Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Разъяснения
по организации голосования в местах временного пребывания
избирателей на выборах депутатов Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга пятого созыва
(утв. решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии
от 22 сентября 2011 г. N 107-16)
Согласно пункту 1 статьи 4 и пунктам 1 и 2 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга) активным избирательным правом на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга обладают граждане Российской Федерации, место жительства или место пребывания которых расположено на территории Санкт-Петербурга. Факт нахождения места жительства или места пребывания на территории Санкт-Петербурга устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и пункту 14 статьи 7, пункту 4 статьи 9 Закона Санкт-Петербурга к местам временного пребывания избирателей относятся больницы, санатории, дома отдыха, вокзалы, аэропорты, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, предприятия с непрерывным циклом работы и отдельными видами работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы и смены, и другие места временного пребывания. В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности. В случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться также учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы, и гауптвахты.
1. Образование избирательных участков
1.1. Учитывая, что день голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга пятого созыва совмещен с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва избирательные участки в местах временного пребывания избирателей образуются территориальными избирательными комиссиями в Санкт-Петербурге (далее - ТИК) в соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 19 Федерального закона и частью 4 статьи 13 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" не позднее чем за 50 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - по согласованию с Санкт-Петербургской избирательной комиссией - не позднее чем за три дня до дня голосования.
В решении вопроса о целесообразности образования избирательного участка в месте временного пребывания избирателей должен принимать участие руководитель организации, в которой избиратели временно пребывают. При этом при образовании указанных избирательных участков рекомендуется исходить из численности избирателей, не превышающей трех тысяч человек на один участок.
1.2. При решении вопроса об образовании избирательного участка в месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений следует также принимать во внимание как необходимость создания соответствующих условий для реализации избирательных прав находящихся там граждан, так и специфику деятельности указанных учреждений как режимных объектов с учетом требований положений Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
2. Составление и уточнение списков избирателей
2.1. Составление списка избирателей на избирательном участке, образованном в месте временного пребывания, а также включение в список избирателей и исключение из него граждан Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями статьи 7 Закона Санкт-Петербурга, а также в соответствии с Разъяснениями о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга пятого созыва, утвержденными решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии N 107-15 от 22.09.2011 года (далее - Разъяснения о списках избирателей).
2.2. Список избирателей по избирательному участку, образованному в месте временного пребывания избирателей, составляется соответствующей участковой избирательной комиссией (далее - УИК) на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем организации, в которой избиратель временно пребывает. Список избирателей должен быть составлен не позднее 18.00 часов дня, предшествующего дню голосования. Список избирателей, составленный участковой избирательной комиссией, подписывается председателем и секретарем УИК, заверяется печатью этой комиссии.
2.3. Руководитель организации, в которой избиратель временно пребывает, представляет в соответствующую УИК сразу после ее формирования сведения по форме, согласно приложению N 1 к настоящим Разъяснениям, обо всех избирателях, которые в день голосования будут находиться в этой организации. Одновременно в УИК передаются личные заявления избирателей о включении их в список избирателей по месту временного пребывания, поданные не позднее чем за три дня до дня голосования. Сведения и личные заявления избирателей представляются в УИК по акту, форма которого приведена в приложении N 2 к настоящим Разъяснениям.
2.4. Руководитель организации, представивший сведения об избирателях, уточняет их не ранее чем за 20 дней до дня голосования каждые 3 дня, а за 7 и менее дней до дня голосования - по мере поступления. Информация об изменении ранее представленных сведений об избирателях, которые в день голосования будут находиться в месте временного пребывания, представляется по форме, приведенной в приложении N 3 к настоящим Разъяснениям.
2.5. Руководитель организации, представляющий сведения об избирателях, в соответствии с требованиями федерального законодательства несет ответственность за достоверность, полноту соответствующих сведений и своевременность их представления.
