Решение Санкт-Петербургского УФАС России
от 2 ноября 2011 г. N К12-197/11
Резолютивная часть решения оглашена 02 ноября 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 17 ноября 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Чащихина С.Г.-заместитель руководителя управления, Председатель Комиссии;
Мультановская В.В.-начальник отдела контроля энергетики, член Комиссии;
Мордовец В.А.-главный специалист-эксперт отдела контроля энергетики, член Комиссии,
рассмотрев дело N К12-197/11 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Энергия Холдинг" (195009, Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д. 19) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии представителей:
от СНТ НИИТ "Песочное" (заявитель):
Терентьев Г.С. - председатель правления;
Елисеева Н.Н. - представитель, по доверенности.
от ООО "Энергия Холдинг" (ответчик):
Муровец А.Ю. - заместитель директора по административно-правовым вопросам, по доверенности.
установила:
1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление) поступило заявление СНТ НИИТ "Песочное" б/н б/д (вх. N 7767 от 15.06.2011) в связи с действиями ООО "Энергия Холдинг" при внесении изменений в договор энергоснабжения в части исключения авансовых платежей.
СНТ НИИТ "Песочное" в указанном заявлении ходатайствовало об исключении из договора энергоснабжения от 01.03.2007 N 2-150 условий, предусматривающих оплату авансовых платежей.
2. ООО "Энергия Холдинг" является доминирующим хозяйствующим субъектом, приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 12.09.2007 N 05-РР включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов по виду деятельности "купля-продажа, поставка электрической энергии" с долей более 50 процентов в географических границах - границы балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "Курортэнерго", ЗАО "Царскосельская энергетическая компания", ЗАО "Лентеплоснаб", ОАО "Петродворцовая электросеть", ОАО "Санкт-Петербургские электрические сети", ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", ГУП "Петербургский метрополитен", ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", СПбГУП "Горэлектротранс", СПбГУП "Ленсвет", ООО "Ижора-Энергосбыт", ОАО "Ленэнерго" в точках поставки ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", ГУП "Петербургский метрополитен", ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", СПбГУП "Горэлектротранс", СПбГУП "Ленсвет", ООО "Ижора-Энергосбыт" в административных границах Санкт-Петербурга.
3. ООО "Энергия Холдинг" по запросам Управления представило следующие обоснования своих действий (вх. N 10661 от 15.08.2011, вх. N 14149 от 31.10.2011).
Между ООО "Энергия Холдинг" и СНТ НИИТ "Песочное" заключен договор энергоснабжения N 2-150 от 01.03.2007, в соответствии с которым гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии и мощности, самостоятельно или через третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителя, а потребитель обязался своевременно оплачивать приобретаемую электрическую энергию и мощность и оказанные услуги, а также выполнять иные условия договора.
Статьями 420, 421 Гражданского кодекса РФ установлен принцип свободы договора и волеизъявления сторон, находящий свое выражение в предоставлении сторонам права свободно определять условия договора, таким образом, заключенный договор является выражением согласованной воли сторон и свидетельствует о намерении сторон вступить в договорные отношения на указанных в нем условиях, их согласии с принятием на себя определенных прав и обязанностей.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от их исполнения, равно как и одностороннее изменение условий договора, порождающих данные обязательства, не допускаются.
Согласно статье 450 Гражданского кодекса РФ при отсутствии согласия второй стороны условия договора могут быть изменены по решению суда только в случае существенного нарушения договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных договором или законом.
Учитывая, что ни указанный договор, ни действующее законодательство не содержат норм, предусматривающих одностороннее изменение условий договора по факту обращения одной из сторон договора, основания для одностороннего изменения условий договора отсутствуют.
В соответствии с пунктом 70 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года N 530, общим правилом осуществления расчетов на розничном рынке электрической энергии является порядок расчетов с использованием авансовых платежей. Исключение сделано только для граждан-потребителей и исполнителей коммунальной услуги по электроснабжению.
По мнению ООО "Энергия Холдинг", садоводческие некоммерческие товарищества, исходя из целей потребления электроэнергии, как гражданами-потребителями, так и исполнителями коммунальной услуги по электроснабжению, не являются.
ООО "Энергия Холдинг" на заседании Комиссии 02.11.2011 сообщило, что применяет условия об авансовых платежах в договорах энергоснабжения со всеми садоводческими товариществами.
1. Рассмотрев информацию по делу N К12-197/11, Комиссия отмечает следующее.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
В соответствии с пунктом 61 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности.
Между СНТ НИИТ "Песочное" и ООО "Энергия Холдинг" заключен договор энергоснабжения от 01.03.2007 N 2-150.
