Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Комплекс мер
по модернизации системы общего образования
Ленинградской области в 2011 году
(утв. распоряжением Губернатора Ленинградской области
от 13 июля 2011 г. N 329-рг)
Комплекс мер по модернизации системы общего образования Ленинградской области в 2011 году (далее - Комплекс мер) разработан в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина, данным на заседании Правительства Российской Федерации 4 апреля 2011 года, Правилами предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года N 436.
Комплекс мер разработан с целью углубления процессов модернизации системы общего образования Ленинградской области.
Задачи Комплекса мер:
повышение качества общего образования на основе стимулирования труда учителей, развития их творческого и профессионального потенциала;
повышение квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений;
создание эффективно функционирующей сети общеобразовательных учреждений Ленинградской области;
создание современной школьной инфраструктуры;
модернизация учебно-лабораторного, спортивного и компьютерного оборудования общеобразовательных учреждений;
достижение нового качества образования на основе использования технологии дистанционного обучения;
повышение эффективности деятельности общеобразовательных учреждений за счет реализации мер, направленных на энергосбережение.
Основные механизмы реализации Комплекса мер:
повышение с 1 сентября 2011 года уровня заработной платы работников системы общего образования и доведение ее к концу 2011 года до уровня средней заработной платы в экономике Ленинградской области;
направление средств субсидий из федерального бюджета и областного бюджета Ленинградской области на модернизацию материально-технической базы общеобразовательных школ, развитие школьной инфраструктуры;
увеличение числа молодых учителей в общеобразовательных учреждениях области;
привлечение молодых учителей для работы в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области;
направление на основе программно-целевого подхода средств областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городского округа) на приобретение для общеобразовательных учреждений учебно-лабораторного, учебно-производственного, спортивного, компьютерного оборудования, оборудования для организации медицинского обслуживания обучающихся и для школьных столовых;
приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся к месту учебы и обратно;
развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки приобретаемого оборудования);
модернизация общеобразовательных учреждений путем организации дистанционного обучения (увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика, обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов);
пополнение фондов школьных библиотек и медиатек за счет средств субвенций областного бюджета на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.
В результате реализации Комплекса мер к концу 2011 года в системе общего образования Ленинградской области предусматривается обеспечение достижения следующих показателей:
1. Доведение среднего уровня заработной платы учителей до уровня заработной платы в экономике Ленинградской области в следующих образовательных учреждениях:
дневные общеобразовательные учреждения;
вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения;
общеобразовательные школы-интернаты;
специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
оздоровительные общеобразовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.
По данным Федеральной службы государственной статистики, соотношение среднемесячной заработной платы учителей в Ленинградской области за четвертый квартал 2011 года и среднемесячной заработной платы в экономике Ленинградской области за первый квартал 2011 года составит 100,0 процента.
2. Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников на ступени начального общего образования составит 35,4 процента.
3. Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и(или) подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей составит 20,0 процента.
4. Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей составит 36,8 процента.
5. Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений составит 15,0 процента.
6. Снижение объемов потребления общеобразовательными учреждениями всех видов топливно-энергетических ресурсов.
План реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования Ленинградской области в 2011 году, сетевой план-график мероприятий по модернизации системы общего образования Ленинградской области в 2011 году, перечень мероприятий Комплекса мер по модернизации системы общего образования Ленинградской области в 2011 году и план-график повышения размера фонда оплаты труда учителей в Ленинградской области на 2011 год приведены в приложениях 1-4 к Комплексу мер по модернизации системы общего образования Ленинградской области в 2011 году.
Описание результатов реализации Комплекса мер:
1. В части повышения заработной платы учителей общеобразовательных учреждений Ленинградской области, в части реализации системы нормативно-подушевого финансирования общеобразовательных учреждений Ленинградской области
Фактическая средняя заработная плата учителей общеобразовательных учреждений Ленинградской области за первый квартал 2011 года составила 19 690,2 рубля, за 2010 год - 19 231,7 рубля. По сравнению с 2010 годом рост заработной платы учителей составил 2,4 процента.
