Решение Ленинградского областного суда
от 15 ноября 2011 г. N 7-850/2011
Судья Ленинградского областного суда Осоцкий А.И.,
при секретаре К.А..,
рассмотрев жалобу Гурова А.Б., действующего в защиту Севастьяновой Д.И. на постановление судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 6 октября 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 6 октября 2011 г. Севастьянова Д.И. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 1/2 стоимости товара, являющегося предметом административного правонарушения, что составило 38035 рублей 01 копейка.
Вина Севастьяновой Д.И. установлена в том, что она 14 октября 2010 года в 9 часов 15 минут, следуя из Финляндии в Российскую Федерацию, не осуществила на таможенном посту МАПП Брусничное Выборгской таможни декларирование по установленной форме перевозимого для личного пользования товара: одежды (курток, платьев, кофт, брюк и др.) в количестве 3 грузовых мест общим весом 47,6 кг.
В жалобе Гурова А.Б. содержится просьба об отмене принятого постановления и о прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях Севастьяновой Д.И. состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав Гурова А.Б., заслушав заместителя начальника отдела административных расследований Выборгской таможни Морщакова И.А., прихожу к выводу о наличии оснований для отмены постановления суда.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 г., заключенного Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, таможенному декларированию в письменной форме подлежат, в частности, товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей.
К товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу с освобождением от уплаты таможенных платежей, относятся товары, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро, и общий вес которых не превышает 50 килограммов (Приложение 3 к Соглашению).
Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки должностными лицами таможенного органа соблюдения физическим лицом таможенного законодательства в части декларирования перемещаемых товаров, Севастьяновой Д.И. был предъявлен выданный ей финской фирмой FinnooaOy товарный чек от 14.10.2010 г., содержащий сведения о стоимости приобретенного с ее слов товара на 960 евро (л.д. 95).
В целях определения таможенной стоимости товара таможенным органом было принято решение о проведении товароведческой экспертизы, на разрешение которой был поставлен вопрос о стоимости товара на внутреннем рынке Российской Федерации в рублях по состоянию на 14 октября 2010 года.
Согласно заключению таможенного эксперта N 155/02-2011 от 9 марта 2011 г. рыночная стоимость товара в Российской Федерации по состоянию на 14 октября 2010 года составила 226059 рублей.
Таможенная стоимость товара, полученная расчетным путем, составила 139137 рублей 67 копеек (л.д. 64), что превысило, исходя из установленного Центральным Банком Российской Федерации на 14.10.2010 г. курса евро по отношению к российскому рублю, таможенную стоимость товара, эквивалентную 1500 евро, на 76070 рублей 02 копейки.
Принимая решение о наличии в действиях Севастьяновой Д.И. состава административного правонарушения, суд не учел, что в соответствии с положениями абз. 1 ч. 1 ст. 361 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров для личного пользования определяется на основании заявленной физическим лицом стоимости таких товаров, подтвержденной оригиналами документов, содержащих сведения о стоимости товаров для личного пользования.
В случае отсутствия у физического лица, перемещающего товары для личного пользования, необходимых документов и (или) сведений о стоимости этих товаров либо при наличии обоснованных причин полагать, что представленные лицом документы и (или) сведения не являются достоверными, должностное лицо таможенного органа определяет таможенную стоимость товаров на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации на аналогичные товары, в том числе на основании данных, указываемых в каталогах иностранных фирм, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров (абз. 1 ч. 2 ст. 361).
Из указанных положений следует, что определение таможенным органом стоимости товаров, перемещаемых физическим лицом для личного пользования, производится при отсутствии у такого лица необходимых документов и (или) сведений о стоимости этих товаров либо при наличии обоснованных причин полагать, что представленные лицом документы и (или) сведения не являются достоверными.
Принимая во внимание то обстоятельство, что Севастьяновой Д.И. был представлен документ (товарный чек), имеющий указание на стоимость товара, основанием для осуществления действий по самостоятельному определению таможенной стоимости товаров таможенным органом могли быть сомнения относительно достоверности либо самого товарного чека, либо имеющихся в нем сведений.
Исследование материалов дела показывает, что доказательств недостоверности (поддельности) товарного чека таможенным органом представлено не было.
В случае возникновения необходимости в проверке достоверности указанных в товарном чеке сведений необходимо руководствоваться положениями Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе", устанавливающими методы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, а также Правилами определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 500.
Согласно ч. 1 ст. 19 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 указанного Закона.
Если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со ст. 19 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на экспорт в Российскую Федерацию и вывезенными в Российскую Федерацию в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары. Стоимостью сделки с идентичными товарами является таможенная стоимость этих товаров, принятая таможенным органом в соответствии со статьей 19 Закона (ч. 1 ст. 20).
Из положений раздела 4 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" следует, что таможенный орган последовательно применяет методы определения таможенной стоимости товаров: по стоимости сделки с идентичными товарами, по стоимости сделки с однородными товарами, методы вычитания, сложения, резервный метод (статьи 20 - 24 Закона).
Согласно п. 12 Правил определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации при отсутствии сведений о стоимости сделки с товарами того же класса или вида при продаже таких товаров на экспорт в Российскую Федерацию либо невозможности использования этих сведений таможенная стоимость незаконно ввозимых товаров определяется на основе сведений (в том числе имеющихся в распоряжении таможенного органа) о цене единицы товара того же класса или вида, по которой эти товары продаются в Российской Федерации в тот же или соответствующий ему период, который выбран для определения таможенной стоимости незаконно ввозимых товаров, лицам, не являющимся взаимосвязанными с лицами, осуществляющими продажу на территории Российской Федерации.
Анализ приведенных нормативных положений показывает, что определение таможенной стоимости ввозимых товаров на основе рыночных цен, по которым эти товары продаются в Российской Федерации, производится в том случае, если установить таможенную стоимость другими предусмотренными законодательством методами не представилось возможным.
Между тем, материалы дела не содержат сведений о том, что при определении таможенной стоимости ввозимых Севастьяновой Д.И. товаров применялись какие-либо иные (помимо последнего, основанного на рыночной стоимости товара в Российской Федерации) установленные законом методы и что их применение не позволило по каким-либо причинам получить, в частности, сведения о стоимости сделки с товарами того же класса или вида при продаже таких товаров на экспорт в Российскую Федерацию. Данное обстоятельство не позволяет считать доказанным законность и обоснованность использования таможенным органом метода определения таможенной стоимости товара на основе сведений о цене единицы товара, по которой товар того же класса или вида продавался на территории Российской Федерации, рассчитанной на 14 октября 2010 года, и, соответственно, обоснованность вывода о таможенной стоимости перевозимого Севастьяновой Д.И. товара в 139137 рублей 67 копеек.
Изложенное дает основание для вывода о недоказанности совершения Севастьяновой Д.И. административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 6 октября 2011 года, принятое в отношении Севастьяновой Д.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить.
Судья |
А.И. Осоцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 15 ноября 2011 г. N 7-850/2011
Текст решения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)