Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Настоящая программа вступает в силу с даты вступления в силу областного закона "О признании утратившим силу областного закона "О региональной целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Ленинградской области на 2008-2010 годы"
Приложение
Долгосрочная целевая программа
"Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного
назначения и агроландшафтов Ленинградской области на 2009-2012 годы"
(утв. постановлением Правительства Ленинградской области
от 16 ноября 2009 г. N 344)
27 апреля, 23 августа 2011 г.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 23 августа 2011 г. N 267 в Паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия
почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов
Ленинградской области на 2009-2012 годы"
Полное наименование |
Долгосрочная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Ленинградской области на 2009-2012 годы" (далее - Программа) |
Цели Программы |
Сохранение и постоянное воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения; сохранение агроландшафтов; создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции; поддержание конкурентоспособности сельскохозяйственного производства; обеспечение занятости населения; рациональное использование природного потенциала Ленинградской области |
Основные задачи Программы |
Мелиоративные мероприятия: проведение работ капитального характера (реконструкция); содержание и текущий ремонт мелиоративных систем; осуществление капитального ремонта мелиоративных систем; проведение культуртехнических работ: проведение противопаводковых мероприятий; осуществление мелиоративных мероприятий на рыбохозяйственных водоемах Агрохимические мероприятия: применение агрохимикатов, включая минеральные удобрения, пестициды; применение торфа; известкование кислых почв; агрохимическое обследование почв; эколого-токсикологическое обследование почв; проведение фитосанитарного мониторинга; проведение мониторинга плодородия почв земель сельско-хозяйственного# назначения на тестовых полигонах Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы: проведение работ, направленных на внедрение в сельскохозяйственную практику, прежде всего в земледелие и растениеводство, современных научных разработок |
Разделы Программы |
Мелиоративные мероприятия Агрохимические мероприятия Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе, с указанием источников финансирования (в ценах года реализации Программы) |
Общий объем финансирования Программы - 2 394 213 тыс. руб. (2009 год - 495497 тыс. руб., 2010 год - 555 800 тыс. руб., 2011 год - 681 313 тыс. руб., 2012 год - 661 603 тыс. руб.), в том числе: федеральный бюджет - 30 997 тыс. руб.; областной бюджет - 561 650 тыс. руб., из них: 2009 год - 118 650 тыс. руб., 2010 год - 120 000 тыс. руб., 2011 год - 188 000 тыс. руб., 2012 год - 135 000 тыс. руб.; бюджеты муниципальных образований - 30 600 тыс.руб., из них: 2009 год - 6400 тыс. руб., 2010 год - 7200 тыс. руб., 2011 год - 8000 тыс. руб., 2012 год - 9000 тыс. руб.; прочие источники финансирования - 1 770 966 тыс. руб., из них: 2009 год - 339 450 тыс. руб., 2010 год - 428 600 тыс. руб., 2011 год - 485 313 тыс. руб., 2012 год - 517 603 тыс. руб. |
Показатели эффективности Программы |
Создание не менее 10 новых рабочих мест ежегодно начиная с 2010 года; повышение доходов работников отрасли растениеводства на 10 процентов ежегодно начиная с 2010 года; рост налоговых поступлений в областной бюджет Ленинградской области: 2009 год - 760 млн. руб., 2010 год - 800 млн. руб., 2011 год - 845 млн. руб., 2012 год - 900 млн. руб.; увеличение объемов производства растениеводческой продукции за 2009-2012 годы по сравнению с 2008 годом (зерно: 2008 год - 98,3 тыс. тонн, 2009 год - 106,5 тыс. тонн, 2010 год - 110,0 тыс. тонн, 2011 год - 113,5 тыс. тонн, 2012 год - 118,0 тыс. тонн; картофель: 2008 год - 326,1 тыс. тонн, 2009 год - 326,1 тыс. тонн, 2010 год - 330,0 тыс. тонн, 2011 год - 336,5 тыс. тонн, 2012 год - 343,0 тыс. тонн; овощи: 2008 год - 261,4 тыс. тонн, 2009 год - 280,5 тыс. тонн, 2010 год - 290,0 тыс. тонн, 2011 год - 303,0 тыс. тонн, 2012 год - 318,0 тыс. тонн); увеличение темпов роста валовой продукции растениеводства: 2010 год - 3,4 проц., 2011 год - 3,4 проц., 2012 год - 3,5 проц.; повышение рентабельности продукции растениеводства: 2010 год - 19,7 проц., 2011 год - 20,0 проц., 2012 год - 20,5 проц.; увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств (зерно - на 5,0 проц. ежегодно, картофель - на 1,3 проц. ежегодно, овощи - на 5,4 проц. ежегодно); предотвращение от выбытия 40,6 тыс. гектаров земель из сельскохозяйственного оборота; защита от затопления и подтопления 5,7 тыс. гектаров земель |
