В целях совершенствования и дальнейшего развития транспортного комплекса Ленинградской области
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию инновационного развития транспортного комплекса Ленинградской области на 2012-2020 годы.
2. Рекомендовать предприятиям транспортного комплекса Ленинградской области при решении возложенных на них задач, связанных с обеспечением транспортного обслуживания населения области, руководствоваться основными положениями Концепции инновационного развития транспортного комплекса Ленинградской области на 2012-2020 годы.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Никифорова А. В., первого заместителя председателя Комитета.
Председатель комитета |
Н. П. Янченко |
Концепция
инновационного развития транспортного комплекса Ленинградской области
на 2012 - 2020 годы
1. Место и роль транспорта в социально-экономическом развитии
Ленинградской области
Для Ленинградской области, как и для России в целом, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей экономики, важнейшей составной частью производственной инфраструктуры. Обслуживая все отрасли экономики, социальную сферу и население, обеспечивая перевозки к местам потребления практически всей продукции, транспорт оказывает влияние на всю жизнедеятельность региона.
Транспортные коммуникации объединяют все территории области и связывают ее с другими регионами. Реализация Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на стратегическую перспективу до 2025 года позволяет рассчитывать в перспективе на формирование транспортно-логистических комплексов, международных транспортных коридоров и получение доходов от экспорта транспортных услуг.
Транспорт - наиболее динамично развивающаяся отрасль экономики в инвестиционном плане Ленинградской области, доля отрасли в общем объеме инвестиций области составляет около 40%. Инвестиции в основной капитал организаций транспорта за 2010 год составили порядка 97 млрд. руб.
За январь-июль 2011 года общий объем услуг, оказанных организациями транспорта, составил 46,2 млрд. млн руб. Транспорт и связь занимают 8% от общей структуры оборота организаций.
Все эти обстоятельства позволяют отнести транспорт к числу приоритетных отраслей экономики. Роль транспорта в социально-экономическом развитии региона определяется также рядом объемных, стоимостных и качественных характеристик уровня транспортного обслуживания.
Объем удовлетворения спроса на перевозки современной транспортной системой определяется уровнем развития необходимой транспортной инфраструктуры, ее географической и технологической доступности, а также балансом стоимости, скорости, своевременности, ритмичности, безопасности и устойчивости перевозок.
Формирование концептуальных направлений развития транспорта должно осуществляться на базе всестороннего анализа современного состояния и проблем развития транспортной системы в тесной взаимосвязи с общими направлениями и масштабами социально-экономического развития области.
С целью создания эффективной, доступной и устойчивой транспортной системы региона как инфраструктурного базиса для экономического роста экономики области и создания условий для реализации конституционных прав граждан на свободу перемещения осуществляется разработка концепции инновационного развития транспортного комплекса Ленинградской области на 2012-2020 годы (далее - Концепция).
2. Цели и задачи инновационного развития транспорта
на долгосрочную перспективу
Целью настоящей Концепции являются определение на региональном уровне основных направлений повышения эффективности функционирования транспортной системы, создание транспортных условий для обеспечения инновационного развития Ленинградской области, а также улучшение качества и расширение доступности транспортного обслуживания жителей области.
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих первоочередных задач региональной транспортной политики:
Задача 1. Развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике региона и формирование единого транспортного пространства региона.
Решение этой задачи должно позволить:
обеспечить динамичный рост экономики Ленинградской области, социальное развитие и укрепление внутри- и межрегиональных связей;
устранить территориальные и структурные диспропорции на транспорте, вовлечь в хозяйственный оборот новые территории за счет создания дополнительных транспортных связей;
обеспечить повышение конкурентоспособности и эффективности других отраслей экономики путем предоставления возможности беспрепятственного выхода хозяйствующих субъектов на региональные и международные рынки;
обеспечить рост предпринимательской и деловой активности, непосредственно влияющей на качество жизни и уровень социальной активности населения.