2.6. Руководитель организации, в которой избиратели временно пребывают, для включения лиц в список избирателей должен иметь сведения о наличии у каждого из них:
- для гражданина Российской Федерации, зарегистрированного по месту жительства на территории Санкт-Петербурга, - паспорта гражданина Российской Федерации или документа его заменяющего;
- для гражданина Российской Федерации, не имеющего регистрации по месту жительства на территории Санкт-Петербурга, - паспорта или документа его заменяющего и Свидетельства о регистрации по месту пребывания на территории Санкт-Петербурга по форме N 3, выданного УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области или его территориальными подразделениями (образец формы N 3 приведен в приложении N 4 к настоящим Разъяснениям). При этом срок регистрации по месту пребывания должен включать день голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга пятого созыва - 4 декабря 2011 года.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона документом, заменяющим паспорт гражданина, является документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом. На территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации такими документами являются:
военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);
справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
2.7. Для граждан Российской Федерации, находящихся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, одним из документов, заменяющих паспорт гражданина, является справка установленной формы. Данная справка выдается гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации. Форма справки и порядок ее выдачи утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2003 года N 391 "О порядке выдачи гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, справки для участия в выборах или в референдуме" и совместным распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 25 сентября 2003 года N 292/724/1/23 "Об утверждении формы справки, выдаваемой для участия в выборах или в референдуме гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых" (форма справки приведена в приложении N 5 к настоящим Разъяснениям). Организация изготовления бланков справок возложена на начальников мест содержания под стражей.
2.8. Руководителю организации, где содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые, необходимо проверить наличие паспортов или заменяющих их документов в личных делах подозреваемых и обвиняемых. Если паспорт или заменяющий его документ находится в уголовном деле, необходимо запросить этот документ в соответствующем следственном подразделении либо суде. Согласно требованию пункта 21 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации", паспорт заключенного под стражу лица, временно изъятый органом предварительного следствия или судом, должен быть приобщен к личному делу указанного лица, то есть должен быть направлен в место содержания этого гражданина под стражей.
При отсутствии у гражданина паспорта либо документа, его заменяющего, руководитель организации, где содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые, на основании информации о личности гражданина, его гражданстве, о регистрации на территории Санкт-Петербурга по месту жительства или по месту пребывания, имеющейся в его личном деле, принимает решение о выдаче ему ранее указанной справки установленной формы для участия в выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга пятого созыва.
2.9. Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, решением УИК могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в соответствующую УИК не позднее чем за три дня до дня голосования (примерная форма заявления приведена в приложении N 6 к настоящим Разъяснениям).
2.10. В целях недопущения неоднократного включения избирателя в списки избирателей на разных избирательных участках указанная УИК должна передать сообщение о включении избирателя в список избирателей по месту временного пребывания в вышестоящую ТИК для последующей передачи в УИК, где избиратель был включен в список избирателей по месту жительства или по месту пребывания. Форма уведомления приведена в приложении N 11 к Разъяснениям о списках избирателей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Приложение N 12
Вышестоящая ТИК, получившая сообщение, передает информацию по форме, приведенной в приложении N 12 к Разъяснениям о списках избирателей, о включении избирателя в список избирателей по месту временного пребывания:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Приложение N 13
в УИК, где избиратель включен в список избирателей по месту жительства или по месту пребывания - если место жительства или место пребывания избирателя находится на территории, на которую распространяются полномочия соответствующей ТИК при подготовке и проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга пятого созыва (далее - территория);
в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию с использованием электронной почты ГАС "Выборы" - если место жительства или место пребывания избирателя находится за пределами территории ТИК.
Санкт-Петербургская избирательная комиссия, получившая сообщение, передает с использованием электронной почты ГАС "Выборы" информацию о включении избирателя в список избирателей на избирательном участке по месту временного пребывания в ТИК по месту жительства или по месту пребывания избирателя для дальнейшей передачи в УИК, где избиратель включен в список избирателей по месту жительства или по месту пребывания, в целях исключения данного избирателя из списка избирателей.
УИК, в которую поступила указанная информация, исключает избирателя из списка избирателей, делая в соответствующей строке списка избирателей отметку: "Включен в список избирателей на избирательном участке N ____ с указанием номера избирательного участка". (Примеры внесения отметки приведены в приложении N 15 к Разъяснениям о списках избирателей).
2.11. Исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей, подписанного председателем и секретарем УИК и заверенного печатью этой комиссии, производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящей ТИК о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке. При этом в списке избирателей указываются дата исключения гражданина из списка избирателей и причина исключения. Эта запись заверяется подписью председателя УИК. (Примеры внесения отметки приведены в приложении N 15 к Разъяснениям о списках избирателей).
Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.
2.12. Руководители организаций, в которых избиратели временно пребывают, должны провести разъяснительную работу среди избирателей по порядку включения их в список избирателей.
