Определение Ленинградского областного суда
от 1 декабря 2011 г. N 33-5921/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Логовеевой Е.Г.
судей Алексеева А.Н. и Алексеевой Е.Д.
с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.
при секретаре Ледяеве И.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Главного управления Министерства Внутренних дел по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Иванова А.А. на решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 6 октября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Логовеевой Е.Г.,объяснения представителя Главного управления Министерства Внутренних дел по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Иванова А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Ленинградской областной прокуратуры Чигаркиной Е.Н., полагавшей решение суда законным, а доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Сланцевский городской прокурор обратился, в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, в суд с исковыми требованиями к отделу Министерства Внутренних дел Российской Федерации по <данные изъяты> району Ленинградской области (далее- ОМВД РФ по <данные изъяты> району) об обязании привести изолятор временного содержания при ОВД <данные изъяты> района Ленинградской области в соответствие с нормами федерального законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а именно:
- в течение первых суток вновь прибывших подозреваемых и обвиняемых проводить санитарную обработку в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии в - санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта, (лиц, имеющих признаки педикулеза - незамедлительно), обрабатывать одежду (иные носильные вещи) в дезинфекционной камере;
- предоставлять подозреваемым и обвиняемым, прошедшим санитарную обработку постельные принадлежности;
- оборудовать камеры ИВС санитарным узлом с соблюдением требований приватности, индивидуальными нарами или кроватями, столом и скамейками по лимиту мест в камере, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, радиоприемником для вещания общегосударственных программ, кнопкой вызова дежурного, постельными принадлежностями, полотенцем, туалетной бумагой, которые выдаются бесплатно во временное пользование;
- территорию прогулочного двора ИВС оборудовать навесами от дождя;
- обеспечить наличие специальной комнаты для свиданий в ИВС;
- распределять подозреваемых и обвиняемых по камерам с учетом нормы санитарной площади в камере на одного человека в размере 4 кв. м;
- разграничить в камерах ИВС санузел и зону отдыха спецконтиненгента перегородками, чтобы обеспечить условия приватности;
- установить двери камер в соответствии с требованиями СП 12-95 п. 17,6; 17,7;
- установить окна в соответствии с требованиями СП 12-95 п. 17.13;
- обеспечить освещение камер в соответствии с требованиями, установить ночное освещение камер;
- установить в ИВС систему автоматической пожарной сигнализации (далее- АПС) в коридоре при входе, в коридоре правого крыла, в камерах ИВС;
- произвести ремонт существующей системы АПС (заменить тепловые пожарные извещатели на дымовые).
В обоснование требований, процессуальный истец указал, что по заданию прокуратуры Ленинградской области 11 июля 2011 года проведена проверка на предмет соответствия условий содержания задержанных и заключенных под стражу в ИВС ОМВД по <данные изъяты> району требованиям действующего законодательства и технической укомплектованности. По результатам указанной проверки постановлен акт комиссионного обследования ИВС ОВД по <данные изъяты> району Ленинградской области от 11 июля 2011 года.
При этом 30 марта 2011 года <данные изъяты> городской прокуратурой в адрес начальника ОВД по <данные изъяты> району Плаксина А.А. было вынесено представление.
В связи с тем, что нарушения не были устранены, 26 апреля 2011 года прокуратурой Ленинградской области в адрес начальника ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области вынесено представление об устранении нарушений закона при содержании подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в ИВС при ОВД по <данные изъяты> району. Однако в ходе проведенной 11 июля 2011 года проверки установлено, что допущенные нарушения законодательства не устранены.
В обоснование требований истец ссылается на нарушение требований Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", требований Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", а также требований подзаконных нормативно-правовых актов.
В ходе судебного разбирательства определением <данные изъяты> городского суда от 27 сентября 2011 года производство по делу в части исковых требований об обязании в течение первых суток вновь прибывших подозреваемых и обвиняемых проводить санитарную обработку в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии в - санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта, (лиц, имеющих признаки педикулеза - незамедлительно), обрабатывать одежду (иные носильные вещи) в дезинфекционной камере предоставлять подозреваемым и обвиняемым, прошедшим санитарную обработку постельные принадлежности, прекращено производством, в связи с отказом от исковых требований в этой части, поскольку требования были в добровольном порядке ответчиком выполнены.
При рассмотрении и разрешении дела по существу, процессуальный истец исковые требования поддержал в полном объеме.
В свою очередь представитель ответчика исковые требования признал частично.
Решением Сланцевского городского суда от 6 октября 2011 года требования удовлетворены частично.