Одним из ожидаемых результатов от внедрения Комплекса мер является повышение заработной платы учителей. Планируется, что к декабрю 2011 года заработная плата учителей достигнет 26 000,0 рубля в месяц.
Повышение планируется производить поэтапно:
с 1 сентября - на 6,0 процента,
с 1 ноября - на 22,0 процента,
с 1 декабря - на 6,7 процента.
Прогнозируется, что заработная плата составит:
сентябрь 2011 года - 19 993,0 рубля,
октябрь 2011 года - 19 993,0 рубля,
ноябрь 2011 года - 24 391,0 рубля,
декабрь 2011 года - 26 000,0 рубля.
С 2006 года Ленинградская область перешла на нормативно-подушевое финансирование общеобразовательных учреждений. Объем субвенций, выделяемых бюджетам муниципальных образований на реализацию общеобразовательных программ, рассчитывается исходя из численности обучающихся общеобразовательных учреждений и утвержденных нормативов финансирования по типам и видам общеобразовательных учреждений с учетом форм обучения и месторасположения общеобразовательного учреждения по ступеням общего образования в расчете на одного обучающегося на соответствующий финансовый год. Внедрен основной принцип нормативного финансирования "деньги следуют за учеником". Каждое общеобразовательное учреждение знает, какой объем средств получит с учетом количества обучающихся.
Школы получили большую независимость в распоряжении денежными средствами при повышении ответственности за конечные результаты, что повлекло необходимость проведения оптимизации расходов на общее образование.
В результате перехода на нормативно-подушевое финансирование улучшились показатели эффективности расходования бюджетных средств:
повысилась наполняемость классов общеобразовательных учреждений,
возросло количество учеников, приходящихся на одного учителя,
улучшены показатели соотношения количества прочего персонала и количества учителей.
2. Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников
2.1. Доля первоклассников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, с 1 сентября 2011 года составит 100,0 процента за счет введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в штатном режиме в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 373.
2.2. Доля второклассников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, с 1 сентября 2011 года составит 9,44 процента от общего количества учащихся общеобразовательных школ первой ступени в связи с тем, что с 1 сентября 2010 года 86 общеобразовательных учреждений Ленинградской области (22,8 процента от общего количества учреждений) в пилотном режиме перешли на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Освоив образовательную программу первого класса, разработанную в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, продолжат обучение во втором классе 4944 учащихся.
3. Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и(или) подтверждение соответствия занимаемой должности
3.1. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года N 209 в целях подтверждения соответствия регионального порядка аттестации работников новому Порядку аттестации в Ленинградской области разработана нормативная база:
приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 11 февраля 2011 года N 4 "О внесении изменений в приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 28 декабря 2010 года N 354 "Об организации аттестации педагогических работников образовательных учреждений Ленинградской области";
распоряжение комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 10 марта 2011 года N 367-р "О формах экспертных документов для аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Ленинградской области";
распоряжение комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 10 марта 2011 года N 379-р "О внесении изменений в распоряжение комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 29 декабря 2010 года N 2448-р "Об аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Ленинградской области";
распоряжение комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 22 марта 2011 года N 442-р "Об организации экспертизы профессиональной деятельности педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Ленинградской области".
3.2. Доля учителей, у которых закончился срок аттестации, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и(или) подтверждение соответствия занимаемой должности.
Проведен мониторинг кадрового обеспечения системы образования Ленинградской области: на 1 января 2011 года в Ленинградской области работают 9463 учителя, из них не имеют квалификационной категории 1613 учителей, что составляет 17 процентов.
