Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Общие указания по применению
4.1. Предлагаемые индексы сформированы на строительные, ремонтно-строительные, монтажные, пусконаладочные и реставрационно-восстановительные работы, предусмотренные типовыми проектными решениями частей зданий и сооружений, повторно применяемыми экономичными индивидуальными проектами, и дифференцированы по унифицированной номенклатуре видов и комплексов работ, соответствующих технологической последовательности строительства и специализации строительно-монтажных (ремонтно-строительных, реставрационных) организаций.
Предназначены для определения стоимости строительства в текущих ценах и расчетов за выполненные строительно-монтажные работы между заказчиками и подрядными организациями независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы.
4.2. Расчеты за выполненные работы рекомендуется производить с применением индексов по отдельным элементам прямых затрат (таблицы раздела I) к стоимости соответствующих видов работ с последующим начислением накладных расходов и сметной прибыли по текущим нормативам. Такой метод счета рекомендуется как основной вариант, обеспечивающий правильное отражение структуры затрат по конкретному объекту строительства и видам (комплексам) работ.
4.3. При применении индексов раздела II на весь комплекс работ к полной сметной стоимости строительно-монтажных работ в ценах 1984 года на стоимость прямых затрат, подсчитанную по расценкам и сметным ценам 1984 года, начисляются накладные расходы и плановые накопления по нормам 1984 года, а затем индекс по соответствующему виду строительства и работ. При расчете указанных индексов использовались индексы к элементам прямых затрат по соответствующим видам и комплексам работ раздела I.
Аналогично - при применении индексов раздела II на весь комплекс работ к полной сметной стоимости строительно-монтажных работ в ценах на 01.01.2000 на стоимость прямых затрат, подсчитанную по расценкам и сметным ценам на 01.01.2000, начисляются накладные расходы и сметная прибыль по нормативам для базисной стоимости, а затем индекс по соответствующему виду работ. При расчете указанных индексов использовались индексы к элементам прямых затрат по соответствующим видам работ раздела I.
Примечание: комплексные индексы удорожания СМР по видам объектов строительства и реконструкции должны применяться при расчетах за выполненные работы между Заказчиками и Генеральными подрядчиками в условиях "неразорванного" строительного цикла. При проведении работ на объектах, достраиваемых после остановки (консервации) работ, а также при смене генподрядчика следует использовать индексы по видам соответствующих работ.
4.4. Оплату выполненных работ рекомендуется производить Заказчиком по ценам (индексам) на момент их фактического выполнения Подрядчиком, а в случае отставания Подрядчика от согласованного календарного плана (графика) работ - по ценам (индексам), действовавшим на момент, когда они должны были быть выполнены по календарному плану (графику), что должно быть отражено в договоре подряда (контракте). В случае задержки оплаты выполненных и принятых работ со стороны и по вине Заказчика, Подрядчик вправе требовать компенсации затрат и инфляционных факторов в соответствии с условиями договора, в котором должны быть предусмотрены соответствующие штрафные санкции за задержку оплаты.
4.5. Индекс к оплате труда рабочих учитывает выплаты в составе Фонда оплаты труда (дополнительные отпуска, выслуга лет, аккордная оплата труда), а также дополнительную заработную плату, которые дополнительно не учитываются.
Для пересчета стоимости эксплуатации машин в соответствующий уровень цен рекомендуется применять индекс на эксплуатацию машин, а к оплате труда механизаторов, входящей в стоимость эксплуатации машин и используемой для начисления накладных расходов и сметной прибыли, - индекс на оплату труда рабочих.
4.6. Индексы на материалы к сметным ценам 2000 и 1984 годов приведены в виде "ценового поля" показателей, определяющих разброс цен на ресурсы в зависимости от проектных решений и условий поставки (комплектации). Согласование конкретной величины показателя в установленных пределах производится Заказчиком и Подрядчиком.
Для учета разницы в транспортных расходах по доставке материальных ресурсов на объекты строительства, расположенные в административно подчиненных пригородах Санкт-Петербурга (административные районы - Колпинский, Кронштадтский, Курортный, Ломоносовский, Павловский, Петродворцовый и Пушкинский), а также при осуществлении строительства в Ленинградской области строительными организациями Санкт-Петербурга к сметной стоимости строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ должны применяться специальные поправочные коэффициенты, приведенные в Общих указаниях по применению единичных расценок (ЕРЕР-84 и ТЕР-2001 СПб).