Единое транспортное пространство Ленинградской области должно включать в себя единую сбалансированную систему транспортных коммуникаций, интегрированную систему товаротранспортной технологической инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев, единые стандарты технологической совместимости различных видов транспорта, оптимизирующие их взаимодействие, единые стандарты технической совместимости различных видов транспорта и транспортных средств, а также единую информационную среду технологического взаимодействия различных видов транспорта.
Задача 2. Обеспечение доступности услуг транспортного комплекса для населения Ленинградской области.
Решение данной задачи заключается в:
удовлетворении в полном объеме растущих потребностей населения в перевозках, а также специальных требований, в частности со стороны граждан с ограниченными возможностями;
обеспечении устойчивой связи населенных пунктов с магистральной сетью транспортных коммуникаций;
обеспечении ценовой доступности услуг транспорта, имеющих социальную значимость.
Предполагается развитие систем городского, пригородного и межмуниципального пассажирского транспорта, парков пассажирского подвижного состава, сопоставимого по технико-экономическим параметрам с мировым уровнем, а также развитие систем, обеспечивающих скоростные, высокоскоростные перевозки пассажиров.
В дальнейшем транспортная отрасль должна принять участие в разработке минимальных социальных транспортных стандартов. Использование стандартов должно способствовать обеспечению возможности перемещения всех слоев населения по территории области и страны в целом. Эти стандарты должны определить модель необходимых коммуникаций всех видов пассажирского транспорта, соответствующий подвижной состав, покупательскую способность, ценовую доступность транспортных услуг для населения.
Задача 3. Повышение конкурентоспособности транспортной системы области и реализация ее транзитного потенциала.
Решение данной задачи должно способствовать формированию прочной основы для успешной интеграции Ленинградской области в транспортную систему России и в мировую транспортную систему. Уникальное географическое положение области позволяет создать на территории области мощный мультимодальный транспортный узел, в состав которого могут входить инфраструктурные объекты железнодорожного и автомобильного транспорта, внутренние водные магистрали, объекты гражданской авиации и транспортные терминалы. Реализация подобного проекта будет способствовать превращению экспорта транспортных услуг в один из крупнейших источников доходов.
Задача 4. Повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы Ленинградской области.
Решение этой задачи позволит повысить безопасность движения грузового и пассажирского автомобильного и железнодорожного транспорта, полетов и судоходства, достичь безопасного уровня функционирования инфраструктурных объектов транспорта и, таким образом, позволит создать необходимые условия для соответствующего уровня транспортной безопасности и снижения террористических рисков.
Обеспечение транспортной безопасности как реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства, позволит повысить состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от противоправных действий, в том числе террористической направленности, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса.
Задача 5. Снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду. Решение указанной задачи будет способствовать созданию условий для снижения уровня техногенного воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье человека и достижения международных экологических стандартов работы отрасли. В рамках решения этой задачи предполагаются:
выработка и ввод в действие механизмов государственного регулирования, обеспечивающих мотивацию перехода транспортных средств на экологически чистые виды топлива;
снижение энергоемкости транспорта до уровня показателей передовых стран;
профессиональная подготовка персонала, осуществляющего эксплуатацию транспортных средств;
рационализация маршрутов следования транспортных потоков.
Задача 6. Улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.
Серьезный износ транспортной инфраструктуры и подвижного состава, который характерен для всех видов транспорта, требует для ликвидации сложившейся ситуации привлечения значительных инвестиций. Технологическое отставание является одним из главных препятствий развития транспорта. Объемы инвестиций, необходимые для достижения современного уровня развития отрасли, весьма значительны. Основными направлениями повышения инвестиционной привлекательности и решения указанной задачи являются:
развитие государственно-частного партнерства;
стимулирование инвестиционной активности транспортных предприятий;
привлечение грузоотправителей или пользователей инфраструктуры к модернизации отдельных объектов.
Реализация указанных направлений позволит вызвать интерес потенциальных инвесторов и привлечь к инвестиционным проектам крупные банки, которые могут аккумулировать значительный объем финансовых средств.
