Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 12 августа 2011 г. N 254 в настоящее приложение внесены изменения
Утверждена
постановлением Правительства
Ленинградской области
(приложение)
Долгосрочная целевая программа
"Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства
в Ленинградской области на 2009-2013 годы"
2 июля, 15 декабря 2009 г., 8 октября, 25 декабря 2010 г. 12 августа 2011 г.
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Развитие и государственная поддержка
малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области
на 2009-2013 годы"
Цель Программы |
Создание условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства, увеличения его вклада в решение задач социально-экономического развития Ленинградской области |
Основные задачи Программы |
Повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства на внутренних и внешних рынках; расширение использования субъектами малого и среднего предпринимательства информационно-коммуникационных технологий; развитие деловой активности населения Ленинградской области за счет повышения интереса к предпринимательской деятельности; улучшение стартовых условий для предпринимательской деятельности представителям социально незащищенных слоев населения и молодежи; совершенствование информационно-консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства путем расширения видов и повышения качества услуг, оказываемых организациями муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства; развитие механизмов, обеспечивающих доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и материальным ресурсам; обеспечение первоочередной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в приоритетных для Ленинградской области сферах развития и(или) на территориях депрессивных муниципальных образований; развитие механизмов, направленных на содействие в устранении административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства |
Разделы Программы |
Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и материальным ресурсам. 2. Обеспечение консультационной, организационно-методической и информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. 3. Содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на товарные рынки. 4. Развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере малого и среднего предпринимательства. 5. Содействие в устранении административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства. 6. Содействие в реализации муниципальных программ развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в моногородах Ленинградской области. 7. Подпрограмма "Вовлечение молодежи Ленинградской области в предпринимательскую деятельность". 8. Нормативно-правовое обеспечение долгосрочной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого и средней) предпринимательства в Ленинградской области на 2009-2013 годы" |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе, с указанием источников финансирования |
Федеральный бюджет - 385 445,851 тыс.рублей, в том числе: 2009 год - 88 549 тыс. рублей, 2010 год - 148 268 тыс. рублей, 2011 год -148 628,85) тыс. рублей; областной бюджет - 396 060 тыс. рублей, в том числе: 2009 год - 54 725 тыс. рублей, 2010 год- 70 314 тыс. рублей, 2011 год - 103 210 тыс. рублей, 2012 год - 79 371 тыс. рублей, 2013 год - 88 440 тыс. рублей; прочие источники - 226 430 тыс. рублей, в том числе: 2009 год - 42 790 тыс. рублей, 2010 год - 37 365 тыс. рублей, 2011 год - 49 720 тыс. рублей, 2012 год - 42 075 тыс. рублей, 2013 год - 54 480 тыс. рублей; всего на реализацию Программы - 1 007 935,851 тыс. рублей, в том числе: 2009 год - 186 064 тыс. рублей, 2010 год - 255 947 тыс. рублей, 2011 год - 301 558,851 тыс.рублей, 2012 год - 121 446 тыс. рублей, 2013 год - 142 920 тыс. рублей |
Показатели: |
|
экономическая эффективность |
Создание около 5500 субъектов малого предпринимательства, оборот малых и средних предприятий составит 1 705 000 млн рублей, объем инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства составит 53 900 млн рублей; |
социальная эффективность |
создание более 8800 новых рабочих мест, привлечение в сферу малого предпринимательства при поддержке в форме субсидий не менее 300 граждан - представителей социально незащищенных слоев населения и молодежи; |
бюджетная эффективность |
прирост объемов налоговых платежей от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджеты всех уровней превысит 1300 млн рублей, в том числе в областной бюджет - 570 млн рублей. |
Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы |
Оборот малых и средних предприятий увеличится в 2,7 раза. Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организации составит 44,5 процента. Объем налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства на один рубль средств государственной поддержки из областного бюджета Ленинградской области составит более шести рублей.