4.7. При оплате заказчиком материалов, изделий и конструкций для производства строительно-монтажных работ, когда расчеты за выполненные работы производятся с применением индексов по данному письму, из актов выполненных работ после начисления лимитированных затрат исключается стоимость оплаченных заказчиком материалов, пересчитанных с применением к их стоимости соответствующих индексов по статье прямых затрат "Материалы с доставкой", а в случае их включения в сметы (акты выполненных работ) по фактической стоимости - по стоимости, заложенной в сметы (акты выполненных работ). Стоимость материалов поставки заказчика является неотъемлемой частью прямых затрат по смете и входит в базу для исчисления лимитированных затрат.
4.8. Накладные расходы в текущем уровне цен определяются в соответствии с Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-33.2004 (Госстрой России от 12.01.2004 N 6) от величины средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе текущих прямых затрат по следующей формуле:
,
где:
и - суммарная величина основной заработной платы рабочих-строителей и машинистов в уровне сметных цен 1984 года или на 01.01.2000;
- индекс текущего уровня оплаты труда рабочих по отношению к уровню 1984 или 2000 годов (индекс элемента прямых затрат - "Оплата труда рабочих");
- норматив накладных расходов, рекомендованный Госстроем России для применения с 01.01.2000 в Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-33.2004, с учетом порядка применения нормативов накладных расходов в строительстве с 01.01.2011, установленного письмами Минрегиона России N 41099-КК/08 от 06.12.2010 и N 3757-КК/08 от 21.02.2011.
Размеры накладных расходов в базисном и текущем уровне цен приведены в Письме Департамента архитектуры, строительства и градостроительной политики Минрегиона России от 17.03.2011 N 6056-ИП/08 (см. журнал "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве" N 4/2011). |
При использовании в локальных сметах (сметных расчетах) нормативов накладных расходов по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ начисление нормативов производится на комплексы работ, определяемых в соответствии с наименованием сборников ГЭСН (ФЕР, ТЕР)-2001, ГЭСНм (ФЕРм, ТЕРм)-2001 и ГЭСНр (ФЕРр, ТЕРр)-2001.
Коэффициент 0,94 к нормативам накладных расходов, введенный в действие письмом Росстроя от 31.01.2005 N ЮТ-260/06, утратил свое значение для организаций, использующих общий режим налогообложения, и не применяется к нормативам, приведенным в приложениях 3, 4, 5 МДС 81-33.2004.
В связи с выходом Федерального закона от 28.12.2010 N 432-ФЗ для организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения, к нормативам накладных расходов применяется коэффициент 0,94.
В соответствии с порядком применения нормативов накладных расходов в строительстве с 01.01.2011 (письма Минрегиона России N 41099-КК/08 от 06.12.2010 и N 3757-КК/08 от 21.02.2011) при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения, капитального и текущего ремонта в текущем уровне цен с 1 января 2011 года к нормативам накладных расходов, приведенных в приложениях 3, 4 и 5 к МДС 81-33.2004, применяется коэффициент 0,85. |
4.9. Сметная прибыль в текущем уровне цен определяется в соответствии с положениями Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве МДС 81-25.2001 (Госстрой России от 28.02.2001 N 15) с учетом изменений, введенных Федеральным агентством по строительству и ЖКХ письмом N АП-5536/06 от 18.11.2004 "О порядке применения нормативов сметной прибыли в строительстве", и порядком применения нормативов сметной прибыли в строительстве с 01.01.2011, установленным письмами Минрегиона России N 41099-КК/08 от 06.12.2010 и N 3757-КК/08 от 21.02.2011.
Согласно письму Минрегиона России от 29.04.2011 N 10753-ВТ/11 по объектам, финансируемым за счет средств федерального бюджета, понижающие коэффициенты к нормативам сметной прибыли, предусмотренные письмом Минрегиона России от 06.12.2010 N 41099-КК/08 (в редакции письма Минрегиона России от 21.02.2011 N 3757-КК/08), не распространяются на нормативы, предусмотренные для свайных работ, мостов и труб, закрепления грунтов, тоннелей и метрополитенов.
Внимание! При определении сметной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения, капитального и текущего ремонта в текущем уровне цен с 1 января 2011 года применяется коэффициент 0,8:
- к общеотраслевым нормативам сметной прибыли в составе сметной стоимости строительно-монтажных работ в размере 65% и ремонтно-строительных работ - 50% к величине средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов (п. 2.1 и п. 2.2 МДС 81-25.2001);
- к рекомендуемым нормативам сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ (прил.1 к письму Росстроя от 18.11.2004 N АП-5536/06), при этом исключается ограничение о нераспространении коэффициента 0,8 на отдельные виды работ, указанные в письме от 06.12.2010 N 41099-КК/08;
- к рекомендуемым нормативам сметной прибыли по видам ремонтно-строительных работ (прил.2 к письму Росстроя от 18.11.2004 N АП-5536/06).
Указанные положения обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и формы собственности, осуществляющих капитальное строительство за счет средств федерального бюджета, средств бюджета Санкт-Петербурга, государственных кредитов, получаемых под государственные гарантии, и других средств, поступающих в качестве государственной поддержки.