3. Общая характеристика транспортной системы Ленинградской области
По своему географическому положению Ленинградская область обладает потенциалом для перспективного развития мощной транспортной системы.
В состав транспортного комплекса Ленинградской области входят инфраструктурные объекты железнодорожного и автомобильного транспорта, морские порты, внутренние водные магистрали.
Транспорт наиболее динамично развивающаяся отрасль экономики в инвестиционном плане Ленинградской области, доля отрасли в общем объеме инвестиций области составляет около 40%. Инвестиции в основной капитал организаций транспорта за 2010 год составили порядка 97 млрд. руб.
Транспортная инфраструктура Ленобласти включает:
- 2462 км железнодорожных путей,
- 1366 км федеральных автомагистралей,
- 9764 км областных автодорог,
- свыше 11 000 км местных автодорог,
- 4 морских торговых порта,
- 2 речных порта,
- 16 железнодорожных вокзалов,
- 19 автобусных вокзалов и станций,
- 930 мостов и путепроводов.
Объем перевозок грузов транспортом общего пользования составил в 2010 году 46,8 млн тонн.
Таблица 1. Динамика перевозки грузов по видам транспорта
общего пользования (без трубопроводного), тыс. тонн
Виды транспорта |
Годы |
|||
2008 |
2009 |
2010 |
6 мес. 2011 |
|
Железнодорожный* |
41 640,0 |
33 550,0 |
35 900,0 |
17 457,0 |
Автомобильный |
3700,0 |
3900,0 |
8800,0 |
3900,0 |
Внутренний водный |
10 600,0 |
6600,0 |
2100,0 |
1900,0 |
* отправлено предприятиями грузоотправителями Ленинградской области
Объем перевозок пассажиров по всем видам транспорта в 2010 году составил 108,8 млн пассажиров.
Таблица 2. Динамика перевозки пассажиров по видам транспорта
общего пользования, тыс. пассажиров
Виды транспорта |
Годы |
|||
2008 |
2009 |
2010 |
6 мес. 2011 |
|
Железнодорожный** |
39 470,0 |
36 744,0 |
27 346,0 |
10 252,0 |
Автомобильный |
92 300,0 |
82 100,0 |
81 300,0 |
37 400,0 |
Внутренний водный |
н/д |
166,0 |
198,0 |
95,6 |
** количество пассажиров, отправленных в пригородном сообщении по Ленинградской области
Таблица 3. Грузооборот по видам транспорта общего пользования
(без трубопроводного), млн тонно-км
Вид транспорта |
Годы |
|||
2008 |
2009 |
2010 |
6 мес. 2011 |
|
автомобильный |
578,4 |
526,9 |
665,5 |
431,8 |
внутренний водный (тыс. тонно-км) |
1024,2 |
660,5 |
814,3 |
250,2 |
Автомобильный общественный транспорт является самым распространенным, наиболее гибким и массовым видом транспорта, одним из важнейших элементов транспортного комплекса. Он занимает ведущее место в обеспечении транспортного обслуживания населения области.
Рынок услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом сформирован. Транспортное обслуживание осуществляется на конкурсной основе с привлечением к перевозкам пассажиров организаций различных форм собственности и индивидуальных предпринимателей, имеющих разрешительные документы на осуществление данного вида деятельности. Рынок транспортных услуг постоянно совершенствуется.
В основу формирования рынка услуг положено соблюдение равных условий развития предпринимательства и конкуренции, равенство прав и обязанностей юридических лиц и предпринимателей при осуществлении транспортной деятельности.
Маршрутная сеть автомобильного пассажирского транспорта организована с учетом потребностей в перевозках населения муниципальных районов и городских округов, является в настоящее время оптимальной и удовлетворяет платежеспособный спрос населения в пассажирских перевозках.