* Индикаторы реализации (целевые задания) Программы приведены в плане реализации мероприятий Программы. |
Основания для разработки Программы |
Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 года N 249 "Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства", постановление Правительства Ленинградской области от 31 августа 2007 года N 224 "Об утверждении показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области", распоряжение Правительства Ленинградской области от 16 января 2008 года N 7-р "О разработке проекта региональной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009-2013 годы" |
Разработчик Программы |
Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области |
Сроки разработки Программы |
2008 год |
Представитель заказчика Программы и координатор Программы |
Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области |
Участники Программы |
Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области, комитет по труду и занятости населения Ленинградской области, комитет по молодежной политике Ленинградской области, государственное казенное учреждение Ленинградской области "Ленинградский областной центр поддержки предпринимательства", организации муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства Ленинградской области, Ленинградская торгово-промышленная палата, некоммерческое партнерство "Ленинградский областной центр кредитной кооперации", некоммерческое партнерство объединенных некоммерческих организаций малого предпринимательства "Опора власти и предпринимательства", отраслевые и территориальные некоммерческие организации субъектов малого и среднего предпринимательства, открытое акционерное общество "Агентство кредитного обеспечения" |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы |
Смирнова Наталия Георгиевна - председатель комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области, тел. 576-63-45 |
Система управления и контроль за выполнением Программы |
Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности. Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области представляет в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области ежеквартально - отчет о реализации мероприятий Программы, ежегодно - сводный отчет о выполнении мероприятий Программы |
В целях настоящей Программы применяются следующие термины и понятия:
субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты, соответствующие критериям статей 3 и 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", зарегистрированные и(или) состоящие на налоговом учете в территориальных налоговых органах Ленинградской области;
муниципальные организации поддержки предпринимательства - некоммерческие организации, созданные с участием органов исполнительной и(или) представительной власти муниципального образования Ленинградской области, состоящие на налоговом учете в территориальных налоговых органах Ленинградской области, к уставным целям которых относится оказание консультационных, организационных, информационных и других услуг субъектам малого и(или) среднего предпринимательства;
организации муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства - муниципальные организации поддержки предпринимательства и(или) некоммерческие организации, созданные без участия органов исполнительной и(или) представительной власти муниципального образования Ленинградской области, состоящие на налоговом учете в территориальных налоговых органах Ленинградской области, в том числе по месту нахождения их филиалов, представительств и других обособленных подразделений, к уставным целям которых относится оказание консультационных, организационных, информационных и других услуг субъектам малого и(или) среднего предпринимательства;
депрессивные муниципальные образования - сельские и(или) городские поселения Ленинградской области, порядок определения которых и перечень утверждаются Правительством Ленинградской области;
представители социально незащищенных слоев населения - безработные граждане, состоящие на учете в службе занятости Ленинградской области, работники, находящиеся под угрозой массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпуска без сохранения заработной платы, осуществление мероприятий по высвобождению работников), работники градообразующих предприятий, инвалиды, военнослужащие, уволенные с военной службы (при сроке службы не менее 10 календарных лет), а также военнослужащие, уволенные в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, члены неполных семей, имеющие иждивенцев, многодетные родители;
бизнес-инкубатор - некоммерческая организация, созданная с участием органов исполнительной и(или) представительной власти муниципального образования Ленинградской области, или ее структурное подразделение, основными видами уставной деятельности которых являются сдача субъектам малого и(или) среднего предпринимательства внаем офисных и(или) производственных помещений на льготных условиях, а также предоставление субъектам малого предпринимательства консультационных, информационных и других услуг;
информационно-коммуникационные технологии - технологии обработки и передачи информации, основанные на использовании вычислительной техники, компьютерных сетей и каналов электронной связи;
инновационные компании - юридические лица, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, фактически производящие инновационные товары, осуществляющие инновационные работы или оказывающие инновационные услуги, а также фактически осуществляющие затраты на технологические инновации в значении, установленном в приказе Минэкономразвития России от 30 октября 2009 года N 237 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере науки и инноваций" для заполнения формы федерального статистического наблюдения N 2-МП-инновация "Сведения о технологических инновациях малого предприятия";
моногород - населенный пункт, где доля работающих на одном градообразующем предприятии или группе предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, составляет более 25 процентов экономически активного населения и(или) на долю которого приходится более 50 процентов объема промышленного производства;
выставочно-ярмарочные мероприятия - международные, межрегиональные, областные выставки, конференции, фестивали, чемпионаты, конкурсы, форумы, партнериаты, бизнес-встречи, ярмарки и другие мероприятия, направленные на развитие малого и(или) среднего предпринимательства, повышение уровня конкурентоспособности продукции субъектов малого и(или) среднего предпринимательства на внутреннем и внешнем рынках;
микрофинансовая деятельность организации - деятельность, направленная на обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам посредством предоставления займов.
1. Состояние и тенденции развития малого и среднего
предпринимательства в Ленинградской области
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в 2007 году на территории Ленинградской области осуществляли деятельность 14,9 тысячи малых предприятий. На учете в Управлении Федеральной налоговой службы по Ленинградской области на 1 января 2008 года состояли 30,5 тысячи индивидуальных предпринимателей. На тысячу жителей Ленинградской области приходится 28 субъектов малого предпринимательства. Положительная динамика наблюдается по большинству показателей деятельности субъектов малого предпринимательства (таблица 1).
Таблица 1
Динамика основных показателей деятельности субъектов
малого предпринимательства Ленинградской области
Основные показатели деятельности |
Единица измерения |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Рост показателей 2007 года по отношению к 2006 году, проц. |
Субъекты малого предпринимательства - всего |
ед. |
36 828 |
37 765 |
45 739 |
126 |
в том числе: малые предприятия |
ед. |
11 740 |
10 879 |
14 892 |
137 |
индивидуальные предприниматели |
чел. |
25 088 |
26 886 |
30 487 |
113 |
Средняя численность занятых на малых предприятиях |
тыс. чел. |
150,6 |
153,4 |
166,7 |
109 |
в том числе среднесписочная численность занятых на малых предприятиях |
тыс. чел. |
138,7 |
140,6 |
143,1 |
102 |
Оборот малых предприятий |
млн руб. |
62 922 |
86 043 |
102 514 |
119 |
Инвестиции в основной капитал |
млн руб. |
1007 |
961 |
1451 |
151 |
Объем платежей по налогам на совокупный доход (УСН, ЕНВД, ЕСН) |
млн руб. |
585,8 |
797,7 |
1046,7 |
131 |
По состоянию на 1 января 2008 года доля малых предприятий по видам экономической деятельности составляет: оптовая, розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 35,4 процента, обрабатывающее производство - 14,5 процента, строительство - 11,7 процента, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 13,7 процента, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 7,1 процента, транспорт и связь - 7,7, процента, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 2,8 процента, гостиницы и рестораны - 3,3 процента, добыча полезных ископаемых - 0,9 процента, здравоохранение и предоставление социальных услуг - 1 процент, рыболовство и рыбоводство - 0,5 процента, финансовая деятельность - 0,7 процента, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 0,5 процента, образование - 0,2 процента.
