Решение Ленинградского областного суда
от 29 августа 2011 г. N 3-50/2011
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шадриной Е.В.,
при секретаре Фроловой Я.Ф.,
с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Васильева В.Ф. о признании недействующими в части областного закона Ленинградской области от 8 июня 2011 года N 31-оз "О внесении изменений в областной закон "Об областном бюджете Ленинградской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и областного закона Ленинградской области от 15 июня 2011 года N 39-оз "О внесении изменений в некоторые областные законы в связи с совершенствованием механизма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг",
установил:
31 мая 2011 года законодательным собранием Ленинградской области принят областной закон Ленинградской области N 39-оз "О внесении изменений в некоторые областные законы в связи с совершенствованием механизма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", который 15 июня 2011 года подписан губернатором Ленинградской области, 25 июня 2011 года официально опубликован в газете "Вести", N 115, и вступил в силу через десять дней со дня его официального опубликования.
Статьей 1 указанного областного закона внесены изменения в областной закон от 1 декабря 2004 года N 106-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области", пункт 2 части 1 статьи 3 которого изложен в следующей редакции: "2) ежемесячная денежная компенсация части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе части расходов по оплате жилого помещения, понесенных членами семей ветеранов труда, совместно с ними проживающими и находящимися на их иждивении либо получающими пенсию по старости и не пользующимися правом на аналогичную выплату по другим основаниям, в размере, установленном областным законом об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год".
31 мая 2011 года законодательным собранием Ленинградской области принят также областной закон Ленинградской области N 31-оз "О внесении изменений в областной закон "Об областном бюджете Ленинградской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", который подписан губернатором Ленинградской области 8 июня 2011 года, 11 июня 2011 года официально опубликован в газете "Вести", N 106, и вступил в силу со дня его официального опубликования.
В соответствии с пунктом 34 статьи 1 данного закона области областной закон от 23 декабря 2010 года N 84-оз "Об областном бюджете Ленинградской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" дополнен приложением 143 "Размер ежемесячной денежной выплаты на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг на 2011 год", которым установлены размеры ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на 2011 года ветеранам труда; нетрудоспособным членам семей ветеранов труда, совместно с ними проживающим и находящимся на их иждивении; специалистам (кроме педагогических работников), работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа; нетрудоспособным членам семей специалистов (кроме педагогических работников), работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа, совместно с ними проживающими и находящимся на их иждивении, для каждого из 18 муниципальных образований Ленинградской области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущены опечатки. Дату и номер названного Областного закона следует читать как "от 8 июня 2011 г. N 31-оз"
Строка 6 приложения 143 к тому же областному закону определяет размеры ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на 2011 год перечисленным категориям граждан в <...> муниципальном районе Ленинградской области. Для ветеранов труда ежемесячная денежная компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг установлена в размере 639 руб.
Васильев В.Ф., являясь ветераном труда, обратился в суд с заявлением о признании недействующими пункта 34 статьи 1 областного закона Ленинградской области от 8 июня 2011 года N 31-оз "О внесении изменений в областной закон "Об областном бюджете Ленинградской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", строки 6 приложения 143 к тому же областному закону, статьи 1 областного закона Ленинградской области от 15 июня 2011 года N 39-оз "О внесении изменений в некоторые областные законы в связи с совершенствованием механизма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" в части, касающейся ветеранов труда, ссылаясь их противоречие Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и Федеральному закону от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", которыми не допускается уменьшение в денежном выражении объема мер социальной поддержки ветеранам труда по сравнению с ранее имевшимися. Указал, что его социальные права нарушены, поскольку до введения в действие вышеназванных областных законов ему предоставлялась льгота по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере <...>, тогда как установленная с 11 июня 2011 года ежемесячная денежная компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 639 руб. существенно снижает ранее достигнутый им уровень социальной поддержки (л.д.3, 41).
Определением Ленинградского областного суда от 29 августа 2011 года из числа заинтересованных лиц по делу исключен комитет по социальной защите населения Ленинградской области (л.д.56-58).
В судебном заседании Васильев В.Ф. заявление поддержал и просил его удовлетворить.