Основания для разработки Программы |
Земельный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 10 января 1996 года N 4-ФЗ "О мелиорации земель"; Федеральный закон от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения"; Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"; постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2001 года N 154 "Об утверждении Правил государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения"; постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 99 "О федеральной целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года"; областной закон от 12 июля 1999 года N 41-оз "О почвенном плодородии земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области"; постановление Правительства Ленинградской области от 3 марта 2006 года N 54 "Об утверждении Методических рекомендаций по оценке эффективности региональных целевых программ в Ленинградской области"; постановление Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области" |
Разработчик Программы |
Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственому комплексу Ленинградской области |
Срок разработки Программы |
2009 год |
Стоимость разработки Программы |
Без привлечения финансовых затрат |
Представитель заказчика (координатор) Программы |
Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области |
Участники Программы |
Производители сельскохозяйственной продукции, учреждения, организации, предприятия любой организационно-правовой формы |
Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя Программы |
Яхнюк Сергей Васильевич - вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу, тел. 579-30-36 |
Система управления и контроль за ходом выполнения Программы |
Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу. Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области представляет отчет о ходе реализации Программы ежеквартально в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и ежегодно - в Правительство Ленинградской области |
1. Анализ ситуации. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются сохранение и постоянное воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, сохранение агроландшафтов, создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции, поддержание конкурентоспособности сельскохозяйственного производства, обеспечение занятости населения, рациональное использование природного потенциала Ленинградской области.
Основные задачи, которые предполагается решить в рамках Программы, - сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе сохранения плодородия почв.
Растениеводство Ленинградской области характеризуется интенсивным типом развития. Применение прогрессивных технологий и современной техники способствует получению высокой урожайности. Однако в связи с прямой зависимостью от погодных условий и неудовлетворительным мелиоративным состоянием полей валовое производство и урожайность нестабильны, что не позволяет применять современные эффективные технологии земледелия.
Сохранение и восстановление плодородия почв является обязательным условием для обеспечения устойчивого поступательного развития растениеводства как базовой отрасли сельского хозяйства в целом. Наряду с мелиоративными мероприятиями и известкованием решающее значение имеет применение органических и минеральных удобрений. Среднегодовое количество вносимых минеральных и органических удобрений на один гектар посева сельскохозяйственных культур в последние годы сохранялось приблизительно на одном уровне и к 2009 году составило: минеральных удобрений - до 52,0 килограмма, органических - до 5,5 тонны на гектар.
Внесение удобрений производится в основном на интенсивно используемых пахотных землях (под посевы зерновых, картофеля, овощей и частично кормовых культур). Такой подход обеспечил получение высоких урожаев с постоянным ростом урожайности основных сельскохозяйственных культур и оказался наиболее эффективным и экономичным по использованию и окупаемости бюджетных средств. Средняя урожайность основных сельскохозяйственных культур за 2006-2008 годы составила: зерновых культур - 28,4 центнера с гектара, картофеля - 189,6 центнера с гектара, овощей - 456,2 центнера с гектара. Таким образом, средняя урожайность основных культур возросла приблизительно на 20 процентов.