Число малых предприятий социально значимых видов деятельности (здравоохранение, социальные услуги и образование) составляет 1,2 процента от общего количества малых предприятий, что недостаточно для удовлетворения потребности населения Ленинградской области в социально значимых видах услуг.
Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях в 2007 году увеличилась по сравнению с 2006 годом на 1,8 процента и составила 143,1 тыс. человек. Среднее число работающих на постоянной основе на одном малом предприятии сократилось с 13 до 10 человек. Более половины работников малых предприятий работает в производственной сфере, строительстве, транспорте и связи (рисунок 1).
Рисунок 1. Структура среднесписочной численности занятых на малых предприятиях в 2007 году по видам экономической деятельности
Доля среднесписочной численности занятых на малых предприятиях в среднесписочной численности работающих на предприятиях и в организациях Ленинградской области в 2007 году составила 26,3 процента. В целом малый бизнес, с учетом работающих по трудовым договорам у индивидуальных предпринимателей, обеспечивает трудоустройство около 40 процентов от числа занятых в экономике Ленинградской области.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в первом квартале 2008 года в базу данных Генеральной совокупности о действующих организациях Ленинградской области включены 15235 малых предприятий, в том числе 12568 микропредприятий, и 356 средних предприятий. На средних предприятиях Ленинградской области работает около 34 тысяч человек (таблица 2). Таким образом, доля работающих в малом и среднем бизнесе Ленинградской области составляет 47 процентов от числа занятых в экономике Ленинградской области.
Таблица 2
Динамика основных показателей деятельности
средних предприятий Ленинградской области
Основные показатели деятельности |
Единица измерения |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Количество средних предприятий |
ед. |
176 |
185 |
287 |
Среднесписочная численность занятых на средних предприятиях |
тыс. чел. |
27,6 |
29,3 |
33,7 |
Оборот средних предприятий |
млн руб. |
19 510,6 |
27 161,2 |
38 680,3 |
Инвестиции в основной капитал |
млн руб. |
1728,0 |
2443,5 |
4265,3 |
В 2007 году оборот малых предприятий по всем видам экономической деятельности увеличился по сравнению с 2006 годом на 19 процентов (в действующих ценах) и составил 102514 млн рублей. В общем обороте малых предприятий на долю оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования приходилось 46 процентов, строительства - 20,5 процента, обрабатывающих производств - 18,3 процента. Низким остается удельный вес социально значимых отраслей в общем объеме оборота малых предприятий, в том числе: образование - около 0,1 процента, здравоохранение и предоставление социальных услуг - 0,2 процента.
Доля оборота малых предприятий от оборота предприятий и организаций Ленинградской области составила 14,4 процента, с учетом деятельности средних предприятий - около 20 процентов. Вклад малых предприятий в экономику Ленинградской области составил: по виду деятельности "гостиницы и рестораны" - 42 процента, по виду деятельности "оптовая, розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" - 40 процентов, по виду деятельности "строительство" - 34 процента. Лидирующее положение малые предприятия занимали в рыболовстве и рыбоводстве (74 процента). Невысоким остается удельный вес малых предприятий в обрабатывающих производствах (5,3 процента), а также в сфере транспорта и связи (5,1 процента).
Малое предпринимательство Ленинградской области в 2007 году характеризовалось самыми высокими темпами роста инвестиций за последние три года. Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий вырос по сравнению с 2006 годом на 51 процент и составил 1451 млн рублей, в том числе обрабатывающие производства -716 млн рублей (к 2006 году рост на 36 процентов), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 240 млн рублей (в 3,3 раза по сравнению с 2006 годом), добыча полезных ископаемых - 188 млн рублей (в 3,8 раза по сравнению с 2006 годом), транспорт и связь - 77 млн рублей (в 6 раз по сравнению с 2006 годом).
Устойчивое развитие малого предпринимательства Ленинградской области подтверждается ростом налогов, поступающих в бюджетную систему Российской Федерации от деятельности субъектов малого предпринимательства в 2005-2007 годах (рисунок 2). По данным налоговой отчетности, в 2007 году в бюджеты всех уровней поступило платежей по налогам на совокупный доход (единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог) в сумме 1046,7 млн рублей, или на 31 процент больше чем в 2006 году.
Рисунок 2. Динамика налоговых поступлений по налогам на совокупный доход (млн рублей)
По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, рост значения показателей деятельности малого предпринимательства Ленинградской области в первом полугодии 2007 года по сравнению с соответствующим периодом 2006 года выше, чем в целом по Российской Федерации и Северо-Западному федеральному округу (таблица 3).