Суд обязал отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по <данные изъяты> району Ленинградской области: оборудовать камеры ИВС санитарным узлом с соблюдением требований приватности, столом и скамейками по лимиту мест в камере, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, радиоприемником для вещания общегосударственных программ, кнопкой вызова дежурного, камеры 3,5,6 индивидуальными нарами или кроватями, оборудовать территорию прогулочного двора ИВС навесами от дождя, распределять подозреваемых и обвиняемых по камерам с учетом нормы санитарной площади в камере на одного человека в размере <данные изъяты> кв. м.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе представитель ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области просит отменить решение Сланцевского городского суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Сланцевского городского прокурора. В обоснование доводов кассационной жалобы указал, что суд необоснованно не применил положения ч. 2 ст. 48, ч. 9 ст. 53 Федерального закона от 7 августа 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", ссылался на то, что в силу ч. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "часть 9 статьи 54 Федерального закона от 7 августа 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции""
Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия не усматривает существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда.
Из дела видно, что 11 июля 2011 года в изоляторе временного содержания ОМВД по <данные изъяты> району Сланцевской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения условий содержания обвиняемых и подозреваемых в этом учреждении требованиям Федерального закона N 103-ФЗ, Федерального закона "О пожарной безопасности N 69-ФЗ от 21.12.1994 г. и нормативных документов МВД РФ. По результатам проверки составлен акт комиссионного обследования ИВС от 11 июля 2011 года (л.д. <данные изъяты>). Выявлены нарушения требований действующего законодательства, регулирующего порядок и определяющего условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
На момент проверки обнаружено, что в камере N площадью <данные изъяты> кв. м находилось <данные изъяты> человека, три камеры не оборудованы индивидуальными спальными местами, в камерах отсутствуют столы и скамейки по лимиту мест, полки для туалетных принадлежностей, вешалки верхней одежды, средства радиовещания, кнопки для вызова дежурного ИВС, санузлы в камерах огорожены частично, внутри прогулочного двора отсутствуют навесы от дождя, что свидетельствует о нарушении требований Федерального закона N 103-ФЗ и принятых во исполнение этого Закона Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания.
При размещении подозреваемых и обвиняемых по камерам допускается нарушение нормы санитарной площади на одного человека, камеры не оборудованы в соответствии с требованиями Правил внутреннего распорядка необходимой мебелью, средствами радиовещания, кнопками для вызова дежурного ИВС, санузлы не дооборудованы с учетом требований приватности, прогулочный двор не оборудован навесом от дождя.
Указанные выявленные нарушения требований действующего законодательства приводят к нарушениям прав лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания, предусмотренных Федеральным законом N 103-ФЗ, и также создают угрозу нарушения прав этих лиц.
Федеральный закон "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений" N 103-ФЗ от 15 июля 1995 года (с последующими изменениями и дополнениями) регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В силу ст. 4 названного Закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно ст. 9 Федерального закона N 103-ФЗ изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. Часть 2 указанной статьи предусматривает, что изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В соответствии со ст. 23 указанного Закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место, все камеры обеспечиваются средствами радиовещания.
Кроме того, согласно ст. 16 Закона в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Такие Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел утверждены Приказом МВД РФ от 22.11.2005 N 950 (в ред. 13.09.2010) (далее Правила внутреннего распорядка).
В силу п. 3 Правил внутреннего распорядка предусмотрено, что организация и обеспечение режима в ИВС, поддержание в нем внутреннего распорядка возлагается на соответствующего начальника органа внутренних дел, его заместителя - начальника милиции общественной безопасности, начальника ИВС.
Оценив представленные доказательства надлежащим образом, исходя из положений выше приведенного законодательства, суд пришел к правомерному выводу, что требования <данные изъяты> городского прокурора в части обязания Отдела МВД РФ по <данные изъяты> району Ленинградской области: оборудовать камеры изолятора временного содержания санитарными узлами с соблюдением необходимых требований приватности, столами и скамейками по лимиту мест в камере, шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, вешалками для верхней одежды, полками для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, радиоприемником для вещания общегосударственных программ, кнопкой вызова дежурного, камеры под номерами 3, 5, 6 индивидуальными нарами или кроватями, оборудовать территорию прогулочного двора ИВС навесом от дождя, распределять обвиняемых и подозреваемых по камерам с учетом нормы санитарной площади в камере на одного человека в размере четырех квадратных метров, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика, что Отдел МВД по <данные изъяты> району не является собственником здания ИВС, судом проверены и признаны несостоятельными, поскольку в соответствии с Положением об Отделе Министерства внутренних дел РФ по <данные изъяты> району Отдел осуществляет эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов, находящихся в оперативном управлении, и в полномочия Отдела входит обеспечение в соответствии с законодательством РФ содержания задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование. Таким образом, суд обоснованно посчитал, что устранение выявленных в изоляторе временного содержания ОМВД по <данные изъяты> району нарушений требований действующего законодательства, регулирующего порядок и определяющего условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, находится в компетенции Отдела МВД РФ по <данные изъяты> району.
Дело проверено в пределах доводов, изложенных в жалобе.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 6 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя третьего лица - Главного управления Министерства Внутренних дел по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Иванова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 1 декабря 2011 г. N 33-5921/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)