Маршрутная сеть состоит из 883 автобусных маршрутов общей протяженностью 28,3 тыс. км. Перевозки пассажиров автомобильным транспортном общего пользования осуществляют 47 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
На маршрутной сети работает 1481 автобус различной вместимости. Транспортная инфраструктура автобусных пассажирских перевозок располагает 19 автовокзалами и более 3,5 тысяч остановочных павильонов. В основном все остановочные пункты маршрутов транспорта общего пользования оборудованы посадочными площадками.
Регулярность движения маршрутных автобусов области в январе-июне 2011 года составила 98,7%. В целях повышения качества транспортного обслуживания населения области ежегодно открываются новые автобусные маршруты с населенными пунктами, не имеющими транспортного сообщения с административными центрами районов Ленинградской области.
Ведущее место в транспортном комплексе Ленинградской области по перевозкам народнохозяйственных грузов занимает железнодорожный транспорт. Удельный вес грузовых перевозок железнодорожным транспортом составляет 76,7% от общего объема перевозок всеми видами транспорта (без учета трубопроводного транспорта).
По официальным данным УФНС по Ленинградской области предприятиями железнодорожного транспорта за 2010 год перечислено налогов в областной бюджет в сумме 1830,6 млн руб. (135,9% к соответствующему уровню 2009 года).
На железных дорогах области продолжаются реконструкция путевого хозяйства и мостовых сооружений, обновление локомотивного и вагонного парка, модернизация железнодорожных станций, вокзалов и депо.
Программа капитальных вложений ОАО "РЖД" на территории области в 2010-2012 гг. предусматривает 24,7 млрд. рублей инвестиций, включая проектные работы.
Пригородные железнодорожные перевозки являются социально значимыми перевозками, обеспечивающими перевозки пассажиров круглогодично. Маршруты пригородных электропоездов проходят по всем районам области.
Объемы пассажирских перевозок в пригородном пассажирском сообщении области составляют ежегодно около 30 миллионов человек.
На выполнение программы развития пригородного комплекса по области железными дорогами в 2010 году вложено 80 млн рублей, произведены работы по реконструкции и капитальному ремонту пассажирских платформ,
Работа с предприятиями железнодорожного транспорта области определена соглашением между Правительством области и ОАО "РЖД" о взаимодействии и сотрудничестве.
В Ленинградской области морской транспорт в основном представлен портовой деятельностью.
По территории Ленинградской области проходит ряд международных транспортных коридоров: панъевропейские N 1 и N 9 и евроазиатский коридор "Север - Юг".
Портовый комплекс на территории Ленинградской области играют ключевую роль в обеспечении международных перевозок страны. Сегодня они переваливают около четверти общего грузооборота портов России.
Начиная, с 2002 года ежегодный рост грузооборота составлял в среднем 15%.
В 2010 году стивидорами Приморска, Высоцка, Выборга и Усть-Луги перегружено около 105,3 млн тонн различных грузов, что составляет около 50% от грузооборота портов Северо-Западного бассейна.
В настоящее время функционируют 4 морских порта: это действующие порты Выборг и Высоцк и строящиеся Усть-Луга и Приморск.
Важное значение для развития региона имеет развитие внутренних водных путей. На территории области расположены 2 речных порта: Подпорожский и Ленинградский, осуществляющие перевозку и переработку грузов. Основной объем работ выполняет Ленинградский речной порт.
Протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей (ВВП) на территории Ленинградской области составляет 1863 км (общая протяженность ВВП РФ 101,8 тыс. км). Основным магистральным направлением использования внутренних водных путей являются р. Нева - Ладожское озеро - р. Свирь (входят в Волго-Балтийский водный путь).
Пролегающий через область Волго-Балтийский водный путь соединяет внутренние водные пути России с Санкт-Петербургом и портами бассейна Балтийского моря. Основной трассой, обслуживаемой ГБУ "Волго-Балт", является водный путь от Санкт- Петербурга до Череповца, протяженностью 856 км, из них на территории Ленинградской области (Санкт-Петербург - Вознесенье) - 330 км. На судоходных внутренних водных путях области расположено 3 шлюза - Волховский, Нижнее-Свирский и Верхнее-Свирский.