Таблица 3
Основные показатели деятельности малых предприятий
Ленинградской области
Основные показатели деятельности |
Российская Федерация |
Северо-Западный федеральный округ |
Ленинградская область |
Прирост количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. чел. населения в январе-июне 2007 года по сравнению с январем-июнем 2006 года, проц. |
72,9 |
219,2 |
242,0 |
Доля малых предприятий в общем количестве организаций на 1 января 2008 года, проц. |
24,3 |
29,0 |
32,2 |
Доля занятых на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых на 1 июля 2007 года, проц. |
18,5 |
22,9 |
26,0 |
Рост оборота малых предприятий в январе-июне 2007 года по сравнению с январем-июнем 2006 года с учетом региональных индексов потребительских цен, проц. |
113,4 |
123,0 |
114,2 |
Рост инвестиций в основной капитал малых предприятий в январе-июне 2007 года по сравнению с январем-июнем 2006 года с учетом региональных индексов потребительских цен, проц. |
120,7 |
121,6 |
124,2 |
Производительность труда на малых предприятиях в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилась на 10 процентов, объем годового оборота на одного работающего на постоянной основе на малых предприятиях в 2 раза ниже, чем на крупных и средних предприятиях. В то же время производительность труда на средних предприятиях некоторых видов деятельности, в том числе по виду деятельности "сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство", в среднем не превышает производительность труда на малых предприятиях соответствующего вида деятельности.
В целях повышения производительности труда на ближайшую перспективу перед малыми и средними предприятиями стоит задача технического переоснащения, внедрения и использования инновационных технологий, повышения качества управления. Решение указанных задач невозможно без использования современных информационно-коммуникационных технологий.
В настоящее время использование информационно-телекоммуникационных технологий в сфере малого и среднего предпринимательства Ленинградской области развито недостаточно. По данным Федеральной службы государственной статистики, в Северо-Западном федеральном округе доля Ленинградской области по затратам на телекоммуникационные услуги составляет 9 процентов, по уровню использования информационных технологий - 5 процентов. Уровень оснащенности субъектов малого и среднего предпринимательства персональными компьютерами в Северо-Западном федеральном округе составляет 25 компьютеров на 100 работников, в Ленинградской области - 17 компьютеров на 100 работников (на 32 процента ниже, чем в Северо-Западном федеральном округе). По результатам анализа уровня использования информационно-коммуникационных технологий в малом предпринимательстве Ленинградской области, проведенного открытым акционерным обществом "Международный центр социально-экономических исследований "Леонтьевский центр", для большинства субъектов малого и среднего предпринимательства информационные технологии являются важным фактором развития.
Низкая производительность труда на малых и средних предприятиях влечет низкую конкурентоспособность продукции и услуг, в том числе на международных рынках. Необходимость привлечения для развития экспортной деятельности специализированных организаций, предоставляющих услуги по выполнению обязательных требований, связанных с выполнением всего комплекса мероприятий, требует от предпринимателей значительных финансовых, временных и людских ресурсов. Кроме того, в связи с изменениями в законодательных нормах Российской Федерации и(или) стран-импортеров, регламентирующих экспортную деятельность, субъекты малого и среднего предпринимательства вынуждены нести существенные для них дополнительные расходы по выполнению новых требований.
Особое значение имеет наличие у субъектов малого и среднего предпринимательства сертификатов международного образца, без которых сложно составлять конкуренцию зарубежным производителям. Высокая затратность прохождения процедур сертификации заставляет предпринимателей ориентироваться в основном на удовлетворение спроса местного населения, затрудняя продвижение продукции и услуг за пределы Российской Федерации. За два года реализации региональной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Ленинградской области на 2006-2008 годы" только два субъекта малого предпринимательства обратились за частичной компенсацией затрат по сертификации выпускаемой продукции, получил государственную поддержку один субъект малого предпринимательства.
В Ленинградской области создана и успешно функционирует сеть организаций муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства (29 организаций, в том числе за 2006-2007 годы - 6 новых), при участии которых на территории муниципальных образований реализуются основные меры государственной поддержки и развития предпринимательства, осуществляется обратная связь, позволяющая ориентировать систему поддержки малого и среднего предпринимательства Ленинградской области на реальные потребности и интересы малого и среднего бизнеса. За два года реализации региональной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Ленинградской области на 2006-2008 годы" зарегистрировано более 56000 обращений субъектов малого и среднего предпринимательства в организации муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства за получением различных видов поддержки.
Инфраструктура поддержки предпринимательства, выполняя важную социальную функцию, в большинстве случаев не является прибыльной, поэтому ее создание и развитие нуждаются в постоянной муниципальной и государственной поддержке. В рамках долгосрочной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009-2013 годы" (далее - Программа) необходимо дальнейшее укрепление и развитие сети организаций муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства.
В рамках региональных целевых программ развития и поддержки малого предпринимательства, реализованных на территории Ленинградской области с 2003 по 2008 год, проделана значительная работа по созданию и развитию новых механизмов государственного содействия субъектам малого предпринимательства в доступе к финансовым и материальным ресурсам (предоставление поручительств по кредитам коммерческих банков и лизинговым сделкам при отсутствии достаточного залогового обеспечения, предоставление льготных займов субъектам малого предпринимательства, не имеющим достаточного залогового обеспечения и кредитной истории, компенсация части затрат на уплату процентов по кредитам и удешевление лизинговых сделок). Однако субъекты малого и среднего предпринимательства продолжают испытывать трудности при формировании стартового капитала, сложности в доступе к ресурсам коммерческих банков и лизинговых компаний, особенно в первые годы развития.