В 2011 году планируется проведение аттестации:
на высшую квалификационную категорию - 158 учителей (8 процентов от количества учителей, аттестуемых в 2011 году),
на первую квалификационную категорию - 497 учителей (25 процентов от количества учителей, аттестуемых в 2011 году),
на подтверждение соответствия занимаемой должности - 1332 учителей (67 процентов от количества учителей, аттестуемых в 2011 году).
Общее количество учителей, аттестованных в 2011 году, составит 1987 человек (20 процентов от общего количества учителей).
4. Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей
Достижение показателя будет обеспечено за счет следующих мероприятий:
1) формирование государственного задания для образовательных учреждений, оказывающих услуги повышения квалификации педагогическим работникам, требований к обучению по вопросам реализации федеральных государственных образовательных стандартов;
реализация вариативных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей по вопросам реализации федеральных государственных образовательных стандартов;
инициирование процессов обновления содержания образования образовательных учреждений, оказывающих услуги повышения квалификации педагогическим работникам.
В государственном задании ГОУ "Ленинградский областной институт развития образования" предусмотрено проведение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по вопросам реализации федеральных государственных образовательных стандартов для педагогических и руководящих работников системы образования Ленинградской области:
курсы повышения квалификации для учителей и руководителей образовательных учреждений по вопросам введения федеральных государственных образовательных стандартов (от 100 часов) - 1190 человек;
курсы повышения квалификации для учителей и руководителей образовательных учреждений по вопросам введения федеральных государственных образовательных стандартов (до 100 часов) - 1797 человек;
стажировка, семинарские занятия (накопительная система повышения квалификации) - 500 человек.
Обучение по вопросам реализации федеральных государственных образовательных стандартов пройдут 3487 учителей и руководителей.
В Ленинградской области в 414 образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, в 2011 году пройдут плановое обучение 345 руководителей (80 процентов).
По состоянию на 1 сентября 2011 года численность учителей первых классов составит 657 человек, 530 из них пройдут курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки (80 процентов). Результатом повышения квалификации станет освоение педагогами и руководителями общеобразовательных учреждений способов самостоятельной разработки основной общеобразовательной программы школы и рабочей программы учебной дисциплины, формирования и оценки универсальных учебных действий.
Важное направление повышения квалификации в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов - обучение учителей применению современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных. В Ленинградской области это направление повышения квалификации реализуется в очно-дистанционной форме.
В рамках государственного задания Ленинградскому институту развития образования на указанные цели предусмотрены средства областного бюджета.
5. Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности образовательных учреждений
5.1. Доля общеобразовательных учреждений, имеющих скорость Интернет-доступа не ниже 256 Кб/с, - 73,0 процента.
5.2. Доля общеобразовательных учреждений, реализующих в соответствии с утвержденным учебным планом учебные курсы с использованием дистанционных технологий, - 9,8 процента.
В рамках государственных контрактов, заключенных на 2011 год комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области по организации доступа к сети Интернет общеобразовательными учреждениями Ленинградской области, достигнуты следующие показатели: входящая скорость сети Интернет не ниже 256 Кб/с - в 362 общеобразовательных учреждениях (92 процента от общего числа общеобразовательных учреждений), исходящая скорость сети Интернет не ниже 256 Кб/с - в 285 общеобразовательных учреждениях (73 процента от общего числа общеобразовательных учреждений). Указанные характеристики сохранятся до конца 2011 года.
В системе образования Ленинградской области в рамках реализации ведомственных целевых программ "Организация дистанционного обучения в системе общего образования Ленинградской области на 2007-2009 годы" и "Развитие системы дистанционного обучения в Ленинградской области на 2010-2012 годы" разработан 251 дистанционный образовательный ресурс по всем предметам учебного плана. В предпрофильной подготовке используются 98 дистанционных курсов по элективным учебным предметам, из них 12 - для подготовки к ЕГЭ. Курсы размещены и внедряются с использованием системы BlackBoard. Доступ к системе осуществляется по адресу: http://webct.lokos.net. С января 2011 года реализацию указанного направления в рамках государственного задания осуществляет автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ленинградской области "Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина".