Анализ судопотока показывает, что ВБВП практически исчерпал свою пропускную способность. В последние годы наблюдается стабильное превышение показателя по судопропуску.
Водные пути, находящиеся на них судоходные гидротехнические сооружения являются федеральной собственностью, и их текущее содержание, реконструкция финансируются из федерального бюджета.
За навигацию 2010 года объем перевозок грузов внутренним водным транспортом составил 2,1 млн тонн грузов при грузообороте 814,3 тыс. тонно-км. Объем пассажирских перевозок внутренним водным транспортом составил 198 тыс. человек (118,8%), при пассажирообороте 79,1 тыс. пасс.-км (118,8%).
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
3. Проблемы транспортного комплекса Ленинградской области
Развитие транспортного комплекса Ленинградской области приобретает особое значение в настоящее время как необходимое условие реализации инновационной модели экономического роста, а также как активный фактор ее формирования и улучшения качества жизни населения области.
Для эффективного удовлетворения потребностей народного хозяйства, повышения доступности и качества как транспортных, так и социальных услуг транспортный комплекс должен развиваться опережающими темпами.
Несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта и их постепенный переход от восстановления и сохранения к обновлению и развитию, транспортный комплекс области не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития области.
В настоящее время используется только незначительная часть транзитного потенциала области. Реализация транзитного потенциала Ленинградской области возможна только при комплексном развитии крупных транспортных коридоров.
Экономический рост Ленинградской области сдерживается отсутствием потенциальных возможностей пассажирского транспорта по обеспечению необходимой подвижности населения и мобильности трудовых ресурсов на территории области.
Действующие финансово-экономические механизмы воспроизводства основных фондов и инновационного развития недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспортной отрасли.
Серьезный износ транспортной инфраструктуры и подвижного состава, который характерен для всех видов транспорта, требует для ликвидации сложившейся ситуации привлечения значительных инвестиций.
Ряд населенных пунктов области не обеспечен постоянной круглогодичной связью с транспортной сетью общего пользования по автомобильным дорогам с твердым покрытием. Из-за отсутствия транспортного железнодорожного обеспечения затрудняется освоение месторождений природных ресурсов.
Несбалансированное и несогласованное развитие отдельных видов транспорта и его инфраструктуры в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов привело к их нерациональному соотношению в транспортном балансе области. Ослаблены позиции водного транспорта, что не позволяет в полной мере использовать конкурентные преимущества этого вида транспорта для увеличения объемов грузовых и пассажирских перевозок, наращивания и реализации транзитного потенциала области. Значительные резервы повышения эффективности функционирования транспортного комплекса выявляются при организации мультимодальных перевозок, при взаимодействии отдельных видов транспорта, что в конечном счете приводит к потерям, диспропорциям и недостаточной удовлетворенности субъектов рыночной экономики области в транспортных услугах.
Это проявляется в следующем:
состояние транспортной сети области не соответствует существующим и перспективным грузо- и пассажиропотокам;
транспортные технологии не отвечают современным требованиям эффективного функционирования транспорта в условиях рынка, препятствуют удовлетворению растущего спроса на качественные транспортные услуги, снижению себестоимости перевозок, оптимальному использованию существующей транспортной инфраструктуры;
уровень доступности и качество транспортных услуг не отвечают потребностям населения Ленинградской области;
развитие дорожной сети не соответствует темпам развития автомобилизации области;
основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами;
не в полной мере используется транзитный потенциал Ленинградской области.
В целом дорожно-транспортная инфраструктура нуждается в серьезной модернизации и развитии.