В рамках региональных целевых программ в 2004 - 2007 годах организациям муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства Ленинградской области были предоставлены субвенции на льготные займы для субъектов малого предпринимательства. Средства, полученные в виде субвенций, а также средства, получаемые от заемщиков в виде уплаты процентов за пользование займами, используются организациями муниципальной инфраструктуры для формирования портфеля займов и предоставления чрезвычайно востребованных субъектами малого предпринимательства Ленинградской области займов по льготной процентной ставке. Для развития этого механизма финансирования субъектов малого бизнеса в Программе с 2010 года в течение четырех лет планируется предусматривать аналогичное мероприятие по выделению на конкурсной основе муниципальным организациям поддержки предпринимательства субсидий для организации деятельности по предоставлению займов субъектам малого предпринимательства на осуществление предпринимательской деятельности. С целью увеличения портфеля займов до параметров, достаточных для участия с 2011 года в конкурсах на получение дополнительного финансирования на реализацию мероприятия из федерального бюджета, в 2010 году субсидии будут предоставляться муниципальным организациям поддержки предпринимательства, ведущим микрофинансовую деятельность, максимально соответствующую требованиям Министерства экономического развития Российской Федерации, и имеющим размер совокупного портфеля займов в пределах от 1000 тыс. рублей до 2500 тыс. рублей.
Актуальной для малого предпринимательства Ленинградской области остается проблема доступа к производственным площадям для размещения стартующих бизнесов. Меры по развитию существующих и созданию новых бизнес-инкубаторов, предпринятые в рамках региональной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Ленинградской области на 2006-2008 годы", не позволили решить указанную проблему. Учитывая это, меры государственной поддержки в рамках Программы в приоритетном порядке будут оказываться организациям муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства на развитие деятельности, связанной с инкубированием бизнеса субъектов малого и(или) среднего предпринимательства, в том числе бизнес-инкубаторам, в состав учредителей которых входят высшие учебные заведения.
Актуальным для малого предпринимательства является развитие сферы предоставления населению бытовых услуг и услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Общий объем бытовых услуг, оказываемых населению Ленинградской области, ежегодно увеличивается, однако темпы роста объема бытовых услуг остаются незначительными (в 2007 году - 3,7 процента по сравнению с 2006 годом). Обеспеченность жителей Ленинградской области услугами предприятий бытового обслуживания, особенно в сельской местности, является недостаточной и составляет на 1 января 2008 года 62,1 процента, в том числе в городских поселениях - 76,6 процента, в сельских поселениях -28,1 процента.
Одним из важных направлений в сфере общественного питания является организация питания в учреждениях социальной сферы, в первую очередь в школах. В настоящее время 53 процента школьных столовых обслуживаются непосредственно учреждениями образования, 47 процентов - субъектами малого и среднего предпринимательства. В других учреждениях социальной сферы (больницах, интернатах и т.п.) оказание услуг питания в основном осуществляется самими учреждениями.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства развитие малого предпринимательства происходит недостаточно активно. Жилищно-коммунальные услуги населению оказывают в основном государственные и муниципальные предприятия. Доля малого предпринимательства по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (капитальный ремонт, эксплуатация и текущий ремонт, обслуживание и ремонт инженерных коммуникаций, благоустройство и уборка территорий, вывоз твердых бытовых отходов, озеленение, охрана жилищного фонда, установка и обслуживание систем видеонаблюдения, содержание и ремонт дорожного покрытия, проведение проектных работ, дезинфекция, сбор коммунальных платежей, посредничество при расчетах с поставщиками коммунальных услуг населению и др.) низка и составляет менее 15 процентов. За два года реализации региональной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства на 2006-2008 годы" за мерами поддержки в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг обратилось три субъекта малого предпринимательства (два - за получением льготных займов, один - за получением стартового пособия).
Богатые туристско-рекреационные ресурсы Ленинградской области способствуют развитию различных видов туризма. На территории Ленинградской области действуют 29 туроператоров международного и внутреннего туризма, расположены 660 гостиниц, баз отдыха, спортивных и оздоровительных лагерей. Однако современная конкурентоспособная туристская отрасль недостаточно сформирована.
Принимая во внимание уровень развития малого и среднего предпринимательства в производственной и социальной сферах, жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании населения и в сфере туризма, а также необходимость развития информационно-коммуникационных технологий, в том числе бизнесов, направленных на обучение населения навыкам получения государственных услуг в электронном формате, приоритетными сферами развития малого и среднего предпринимательства Ленинградской области в рамках Программы являются производственная сфера, социально значимые отрасли (образование, социальная защита населения, здравоохранение, физическая культура, спорт), общественное питание в учреждениях социальной сферы, туризм, жилищно-коммунальное хозяйство, предоставление бытовых услуг населению (за исключением парикмахерских услуг, услуг по ремонту и строительству жилья и других строений, услуг фотоателье, оказываемых на территориях городов Ленинградской области), а также развитие информационно-коммуникационных технологий.