Инновация современных технологий в растениеводстве, осуществление большинства агротехнических приемов и выполнение природоохранных мероприятий при выращивании сельскохозяйственных культур невозможны без агрохимического, эколого-токсикологического и фитосанитарного обследований. Для внедрения инновационных технологий, создания современной информационной базы в сфере управления и контроля за плодородием почв требуется также выполнение ряда специальных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
Исходя из мелиоративного состояния земель и динамики основных показателей плодородия почв на основании мониторинговых обследований (агрохимического, эколого-токсикологического, фитосанитарного) приоритетными задачами по сохранению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов являются:
мелиоративные мероприятия - работы капитального характера (реконструкция), содержание и текущий ремонт мелиоративных систем, капитальный ремонт мелиоративных систем, культуртехнические работы, противопаводковые мероприятия, мелиоративные мероприятия на рыбохозяйственных водоемах;
агрохимические мероприятия - применение агрохимикатов, включая минеральные удобрения, пестициды и др., применение торфа в качестве составляющей при получении органических удобрений, известкование кислых почв, агрохимическое обследование, эколого-токсикологическое обследование, фитосанитарный мониторинг, мониторинг плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на тестовых полигонах;
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - содействие внедрению в сельскохозяйственную практику, прежде всего в земледелие и растениеводство, современных научных разработок.
Агрохимическое и эколого-токсикологическое обследования, фитосанитарный мониторинг и мониторинг плодородия почв должны проводиться систематически на землях сельскохозяйственного назначения. Полученные данные необходимы для оценки динамики плодородия почв, учета основных показателей плодородия и экологического состояния почв земель сельскохозяйственных угодий, разработки научно обоснованных рекомендаций по осуществлению агрохимических, агротехнических и фитосанитарных мероприятий. Материалы обследований используются для создания, ведения и обновления банка данных о состоянии земель сельскохозяйственного назначения. Результаты обследований позволяют обеспечивать контроль за осуществлением сельхозпроизводителями мероприятий по сохранению и восстановлению плодородия почв согласно федеральному законодательству и областному законодательству, определять меры стимулирования за выполненные мероприятия, а также меры воздействия за невыполнение или ненадлежащее выполнение агро-химических#, агротехнических и фитосанитарных мероприятий.
Осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ обеспечит дальнейший рост продуктивности и эффективности растениеводства, а также создаст основы для перевода агрохимического обслуживания на компьютерные технологии. На основе результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ будут подготовлены региональные нормативно-технические документы по мелиорации земель, правила и порядок эксплуатации мелиоративных систем Ленинградской области, разработаны технические средства и проведены исследовательские испытания рабочих органов машин.
2. Мероприятия Программы
План мероприятий долгосрочной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Ленинградской области на 2009-2012 годы" представлен в приложении 1 к Программе.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 23 августа 2011 г. N 267 в раздел 2.1 настоящего приложения внесены изменения
2.1. Мелиоративные мероприятия
Для выполнения неотложных мелиоративных мероприятий, направленных прежде всего на предотвращение повторного заболачивания полей и деградации почв, региональными целевыми программами предыдущих периодов предусматривалось выполнение ремонтных работ на мелиоративной сети с выделением средств из федерального бюджета и областного бюджета. На финансирование мелиоративных работ из различных источников направлено 172,7 млн. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 80,8 млн. рублей (46,8 процента), из областного бюджета - 54,5 млн. рублей (31,6 процента), из бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников - 37,4 млн. рублей (21,6 процента).
Общий объем финансирования мелиоративных работ в 2006-2008 годах не соответствовал реальной потребности, что не позволило существенным образом улучшить состояние мелиоративных систем и использование мелиорированных земель. По сравнению с 2003 годом площадь сельскохозяйственных угодий, нуждающихся в реконструкции и других мерах мелиоративного воздействия, возросла до 165 тыс. гектаров.
Проведенная в 2008 году инвентаризация внутрихозяйственных мелиоративных систем выявила существенные недостатки в использовании мелиорированных земель, учете и списании мелиоративных систем. Так, почти треть ранее мелиорированных земель в настоящее время не используется, собственники многих систем не определены. Списание систем носит технически и экономически не обоснованный характер. В значительной степени это объясняется отсутствием соответствующих обновленных нормативных документов, регламентирующих эксплуатацию мелиоративных систем, их учет и списание.
Значительная часть осушительных систем имеет большой срок эксплуатации, приближающийся к нормативной продолжительности использования, причем наиболее старые системы построены в хозяйствах, ведущих активное производство. Таким образом, возникает реальная опасность дополнительного выхода систем из строя, вторичного заболачивания земель, вывода земель из сельскохозяйственного использования, что означает возврат к активному подзолистому процессу и, соответственно, к резкому падению плодородия почв.