Представитель законодательного собрания Ленинградской области Малкин Л.В. против удовлетворения заявления возражал. Ссылаясь на доводы, в том числе, приведенные в письменных возражениях (л.д.29-31), указал, что областные законы в оспариваемой части приняты законодательным собранием в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации для правового регулирования вопросов социальной поддержки ветеранов труда, и федеральному законодательству не противоречат. Пункт 2 части 1 статьи 3 областного закона от 1 декабря 2004 года N 106-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области" как до, так и после внесения в него изменений, не устанавливает размер ежемесячной денежной компенсации ветеранам труда по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В областных законах от 15 июня 2011 года N 39-оз "О внесении изменений в некоторые областные законы в связи с совершенствованием механизма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" и от 1 декабря 2004 года N 106-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области" содержится лишь отсылочная норма к областному закону об областном бюджете, следовательно, указанные областные законы права Васильева В.Ф. не нарушают. В результате установления фиксированной суммы ежемесячной денежной компенсации социальное положение определенной части ветеранов труда, у которых получаемая компенсация в размере 50 процентов оплаты жилищно-коммунальных услуг составляла ниже установленной фиксированной ежемесячной денежной компенсации, улучшится. В отношении тех ветеранов труда, у которых в связи с принятием областных законов положение ухудшилось, будут приняты подзаконные акты, направленные на выравнивание их положения.
Представители губернатора Ленинградской области Яковлева Н.Н. и Чекстер В.М. с требованиями Васильева В.Ф. также не согласились. Занимая позицию, аналогичную позиции законодательного собрания Ленинградской области, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д.32-34), дополнительно указали, что Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" относит определение мер социальной поддержки ветеранов труда к полномочиям субъектов Российской Федерации и не устанавливает в отношении субъектов Российской Федерации требования о необходимости предоставления ветеранам труда конкретных мер социальной поддержки и конкретные размеры денежной компенсации. Правоотношения, регулируемые областным законом от 1 декабря 2004 года N 106-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области", являются длящимися, а осуществленное в том же областном законе правовое регулирование обязательно для неопределенного круга лиц, поэтому оспариваемые областные законы необходимо рассматривать в совокупности с теми актами, которые будут приниматься в развитие этих областных законов. Правительством Ленинградской области разработан проект постановления, находящийся на завершающей стадии принятия, которым предусматривается возможность перерасчета ежемесячной денежной компенсации в том случае, если новый размер ежемесячной денежной компенсации, установленный ветеранам труда с 11 июня 2011 года, ниже размера ранее предоставляемой им ежемесячной денежной компенсации. В результате принятия оспариваемых законов области подавляющее большинство ветеранов труда будет получать ежемесячную денежную компенсацию в большем размере, чем они получали ранее. Совокупный объем финансирования мер социальной поддержки ветеранов труда в связи с принятием оспариваемых областных законов не уменьшен, а увеличился.
Выслушав объяснения Васильева В.Ф., представителя законодательного собрания Ленинградской области Малкина Д.В., представителей губернатора Ленинградской области Яковлевой Н.Н. и Чекстер В.М., заключение прокурора Чигаркиной Е.Н., полагавшей, что в удовлетворении заявления должно быть отказано, исследовав материалы дела, суд находит заявление Васильева В.Ф. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" изменился принцип установления системы мер социальной защиты льготных категорий граждан, к которым относятся и ветераны труда.
Новая система предоставления мер социальной поддержки основана на принципе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и предусматривает замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации при соблюдении условий сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты (преамбула и статья 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).
При этом федеральным законодателем в отношении субъектов Российской Федерации не установлены нормы, касающиеся необходимости предоставления конкретных видов льгот, и размеры денежных компенсаций льготным категориям граждан.
Мерами социальной поддержки ветеранов в настоящее время являются: пенсионное обеспечение, выплата пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплата коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание (статья 13 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах").
Согласно статье 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такие меры социальной поддержки граждан являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах).
Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" правовое регулирование вопросов социальной поддержки некоторых категорий граждан, в том числе, ветеранов труда, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Приведенные нормы корреспондируют положениям статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам совместного ведения, указанных в частях 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Эти расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством условия социальной поддержки ветеранов труда определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.
В целях реализации Ленинградской областью полномочий, предоставленных федеральным законодательством, 1 декабря 2004 года принят областной закон Ленинградской области N 106-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области".
