения;
указание о сроке вступления правового акта в силу, если такое указание необходимо;
указание об отмене или изменении действующих правовых актов, если издаваемый правовой акт отменяет или изменяет действующий правовой акт.
3.5.17. В случае наличия в проекте положений о возложении обязанностей на какое-либо лицо, не являющееся работником администрации, к проекту должно прилагаться письменное согласие данного лица. В тексте проекта после упоминания данного лица должны содержаться слова "(по согласованию)".
3.5.18. В случаях, когда правовым актом утверждаются положения, инструкции, планы, составы комиссий и т.п., они указываются в тексте как приложения.
3.5.19. Приложение должно иметь заголовок, определяющий его содержание, и в правом верхнем углу указание на принадлежность к правовому акту.
При наличии нескольких приложений к правовому акту приложения нумеруются арабскими цифрами.
3.6. К тексту проекта правового акта может прилагаться подписанная руководителем или заместителем руководителя разработчика пояснительная записка, содержащая:
обоснование необходимости разработки проекта и пояснения о состоянии законодательства в данной сфере;
предмет, цели и основные положения проекта;
изложение концепции проекта;
финансово-экономическое обоснование, содержащее статистический анализ, точные расчеты и сведения об источниках финансирования реализации проекта на текущий и (или) последующие годы;
условия реализации проекта и прогноз социально-экономических и иных последствий его реализации;
перечень актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или разработке в связи с принятием проекта.
3.7. Справка о согласовании проекта по форме, определенной Инструкцией по делопроизводству, визируется руководителем или заместителем руководителя подразделения администрации, разработавшего проект, с указанием даты визирования.
3.8. Ответственность за соблюдение требований настоящего Регламента при подготовке проекта несет руководитель разработчика.
3.9. Обязанность по согласованию проекта правового акта администрации возлагается на подразделение администрации, подготовившее проект. При этом устанавливается следующий порядок: передача проекта лицом, ответственным за разработку и согласование проекта, другим лицам для получения согласований не допускается.
3.10. Проект, подготовленный в соответствии с настоящим Регламентом, подлежит обязательному согласованию (предварительному рассмотрению и аналитической оценке):
со структурными подразделениями (должностными лицами) администрации и заместителями главы администрации в соответствии с их компетенцией;
с федеральными органами государственной власти или их территориальными органами в случаях, установленных действующим законодательством;
с исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, в случаях, установленных действующим законодательством;
с организациями, не являющимися исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, в случаях, когда правовой акт администрации содержит упоминание о них;
с органами местного самоуправления муниципальных образований района в Санкт-Петербурге в случаях, когда проект содержит упоминание о них (далее - согласующие органы или организации);
3.11. Согласование проекта осуществляется путем визирования руководителем подразделения администрации, согласующего органа или организации, осуществляющих согласование проекта, в Справке о согласовании, а также на оборотной стороне каждого листа текста либо оборотной стороне последнего листа проекта (в случае если проект с приложениями прошит) с обязательным указанием должности, даты визирования и расшифровкой фамилии, имени, отчества #проекта. Визирование производится соответствующим руководителем в пределах компетенции.
Виза согласования может быть в необходимых случаях удостоверена печатью согласующего органа или организации.
3.12. В целях сокращения сроков согласования возможно направление на согласование копии проекта с приложениями к нему и копии Справки о согласовании проекта, оформленных в соответствии с настоящим Регламентом.
3.13. Согласование проекта может осуществляться в процессе совещания с участием руководителей или уполномоченных представителей подразделений администрации, согласующих органов или организаций, участвующих в подготовке проекта. Протокол совещания, подписанный всеми должностными лицами - участниками совещания, приобщается к Справке о согласовании проекта, о чем в последней делается соответствующая запись.
3.14. Срок рассмотрения проекта в согласующих органах и организациях не должен превышать трех рабочих дней.
3.15. День поступления проекта в согласующий орган или организацию и день согласования проекта указываются в Справке о согласовании проекта в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству.
3.16. При наличии значительных по объему замечаний согласование проекта оформляется в виде отдельного письма на бланке согласующего органа или организации с изложением замечаний, предложений, текста изменений, дополнений либо предложений об исключении отдельных положений проекта, о чем делается отметка в Справке о согласовании проекта.