Вместе с тем необходимо отметить, что реализация мероприятий в 2006-2008 годах позволила предотвратить выбытие из сельскохозяйственного оборота 9,0 тыс. гектаров земель сельскохозяйственного назначения, обеспечила защиту от затопления и подтопления 4,0 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий.
С 2008 года успешно внедряется порядок государственной поддержки мелиоративных работ посредством субсидирования большей части расходов из средств областного бюджета, что позволяет существенно расширить мелиоративные работы, а также дает возможность привлечь хозяйства к выполнению самых неотложных мелиоративных работ собственными силами.
В продолжение положительных тенденций региональных целевых программ предыдущих периодов намечен комплекс дополнительных мер, обеспечивающих:
поддержание почвенного плодородия и мелиоративного состояния полей, стабилизацию площадей сельскохозяйственных угодий;
создание благоприятных условий для эффективного применения современных высокоинтенсивных технологий земледелия;
сокращение затрат при производстве продукции растениеводства и, соответственно, повышение уровня конкурентоспособности продукции растениеводства;
устранение посредством улучшения мелиоративного состояния полей негативных тенденций в агропромышленном комплексе и исключение деградации сельской местности.
Мелиоративные мероприятия, предусмотренные Программой, планируются только для улучшения состояния и повышения эффективности использования ранее мелиорированных земель. Запланированные на 2009-2012 годы мелиоративные мероприятия носят поддерживающий характер, инженерные работы по реконструкции планируется выполнять локально, без коренного изменения сложившегося за период использования ранее мелиорированных земель гидрологического режима территорий. Одна из целей мелиоративных мероприятий - повышение уровня экологической безопасности мелиоративных систем.
Целевые задания и основные мелиоративные мероприятия Программы приведены в таблице 1.
Таблица 1
С учетом различных уровней собственности мелиоративных систем в качестве источников финансирования мероприятий Программы предусмотрены средства областного бюджета посредством прямого финансирования работ на государственной мелиоративной сети собственности Ленинградской области и путем государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей в виде субсидий, а также средства внебюджетных источников. Общий объем финансирования мелиоративных мероприятий Программы - 762 186 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 178 500 тыс. рублей (23,4 процента), прочих источников финансирования - 583 686 тыс. рублей (76,6 процента), из них за счет средств местных бюджетов - 30 600 тыс. рублей (4,0 процента), средств сельскохозяйственных товаропроизводителей - 553 086 тыс. рублей (72,6 процента).
Учитывая финансовые возможности государственной поддержки, предусматриваемые мелиоративными мероприятиями Программы, для достижения целей Программы намечено решение следующих задач:
концентрация мелиоративных работ в хозяйствах, обеспечивающих внедрение высокоинтенсивных технологий земледелия и испытывающих недостаток посевных площадей;
стимулирование дальнейшего расширения участия хозяйств в выполнении неотложных ремонтно-эксплуатационных работ на мелиоративной сети;
первоочередное выполнение ремонтных работ на государственной мелиоративной сети собственности Российской Федерации и мелиоративной сети собственности Ленинградской области (на участках сети, обслуживающих наиболее интенсивно используемые сельскохозяйственные угодья);
разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на повышение ответственности собственников мелиоративных систем за их состояние и обеспечение экологической безопасности;
выполнение в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с разработкой обновленной нормативно-технической документации по мелиорации земель.
Мелиоративные мероприятия предусматривают только минимально необходимые для внедрения новых технологий работы по улучшению состояния ранее мелиорированной и наиболее интенсивно используемой части пашни и поддержания работоспособного состояния мелиоративных систем на менее интенсивно используемых угодьях.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 23 августа 2011 г. N 267 в раздел 2.2 настоящего приложения внесены изменения
2.2. Агрохимические мероприятия
Общая посевная площадь товарных культур в 2008 году составила 45,2 тыс. гектаров, что на 9,6 тыс. гектаров больше, чем в 2006 году. Увеличение площади посевов произошло в основном за счет посевов зерновых культур, площади для выращивания овощей и картофеля за эти годы несколько уменьшились. Рост посева зерновых культур увеличится к 2012 году, так как увеличение сбора зерна имеет принципиальное значение для улучшения кормовой базы животноводства Ленинградской области.