В настоящее время в Ленинградской области существует ряд проблем развития грузового автомобильного транспорта. К ним относятся:
общее снижение эффективности перевозок грузов автомобильным транспортом и ухудшение всех основных эксплуатационных показателей использования автотранспорта, общее снижение спроса на автотранспортные услуги;
систематически растущие перегрузки улично-дорожных сетей в городах потоками транспортных средств, что также негативно влияет на интенсивность, а отсюда и на эффективность использования автотранспорта;
практически остановился процесс обновления автомобилей, что вызывает быстрое старение парка подвижного состава и в связи с этим увеличение его негативного влияния на окружающую среду.
Транспорт является крупнейшим загрязнителем атмосферного воздуха в городах России и Ленинградской области. Если в среднем по стране доля транспорта в загрязнении атмосферного воздуха различными техногенными источниками составляет 43-45%, то в городах его доля доходит до 75-80%. Основной объем этих выбросов приходится на автомобильный транспорт.
Среди основных причин, способствующих росту негативного воздействия автотранспорта на состояние окружающей среды и здоровье населения Ленинградской области, необходимо отметить следующие:
низкие экологические характеристики отечественных автомобилей и моторного топлива;
неудовлетворительное техническое состояние эксплуатируемого автопарка, недостаточное развитие услуг в области технического обслуживания автомобилей;
неоптимальная организация дорожного движения.
В целом транспортная система области представляет собой сложный комплексный объект, играющий важную роль в экономической и социальной сферах. В настоящее время требуется принятие неотложных мер, направленных на модернизацию и развитие транспортной системы области. В связи с этим существует объективная необходимость решения существующих проблем транспортного комплекса области путем разработки и реализации конкретных мероприятий на основании программно-целевого метода, который является одним из наиболее эффективных по воздействию на экономику транспортного комплекса, так как позволяет в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития регионов.
Основными проблемами автомобильного транспорта в настоящее время являются:
высокая степень износа основных фондов автомобильного, старение парка подвижного состава и нарушение механизма воспроизводства основных фондов;
отсутствие необходимого количества автобусов большой и средней вместимости на регулярных автобусных маршрутах;
низкие экологические параметры работ автомобильного транспорта, несоответствие технического уровня подвижного состава требованиям безопасности, экономичности и уровня воздействия на окружающую среду;
отсутствие единой системы диспетчерского управления, системы навигации и современных технических средств по предотвращению террористической угрозы;
неразвитость инфраструктуры пассажирского автомобильного транспорта;
отставание развития транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта в Ленинградской области от потребностей экономики и населения.
На железной дороге в целом по России и по ее субъектам, в которых Ленинградская область не оказалась исключением, остро стоят проблемы:
недостаточности развития железнодорожной сети;
выхода на критический уровень физического и морального износа подвижного состава;
отставания от передовых стран мира в использовании современных технических средств, технологий строительства путей, применяемых техники# средств регулирования движения и управления движением;
обеспечения безопасного функционирования железнодорожного транспорта;
защиты национальных интересов при глобализации и повышении взаимозависимости национальных экономик.
Проблемами развития портового комплекса на территории Ленинградской области являются:
отсутствие механизма поэтапного открытия портов;
значительные непроизводственные простои судов из-за усложнения процедуры оформления судов на отход (приход);
несоответствие организации контроля в портах общепринятой международной практике;
недостаточная обустроенность и техническое оснащение пунктов пропуска через Государственную границу РФ;
неурегулированность земельных отношений;
недостаточное развитие автодорожных и железнодорожных подходов.
Актуальность проблемы инновационного развития внутреннего водного транспорта в Ленинградской области обусловлена организацией регулярного судоходства на р. Свирь и Нева и предстоящим открытием внутренних водных путей для международного судоходства, и как следствие ростом грузоперевозок и потока туристов.
Проведенный анализ показал, что в отрасли образовался целый комплекс системных проблем:
отсутствие современных судов технического флота для поддержания гарантированных габаритов судового хода на внутренних водных путях области;
высокий уровень износа инфраструктуры внутренних водных путей;
низкая инвестиционная привлекательность предприятий отрасли и фактическое отсутствие для кардинальной модернизации их основных фондов;
вопросы экологической безопасности.