3.17. Срок действия визы согласующего органа или организации составляет не более 6 месяцев (при согласовании проектов, связанных со строительством, реконструкцией, расширением, капитальным ремонтом объектов недвижимости, переводом жилых помещений в нежилые, предоставлением объектов недвижимости на инвестиционных условиях, установкой памятников - не более 12 месяцев) с даты визирования до представления в общий отдел администрации (далее - общий отдел). Если на момент представления проекта в общий отдел истек срок действия визы согласующего органа или организации, проект должен быть вновь согласован с соответствующим органом или организацией.
3.18. Ответственность за соблюдение требований настоящего Регламента при согласовании проекта несет руководитель согласующего органа или организации.
3.19. Полученные при согласовании проекта замечания и предложения учитываются подразделением администрации, разработавшим проект.
3.20. В случае согласия с представленными замечаниями разработчик вносит в проект соответствующие изменения. Измененный текст проекта подлежит повторному визированию и согласованию в соответствии с настоящим Регламентом.
3.21. Если разработчик не согласен с представленными замечаниями, он готовит мотивированное заключение или лист разногласий в произвольной форме с указанием замечаний, с которыми он не согласен, и приложением писем согласующих органов или организаций, оформленных в соответствии с п.3.16 настоящего Регламента.
3.22. При наличии замечаний по проекту разработчик должен в недельный срок обеспечить проведение обсуждения проекта с заинтересованными органами и организациями в целях выработки взаимоприемлемого решения.
3.23. В случае если в срок, указанный в п.3.22 настоящего Регламента, замечания не будут устранены, проект немедленно направляется разработчиком для урегулирования разногласий заместителю главы администрации, направившему проект на согласование.
Рассмотрение и урегулирование разногласий производится на совещании у заместителя главы администрации, направившего проект на согласование (далее - согласительное совещание).
Согласительное совещание проводится не позднее 14 дней со дня поступления проекта заместителю главы администрации с участием руководителей (заместителей руководителей) органов и организаций, имеющих замечания по проекту, а также при необходимости с участием заместителей главы администрации, координирующих и контролирующих деятельность указанных органов и организаций.
Решение, принятое на согласительном совещании, оформляется протоколом. К протоколу согласительного совещания прилагаются лист разногласий в произвольной форме и мотивированное заключение разработчика проекта.
Протокол согласительного совещания, подписанный заместителем главы администрации, с приложением проекта, согласованного на согласительном совещании, приобщается к Справке о согласовании проекта. Протокол с проектом должен быть сшит, пронумерован и завизирован на оборотной стороне последнего листа заместителем главы, направившим проект на согласование.
3.24. Проект, согласованный в соответствии с настоящим Регламентом, передается для визирования ответственному работнику общего отдела администрации (далее - общий отдел), который проверяет соблюдение требований настоящего Регламента и Инструкции по делопроизводству при разработке и согласовании проекта, в том числе:
правильность использования наименований органов и организаций, упоминание о которых содержит проект;
сроки исполнения заданий;
наличие приложений, указанных в тексте;
наличие указания о контроле;
соблюдение порядка урегулирования разногласий по проекту, наличие протокола согласительного совещания;
наличие документов, ссылки на которые приведены в тексте правовых актов, и других необходимых документов.
3.25. Проект, разработанный или согласованный с нарушениями настоящего Регламента или Инструкции по делопроизводству, возвращается разработчику проекта для устранения нарушений.
3.26. Проект, разработанный или согласованный в соответствии с настоящим Регламентом, завизированный ответственным сотрудником общего отдела, направляется в юридический отдел.
3.27. Юридический отдел в течение семи дней осуществляет:
юридическую экспертизу проекта на предмет его соответствия законодательству, требованиям юридической техники;
лингвистическую экспертизу проекта на предмет соответствия его текста нормам современного русского языка;
антикоррупционную экспертизу проекта нормативного правового акта на предмет выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
3.28. Срок рассмотрения проекта юридическим отделом может быть продлен по решению начальника юридического отдела до десяти рабочих дней (в случае необходимости дополнительной юридической экспертизы), а также до пятнадцати рабочих дней (в случае необходимости осуществления комплексной юридической экспертизы, анализа и изучения дополнительных материалов, относящихся к проекту, в том числе, если объем текста проекта составляет десять и более листов).