Меры социальной поддержки ветеранов труда установлены в статье 3 указанного областного закона и соответствуют мерам, установленным в статье 13 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Пункт 2 части 1 статьи 3 того же областного закона до внесения в него изменений областным законом Ленинградской области от 15 июня 2011 года N 39-оз "О внесении изменений в некоторые областные законы в связи с совершенствованием механизма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" предусматривал предоставление ветеранам труда меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентов оплаты за жилое помещение (в домах, независимо от вида жилищного фонда) в пределах установленной социальной нормы, в том числе членами семей ветеранов труда, совместно с ними проживающими и находящимися на их иждивении, либо получающими пенсию по старости и не пользующимися правом на аналогичную выплату по иным основаниям, и 50 процентов оплаты коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных действующим законодательством), независимо от вида жилищного фонда.
В настоящее время, в связи с принятием областного закона Ленинградской области от 15 июня 2011 года N 39-оз "О внесении изменений в некоторые областные законы в связи с совершенствованием механизма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", ветеранам труда предоставляется ежемесячная денежная компенсация части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе части расходов по оплате жилого помещения, понесенных членами семей ветеранов труда, совместно с ними проживающими и находящимися на их иждивении либо получающими пенсию по старости и не пользующимися правом на аналогичную выплату по другим основаниям, в размере, установленном областным законом об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год.
Содержание приведенных норм свидетельствует о том, что областной закон Ленинградской области от 1 декабря 2004 года N 106-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области", как до внесения в него изменений, так и после, не устанавливает конкретный (в денежном выражении) размер компенсационной выплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг. Мера социальной поддержки ветеранов труда по оплате жилищно-коммунальных услуг сохранена на территории Ленинградской области, следовательно, положение ветеранов не ухудшено.
В силу положений части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании.
Статьей 1 областного закона Ленинградской области от 30 июня 2006 года N 45-оз "О региональных стандартах в жилищно-коммунальной сфере Ленинградской области", региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий и реализации мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установлен следующим образом: на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек, 18 квадратных метров общей площади; на каждого члена семьи, состоящей из двух человек, 21 квадратный метр общей площади; для одиноко проживающих граждан 33 квадратных метра общей площади.
Размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг в Ленинградской области на 2011 год установлены постановлением правительства Ленинградской области от 27 мая 2011 года N 154 "О размерах региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг в Ленинградской области на 2011 год", принятым в соответствии с компетенцией, предусмотренной статьей 2 областного закона Ленинградской области от 30 июня 2006 года N 45-оз "О региональных стандартах в жилищно-коммунальной сфере Ленинградской области".
Из указанного постановления следует, что в Ленинградской области размер стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, составляет 1 306,7 руб. (в <...> муниципальном районе - 1 277,3 руб., в <адрес>, где проживает Васильев В.Ф. - 1 236 руб.), на состав семьи, состоящей из двух человек, - 1 420 руб. (в <...> муниципальном районе - 1 391,7 руб., в <адрес> - 1345,3 руб.), а на одиноко проживающего гражданина - 1 870,5 руб. (в <...> муниципальном районе - 1 849,3 руб., в <адрес> - 1782,8 руб.)
Таким образом, исходя из стоимости жилищно-коммунальных услуг, регионального стандарта размера нормативной площади жилого помещения на 1 человека 18 кв. м в среднем по Ленинградской области, 50 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2011 год составляет 653,35 руб.
Указанные критерии, как следует из пояснений заинтересованных лиц в судебном заседании, учитывались при принятии оспариваемых нормативных правовых актов.
Вместе с тем, следует отметить, что федеральное законодательство, регулирующее вопросы предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, относит к полномочиям субъекта Российской Федерации определение формы, вида и порядка предоставления соответствующих мер социальной поддержки и не ставит определение размера компенсации в зависимость от региональных стандартов.
Из материалов дела усматривается, что в Ленинградской области по состоянию на 1 мая 2011 года число получателей ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 3 областного закона Ленинградской области от 1 декабря 2004 года N 106-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области", составило 114 691 человек, в <...> муниципальном районе - 14 515 человек. В результате принятия областного закона Ленинградской области от 15 июня 2011 года N 39-оз "О внесении изменений в некоторые областные законы в связи с совершенствованием механизма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" в Ленинградской области улучшилось положение 40 875 ветеранов труда, а ухудшилось у 73 816. В <...> муниципальном районе в результате установления ежемесячной денежной компенсации в размере 639 руб. улучшилось положение 11 605 ветеранов труда, а ухудшилось - у 2 910 (л.д.62).