Для непрерывной работы с землей в предшествующий период финансирование агрохимических мероприятий производилось с использованием средств областного бюджета и федерального бюджета. В 2006-2008 годах на финансирование всех видов агрохимических работ направлено 1012,4 млн. рублей, в том числе из средств федерального бюджета 84,9 млн. рублей, областного бюджета - 176,1 млн. рублей, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников - 751,4 млн. рублей.
Программой предусмотрены следующие агрохимические мероприятия:
1. Агрохимические обследования. Проводятся ежегодно на площади не менее 22,5 тыс. гектаров, что позволит с необходимой периодичностью (три-пять лет) обследовать интенсивно используемые пахотные земли, на которых выращиваются овощи, картофель, зерновые и частично кормовые культуры. Данные агрохимического обследования позволяют оценивать состояние плодородия почв, его динамику, а также эффективность проводимых мероприятий по сохранению и восстановлению плодородия почв.
2. Эколого-токсикологическое обследование. Проводится ежегодно на площади до 8,0 тыс. гектаров. Такой объем работ позволит обследовать пахотные земли, используемые для выращивания продовольственных культур (овощей и картофеля), семенные посевы, а также контролировать ранее выявленные ареалы сельскохозяйственных угодий с повышенным содержанием токсикантов.
3. Фитосанитарный мониторинг. Проводится ежегодно на площади не менее 21,0 тыс. гектаров, что позволит контролировать фитосанитарное состояние сельскохозяйственных посевов.
4. Применение агрохимикатов, в том числе минеральных удобрений, пестицидов и других видов удобрений. Планируется увеличение применения удобрений и пестицидов от 26,1 тыс. тонн в 2009 году до 34,0 тыс. тонн в 2012 году, что обеспечит увеличение внесения минеральных удобрений на всех площадях для выращивания овощей, картофеля и зерновых, а также увеличить внесение удобрений под кормовые культуры. Средства защиты растений планируется использовать для улучшения фитосанитарного состояния посевов сельскохозяйственных культур.
5. Выполнение работ по известкованию. Объем работ планируется постепенно увеличивать с 1,0 тыс. гектаров в 2009 году до 3,0 тыс. гектаров в 2012 году. Площадь сельскохозяйственных угодий с кислыми почвами, требующими известкования, составляет более 70 тыс. гектаров, однако из-за ограниченных возможностей работы по известкованию предполагается осуществлять в ближайшие годы в основном только на землях, используемых для выращивания капусты, других овощей и многолетних трав.
6. Применение (приобретение, заготовка) торфа. Систематическое внесение органических удобрений является главным условием сохранения и восстановления плодородия почв в условиях Ленинградской области. Для бездефицитного баланса гумуса, поддержания благоприятных агрохимических и водно-физических свойств почв необходимо внесение в несколько раз большего количества органических удобрений.
7. Мониторинг плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на тестовых полигонах будет осуществляться ежегодно на 10 полигонах в объемах, предусмотренных методикой. Данные мониторинга позволят отслеживать и оценивать динамику плодородия почв, производить балансовые расчеты элементов питания, оценивать эффективность агрохимических мероприятий, разрабатывать дифференцированные приемы и мероприятия по управлению продукционным процессом с учетом конкретных условий, а также контролировать и оценивать экологическое состояние почв и агроландшафтов.
8. Обобщение результатов агрохимического обследования по муниципальным районам и Ленинградской области в целом планируется выполнить в 2011 году по материалам агрохимического обследования сельскохозяйственных предприятий, проведенного в 2008-2010 годах выборочно, на интенсивно используемых землях по всем муниципальным районам и Ленинградской области в целом. Обобщенные данные необходимы для оценки результатов большинства агрохимических и агротехнических мероприятий, в частности по применению удобрений, известкованию, а также для принятия управленческих решений. Сравнение данных последнего обследования с данными предыдущего обследования позволяет определить показатели, являющиеся критериями оценки состояния плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения (средневзвешенное содержание гумуса, доступного фосфора и калия, величина рН).