В целях выполнения решений Министерства регионального развития Российской Федерации по нормализации социально-экономического положения монопрофильных городов в субъектах Российской Федерации с 2010 года в Программе предусмотрены мероприятия по софинансированию муниципальных программ развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в моногородах Ленинградской области. Средства, выделяемые на эти цели, в первую очередь будут направляться на поддержку стартующих бизнесов, удешевление лизинговых сделок для субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие микрофинансирования и развитие организаций муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства (в том числе бизнес- инкубаторов).
В соответствии с задачами, поставленными перед органами исполнительной власти Российской Федерации по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года, начиная с 2010 года в приоритетном порядке будут поддерживаться субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие оптовую торговлю продукцией областных товаропроизводителей. Меры государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в производственной сфере в первую очередь будут оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим модернизацию производственных процессов, и(или) реализующим меры, направленные на обеспечение доступа потребителей к недорогим качественным товарам.
Кроме того, при проведении конкурсных процедур по отбору получателей мер государственной поддержки, предусмотренных Программой, в приоритетном порядке будут поддерживаться инновационные компании и субъекты малого и среднего предпринимательства, реализующие на предприятии мероприятия по снижению энергетических издержек.
Учитывая, что одним из приоритетных направлений поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемых Министерством экономического развития Российской Федерации, является развитие молодежного предпринимательства, а также в соответствии с указанием Губернатора Ленинградской области с 2011 года в Программе предусматривается комплекс мероприятий, объединенный в подпрограмму, направленный на вовлечение молодежи Ленинградской области в предпринимательскую деятельность.
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства, увеличения его вклада в решение задач социально-экономического развития Ленинградской области.
Основными задачами Программы являются:
повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства на внутренних и внешних рынках;
расширение использования субъектами малого и среднего предпринимательства информационно-коммуникационных технологий;
развитие деловой активности населения Ленинградской области за счет повышения интереса к предпринимательской деятельности;
улучшение стартовых условий для предпринимательской деятельности представителям социально незащищенных слоев населения и молодежи;
совершенствование информационно-консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства путем расширения и повышения качества услуг, оказываемых организациями муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства;
развитие механизмов, обеспечивающих доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и материальным ресурсам, в том числе развитие системы кредитной кооперации;
обеспечение первоочередной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, ведущих деятельность в приоритетных для Ленинградской области сферах развития и(или) на территориях депрессивных муниципальных образований;
См. Перечень городских и сельских поселений, отнесенных в 2011 г. в целях реализации долгосрочной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009 - 2013 гг." к категории депрессивных муниципальных образований, утвержденный постановлением Правительства Ленинградской области от 11 марта 2011 г. N 46
развитие механизмов, направленных на содействие в устранении административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства.
Основные целевые индикаторы реализации Программы представлены в таблице 4.
Таблица 4
Основные индикаторы реализации Программы
N п/п |
Целевой индикатор |
2009-2013 годы |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Динамика оборота малых и средних предприятий, проц. |
164,5* |
122,3 |
112,0 |
112,0 |
114,0 |
115,0 |
2 |
Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий (без внешних совместителей) в среднесписочной численности работников предприятий и организаций Ленинградской области (без внешних совместителей), проц. |
30,0 |
36,1 |
28,0 |
29,0 |
30,0 |
30,0 |
3 |
Объем налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства на один рубль средств государственной поддержки из областного бюджета Ленинградской области, руб. |
6,26 |
2,51 |
4,76 |
6,62 |
7,52 |
8,2 |
* Приведены темпы роста оборота малых и средних предприятий за 2010 - 2013 годы. Информация за 2009 год является несопоставимой с информацией последующих лет, так как в 2009 году были изменены критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым и средним предприятиям в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. Мероприятия Программы
План мероприятий долгосрочной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009-2013 годы" (приложение 1 к Программе) содержит следующие разделы:
Постановлением Правительства Ленинградской области от 15 декабря 2009 г. N 374 в подраздел 3.1 настоящего приложения внесены изменения
3.1. Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства
к финансовым и материальным ресурсам
Раздел включает следующий комплекс мероприятий:
предоставление на конкурсной основе субсидий субъектам малого предпринимательства, действующим менее одного года, организованным представителями социально незащищенных слоев населения и молодежи;
предоставление на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий для компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в российских кредитных организациях, и уплатой лизинговых платежей в части дохода лизингодателя;
предоставление на конкурсной основе организациям муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства субсидий для компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами (при надлежащем исполнении обязательств по ним), полученными в российских кредитных организациях для предоставления займов субъектам малого предпринимательства на осуществление предпринимательской деятельности;
предоставление льготных займов субъектам малого предпринимательства;
предоставление на конкурсной основе сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам, кредитным потребительским кооперативам с членством субъектов малого предпринимательства, кредитным кооперативам граждан субсидий для компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами (при надлежащем исполнении обязательств по ним), полученными в российских кредитных организациях для предоставления займов своим членам на осуществление предпринимательской деятельности;
предоставление на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства субсидий для компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов по займам, полученным на осуществление предпринимательской деятельности в потребительских кооперативах с членством субъектов малого предпринимательства, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, кредитных кооперативах граждан и муниципальных фондах сельского развития;
проведение семинаров по вопросам создания и функционирования кредитных потребительских и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов с членством субъектов малого предпринимательства;