4. Основные направления инновационного развития транспортного
комплекса и дорожного хозяйства Ленинградской области
В рамках реализации основных направлений инновационного развития транспортного комплекса Ленинградской области предусматривается скоординированная реализация мероприятий, образующих в совокупности региональную интеллектуальную транспортную систему.
Целями создания региональной интеллектуальной транспортной системы являются:
повышение экономической эффективности транспортного комплекса Ленинградской области, увеличение его пропускной способности, повышение безопасности дорожного движения, повышение качества всего спектра транспортных услуг;
совершенствование механизмов реализации государственной политики в транспортном комплексе.
Автомобильный транспорт
Целью инновационного развития автомобильного транспорта являются повышение эффективности его функционирования, а также обеспечение дальнейшего развития на долгосрочную перспективу.
К основным направлениям инноваций на автомобильном транспорте относятся следующие:
создание и внедрение Интернет-технологий информационного взаимодействия участников транспортного процесса в сфере автотранспорта;
внедрение систем автоматизированного управления и слежения (ГЛОНАСС) пассажирским автомобильным и специальным (скорая помощь) транспортом, включая технические средства, информационные технологии и технологические решения для выполнения следующих функций:
маршрутизация и диспетчеризация перевозок, развитие транспортной логистики, дистанционный мониторинг движения автотранспортных средств;
внедрение системы электронной оплаты проезда на автомобильном и железнодорожном пассажирском транспорте;
повышение мобильности населения области до уровня ведущих регионов страны;
снижение дифференциации в доступности транспортных услуг различных районов области и социальных групп населения;
повышение экономической эффективности пассажирских и грузовых перевозок, оптимизация транспортных издержек экономики, повышение доступности транспортных услуг для населения.
обновление, модернизация и пополнение автомобильного транспорта современным подвижным составом с улучшенными технико-экономическими характеристиками, модернизация и техническое переоснащение материально-технической базы;
разработка и внедрение современных моделей и методов оценки и прогнозирования тенденций развития автотранспортной отрасли, формирование спроса на перевозки и услуги автомобильного транспорта, его воздействия на состояние окружающей среды и здоровья населения, безопасности и антитеррористической защищенности автотранспортных средств;
проведение обследования пассажиропотока на регулярных автобусных маршрутах и оптимизации маршрутной сети;
реконструкция существующих и строительство новых автовокзалов и автостанций на концессионной основе;
совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей транспортную деятельность.
Железнодорожный транспорт
Основной целью инновационного развития железнодорожного транспорта Ленинградской области является высокоэффективное его функционирование по обеспечению потребностей экономики и населения в перевозках с учетом новых технологий.
К основным направлениям инноваций на железнодорожном транспорте являются:
повышение технико-эксплуатационных характеристик существующих железнодорожных магистралей;
организация обходов крупных населенных пунктов, увеличение пропускных способностей основных направлений с учетом прогнозного роста предъявляемого грузопотока;
реконструкция системы электроснабжения железных дорог;
поэтапная замена вагонного парка и локомотивов на современный подвижной состав;
модернизация и совершенствование систем автоматики и телемеханики, управления перевозками, внедрение компьютерных систем управления на станциях в увязке с цифровыми радиоканалами;
установка программно-аппаратных средств обеспечения безопасности, в том числе пассивных и активных средств защиты критически важных и опасных объектов.
Вспомогательная деятельность морского транспорта
(портовый комплекс)
Основной целью инновационного развития портового комплекса Ленинградской области является формирование промышленно-транспортной зоны, "сухих портов", портовой особой экономической зоны, развитой сети автодорожных и железнодорожных подходов с учетом новых технологий.
Для достижения соответствующей цели необходимо:
использование инновационных производственных технологий при реконструкции и строительстве новых портовых мощностей (причалов, терминалов, портовых комплексов);
совершенствование бизнес-процессов и создание инновационной среды на предприятиях;
достижение более высоких показателей работы и снижения рисков за счет применения морских инновационных технологий.
