Определение Ленинградского областного суда
от 27 октября 2011 г. N 33-5315/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Логовеевой Е.Г.
судей Алексеева А.Н. и Алексеевой Е.Д.
с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.
при секретаре Первышиной Ю.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя <данные изъяты> на решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 23 августа 2011 года.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Логовеевой Е.Г., объяснения представителя <данные изъяты> - Яковлевой Н.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя Федотова А.А. - Кима А.М., мнение прокурора Ленинградской областной прокуратуры Чигаркиной Е.Н., полагавшей решение суда законным, а доводы жалобы необоснованными, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Кингисеппская городская прокуратура в защиту прав и законных интересов Федотова А.А., 1926 года рождения, ветерана Великой Отечественной войны, обратилась в суд с иском с иском к <данные изъяты> и Администрации МО "<данные изъяты>" о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения, незаконным отказа в предоставлении бюджетных средств на строительство или приобретение жилого помещения, обязании предоставить денежные средства.
Прокурор в поддержание иска указал, что решением Рабочей группы при Правительстве Ленинградской области по реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны" и обеспечению жильем граждан в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 5 от 18 декабря 2010 года Федотову А.А. было отказано в выделении бюджетных средств на строительство или приобретение жилого помещения. В качестве основания отказа Рабочая группа сослалась на то, что Федотов А.А. в нарушение статьи 51 ЖК РФ принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как обеспечен жильем общей площадью более учетной нормы. Полагает, что решение Рабочей группы при Правительстве Ленинградской области об отказе в предоставлении истцу бюджетных средств незаконно, поскольку он является ветераном Великой Отечественной войны и нуждается в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма. Федотов А.А. имеет право на получение социальной поддержки в виде обеспечения жильем, предусмотренной статьей 15 Федерального закона "О ветеранах" для участников Великой Отечественной войны.
Решением Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 23 августа 2011 года требования удовлетворены.
Отказ <данные изъяты> в предоставлении Федотову А.А. бюджетных денежных средств на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны" признан незаконным.
Суд обязал <данные изъяты> предоставить Федотову А.А. безвозмездную единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения.
В кассационной жалобе представитель <данные изъяты> - Кочорова Е.В. просит указанное решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда. Полагает, что судом при вынесении решения были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда первой инстанции не основаны на материалах дела и нормах действующего законодательства. В рамках полномочий рабочей группой при <данные изъяты> была проведена проверка и вынесено решение об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты. Считает, что право на получение единовременной выплаты у Федотова А.А. отсутствует.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Федотов А.А. является ветераном участником Великой Отечественной войны и имеет право на получение социальной поддержки в виде обеспечения жильем, в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона "О ветеранах" для участников Великой Отечественной войны.
Установлено, что по месту регистрации и постоянного жительства в городе <адрес> у Федотова А.А. в пользовании на правах нанимателя или собственника не имеется жилого помещения общей площадью на одного человека равной или более учетной нормы, которая в <адрес> составляет <данные изъяты> кв. м.
Не оспаривается сторонами, что в соответствии с Постановлением главы Администрации МО "<данные изъяты>" от 01 ноября 2010 года N 901 Федотов А.А., состав семьи 1 человек, на основании статьи 51 ЖК РФ признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Постановление не отменено и не изменено (л.д.N).
08 декабря 2010 года решением Рабочей группы при <данные изъяты> о реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны" и обеспечению жильем граждан в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" отказано в предоставлении средств Федотову А.А., поскольку последний принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в нарушение статьи 51 ЖК РФ, обеспечен общей площадью жилого помещения более учетной нормы.
Мотивом для принятия такого решения послужило то обстоятельство, что Федотов А.А. зарегистрирован и проживает один в отдельной однокомнатной квартире, общей площадью <данные изъяты> кв. м., находящейся в собственности дочери Ким Н.А., следовательно, вселен в квартиру в качестве члена семьи собственника жилого помещения (л.д.N). Доказательства вселения на ином основании, не представлены.