Обучение с использованием дистанционных технологий является дополнительной образовательной услугой. В третьем квартале 2011 года 9,8 процента общеобразовательных учреждений Ленинградской области реализуют в соответствии с утвержденным учебным планом учебные курсы с использованием дистанционных технологий. В соответствии с прогнозом на четвертый квартал 2011 года указанный показатель составит 15 процентов от общего числа общеобразовательных учреждений.
6. Снижение объемов потребления общеобразовательными учреждениями всех видов топливно-энергетических ресурсов
Доля общеобразовательных учреждений, разработавших программу энергосбережения и повышения эффективности использования энергетических ресурсов, - более 20 процентов.
Доля общеобразовательных учреждений, в которых назначены ответственные за энергосбережение, - 80 процентов.
Доля общеобразовательных учреждений, проводящих обучение и разъяснительную работу среди обучающихся по вопросам энергосбережения и энергетической эффективности, - 7 процентов.
Первоочередными мерами, планируемыми в 2011 году в системе общего образования в указанном направлении, станет установка приборов учета потребленных энергоресурсов и проведение энергоаудита с последующим определением на основе его результатов способов энерго- и ресурсосбережения в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Основные направления деятельности по снижению затрат на энергопотребление в учреждениях образования:
установка в общеобразовательных учреждениях приборов учета всех видов потребленных энергоресурсов;
заключение энергосервисных контрактов;
сокращение области применения ламп накаливания;
снижение потерь тепла через оконные проемы путем замены обычных блоков на стеклопакеты;
улучшение тепловой изоляции стен, полов, чердаков, уплотнение дверей;
воспитание потребителей - пропаганда бережного использования энергоресурсов;
обучение персонала.
В результате ожидается снижение энергозатрат по всем видам потребляемых энергоресурсов.
Реализация Комплекса мер предполагает создание нормативной правовой базы, проведение организационных и финансово-экономических мероприятий, направленных на достижение ожидаемых результатов.
Достижение запланированных показателей и выполнение обязательств, предусмотренных Соглашением, заключенным между Правительством Ленинградской области и Министерством образования и науки Российской Федерации, осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 28 марта 2011 года N 71 (далее - Программа).
Постановлением Правительства Ленинградской области от 8 мая 2014 г. N 163 постановление Правительства Ленинградской области от 28 марта 2011 г. N 71 признано утратившим силу
Цель Программы - развитие образования и формирование инновационной образовательной среды, обеспечивающей сохранение здоровья, личностное и профессиональное развитие участников образовательного процесса, гражданскую активность и творческую самореализацию, повышение роли образования в развитии человеческого потенциала. Основные задачи Программы: реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";
развитие образовательной инфраструктуры и форм организации образования в соответствии с нормативно-правовыми требованиями, современными задачами развития образования, региональным заказом, направлениями инновационной деятельности;
развитие кадрового потенциала системы образования на основе повышения квалификации управленческих кадров, повышения престижа профессии учителя, стимулирования творческой профессиональной деятельности, профессиональной подготовки педагогов нового поколения, формирование профессиональных сообществ и ассоциаций, различных форм социального партнерства;
расширение разнообразия форм получения общего образования, совершенствование условий для реализации права выбора старшеклассниками профиля обучения в соответствии с их индивидуальными запросами, создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
достижение нового качества образования на основе дальнейшего развития вариативности образовательных программ и информатизации образования;
расширение на основе инновационных подходов форм получения профессионального образования, создание сбалансированной сети образовательных учреждений профессионального образования, отвечающей запросам рынка труда Ленинградской области, повышение мобильности, гибкости и открытости системы профессионального образования;
создание развивающей образовательной среды Ленинградской области, обеспечивающей сохранение здоровья, личностное и профессиональное развитие участников образовательного процесса, гражданскую и творческую активность, психолого-педагогическое сопровождение процессов развития личности;
развитие системы выявления и поддержки талантливых учащихся, усиление воспитательной функции школы, направленной на раскрытие способностей каждого ученика, формирование патриотически настроенной, социально активной личности;
формирование оптимальных моделей управления образованием, обеспечивающих реализацию общественного заказа и устойчивое развитие образования как открытой системы. Развитие общеобразовательной школы как центра творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни, взаимодействия с социальными и общественными институтами;
формирование современной системы оценки качества образования, обеспечивающей получение достоверной информации о деятельности отдельного учреждения и системы образования в целом;
развитие инновационной деятельности, направленной на реализацию современных государственных и региональных задач развития образования;
создание условий для сохранения и укрепления физического и психологического здоровья обучающихся, обеспечения медицинского обслуживания и профилактики заболеваний.