3. Формирование участковых избирательных комиссий
3.1. Учитывая, что день голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга пятого созыва совмещен с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, формирование УИК на избирательном участке, образованном в месте временного пребывания, осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 27 Федерального закона, статьей 21 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
3.2. Руководителям организаций, в которых избиратели временно пребывают, совместно с ТИК необходимо способствовать включению в состав УИК сотрудников мест временного пребывания. Эти лица наряду с выполнением обязанностей, возлагаемых на членов комиссии, могут обеспечить соответствующий режим и соблюдение правил внутреннего распорядка в организации, где избиратели временно пребывают.
3.3. Включение сотрудников больниц, санаториев, домов отдыха, мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, других мест временного пребывания в состав УИК целесообразно не только в случаях образования избирательного участка в месте временного пребывания, но и в случаях организации голосования граждан, находящихся в местах временного пребывания, на общем избирательном участке. Это позволит обеспечить профессиональное и оперативное решение вопросов организации голосования вне помещения для голосования с использованием переносных ящиков для голосования непосредственно в организации, где избиратели временно пребывают.
4. Организация голосования избирателей на избирательных участках,
образованных в местах временного пребывания
4.1. При голосовании избирателей на избирательных участках, образованных в местах временного пребывания избирателей, применяются положения статьи 64 Федерального закона с учетом порядка доступа в помещение для голосования, предусмотренного пунктами 1 и 3 статьи 30 указанного Федерального закона, а также положениями пунктов 1 и 3 статьи 17 и статьи 49 Закона Санкт-Петербурга. При этом голосование на избирательных участках, образованных в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, осуществляется также исходя из положений Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", касающихся обеспечения порядка и условий содержания под стражей указанной категории лиц и режимных особенностей функционирования мест содержания под стражей.
5. Организация голосования избирателей, находящихся в местах
временного пребывания, на общем избирательном участке
5.1. Голосование избирателей, находящихся в местах временного пребывания, на общем избирательном участке осуществляется в соответствии с требованиями статьи 66 Федерального закона.
5.2. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования на основании письменного заявления (устного обращения) избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Указанное заявление (обращение) может быть подано (сделано) избирателем в любое время после формирования УИК, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования.
5.3. Руководителям организаций, где избиратели временно пребывают, следует организовать передачу письменных или устных заявлений избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования в УИКи.
5.4. Заявление (устное обращение), поступившее позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования, не подлежит удовлетворению, о чем избиратель либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления (устного обращения). УИК регистрирует все заявления (устные обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей.
При регистрации устного обращения в реестре указывается время поступления обращения, фамилия, имя, отчество избирателя, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, адрес по которому избиратель зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания, а также подпись члена УИК с правом решающего голоса, принявшего обращение. Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются его фамилия, имя, отчество и адрес места жительства. По прибытии членов комиссии к избирателю такое устное обращение подтверждается письменным заявлением.
В письменном заявлении (устном обращении) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть изложена причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования (состояние здоровья, инвалидность, нахождение в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых). В заявлении должны содержаться фамилия, имя, отчество избирателя и адрес, по которому избиратель зарегистрирован по месту жительства или месту пребывания.
5.5. Председатель УИК обязан объявить о том, что члены УИК будут проводить голосование вне помещения для голосования не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить членам УИК с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении.
5.6. По прибытии членов УИК к избирателю устное обращение избирателя подтверждается письменным заявлением. На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель указывает серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается в получении избирательного бюллетеня. С согласия избирателя либо по его просьбе указанные сведения могут быть внесены в заявление членом УИК с правом решающего голоса. Члены УИК с правом решающего голоса удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня своими подписями на заявлении избирателя. В заявлении также делаются отметки о получении нового избирательного бюллетеня взамен испорченного.
Члены УИК с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы в специальном реестре.
5.7. Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выезжавшими по заявлениям (обращениям) избирателей. Одновременно в соответствующей графе списка избирателей делается отметка: "Голосовал вне помещения для голосования", а также ставятся подписи указанных членов участковой избирательной комиссии.
6. Гласность в деятельности избирательных комиссий
Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона и пункту 3 статьи 17 Закона Санкт-Петербурга всем членам избирательной комиссии, членам и работникам аппаратов вышестоящих избирательных комиссий, уполномоченному представителю политической партии, зарегистрировавшей список кандидатов, либо кандидату из указанного списка, наблюдателям, представителям средств массовой информации должен быть обеспечен доступ в помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в месте временного пребывания избирателей, а также доступ в помещение для голосования и помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей. При выполнении этого требования в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых должна учитываться специфика функционирования этих учреждений и наличие в них пропускного режима.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.