Целевые задания и основные агрохимические мероприятия Программы приведены в таблице 2.
Таблица 2
Общий объем финансирования агрохимических мероприятий Программы в 2009-2012 годах - 1 629 327,0 тыс. рублей, в том числе областной бюджет - 380 450,0 тыс. рублей, прочие источники финансирования (средства сельхозтоваропроизводителей и бюджетов муниципальных образований) - 1 217 880,0 тыс. рублей, федеральный бюджет - 30 997,0 тыс. рублей.
Средства, выделяемые из областного бюджета, планируется израсходовать на субсидирование затрат на применение удобрений и пестицидов - 326 950,0 тыс. рублей, на известкование - 20 000,0 тыс. рублей, агрохимическое обследование - 13 200,0 тыс. рублей, мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения на тестовых полигонах - 6500,0 тыс. рублей, фитосанитарный мониторинг - 3500,0 тыс. рублей, обобщение результатов агрохимического обследования - 800,0 тыс. рублей.
Основная часть агрохимических мероприятий, финансируемых из областного бюджета, осуществляется в течение 2009-2012 годов. Проведение мероприятий по обобщению результатов агрохимических обследований предусматривается в 2011-2012 годах.
Финансирование мероприятий по применению торфа начиная с 2009 года выполняется за счет средств сельскохозяйственных предприятий.
Планирование основной части расходов областного бюджета на субсидирование затрат на применение минеральных удобрений дает возможность наиболее существенно поддержать отрасль растениеводства, обеспечить намеченный рост урожайности и валового сбора сельскохозяйственных культур. Затраты на применение минеральных удобрений и пестицидов наиболее эффективны по окупаемости.
2.3. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
Главной целью научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ является содействие внедрению в сельскохозяйственную практику, прежде всего в земледелие и растениеводство, современных научных разработок.
В рамках Программы научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы планируется осуществлять по следующим направлениям:
по разделу "Мелиоративные мероприятия" - разработка региональных нормативно-технических документов по мелиорации земель, правил и порядка эксплуатации мелиоративных систем Ленинградской области, разработка технических средств и проведение исследовательских испытаний рабочих органов машин на мелиоративных работах;
по разделу "Агрохимические мероприятия" - разработка структуры и создание информационной базы для сбора, подготовки данных и ведения автоматизированной базы данных, обобщения, анализа и оценки информации о плодородии почв и состоянии земель сельскохозяйственного назначения, научно-методическое обеспечение сбора, подготовки данных и ведения автоматизированной базы данных;
по разделу "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы" - проведение работ, направленных на внедрение в сельскохозяйственное производство и его агрохимическое обслуживание современных научных достижений и методологических разработок, что обеспечит дальнейший рост продуктивности и эффективности растениеводства и создаст основы для перевода агрохимического обслуживания на компьютерные технологии. Темы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ определяются научно-техническим советом комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 23 августа 2011 г. N 267 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Финансирование мероприятий Программы
Расчет расходов на проведение мероприятий Программы произведен с учетом:
объемов ассигнований, выделяемых из средств федерального бюджета в соответствии с Соглашением от 11 сентября 2006 года между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Ленинградской области по реализации мероприятий федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года";
объемов ассигнований, выделяемых из средств областного бюджета в соответствии с областным законом об областном бюджете Ленинградской области на текущий финансовый год и на плановый период (выплата средств производится в соответствии с Порядком финансирования из областного бюджета мероприятий по поддержке агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 2 февраля 2006 года N 21);
объемов средств, выделяемых из бюджетов муниципальных образований и прочих источников (средств сельхозтоваропроизводителей). Комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области 10 апреля 2008 года заключены соглашения с администрациями муниципальных районов о сотрудничестве в области агропромышленного комплекса.
Общий объем средств, необходимых для реализации мероприятий Программы, - 2 394 213,0 тыс.рублей, в том числе федеральный бюджет - 30 997,0 тыс.рублей (1,3 процента), областной бюджет - 561 650,0 тыс. рублей (23,5 процента), бюджеты муниципальных образований и внебюджетные источники - 1 801 566,0 тыс. рублей (75,2 процента).