При таких обстоятельствах имеются основания считать, что оспариваемые положения областного закона Ленинградской области от 15 июня 2011 года N 39-оз "О внесении изменений в некоторые областные законы в связи с совершенствованием механизма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" направлены на выравнивание степени социальной защищенности среди ветеранов труда.
Требования статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ о том, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, при принятии областного закона Ленинградской области от 15 июня 2011 года N 39-оз "О внесении изменений в некоторые областные законы в связи с совершенствованием механизма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" соблюдены.
Как видно из представленных документов, расходы бюджета Ленинградской области на меры социальной поддержки ветеранов труда по оплате жилья и коммунальных услуг составляли:
В 2004 году - 265 561 тыс. руб. (л.д.60, в приложении 12 к областному закону от 31 декабря 2003 года N 105-оз "Об областном бюджете Ленинградской области на 2004 год" в составе субвенций бюджетам муниципальным образованиям в размере 395 535 тыс. руб. учтены не только эти, но и другие льготы, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах");
в 2005 году - 364 405 тыс. руб. (статья 30 областного закона от 29 ноября 2004 года N 101-оз "Об областном бюджете Ленинградской области на 2004 год");
в 2006 году - 494467,2 тыс. руб. (приложение 47 к областному закону от 29 ноября 2005 года N 101-оз "Об областном бюджете Ленинградской области на 2006 год");
в 2007 году - 553 358 тыс. руб. (приложение 21 к областному закону от 13 ноября 2006 года N 130-оз "Об областном бюджете Ленинградской области на 2007 год");
в 2008 году - 612 821 тыс. руб. (приложение 38 к областному закону от 14 декабря 2007 года N 184-оз "Об областном бюджете Ленинградской области на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов");
в 2009 году - 763 475,3 тыс. руб. (приложение 44 к областному закону от 27 декабря 2008 года N 152-оз "Об областном бюджете Ленинградской области на 2009 год");
в 2010 году - 855 980 тыс. руб. (приложение 36 к областному закону от 18 декабря 2009 года N 106-оз "Об областном бюджете Ленинградской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". При этом следует отметить, что указанный размер расходного обязательства установлен областным законом от 25 октября 2010 года N 59-оз "О внесении изменений в областной закон "Об областном бюджете Ленинградской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", на момент принятия областного закона размер расходного обязательства на меры социальной поддержки ветеранов труда по оплате жилья и коммунальных услуг составлял 802 920,3 тыс. руб.).
В областном законе от 23 декабря 2010 года N 84-оз "Об областном бюджете Ленинградской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" на меры социальной поддержки ветеранов в труда по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрено 839 320,3 тыс. руб., но это не означает, что объем финансирования данной меры социальной поддержки снижен, поскольку, как видно из материалов дела, после вступления в силу областного закона Ленинградской области от 15 июня 2011 года N 39-оз "О внесении изменений в некоторые областные законы в связи с совершенствованием механизма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" запланировано увеличение размера расходного обязательства Ленинградской области на указанную меру социальной поддержки до 929 320,3 тыс. руб. и проект закона об этом внесен в законодательное собрание Ленинградской области 19 августа 2011 года (л.д.60).
Приведенные показатели свидетельствуют о последовательном увеличении в Ленинградской области объема бюджетных ассигнований на реализацию социальной поддержки ветеранов труда по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Из пояснений представителей законодательного собрания Малкина Д.В. и губернатора Ленинградской области Яковлевой Н.Н. и Чекстер В.М., с которыми суд соглашается, следует, что изменение механизма предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда по оплате жилого помещения и коммунальных услуг влечет за собой изменение областного законодательства, которое требует временных затрат, и в настоящее время нормативные правовые акты Ленинградской области приводятся в соответствие с областным законом Ленинградской области от 15 июня 2011 года N 39-оз "О внесении изменений в некоторые областные законы в связи с совершенствованием механизма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг".