Размеры сметной прибыли в базисном и текущем уровне цен приведены в Письме Департамента архитектуры, строительства и градостроительной политики Минрегиона России от 17.03.2011 N 6056-ИП/08 (см. журнал "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве" N 4/2011). |
В качестве базы для исчисления сметной прибыли принимается величина средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в текущих ценах в составе сметных прямых затрат (по аналогии с исчислением накладных расходов).
При использовании в локальных сметах (сметных расчетах) нормативов сметной прибыли по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ начисление нормативов производится на комплексы работ, определяемых в соответствии с наименованием сборников ГЭСН(ФЕР, ТЕР)-2001, ГЭСНм(ФЕРм, ТЕРм)-2001, ГЭСНп(ФЕРп, ТЕРп)-2001, ГЭСНр(ФЕРр, ТЕРр)-2001.
Примечание. Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц (т.е. внебюджетных источников), сметная прибыль может определяться как от величины средств на оплату труда рабочих, так и от сметной себестоимости работ в текущем уровне цен. При этом конкретный норматив сметной прибыли предлагается подрядчиком и согласуется заказчиком работ на равноправной основе.
4.10. При исчислении накладных расходов и сметной прибыли в текущем уровне цен сохраняется действие всех примечаний к прил.4 МДС 81-33.2004 и МДС 81-34.2004, прил.1 и 2 к письму Росстроя от 18.11.2004 N АП-5536/06.
Установленный письмами Минрегиона России N 41099-КК/08 от 06.12.2010 и N 3757-КК/08 от 21.02.2011 порядок применения понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов (0,85) и сметной прибыли (0,8) в строительстве распространяется на организации, работающие по упрощенной системе налогообложения.
В связи с этим коэффициент 0,7 к укрупненным нормативам накладных расходов, а также нормативам по видам строительных, монтажных, ремонтно-строительных, пусконаладочных работ (п. 4.7 МДС 81-33.2004) не применяется.
При этом не утратило силу примечание к прил.1 и 2 письма Росстроя от 18.11.2004 N АП-5536/06 о применении коэффициента 0,9 к нормативам сметной прибыли по видам строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ при упрощенной системе налогообложения.
При применении коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли округление нормативов производится до целых чисел. В случае применения нескольких понижающих коэффициентов к нормативным накладным расходам и сметной прибыли округление нормативов до целых чисел производится после применения всех коэффициентов.
Сметная документация, прошедшая экспертизу до выхода писем Минрегиона России N 41099-КК/08 от 06.12.2010 и N 3757-КК/08 от 21.02.2011, пересчету не подлежит. При этом по заключенным государственным контрактам взаиморасчеты за выполненные работы осуществляются в порядке, предусмотренном государственным (муниципальным) контрактом, в пределах твердой договорной цены.
4.11. Затраты на удорожание работ, выполняемых в зимнее время определяются в соответствии с ГСН 81-05-02-2001 "Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время" и ГСНр 81-05-02-2001 "Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время".
4.12. Размер средств, предназначенных для возведения титульных временных зданий и сооружений, может определяться:
- по расчету, основанному на данных ПОС в соответствии с необходимым набором титульных временных зданий и сооружений;
- по нормам, приведенным в ГСН 81-05-01-2001 "Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве строительных работ" и ГСНр 81-05-01-2001 "Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ", в процентах от сметной стоимости строительных и монтажных работ по итогам глав 1-7 Сводного сметного расчета.
Одновременное использование указанных способов не допускается.
Расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения могут производиться как за фактически построенные временные здания и сооружения, так и с применением сметных нормативов в зависимости от условий заключаемых договоров (контрактов). Порядок расчетов за временные здания и сооружения, установленный между заказчиком и подрядчиком, должен применяться от начала и до окончания строительства.
4.13. Возмещение прочих работ и затрат заказчиком может производиться только при их фактическом наличии у подрядчика и при документальном подтверждении размеров этих затрат за соответствующий период, но не выше размера по нормативным документам Госстроя России для включения в главу 9 ССР "Прочие работы и затраты".
4.14. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется от итога глав 1-12 ССР в размере согласно п. 4.96 МДС 81-35.2004.
Часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете, в размере, согласованном заказчиком и подрядчиком, может включаться в состав твердой договорной цены на строительную продукцию. При этом в актах приемки выполненных работ часть резерва, включенная в состав твердой договорной цены, не расшифровывается и оплачивается заказчиком по норме, согласованной при формировании твердой договорной цены.
При заключении договора с открытой (изменяемой в ходе выполнения работ) ценой при производстве расчетов между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные объемы работ резерв подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.