Сумма средств из областного бюджета на капитальные вложения - 11 200,0 тыс. рублей (капитальные вложения направляются на реконструкцию областной государственной мелиоративной сети).
На научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы планируется направить из областного бюджета 2700,0 тыс. рублей.
Сумма средств, направляемых на прочие нужды, - 2 380 313,0 тыс. рублей, в том числе федеральный бюджет - 30 997,0 тыс. рублей, областной бюджет - 547 750,0 тыс. рублей, бюджеты муниципальных образований и внебюджетные источники - 1 801 566,0 тыс. рублей.
На реализацию комплекса мелиоративных мероприятий планируется направить 762 186,0 тыс. рублей, на агрохимические мероприятия - 1 629 327,0 тыс. рублей, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 2700,0 тыс. рублей.
Перечень объектов долгосрочной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Ленинградской области на 2009-2012 годы", Адресная программа капитальных вложений долгосрочной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Ленинградской области на 2009-2012 годы", Перечень мелиоративных мероприятий, реализуемых на территории Ленинградской области в рамках федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года" и Динамика финансирования долгосрочной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Ленинградской области на 2009-2012 годы" приведены в приложениях 2 - 5 к Программе.
4. Расчет предполагаемой эффективности мероприятий Программы
Предполагаемая экономическая эффективность реализации Программы:
повышение уровня конкурентоспособности всех видов сельскохозяйственной продукции, обеспечивающее темпы роста валовой продукции растениеводства с 2010 по 2012 годы на 3,4 процента ежегодно, рентабельности продукции растениеводства на 20,0 процента без учета субсидий;
рост объемов производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств в 2012 году по сравнению с 2008 годом: зерна - на 20,0 процента (в среднем на 5,0 процента в год), картофеля - на 5,2 процента (в среднем на 1,3 процента в год), овощей - на 21,6 процента (в среднем на 5,4 процента в год);
обеспечение за счет значительного обновления производственного потенциала на базе внедрения новых технологий и техники роста производительности труда трактористов-машинистов в 2012 году по сравнению с 2008 годом на 64,2 процента.
Бюджетная эффективность: рост налоговых поступлений в областной бюджет Ленинградской области в результате увеличения объемов производства, заработной платы, основных фондов и, следовательно, налогооблагаемой базы до 900,0 млн. рублей в 2012 году (2009 год - 760,0 млн. рублей, 2010 год - 800,0 млн. рублей, 2011 год - 845,0 млн. рублей).
Социальная эффективность: обеспечение занятости сельского населения, в том числе за счет создания новых зарплатоемких рабочих мест, повышения доходов работников сельского хозяйства, включая владельцев крестьянских (фермерских) хозяйств. Предусматривается создание не менее 10 рабочих мест ежегодно начиная с 2010 года, повышение доходов работников отрасли растениеводства ежегодно на 10 процентов.
Количественные показатели предполагаемых итогов реализации Программы в виде соответствующих прогнозных характеристик производственной результативности и основных показателей социально-экономической и бюджетной эффективности приведены в таблицах 3-7.