Суду представлен проект постановления правительства Ленинградской области "Об утверждении положений о порядке назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан", подготовленного в целях реализации областного закона Ленинградской области от 15 июня 2011 года N 39-оз "О внесении изменений в некоторые областные законы в связи с совершенствованием механизма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" и в соответствии с компетенцией, установленной статьей 5 областного закона Ленинградской области от 1 декабря 2004 года N 106-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области".
В частности, пунктом 3.8 проекта положения о порядке назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда, проживающим в Ленинградской области, предусмотрено, что размер ежемесячной денежной компенсации ветеранам труда и их иждивенцам (пенсионерам по старости) устанавливается законом Ленинградской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
В проекте того же положения также разрешен вопрос перерасчета размера ежемесячной денежной компенсации в том случае, если новый размер ежемесячной денежной компенсации, установленный ветеранам труда с 11 июня 2011 года, ниже размера ранее предоставляемой им ежемесячной денежной компенсации (по состоянию на май 2011 года без учета имеющейся задолженности (пункт 3.9).
Следовательно, после принятия постановлением правительства Ленинградской области указанного постановления у Васильева В.Ф. возникнет право перерасчет ежемесячной денежной компенсации.
Ранее вступления в силу областного закона Ленинградской области от 15 июня 2011 года N 39-оз "О внесении изменений в некоторые областные законы в связи с совершенствованием механизма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" у правительства Ленинградской области отсутствовали правовые основания для установления иного порядка предоставления мер социальной поддержки, чем предусмотренного в действующем в настоящее время постановлении правительства Ленинградской области от 23 ноября 2006 года N 320 "О внесении изменений в постановление правительства Ленинградской области от 27 января 2005 года N 10 "Об утверждении Временного положения о порядке назначения, выплаты и финансирования ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Ленинградской области".
Установление областным законом Ленинградской области от 31 мая 2011 года N 31-оз "О внесении изменений в областной закон "Об областном бюджете Ленинградской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" конкретного (фиксированного) размера ежемесячной денежной компенсации ветеранам труда оплаты жилого помещения и коммунальных услуг не противоречит статье 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", определяющей, что меры социальной защиты ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Областной закон Ленинградской области от 23 декабря 2010 года N 84-оз "Об областном бюджете Ленинградской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" регулирует бюджетные правоотношения на территории Ленинградской области. В силу статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 6 областного закона Ленинградской области от 26 сентября 2002 года N 36-оз "О бюджетном процессе в Ленинградской области" ветераны труда не относятся к участникам бюджетного процесса.
Исходя из предмета правового регулирования областного закона Ленинградской области от 31 мая 2011 года N 31-оз "О внесении изменений в областной закон "Об областном бюджете Ленинградской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", он не подлежит проверке на соответствие правовым нормам, регулирующим отношения по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда.
Поскольку в силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации на осуществление полномочий по социальной поддержке ветеранов труда устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, не имеется оснований для вывода о противоречии федеральному законодательству строки 6 приложения 143 к областному закону областного закона Ленинградской области от 8 июня 2011 года N 31-оз "О внесении изменений в областной закон "Об областном бюджете Ленинградской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
На основании изложенного суд приходит к выводу, что законы Ленинградской области в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам федерального уровня, имеющим большую юридическую силу, приняты в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации федеральным законодательством, и не влекут нарушения или ущемления прав ветеранов труда.
Довод Васильева В.Ф. о снижении ранее достигнутого им уровня социальной поддержки не может быть положен в основу удовлетворения его заявления, поскольку федеральное законодательство не предусматривает в качестве обязательного критерия при изменении субъектами Российской Федерации порядка предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда учет материального положения отдельно взятого ветерана труда, его конкретные расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194-198, 251-253 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Васильеву В.Ф. в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 34 статьи 1 областного закона Ленинградской области от 8 июня 2011 года N 31-оз "О внесении изменений в областной закон "Об областном бюджете Ленинградской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", строки 6 приложения 143 к тому же областному закону в части установления в <...> муниципальном районе на 2011 год ежемесячной денежной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам труда в размере 639 рублей, статьи 1 областного закона Ленинградской области от 15 июня 2011 года N 39-оз "О внесении изменений в некоторые областные законы в связи с совершенствованием механизма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме через Ленинградский областной суд.
Судья |
Е.В. Шадрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 29 августа 2011 г. N 3-50/2011
Текст решения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)