В рамках Программы продолжится работа по формированию эффективно функционирующей сети общеобразовательных учреждений Ленинградской области, в том числе путем реорганизации общеобразовательных учреждений и изменения их типов и видов, создания сети базовых школ и филиалов, что позволит оптимизировать бюджетные расходы и повысить качество образования обучающихся, прежде всего, в сельских школах.
В результате реорганизации общеобразовательных учреждений будет обеспечена доставка детей до места учебы и обратно. Программой предусмотрены средства областного бюджета на приобретение ежегодно 11 школьных автобусов.
В связи с переходом с 1 сентября 2011 года общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты средства Программы направляются на укомплектование школ современным учебно-лабораторным, учебно-техническим, компьютерным, спортивным оборудованием, оборудованием для организации медицинского обслуживания обучающихся, оборудованием для школьных столовых.
Для реализации Программы предусмотрены средства в объеме 4 480 776,0 тыс. рублей.
Важным условием успешной реализации Комплекса мер является обеспечение открытости и гласности.
Реализация Комплекса мер осуществляется с участием средств массовой информации, представителей общественных организаций, советов, органов государственно-общественного управления образованием, с привлечением гражданских институтов в качестве экспертов и наблюдателей для оценки эффективности и результативности реализации Комплекса мер.
Целями участия представителей общественности в реализации Комплекса мер являются:
привлечение общественности к формированию и реализации образовательной политики на региональном, муниципальном и школьном уровнях;
взаимодействие по вопросам подготовки, принятия, согласования и реализации управленческих решений в сфере общего образования;
реализация практики общественных слушаний, публичных обсуждений и дискуссий по проблемам общего образования;
совершенствование организационных форм участия общественности в решении вопросов развития системы общего образования.
Информирование населения о ходе выполнения Комплекса мер и его результативности осуществляется через публикацию материалов в областных, муниципальных средствах массовой информации, через размещение информации на официальном портале комитета общего и профессионального образования Ленинградской области.
Важнейшим условием гласности, открытости и контроля реализации Комплекса мер и его результативности является проведение постоянного мониторинга, осуществляемого на региональном и муниципальном уровнях, а также на уровне каждого общеобразовательного учреждения. В Ленинградской области запланировано проведение 18 обучающих семинаров для руководителей общеобразовательных учреждений и специалистов, ответственных за осуществление мониторинга на школьном уровне.
В целях управления реализацией Комплекса мер:
образована рабочая группа по модернизации системы общего образования Ленинградской области в 2011 году (распоряжение комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 18 мая 2011 года N 946-р);
оператором Комплекса мер определен ГОУ "Ленинградский областной институт развития образования" (распоряжение комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 29 июня 2011 года N 1321-р);
разработано положение и сформирован состав Межведомственного совета по реализации проекта по модернизации системы общего образования Ленинградской области;
предусматривается утверждение уполномоченного органа по реализации Комплекса мер;
предусматривается заключение соглашения между комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области о предоставлении в 2011 году субсидии из областного бюджета Ленинградской области на модернизацию муниципальной системы общего образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.