Водный транспорт
Основной целью развития внутреннего водного транспорта Ленинградской области является превращение в современную, высокоэффективную и устойчиво функционирующую отрасль транспортного комплекса.
Необходимо обеспечивать полное удовлетворение требований к осуществлению грузовых и пассажирских перевозок, а также решение оборонных, природоохранных и других задач. Для реализации потенциальных возможностей внутреннего водного транспорта необходимы укрепление и развитие его материально-технической базы в соответствии с современными требованиями.
Для достижения поставленных целей инновационного развития речного транспорта на территории области необходимо решить следующие задачи:
создание специализированных портовых мощностей для освоения новых видов грузопотоков;
обновление обслуживающего флота;
разработка системы мер для максимального продления навигационных сроков;
реализация проекта создания "Большого европейского контейнерного кольца", предполагающего развития контейнерных перевозок на базе внутренних путей Европы и Единой глубоководной системы европейской части РФ.
5. Механизм реализации концепции инновационного развития транспортного
комплекса и дорожного хозяйства Ленинградской области
Реализация Концепции рассчитана на период с 2012 по 2020 год и включает в себя осуществление мероприятий, направленных на инновационное развитие транспортного комплекса Ленинградской области.
Концепция базируется на результатах реализации федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", и предусматривает оказание финансовой поддержки в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" и других долгосрочных целевых программ.
Механизм реализации концепции инновационного развития транспортного комплекса Ленинградской области предусматривает оказание финансовой поддержки за счет средств областного бюджета на цели и в размерах, утверждаемых законом области о бюджете на очередной год, в виде:
субсидирования части процентной ставки по кредитам хозяйствующим субъектам, реализующим инновационные проекты в сфере транспорта;
частичного финансирования мероприятий, связанных с подготовкой инвестиционных проектов, направленных на инновационное развитие транспортного комплекса.
Одним из основных направлений реализации Концепции должны стать долгосрочные целевые программы инновационного развития автомобильного и водного транспорта.
6. Ожидаемые результаты
Эффективность реализации Концепции должна выразиться ростом грузооборота и пассажирооборота всех видов транспорта; увеличением количества перевезенных пассажиров и грузов автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным транспортом.
При реализации плана мероприятий Концепции к 2020 году предполагается достижение следующих результатов:
рост конкурентоспособности транспортной системы области;
повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;
внедрение более совершенной системы управления перевозочным процессом;
повышение роли транспортного комплекса Ленинградской области в глобальной транспортной системе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена концепция инновационного развития транспортного комплекса Ленинградской области на 2012 - 2020 годы, целями которой являются определение на региональном уровне основных направлений повышения эффективности функционирования транспортной системы, создание транспортных условий для обеспечения инновационного развития Ленинградской области, а также улучшение качества и расширение доступности транспортного обслуживания жителей области.
В состав транспортного комплекса области входят инфраструктурные объекты железнодорожного и автомобильного транспорта, морские порты, внутренние водные магистрали.
Определены задачи инновационного развития транспорта на долгосрочную перспективу, основные направления инновационного развития транспортного комплекса и дорожного хозяйства области и механизм реализации концепции. Эффективность реализации концепции должна выразиться ростом грузооборота и пассажирооборота всех видов транспорта, увеличением количества перевезенных пассажиров и грузов автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным транспортом.
Ожидаемыми результатами являются рост конкурентоспособности транспортной системы области, повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы, внедрение более совершенной системы управления перевозочным процессом, повышение роли транспортного комплекса области в глобальной транспортной системе.
Приказ Комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области от 14 сентября 2011 г. N 01-07/11 "Об утверждении концепции инновационного развития транспортного комплекса Ленинградской области на 2012-2020 годы"
Текст приказа официально опубликован в Вестнике Правительства Ленинградской области от 27 октября 2011 г. N 88 стр. 73