Определение Ленинградского областного суда
от 21 апреля 2011 г. N 33-2028/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Алексеева А.Н.,
судей Дробышевской О.А., Насиковской А.А.,
при секретаре Швецовой Ю.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Киришском районе Ленинградской области на решение Киришского городского суда Ленинградской области от 17 марта 2011 года.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Насиковской А.А., объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Киришском районе Ленинградской области Домановской Е.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Сахарова Е.Л. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Киришском районе Ленинградской области о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда РФ в Киришском районе Ленинградской области N от <дата> года, которым ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с невключением ответчиком в специальный стаж периода работы в должности старшей медсестры <...> с <дата> года по <дата> года и периода нахождения на семинаре с <дата> года по <дата> года.
Полагая данное решение ответчика незаконным, Сахарова Е.Л. просила обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж указанные периоды работы и назначить ей досрочную пенсию по старости с момента ее обращения с заявлением в Управление Пенсионного Фонда РФ.
Требования мотивированы тем, что должность медицинской сестры диетической хотя и не поименована в Списках, утвержденных Постановлением правительства РФ N 1066, однако относится к лечебной и иной работе по охране здоровья населения, в связи с чем должна быть включена в специальный стаж.
Решением Киришского городского суда Ленинградской области от 17 марта 2011 года исковые требования Сахаровой Е.Л. удовлетворены.
Решение Управления Пенсионного фонда РФ в Киришском районе Ленинградской области N от <дата> года признано незаконным. Управление Пенсионного фонда РФ в Киришском районе Ленинградской области обязано зачесть Сахаровой Е.Л. в специальный трудовой стаж спорные периоды и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с <дата> года.
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Киришском районе Ленинградской области просит решение суда первой инстанции отменить, полагая его незаконным и необоснованным.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит обжалуемое решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Сахарова Е.Л. в период с <дата> года работала в должности "старшей медицинской сестры <...>", <дата> года была переведена в том же учреждении на должность "медицинской сестры <...>".
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Киришском районе Ленинградской области N от <дата> года Сахаровой Е.Л. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В специальный стаж не включены периоды работы истицы с <дата> года по <дата> года в должности старшей медсестры по диетпитанию комбината детского питания, так как должность медсестры по диетпитанию не предусмотрена Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, а также период нахождения Сахаровой Е.Л. на семинаре с <дата> года по <дата> года.
Удовлетворяя исковые требования Сахаровой Е.Л., суд первой инстанции исходил из того, что комбинат <...>, где работала истица, подпадает под обозначенное в Списке наименование "лечебное учреждение", а функциональные обязанности истицы в должности старшей медсестры по диетпитанию тождественны должности медицинской сестры и старшей медицинской сестры, поименованных в соответствующих Списках.
Судебная коллегия находит выводы суда основанными на неправильном применении норм материального права, при этом принимая во внимание следующее.
В соответствии пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список и Правила, которые определили наименование должностей и учреждений здравоохранения.
В соответствии с п. 1 Списка занимаемая истицей должность не поименована в перечне должностей, работа в которой дает право на назначение пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности по охране здоровья населения.
Отсутствовало указание на должность медсестры по диетпитанию и в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с медицинской деятельностью по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066.
Выводы суда о тождественности выполняемых истицей функций, условий и характера деятельности в должности медицинской сестры по диетпитанию к должностям среднего медицинского персонала, перечисленных в указанных выше Списках, являются ошибочными.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Вопрос о тождественности выполняемых истицей функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должности истицы, которые не содержатся в нормативно-правовых актах.
Вместе с тем, должность "медицинская сестра <...>" фигурировало и фигурирует в нормативно-правовых актах как самостоятельная должность с индивидуально-определенными трудовыми функциями.
В частности, данная должность предусмотрена в Единых квалификационных справочниках должностей руководителей, специалистов и служащих в разделах "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н и Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.11.2009 N 869, в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 N 526 "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников", и ранее была предусмотрена в Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утв. Приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 N 377, в Общесоюзном классификаторе. Профессии рабочих, должности служащих и тарифные разряды. 1 86016, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 27.08.1986 N 016, в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27.03.1986 N 102/6-142.
Таким образом, законодатель четко разделяет должности "медицинская сестра диетическая" и "старшая медицинская сестра", "медицинская сестра", определяя в результате такого разграничения особенности в пенсионном обеспечении лиц, занимающих указанные должности.
Содержание должностных обязанностей истицы в должности старшей медицинской сестры по <...> определено должностной инструкцией (л.д. 29), анализ которой позволяет прийти к выводу о различных должностных обязанностях "медицинской сестры по <...>" и "медицинской сестры".
С учетом характера выполняемой истицей работы, положений указанных выше нормативных актов, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у Сахаровой Е.Л. отсутствует право на зачет в медицинский стаж в льготном исчислении периода работы с <дата> года по <дата> года в должности "старшей медсестры по <...>" и в должности "медицинской сестры <...>".
Таким образом, выводы суда о возможности включения в специальный стаж Сахаровой Е.Л. вышеуказанного периода работы противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о праве Сахаровой Е.Л. на зачет в специальный стаж периода нахождения на семинаре <дата> года по <дата> года. Выводы суда в этой части соответствуют закону и являются правильными.
Однако, возможность обязания ответчика включить указанный период в специальный стаж работы обусловлена наличием у истицы объективного права на назначение пенсии. Учитывая, что спорный период с <дата> года по <дата> года не подлежит включению в специальный стаж, и в силу чего у Сахаровой Е.Л. отсутствует требуемый специальный стаж, то обязание ответчика включить в специальный стаж период нахождение истицы на семинаре не имеет правового смысла и является неправильным.
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает наличие у истицы права о постановке вопроса о включении данного периода в стаж при достижении установленным законом условий для назначения пенсии.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, решение суда подлежит отмене. Принимая во внимание, что собранные доказательства по делу в совокупности позволяют определить все необходимые для разрешения спора обстоятельства, судебная коллегия полагает возможным вынести новое решение, которым отказать Сахаровой Е.Л. в удовлетворении иска в полном объеме.
Руководствуясь ст. 361, п. 4 ч. 1 ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Киришского городского суда Ленинградской области от 17 марта 2011 отменить.
В удовлетворении исковых требований Сахаровой Е.Л. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Киришском районе Ленинградской области о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда РФ в Киришском районе Ленинградской области N от <дата> года, обязании включить в специальный трудовой стаж период работы в должности старшей медсестры по диетпитанию комбината детского питания с <дата> года по <дата> года, период нахождения на семинаре с <дата> года по <дата> года, обязании назначить досрочную пенсию по старости с момента обращения - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 21 апреля 2011 г. N 33-2028/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)