Согласно разделу 4 "Порядок расчетов" (пункты 4.1, 4.3, 4.5, 4.8, 4.13) договора энергоснабжения от 01.03.2007 N 2-150 оплата потребителем потребленной энергии и мощности осуществляется с применением ежемесячных авансовых платежей.
СНТ НИИТ "Песочное" письмом от 22.02.2011 (вх. N 01-1210/0/11-0-0 от 22.02.2011) обратилось в ООО "Энергия Холдинг" с просьбой об исключении из договора энергоснабжения от 01.03.2007 N 2-150 авансовых платежей. ООО "Энергия Холдинг" письмом от 18.04.2011 исх. N 01-1210/11-0-1 отказалось вносить изменения в указанный договор энергоснабжения в части авансовых платежей.
ООО "Энергия Холдинг" сообщило СНТ НИИТ "Песочное" о том, что в настоящее время общим правилом осуществления расчетов на розничном рынке электроэнергии является порядок расчетов с применением авансовых платежей. Предъявление авансовых платежей носит стимулирующий характер и направлено на упорядочивание платежей потребителей, в данном случае, садоводов.
Также ООО "Энергия Холдинг" обосновывает свои действия по отказу вносить изменения в договор энергоснабжения от 01.03.2007 N 2-150 в части авансовых платежей тем, что садоводческие некоммерческие товарищества, исходя из целей потребления электроэнергии, как гражданами-потребителями, так и исполнителями коммунальной услуги по электроснабжению, не являются.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 73 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, граждане-потребители и исполнители коммунальной услуги по электроснабжению вносят плату за электрическую энергию и услуги, предоставляемые в соответствии с договором энергоснабжения, не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
В приложении N 5 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, содержится примерный договор энергоснабжения граждан-потребителей, которым не предусмотрено применение авансовых платежей.
В соответствии с пунктом 62(2) Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, население оплачивает фактически потребленные объемы электрической энергии (мощности) по установленным тарифам.
На основании пункта 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, к тарифной группе "население" относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 31.12.2010 N 655-э "Об определении категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам)" садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, входят в перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 13.12.2010 N 333-р "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Санкт-Петербургу на 2011 год" садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, отнесены к потребителям, приравненным к населению.
Таким образом, нормами действующего законодательства применение в расчетах ежемесячных авансовых платежей за потребленную электроэнергию с СНТ НИИТ "Песочное" - некоммерческой организации, учрежденной гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, не предусмотрено.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Действия ООО "Энергия Холдинг", выраженные во включении в договор энергоснабжения от 01.03.2007 N 2-150 условий об ежемесячных авансовых платежах за электроэнергию не соответствуют нормам Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, ущемляют интересы СНТ НИИТ "Песочное", что запрещено статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе и о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
решила:
1. Признать наличие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях ООО "Энергия Холдинг", выразившегося во включении в договор энергоснабжения от 01.03.2007 N 2-150 условий об ежемесячных авансовых платежах за электроэнергию.
2. Выдать ООО "Энергия Холдинг" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии |
С.Г. Чащихина |
Члены Комиссии |
В.В. Мультановская |
|
В.А. Мордовец |
Предписание
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Чащихина С.Г.-заместитель руководителя управления, Председатель Комиссии;
Мультановская В.В.-начальник отдела контроля энергетики, член Комиссии;
Мордовец В.А.-главный специалист-эксперт отдела контроля энергетики, член Комиссии,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 02.11.2011 по делу N К12-197/11 о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью "Энергия Холдинг" (195009, Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д. 19) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
п редписывает:
1. ООО "Энергия Холдинг" прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся во включении в договор энергоснабжения от 01.03.2007 N 2-150 условий об ежемесячных авансовых платежах за электроэнергию.
для чего:
- исключить из договора энергоснабжения от 01.03.2007 N 2-150 условия, предусматривающие оплату потребленной электроэнергии с применением ежемесячных авансовых платежей;
- обеспечить потребителям (садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим товариществам, садоводческим, огородническим или дачным потребительским кооперативам, садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим партнерствам) право выбора порядка оплаты потребленной электроэнергии без внесения ежемесячных авансовых платежей, путем публичного информирования указанных потребителей о возможности исключения условий об ежемесячных авансовых платежах из договора энергоснабжения по выбору потребителя.
2. ООО "Энергия Холдинг" в срок до 23 декабря 2011 года представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу доказательства, свидетельствующие о принятии мер по исполнению настоящего предписания.
Председатель Комиссии |
С.Г. Чащихина |
Члены Комиссии |
В.В. Мультановская |
|
В.А. Мордовец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 2 ноября 2011 г. N К12-197/11
Текст решения размещен на сайте Санкт-Петербургского УФАС России (http://spb.fas.gov.ru)