Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Порядок подготовки и оформления
правовых актов администрации
3.1. Администрация на основании и во исполнение законов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, Законов Санкт-Петербурга, постановлений и распоряжений Правительства Санкт-Петербурга, постановлений и распоряжений Губернатора Санкт-Петербурга издаются следующие правовые акты:
- распоряжения - нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным законодательством к компетенции администрации, издаваемые только в случаях, установленных федеральными законами, законами Санкт-Петербурга, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, или индивидуальные правовые акты по вопросам, отнесенным к компетенции администрации;
- приказы - нормативные или индивидуальные правовые акты по вопросам внутренней организации работы администрации.
3.2. Распоряжения обязательны для исполнения, как структурными подразделениями администрации, так и предприятиями и организациями района, а также гражданами, проживающими на территории района.
3.3. Проекты правовых актов (далее - проект) разрабатываются только соответствующими структурными подразделениями администрации и районными отделами отраслевых органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, государственными учреждениями, подведомственными администрации, на основании поручений и указаний главы администрации, его заместителей, руководителей структурных подразделений, непосредственно подчиняющихся главе администрации, а также по собственной инициативе.
3.4. Правом внесения проектов на рассмотрение главы администрации обладают исключительно заместители главы администрации и руководители структурных подразделений администрации, непосредственно подчиненные главе администрации.
3.5. Проект должен отвечать следующим требованиям:
3.5.1. Объем проекта, как правило, не должен превышать трех листов. Каждый лист проекта и приложений к нему должен быть завизирован с обратной стороны руководителем структурного подразделения, разработавшего проект.
3.5.2. В случае если объем проекта с приложениями составляет пять и более страниц, проект с приложениями должен быть прошит и пронумерован. Визирование такого проекта осуществляется на оборотной стороне последней страницы.
3.5.3. Проект должен быть оформлен в соответствии с Инструкцией по делопроизводству и удовлетворять требованиям государственных стандартов.
3.5.4. Структура проекта должна обеспечивать логическое развитие содержания и соответствовать предмету правового регулирования. Текст проекта может иметь вводную, распорядительную и заключительную части.
3.5.5. Проекты, направленные на регулирование широкой сферы общественных отношений, могут содержать преамбулу (вступительную часть), в которой излагаются цели, мотивы принятия правового акта, а также предмет правового регулирования. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.
3.5.6. Содержание правовых норм должно быть логически последовательным и содержательно определенным, не допускающим различного понимания и толкования содержащихся в нем положений. Текст проекта должен устанавливать механизм реализации содержащихся в нем положений (дозволения, запреты, санкции), быть логичным, лаконичным, ясным, точным, соответствовать действующим правилам орфографии и пунктуации.
3.5.7. В проекте должны правильно использоваться официально установленные наименования, общественные термины. Текст проекта не должен быть перегружен специальными, узкопрофессиональными терминами, а также иностранной терминологией. Не допускается использование в проекте эмоционально-экспрессивных языковых средств, образных сравнений (эпитетов, метафор, гипербол и др.).
3.5.8. Положения проекта оформляются, как правило, в виде статей или пунктов, имеющих единую (сквозную) нумерацию арабскими цифрами. Статьи могут разделяться на части и пункты. Пункты могут разделяться на подпункты, обозначаемые арабскими цифрами.
3.5.9. Значительные по объему тексты могут разделяться на главы или разделы, имеющие нумерацию и наименования. Разделы и главы нумеруются арабскими цифрами.
3.5.10. Проекты не должны противоречить изданным ранее правовым актам или дублировать их, если при этом не изменяется или не отменяется ранее изданный акт. Проект, содержащий положения об отмене правового акта, должен содержать нормы о признании утратившими силу правовых актов, изменяющих отменяемый правовой акт.
3.5.11. Если правовые акты администрации принимаются на основании, в развитие или во исполнение Конституции Российской Федерации, правовых актов Президента Российской Федерации или федеральных органов государственной власти, Устава Санкт-Петербурга, правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга или Правительства Санкт-Петербурга, иных правовых актов администрации, то вводная часть проекта должна содержать ссылку на соответствующий правовой акт с указанием его наименования, даты принятия и номера. При подготовке и проведении согласования такого проекта к нему должны прилагаться копии правовых актов, на которые делаются ссылки, объемом не более 3 страниц. Если объем указанных копий превышает 3 страницы, то к проекту прилагают копии частей (глав, статей) правовых актов (с указанием вида акта, его наименования, даты принятия и номера).
3.5.12. Распорядительная часть текста проекта обязательно должна содержать:
- конкретные задания исполнителям с указанием точных сроков их исполнения. При длительных сроках исполнения необходимо указывать промежуточные (контрольные) сроки;
- точное наименование организаций - исполнителей задания. Фамилии руководителей организаций указывать не следует, должностное лицо в качестве исполнителя может быть указано только в случае, если выполнение возлагается на него лично;
- поручения о контроле исполнения правового акта или его отдельных пунктов с указанием, на кого возложен контроль.