мониторинг деятельности кредитных потребительских кооперативов с участием субъектов малого предпринимательства;
предоставление субъектам малого предпринимательства займов, выданных кредитными потребительскими кооперативами;
ведение реестра недвижимого имущества, находящегося в собственности Ленинградской области или в собственности муниципальных образований Ленинградской области и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства;
предоставление на конкурсной основе муниципальным организациям поддержки предпринимательства субсидий для организации деятельности по предоставлению льготных займов субъектам малого предпринимательства в приоритетных для Ленинградской области сферах развития малого предпринимательства и(или) на территориях депрессивных муниципальных образований, и(или) осуществляющим предпринимательскую деятельность в течение первых двух лет;
предоставление бюджетных средств в целях увеличения уставного капитала ОАО "Агентство кредитного обеспечения";
предоставление на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий для компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов по договорам лизинга оборудования, и(или) уплатой первого взноса при заключении договоров лизинга оборудования;
предоставление на конкурсной основе организациям муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства субсидий для компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами (при надлежащем исполнении обязательств по ним), полученными в российских кредитных организациях для предоставления займов субъектам малого и среднего предпринимательства на осуществление предпринимательской деятельности;
предоставление на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий для компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в российских кредитных организациях в 2009 году.
3.2. Обеспечение консультационной, организационно-методической
и информационной поддержки субъектов малого и среднего
предпринимательства
Раздел включает следующий комплекс мероприятий:
предоставление на конкурсной основе организациям муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства субсидий для компенсации части затрат, связанных с оказанием безвозмездных информационных, консультационных и образовательных услуг представителям социально незащищенных слоев населения, молодежи и субъектам малого предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность в течение первых двух лет, а также осуществляющим хозяйственную деятельность в приоритетных для Ленинградской области сферах развития малого предпринимательства и(или) на территориях депрессивных муниципальных образований;
организация и проведение обучения сотрудников организаций муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства с целью повышения их квалификации по актуальным вопросам содействия развитию малого и среднего предпринимательства;
организация и проведение конкурса муниципальных организаций поддержки предпринимательства, претендующих на получение субсидий на развитие;
предоставление на конкурсной основе субсидий на развитие бизнес-инкубаторов;
организация и проведение конкурса организаций муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства "Лучшая организация поддержки предпринимательства";
проведение семинаров для субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам ведения предпринимательской деятельности и актуальным вопросам в сфере предпринимательства;
разработка, апробация и издание пособия по охране труда для работников организаций - субъектов малого предпринимательства;
разработка и издание методических и информационных материалов для безработных граждан по вопросам организации предпринимательской деятельности;
предоставление на конкурсной основе организациям муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства субсидий на проведение мероприятий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования (зональные семинары, конференции, круглые столы, тематические выставки, ярмарки, районные праздники и др.);
издание информационно-справочных, методических и презентационных материалов, посвященных вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области;
организация и проведение конкурса "Лучшее муниципальное образование Ленинградской области по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства";
производство и выпуск цикла телепередач, посвященных вопросам развития малого и среднего предпринимательства Ленинградской области;
организация и проведение конкурса "Лучший в малом и среднем бизнесе";
организация и проведение открытого конкурса средств массовой информации Ленинградской области на лучшее освещение актуальных вопросов развития малого и среднего предпринимательства;
организация и проведение конкурса организаций муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства, претендующих на получение субсидий на развитие.
3.3. Содействие росту конкурентоспособности и продвижению
продукции субъектов малого и среднего предпринимательства
на товарные рынки
Раздел включает следующий комплекс мероприятий:
предоставление на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий для компенсации части затрат, связанных с получением российских сертификатов при сертификации товаров, оборудования и услуг, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательной сертификации, а также с получением сертификатов качества в соответствии с международными стандартами, в том числе сертификатов внедрения системы менеджмента качества по стандартам ИСО;
организация и проведение семинаров для субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам получения сертификатов качества в соответствии с международными стандартами;
организация и проведение семинаров для субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам внешнеэкономической деятельности;
предоставление на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства субсидий для компенсации части затрат, связанных с участием в международных, межрегиональных и областных конференциях, фестивалях, чемпионатах, конкурсах, форумах, партнериатах, бизнес-встречах, выставочно-ярмарочных мероприятиях субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе женщин-предпринимателей, и других мероприятиях, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, повышение уровня конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Ленинградской области;
организация участия субъектов малого и среднего предпринимательства - производителей хлебобулочных и кондитерских изделий в российских, межрегиональных, областных конкурсах и выставочно-ярмарочных мероприятиях;
организация участия объединенной экспозиции работ мастеров народных промыслов и ремесел Ленинградской области в выставочно-ярмарочных мероприятиях;
организация и проведение конкурса специалистов субъектов малого предпринимательства Ленинградской области по парикмахерскому искусству;
организация и проведение конкурса специалистов субъектов малого предпринимательства Ленинградской области по кулинарному искусству;
предоставление на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий для компенсации части затрат, связанных с получением российских и международных сертификатов, в том числе сертификатов внедрения системы менеджмента качества по стандартам ИСО, и(или) для компенсации части затрат, связанных с участием субъектов малого, среднего предпринимательства и организаций муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства в выставочно-ярмарочных мероприятиях, в том числе за рубежом.