Разрешая спор, суд пришел к выводу, что за Федотовым А.А. может быть признано право на предоставление денежных средств за счет федерального бюджета и бюджета Ленинградской области на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Указом президента РФ от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны", а <данные изъяты> обязано предоставить истцу безвозмездную денежную выплату на приобретение жилья.
Вывод суда не противоречит фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что правовое регулирование общественных отношений, касающихся предоставления социальной защиты ветеранам, инвалидам Великой Отечественной войны, должно осуществляться на началах преемственности; государство не может произвольно уменьшать обусловленный особым статусом ветеранов Великой Отечественной войны, выполнивших свой воинский долг и имеющих заслуги перед Отечеством, объем ранее предоставленных им социальных гарантии.
Из материалов дела следует, что Федотов А.А. является ветераном участником Великой Отечественной войны и имеет право на предоставление мер социальной поддержки.
Статья 51 ЖК РФ содержит перечень граждан, признающихся нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан. К ним относятся, в том числе, иные категории граждан, определенные федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные ФЗ "О ветеранах".
Согласно положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Анализ приведенной нормы, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
В соответствии со статьей 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В связи с этим решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия заявителя по вселению в 2002 году в квартиру принадлежащую дочери в качестве члена семьи дочери, и являются ли эти действия препятствием для признания его нуждающимся в жилом помещении, требует оценки судом фактических обстоятельств дела.
Судом первой инстанции установлено, что в квартиру Федотов А.А. был вселен Ким Н.А. в качестве нанимателя, о чем 01 января 2008 года они заключили возмездный договор найма жилого помещения в письменной форме, ежегодно его пролонгируют. Федотов А.А. и Ким Н.А. в этой квартире никогда совместно не проживали, общего хозяйства не вели, что не оспаривается ответчиком. Собственник жилого помещения постоянно проживает в другом жилом помещении в городе Кингисеппе. Истец в счет оплаты по договору найма несет бремя расходов на коммунальные платежи за квартиру.
Оценив фактические обстоятельства, суд пришел к правомерному выводу, что регистрация истца в квартире в качестве отца собственника является лишь административным актом и не может быть безусловным доказательством вселения в качестве члена семьи собственника жилого помещения.
Доказательства, свидетельствующие об установлении таких отношений между собственником и его отцом, которые в силу ст. 31 ЖК РФ свидетельствуют о совместном проживании в качестве члена семьи собственника, в деле отсутствуют, и представитель ответчика на такие обстоятельства не ссылается.
Довод о том, что судом не исследован вопрос о том, где до 2002 года Федотов А.А. проживал и был зарегистрирован, также не может быть положен в основу отмены решения суда.
В нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком в подтверждение своих возражений не представлено доказательств наличия обстоятельств, исключающих возможность для признания за истцом права на обеспечение жилым помещением в соответствии с действующим законодательством.
Истец длительное время, более 9 лет, зарегистрирован и проживает в указанной квартире, поэтому его регистрацию нельзя расценить как действия, совершенные с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, доводы кассационной жалобы представителя <данные изъяты> о ненадлежащей оценке судом обстоятельств нуждаемости Федотова А.А. в предоставлении жилого помещения являются несостоятельными.
Учитывая, заслуги Федотова А.А. перед Отечеством, что он является ветераном ВОВ, находится в преклонном возрасте, не имеет благоустроенного жилого помещения ни на праве собственности, ни по договору социального найма, суд обоснованно признал незаконным отказ в предоставлении мер социальной поддержки.
Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые для дела обстоятельства, произвел надлежащую оценку представленных сторонами доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, постановил законное и обоснованное решение в соответствии с нормами материального права, при точном соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, для проведения которой оснований не имеется.
Ссылок на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, являющееся безусловным основании к отмене судебного решения, кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 23 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя <данные изъяты> - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 27 октября 2011 г. N 33-5315/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)