Срок рассмотрения правового акта, имеющего нормативный характер и подлежащего размещению на официальном сайте администрации в сети Интернет с целью проведения независимой антикоррупционной экспертизы, продлевается начальником юридического отдела до 25 рабочих дней.
3.29. Юридический отдел готовит заключение, если в результате проведенной юридической экспертизы проекта будут установлены следующие нарушения:
нарушение настоящего Регламента при разработке или согласовании проекта;
несоответствие проекта законодательству;
несоответствие проекта требованиям юридической техники;
несоответствие проекта нормам современного русского языка;
необходимость внесения значительных редакционно-технических правок (составляющих более десяти процентов количества печатных знаков текста);
выявление в проекте нормативного правового акта положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
3.30. Проект с заключением юридического отдела возвращается разработчику проекта.
3.31. После устранения указанных в заключении недостатков проект вновь направляется в юридический отдел с возобновлением сроков рассмотрения, предусмотренных пунктами 3.27 и 3.28 настоящего Регламента.
3.32. Если в результате юридической экспертизы в проекте не выявлено противоречий законодательству, начальник юридического отдела визирует проект на оборотной стороне первого листа проекта и Справку о согласовании проекта, при этом виза может содержать указание на необходимость или отсутствие необходимости рассмотрения проекта на заседании коллегии.
3.33. В случае выявления незначительных недостатков редакционно-технического или юрико-технического характера проект может быть завизирован с правками юридического отдела, направленными на устранение указанных недостатков. В случае если внесение изменений повлечет существенное изменение проекта, юридическим отделом готовится заключение в соответствии с пунктом 3.29 настоящего Регламента.
При внесении несущественных изменений редакционно-технического характера проект после перепечатки вторично не визируется.
3.34. После визирования проекта начальником юридического отдела внесение в проект каких-либо изменений не допускается.
Распоряжением Администрации Кировского района Санкт-Петербурга от 13 февраля 2012 г. N 216-р в пункт 3.35 настоящего приложения внесены изменения
3.35. Проект, завизированный начальником юридического отдела, направляется в общий отдел для внесения на рассмотрение главы администрации.
Проект правового акта, имеющего нормативный характер, завизированный начальником юридического отдела, направляется общим отделом в отдел организационной работы и взаимодействия с органами местного самоуправления для размещения на официальном сайте администрации в сети Интернет. По истечении 14 дней при отсутствии заключения независимых экспертов проект направляется для внесения на рассмотрение и подпись главе администрации.
3.36. Распоряжения и приказы администрации подписываются главой администрации или исполняющим его обязанности.
3.37. После подписания правовых актов администрации, за исключением актов, указанных в п.3.38 настоящего Регламента, общий отдел, осуществляет присвоение номера, проставление даты, тиражирование, заверение копий и рассылку актов, внесение данных в электронную базу.
3.38. После подписания правовых актов администрации по кадровым вопросам отдел по вопросам государственной службы и кадров администрации осуществляет присвоение номера, проставление даты, тиражирование и рассылку актов.
3.39. Рассылка правовых актов осуществляется в соответствии со списком, указанным разработчиком в Справке согласования, который может быть дополнен работником общего отдела, в течение трех дней со дня его принятия.
3.40. Массовую рассылку копий правовых актов администрации в подведомственные учреждения структурные подразделения администрации осуществляют самостоятельно.
3.41. После издания правовых актов, имеющих нормативный характер, юридический отдел в течение двух рабочих дней направляет их заверенные копии на бумажном носителе в Юридический комитет для включения в Реестр, а также в виде электронной копии бумажного документа и в виде электронного оригинала, заверенных квалифицированной электронной подписью одного из уполномоченных должностных лиц, перечень которых утвержден правовым актом администрации, для официального опубликования в электронном виде.
3.42. Официальное опубликование правовых актов администрации осуществляется в порядке, установленном Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2010 N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга" и Правительством Санкт-Петербурга в части, не урегулированной указанным Законом Санкт-Петербурга.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.