Таблица 3
Производство продукции растениеводства в стоимостном выражении
в сопоставимых ценах 2008 года (по сельскохозяйственным предприятиям)
Наименование показателя |
2008 год (отчет) |
2009 год (оценка) |
2010 год (прогноз) |
2011 год (прогноз) |
2012 год (прогноз) |
Производство продукции растениеводства (в ценах 2008 года), млн.руб. |
5552,2 |
5563,4 |
5752,7 |
5948,2 |
6156,4 |
Темпы роста, проц. |
98,5 |
100,2 |
103,4 |
103,4 |
103,5 |
Производство продукции растениеводства (на один гектар сельхозугодий), тыс. руб. |
12,0 |
12,1 |
12,6 |
13,1 |
13,6 |
Таблица 4
Объем производства основных видов продукции растениеводства
(всеми категориями хозяйств)
Наименование показателя |
2008 год (отчет) |
2009 год (оценка) |
2010 год (прогноз) |
2011 год (прогноз) |
2012 год (прогноз) |
2012 год, проц. к 2008 году |
Объем производства, тыс. тонн: |
|
|
|
|
|
|
зерно |
98,3 |
106,5 |
110,0 |
113,5 |
118,0 |
120,0 |
картофель |
326,1 |
326,1 |
330,0 |
336,5 |
343,0 |
105,2 |
овощи |
261,4 |
280,5 |
290,0 |
303,0 |
318,0 |
121,6 |
Таблица 5
Уровень рентабельности реализованной продукции растениеводства
(без учета субсидий)
Наименование показателя |
2008 год (отчет) |
2009 год (оценка) |
2010 год (прогноз) |
2011 год (прогноз) |
2012 год (прогноз) |
Уровень рентабельности продукции растениеводства (без учета субсидий), проц. |
20,4 |
19,5 |
19,7 |
20,0 |
20,5 |
Таблица 6
Выручка от реализации продукции растениеводства
(в сопоставимых ценах 2008 года)
Наименование показателя |
2008 год (отчет) |
2009 год (оценка) |
2010 год (прогноз) |
2011 год (прогноз) |
2012 год (прогноз) |
2012 год, проц. к 2008 году |
Выручка от продукции растениеводства, млн. руб. |
2365,5 |
2748,5 |
3136,5 |
3530,0 |
3932,0 |
166,2 |
Выручка, приходящаяся на одного тракториста, тыс. руб. |
1088,0 |
1266,0 |
1438,0 |
1612,0 |
1787,0 |
164,2 |
Среднемесячная заработная плата одного тракториста, руб. |
15130,0 |
15150,0 |
16660,0 |
18320,0 |
20150,0 |
133,2 |
Среднегодовая численность трактористов-машинистов, чел. |
2175 |
2170 |
2180 |
2190 |
2200 |
101,1 |
Таблица 7
Оценка эффективности использования бюджетных средств, предоставляемых
сельхозтоваропроизводителям в виде субсидий по Программе
Наименование показателя |
2008 год (отчет) |
2009 год (оценка) |
2010 год (прогноз) |
2011 год (прогноз) |
2012 год (прогноз) |
2012 год, проц. к 2008 году |
Производство продукции растениеводства на один рубль субсидий, руб. |
44,8 |
46,9 |
47,9 |
49,6 |
51,3 |
114,5 |
Объем субсидий на один гектар сельхозугодий, руб. |
268,0 |
258,0 |
263,0 |
264,0 |
265,0 |
99,0 |
Поступления в доходную часть областного бюджета от сельского хозяйства, млн. руб. |
723,9 |
760,0 |
800,0 |
845,0 |
900,0 |
124,3 |
5. Состав, функции и полномочия участников Программы
Разработка Программы инициирована Правительством Ленинградской области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 99 "О федеральной целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года".
В разработке Программы принимали участие комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, федеральное государственное учреждение "Управление "Ленмелиоводхоз" (в части мелиоративных мероприятий), общество с ограниченной ответственностью "Агрохимзем" (в части агрохимических мероприятий).
Заказчиком Программы является Правительство Ленинградской области. Представитель заказчика - комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области.
Участниками Программы являются производители сельскохозяйственной продукции независимо от их правовой формы, учреждения, организации, предприятий# любой организационно-правовой формы, имеющие право на выполнение работ в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", сельскохозяйственные товаропроизводители как получатели субсидий в соответствии с областным законом об областном бюджете Ленинградской области на текущий финансовый год и на плановый период.
Основными формами взаимодействия между участниками Программы являются государственные контракты и двусторонние и многосторонние договоры и соглашения.
Исполнители мероприятий Программы регулярно отчитываются о выполненных работах. Работы считаются выполненными и принятыми после утверждения заказчиком Программы актов приемки-передачи работ. Заказчик Программы вправе привлекать для текущего контроля, инспектирования, проверки качества и полноты выполняемых работ сторонние организации (третьи лица).
Координацию деятельности по выполнению мероприятий Программы, научно-методическому руководству, анализ и оценку выполненных и предлагаемых к выполнению работ осуществляет научно-технический совет комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области.
Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области представляет отчет о выполнении мероприятий Программы ежеквартально в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и ежегодно - в Правительство Ленинградской области.
Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий вопросы агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.