Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 3 октября 2011 г. N 33-14889
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Вашкиной Л.И.
судей
Смышляевой И.Ю.
Белисовой О.В.
при секретаре
Сперанской С.А.
рассмотрела в судебном заседании дело N 2-3112/11 по кассационной жалобе на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 июля 2011 года по делу по заявлению Шарикова А.А., Некрасовой О.В. об оспаривании отказа Администрации района Санкт-Петербурга в принятии на учет и обязании поставить на учет.
Заслушав доклад судьи Вашкиной Л.И.,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Шариков А.А., Некрасова О.В. обратились в суд с заявлением об оспаривании отказа Администрации района Санкт-Петербурга в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, обязании принять на учет. В обоснование требований заявители указали, что они зарегистрированы и проживают в коммунальной квартире по адресу: <адрес>. Заявители обратились в Администрацию района Санкт-Петербурга с заявлением о постановке их на жилищный учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако 10 мая 2011 года заявителям было отказано в постановке на жилищный учет. Заявители указывают на то, что данный отказ незаконен, так как дом, в котором они проживают, подлежит расселению, что, по их мнению, является самостоятельным основанием для признания их нуждающимися в жилых помещениях. Заявители просили признать отказ незаконным и обязать Администрацию района Санкт-Петербурга принять их на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 июля 2011 года в удовлетворении заявления Шарикова А.А., Некрасовой О.В. отказано.
В кассационной жалобе заявители просят решение суда отменить, ссылаясь на его неправильность.
О рассмотрении дела истцы извещены (л.д.47, 50-52), ответчик извещен (л.д. 48, 49) в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению дела согласно ч. 2 ст. 354 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.
Условия и основания принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма предусмотрены ст.ст. 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
Согласно ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п. 2); проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (3).
Пунктом 2 статьи 1 Закон Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" предусмотрены категории граждан, которые принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях при наличии оснований признания нуждающимися в жилых помещениях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
При этом согласно абзаца первого пункта 2 статьи 1 указанного Закона на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Кроме того, абзацем 8 п. 2 ст. 1 Закона предусмотрено, что на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, являющиеся нанимателями и(или) собственниками (членами семьи нанимателей и(или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге для проживающих в коммунальных квартирах.
Согласно ст. 3 указанного Закона учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет: 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах; 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
Как следует из материалов дела, заявители обращалась к ответчику для постановки их семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма.
Заявление рассмотрено на заседании районной жилищной комиссии 05 мая 2011 года, Некрасовой и ее мужу Шарикову А.А. отказано в удовлетворении заявления, поскольку указанная семья состоит из трех человек, которая проживает в коммунальной квартире по вышеуказанному адресу в комнате жилой площадью 32,80 кв. м. (общая - 50, 57 кв. м.), что превышает указанную выше учетную норму площади.
Администрацией также учтено, что согласно представленным документам Некрасова О.В. проживает в Санкт-Петербурге с февраля 2011 года, прибыв из Ленинградской области (Наименование).
При таком положении заявителям отказано в постановке на учет в связи с превышением учетной нормы площади и отсутствием у Некрасовой О.В. документально подтвержденного 10-летнего периода проживания в Санкт-Петербурге.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанное решение принято заинтересованным лицом на основании норм действующего жилищного законодательства и в пределах установленной законом компетенции.
При рассмотрении спора судом первой инстанции установлено, что Шариков А.А. является собственником 17/99 и 16/99 доли в праве собственности на квартиру <адрес>. В пользовании Шарикова А.А. и членов его семьи находится комната в указанной квартире площадью 32, 80 кв. м. В указанной комнате, кроме собственника Шарикова А.А. зарегистрированы члены его семьи - с 1957 года зарегистрирована бабушка Ф.Д.П. и с 24 февраля 2011 года жена собственника Некрасова О.В. Общая площадь квартиры - 151,70 кв. м., жилая - 98,60 кв. м., в собственности Шарикова А.А. находится 32,80 кв. м. жилой площади и 50, 46 кв. м. общей площади жилого помещения, что составляет по 16,82 кв. м. на каждого члена семьи.
Таким образом, имеет место превышение учетной нормы.
Судом установлено, что период проживания Некрасовой О.В. в Санкт-Петербурге составляет менее 10 лет. С учетом вышеизложенных положений Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 при отсутствии такого необходимого условия для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма как проживание в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет Некрасова не имеет право постановки на указанный учет.
При таком положении оснований для постановки истцов на учет по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации не имелось.
Также при разрешении спора суд пришел к выводу о том, что заявителями не доказано, что занимаемое ими жилое помещение признано не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.
Распоряжением районной администрации от 13.12.07 года установлено, что дом N... по <адрес> распоряжением районной администрации признан подлежащим капитальному ремонту.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 г. N 1586 (ред. от 23.12.2010 г.) "О Плане мероприятий по переселению жителей Санкт-Петербурга из многоквартирных домов и общежитий государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания, на 2004 - 2010 годы" утвержден План мероприятий по переселению жителей Санкт-Петербурга из многоквартирных домов и общежитий государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания, на 2004 - 2010 годы, квартира, в которой проживают заявители, включена в адресный перечень жилых помещений, признанных непригодными для проживания, подлежащих расселению в 2010 г.
Вместе с тем, нормативные требования, предъявляемые к жилому помещению, порядок признания жилого помещения не пригодным для проживания установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007), согласно п. 7 которого Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях на основании оценки соответствия указанного помещения установленным в настоящем Положении требованиям. При этом согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания.
Таким образом, оценку соответствия жилого помещения установленным для жилых помещений требованиям дает уполномоченный орган - межведомственная комиссия, которая по результатам такой оценки признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания.
Заявителями не представлено доказательств того, что в установленном законом порядке, их жилое помещение признано не отвечающим требованиям, установленным для жилых помещений, в связи с чем нет основания для постановки их на учет по основаниям п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а включение квартиры заявителей в вышеуказанный адресный перечень Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 г. N 1586 (ред. от 23.12.2010 г.) не является основанием для признания жилого помещения заявителей не отвечающим требованиям, установленным для жилых помещений, и постановке их на учет по основаниям п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таком положении судом правильно не установлено оснований для постановки заявителей на учет по основаниям п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе заявители ссылаются на неправильность вышеизложенных выводов суда.
Указанные доводы жалобы не обоснованы. Вышеуказанные установленные судом обстоятельства, положенные в основу оспариваемых выводов суда, ими не оспорены и не опровергнуты доказательствами с их стороны. Вышеизложенные выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Решение постановлено при правильном применении вышеуказанных норм материального права.
При изложенных обстоятельствах оснований к отмене решения не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 3 октября 2011 г. N 33-14889
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)