Заключительная часть текста проекта может содержать:
- переходные положения;
- указание об отмене или изменении действующих правовых актов, если издаваемый правовой акт отменяет или изменяет действующий правовой акт.
3.5.13. В случае упоминания в проекте какого-либо органа или организации, не являющихся федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или исполнительными органами, к проекту должны прилагаться копии их учредительных документов, заверенные в установленном законодательством порядке.
3.5.14. В случае наличия в проекте положений о возложении обязанностей на какое-либо лицо, не являющееся работником исполнительного органа, к проекту должно прилагаться письменное согласие данного лица. В тексте проекта после упоминания данного лица должны содержаться слова "по согласованию".
3.6. Справка о согласовании проекта по форме согласно приложению к настоящему Регламенту визируется руководителем или заместителем руководителя разработчика проекта с указанием даты визирования.
3.7. Ответственность за соблюдение требований настоящего Регламента при подготовке проекта несет руководитель разработчика.
3.8. Проект, подготовленный в соответствии с настоящим Регламентом, направляется заместителю главы администрации в соответствии с распределением обязанностей или временным возложением обязанностей на заместителя главы администрации для принятия решения о необходимости направления проекта на согласование.
В случае принятия решения о направлении проекта на согласование заполняется соответствующая графа в Справке о согласовании проекта.
3.9. Проект, подготовленный в соответствии с настоящим Регламентом, подлежит обязательному согласованию (рассмотрению и аналитической оценке):
- со структурными подразделениями администрации в соответствии с их компетенцией;
- с территориальными органами федеральных органов государственной власти в установленных федеральным законодательством случаях;
- с конкретными предприятиями, учреждениями, организациями, не являющимися органами государственной власти Санкт-Петербурга, в случаях, когда правовой акт содержит упоминание о них;
- с органами местного самоуправления муниципальных образований района в случаях, когда проект содержит упоминание о них.
3.10. Обязанность по согласованию проекта правового акта возлагается на разработчика. Передача проекта правового акта лицами, ответственными за разработку и согласование проекта, другим лицам для получения согласования не допускается.
3.11. Согласование проекта осуществляется путем его визирования должностным лицом структурного подразделения администрации, предприятия (учреждения, организации), осуществляющего согласование, в Справке о согласовании проекта, а также на оборотной стороне каждого листа текста проекта с обязательным указанием даты визирования и расшифровкой фамилии имени, отчества.
3.12. В целях сокращения сроков согласования возможно направление на согласование копии проекта с приложением к нему и копии Справки о согласовании проекта, оформленных в соответствии с настоящим Регламентом.
3.13. Согласование может осуществляться в процессе совещания с участием руководителей или уполномоченных представителей структурных подразделений администрации и организаций, согласующих проект. Протокол совещания, подписанный всеми лицами, участвующими в совещании, или его копия, заверенная разработчиком проекта, приобщаются к Справке о согласовании проекта, о чем в последней делается соответствующая запись.
3.14. Срок рассмотрения проекта в структурных подразделениях администрации или организациях не должен превышать пяти рабочих дней.
3.15. День поступления проекта в структурное подразделение администрации или организацию и день согласования проекта в данном подразделении указываются в соответствующей графе Справки о согласовании проекта в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в администрации.
3.16. При наличии значительных по объему замечаний согласование оформляется в виде отдельного письма с изложением замечаний, предложений, текста изменений, дополнений, либо предложений об исключении конкретных положений проекта, о чем делается отметка в Справке о согласовании проекта.
3.17. Срок действия визы согласующего структурного подразделения администрации или организации, составляет не более 6 месяцев с даты визирования до представления проекта в общий отдел. Если на момент представления проекта в общий отдел истек срок действия визы согласующего структурного подразделения администрации или организации, проект должен быть вновь согласован с соответствующим подразделением или организацией.
3.18. Ответственность за соблюдение требований настоящего Регламента при согласовании проекта несет руководитель согласующего структурного подразделения администрации или организации.
3.19. Полученные при согласовании проекта замечания и предложения учитываются разработчиком проекта.
3.20. В случае согласия с представленными замечаниями разработчик проекта вносит в проект соответствующие изменения. Измененный текст проекта подлежит повторному визированию в соответствии с пунктами 3.5.1 и 3.5.2 настоящего Регламента, а также повторному согласованию в порядке, предусмотренном пунктами 3.10 - 3.14 настоящего Регламента, за исключением случаев внесения изменений редакционно-технического характера (опечатки, грамматические ошибки и т.д.).
3.21. Если структурное подразделение администрации, разработавшее проект не согласно с представленными замечаниями и предложениями, оно готовит мотивированное заключение и лист разногласий в произвольной форме с указанием замечаний, с которыми оно не согласно.
3.22. При наличии замечаний по проекту разработчик должен обеспечить проведение обсуждения проекта с заинтересованными органами или организациями в целях выработки взаимоприемлемого решения.