3.4. Развитие информационно-коммуникационных технологий
в сфере малого и среднего предпринимательства
Раздел включает следующий комплекс мероприятий:
предоставление на конкурсной основе субсидий на создание и развитие центров коллективного доступа в Интернет для субъектов малого и среднего предпринимательства на базе муниципальных организаций поддержки предпринимательства (приобретение телекоммуникационного оборудования, оргтехники, программного обеспечения и др.);
предоставление на конкурсной основе организациям муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства субсидий для компенсации части затрат, связанных с предоставлением субъектам малого и среднего предпринимательства интернет-услуг и услуг, предоставляемых с использованием информационно-коммуникационных технологий;
организация и проведение обучающих семинаров по использованию информационно-коммуникационных технологий в бизнесе для субъектов малого и среднего предпринимательства дифференцированно по степени их развития и подготовленности к использованию информационно-коммуникационных технологий;
подготовка и издание информационных и методических материалов по использованию информационно-коммуникационных технологий в бизнесе.
3.5. Содействие в устранении административных барьеров
и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего
предпринимательства
Раздел включает следующий комплекс мероприятий:
мониторинг проблем и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства;
содействие в работе комиссии по устранению административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства в Ленинградской области;
предоставление на конкурсной основе субсидий на развитие некоммерческих организаций субъектов малого и среднего предпринимательства;
проведение социологического исследования среди субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области по выявлению коррупционных факторов, мешающих развитию малого и среднего бизнеса.
3.6. Содействие в реализации муниципальных программ развития и поддержки
субъектов малого и среднего предпринимательства в моногородах
Ленинградской области
Раздел включает следующий комплекс мероприятий: предоставление на конкурсной основе субсидий бюджетам муниципальных образований моногородов для софинансирования муниципальных программ поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
увеличение уставного капитала открытого акционерного общества "Агентство кредитного обеспечения" в целях выделения квоты на предоставление поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства моногородов.
3.7. Подпрограмма "Вовлечение молодежи Ленинградской области в предпринимательскую деятельность"
Подпрограмма включает следующий комплекс мероприятий: предоставление на конкурсной основе организациям муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства субсидий для компенсации части затрат, связанных с проведением на безвозмездной основе информационных семинаров по основам предпринимательской деятельности для старшеклассников, для обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, для студенток образовательных учреждений высшего профессионального образования; проведение бизнес-лагерей для старшеклассников; проведение бизнес-тренингов для студенческой молодежи; организация и проведение конкурса "Молодой предприниматель Ленинградской области";
организация и проведение форума "Бизнес - молодой"; организация в рамках молодежного международного образовательного форума Ленинградской области образовательной площадки "Молодежное предпринимательство";
производство и выпуск в эфир телевизионных передач, посвященных молодежному предпринимательству.
3.8. Нормативно-правовое обеспечение долгосрочной целевой программы
"Развитие и государственная поддержка малого и среднего
предпринимательства в Ленинградской области
на 2009 - 2013 годы"
Раздел содержит перечень нормативных правовых документов, необходимых для обеспечения реализации мероприятий Программы:
порядок предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства, действующим менее одного года, организованным представителями социально незащищенных слоев населения и молодежи, для занятия предпринимательской деятельностью;
порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий для компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в российских кредитных организациях, и уплатой лизинговых платежей в части дохода лизингодателя;
порядок предоставления организациям муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства субсидий для компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами (при надлежащем исполнении обязательств по ним), полученными в российских кредитных организациях для предоставления займов субъектам малого предпринимательства на осуществление предпринимательской деятельности;
порядок предоставления сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам, кредитным потребительским кооперативам с членством субъектов малого предпринимательства, кредитным кооперативам граждан субсидий для компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами (при надлежащем исполнении обязательств по ним), полученными в российских кредитных организациях для предоставления займов своим членам на осуществление предпринимательской деятельности;
порядок предоставления субъектам малого предпринимательства субсидий для компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов по займам, полученным на осуществление предпринимательской деятельности в потребительских кооперативах с членством субъектов малого предпринимательства, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, кредитных кооперативах граждан и муниципальных фондах сельского развития;
порядок предоставления организациям муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства субсидий для компенсации части затрат, связанных с оказанием безвозмездных информационных, консультационных и образовательных услуг представителям социально незащищенных слоев населения, молодежи и субъектам малого предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность в течение первых двух лет, а также осуществляющим хозяйственную деятельность в приоритетных для Ленинградской области сферах развития малого предпринимательства и(или) на территориях депрессивных муниципальных образований;
порядок предоставления муниципальным организациям поддержки предпринимательства субсидий на развитие;
порядок предоставления субсидий на развитие бизнес-инкубаторов;
порядок предоставления организациям муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства субсидий на проведение мероприятий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.