3.23. В случае, если замечания не будут устранены, проект направляется разработчиком для разрешения разногласий заместителю главы администрации, направившему проект на согласование.
В случае, если разногласия не разрешены заместителем главы администрации, проект со всеми материалами подлежит направлению главе администрации для принятия решения.
Разработчик обязан доработать проект с учетом решения главы администрации.
3.24. Проект, согласованный в соответствии с настоящим Регламентом, передается для визирования начальнику общего отдела, который проверяет соблюдение требований настоящего Регламента и Инструкции по делопроизводству при разработке и согласовании проекта, в том числе:
- правильность использования наименований структурных подразделений администрации, упоминание о которых содержит проект;
- сроки исполнения заданий;
- наличие приложений, указанных в тексте;
- наличие сроков исполнения заданий;
- наличие документов, ссылки на которые приведены в тексте правовых актов и других необходимых документов.
3.25. Проект, разработанный или согласованный с нарушением настоящего Регламента или Инструкции по делопроизводству, возвращается начальником общего отдела с замечаниями разработчику проекта для устранения нарушений.
3.26. Проект, разработанный или согласованный в соответствии с настоящим Регламентом и завизированный начальником общего отдела, направляется заместителю главы администрации, направившему проект на согласование, для принятия решения о внесении проекта на рассмотрение главы администрации.
В случае принятия решения о внесении проекта главе администрации заполняется соответствующая графа в Справке о согласовании.
3.27. Проект, разработанный и согласованный в соответствии с настоящим Регламентом, должен быть завизирован:
- руководителем или заместителем руководителя разработчика проекта;
- юрисконсультом разработчика, в случае, если разработчик - госучреждение;
- руководителями или заместителями руководителя согласующих структурных подразделений администрации или организаций;
- начальником общего отдела;
- уполномоченным должностным лицом, вносящим проект на рассмотрение главы администрации.
3.28. Проект, разработанный и согласованный в соответствии с настоящим Регламентом, передается в юридический отдел администрации (далее - юридический отдел).
3.29. Проект, разработанный или согласованный с нарушениями настоящего Регламента, не подлежит рассмотрению юридическим отделом и возвращается разработчику проекта для устранения нарушений.
3.30. Юридический отдел в течение пяти рабочих дней осуществляет:
- юридическую экспертизу проекта на предмет его соответствия законодательству, требованиям юридической техники;
- лингвистическую экспертизу проекта на предмет соответствия его текста нормам современного русского языка.
3.31. Юридический отдел готовит заключение, если в результате проведенной юридической и лингвистической экспертизы проекта будут установлены следующие нарушения:
- нарушение настоящего Регламента при разработке или согласовании проекта;
- несоответствие проекта законодательству;
- несоответствие проекта требованиям юридической техники;
- несоответствие проекта нормам современного русского языка;
- необходимость внесения значительных редакционно-технических правок (составляющих более десяти процентов количества печатных знаков текста).
3.32. Проект с заключением юридического отдела возвращается разработчику проекта.
3.33. При устранении указанных в заключении недостатков проект вновь направляется в юридический отдел с возобновлением сроков рассмотрения, предусмотренных пунктом 3.30 настоящего Регламента.
3.34. Если в результате юридической экспертизы в проекте не выявлено противоречий законодательству, руководитель юридического отдела или уполномоченное им лицо визирует проект.
3.35. В случае выявления незначительных недостатков редакционно-технического характера (опечатки, грамматические ошибки и т.д.) проект может быть завизирован с поправками юридического отдела. При внесении несущественных изменений редакционно-технического характера проект после перепечатки вторично не визируется.
3.36. После визирования проекта руководителем юридического отдела или уполномоченным им лицом внесение в проект каких-либо изменений не допускается.
3.37. Завизированный руководителем юридического отдела или уполномоченным им лицом проект направляется в общий отдел для оформления его на бланке установленной формы и внесения на рассмотрение главы администрации.
3.38. После подписания правовых актов главой администрации общий отдел осуществляет присвоение номера, проставление даты, тиражирование и рассылку правовых актов. Рассылка осуществляется в соответствии со списком рассылки, который определяется разработчиком проекта и начальником общего отдела, а также в соответствии с установленным перечнем официальной рассылки правовых актов.
3.39. После подписания правовых актов главой администрации по кадровым вопросам отдел кадров, государственной службы, наград и спецчасти осуществляет присвоение номера, проставление даты, тиражирование и рассылку правового акта.
3.40. Общий отдел обеспечивает тиражирование и рассылку правовых актов в трехдневный срок. Каждый экземпляр рассылаемого правового акта должен быть заверен круглой печатью отдела.
Один раз в 2 дня общий отдел направляет два экземпляра копий правовых актов администрации, установленных для обязательного направления, в Юридический комитет Администрации Губернатора Санкт-Петербурга.
3.41. Структурные подразделения администрации, получив из иных органов исполнительной власти Санкт-Петербурга распорядительные акты напрямую, минуя общий отдел, обязаны зарегистрировать данные документы в общем отделе администрации в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.